ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1803
Скачиваний: 4
3. Партнерство БРИКС и Африки в области достижения цели продовольственной безопасности
Проблема продовольственной безопасности и борьба с голодом на протяжении многих десятилетий остается одной из наиболее острых проблем, стоящей перед странами Африки, и требующей неустанного внимания и активного участия всего мирового сообщества. Мировой финансово-экономический кризис 2008 г., сопровождавшийся резким ростом цен на продовольствие в мире, особенно сильно ударил по развивающимся странам, в том числе странам Африки. Вновь обострившаяся проблема продовольственной безопасности в Африке оказалась осложнена на этот раз несколькими новыми обстоятельствами, в том числе происходящими климатическими изменениями, переводом значительных площадей, пригодных для производства продовольствия сельскохозяйственных земель под производства биотоплива, а также передачей земли иностранным инвесторам под цели производства продовольствия для своих стран или на экспорт, получившими в мировых СМИ название «захвата земель» (landgrabbing).
В этих условиях неудивительно внимание, которое уделяется странами БРИКС решению проблем продовольственной безопасности и развития агросектора. После присоединения ЮАР к БРИКС сельскохозяйственная проблематика и поиск путей решения продовольственной проблемы на основе учета взаимных интересов стран-участниц БРИКС и их общей позиции в переговорах в рамках Дохийского раунда ВТО обрели еще более важное место в повестке дня форума. Помощь Африке в решении проблемы продовольственной безопасности становится одним из главных приоритетов деятельности БРИКС, способных принести осязаемые и конкретные результаты, важные не только для африканских стран и участников БРИКС, но и для всего мирового сообщества.
Действительно, возможности стран БРИКС для взаимовыгодного сотрудничества с африканскими государствами в развитии агросектора весьма велики. Ценность опыта входящих в БРИКС государств, прежде всего – Бразилии, Индии и Китая, для развития африканского сельского хозяйства состоит не только в схожих с африканскими климатических условиях но и в способности стран БРИКС предложить весь комплекс услуг в области сельского хозяйства. Это могут быть поставки адаптированной для африканских условий сельскохозяйственной техники по конкурентоспособным ценам, помощь в строительстве ирригационных сооружений, заводов по производству удобрений, а также обучение африканского персонала и передача ему технологических навыков и опыта.
Кроме того, в условиях нарастающего структурного и технологического разрыва между постиндустриальным Западом и во многом не дотягивающей до индустриального уровня субсахарской Африкой, технологии и продукция государств, все еще живущих в индустриальной эпохе, а это как раз страны БРИКС, зачастую оказываются более востребованными в африканских странах, чем передовая западная техника. Так, министр иностранных дел Сьерра-Леоне Момоду Карома в 2005 г. в интервью индийскому специализированному изданию «Африка Куортерли» (Africa Quarterly) отмечал в этой связи, что «технологии в Индии более крепкие и лучше подходят к африканским условиям. С другой стороны западные технологии являются слишком чувствительными и хрупкими». М.Корома также подчеркнул «эксплуататорский» характер западной техники и то, что африканские страны особенно нуждаются в технологиях в области производства продуктов питания, сельского хозяйства, здравоохранения и развития деревни»378.
Решение проблемы продовольственной безопасности было в центре внимания участников БРИКС с самого начала деятельности этого международного форума. По итогам первого саммита глав государств Бразилии, Индии, Китая и России, состоявшегося в Екатеринбурге в июне 2009 г., было принято совместное заявление этих государств по глобальной продовольственной безопасности. В заявлении было отмечено, что «колебания цен на продовольствие в мире, углубляемые кризисом мировой финансовой системы, угрожают глобальной продовольственной безопасности» и «развитые и развивающиеся страны должны решать проблемы продовольственной безопасности в соответствии с принципом общей, но дифференцированной ответственности». Главы государств указали, что попытки объяснить рост цен на продовольствие ростом его потребления в развивающихся странах скрывают истинные причины этого процесса и что одной их этих причин является «ограничение доступа на рынки и искажающие торговлю субсидии в развитых странах», которые «на протяжении тридцати лет препятствовали развитию потенциала производства продовольствия в развивающихся странах»379. В этой связи страны тогда еще БРИК призвали к ускорению Дохийского раунда переговоров в рамках ВТО с целью поиска компромиссных решений по радикальному снижению многомиллиардных субсидий в сельскохозяйственном секторе развитых государств.
Отдельно в заявлении отмечалось, что производство и использование биотоплива не только создает проблемы, но и предоставляет новые возможности для развивающихся стран, повышает их энергетическую безопасность и способствует достижению устойчивости развития. «Устойчивое производство и использование биотоплива, – сказано в заявлении, – могут стать движущей силой в деле социального развития и распределения доходов, главным образом, в бедных сельских районах развивающихся и наименее развитых стран, которые наиболее подвержены проблеме голода»380.
Странами БРИК было внесено семь предложений, направленных на решение проблемы продовольственной безопасности, которые носят, к сожалению, достаточно общий характер. Про помощь странам Африки в решении проблемы продовольственной безопасности речь в первом заявлении группы, также пока не шла.
Совместное заявление глав государств четырех стран положило начало серии мероприятий в рамках БРИК, а далее – БРИКС, направленным на объединение усилий стран-членов группы по решению проблемы продовольственной безопасности.
Следующим шагом на этом пути стала первая встреча министров сельского хозяйства стран-членов БРИК в Москве 26 марта 2010 г. По итогам встречи была подписана так называемая Московская декларация встречи министров сельского хозяйства стран-участниц (от России ее подписала бывшая в тот момент министром сельского хозяйства РФ Елена Скрынник), определившая основные контуры сотрудничества стран БРИК на ближайшую перспективу381. Программа предусматривала:
1. Создание сельскохозяйственной информационной базы стран БРИК.
Как было указано в декларации создаваемая база должна содержать информацию по балансу производства и потребления продовольствия, а также данные по росту населения стран-участниц.
2. Разработка стратегии обеспечения доступа к продовольствию наименее защищенных групп населения.
В декларации отмечалось, что в странах БРИК проживает 42% мирового населения, значительная часть которого принадлежит к наименее защищенным группам, требующим поддержки со стороны государств в деле обеспечения их продовольствием. Учитывая эти обстоятельства, обмен опытом в области производства продовольствия и системы его закупок для последующего распределения среди незащищенных групп и лиц, пострадавших от природных катастроф, является одной из наиболее важных и необходимых задач.
3. Ослабление негативного влияния изменения климата на продовольственную безопасность и адаптация сельского хозяйства к климатическим изменениям.
В этом разделе московской декларации страны БРИК призвали развитые государства предложить техническую и финансовую помощь развивающимся странам, необходимую для их адаптации к происходящим климатическим изменениям, а также обещали внести свой вклад в противостояние природной стихии. Одновременно в декларации вновь была подтверждена позиция стран БРИК по поводу необходимости дифференцированной ответственности между развитыми и развивающимися странами, в том числе и в отношении влияния антропогенного фактора на происходящие климатические изменения.
4. Развитие сотрудничества в области агротехнологий и инноваций.
Страны БРИК отметили необходимость принятия активных мер для формирования эффективного, стабильного и долговременного механизма по сотрудничеству и обмену в области аграрных исследований. В целях реализации планов создания такого механизма министрами сельского хозяйства четырех государств было принято решение о создании постоянно действующей Экспертной рабочей группы, встречи которой планируется проводить на регулярной основе, в том числе в формате видео-конференций и посредством других видов телекоммуникаций.
Задачей Экспертной рабочей группы, как было отмечено, должны стать подготовка предложений и докладов для министров сельского хозяйства стран БРИК по выполнению целей, намеченных в декларации382.
Вторая встреча министров сельского хозяйства стран БРИКС прошла в в китайском городе Ченду в октябре 2011 г., т.е. уже после присоединения к четырем участникам форума ЮАР и преобразования БРИК в БРИКС. Это обстоятельство, а также сама логика внутреннего развития БРИКС, как представляется, в значительной мере повлияли на характер решений объединения, что, в частности, позволило расширить список тем и придать им большую конкретику.
В принятой в Ченду декларации подчеркивалось, что страны БРИКС полностью осознают социальную значимость проблемы продовольственной безопасности и готовы всемерно поддержать развитие агросектора в африканских странах, и, в особенности, мелкие индивидуальные хозяйства, предоставляя африканским фермерам различную техническую помощь, передавая им навыки использования агротехнологий, проводя индивидуальное обучение и создавая объекты сельскохозяйственной инфраструктуры383.
Один из возможных путей решения проблемы продовольственной безопасности страны БРИКС видят в создании информационной платформы по регулярному обмену сельскохозяйственной информацией с целью добиться максимально полного прогноза цен и другой информации в области сельского хозяйства и ослабления тем самым влияния спекулятивных операций, приводящих в росту стоимости продуктов питания384.
Странами БРИКС были вновь отмечены такие проблемы и вызовы, стоящие на пути решения проблемы продовольственной безопасности, как деградация экосистемы многих развивающихся стран, климатические изменения, растущее производство биотоплива, а также необходимость перехода к так называемым «зеленым» технологиям385. Было также подчеркнуто, что страны БРИКС не стремятся к созданию изолированной от мирового сообщества системы, а, напротив, хотят соединения своих усилий по решению всех вышеназванных проблем с усилиями ООН, G-20 и других международных организаций. Развивая эту тему, вице-премьер правительства КНР Хуэй Лянъюй (Hui Liangyu) в заявлении для прессы по итогам встречи предложил международным организациям и развитым странам оказать техническую помощь развивающимся странам и выделить средства на развитие их агросектора для решения вопросов продовольственной безопасности386.
С целью соединения усилий в решении этих вопросов, а также в проведении сельскохозяйственных исследований странами БРИКС было заявлено о создании Стратегического альянса по сельскохозяйственным исследованиям и технологическому сотрудничеству. Альянс, как отмечается, будет получать поддержку от сельскохозяйственных ведомств стран-членов БРИКС, анализировать и оценивать влияние всех указанных выше факторов на продовольственную безопасность387.
Кроме того, на второй встрече министров сельского хозяйства стран-участниц БРИКС был одобрен План действий по сотрудничеству в области сельского хозяйства на период 2012–2016 г., в соответствии с которым были уточнены и детализированы планы, принятые еще на первой встрече в Москве. В дальнейшем выполнение этих планов было проанализировано на второй встрече Экспертной рабочей группы БРИКС, которая состоялась 27-28 августа 2012 г. в Дели.
К настоящему времени наиболее проработаны планы по созданию общей информационной базы стран БРИКС по сельскохозяйственным вопросам. Страной-координатором по решению данной задачи стал Китай. Страны-члены БРИКС согласовали общие параметры информационной базы, в частности, объем и уровень информации, предоставляемой для обмена между всеми странами-участницами объединения в области сельскохозяйственной политики, страхования, кредитов, рыночных цен на основные сельскохозяйственные товары, законодательные инициативы в области поддержки рыболовства и другие сведения. Отдельно в принятых решениях предусмотрено создание механизма обмена информацией по оценке рисков в сфере сельского хозяйства388.
В протоколах второй встречи Экспертной рабочей группы, отмечено, что китайская сторона на первом этапе предлагает сосредоточиться в вопросах обмена информацией на четырех товарных позициях:
– зерновые культуры, включающие рис, пшеницу, маис и сою;
– товарные культуры, включающие сахарный тростник, чеснок, томаты, яблоки и апельсины;
– продукты животного происхождения, включающие говядину, куриное мясо, свинину и молочные продукты;
– морепродукты, включающие телапию и угря.389
Предложение ограничить взаимодействие только этими четырьмя группами товаров вызвало ряд замечаний со стороны остальных участников БРИКС. В частности, Бразилия предложила добавить еще две позиции – хлопок и креветки. О необходимости предусмотреть возможность увеличения товарных позиций заявила также Индия, которая совместно с Россией дополнительно отметила, что поскольку в рамках G-20 уже существует информационная система обмена информацией по сельскохозяйственным товарам – AMIS, необходимо добиться того, чтобы информационная база, создаваемая в рамках БРИКС, не дублировала AMIS, а дополняла ее390.
В целом, предложенная Китаем версия информационной базы БРИКС по сельскохозяйственным товарам была поддержана с учетом сделанных замечаний, и все страны БРИКС согласились с необходимостью начала работы данной базы в 2013 г.391
Второй задачей стала разработка стратегии обеспечения доступа к продовольствию наименее защищенных групп населения. Координатором по решению данной задачи стала Бразилия. В целях решения данной задачи предусматривалось проведение серии семинаров, а также создание группы БРИКС при ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), которая должна, как предполагается, действовать в координации с Мировой продовольственной программой ООН в достижении поставленных целей по обеспечению продовольственной безопасности392.
На второй встрече Экспертной рабочей группы в августе 2012 г. Бразилия внесла предложение о проведении нескольких семинаров по темам: «Политика и опыт стран-членов в обеспечении продовольственной безопасности наименее защищенных слоев населения», «Модернизация системы обеспечения продовольствием наименее защищенных слоев населения»и «Интенсификация агропромышленного производства и продуктивности хозяйств мелких земельных собственников»393.
При обсуждении предложенных тем участники согласились, что данные вопросы могут быть обсуждены посредством видео-конференций и других систем телекоммуникаций, а предложенные семинары целесообразно проводить в рамках проведения других важных международных встреч, например, встречи министров сельского хозяйства стран БРИКС и встреч Экспертной рабочей группы394.
Страной-координатором по решению третьей задачи – ослаблению негативного эффекта изменения климата на продовольственную безопасность и адаптации сельского хозяйства к климатическим изменениям, стала Южная Африка. Для достижения единства взглядов по решению данной проблемы странами-участницами БРИКС было предусмотрено проведение серии семинаров и круглых столов, посвященных традиционному земледелию, развитию водосберегающих технологий, страхованию в области сельского хозяйства, а также разработке технических и политических решений по адаптации к климатическим изменениям395.