ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1815
Скачиваний: 4
В процессе обсуждения реализации третьей задачи на второй встрече Экспертной рабочей группы ЮАР предложила организовать круглый стол по определению четких рамок и разработке детального рабочего плана по решению данных проблем. Среди тем, предложенных Южной Африкой для обсуждения на круглом столе, оказались: «Измерение выбросов парниковых газов», «Биотехнологии», «Технологии повышения урожайности сельскохозяйственной продукции», «Адаптация к климатическим изменениям», «Моделирование климатических изменений», «Система раннего предупреждения об опасности в сельском хозяйстве» и другие396.
Отдельно ЮАР было предложено обсудить такие вопросы, как:
– создание системы обмена научной информацией по имеющимся наличным товарным сельскохозяйственным позициям для улучшения их подсчетов (2013–2016 гг.);
– создание специального фонда БРИКС по адаптации к климатическим изменениям и возможности использования результатов исследовательских проектов для развития технологий уменьшения ущерба и адаптации к климатическим изменениям (2013 г.);
– формирование учебных и научных программ обмена, способствующих накоплению знаний и навыков (начиная с 2013 г.)397.
Представители стран-членов БРИКС согласились с предложениями ЮАР о проведении консультаций по всем предложенным темам, что и было подтверждено в решениях Экспертной рабочей группы.
Следующей задачей, координатором по решению которой оказалась Индия, стало развитие сотрудничества в области агротехнологий и инноваций. Конкретными решениями, предложенными для достижения поставленной задачи, стали: проведение один раз в два года в каждой из стран БРИКС поочередно специального форума, посвященного сотрудничеству в сфере развития агротехнологий, проведение с той же периодичностью конференций с целью обмена мнениями и выработке приоритетных задач по сотрудничеству в сфере рыболовства и развитию аквакультуры, совместные исследования по усовершенствованию рыболовных технологий, включающих уменьшение выбросов парниковых газов и других вредных веществ с рыболовных кораблей398.
В дополнение к вышеназванным мероприятиям Индией были предложены: создание Хранилища инновационных проектов стран БРИКС (Innovation Projects Store), проведение серии семинаров по внедрению биотехнологий, разработка механизма по обмену генными материалами, совместные исследования в области выведения новых, гибридных сортов риса, маиса, пшеницы, других зерновых и садовых культур, а также разработка новых удобрений и усовершенствование технологии их использования399.
Достаточно подробно прописанный план по решению указанных задач был дополнен на второй встрече Экспертной рабочей группы в августе 2012 г. предложением Индии о разработке базовых положений для деятельности формируемого Стратегического альянса стран БРИКС по сельскохозяйственным исследованиям и технологическому сотрудничеству. Индией было предложено создать в каждой стране БРИКС специальный орган, целью деятельности которого должна стать выработка документа, оценивающего способности своей страны по решению рассматриваемых проблем, а также формирование реестра учебных заведений сельскохозяйственной направленности и имеющихся возможностей в сфере агрообразования400.
Наконец, последней задачей, прямо не связанной с сельскохозяйственной проблематикой, но, безусловно, способной сыграть немалую роль в достижении странами БРИКС продовольственной безопасности, стало развитие торговли и инвестиций. Координатором данного вопроса была выбрана Россия401.
В рамках выполнения поставленной задачи странами БРИКС было предусмотрено проведение торговых и инвестиционных форумов, посвященных развитию сотрудничества между сельскохозяйственными предприятиями стран БРИКС, организация выставок, изучение возможностей и перспектив для увеличения объема торговли сельскохозяйственными товарами и инвестиций402.
На второй встрече Экспертной рабочей группы эти планы российской стороны были детализированы. Россией предложено проведение в период 2013–2015 гг. целой серии мероприятий. В частности, в 2015 г. в рамках очередной встречи министров сельского хозяйства стран БРИКС предложено организовать Форум стран БРИКС по агробизнесу, в каждой из стран БРИКС на регулярной основе проводить торговые ярмарки и сельскохозяйственные выставки, а также выставку AgriExpo в рамках каждой последующей встречи министров сельского хозяйства стран БРИКС403.
Другим предложением российской стороны стала идея организовать в 2013 г. в Москве семинар стран БРИКС по вопросам, относящимся ко второй задаче Плана действий стран БРИКС, – разработке стратегии обеспечения продовольствием наименее защищенных слоев населения, которая в целом курируется Бразилией. Как было отмечено в российском предложении, на этом семинаре могли бы быть рассмотрены вопросы гарантии качества404.
Итоги второй встречи министров сельского хозяйства стран-членов БРИКС были высоко оценены в Делийской декларации глав государств БРИКС, принятой по итогам четвертого саммита БРИКС, состоявшегося в конце марта 2012 г. в Индии405, а также получили высокую оценку экспертов, занимающихся проблемами сельского хозяйства. Учитывая, что это была первая встреча в «расширенном формате» после присоединения к группе Южной Африки и проблемы продовольственной безопасности африканских стран были особо выделены в принятой по итогам встречи декларации, наиболее интересными представляются оценки южноафриканских экспертов. Суммируя их, Д. Мари (D. Maree), южноафриканский экономист и специалист по сельскому хозяйству отметил, что ЮАР, без сомнения, поддержит соглашения, нацеленные на расширение взаимного доступа на рынки стран БРИКС. В то же время, южноафриканский эксперт подчеркнул, что достигнутые к настоящему времени договоренности возникли в рамках политического диалога и являются «благими намерениями». Однако, продолжил он, «мы надеемся, что их выполнение не потребует вечности, поскольку в противном случае они почти ничего не дадут для развития экономики, укрепления фермерства и агробизнеса»406.
В целом, можно отметить, что странами БРИКС к настоящему моменту не только определены цели деятельности этого международного форума по решению проблемы продовольственной безопасности, но и предприняты значительные организационные и интеллектуальные усилия по конкретизации разрабатываемых планов, создан немалый задел на будущее. В то же время, анализ документов БРИКС по данной проблеме показывает, что, за возможным исключением создания общей сельскохозяйственной информационной базы, другие поставленные БРИКС задачи в ближайшее время вряд ли будут воплощены в практическую плоскость.
Переход от теоретических разработок к практической реализации принятых планов, пожалуй, станет наиболее сложным этапом в достижении озвученных БРИКС целей обеспечения продовольственной безопасности. Это – сложная и многоуровневая задача. Однако даже частичное ее выполнение способно продемонстрировать возможности стран БРИКС в реализации самых сложных и серьезных целей, стоящих сегодня перед мировым сообществом, и доказать обоснованность претензий стран БРИКС на будущее мировое лидерство.
Разработанные в рамках БРИКС документы по проблемам продовольственной безопасности вызывают большой интерес в Африке. Они дополняют имеющиеся в этой сфере разработки, предпринятые на уровне Африканского союза и НЕПАД. Однако для реализации имеющегося потенциала необходимо создать механизм практического взаимодействия по двусторонним и многосторонним каналам.
4. Содействие развитию инфраструктуры в Африке –
приоритетное направление усилий стран БРИКС
Проблемы ликвидации отсталости в сфере инфраструктуры относятся к числу наиболее острых для Африки. Согласно оценкам Всемирного банка, Африка инвестирует в проекты инфраструктуры 45 млрд долл. в год, что почти в два раза меньше необходимого минимума407. Всего же в ближайшие 10 лет Африке на цели развития инфраструктуры необходимы, по меньшей мере, 480 млрд долл.408. Ускорение темпов реализации проектов дорожной, энергетической, информационно-коммуникационной инфраструктуры становится все более неотложной задачей. Эксперты Всемирного банка утверждают, что отсталость информационного сегмента в Африке ведет к сокращению ВНД на душу населения в 2% в год, а производства – на 40%409. Прогресс в решении этой проблемы будет способствовать увеличению конкурентоспособности экспорта, снижению расходов на импорт, ускорению внутриконтинентальной интеграции, расширению доступа населения к средствам связи и т.д.
Развитие инфраструктуры стало одним из приоритетов Новой программы для развития Африки (НЕПАД). Развитие транспортной системы стран Африки призвано обеспечить ее доступность, надежность, безопасность, создать лучшие условия для транспортировки товаров, услуг и людей, снизить стоимость транзита грузоперевозок, делающую экспорт стран континента менее конкурентоспособным на мировых рынках, а его импорт – более затратным для потребителя. Наряду с этим, программа НЕПАД ставит задачей облегчить получение энергии, ее распределение и доступ на Африканский континент, улучшить использование водных ресурсов, обеспечить доступ африканских стран к информационно-коммуникационным технологиям (ICT)410.
Доклад Комиссии по Африке рекомендовал развитым странам инвестировать в африканскую инфраструктуру 20 млрд долл. в год411. При своем создании НЕПАД делала упор на взаимодействие со странами «восьмерки», рассчитывая в решении инфраструктурных проблем Африки, в основном, на западную помощь. Сейчас НЕПАД возлагает надежды на «двадцатку» – более широкую группу стран, включающую развивающиеся экономики, в том числе страны БРИКС.
В программных документах БРИКС уделяется особое внимание проблемам развития африканской инфраструктуры. «Мы поддерживаем развитие инфраструктуры и индустриализацию в Африке в рамках Нового партнерства для развития Африки (НЕПАД), – говорится в декларации, принятой на саммите БРИКС в г. Санья (Китай) в 2011 г.412 «Мы придаем важнейшее значение экономическому росту, который содействует развитию и стабильности в Африке, поскольку многие из стран континента не полностью реализовали свой экономический потенциал, – гласит Делийская декларация 2012 г. – Мы будем продвигать сотрудничество с целью поддержки их усилий по ускорению диверсификации и модернизации их экономик. Это будет достигаться путем развития инфраструктуры, обмена знаниями и поддержки расширения доступа к технологиям, наращиванием потенциала и инвестированием в человеческий капитал, в том числе в рамках Нового партнерства в интересах развития Африки (НЕПАД)413.
Особое внимание вопросам развития африканской инфраструктуры уделил пятый саммит БРИКС в Дурбане. В принятой на саммите Этеквинской декларации говорилось: «Мы подтверждаем, что развитие инфраструктуры в Африке важно, и признаем успехи, которых добился Африканский союз в определении и решении задач, стоящих перед континентом в области инфраструктуры, путем разработки Программы развития инфраструктуры в Африке, Африканского плана действий АС НЕПАД (2010–2015 годы), Президентской инициативы НЕПАД в поддержку создания инфраструктуры, а также региональных генеральных планов развития инфраструктуры, которые определили приоритетные проекты развития инфраструктуры, имеющие важнейшее значение для стимулирования региональной интеграции и индустриализации. Мы будем стремиться стимулировать инвестиции в инфраструктуру на основе взаимной выгоды для стимулирования промышленного развития, создания рабочих мест, повышения квалификации кадров, обеспечения продовольственной безопасности и безопасности питания, а также ликвидации нищеты и обеспечения устойчивого развития в Африке. Поэтому мы подтверждаем свою поддержку устойчивого развития инфраструктуры в Африке»414.
В своих заявлениях страны БРИКС подчеркивают готовность содействовать целям программы НЕПАД и вносить посильный вклад в развитие африканской инфраструктуры. Так, Постоянный представитель Бразилии в ООН Регина Мария Кордейро Данлоп заявила на 66-й сессии ГА ООН 11 октября 2011 г. о полной поддержке Бразилией программы НЕПАД и ее стремлении работать в направлении развития инфраструктуры в странах континента415. В феврале 2012 г. президент ЮАР Джекоб Зума выразил готовность финансировать ключевые инфраструктурные проекты в Африке, пообещав вкладывать в ближайшие три года средства в развитие инфраструктуры в странах континента416. Выступая на заседании Академического форума преддверии 5-го саммита БРИКС в Дурбане 26-27 марта 2013 г., министр иностранных дел и сотрудничества Южной Африки М. Нкоана Машабане сообщила о намерении президента ЮАР Дж.Зумы по окончании саммита организовать диалоговый форум лидеров БРИКС и Африки на тему «Сотрудничество БРИКС и Африки в вопросах инфраструктуры». Она подчеркнула важность этой проблемы, заметив, что инфраструктура, наряду с интеграцией и индустриализацией являются приоритетами Африки, а участие в ее развитии БРИКС и стран континента – взаимовыгодным»417. Выступая на этом первом диалоговом форуме БРИКС – Африка, новый председатель КНР Си Цзиньпин сказал, что диалог БРИКС – Африка отражает политическую волю обеих сторон, направленную на достижение равенства и общего развития418.
C заявлениями в поддержку планов НЕПАД в части реализации в Африке инфраструктурных проектов выступает и Россия. Так, состоявшийся в Эфиопии в декабре 2011 г. Российско-африканский бизнес-форум включил в число основных проблем, в решении которых готова участвовать Россия, проблемы инвестиционного сотрудничества, включающие запуск совместных проектов в таких сферах, как энергетика, транспорт, высокие технологии419. 6 февраля 2012 г. в Москве прошло ежегодное собрание Координационного комитета по экономическому сотрудничеству с Африкой к югу от Сахары – неправительственной организации, помогающей создавать основы инфраструктуры деловых связей со странами континента. На собрании отмечалось, что Россия приняла подготовительные меры в поддержку инфраструктурных и промышленных проектов в Африке в рамках НЕПАД420. Следует, однако, заметить, что конкретные проекты в сфере африканской инфраструктуры, в которых Россия намерена принять участие, на встрече зарегистрированы не были.
Приток инвестиций в инфраструктурные проекты
Инвестиции в африканскую инфраструктуру – в приоритетах деятельности БРИКС на континенте. По объему инвестиции в инфраструктуру следуют непосредственно за инвестициями в сферу освоения природных ресурсов. Перспективным в этой связи представляется решение, принятое на Делийском саммите БРИКС в 2012 г., создать Банк БРИКС, приоритетным направлением деятельности которого будет финансирование проектов в области становления и развития инфраструктуры развивающихся стран. Хотя новый банк составит конкуренцию Международному валютному фонду (МВФ) и Всемирному банку (ВБ), лидеры этих организаций высказались в пользу создания банка самих развивающихся стран, способного оказать поддержку целям развития. Как заявил президент ВБ Р.Зеллик, не поддержать создание Банка БРИКС «было бы ошибкой исторического масштаба»421. По мнению специалистов, банк ставит во главу угла проблемы африканского континента, что позволит странам БРИКС координировать свою деятельность и налаживать сотрудничество в сфере африканской инфраструктуры.422. Особое внимание уделяется нефтедобывающим странам – Анголе, Нигерии, Судану, с которыми заключаются пакетные соглашения, включающие вложения не только в добычу и экспорт в Китай сырья, но и в строительство железных и шоссейных дорог, мостов и проч. За этим стоит стремление обеспечить поставки в Китай добываемых или приобретаемых в Африке сырьевых ресурсов. Так, Чайна Нейшнл Петролеум Корпорейшн (СNPC) – самый крупный инвестор в суданскую нефтяную промышленность вместе с суданской Грейт Найл Петролеум Оперейтинг Компани вложила средства в ряд проектов в сфере суданской инфраструктуры, в том числе, в строительство 1500– километрового нефтепровода и терминала вблизи порта Судан. В 2007 г. Китай и Судан подписали контракт стоимостью 1,15 млрд долл. на реконструкцию железной дороги, cвязавшей Хартум с самым крупным портом страны – Порт Суданом423. Китайская компания также выиграла контракт на строительство железной дороги из Ньяла в Абече, являющейся частью плана связать железнодорожным сообщением длиной в тысячу километров столицу Судана Хартум и столицу Чада Нджамену424. В феврале 2011 г. еще одна китайская компания выиграла тендер и получила контракт, стоимостью 1,2 млрд долл. на участие в строительстве нового международного аэропорта в Хартуме, финансовое обеспечение которого осуществил Эксимбанк вместе с банками Саудовской Аравии, Кувейта и Турции425. Китайская компания подписала ряд контрактов на работы по углублению гавани в Порт-Судане и строительству мостов426.