Файл: BRIKS_i_Afrika_-_partnerstvo_i_vzaimodeystvie.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1764

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе обсуждения реализации третьей задачи на второй встрече Экспертной рабочей группы ЮАР предложила организо­вать круглый стол по определению четких рамок и разработке де­тального рабочего плана по решению данных проблем. Среди тем, предложенных Южной Африкой для обсуждения на круглом столе, оказались: «Измерение выбросов парниковых газов», «Биотехнологии», «Технологии повышения урожайности сель­скохозяйственной продукции», «Адаптация к климатическим из­менениям», «Моделирование климатических изменений», «Си­стема раннего предупреждения об опасности в сельском хозяй­стве» и другие396.

Отдельно ЮАР было предложено обсудить такие вопросы, как:

создание системы обмена научной информацией по имею­щимся наличным товарным сельскохозяйственным позициям для улучшения их подсчетов (2013–2016 гг.);

создание специального фонда БРИКС по адаптации к клима­тическим изменениям и возможности использования результатов исследовательских проектов для развития технологий уменьше­ния ущерба и адаптации к климатическим изменениям (2013 г.);

формирование учебных и научных программ обмена, способствующих накоплению знаний и навыков (начиная с 2013 г.)397.

Представители стран-членов БРИКС согласились с предложе­ниями ЮАР о проведении консультаций по всем предложенным темам, что и было подтверждено в решениях Экспертной рабочей группы.

Следующей задачей, координатором по решению которой ока­залась Индия, стало развитие сотрудничества в области агротех­нологий и инноваций. Конкретными решениями, предложенными для достижения поставленной задачи, стали: проведение один раз в два года в каждой из стран БРИКС поочередно специального форума, посвященного сотрудничеству в сфере развития агротех­нологий, проведение с той же периодичностью конференций с целью обмена мнениями и выработке приоритетных задач по со­трудничеству в сфере рыболовства и развитию аквакультуры, совместные исследования по усовершенствованию рыболовных технологий, включающих уменьшение выбросов парниковых га­зов и других вредных веществ с рыболовных кораблей398.

В дополнение к вышеназванным мероприятиям Индией были предложены: создание Хранилища инновационных проектов стран БРИКС (Innovation Projects Store), проведение серии семи­наров по внедрению биотехнологий, разработка механизма по об­мену генными материалами, совместные исследования в области выведения новых, гибридных сортов риса, маиса, пшеницы, дру­гих зерновых и садовых культур, а также разработка новых удо­брений и усовершенствование технологии их использования399.

Достаточно подробно прописанный план по решению указан­ных задач был дополнен на второй встрече Экспертной рабочей группы в августе 2012 г. предложением Индии о разработке базо­вых положений для деятельности формируемого Стратегического альянса стран БРИКС по сельскохозяйственным исследованиям и технологическому сотрудничеству. Индией было предложено со­здать в каждой стране БРИКС специальный орган, целью дея­тельности которого должна стать выработка документа, оцениваю­щего способности своей страны по решению рассматриваемых проблем, а также формирование реестра учебных заведений сель­скохозяйственной направленности и имеющихся возможностей в сфере агрообразования400.


Наконец, последней задачей, прямо не связанной с сельскохо­зяйственной проблематикой, но, безусловно, способной сыграть немалую роль в достижении странами БРИКС продовольствен­ной безопасности, стало развитие торговли и инвестиций. Коор­динатором данного вопроса была выбрана Россия401.

В рамках выполнения поставленной задачи странами БРИКС было предусмотрено проведение торговых и инвестиционных фо­румов, посвященных развитию сотрудничества между сельскохо­зяйственными предприятиями стран БРИКС, организация выста­вок, изучение возможностей и перспектив для увеличения объема торговли сельскохозяйственными товарами и инвестиций402.

На второй встрече Экспертной рабочей группы эти планы рос­сийской стороны были детализированы. Россией предложено проведение в период 2013–2015 гг. целой серии мероприятий. В частности, в 2015 г. в рамках очередной встречи министров сель­ского хозяйства стран БРИКС предложено организовать Форум стран БРИКС по агробизнесу, в каждой из стран БРИКС на регу­лярной основе проводить торговые ярмарки и сельскохозяйствен­ные выставки, а также выставку AgriExpo в рамках каждой после­дующей встречи министров сельского хозяйства стран БРИКС403.

Другим предложением российской стороны стала идея органи­зовать в 2013 г. в Москве семинар стран БРИКС по вопросам, от­носящимся ко второй задаче Плана действий стран БРИКС, – раз­работке стратегии обеспечения продовольствием наименее защи­щенных слоев населения, которая в целом курируется Бразилией. Как было отмечено в российском предложении, на этом семинаре могли бы быть рассмотрены вопросы гарантии качества404.

Итоги второй встречи министров сельского хозяйства стран-членов БРИКС были высоко оценены в Делийской декларации глав государств БРИКС, принятой по итогам четвертого саммита БРИКС, состоявшегося в конце марта 2012 г. в Индии405, а также получили высокую оценку экспертов, занимающихся проблемами сельского хозяйства. Учитывая, что это была первая встреча в «расширенном формате» после присоединения к группе Южной Африки и проблемы продовольственной безопасности афри­канских стран были особо выделены в принятой по итогам встре­чи декларации, наиболее интересными представляются оценки южноафриканских экспертов. Суммируя их, Д. Мари (D. Maree), южноафриканский экономист и специалист по сельскому хозяй­ству отметил, что ЮАР, без сомнения, поддержит соглашения, нацеленные на расширение взаимного доступа на рынки стран БРИКС. В то же время, южноафриканский эксперт подчеркнул, что достигнутые к настоящему времени договоренности возник­ли в рамках политического диалога и являются «благими намере­ниями». Однако, продолжил он, «мы надеемся, что их выполне­ние не потребует вечности, поскольку в противном случае они почти ничего не дадут для развития экономики, укрепления фер­мерства и агробизнеса»406.


В целом, можно отметить, что странами БРИКС к настоящему моменту не только определены цели деятельности этого между­народного форума по решению проблемы продовольственной безопасности, но и предприняты значительные организационные и интеллектуальные усилия по конкретизации разрабатываемых планов, создан немалый задел на будущее. В то же время, анализ документов БРИКС по данной проблеме показывает, что, за воз­можным исключением создания общей сельскохозяйственной ин­формационной базы, другие поставленные БРИКС задачи в бли­жайшее время вряд ли будут воплощены в практическую плос­кость.

Переход от теоретических разработок к практической реализа­ции принятых планов, пожалуй, станет наиболее сложным этапом в достижении озвученных БРИКС целей обеспечения продоволь­ственной безопасности. Это – сложная и многоуровневая задача. Однако даже частичное ее выполнение способно продемонстри­ровать возможности стран БРИКС в реализации самых сложных и серьезных целей, стоящих сегодня перед мировым сообще­ством, и доказать обоснованность претензий стран БРИКС на бу­дущее мировое лидерство.

Разработанные в рамках БРИКС документы по проблемам продовольственной безопасности вызывают большой интерес в Африке. Они дополняют имеющиеся в этой сфере разработки, предпринятые на уровне Африканского союза и НЕПАД. Однако для реализации имеющегося потенциала необходимо создать ме­ханизм практического взаимодействия по двусторонним и много­сторонним каналам.

4. Содействие развитию инфраструктуры в Африке –

прио­ритетное направление усилий стран БРИКС

Проблемы ликвидации отсталости в сфере инфраструктуры относятся к числу наиболее острых для Африки. Согласно оцен­кам Всемирного банка, Африка инвестирует в проекты инфра­структуры 45 млрд долл. в год, что почти в два раза меньше необ­ходимого минимума407. Всего же в ближайшие 10 лет Африке на цели развития инфраструктуры необходимы, по меньшей мере, 480 млрд долл.408. Ускорение темпов реализации проектов дорож­ной, энергетической, информационно-коммуникационной инфра­структуры становится все более неотложной задачей. Эксперты Всемирного банка утверждают, что отсталость информационного сегмента в Африке ведет к сокращению ВНД на душу населения в 2% в год, а производства – на 40%409. Прогресс в решении этой проблемы будет способствовать увеличению конкурентоспособ­ности экспорта, снижению расходов на импорт, ускорению вну­триконтинентальной интеграции, расширению доступа населения к средствам связи и т.д.

Развитие инфраструктуры стало одним из приоритетов Новой программы для развития Африки (НЕПАД). Развитие транспорт­ной системы стран Африки призвано обеспечить ее доступность, надежность, безопасность, создать лучшие условия для транспор­тировки товаров, услуг и людей, снизить стоимость транзита гру­зоперевозок, делающую экспорт стран континента менее конку­рентоспособным на мировых рынках, а его импорт – более за­тратным для потребителя. Наряду с этим, программа НЕПАД ста­вит задачей облегчить получение энергии, ее распределение и до­ступ на Африканский континент, улучшить использование вод­ных ресурсов, обеспечить доступ африканских стран к информа­ционно-коммуникационным технологиям (ICT)410.


Доклад Комиссии по Африке рекомендовал развитым странам инвестировать в африканскую инфраструктуру 20 млрд долл. в год411. При своем создании НЕПАД делала упор на взаимодей­ствие со странами «восьмерки», рассчитывая в решении инфра­структурных проблем Африки, в основном, на западную помощь. Сейчас НЕПАД возлагает надежды на «двадцатку» – более широ­кую группу стран, включающую развивающиеся экономики, в том числе страны БРИКС.

В программных документах БРИКС уделяется особое внима­ние проблемам развития африканской инфраструктуры. «Мы поддерживаем развитие инфраструктуры и индустриализацию в Африке в рамках Нового партнерства для развития Африки (НЕ­ПАД), – говорится в декларации, принятой на саммите БРИКС в г. Санья (Китай) в 2011 г.412 «Мы придаем важнейшее значение экономическому росту, который содействует развитию и стабиль­ности в Африке, поскольку многие из стран континента не полно­стью реализовали свой экономический потенциал, – гласит Де­лийская декларация 2012 г. – Мы будем продвигать сотрудниче­ство с целью поддержки их усилий по ускорению диверсифика­ции и модернизации их экономик. Это будет достигаться путем развития инфраструктуры, обмена знаниями и поддержки расши­рения доступа к технологиям, наращиванием потенциала и инве­стированием в человеческий капитал, в том числе в рамках Ново­го партнерства в интересах развития Африки (НЕПАД)413.

Особое внимание вопросам развития африканской инфра­структуры уделил пятый саммит БРИКС в Дурбане. В принятой на саммите Этеквинской декларации говорилось: «Мы подтвер­ждаем, что развитие инфраструктуры в Африке важно, и призна­ем успехи, которых добился Африканский союз в определении и решении задач, стоящих перед континентом в области инфра­структуры, путем разработки Программы развития инфраструк­туры в Африке, Африканского плана действий АС НЕПАД (2010–2015 годы), Президентской инициативы НЕПАД в под­держку создания инфраструктуры, а также региональных гене­ральных планов развития инфраструктуры, которые определили приоритетные проекты развития инфраструктуры, имеющие важ­нейшее значение для стимулирования региональной интеграции и индустриализации. Мы будем стремиться стимулировать инве­стиции в инфраструктуру на основе взаимной выгоды для стиму­лирования промышленного развития, создания рабочих мест, по­вышения квалификации кадров, обеспечения продовольственной безопасности и безопасности питания, а также ликвидации нище­ты и обеспечения устойчивого развития в Африке. Поэтому мы подтверждаем свою поддержку устойчивого развития инфра­структуры в Африке»414.

В своих заявлениях страны БРИКС подчеркивают готовность содействовать целям программы НЕПАД и вносить посильный вклад в развитие африканской инфраструктуры. Так, Постоянный представитель Бразилии в ООН Регина Мария Кордейро Данлоп заявила на 66-й сессии ГА ООН 11 октября 2011 г. о полной под­держке Бразилией программы НЕПАД и ее стремлении работать в направлении развития инфраструктуры в странах континента415. В феврале 2012 г. президент ЮАР Джекоб Зума выразил готов­ность финансировать ключевые инфраструктурные проекты в Африке, пообещав вкладывать в ближайшие три года средства в развитие инфраструктуры в странах континента416. Выступая на заседании Академического форума преддверии 5-го саммита БРИКС в Дурбане 26-27 марта 2013 г., министр иностранных дел и сотрудничества Южной Африки М. Нкоана Машабане сообщи­ла о намерении президента ЮАР Дж.Зумы по окончании саммита организовать диалоговый форум лидеров БРИКС и Африки на тему «Сотрудничество БРИКС и Африки в вопросах инфраструктуры». Она подчеркнула важность этой проблемы, заметив, что инфраструктура, наряду с интеграцией и индустриализацией являются приоритетами Африки, а участие в ее развитии БРИКС и стран континента – взаимовыгодным»417. Выступая на этом первом диалоговом форуме БРИКС – Африка, новый председатель КНР Си Цзиньпин сказал, что диалог БРИКС – Африка отражает политическую волю обеих сторон, направленную на достижение равенства и общего развития418.


C заявлениями в поддержку планов НЕПАД в части реализа­ции в Африке инфраструктурных проектов выступает и Россия. Так, состоявшийся в Эфиопии в декабре 2011 г. Российско-афри­канский бизнес-форум включил в число основных проблем, в ре­шении которых готова участвовать Россия, проблемы инвестици­онного сотрудничества, включающие запуск совместных проек­тов в таких сферах, как энергетика, транспорт, высокие техноло­гии419. 6 февраля 2012 г. в Москве прошло ежегодное собрание Координационного комитета по экономическому сотрудничеству с Африкой к югу от Сахары – неправительственной организации, помогающей создавать основы инфраструктуры деловых связей со странами континента. На собрании отмечалось, что Россия приняла подготовительные меры в поддержку инфраструктурных и промышленных проектов в Африке в рамках НЕПАД420. Следу­ет, однако, заметить, что конкретные проекты в сфере афри­канской инфраструктуры, в которых Россия намерена принять участие, на встрече зарегистрированы не были.

Приток инвестиций в инфраструктурные проекты


Инвестиции в африканскую инфраструктуру – в приоритетах деятельности БРИКС на континенте. По объему инвестиции в ин­фраструктуру следуют непосредственно за инвестициями в сферу освоения природных ресурсов. Перспективным в этой связи пред­ставляется решение, принятое на Делийском саммите БРИКС в 2012 г., создать Банк БРИКС, приоритетным направлением дея­тельности которого будет финансирование проектов в области становления и развития инфраструктуры развивающихся стран. Хотя новый банк составит конкуренцию Международному валютному фонду (МВФ) и Всемирному банку (ВБ), лидеры этих организаций высказались в пользу создания банка самих развивающихся стран, способного оказать поддержку целям развития. Как заявил президент ВБ Р.Зеллик, не поддержать создание Банка БРИКС «было бы ошибкой исторического масштаба»421. По мнению специалистов, банк ставит во главу угла проблемы африканского континента, что позволит странам БРИКС координировать свою деятельность и налаживать сотрудничество в сфере африканской инфраструктуры.422. Особое внимание уделяется нефтедобывающим странам – Анголе, Нигерии, Суда­ну, с которыми заключаются пакетные соглашения, включающие вложения не только в добычу и экспорт в Китай сырья, но и в строительство железных и шоссейных дорог, мостов и проч. За этим стоит стремление обеспечить поставки в Китай добываемых или приобретаемых в Африке сырьевых ресурсов. Так, Чайна Нейшнл Петролеум Корпорейшн (СNPC) – самый крупный инве­стор в суданскую нефтяную промышленность вместе с суданской Грейт Найл Петролеум Оперейтинг Компани вложила средства в ряд проектов в сфере суданской инфраструктуры, в том числе, в строительство 1500– километрового нефтепровода и терминала вблизи порта Судан. В 2007 г. Китай и Судан подписали контракт стоимостью 1,15 млрд долл. на реконструкцию железной дороги, cвязавшей Хартум с самым крупным портом страны – Порт Суда­ном423. Китайская компания также выиграла контракт на строи­тельство железной дороги из Ньяла в Абече, являющейся частью плана связать железнодорожным сообщением длиной в тысячу километров столицу Судана Хартум и столицу Чада Нджамену424. В феврале 2011 г. еще одна китайская компания выиграла тендер и получила контракт, стоимостью 1,2 млрд долл. на участие в строительстве нового международного аэропорта в Хартуме, фи­нансовое обеспечение которого осуществил Эксимбанк вместе с банками Саудовской Аравии, Кувейта и Турции425. Китайская компания подписала ряд контрактов на работы по углублению гавани в Порт-Судане и строительству мостов426.