Файл: BRIKS_i_Afrika_-_partnerstvo_i_vzaimodeystvie.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1803

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Партнерство БРИКС и Африки в области достижения цели продовольственной безопасности


Проблема продовольственной безопасности и борьба с голо­дом на протяжении многих десятилетий остается одной из наибо­лее острых проблем, стоящей перед странами Африки, и требую­щей неустанного внимания и активного участия всего мирового сообщества. Мировой финансово-экономический кризис 2008 г., сопровождавшийся резким ростом цен на продовольствие в мире, особенно сильно ударил по развивающимся странам, в том числе странам Африки. Вновь обострившаяся проблема продоволь­ственной безопасности в Африке оказалась осложнена на этот раз несколькими новыми обстоятельствами, в том числе происходя­щими климатическими изменениями, переводом значительных площадей, пригодных для производства продовольствия сельско­хозяйственных земель под производства биотоплива, а также передачей земли иностранным инвесторам под цели произ­водства продовольствия для своих стран или на экспорт, полу­чившими в мировых СМИ название «захвата земель» (landgrabbing).

В этих условиях неудивительно внимание, которое уделяется странами БРИКС решению проблем продовольственной безопас­ности и развития агросектора. После присоединения ЮАР к БРИКС сельскохозяйственная проблематика и поиск путей реше­ния продовольственной проблемы на основе учета взаимных ин­тересов стран-участниц БРИКС и их общей позиции в перегово­рах в рамках Дохийского раунда ВТО обрели еще более важное место в повестке дня форума. Помощь Африке в решении проблемы продовольственной безопасности становится одним из главных приоритетов деятельности БРИКС, способных принести осязаемые и конкретные результаты, важные не только для афри­канских стран и участников БРИКС, но и для всего мирового со­общества.

Действительно, возможности стран БРИКС для взаимовыгод­ного сотрудничества с африканскими государствами в развитии агросектора весьма велики. Ценность опыта входящих в БРИКС государств, прежде всего – Бразилии, Индии и Китая, для разви­тия африканского сельского хозяйства состоит не только в схо­жих с африканскими климатических условиях но и в способности стран БРИКС предложить весь комплекс услуг в области сельского хозяйства. Это могут быть поставки адаптированной для африканских условий сельскохозяйственной техники по конкурентоспособным ценам, помощь в строительстве ирригационных сооружений, заводов по производству удобрений, а также обучение африканского персонала и передача ему технологических навыков и опыта.

Кроме того, в условиях нарастающего структурного и техно­логического разрыва между постиндустриальным Западом и во многом не дотягивающей до индустриального уровня субсахар­ской Африкой, технологии и продукция государств, все еще жи­вущих в индустриальной эпохе, а это как раз страны БРИКС, за­частую оказываются более востребованными в африканских стра­нах, чем передовая западная техника. Так, министр иностранных дел Сьерра-Леоне Момоду Карома в 2005 г. в интервью индий­скому специализированному изданию «Африка Куортерли» (Africa Quarterly) отмечал в этой связи, что «технологии в Индии более крепкие и лучше подходят к африканским условиям. С дру­гой стороны западные технологии являются слишком чувстви­тельными и хрупкими». М.Корома также подчеркнул «эксплуата­торский» характер западной техники и то, что африканские стра­ны особенно нуждаются в технологиях в области производства продуктов питания, сельского хозяйства, здравоохранения и раз­вития деревни»378.


Решение проблемы продовольственной безопасности было в центре внимания участников БРИКС с самого начала деятельно­сти этого международного форума. По итогам первого саммита глав государств Бразилии, Индии, Китая и России, состоявшегося в Екатеринбурге в июне 2009 г., было принято совместное заявле­ние этих государств по глобальной продовольственной безопас­ности. В заявлении было отмечено, что «колебания цен на продо­вольствие в мире, углубляемые кризисом мировой финансовой системы, угрожают глобальной продовольственной безопасно­сти» и «развитые и развивающиеся страны должны решать проблемы продовольственной безопасности в соответствии с принципом общей, но дифференцированной ответственности». Главы государств указали, что попытки объяснить рост цен на продовольствие ростом его потребления в развивающихся странах скрывают истинные причины этого процесса и что одной их этих причин является «ограничение доступа на рынки и искажающие торговлю субсидии в развитых странах», которые «на протяжении тридцати лет препятствовали развитию потенциала производства продовольствия в развивающихся странах»379. В этой связи страны тогда еще БРИК призвали к ускорению Дохийского раунда переговоров в рамках ВТО с целью поиска компромиссных решений по радикальному снижению многомиллиардных субсидий в сельскохозяйственном секторе развитых государств.

Отдельно в заявлении отмечалось, что производство и исполь­зование биотоплива не только создает проблемы, но и предостав­ляет новые возможности для развивающихся стран, повышает их энергетическую безопасность и способствует достижению устой­чивости развития. «Устойчивое производство и использование биотоплива, – сказано в заявлении, – могут стать движущей си­лой в деле социального развития и распределения доходов, глав­ным образом, в бедных сельских районах развивающихся и наи­менее развитых стран, которые наиболее подвержены проблеме голода»380.

Странами БРИК было внесено семь предложений, направлен­ных на решение проблемы продовольственной безопасности, ко­торые носят, к сожалению, достаточно общий характер. Про по­мощь странам Африки в решении проблемы продовольственной безопасности речь в первом заявлении группы, также пока не шла.

Совместное заявление глав государств четырех стран поло­жило начало серии мероприятий в рамках БРИК, а далее – БРИКС, направленным на объединение усилий стран-членов группы по решению проблемы продовольственной безопасности.

Следующим шагом на этом пути стала первая встреча мини­стров сельского хозяйства стран-членов БРИК в Москве 26 марта 2010 г. По итогам встречи была подписана так называемая Мо­сковская декларация встречи министров сельского хозяйства стран-участниц (от России ее подписала бывшая в тот момент министром сельского хозяйства РФ Елена Скрынник), определив­шая основные контуры сотрудничества стран БРИК на бли­жайшую перспективу381. Программа предусматривала:


1. Создание сельскохозяйственной информационной базы стран БРИК.

Как было указано в декларации создаваемая база должна со­держать информацию по балансу производства и потребления продовольствия, а также данные по росту населения стран-участ­ниц.

2. Разработка стратегии обеспечения доступа к продоволь­ствию наименее защищенных групп населения.

В декларации отмечалось, что в странах БРИК проживает 42% мирового населения, значительная часть которого принадлежит к наименее защищенным группам, требующим поддержки со сто­роны государств в деле обеспечения их продовольствием. Учиты­вая эти обстоятельства, обмен опытом в области производства продовольствия и системы его закупок для последующего рас­пределения среди незащищенных групп и лиц, пострадавших от природных катастроф, является одной из наиболее важных и необходимых задач.

3. Ослабление негативного влияния изменения климата на продовольственную безопасность и адаптация сельского хозяй­ства к климатическим изменениям.

В этом разделе московской декларации страны БРИК призвали развитые государства предложить техническую и финансовую помощь развивающимся странам, необходимую для их адаптации к происходящим климатическим изменениям, а также обещали внести свой вклад в противостояние природной стихии. Одновре­менно в декларации вновь была подтверждена позиция стран БРИК по поводу необходимости дифференцированной ответ­ственности между развитыми и развивающимися странами, в том числе и в отношении влияния антропогенного фактора на проис­ходящие климатические изменения.

4. Развитие сотрудничества в области агротехнологий и инно­ваций.

Страны БРИК отметили необходимость принятия активных мер для формирования эффективного, стабильного и долговре­менного механизма по сотрудничеству и обмену в области аграр­ных исследований. В целях реализации планов создания такого механизма министрами сельского хозяйства четырех государств было принято решение о создании постоянно действующей Экс­пертной рабочей группы, встречи которой планируется прово­дить на регулярной основе, в том числе в формате видео-конфе­ренций и посредством других видов телекоммуникаций.

Задачей Экспертной рабочей группы, как было отмечено, должны стать подготовка предложений и докладов для мини­стров сельского хозяйства стран БРИК по выполнению целей, на­меченных в декларации382.

Вторая встреча министров сельского хозяйства стран БРИКС прошла в в китайском городе Ченду в октябре 2011 г., т.е. уже по­сле присоединения к четырем участникам форума ЮАР и преоб­разования БРИК в БРИКС. Это обстоятельство, а также сама ло­гика внутреннего развития БРИКС, как представляется, в значи­тельной мере повлияли на характер решений объединения, что, в частности, позволило расширить список тем и придать им большую конкретику.


В принятой в Ченду декларации подчеркивалось, что страны БРИКС полностью осознают социальную значимость проблемы продовольственной безопасности и готовы всемерно поддержать развитие агросектора в африканских странах, и, в особенности, мелкие индивидуальные хозяйства, предоставляя африканским фермерам различную техническую помощь, передавая им навыки использования агротехнологий, проводя индивидуальное обуче­ние и создавая объекты сельскохозяйственной инфраструкту­ры383.

Один из возможных путей решения проблемы продоволь­ственной безопасности страны БРИКС видят в создании инфор­мационной платформы по регулярному обмену сельскохозяй­ственной информацией с целью добиться максимально полного прогноза цен и другой информации в области сельского хозяй­ства и ослабления тем самым влияния спекулятивных операций, приводящих в росту стоимости продуктов питания384.

Странами БРИКС были вновь отмечены такие проблемы и вы­зовы, стоящие на пути решения проблемы продовольственной безопасности, как деградация экосистемы многих развивающихся стран, климатические изменения, растущее производство биотоплива, а также необходимость перехода к так называемым «зеленым» технологиям385. Было также подчеркнуто, что страны БРИКС не стремятся к созданию изолированной от мирового сообщества системы, а, напротив, хотят соединения своих усилий по решению всех вышеназванных проблем с усилиями ООН, G-20 и других международных организаций. Развивая эту тему, вице-премьер правительства КНР Хуэй Лянъюй (Hui Liangyu) в заявлении для прессы по итогам встречи предложил международным организациям и развитым странам оказать техническую помощь развивающимся странам и выделить средства на развитие их агросектора для решения вопросов продовольственной безопасности386.

С целью соединения усилий в решении этих вопросов, а также в проведении сельскохозяйственных исследований странами БРИКС было заявлено о создании Стратегического альянса по сельскохозяйственным исследованиям и технологическому со­трудничеству. Альянс, как отмечается, будет получать поддержку от сельскохозяйственных ведомств стран-членов БРИКС, анали­зировать и оценивать влияние всех указанных выше факторов на продовольственную безопасность387.

Кроме того, на второй встрече министров сельского хозяйства стран-участниц БРИКС был одобрен План действий по сотрудни­честву в области сельского хозяйства на период 2012–2016 г., в соответствии с которым были уточнены и детализированы планы, принятые еще на первой встрече в Москве. В дальнейшем выпол­нение этих планов было проанализировано на второй встрече Экспертной рабочей группы БРИКС, которая состоялась 27-28 августа 2012 г. в Дели.

К настоящему времени наиболее проработаны планы по созда­нию общей информационной базы стран БРИКС по сельскохо­зяйственным вопросам. Страной-координатором по решению данной задачи стал Китай. Страны-члены БРИКС согласовали об­щие параметры информационной базы, в частности, объем и уро­вень информации, предоставляемой для обмена между всеми странами-участницами объединения в области сельскохозяй­ственной политики, страхования, кредитов, рыночных цен на основные сельскохозяйственные товары, законодательные инициативы в области поддержки рыболовства и другие сведения. Отдельно в принятых решениях предусмотрено создание механизма обмена информацией по оценке рисков в сфере сельского хозяйства388.


В протоколах второй встречи Экспертной рабочей группы, от­мечено, что китайская сторона на первом этапе предлагает сосре­доточиться в вопросах обмена информацией на четырех товарных позициях:

зерновые культуры, включающие рис, пшеницу, маис и сою;

товарные культуры, включающие сахарный тростник, чес­нок, томаты, яблоки и апельсины;

продукты животного происхождения, включающие говяди­ну, куриное мясо, свинину и молочные продукты;

морепродукты, включающие телапию и угря.389


Предложение ограничить взаимодействие только этими четырьмя группами товаров вызвало ряд замечаний со стороны остальных участников БРИКС. В частности, Бразилия предложи­ла добавить еще две позиции – хлопок и креветки. О необходимо­сти предусмотреть возможность увеличения товарных позиций заявила также Индия, которая совместно с Россией дополнитель­но отметила, что поскольку в рамках G-20 уже существует ин­формационная система обмена информацией по сельскохозяй­ственным товарам – AMIS, необходимо добиться того, чтобы ин­формационная база, создаваемая в рамках БРИКС, не дублирова­ла AMIS, а дополняла ее390.

В целом, предложенная Китаем версия информационной базы БРИКС по сельскохозяйственным товарам была поддержана с учетом сделанных замечаний, и все страны БРИКС согласились с необходимостью начала работы данной базы в 2013 г.391

Второй задачей стала разработка стратегии обеспечения до­ступа к продовольствию наименее защищенных групп населения. Координатором по решению данной задачи стала Бразилия. В це­лях решения данной задачи предусматривалось проведение серии семинаров, а также создание группы БРИКС при ФАО (Продо­вольственная и сельскохозяйственная организация ООН), которая должна, как предполагается, действовать в координации с Миро­вой продовольственной программой ООН в достижении постав­ленных целей по обеспечению продовольственной безопасно­сти392.

На второй встрече Экспертной рабочей группы в августе 2012 г. Бразилия внесла предложение о проведении нескольких семинаров по темам: «Политика и опыт стран-членов в обеспече­нии продовольственной безопасности наименее защищенных сло­ев населения», «Модернизация системы обеспечения продоволь­ствием наименее защищенных слоев населения»и «Интенсифика­ция агропромышленного производства и продуктивности хо­зяйств мелких земельных собственников»393.

При обсуждении предложенных тем участники согласились, что данные вопросы могут быть обсуждены посредством ви­део-конференций и других систем телекоммуникаций, а предло­женные семинары целесообразно проводить в рамках проведения других важных международных встреч, например, встречи мини­стров сельского хозяйства стран БРИКС и встреч Экспертной ра­бочей группы394.

Страной-координатором по решению третьей задачи – ослаб­лению негативного эффекта изменения климата на продоволь­ственную безопасность и адаптации сельского хозяйства к клима­тическим изменениям, стала Южная Африка. Для достижения единства взглядов по решению данной проблемы стра­нами-участницами БРИКС было предусмотрено проведение се­рии семинаров и круглых столов, посвященных традиционному земледелию, развитию водосберегающих технологий, страхова­нию в области сельского хозяйства, а также разработке техниче­ских и политических решений по адаптации к климатическим из­менениям395.