ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1814
Скачиваний: 4
В целом, несмотря на активизацию усилий мирового сообщества и самих африканских стран по борьбе с инфекционными заболеваниями в последнее десятилетие, при сохранении существующих тенденций странам Африки южнее Сахары не удастся достичь глобальной задачи в рамках ЦРТ – «остановить к 2015 г. распространение ВИЧ/СПИДа, малярии и других основных болезней и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости».
Доступ к питьевой воде и санитарии. На сегодняшний день около 1,1 млрд человек в развивающихся странах не имеют адекватного доступа к воде, а у 2,6 млрд отсутствует элементарная канализация. Причина этого, по мнению специалистов Программы развития ООН (ПРООН), кроется не в физическом отсутствии воды, а в слабости государственной власти, бедности и неравенстве. Показатели охвата населения безопасной питьевой водой и канализацией ниже всего в Африке южнее Сахары. Так, по данным ООН, более 40% населения этого региона лишены доступа к чистой питьевой воде, а около 70% не имеют возможности пользоваться элементарными санитарно-техническими средствами. При этом разрыв между городским и сельским населением в этой области огромен360.
Нехватка воды и широкое использование небезопасных источников наряду с отсутствием элементарной канализации служит главной причиной массового распространения инфекционных заболеваний, прежде всего желудочно-кишечных и паразитарных, нередко ведущих к утрате трудоспособности и высокой смертности, особенно детской. Каждый год во всем мире из-за загрязненной воды и отсутствия канализации умирает около 2 млн детей, и эта цифра затмевает число жертв от насильственных действий (войн, терроризма и т.п.). Как отмечается в «Докладе о развитии человека за 2006 г.», лишение доступа к воде, как и голод – это безмолвный кризис, переживаемый бедняками и обрекающий их на еще бóльшую нищету, неравенство и уязвимость361.
Несмотря на глобальный характер проблемы обеспечения водой и канализацией, она не занимает сколько-нибудь видного места в международной повестке дня в отличие, к примеру, от мощной реакции мирового сообщества на пандемию ВИЧ/СПИДа или проблему «Образование для всех». Тем не менее, она является одной из задач ЦРТ, предусматривающей сокращение к 2015 г. вдвое доли населения, не имеющего постоянного доступа к чистой питьевой воде и основным санитарно-техническим средствам. По существующим прогнозам, при нынешних темпах развития Африка южнее Сахары сможет достичь поставленных целей по воде лишь к 2040 г., а по канализации – к 2076 г.362 Совсем иная картина в Северной Африке, которая уже в 2010 г. вышла на уровень целевого показателя по обеспечению населения безопасной питьевой водой и санитарно-техническими средствами.
Глобальное партнерство в целях развития. Последняя, восьмая ЦРТ состоит в формировании глобального партнерства в целях развития. По сути, это – не цель (в отличие от первых семи), а инструмент достижения ЦРТ, поскольку без содействия развитых стран путем укрепления глобального партнерства в рамках международного сотрудничества эти цели не могут быть достигнуты. Хотя основное бремя ответственности за достижение ЦРТ лежит на развивающихся странах, международная поддержка и помощь со стороны развитых стран имеют исключительно важное значение, в особенности для беднейших стран. Конкретные задачи в рамках цели по установлению глобального партнерства включают увеличение официальной помощи в целях развития (ОПР), доступ на рынки развитых стран и облегчение долгового бремени.
В 2010 г. чистый объем ОПР всем развивающимся странам достиг самого высокого уровня за всю историю – почти 130 млрд долл., что составляет 0,32% валового национального дохода (ВНД) развитых стран*363. Тем не менее размеры помощи отстают от взятых в 2005 г. на саммите стран «Большой восьмерки» (Глениглс) обязательств по увеличению к 2010 г. ОПР на 50 млрд долл., в том числе странам Африки – на 25 млрд долл. По состоянию на 2010 г., общий дефицит составил 21 мрлд долл., что сказалось прежде всего на помощи странам Африки, которые недополучили 18 млрд долл. Предполагается, что регион в целом сможет получить не более 11 млрд долл. из дополнительных 25 млрд долл., обещанных в Глениглсе. Налицо явное невыполнение в полном объеме обязательств некоторыми странами-донорами, бόльшая часть помощи которых как раз предназначалась странам Африки. Если бы эти обязательства были выполнены, то помощь африканским странам на сегодняшний день составила бы почти 64 млрд долл. вместо 46 млрд долл. (в текущих ценах)364.
Вызывают тревогу и перспективы ОПР. Так, согласно недавнему обзору ОЭСР, из-за введенных в ряде стран-доноров финансовых ограничений в связи с последствиями глобального кризиса ожидается резкое замедление в 2011−2013 гг. темпов роста объема ОПР развивающимся странам, в том числе странам Африки − до 1% в год по сравнению с 13%-ным ростом в предыдущие три года365. И действительно, в 2011 г. впервые за более чем десятилетний период объем помощи в реальном выражении сократился по сравнению с 2010 г. на 2,7%366.
В Декларации тысячелетия ООН (2000 г.) содержится призыв к формированию «открытой, справедливой, регулируемой, предсказуемой и недискриминационной многосторонней торговой и финансовой системы»367. Дохийский раунд переговоров Всемирной торговой организации (ВТО), начатый в 2001 г., главным образом для достижения этой цели, в настоящее время зашел в тупик из-за серьезных разногласий по ряду позиций и, по мнению аналитиков ООН, находится на грани краха, что ставит под сомнение приверженность мирового сообщества идеям многосторонней системы.
По-прежнему тарифы на товары, имеющие для развивающихся стран стратегическое значение, такие как текстиль и сельскохозяйственная продукция, остаются высокими, в то время как развитые страны предоставляют огромные субсидии своим сельским производителям. Богатые страны тратят на субсидирование своего сельского хозяйства в три раза больше, чем на ОПР всем развивающимся странам (по последним данным, объем сельскохозяйственных субсидий стран-членов ОЭСР в 2010 г. составил 366 млрд долл., или 0,85% их совокупного ВВП)368. Для достижения поставленной в ЦРТ задачи обеспечения доступа на рынки развитых стран и успешного завершения Дохийского раунда ВТО необходимо устранение всех барьеров на пути экспорта товаров из развивающихся стран, включая снижение таможенных пошлин и сокращение субсидий сельскохозяйственным производителям развитых стран, а для этого требуется прежде всего политическая воля.
Бремя внешнего долга снижает платежеспособность государства, тормозит его экономический рост и сковывает усилия, направленные на сокращение бедности. Как показал опыт 2000-х гг., улучшение управления долговыми обязательствами, развитие торговли и значительные списания внешней задолженности, особенно для беднейших стран, способствовали уменьшению бремени регулярных выплат в счет погашения внешнего долга.
Так, в странах АЮС коэффициент обслуживания долга сократился с 9,4% в 2000 г. до менее 3% в 2010 г.369
Облегчение долгового бремени уже позволило некоторым странам увеличить расходы на здравоохранение, образование и другие социальные нужды в рамках ЦРТ. Так, например, министерство здравоохранения Бурунди в 2005–2007 гг. увеличило свой бюджет в 4 раза, успешно воспользовавшись средствами, которые стали доступны в результате списания задолженности в рамках Инициативы в отношении бедных стран с высоким уровнем задолженности (ХИПК), а в Замбии в 2006 г. была введена бесплатная медицинская помощь для жителей сельских районов370.
Вместе с тем, несмотря на прогресс в реализации программ по списанию задолженности, основные из существующих инициатив по облегчению долгового бремени уже подходят к концу, а ряд стран с низким и ниже среднего уровнем дохода по-прежнему находятся в долговом кризисе или под его угрозой. По последним оценкам МВФ, в начале 2012 г. таких стран было 19, включая 12 стран ХИПК. Среди стран Африки – это Буркина Фасо, Бурунди, ДРК, Джибути, Гамбия, Гвинея, Коморские острова, Кот-д’Ивуар, Судан и Зимбабве371. Для серьезного решения проблемы долговых обязательств развивающихся стран эксперты ООН предлагают продлить срок действия инициатив, определить более гибкие условия списания задолженности, а также создать новый механизм для своевременного принятия мер по каждому отдельному долгу.
В целом достижение ЦРТ к 2015 году потребует от традиционных доноров безотлагательного осуществления взятых обязательств по предоставлению помощи, расширению доступа на рынки и облегчению долгового бремени развивающихся стран. На саммите ООН по Целям развития тысячелетия (сентябрь 2010 г.) была выражена серьезная озабоченность существенным отставанием Африки южнее Сахары в реализации поставленных задач и признана неотложная необходимость дополнительных усилий в вопросах предоставления помощи, расширения торговли и списания долгов.
В то же время в докладе ООН о глобальном партнерстве в целях развития была подчеркнута все более возрастающая роль стран, традиционно не являвшихся донорами, в вопросах содействия реализации ЦРТ в развивающихся странах. В частности, было отмечено, что снижение объемов официальной помощи развитию, вызванное глобальной рецессией, было частично компенсировано вкладом так называемых новых доноров (стран с динамично развивающейся рыночной экономикой), прежде всего стран БРИКС, которые постепенно наращивают свое участие в финансировании ОПР, в том числе в формате сотрудничества Юг-Юг. Так, к 2008 г. объемы помощи в рамках партнерства Юг-Юг уже достигли 15 млрд долл. США (78%-ный рост за два года) и продолжают расти372.
В настоящее время сотрудничество по линии Юг–Юг не ограничивается исключительно экономическими факторами. Все большую значимость приобретает увеличение вклада новых доноров в сотрудничество и помощь в целях развития, включая достижение ЦРТ. Согласно последним оценкам ОЭСР, помощь, оказываемая развивающимися странами в целях развития в формате партнерства Юг-Юг, устойчиво увеличивалась и в 2010 г. составила 7,3 млрд долл. Эти тенденции свидетельствуют о формировании новой архитектуры международного содействия развитию, когда новые доноры играют все более весомую роль в достижении ЦРТ 373.
Следует отметить, что в условиях глобального финансового кризиса большинство новых доноров сохраняли на прежнем уровне, а в ряде случаев и наращивали объемы предоставляемого содействия развивающимся, в том числе африканским, странам, в то время как многие традиционные партнеры заморозили или сократили расходы на эти цели. Так, по оценке бывшего министра финансов РФ А.Л. Кудрина, объем средств федерального бюджета РФ, предоставленных в 2009 г. развивающимся странам на двух- и многосторонней основах, составил около 800 млн долл. по сравнению с 220 млн долл. годом ранее. За последние годы Россия приняла участие в финансировании множества проектов, направленных на развитие здравоохранения и образования в беднейших странах Африки. Кроме того, осенью 2012 г. Россия списала африканским странам долги на сумму в 20 млрд долл.
Согласно данным ООН о сотрудничестве Юг-Юг, 40% ПИИ из стран Юга направляются в другие развивающиеся страны, прежде всего в наиболее уязвимые, наименее развитые и постконфликтные государства. На долю ЮАР, например, приходится более половины ПИИ в Ботсване, ДРК, Лесото, Мозамбике, Мадагаскаре и Малави, что способствует уменьшению бедности, укреплению стабильности и расширению региональных связей между странами Африки южнее Сахары374.
Значительную помощь в целях развития странам Африки оказывает Китай. Так, на последнем форуме сотрудничества «Китай – Африка» (Пекин, 2012 г.) было объявлено о предоставлении Китаем странам Африки кредита на общую сумму в 20 млрд долл. сроком на три года. Помимо приоритетных направлений (инфраструктура, сельское хозяйство, малый и средний бизнес) часть средств будет выделена на реализацию социальных проектов в рамках ЦРТ (строительство школ, больниц, центров по профилактике и лечению малярии).
Весомый вклад в достижение Целей развития тысячелетия вносят страны БРИКС в сфере глобального здравоохранения. На фоне замедления в последнее время финансирования международных программ в области здравоохранения со стороны доноров США и Западной Европы наблюдается значительный рост участия стран БРИКС в этих программах. Так, с 2005 по 2010 гг. ежегодный рост ассигнований на международные программы в области здравоохранения составлял в Китае – 23,9%, Бразилии − 20,4%, Индии –10,8% и в ЮАР – 8%. За тот же период доля участия России в финансировании международных проектов достигла устойчивого уровня в 450 млн долл. в год375.
Недавняя встреча министров здравоохранения стран БРИКС (Нью-Дели, январь 2013 г.) подтвердила, что эти страны начинают играть все более значительную роль в качестве весомых игроков в деле улучшения здравоохранения в беднейших странах мира. Основной упор делается на такие факторы, как производство дешевых лекарств, развитие диагностики и вакцинации в развивающихся странах наряду с ростом инвестиций стран БРИКС в сферу здравоохранения.
Очевидно, что для достижения согласованных на международном уровне Целей развития тысячелетия и обеспечения устойчивого глобального развития необходима солидарная ответственность и партнерская сплоченность всех доноров (как новых, так и традиционных), основанная на опыте как самих доноров и многосторонних организаций развития, так и стран-получателей этой помощи. Важно также эффективно использовать все формы сотрудничества и партнерства наряду с обменом передовым опытом для достижения ЦРТ. Как заявил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, «многое зависит от достижения Цели 8 – формирования глобального партнерства в целях развития. Нельзя допустить, чтобы нынешний экономический кризис, затронувший большинство развитых стран, сдержал или обратил вспять достигнутый прогресс. Следует двигаться дальше на основе наших достижений и не ослаблять усилий до полного достижения всех Целей развития тысячелетия»376.
Примечательно, что последний V саммит БРИКС (Дурбан, март 2013 г.) не обошел вниманием вопрос о достижении Целей развития тысячелетия. 0 Было признано, что значительное число стран, особенно в Африке, не смогут самостоятельно достичь ЦРТ и поэтому в фокусе внимания всего международного сообщества при обсуждении проблем и перспектив глобального развития по-прежнему должна оставаться Цель 8 о «формировании глобального партнерства в целях развития». При этом лидеры стран БРИКС особо подчеркнули, что выполнение этой цели в полном объеме потребует от партнеров по развитию соблюдения всех обязательств, принятых ранее на международных конференциях.
Страны с низким уровнем дохода, большинство из которых находятся на африканском континенте, продолжают сталкиваться с вызовами в области развития, включая широкомасштабные нищету и неравенство, нехватку продовольствия, сокращение экспортных доходов и т.п. Эти вызовы угрожают сохранению высоких темпов роста, достигнутых многими из этих стран за последние годы, что отрицательно скажется на их способности закрепить положительные результаты в достижении ЦРТ. В этой связи, подчеркивается в декларации, будущую повестку развития ООН на период после 2015 года следует выстраивать на основе ЦРТ, концентрируя внимание на ликвидации нищеты и развитии человеческого капитала с учетом национальных особенностей развивающихся стран. При этом критически важный вопрос мобилизации средств на оказание помощи развивающимся странам должен рассматриваться всеми участниками процесса как первоочередная цель377.