Файл: BRIKS_i_Afrika_-_partnerstvo_i_vzaimodeystvie.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1769

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом, несмотря на активизацию усилий мирового сообще­ства и самих африканских стран по борьбе с инфекционными за­болеваниями в последнее десятилетие, при сохранении существую­щих тенденций странам Африки южнее Сахары не удастся до­стичь глобальной задачи в рамках ЦРТ – «остановить к 2015 г. распространение ВИЧ/СПИДа, малярии и других основных бо­лезней и положить начало тенденции к сокращению заболеваемо­сти».

Доступ к питьевой воде и санитарии. На сегодняшний день около 1,1 млрд человек в развивающихся странах не имеют аде­кватного доступа к воде, а у 2,6 млрд отсутствует элементарная канализация. Причина этого, по мнению специалистов Програм­мы развития ООН (ПРООН), кроется не в физическом отсутствии воды, а в слабости государственной власти, бедности и неравен­стве. Показатели охвата населения безопасной питьевой водой и канализацией ниже всего в Африке южнее Сахары. Так, по дан­ным ООН, более 40% населения этого региона лишены доступа к чистой питьевой воде, а около 70% не имеют возможности поль­зоваться элементарными санитарно-техническими средствами. При этом разрыв между городским и сельским населением в этой области огромен360.

Нехватка воды и широкое использование небезопасных источ­ников наряду с отсутствием элементарной канализации служит главной причиной массового распространения инфекционных за­болеваний, прежде всего желудочно-кишечных и паразитарных, нередко ведущих к утрате трудоспособности и высокой смертно­сти, особенно детской. Каждый год во всем мире из-за загрязнен­ной воды и отсутствия канализации умирает около 2 млн детей, и эта цифра затмевает число жертв от насильственных действий (войн, терроризма и т.п.). Как отмечается в «Докладе о развитии человека за 2006 г.», лишение доступа к воде, как и голод – это безмолвный кризис, переживаемый бедняками и обрекающий их на еще бóльшую нищету, неравенство и уязвимость361.

Несмотря на глобальный характер проблемы обеспечения во­дой и канализацией, она не занимает сколько-нибудь видного ме­ста в международной повестке дня в отличие, к примеру, от мощ­ной реакции мирового сообщества на пандемию ВИЧ/СПИДа или проблему «Образование для всех». Тем не менее, она является одной из задач ЦРТ, предусматривающей сокращение к 2015 г. вдвое доли населения, не имеющего постоянного доступа к чи­стой питьевой воде и основным санитарно-техническим сред­ствам. По существующим прогнозам, при нынешних темпах раз­вития Африка южнее Сахары сможет достичь поставленных це­лей по воде лишь к 2040 г., а по канализации – к 2076 г.362 Совсем иная картина в Северной Африке, которая уже в 2010 г. вышла на уровень целевого показателя по обеспечению населения безопас­ной питьевой водой и санитарно-техническими средствами.

Глобальное партнерство в целях развития. Последняя, вось­мая ЦРТ состоит в формировании глобального партнерства в це­лях развития. По сути, это – не цель (в отличие от первых семи), а инструмент достижения ЦРТ, поскольку без содействия развитых стран путем укрепления глобального партнерства в рамках меж­дународного сотрудничества эти цели не могут быть достигнуты. Хотя основное бремя ответственности за достижение ЦРТ лежит на развивающихся странах, международная поддержка и помощь со стороны развитых стран имеют исключительно важное значе­ние, в особенности для беднейших стран. Конкретные задачи в рамках цели по установлению глобального партнерства включа­ют увеличение официальной помощи в целях развития (ОПР), до­ступ на рынки развитых стран и облегчение долгового бремени.


В 2010 г. чистый объем ОПР всем развивающимся странам до­стиг самого высокого уровня за всю историю – почти 130 млрд долл., что составляет 0,32% валового национального дохода (ВНД) развитых стран*363. Тем не менее размеры помощи отстают от взятых в 2005 г. на саммите стран «Большой восьмерки» (Глениглс) обязательств по увеличению к 2010 г. ОПР на 50 млрд долл., в том числе странам Африки – на 25 млрд долл. По состоянию на 2010 г., общий дефицит составил 21 мрлд долл., что сказалось прежде всего на помощи странам Африки, которые недополучили 18 млрд долл. Предполагается, что регион в целом сможет получить не более 11 млрд долл. из дополнительных 25 млрд долл., обещанных в Глениглсе. Налицо явное невыполнение в полном объеме обязательств некоторыми странами-донорами, бόльшая часть помощи которых как раз предназначалась странам Африки. Если бы эти обязательства были выполнены, то помощь африканским странам на сегодняшний день составила бы почти 64 млрд долл. вместо 46 млрд долл. (в текущих ценах)364.

Вызывают тревогу и перспективы ОПР. Так, согласно недав­нему обзору ОЭСР, из-за введенных в ряде стран-доноров финан­совых ограничений в связи с последствиями глобального кризиса ожидается резкое замедление в 2011−2013 гг. темпов роста объема ОПР развивающимся странам, в том числе странам Афри­ки − до 1% в год по сравнению с 13%-ным ростом в предыдущие три года365. И действительно, в 2011 г. впервые за более чем деся­тилетний период объем помощи в реальном выражении сократил­ся по сравнению с 2010 г. на 2,7%366.

В Декларации тысячелетия ООН (2000 г.) содержится призыв к формированию «открытой, справедливой, регулируемой, пред­сказуемой и недискриминационной многосторонней торговой и финансовой системы»367. Дохийский раунд переговоров Всемир­ной торговой организации (ВТО), начатый в 2001 г., главным об­разом для достижения этой цели, в настоящее время зашел в ту­пик из-за серьезных разногласий по ряду позиций и, по мнению аналитиков ООН, находится на грани краха, что ставит под со­мнение приверженность мирового сообщества идеям многосто­ронней системы.

По-прежнему тарифы на товары, имеющие для развивающих­ся стран стратегическое значение, такие как текстиль и сельско­хозяйственная продукция, остаются высокими, в то время как развитые страны предоставляют огромные субсидии своим сель­ским производителям. Богатые страны тратят на субсидирование своего сельского хозяйства в три раза больше, чем на ОПР всем развивающимся странам (по последним данным, объем сельско­хозяйственных субсидий стран-членов ОЭСР в 2010 г. составил 366 млрд долл., или 0,85% их совокупного ВВП)368. Для достиже­ния поставленной в ЦРТ задачи обеспечения доступа на рынки развитых стран и успешного завершения Дохийского раунда ВТО необходимо устранение всех барьеров на пути экспорта товаров из развивающихся стран, включая снижение таможенных пошлин и сокращение субсидий сельскохозяйственным производителям развитых стран, а для этого требуется прежде всего политическая воля.


Бремя внешнего долга снижает платежеспособность государ­ства, тормозит его экономический рост и сковывает усилия, направленные на сокращение бедности. Как показал опыт 2000-х гг., улучшение управления долговыми обязательствами, развитие торговли и значительные списания внешней задолженности, осо­бенно для беднейших стран, способствовали уменьшению бреме­ни регулярных выплат в счет погашения внешнего долга.

Так, в странах АЮС коэффициент обслуживания долга сокра­тился с 9,4% в 2000 г. до менее 3% в 2010 г.369

Облегчение долгового бремени уже позволило некоторым странам увеличить расходы на здравоохранение, образование и другие социальные нужды в рамках ЦРТ. Так, например, мини­стерство здравоохранения Бурунди в 2005–2007 гг. увеличило свой бюджет в 4 раза, успешно воспользовавшись средствами, ко­торые стали доступны в результате списания задолженности в рамках Инициативы в отношении бедных стран с высоким уров­нем задолженности (ХИПК), а в Замбии в 2006 г. была введена бесплатная медицинская помощь для жителей сельских райо­нов370.

Вместе с тем, несмотря на прогресс в реализации программ по списанию задолженности, основные из существующих инициатив по облегчению долгового бремени уже подходят к концу, а ряд стран с низким и ниже среднего уровнем дохода по-прежнему на­ходятся в долговом кризисе или под его угрозой. По последним оценкам МВФ, в начале 2012 г. таких стран было 19, включая 12 стран ХИПК. Среди стран Африки – это Буркина Фасо, Бурунди, ДРК, Джибути, Гамбия, Гвинея, Коморские острова, Кот-д’Ивуар, Судан и Зимбабве371. Для серьезного решения проблемы долговых обязательств развивающихся стран эксперты ООН предлагают продлить срок действия инициатив, определить более гибкие условия списания задолженности, а также создать новый механизм для своевременного принятия мер по каждому отдель­ному долгу.

В целом достижение ЦРТ к 2015 году потребует от традицион­ных доноров безотлагательного осуществления взятых обяза­тельств по предоставлению помощи, расширению доступа на рынки и облегчению долгового бремени развивающихся стран. На саммите ООН по Целям развития тысячелетия (сентябрь 2010 г.) была выражена серьезная озабоченность существенным отста­ванием Африки южнее Сахары в реализации поставленных задач и признана неотложная необходимость дополнительных усилий в вопросах предоставления помощи, расширения торговли и списа­ния долгов.

В то же время в докладе ООН о глобальном партнерстве в це­лях развития была подчеркнута все более возрастающая роль стран, традиционно не являвшихся донорами, в вопросах содей­ствия реализации ЦРТ в развивающихся странах. В частности, было отмечено, что снижение объемов официальной помощи раз­витию, вызванное глобальной рецессией, было частично компен­сировано вкладом так называемых новых доноров (стран с дина­мично развивающейся рыночной экономикой), прежде всего стран БРИКС, которые постепенно наращивают свое участие в финансировании ОПР, в том числе в формате сотрудничества Юг-Юг. Так, к 2008 г. объемы помощи в рамках партнерства Юг-Юг уже достигли 15 млрд долл. США (78%-ный рост за два года) и продолжают расти372.


В настоящее время сотрудничество по линии Юг–Юг не огра­ничивается исключительно экономическими факторами. Все большую значимость приобретает увеличение вклада новых доноров в сотрудничество и помощь в целях развития, включая достижение ЦРТ. Согласно последним оценкам ОЭСР, помощь, оказываемая развивающимися странами в целях развития в формате партнерства Юг-Юг, устойчиво увеличивалась и в 2010 г. составила 7,3 млрд долл. Эти тенденции свидетельствуют о формировании новой архитектуры международного содействия развитию, когда новые доноры играют все более весомую роль в достижении ЦРТ 373.

Следует отметить, что в условиях глобального финансового кризиса большинство новых доноров сохраняли на прежнем уровне, а в ряде случаев и наращивали объемы предоставляемого содействия развивающимся, в том числе африканским, странам, в то время как многие традиционные партнеры заморозили или со­кратили расходы на эти цели. Так, по оценке бывшего министра финансов РФ А.Л. Кудрина, объем средств федерального бюдже­та РФ, предоставленных в 2009 г. развивающимся странам на двух- и многосторонней основах, составил около 800 млн долл. по сравнению с 220 млн долл. годом ранее. За последние годы Россия приняла участие в финансировании множества проектов, направленных на развитие здравоохранения и образования в бед­нейших странах Африки. Кроме того, осенью 2012 г. Россия спи­сала африканским странам долги на сумму в 20 млрд долл.

Согласно данным ООН о сотрудничестве Юг-Юг, 40% ПИИ из стран Юга направляются в другие развивающиеся страны, прежде всего в наиболее уязвимые, наименее развитые и пост­конфликтные государства. На долю ЮАР, например, приходится более половины ПИИ в Ботсване, ДРК, Лесото, Мозамбике, Ма­дагаскаре и Малави, что способствует уменьшению бедности, укреплению стабильности и расширению региональных связей между странами Африки южнее Сахары374.

Значительную помощь в целях развития странам Африки ока­зывает Китай. Так, на последнем форуме сотрудничества «Китай – Африка» (Пекин, 2012 г.) было объявлено о предоставлении Китаем странам Африки кредита на общую сумму в 20 млрд долл. сроком на три года. Помимо приоритетных направлений (инфраструктура, сельское хозяйство, малый и средний бизнес) часть средств будет выделена на реализацию социальных проектов в рамках ЦРТ (строительство школ, больниц, центров по профилактике и лечению малярии).

Весомый вклад в достижение Целей развития тысячелетия вносят страны БРИКС в сфере глобального здравоохранения. На фоне замедления в последнее время финансирования междуна­родных программ в области здравоохранения со стороны доноров США и Западной Европы наблюдается значительный рост уча­стия стран БРИКС в этих программах. Так, с 2005 по 2010 гг. ежегодный рост ассигнований на международные программы в области здравоохранения составлял в Китае – 23,9%, Бразилии − 20,4%, Индии –10,8% и в ЮАР – 8%. За тот же период доля уча­стия России в финансировании международных проектов достиг­ла устойчивого уровня в 450 млн долл. в год375.


Недавняя встреча министров здравоохранения стран БРИКС (Нью-Дели, январь 2013 г.) подтвердила, что эти страны начина­ют играть все более значительную роль в качестве весомых игро­ков в деле улучшения здравоохранения в беднейших странах мира. Основной упор делается на такие факторы, как произ­водство дешевых лекарств, развитие диагностики и вакцинации в развивающихся странах наряду с ростом инвестиций стран БРИКС в сферу здравоохранения.

Очевидно, что для достижения согласованных на международ­ном уровне Целей развития тысячелетия и обеспечения устойчи­вого глобального развития необходима солидарная ответствен­ность и партнерская сплоченность всех доноров (как новых, так и традиционных), основанная на опыте как самих доноров и много­сторонних организаций развития, так и стран-получателей этой помощи. Важно также эффективно использовать все формы со­трудничества и партнерства наряду с обменом передовым опы­том для достижения ЦРТ. Как заявил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, «многое зависит от достижения Цели 8 – формирования глобального партнерства в целях развития. Нельзя допустить, чтобы нынешний экономический кризис, затронув­ший большинство развитых стран, сдержал или обратил вспять достигнутый прогресс. Следует двигаться дальше на основе на­ших достижений и не ослаблять усилий до полного достижения всех Целей развития тысячелетия»376.

Примечательно, что последний V саммит БРИКС (Дурбан, март 2013 г.) не обошел вниманием вопрос о достижении Целей развития тысячелетия. 0 Было признано, что зна­чительное число стран, особенно в Африке, не смогут самостоя­тельно достичь ЦРТ и поэтому в фокусе внимания всего между­народного сообщества при обсуждении проблем и перспектив глобального развития по-прежнему должна оставаться Цель 8 о «формировании глобального партнерства в целях развития». При этом лидеры стран БРИКС особо подчеркнули, что выполнение этой цели в полном объеме потребует от партнеров по развитию соблюдения всех обязательств, принятых ранее на международ­ных конференциях.

Страны с низким уровнем дохода, большинство из которых находятся на африканском континенте, продолжают сталкиваться с вызовами в области развития, включая широкомасштабные ни­щету и неравенство, нехватку продовольствия, сокращение экс­портных доходов и т.п. Эти вызовы угрожают сохранению высо­ких темпов роста, достигнутых многими из этих стран за послед­ние годы, что отрицательно скажется на их способности закре­пить положительные результаты в достижении ЦРТ. В этой свя­зи, подчеркивается в декларации, будущую повестку развития ООН на период после 2015 года следует выстраивать на основе ЦРТ, концентрируя внимание на ликвидации нищеты и развитии человеческого капитала с учетом национальных особенностей развивающихся стран. При этом критически важный вопрос мо­билизации средств на оказание помощи развивающимся странам должен рассматриваться всеми участниками процесса как перво­очередная цель377.