ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1824
Скачиваний: 4
Во-вторых, окупаемость капиталовложений в инфраструктуру и освоение природных ресурсов требует, как правило, длительных сроков. И даже при самых благоприятных условиях предоставления кредитов и займов, опасность чрезмерной задолженности возрастает.
В-третьих, обостряется конкурентная борьба за обладание природными ресурсами и возникает опасность ее перерастания в политические и силовые конфликты, как внутренние, так и межгосударственные.
И, наконец, сама практическая реализация инфраструктурных объектов сопровождается рядом негативных явлений, порождающих определенную напряженность в отношениях между партнерами.
Так, отдавая должное позитивной роли китайской помощи, африканцы не скрывают своей озабоченности в связи с расширением численности китайских рабочих на строящихся объектах. В 2006 г. на стройке, осуществляемой Португалией в Мапуту, были заняты всего 5 португальцев из 120 рабочих, тогда как на китайской стройке – 78 китайцев и лишь 8 местных работников, трое из которых – ночные сторожа. «Китай привозит собственных инженеров и рабочих,– отмечает южноафриканский исследователь Тсидисо Дисеньяна.– Нам надо добиваться от китайцев передачи технологий, подготовки местных специалистов». В Анголу, где западные компании полагаются, в основном, на местный персонал, китайские компании привозят 70-80% рабочих из Китая458.
Впрочем, в последние годы ситуация меняется. Так, правительство Анголы ужесточило иммиграционную политику, и сегодня расходы на долгосрочную визу плюс транспортные расходы и расходы на питание и проживание оказываются слишком высокими, что вынуждает многие китайские компании нанимать в большом количестве местный персонал. Если в 2008 г. в китайских компаниях можно было видеть в основном, китайских рабочих, то в 2010 г. строительный подрядчик в Луанде нанимал 70 китайских рабочих и 500–600 местных. Китайская строительная компания Чайна Сивил Инжениринг Констракшн Корпорейшн (China Civil Engineering Construction Corporation (CCECC), работающая в Нигерии, использует свыше 20 тыс местных рабочих в 70 проектах строительства шоссейных, железных дорог и мостов, что вносит вклад в решение проблемы занятости в стране и сокращает расходы на рабочую силу самой компании459.
Еще одна особенность китайского бизнеса: с китайцами, прибывающими на работу в Африку, сложно конкурировать. В отличие от западных специалистов, они не привозят с собой семьи, не требуют для себя комфортных бытовых условий, согласны на невысокую зарплату. Китайские фирмы упрекают в том, что они готовы заключать контракты на строительство и другие услуги по более низким ценам, недоступным для африканских предпринимателей. Африканские профсоюзы собрали немало свидетельств потери африканцами в результате подобной политики рабочих мест. Недовольство плохими условиями труда и низкой зарплатой приводит к забастовкам и акциям протеста местных рабочих на китайских предприятиях в Африке. Заместитель министра коммерции КНР Лю Бо как бы в оправдание ссылался на то, что китайским компаниям «не хватает знаний об Африке и африканских рынках». «Китай – развивающаяся страна и не имеет достаточного опыта в вопросе охраны трудовых прав. Эта проблема требует особого внимания компаний, которые должны соблюдать местные законы и правила»460.
Если китайские компании, предпочитают ввозить своих рабочих, то индийские чаще нанимают местных специалистов, в том числе на управленческие должности. То же относится и к Бразилии. Бразильская компания Одебрехт, заключив контракт на сооружение железной дороги в Либерии, приняла решение использовать на строительстве местных рабочих, считая, что Африка нуждается не только в дорогах и мостах, но и в трудоустройстве местного населения. Уровень безработицы в Либерии – 80%. Люди так стремятся заработать, что приезжают из столицы – Монровии, находящейся в сотнях миль от стройки 461.
Индия и Бразилия уступают Китаю по объемам участия в инфраструктурных проектах в Африке. «Бразилии трудно конкурировать с Китаем, поскольку мы даже не приближаемся к нему по объемам финансирования», – заявила директор Бразильского центра международных отношений Адриана де Куэйрос. Китайские валютные резервы – 2,85 трлн долл., бразильские – 298 млрд долл. Если в 2007 г. накопленные инвестиции Китая в Африке составляли 13,5 млрд долл., то бразильские – всего 1,12 млрд долл., по данным бразильского Центрального банка462. Число китайских фирм на континенте достигло 2-х тысяч, и они действуют в большинстве африканских стран, тогда как немногочисленные бразильские компании – в немногих странах. Китайские проекты финансируют государственные банки КНР: Эксимбанк, Чайна девелопмент бэнк, Бэнк оф Чайна. Бразилии также помогает Бразильский национальный банк (BNDES), однако он ограничен условиями, запрещающими инвестировать в нестабильные рынки. Бразильское правительство не готово финансировать проекты в странах с высоким уровнем риска, тогда как Китай готов рисковать.
Тем не менее, у Индии и Бразилии в Африке есть свои преимущества в сравнении с Китаем. Отношения Индии с Африкой, как и отношения Китая, базируются на длительной истории борьбы против колониализма и за обеспечение равенства в постколониальном мировом порядке. Индийская диаспора в Африке не столь многочисленна, как китайская, но имеет глубокие корни, что определяет более благожелательное к ней отношение африканцев. Министр торговли Замбии Феликс Мутати, по сообщениям информационного агентства «Индо-Эйшиен Ньюз» (Indo-Asian News), заявил, что Африка предпочитает индийские инвестиции, потому что Индия торгует с Африкой долгое время и африканские страны и Индия понимают друг друга. «Мы способны понимать друг друга лучше, чем другие, поскольку мы с Юга», – цитирует Ф.Мутати «Индо-Эйшиен Ньюз»463. Индийские эксперты выражают надежду, что крупные индийские компании смогут в будущем на равных конкурировать с китайскими государственными корпорациями464. «Если Индия, – отмечает индийский эксперт Раджа Мохан, – хочет избежать обвинений в «неоколониализме», адресуемых Китаю, ей следует предлагать радикально новую модель экономической помощи и сотрудничества, сфокусированную на развитии потенциала африканских стран и передаче им технологических навыков и знаний»465.
Африканские корни имеют и 90 млн бразильцев. «Бразильцев хорошо принимают в Африке, – говорит бразильский дипломат, работавший в Западной Африке. – Мы смешанная страна, мы располагаем культурой многих стран. Мы были колонией, так что нас рассматривают здесь как равных. Африканцы не видят в нас страну, которая приходит, чтобы их колонизировать». Преимущество Бразилии – готовность работать с местным населением при реализации инфраструктурных проектов. Главный экономист и вице-президент Африканского банка развития Мтули Нсибе заявил по этому поводу, что условия работы Китая и Бразилии на континенте различны: Китай импортирует свою рабочую силу, а Бразилия дает работу местному населению466. Исследовательский директор программы «Фахаму» (Fahamu) в Кейптауне Сануша Найду заявила в этой связи: «Если Бразилия хочет выделиться среди других «восходящих» держав, ей нужно продемонстрировать, что она отличается от них, и ее отношение к Африке основано на принципах, свидетельствующих, что она демократическая страна. Она должна увязать свои экономические амбиции с демократической позицией. Особенно в случаях, когда она ведет бизнес с достаточно коррупционными режимами»467.
Что касается России, то остальные страны-члены БРИКС заметно опережают ее по числу реализованных инфраструктурных проектов на континенте. Однако в последние годы российские компании активизируют деятельность в Африке, в том числе в сфере африканской инфраструктуры. Это дает основания надеяться, что Россия преодолеет со временем свое отставание от других членов БРИКС на благо собственным интересам и интересам Африки.
В заключение хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что в сфере инфраструктуры страны БРИКС на данном этапе выступают в Африке зачастую в роли конкурентов, нежели партнеров. На саммитах БРИКС ставится задача укрепления сотрудничества членов объединения в разных областях, что, безусловно, выгодно всем участникам. Однако в Африке такое сотрудничество пока налаживается с трудом. Между тем, именно в сфере инфраструктуры оно вполне осуществимо, ибо участие в реализации совместных транспортных, энергетических и иных инфраструктурных проектов весьма полезно как самим странам-членам БРИКС, так и конкретным странам Африки и континенту в целом.
5. Деятельность БРИКС по расширению доступа
стран Африки к новейшим технологиям
Расширение доступа развивающихся стран к новым технологиям выдвигается в качестве одного из наиболее важных и конкретных направлений развития сотрудничества БРИКС со странами Африканского континента468, тем более, что Бразилия, Индия, Китая и Россия обладают в этой области растущим значительным потенциалом.
Бразилия. Бразильский подход к участию в БРИКС достаточно прагматичен и на данном этапе ограничен несколькими сферами, в которых южноамериканцам есть, что предложить своим партнерам – это разработки в сфере продовольственной безопасности, энергетика, наука и технологии. Бразильские достижения значительны также в биомедицине, развитии технологий утилизации мусора и борьбы с водным загрязнением, возобновляемых источниках энергии, т.е. в тех сферах, которые часто называют «зеленой» экономикой469.
За последние годы Бразилия подписала с африканскими странами целый ряд соглашений по базовому техническому сотрудничеству: в 2005 г. – с Бенином, Ботсваной, Буркина-Фасо, Гамбией, Суданом и Экваториальной Гвинеей; в 2006 г. – с Танзанией и Замбией; в 2007 г. – с Руандой; в 2009 г. – со Сьерра-Леоне и Свазилендом; в 2010 г. – с Лесото. В 2007 г. было подписано базовое соглашение с Африканским союзом.
Переговоры по заключению соглашений о техническом сотрудничестве с Бразилией ведут Бурунди, Джибути, Коморские острова, Либерия, Мавритания, Уганда, Чад и Эфиопия.
В 2004 г. в Бразилии было создано Министерство науки и технологии, которое разработало программу сотрудничества (PROAFRICA) для финансирования совместных исследований с африканскими учеными. С 2005 по 2008 г. в рамках программы был реализован 151 проект, общей стоимостью в 5,62 млн реалов (примерно 2,7 млн долл. США), в основном в области агротехнологий470.
Однако основной правительственной организацией по координации проектов в области сотрудничества с развивающимися странами является Бразильское агентство по сотрудничеству, сокращенно называемое АВС471. Во вступительной статье к сборнику «Бразильское технологическое сотрудничество в Африке. Презентация» директор АВС Марк Фарани отметил, что в 2010 г. общий объем финансирования проектов в области технологического сотрудничества, осуществляемых Бразилией в 37 африканских государствах, достиг 65 млн долл. США472. При этом общее количество проектов составило почти 300.
Особое место для Бразилии среди всех африканских государств занимают португалоязычные страны. На сотрудничество с Анголой, Мозамбиком, Гвинеей-Бисау, Сан-Томе и Принсипи и Кабо-Верде затрачивается до 55% всех выделяемых правительством Бразилии ресурсов в области технологического сотрудничества.473
В 2008 г. Бразилией была принята новая стратегия развития сотрудничества по линии Юг-Юг, согласно которой необходимо перейти от поддержки проектов, нацеленных на развитие какого-либо одного сегмента экономики к поддержке проектов, дающих не только экономический, но и социальный эффект, а также создающих условия для вовлечения в данные проекты третьих стран. Именно в этой связи, вероятно, можно расценивать отмеченное М. Фарани как «беспрецедентное» соглашение с Египтом от 2009 г. о соучастии двух стран в развитии технологических проектов, нацеленных в пользу третьих (читай африканских) государств474.
Но пока что конкретные результаты по данному направлению достигнуты Бразилией в сотрудничестве с западными странами и Японией. Например, при помощи Американского агентства по международному сотрудничеству АВС организован Мозамбикский сельскохозяйственный институт, а при поддержке аналогичного японского агентства начат проект Pro-Savanna, целью которого является помощь развитию областей зоны тропической саванны. Оба этих проекта относительно невелики, их бюджеты составляют 12 и 20 млн долл. соответственно и рассчитаны они на трехлетний период475.
Там же в Мозамбике бразильским и японским агентствами по сотрудничеству начат совместный проект по изучению возможностей культивирования в африканских условиях бразильского кофейного сорта «серрадо»476.
Из числа собственно бразильских проектов можно отметить одобренную Африканским союзом так называемую «Хлопковую инициативу», в рамках которой 4 африканские страны – Бенин, Буркина-Фасо, Мали и Чад получают бразильскую помощь в налаживании технологической цепочки производства хлопка.477
Другой пример – совместный с Сенегальским земледельческим исследовательским институтом исследовательский проект по выращиванию и переработке риса. Как планируется, бразильские рисовые культуры, прошедшие апробацию в упомянутом сенегальском институте, будут в дальнейшем распространяться не только в Сенегале, но также в Мали и Гвинее-Бисау478.
Помимо агропроектов и уже существующих профессиональных центров повышения квалификации в португалоязычных странах Африки, Бразилия создает в странах Африки сеть обучающих центров, предлагающих программы повышения квалификации по широкому спектру гражданских специальностей: строительству (Марокко), обработке драгоценных камней (Замбия), текстильному производству (Мали), производству мебели (Камерун)479.
Важным направлением технологического сотрудничества с африканскими странами Бразилия считает поддержку медицинских программ и развитие местных систем здравоохранения, в частности программы борьбы со СПИДом во многих африканских странах, а также программу поддержки людей, страдающих серповидно-клеточной анемией в Анголе, Бенине, Гане и Сенегале. Одним их конкретных результатов данной программы должно стать создание в ближайшем будущем в Гане Центра крови, который, как предполагается, станет координировать все исследования по борьбе с этой опасной болезнью480.
В области образования бразильские программы до настоящего времени почти полностью сосредоточены на португалоязычных африканских странах, в отношении которых действует ряд специальных учебных программ481.
В целом масштабы бразильского технологического сотрудничества с африканскими странами пока еще невелики, но они характеризуются эффективностью и прагматичностью.
Индия. Первой программой, нацеленной на передачу новых технологий и технических знаний африканским странам со стороны Индии стала основанная еще в 1964 г. программа ИТЕК (Indian Technical and Economic Cooperation), которая предлагала странам-партнерам Индии, преимущественно развивающимся государствам Азии и Африки, техническое содействие и помощь в обучении специалистов, передачу технологических навыков.
Переход к новым формам взаимоотношений в индо-африканских контактах в начале 1990-х годов не означал отказа от хорошо зарекомендовавших себя в предыдущие годы программ по развитию сотрудничества, в частности ИТЕК. Наоборот, эта программа была расширена и стала включать в себя такие аспекты, как помощь в разработке проектов, в том числе анализ их экономической целесообразности и консультации в сфере поставок оборудования, а также направление индийских экспертов в африканские страны, которые в настоящее время являются наиболее активно растущим сегментом ИТЕК482.