Файл: BRIKS_i_Afrika_-_partnerstvo_i_vzaimodeystvie.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1824

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-вторых, окупаемость капиталовложений в инфраструктуру и освоение природных ресурсов требует, как правило, длитель­ных сроков. И даже при самых благоприятных условиях предо­ставления кредитов и займов, опасность чрезмерной задолженно­сти возрастает.

В-третьих, обостряется конкурентная борьба за обладание природными ресурсами и возникает опасность ее перерастания в политические и силовые конфликты, как внутренние, так и меж­государственные.

И, наконец, сама практическая реализация инфраструктурных объектов сопровождается рядом негативных явлений, порождаю­щих определенную напряженность в отношениях между партне­рами.

Так, отдавая должное позитивной роли китайской помощи, аф­риканцы не скрывают своей озабоченности в связи с расширени­ем численности китайских рабочих на строящихся объектах. В 2006 г. на стройке, осуществляемой Португалией в Мапуту, были заняты всего 5 португальцев из 120 рабочих, тогда как на ки­тайской стройке – 78 китайцев и лишь 8 местных работников, трое из которых – ночные сторожа. «Китай привозит собствен­ных инженеров и рабочих,– отмечает южноафриканский исследо­ватель Тсидисо Дисеньяна.– Нам надо добиваться от китайцев передачи технологий, подготовки местных специалистов». В Ан­голу, где западные компании полагаются, в основном, на мест­ный персонал, китайские компании привозят 70-80% рабочих из Китая458.

Впрочем, в последние годы ситуация меняется. Так, прави­тельство Анголы ужесточило иммиграционную политику, и сего­дня расходы на долгосрочную визу плюс транспортные расходы и расходы на питание и проживание оказываются слишком высо­кими, что вынуждает многие китайские компании нанимать в большом количестве местный персонал. Если в 2008 г. в ки­тайских компаниях можно было видеть в основном, китайских рабочих, то в 2010 г. строительный подрядчик в Луанде нанимал 70 китайских рабочих и 500–600 местных. Китайская строитель­ная компания Чайна Сивил Инжениринг Констракшн Корпо­рейшн (China Civil Engineering Construction Corporation (CCECC), работающая в Нигерии, использует свыше 20 тыс местных рабо­чих в 70 проектах строительства шоссейных, железных дорог и мостов, что вносит вклад в решение проблемы занятости в стране и сокращает расходы на рабочую силу самой компании459.

Еще одна особенность китайского бизнеса: с китайцами, при­бывающими на работу в Африку, сложно конкурировать. В от­личие от западных специалистов, они не привозят с собой семьи, не требуют для себя комфортных бытовых условий, согласны на невысокую зарплату. Китайские фирмы упрекают в том, что они готовы заключать контракты на строительство и другие услуги по более низким ценам, недоступным для африканских предприни­мателей. Африканские профсоюзы собрали немало свидетельств потери африканцами в результате подобной политики рабочих мест. Недовольство плохими условиями труда и низкой зарплатой приводит к забастовкам и акциям протеста местных рабочих на китайских предприятиях в Африке. Заместитель министра коммерции КНР Лю Бо как бы в оправдание ссылался на то, что китайским компаниям «не хватает знаний об Африке и африканских рынках». «Китай – развивающаяся страна и не имеет достаточного опыта в вопросе охраны трудовых прав. Эта проблема требует особого внимания компаний, которые должны соблюдать местные законы и правила»460.


Если китайские компании, предпочитают ввозить своих рабо­чих, то индийские чаще нанимают местных специалистов, в том числе на управленческие должности. То же относится и к Брази­лии. Бразильская компания Одебрехт, заключив контракт на соо­ружение железной дороги в Либерии, приняла решение использо­вать на строительстве местных рабочих, считая, что Африка ну­ждается не только в дорогах и мостах, но и в трудоустройстве местного населения. Уровень безработицы в Либерии – 80%. Люди так стремятся заработать, что приезжают из столицы – Монровии, находящейся в сотнях миль от стройки 461.

Индия и Бразилия уступают Китаю по объемам участия в ин­фраструктурных проектах в Африке. «Бразилии трудно конкури­ровать с Китаем, поскольку мы даже не приближаемся к нему по объемам финансирования», – заявила директор Бразильского цен­тра международных отношений Адриана де Куэйрос. Китайские валютные резервы – 2,85 трлн долл., бразильские – 298 млрд долл. Если в 2007 г. накопленные инвестиции Китая в Африке состав­ляли 13,5 млрд долл., то бразильские – всего 1,12 млрд долл., по данным бразильского Центрального банка462. Число китайских фирм на континенте достигло 2-х тысяч, и они действуют в большинстве африканских стран, тогда как немногочисленные бразильские компании – в немногих странах. Китайские проекты финансируют государственные банки КНР: Эксимбанк, Чайна де­велопмент бэнк, Бэнк оф Чайна. Бразилии также помогает Бра­зильский национальный банк (BNDES), однако он ограничен условиями, запрещающими инвестировать в нестабильные рын­ки. Бразильское правительство не готово финансировать проекты в странах с высоким уровнем риска, тогда как Китай готов рисковать.

Тем не менее, у Индии и Бразилии в Африке есть свои пре­имущества в сравнении с Китаем. Отношения Индии с Африкой, как и отношения Китая, базируются на длительной истории борь­бы против колониализма и за обеспечение равенства в постколо­ниальном мировом порядке. Индийская диаспора в Африке не столь многочисленна, как китайская, но имеет глубокие корни, что определяет более благожелательное к ней отношение афри­канцев. Министр торговли Замбии Феликс Мутати, по сообщени­ям информационного агентства «Индо-Эйшиен Ньюз» (Indo-Asian News), заявил, что Африка предпочитает индийские инве­стиции, потому что Индия торгует с Африкой долгое время и аф­риканские страны и Индия понимают друг друга. «Мы способны понимать друг друга лучше, чем другие, поскольку мы с Юга», – цитирует Ф.Мутати «Индо-Эйшиен Ньюз»463. Индийские экспер­ты выражают надежду, что крупные индийские компании смогут в будущем на равных конкурировать с китайскими государствен­ными корпорациями464. «Если Индия, – отмечает индийский экс­перт Раджа Мохан, – хочет избежать обвинений в «неоколониа­лизме», адресуемых Китаю, ей следует предлагать радикально новую модель экономической помощи и сотрудничества, сфоку­сированную на развитии потенциала африканских стран и пере­даче им технологических навыков и знаний»465.


Африканские корни имеют и 90 млн бразильцев. «Бразильцев хорошо принимают в Африке, – говорит бразильский дипломат, работавший в Западной Африке. – Мы смешанная страна, мы рас­полагаем культурой многих стран. Мы были колонией, так что нас рассматривают здесь как равных. Африканцы не видят в нас страну, которая приходит, чтобы их колонизировать». Преимуще­ство Бразилии – готовность работать с местным населением при реализации инфраструктурных проектов. Главный экономист и вице-президент Африканского банка развития Мтули Нсибе заявил по этому поводу, что условия работы Китая и Бразилии на континенте различны: Китай импортирует свою рабочую силу, а Бразилия дает работу местному населению466. Исследовательский директор программы «Фахаму» (Fahamu) в Кейптауне Сануша Найду заявила в этой связи: «Если Бразилия хочет выделиться среди других «восходящих» держав, ей нужно продемонстрировать, что она отличается от них, и ее отношение к Африке основано на принципах, свидетельствующих, что она демократическая страна. Она должна увязать свои экономические амбиции с демократической позицией. Особенно в случаях, когда она ведет бизнес с достаточно коррупционными режимами»467.

Что касается России, то остальные страны-члены БРИКС за­метно опережают ее по числу реализованных инфраструктурных проектов на континенте. Однако в последние годы российские компании активизируют деятельность в Африке, в том числе в сфере африканской инфраструктуры. Это дает основания наде­яться, что Россия преодолеет со временем свое отставание от дру­гих членов БРИКС на благо собственным интересам и интересам Африки.

В заключение хотелось бы обратить внимание на то обстоя­тельство, что в сфере инфраструктуры страны БРИКС на данном этапе выступают в Африке зачастую в роли конкурентов, нежели партнеров. На саммитах БРИКС ставится задача укрепления со­трудничества членов объединения в разных областях, что, без­условно, выгодно всем участникам. Однако в Африке такое со­трудничество пока налаживается с трудом. Между тем, именно в сфере инфраструктуры оно вполне осуществимо, ибо участие в реализации совместных транспортных, энергетических и иных инфраструктурных проектов весьма полезно как самим стра­нам-членам БРИКС, так и конкретным странам Африки и конти­ненту в целом.

5. Деятельность БРИКС по расширению доступа

стран Аф­рики к новейшим технологиям


Расширение доступа развивающихся стран к новым техноло­гиям выдвигается в качестве одного из наиболее важных и кон­кретных направлений развития сотрудничества БРИКС со страна­ми Африканского континента468, тем более, что Бразилия, Индия, Китая и Россия обладают в этой области растущим значительным потенциалом.


Бразилия. Бразильский подход к участию в БРИКС достаточно прагмати­чен и на данном этапе ограничен несколькими сферами, в кото­рых южноамериканцам есть, что предложить своим партнерам – это разработки в сфере продовольственной безопасности, энерге­тика, наука и технологии. Бразильские достижения значительны также в биомедицине, развитии технологий утилизации мусора и борьбы с водным загрязнением, возобновляемых источниках энергии, т.е. в тех сферах, которые часто называют «зеленой» эко­номикой469.


За последние годы Бразилия подписала с африканскими стра­нами целый ряд соглашений по базовому техническому сотруд­ничеству: в 2005 г. – с Бенином, Ботсваной, Буркина-Фасо, Гам­бией, Суданом и Экваториальной Гвинеей; в 2006 г. – с Танзани­ей и Замбией; в 2007 г. – с Руандой; в 2009 г. – со Сьерра-Леоне и Свазилендом; в 2010 г. – с Лесото. В 2007 г. было подписано ба­зовое соглашение с Африканским союзом.

Переговоры по заключению соглашений о техническом со­трудничестве с Бразилией ведут Бурунди, Джибути, Коморские острова, Либерия, Мавритания, Уганда, Чад и Эфиопия.

В 2004 г. в Бразилии было создано Министерство науки и тех­нологии, которое разработало программу сотрудничества (PROAFRICA) для финансирования совместных исследований с африканскими учеными. С 2005 по 2008 г. в рамках программы был реализован 151 проект, общей стоимостью в 5,62 млн реалов (примерно 2,7 млн долл. США), в основном в области агротехно­логий470.

Однако основной правительственной организацией по коорди­нации проектов в области сотрудничества с развивающимися странами является Бразильское агентство по сотрудничеству, со­кращенно называемое АВС471. Во вступительной статье к сборни­ку «Бразильское технологическое сотрудничество в Африке. Пре­зентация» директор АВС Марк Фарани отметил, что в 2010 г. об­щий объем финансирования проектов в области технологическо­го сотрудничества, осуществляемых Бразилией в 37 африканских государствах, достиг 65 млн долл. США472. При этом общее количество проектов составило почти 300.

Особое место для Бразилии среди всех африканских госу­дарств занимают португалоязычные страны. На сотрудничество с Анголой, Мозамбиком, Гвинеей-Бисау, Сан-Томе и Принсипи и Кабо-Верде затрачивается до 55% всех выделяемых пра­вительством Бразилии ресурсов в области технологического со­трудничества.473

В 2008 г. Бразилией была принята новая стратегия развития сотрудничества по линии Юг-Юг, согласно которой необходимо перейти от поддержки проектов, нацеленных на развитие какого-либо одного сегмента экономики к поддержке проектов, дающих не только экономический, но и социальный эффект, а также со­здающих условия для вовлечения в данные проекты третьих стран. Именно в этой связи, вероятно, можно расценивать отме­ченное М. Фарани как «беспрецедентное» соглашение с Египтом от 2009 г. о соучастии двух стран в развитии технологических проектов, нацеленных в пользу третьих (читай африканских) го­сударств474.

Но пока что конкретные результаты по данному направлению достигнуты Бразилией в сотрудничестве с западными странами и Японией. Например, при помощи Американского агентства по международному сотрудничеству АВС организован Мозамбик­ский сельскохозяйственный институт, а при поддержке аналогич­ного японского агентства начат проект Pro-Savanna, целью кото­рого является помощь развитию областей зоны тропической са­ванны. Оба этих проекта относительно невелики, их бюджеты со­ставляют 12 и 20 млн долл. соответственно и рассчитаны они на трехлетний период475.


Там же в Мозамбике бразильским и японским агентствами по сотрудничеству начат совместный проект по изучению возмож­ностей культивирования в африканских условиях бразильского кофейного сорта «серрадо»476.

Из числа собственно бразильских проектов можно отметить одобренную Африканским союзом так называемую «Хлопковую инициативу», в рамках которой 4 африканские страны – Бенин, Буркина-Фасо, Мали и Чад получают бразильскую помощь в на­лаживании технологической цепочки производства хлопка.477

Другой пример – совместный с Сенегальским земледельче­ским исследовательским институтом исследовательский проект по выращиванию и переработке риса. Как планируется, бразиль­ские рисовые культуры, прошедшие апробацию в упомянутом се­негальском институте, будут в дальнейшем распространяться не только в Сенегале, но также в Мали и Гвинее-Бисау478.

Помимо агропроектов и уже существующих профессиональ­ных центров повышения квалификации в португалоязычных странах Африки, Бразилия создает в странах Африки сеть обучаю­щих центров, предлагающих программы повышения квалифи­кации по широкому спектру гражданских специальностей: строи­тельству (Марокко), обработке драгоценных камней (Замбия), текстильному производству (Мали), производству мебели (Каме­рун)479.

Важным направлением технологического сотрудничества с африканскими странами Бразилия считает поддержку меди­цинских программ и развитие местных систем здравоохранения, в частности программы борьбы со СПИДом во многих афри­канских странах, а также программу поддержки людей, страдаю­щих серповидно-клеточной анемией в Анголе, Бенине, Гане и Се­негале. Одним их конкретных результатов данной программы должно стать создание в ближайшем будущем в Гане Центра кро­ви, который, как предполагается, станет координировать все ис­следования по борьбе с этой опасной болезнью480.

В области образования бразильские программы до настоящего времени почти полностью сосредоточены на португалоязычных африканских странах, в отношении которых действует ряд специ­альных учебных программ481.

В целом масштабы бразильского технологического сотрудни­чества с африканскими странами пока еще невелики, но они ха­рактеризуются эффективностью и прагматичностью.


Индия. Первой программой, нацеленной на передачу новых техноло­гий и технических знаний африканским странам со стороны Ин­дии стала основанная еще в 1964 г. программа ИТЕК (Indian Technical and Economic Cooperation), которая предлагала странам-партнерам Индии, преимущественно развивающимся государ­ствам Азии и Африки, техническое содействие и помощь в обуче­нии специалистов, передачу технологических навыков.

Переход к новым формам взаимоотношений в индо-афри­канских контактах в начале 1990-х годов не означал отказа от хо­рошо зарекомендовавших себя в предыдущие годы программ по развитию сотрудничества, в частности ИТЕК. Наоборот, эта про­грамма была расширена и стала включать в себя такие аспекты, как помощь в разработке проектов, в том числе анализ их эконо­мической целесообразности и консультации в сфере поставок оборудования, а также направление индийских экспертов в афри­канские страны, которые в настоящее время являются наиболее активно растущим сегментом ИТЕК482.