Файл: BRIKS_i_Afrika_-_partnerstvo_i_vzaimodeystvie.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1813

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наряду с соглашениями на добычу и поставки ангольской нефти Китай получил подряд на восстановление главной желез­нодорожной линии Анголы – Бенгельской железной дороги, свя­зывающей медный пояс Замбии и месторождения ДРК с анголь­ским портом Лобито. Китайская компания Чайна Сивил Инжени­ринг Констракшн (China Civil Engineering Construction) подписа­ла контракт с Нигерией на строительство железной дороги из внутренних районов страны к побережью Атлантического океана. Протяженность дороги – 1300 км. Стоимость проекта 8,3 млрд долл.427 В ходе визита в Пекин в августе 2010 г. президента ЮАР Джекоба Зумы было подписано соглашение, также преду­сматривающее участие китайских компаний в строительстве же­лезных дорог в стране428.

Проекты в сфере транспортной инфраструктуры реализуются не только в странах, богатых сырьем. Китайский Эксимбанк вло­жил 30,7 млн долл. в строительство дорог в столице Руанды – Ки­гали429. Китай инвестирует в строительство железной и шоссей­ной дорог в Кении, участвует в строительстве железной дороги в Мозамбике430. Реконструкция транспортной системы осуще­ствляется в Танзании431, которой Китай передал в 2011 г. грант в 10 млн долл. и 75 машин, стоимостью в 5,7 млн долл. на цели улучшения ситуации в сфере общественного транспорта432. В ноя­бре 2011 г. Китай взял обязательство построить шоссе из между­народного аэропорта Энтеббе в столицу Уганды Кампалу. Сред­ства на строительство выделил в форме концессионного займа Эксимбанк Китая433.

Китай – важный игрок в инфраструктуре Мозамбика. С его по­мощью построены 1/3 шоссейных дорог в стране, международ­ный аэропорт, конференц-зал. Китай обязался финансировать строительство плотины Мпанда-Нкува, вложив в строительство 2 млрд долл. В переговорах участвовал китайский Эксимбанк, ве­дущий китайский банк, финансирующий многие проекты в Аф­рике. Обычно «пакетное соглашение» дает право участия в строи­тельстве китайским компаниям, но в этом случае Мозамбик пере­дал проект двум национальным компаниям (60%) и бразильской компании (40%). Это связано с тем, что участие Китая в строительстве плотины вызвало акции протеста местных жителей и международных организаций. Причина также – стремление Китая ввозить собственных рабочих, а не обучать местные кадры. Правительство Мозамбика решительно настаивало на том, чтобы китайские компании нанимали больше местных рабочих, и ситуация стала меняться. В 2010 г. правительство Мозамбика подтвердило, что китайские компании значительно увеличили наем местной рабочей силы434.

Китай оказывает помощь странам континента в реконструкции построенных с его помощью железных и шоссейных дорог (зай­мы Танзании и Замбии на ремонт ТАЗАРА, Ботсване – на ремонт железной дороги и пр.). В частности, эксплуатация построенной в 60-е гг. с помощью Китая железной дороги ТАЗАРА, связавшей медный пояс Замбии с Индийским океаном через территорию Танзании, требует постоянных расходов. Во время визита в Пе­кин в 2007 г. президента Замбии Леви Мванаваса последнему было обещано списание долга на сумму 211 млндолл., причем эта сумма включала долг Замбии за железную дорогу. По некоторым данным в 2008 г. Китай вложил 100 млн долл. в реконструкцию ТАЗАРА435. В 2010 по просьбе президентов Замбии и Танзании Рупиа Банда и Джакайя Киквете правительство КНР предостави­ло управлению дороги беспроцентный кредит на 39 млн долл. Как заявил министр коммуникаций и транспорта Замбии Джоф­фри Лунгвангва, эти средства должны помочь возродить дорогу, закупить шесть новых двигателей для локомотивов, четыре ваго­на и отремонтировать 120 вагонов. Средства также предназнача­лись на ремонт железнодорожных путей, закупку оборудования для мастерских.


Министр заявил, что китайские специалисты сов­местно с администрацией ТАЗАРА изучат возможности повыше­ния эффективности дороги за счет подключения к проекту других стран436. При этом ставится задача связать с помощью реконструи­рованной дороги две специальные экономические зоны, создавае­мые Китаем в Африке: в Чамбиши (медный пояс Замбии) и в Дар Эс-Саламе. Планируется также связать Замбию с Бенгель­ской железной дорогой, пересекающей Анголу до побережья Ат­лантического океана, которая, как сказано выше, также перестраи­вается с помощью Пекина. Две железные дороги призваны со­здать коридор Восток-Запад через весь континент и облегчить движение товаров из внутренних районов Замбии в Дар Эс-Салам. А в январе 2011 г. Китай подписал с Замбией и Танзанией протокол о списании 50% долга этих стран за ТАЗАРА437.

Индия, как и Китай, пытается увязать доступ к африканским ресурсам с участием в реализации необходимых странам конти­нента инфраструктурных проектов. В 2005 г. ее правительство предоставило Анголе кредит в 40 млн долл. на реконструкцию железнодорожной сети в стране. Реализацией проекта занялась Индийская государственная железнодорожная компания RITECS (Rail India Technical and Economic Consultancy Services Limited). Первая фаза этого первого на государственном уровне проекта сотрудничества между двумя странами была завершена в 2007 г. Важным моментом при реализации проекта стало то, что рельсы и сигнальную систему сделали китайские рабочие, а индийская сторона предоставила подвижной состав и обучила персонал. Предполагается осуществить вторую фазу проекта, средства на которую ассигнует индийский Эксимбанк. В рамках визита в Ин­дию в 2010 г. президента Мозамбика было подписано соглашение между индийским EXIM банком и Министерством финансов Мо­замбика об открытии кредитной линии в 500 млн долл. США на цели развития инфраструктуры. 24 мая 2011 г. индийский пре­мьер-министр Манмохан Сингх объявил о предоставлении 300 млн долл. на финансирование строительства железнодорожной линии Эфиопия-Джибути438, а Индийская государственная консультативная компания РИТЕС (RITES), заключила с подраз­делением Индийских железных дорог контракт на поставку локо­мотивов в Судан439.

В последние годы наращивает активность в инфраструктур­ной сфере стран Африки Бразилия. Компания Одебрехт (Odebrecht), реализующая проекты в сфере инфраструктуры, дей­ствует в Анголе, Ливии, Либерии, Мозамбике, Гане. Она уже за­вершила проекты в Конго, Ботсване, ЮАР, Габоне и Джибути. За 6 лет (2007–2011 гг.) Бразилия предоставила Анголе кредитные линии более чем на 3 млрд долл. Средства пошли на проекты ре­конструкции страны: дороги, плотины, мосты440. Компания Ан­драде Гуттиерес осуществляет строительство в Анголе дорог, жи­лья, осуществляет городскую планировку; она также активно ве­дет строительство в Мозамбике (дороги, жилье, городская плани­ровка). Гражданское строительство ведет в Анголе строительная компания Куэйрос Гальвао (Queiroz Galvao).


Южная Африка также не остается в стороне от проблемы развития и реабилитации транспортной инфраструктуры конти­нента. В стране разработана концепция государственно-частного партнерства (PPP), предполагающая контракты между государ­ственным и частным секторами экономики. Уже определены тре­бования, касающиеся объема капитальных инвестиций в регио­нальные проекты, реализация которых потребует 8,4 млрд долл. Проект охватывает ряд стран континента, включая Бурунди, Джибути, ДРК, Египет, Эфиопию, Кению, Руанду, Судан, Танза­нию, Уганду. При этом до 2013 г. планируется инвестировать 1,7 млрд долл., 2013 до 2018 – 7,3 млрд, с 2019 до 2023 – 2,5 млрд, в 2024–2028 – 500 млн долл.441.

Южноафриканская компания Транснет (Transnet) намечает в течение ближайших 7 лет инвестировать 39,1 млрд долл. в разви­тие портовой и железнодорожной инфраструктуры ЮАР. Поряд­ка 70% выделенных средств пойдут на создание новых мощно­стей и проектов, а 30% – на усовершенствование систем логисти­ки и замену старого оборудования.

Стратегия предусматривает рост объемов перевозок в бли­жайшие 7 лет с 200 до 350 млн тонн в год за счет освоения инве­стиций в железнодорожные проекты на 30,4 млрд. долларов. Предполагается, что в результате будет создано 588 тыс. новых рабочих мест. Ожидается, что инвестиции в инфраструктуру поз­волят увеличить в последующие 7 лет объемы экспорта угля с 68 до 97,5 млн тонн в год, а объемы железорудного экспорта – с 53 до 82,5 млн тонн.

Компания Спурнет (Spoornet) реконструирует железнодорож­ную линию, связывающую Эфиопию и Эритрею, а также дей­ствует в ряде стран Западной и Южной Африки. Компания сдает в лизинг локомотивы в Судане, Танзании, ДРК, Зимбабве и Сва­зиленде442. В октябре 2011 г. правительственный Банк развития Южной Африки (DBSA) объявил о готовности предоставить заем в 206 млн долл. Зимбабве на восстановление 800-километровой дороги от западной границы страны с Ботсваной в восточную часть443. В январе 2012 г. южноафриканский министр общественных работ Малуси Гигаба заявил о готовности правительства предоставить 1,5 млрд долл. на строительство 146-километровой железной дороги, связывающей ЮАР и Свазиленд. Строительство обойдется в 2 млрд долл. и должно занять три года: с 2013 по 2016 г. Свазиленд ассигнует на него остальные 500 млн долл.444

В ходе визита в Нигерию в 2009 г. тогдашнего президента России Дмитрия Медведева Газпром и нигерийская националь­ная нефтегазовая корпорация (NNPC) подписали соглашение о создании совместной компании Нигаз (Nigaz), которая займется в числе прочего строительством трубопроводов. Председатель правления Газпрома Алексей Миллер заявил, что совместное предприятие Газпрома и Нигерии готово присоединиться к проекту строительства Транссахарского газопровода, протяжен­ностью 3 тыс. км., который должен пройти через территории Ни­герии, Нигера и Алжира, соединив нигерийское газовое месторо­ждение с побережьем Средиземного моря, и принять участие в строительстве газопровода на юге Нигерии протяженностью 360 км, который станет первым участком трубопровода через Саха­ру445. Однако на пути реализации проекта возникли сложности, что тормозит его реализацию.


Наряду со строительством железных и шоссейных дорог, в которых страны Африки испытывают острую потребность, стра­ны БРИКС активно инвестируют в африканскую энергетику.

В 2009 г. начал функционировать построенный с китайской помощью гидроэнергетический узел Мерове – самое крупное соо­ружение на реке Нил после Асуанской плотины. Плотина Меро­ве – массивный многоцелевой проект. Инвестиции в него соста­вили 1,5 млрд долл.; ведущий инвестор – Эксимбанк Китая. В строительстве приняли участие китайские, французские и немец­кие компании. Китайскими компаниями, занятыми в строитель­стве, были Чайна Нейшнл Уотер Ресорсиз анд Гидропауэр Инже­ниринг Корпорейшн (China National Water Resources and Hydropower Engineering Corporation), Чайна Интернешнл Уотер энд Электрик Корпорейшн (China International Water and Electric Corporation), Харбин Пауэр Инжениринг Кампени (Harbin Power Engineering Company), Джилин Провинс Трансмиссион (Jilin Province Transmission), Сабстейшн Проджект Кампэни (Substation Project Company). Мерове не только удовлетворяет потребности самого Судана в электроэнергии, но и позволяет ему продавать электроэнергию африканским соседям. Китай получил также контракт на строительство ЛЭП, которая подает электроэнергию от плотины Мерове в Хартум и порт Судан. Стоимость контракта, подписанного компаниями Харпин-Джилин (Harpin-Jilin) и ССМД (CCMD), – 460 млн долл. Дополнение к контракту – строительство моста через реку со стороны дельты стоимостью в 10 млн долл.. Однако реализация проекта, казалось бы, необходимого стране, сопровождалась волной протестов со стороны местного населения, которое силой принуждали оставить свои дома и освободить земли, предназначенные для строительства. В общей сложности, переселение затронуло 50 тыс. человек.

В 2010 г. консорциум китайских компаний повторно выиграл тендеры и получил контракты на строительство ГЭС в Верхней Атбаре, Шерейке и Каджбаре стоимостью соответственно 838 млн, 711 млн и 705 млн долл. США. В том же году Эксимбанк обещал предоставить Судану заем на сооружение 630-километро­вой линии электропередач от новой электростанции Ал Фулаю446.

Китайские инвесторы вложили 600 млн долл. в сооружение гидроэнергетического комплекса в Замбии447. Подписано согла­шение о строительстве электростанций в ЮАР448; инвестирует Китай в гидроэнергетику Кении. Планируется строительство ГЭС на реке НИЛ в 300 км от Кампалы (Уганда)449. В Кабо-Верде Ки­тай реализует крупный инвестиционный проект – строительство плотины в округе Санта Круз на Сантьяго.

В мае 2011 г. Эксимбанк Индии предоставил кредитную ли­нию на реализацию гидроэнергетического проекта в Бурунди450, в июле предоставил кредит ДРК на сооружение ГЭС мощностью 60 мегаватт в г. Катенде451. Во время встречи с президентом Мали Амаду Тумани Туре 11 января 2012 г. индийский премьер Ман­мохан Сингх дал согласие на предоставление Мали кредита в 100 млн долл. на проект ЛЭП, которая должна связать города Бамако и Сикассо452. В числе реализованных Индией проектов можно упомянуть строительство компанией «Тата Стил» в Замбии электростанции общей мощностью 120 мегаватт453.


Бразильская компания Камарго Корреа реализует в Мозамбике проект ГЭС Мпанда-Нкуве на реке Замбези. Плотина обеспечит подачу воды в Мапуто. Компания занимается также строитель­ством дорог, линий электропередач. Так, в 2011 г. было объявле­но, что она будет строить дорогу и осуществлять дренажную ин­фраструктуру в Анголе на средства от кредита, предоставленного бразильским банком БНДЕС (BNDES).

Россия также принимает участие в борьбе с энергетической бедностью в странах Африки. В рамках решений «Большой вось­мерки», в течение 2010 года она перечислила 10 млн долларов в многостороннее некоммерческое партнерство (НП) «Глобаль­ная деревня», обеспечивающее доступ населения беднейших стран к энергетическим ресурсам. Программа была принята в 2006 году. В 2007 году Россия сделала первый взнос в размере 5 млн долл. Партнерство расширило охват стран, где действует данная программа, до 21; в первую очередь, взносы нацелены на финансирование мероприятий в странах Африки южнее Саха­ры454.

За реализацию масштабных гидроэнергетических проектов взялась и Южная Африка. Южноафриканская компания Эском (Escom) действует уже в 20 африканских странах. В планах компании – строительство ГЭС в ДРК, Анголе и Намибии, кото­рые будут производить электроэнергию для всего региона455. В ноябре 2011 г. президент ЮАР Дж. Зума подписал с президентом ДРК Дж.Кабилой договор о сооружении в этой стране ГЭС мощ­ностью 40 тыс. мегаватт456. Банк развития Южной Африки (Development Bank of South AfricaDBSA) финансирует один из семи приоритетных проектов энергетической инфраструктуры НЕПАД – ГЭС в Замбии. Проект, стоимость которого составляет 400 млн долл., поддерживается правительством ЮАР. ГЭС уве­личит мощность гидроэнергетического комплекса всего юга Аф­рики457.


Подводя итоги, извлекая уроки


По нашим оценкам, сегодня за счет инвестиций госу­дарств-участников БРИКС в африканских странах реализуются до 70% всех инфраструктурных проектов. Формирование инфра­структуры – это второй главный столп, на котором покоится весь комплекс отношений сотрудничества и партнерства между стра­нами БРИКС и Африканским континентом.

Достижения в этой области оказывают позитивное, стимули­рующее влияние на процессы развития африканских стран, при­носят достаточно весомые политические, коммерческие и имид­жевые выгоды для стран-инвесторов. Кажется, что формула «ин­фраструктура в обмен на доступ к природным ресурсам», и это следует подчеркнуть, на сегодня устраивает обе стороны хотя бы потому, что позволяет им решать острые проблемы текущей по­вестки дня внутреннего экономического развития. Но нельзя не видеть и внутренней противоречивости этой формулы. Во-пер­вых, она содержит угрозу углубления зависимости африканской экономики от эксплуатации природных ресурсов. А расширение добычи и экспорта ресурсов чревато опасностью ускорения сро­ков их истощения. Углубление перекоса структуры экономики в сторону горнодобывающих отраслей, в конечном итоге, способно привести к замедлению реализации целей социально-экономиче­ского развития.