ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1827
Скачиваний: 4
Согласно заявлению бывшего министра иностранных дел Индии Яшванта Синхи, за сорок лет осуществления программы ИТЕК ассигнования на техническую помощь развивающимся странам составили не менее 2 млрд долл. Причем большая часть этой суммы пошла на поддержку африканских государств483. С 1964 г. Индия в рамках программы ИТЕК обучила значительное (по некоторым данным до 10 тысяч человек) количество специалистов из развивающихся, в основном африканских стран, преимущественно из таких государств, как Нигерия, Эфиопия, Судан, Кения, Танзания, Уганда, Зимбабве, с 1994 г. – ЮАР484.
Новым проектом в области освоения новых технологий и передачи технологических навыков африканцам стал предложенный Индией африканским странам проект создания единой африканской системы оптоволоконной и электронной связи, объединяющей все африканские государства – ПАН (Pan-Africa Network).
Цель проекта весьма амбициозна – предоставление африканским странам возможностей в сфере телемедицины и дистанционного обучения посредством развития компьютерной сети, с использованием, в том числе, орбитальных спутников485. Кроме того, в рамках плана планируется связать между собой напрямую всех руководителей государств Африканского союза и его структуры, чего до настоящего времени нет, и, в связи с чем, африканские страны вынуждены связываться друг с другом через Европу и Америку486.
Значение проекта подчеркивается не только его размахом, но и тем фактом, что он был лично оглашен тогдашним президентом Индии Абдул Каламом во время его выступления в г. Мидранд на инаугурационной сессии Всеафриканского парламента в ходе визита в Южную Африку в сентябре 2004 г.487.
Первоначально план был рассчитан на пять лет и его стоимость оценивалась в 63,7 млн долл. США, которые должны были пойти на установку объектов инфраструктуры, текущее обслуживание и обучение персонала488. Ответственным с индийской стороны за выполнение проекта назначено Министерство иностранных дел Индии, а непосредственное руководство проектом осуществляет государственная Индийская компания в сфере телекоммуникаций (Telecommunications Consultants India Limited) или ТСИЛ, с которой африканские страны, желающие участвовать в проекте, и заключают соответствующие контракты489.
В проекте участвуют 5 региональных университетов, 53 обучающих центра, 5 региональных специализированных госпиталей и 53 отдаленных госпиталя во всех странах Африки. С индийской стороны запланировано участие в проекте 12 специализированных медицинских центров и 7 университетов,490 а также Индийской организации космических исследований и Всеиндийского института медицинских исследований491.
Окончательное соглашение между правительством Индии и Африканским Союзом по проекту было подписано в октябре 2005 г. в Дели. С целью мониторинга реализации проекта был создан двухсторонний Организационный комитет с двумя сопредседателями, которыми с индийской стороны стал представитель Индии при Африканском союзе (по факту, посол Индии в Эфиопии), а с африканской стороны – комиссар АС по развитию инфраструктуры492. Основным региональным центром, связующим африканские станции с индийским электронным центром, был выбран Сенегал493.
Региональными африканскими университетами в рамках проекта стали Технологический университет им. Кваме Нкрума и Университет Ганы для Западной Африки и Университет Макерере в Уганде для Восточной Африки. Ибаданский учебный госпиталь в Нигерии рекомендован для выбора в качестве регионального медицинского центра для Западной Африки. В Организационный комитет поступили и другие заявки от африканских научных и медицинских центров, в частности от Университета Яунде (Камерун) и заявка от Республики Конго на размещение в столице страны г. Браззавиле регионального медицинского центра для стран Центральной Африки494.
Пилотный проект в рамках этой инициативы, стоимостью более 2 млн долл. США, переданных Индией Эфиопии в виде гранта, к концу 2008 г., был запущен в Эфиопии. Опорными центрами пилотного проекта стали Университет Аддис-Абебы и госпиталь «Блэк Лайон» в Аддис-Абебе, а также удаленные от центральных районов страны Университет Харомайя в г. Хараре и госпиталь г. Некемпта.
К настоящему времени к ПАН присоединилось 47 африканских стран. Начиная с 2009 г. индийскими специализированными медицинскими и обучающими центрами проводятся регулярные дистанционные сессии, практическими целями которых являются как медицинские консультации, осуществляемые по мере необходимости, так и постоянное обучение с помощью данного метода африканских студентов. Согласно имеющимся планам за 5 лет подобным образом планируется обучить около 10 тысяч студентов из Африки495.
Проект вызвал единодушное одобрение среди широких африканских политических и экономических кругов, в АС и НЕПАД. Их энтузиазм в отношении проекта общеафриканской электронной сети отчасти объясняется тем, что секретариат НЕПАД разрабатывал свою собственную инициативу в области дистанционного обучения (e-School initiative), включавшую около 15 африканских стран. Однако по прошествии более года с момента объявления данной инициативы даже ее пилотный проект не был запущен. В этих условиях индийское предложение, к тому же совпадающее с собственными планами интеграционных африканских структур, оказалось как нельзя более к месту496.
И действительно, проект, в случае его успеха, может оказать глубокое влияние на развитие африканских стран, в первую очередь на приобщение отдаленных районов, не имеющих сегодня надежной связи с крупными культурными и экономическими центрами, к услугам современной медицины и новейшим образовательным методикам. Уже стало возможным проведение консультаций с признанными специалистами по проблемам заболеваний и их ранней диагностики, приобщение африканских детей и молодежи к современным методам дистанционного обучения, а также предоставление услуг интернет связи, доступ к новым источникам новостей и информации, прогнозам погоды и т.д. Очевидно, что даже частичная реализация задуманных планов во многом поможет в районах, охваченных данным планом, преодолеть так называемую «цифровую пропасть» между Африкой и остальным миром.
Одновременно, успешная реализация данного, высокотехнологичного и масштабного проекта может резко усилить индийские конкурентные позиции в перспективном секторе развития средств массовой коммуникации в Африке, а также продемонстрирует реальную способность Индии решать сложные технологические и инженерные задачи.
Проект ПАН является, очевидно, наиболее ярким примером оказания Индией практической помощи африканским странам в развитии и овладении новыми технологиями. Однако сотрудничество в этой области данным проектом не исчерпывается.
Проведение в мае 2011 г. второго Индийско-африканского саммита на высшем уровне придало дополнительный импульс сотрудничеству Индии со странами Африки в освоении новейших технологий. На саммите и последующих встречах на министерском уровне было определено несколько перспективных направлений, в том числе: повышение человеческого потенциала, передача технологических знаний и их адаптация к африканским условиям, выработка приоритетных направлений научных исследований в будущем497.
Данные шаги стали логичным продолжением объявленной на первом саммите Индия-Африка в апреле 2008 г. индийско-африканской инициативы по сотрудничеству в области науки и технологий, а также двух последующих проектов, запущенных в 2010 г. – программы по сотрудничеству в области науки и технологий между Индией и Африканским союзом и учреждения ежегодных грантов имени С.В.Рамана, предназначенных для поддержки африканских ученых498.
Также по итогам второго саммита было принято решение о дополнительной поддержке Индией определенных африканских научных центров: Института Пастера в Тунисе, Бенинского института математики и физических наук, Школы науки и технологий в Габоне. Ориентируясь на пример Мозамбика, несколько других африканских стран – Ботсвана, Эритрея, Руанда, Танзания и Зимбабве обратились к Индии с просьбой о помощи в создании национальных инновационных центров499.
Комментируя эти шаги, высокопоставленный индийский чиновник Ашвани Кумар заявил, что они предназначены «для движения от науки открытий к науке решений, и Индии с Африкой следует изучать самые новейшие модели управления интеллектуальной собственностью». Он отметил, что Индия старается при этом, в первую очередь, учитывать пожелания африканской стороны и готова, например, удовлетворить просьбу Нигерии создать в Лагосе Индийско-африканский институт естественных наук500.
В марте 2012 г. другой высокопоставленный сотрудник индийского внешнеполитического ведомства Гурджит Сингх заявил, что Индия твердо намерена построить в Африке более ста научных, инновационных центров и институтов по развитию человеческих ресурсов. В числе прочих он отметил такие общеафриканские институты, как Индийско-африканский институт планирования и управления в области образования, Индийско-африканский институт алмазов, центр информационных технологий, Индийско-африканский институт развития сельского хозяйства, Индийско-африканский центр среднесрочного прогноза погоды и Индийско-африканскую академию гражданской авиации501.
Индийская сторона практически не скрывает, что едва ли не основным стимулом для нее развивать технологическое сотрудничества со странами Африки является конкуренция с Китаем за доступ на африканские рынки. Огромные инвестиции со стороны Китая в развитие африканской инфраструктуры, а в последние годы и в технологическую помощь Африке, вынуждают Индию к активному поиску возможностей, в первую очередь в сферах новейших технологий и развития человеческого капитала.
Еще одной характерной чертой индийско-африканского сотрудничества является тот факт, что оно, в отличие от, например, китайского, преимущественно осуществляется не государственными корпорациями, а крупным и средним индийским бизнесом. При этом крупнейшие индийские компании, например «Тата», присутствуют в Африке с 1970-х годов и имеют интересы в самых разных сферах, в том числе в таких высокотехнологичных областях, как развитие информационных и коммуникативных технологий или производство автокомпонентов502.
Китай. Среди стран-членов БРИКС Китаю в Африке, без всякого сомнения, принадлежит особое место. В выступлениях китайских лидеров по вопросу китайско-африканских отношений все чаще звучит термин «стратегическое партнерство». За последние пять лет масштабы китайско-африканского сотрудничества выросли многократно503. По данным экономистов из южноафриканского Standard Bank с 2007 г. Китай финансирует около двух третей строительства новых инфраструктурных объектов в странах Африки504. По другим оценкам, Китай уже инвестировал в развитие инфраструктуры Африки больше, чем все бывшие метрополии за всю историю пребывания на континенте505.
Вместе с тем, по мере укрепления связей с африканскими странами растет и осознание Китаем необходимости развития сотрудничества в других областях, в том числе в освоении новейших технологий. К этому Китай подталкивают как постоянные нападки на его модель сотрудничества с Африкой со стороны западных СМИ и международных неправительственных организаций, так и все более выраженное желание африканских партнеров Китая выйти за пределы устоявшейся модели сотрудничества, которую часто называют «колониальной моделью».
Безусловно, и в рамках модели "сырье в обмен на инфраструктуру" Китай активно инвестировал в те отрасли экономики африканских стран, которые смело можно отнести к технологически передовым. Так, в Анголе китайцы не только строят дороги и порты, обеспечивающие вывоз ангольской нефти, но и инвестируют в высоко технологические проекты, например в телекоммуникации.
За последние годы китайский телекоммуникационный гигант «Хуавей» заключил контракты на 400 млн долл. США с целью обеспечить мобильной связью Кению, Зимбабве и Нигерию. «Хуавей» имеет 2500 служащих в 40 африканских странах и штат из 300 человек в одном только Лагосе506. Практически такую же сумму в модернизацию телевизионной и телефонной сетей в ряде африканских стран вложил другой китайский телекоммуникационный гигант ZTE. В 2007 г. ZTE подписала с эфиопской телекоммуникационной корпорацией контракт на 200 млн долл. США, предусматривающий создание в стране сети мобильной телефонной связи. Компания обязалась установить 1,2 млн линий мобильных телефонов в столице Эфиопии Аддис-Абебе и восьми других городах. В Мавритании ZTE строит для мавританского оператора связи мобильную сеть технологии WiMax, которая станет первой масштабной коммерческой реализацией этой технологии, как в Мавритании, так и по всей Африке, и в перспективе будет распространена на другие африканские страны507. Считается, что такие компании, как Хуавей и ZTE, вытесняют американские и европейские компании телекоммуникационного оборудования по всему континенту508.
Своего рода сенсацией стал успешный запуск Китаем в мае 2007 г. изготовленного в КНР информационного спутника для Нигерии. Спутник, выведенный на орбиту китайской ракетой Long March 3B, должен был в течение 15 лет осуществлять теле и радиосвязь в Нигерии, сэкономив при этом сотни млн долларов пользователям радиоприемников и мобильных телефонов и обеспечив доступ в Интернет отдаленным сельским районам509. После скорого выхода его из строя Китай в августе 2011 г. был запущен новый космический аппарат – NigComSat-1R. Нигерия намерена продолжать космическую программу и имеет планы по запуску спутников до 2015 г., рассматривая Китай как одного из главных своих партнеров510.
Особое место среди африканских стран в отношениях в этой области с Китаем занимает ЮАР. Являясь наиболее развитой страной континента, ЮАР в состоянии предложить Китаю не только свои минеральные богатства, но и рынки новых технологий. Свидетельством тому стали подписанные в 2010 г. в ходе визита президента ЮАР Дж. Зумы в Пекин соглашения об обмене технологиями в области ядерной энергетики, в соответствии с которым Китай обязался предоставить Южной Африки кредитную линию в 20 млрд долл. США на эти цели511. Кроме ядерной энергетики, другими примерами сотрудничества двух стран в области освоения новейших технологий могут считаться инвестиции китайских компаний в электронную промышленность ЮАР512.
В целом, из всех стран БРИКС для Китая наиболее характерны четкое планирование и поэтапность осуществляемых действий в его африканской политике. Именно Китаем еще в 2000 г. была предложена такая форма сотрудничества с африканским странами как Форум китайско-африканского сотрудничества (FOCAC)513.
В то же время, нельзя сказать, что состояние китайско-африканских отношений, в том числе в сфере передачи и освоения новейших технологий в полной мере удовлетворяет африканцев. В частности, уже после работы форума ряд африканских комментаторов и экспертов, приветствуя новые обещания Китая, тем не менее, выразил мнение, что простой передачи готовых технологий недостаточно, утверждая, что африканские страны «не могут быть развиты извне». Африке нужно содействие в развитии собственных науки, технологий и инноваций, а не только финансовая помощь или присылка китайских рабочих, инженеров или медиков514. Определенной критике со стороны африканцев подвергается и подготовка африканских специалистов в Китае, которая, как отмечается, не всегда проводится на необходимом качественном уровне и не все подготовленные в Китае специалисты оказываются достаточно профессионально компетентными515.
Не все получается у Китая и с использованием так называемой
«мягкой силы», т.е. преимущественно культурным, ценностным воздействием своей цивилизационной и экономической модели на африканское население и элиты.