Файл: BRIKS_i_Afrika_-_partnerstvo_i_vzaimodeystvie.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1827

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно заявлению бывшего министра иностранных дел Ин­дии Яшванта Синхи, за сорок лет осуществления программы ИТЕК ассигнования на техническую помощь развивающимся странам составили не менее 2 млрд долл. Причем большая часть этой суммы пошла на поддержку африканских государств483. С 1964 г. Индия в рамках программы ИТЕК обучила значительное (по некоторым данным до 10 тысяч человек) количество специа­листов из развивающихся, в основном африканских стран, пре­имущественно из таких государств, как Нигерия, Эфиопия, Су­дан, Кения, Танзания, Уганда, Зимбабве, с 1994 г. – ЮАР484.

Новым проектом в области освоения новых технологий и передачи технологических навыков африканцам стал предложен­ный Индией африканским странам проект создания единой афри­канской системы оптоволоконной и электронной связи, объеди­няющей все африканские государства – ПАН (Pan-Africa Network).

Цель проекта весьма амбициозна – предоставление афри­канским странам возможностей в сфере телемедицины и дистан­ционного обучения посредством развития компьютерной сети, с использованием, в том числе, орбитальных спутников485. Кроме того, в рамках плана планируется связать между собой напрямую всех руководителей государств Африканского союза и его струк­туры, чего до настоящего времени нет, и, в связи с чем, афри­канские страны вынуждены связываться друг с другом через Европу и Америку486.

Значение проекта подчеркивается не только его размахом, но и тем фактом, что он был лично оглашен тогдашним президентом Индии Абдул Каламом во время его выступления в г. Мидранд на инаугурационной сессии Всеафриканского парламента в ходе ви­зита в Южную Африку в сентябре 2004 г.487.

Первоначально план был рассчитан на пять лет и его стои­мость оценивалась в 63,7 млн долл. США, которые должны были пойти на установку объектов инфраструктуры, текущее об­служивание и обучение персонала488. Ответственным с индийской стороны за выполнение проекта назначено Министерство ино­странных дел Индии, а непосредственное руководство проектом осуществляет государственная Индийская компания в сфере теле­коммуникаций (Telecommunications Consultants India Limited) или ТСИЛ, с которой африканские страны, желающие участвовать в проекте, и заключают соответствующие контракты489.

В проекте участвуют 5 региональных университетов, 53 обу­чающих центра, 5 региональных специализированных госпиталей и 53 отдаленных госпиталя во всех странах Африки. С индийской стороны запланировано участие в проекте 12 специализирован­ных медицинских центров и 7 университетов,490 а также Индий­ской организации космических исследований и Всеиндийского института медицинских исследований491.

Окончательное соглашение между правительством Индии и Африканским Союзом по проекту было подписано в октябре 2005 г. в Дели. С целью мониторинга реализации проекта был со­здан двухсторонний Организационный комитет с двумя сопред­седателями, которыми с индийской стороны стал представитель Индии при Африканском союзе (по факту, посол Индии в Эфио­пии), а с африканской стороны – комиссар АС по развитию ин­фраструктуры492. Основным региональным центром, связующим африканские станции с индийским электронным центром, был выбран Сенегал493.


Региональными африканскими университетами в рамках проекта стали Технологический университет им. Кваме Нкрума и Университет Ганы для Западной Африки и Университет Макере­ре в Уганде для Восточной Африки. Ибаданский учебный госпи­таль в Нигерии рекомендован для выбора в качестве региональ­ного медицинского центра для Западной Африки. В Организаци­онный комитет поступили и другие заявки от африканских науч­ных и медицинских центров, в частности от Университета Яунде (Камерун) и заявка от Республики Конго на размещение в столи­це страны г. Браззавиле регионального медицинского центра для стран Центральной Африки494.

Пилотный проект в рамках этой инициативы, стоимостью бо­лее 2 млн долл. США, переданных Индией Эфиопии в виде гран­та, к концу 2008 г., был запущен в Эфиопии. Опорными центрами пилотного проекта стали Университет Аддис-Абебы и госпиталь «Блэк Лайон» в Аддис-Абебе, а также удаленные от центральных районов страны Университет Харомайя в г. Хараре и госпиталь г. Некемпта.

К настоящему времени к ПАН присоединилось 47 афри­канских стран. Начиная с 2009 г. индийскими специализирован­ными медицинскими и обучающими центрами проводятся регу­лярные дистанционные сессии, практическими целями которых являются как медицинские консультации, осуществляемые по мере необходимости, так и постоянное обучение с помощью дан­ного метода африканских студентов. Согласно имеющимся пла­нам за 5 лет подобным образом планируется обучить около 10 тысяч студентов из Африки495.

Проект вызвал единодушное одобрение среди широких афри­канских политических и экономических кругов, в АС и НЕПАД. Их энтузиазм в отношении проекта общеафриканской электрон­ной сети отчасти объясняется тем, что секретариат НЕПАД разра­батывал свою собственную инициативу в области дистанционно­го обучения (e-School initiative), включавшую около 15 афри­канских стран. Однако по прошествии более года с момента объ­явления данной инициативы даже ее пилотный проект не был запущен. В этих условиях индийское предложение, к тому же совпадающее с собственными планами интеграционных афри­канских структур, оказалось как нельзя более к месту496.

И действительно, проект, в случае его успеха, может оказать глубокое влияние на развитие африканских стран, в первую оче­редь на приобщение отдаленных районов, не имеющих сегодня надежной связи с крупными культурными и экономическими центрами, к услугам современной медицины и новейшим образо­вательным методикам. Уже стало возможным проведение консультаций с признанными специалистами по проблемам забо­леваний и их ранней диагностики, приобщение африканских де­тей и молодежи к современным методам дистанционного обуче­ния, а также предоставление услуг интернет связи, доступ к но­вым источникам новостей и информации, прогнозам погоды и т.д. Очевидно, что даже частичная реализация задуманных пла­нов во многом поможет в районах, охваченных данным планом, преодолеть так называемую «цифровую пропасть» между Афри­кой и остальным миром.


Одновременно, успешная реализация данного, высокотехноло­гичного и масштабного проекта может резко усилить индийские конкурентные позиции в перспективном секторе развития средств массовой коммуникации в Африке, а также проде­монстрирует реальную способность Индии решать сложные тех­нологические и инженерные задачи.

Проект ПАН является, очевидно, наиболее ярким примером оказания Индией практической помощи африканским странам в развитии и овладении новыми технологиями. Однако сотрудни­чество в этой области данным проектом не исчерпывается.

Проведение в мае 2011 г. второго Индийско-африканского саммита на высшем уровне придало дополнительный импульс со­трудничеству Индии со странами Африки в освоении новейших технологий. На саммите и последующих встречах на министер­ском уровне было определено несколько перспективных направ­лений, в том числе: повышение человеческого потенциала, пере­дача технологических знаний и их адаптация к африканским условиям, выработка приоритетных направлений научных иссле­дований в будущем497.

Данные шаги стали логичным продолжением объявленной на первом саммите Индия-Африка в апреле 2008 г. индийско-афри­канской инициативы по сотрудничеству в области науки и техно­логий, а также двух последующих проектов, запущенных в 2010 г. – программы по сотрудничеству в области науки и технологий между Индией и Африканским союзом и учреждения ежегодных грантов имени С.В.Рамана, предназначенных для поддержки аф­риканских ученых498.

Также по итогам второго саммита было принято решение о до­полнительной поддержке Индией определенных африканских научных центров: Института Пастера в Тунисе, Бенинского института математики и физических наук, Школы науки и техно­логий в Габоне. Ориентируясь на пример Мозамбика, несколько других африканских стран – Ботсвана, Эритрея, Руанда, Танзания и Зимбабве обратились к Индии с просьбой о помощи в создании национальных инновационных центров499.

Комментируя эти шаги, высокопоставленный индийский чи­новник Ашвани Кумар заявил, что они предназначены «для дви­жения от науки открытий к науке решений, и Индии с Африкой следует изучать самые новейшие модели управления интеллекту­альной собственностью». Он отметил, что Индия старается при этом, в первую очередь, учитывать пожелания африканской сто­роны и готова, например, удовлетворить просьбу Нигерии со­здать в Лагосе Индийско-африканский институт естественных наук500.

В марте 2012 г. другой высокопоставленный сотрудник индий­ского внешнеполитического ведомства Гурджит Сингх заявил, что Индия твердо намерена построить в Африке более ста науч­ных, инновационных центров и институтов по развитию челове­ческих ресурсов. В числе прочих он отметил такие общеафри­канские институты, как Индийско-африканский институт плани­рования и управления в области образования, Индийско-афри­канский институт алмазов, центр информационных технологий, Индийско-африканский институт развития сельского хозяйства, Индийско-африканский центр среднесрочного прогноза погоды и Индийско-африканскую академию гражданской авиации501.


Индийская сторона практически не скрывает, что едва ли не основным стимулом для нее развивать технологическое сотруд­ничества со странами Африки является конкуренция с Китаем за доступ на африканские рынки. Огромные инвестиции со стороны Китая в развитие африканской инфраструктуры, а в последние годы и в технологическую помощь Африке, вынуждают Индию к активному поиску возможностей, в первую очередь в сферах новейших технологий и развития человеческого капитала.

Еще одной характерной чертой индийско-африканского со­трудничества является тот факт, что оно, в отличие от, например, китайского, преимущественно осуществляется не государствен­ными корпорациями, а крупным и средним индийским бизнесом. При этом крупнейшие индийские компании, например «Тата», присутствуют в Африке с 1970-х годов и имеют интересы в са­мых разных сферах, в том числе в таких высокотехнологичных областях, как развитие информационных и коммуникативных технологий или производство автокомпонентов502.


Китай. Среди стран-членов БРИКС Китаю в Африке, без всякого со­мнения, принадлежит особое место. В выступлениях китайских лидеров по вопросу китайско-африканских отношений все чаще звучит термин «стратегическое партнерство». За последние пять лет масштабы китайско-африканского сотрудничества выросли многократно503. По данным экономистов из южноафриканского Standard Bank с 2007 г. Китай финансирует около двух третей строительства новых инфраструктурных объектов в странах Аф­рики504. По другим оценкам, Китай уже инвестировал в развитие инфраструктуры Африки больше, чем все бывшие метрополии за всю историю пребывания на континенте505.

Вместе с тем, по мере укрепления связей с африканскими странами растет и осознание Китаем необходимости развития со­трудничества в других областях, в том числе в освоении новей­ших технологий. К этому Китай подталкивают как постоянные нападки на его модель сотрудничества с Африкой со стороны западных СМИ и международных неправительственных органи­заций, так и все более выраженное желание африканских парт­неров Китая выйти за пределы устоявшейся модели сотрудниче­ства, которую часто называют «колониальной моделью».

Безусловно, и в рамках модели "сырье в обмен на инфраструк­туру" Китай активно инвестировал в те отрасли экономики афри­канских стран, которые смело можно отнести к технологически передовым. Так, в Анголе китайцы не только строят дороги и порты, обеспечивающие вывоз ангольской нефти, но и инвести­руют в высоко технологические проекты, например в телекомму­никации.

За последние годы китайский телекоммуникационный гигант «Хуавей» заключил контракты на 400 млн долл. США с целью обеспечить мобильной связью Кению, Зимбабве и Нигерию. «Хуа­вей» имеет 2500 служащих в 40 африканских странах и штат из 300 человек в одном только Лагосе506. Практически такую же сумму в модернизацию телевизионной и телефонной сетей в ряде африканских стран вложил другой китайский телекоммуникаци­онный гигант ZTE. В 2007 г. ZTE подписала с эфиопской теле­коммуникационной корпорацией контракт на 200 млн долл. США, предусматривающий создание в стране сети мобильной телефонной связи. Компания обязалась установить 1,2 млн линий мобильных телефонов в столице Эфиопии Аддис-Абебе и восьми других городах. В Мавритании ZTE строит для мавританского оператора связи мобильную сеть технологии WiMax, которая ста­нет первой масштабной коммерческой реализацией этой техноло­гии, как в Мавритании, так и по всей Африке, и в перспективе бу­дет распространена на другие африканские страны507. Считается, что такие компании, как Хуавей и ZTE, вытесняют американские и европейские компании телекоммуникационного оборудования по всему континенту508.


Своего рода сенсацией стал успешный запуск Китаем в мае 2007 г. изготовленного в КНР информационного спутника для Нигерии. Спутник, выведенный на орбиту китайской ракетой Long March 3B, должен был в течение 15 лет осуществлять теле и радиосвязь в Нигерии, сэкономив при этом сотни млн долларов пользователям радиоприемников и мобильных телефонов и обес­печив доступ в Интернет отдаленным сельским районам509. После скорого выхода его из строя Китай в августе 2011 г. был запущен новый космический аппарат – NigComSat-1R. Нигерия намерена продолжать космическую программу и имеет планы по запуску спутников до 2015 г., рассматривая Китай как одного из главных своих партнеров510.

Особое место среди африканских стран в отношениях в этой области с Китаем занимает ЮАР. Являясь наиболее развитой страной континента, ЮАР в состоянии предложить Китаю не только свои минеральные богатства, но и рынки новых техноло­гий. Свидетельством тому стали подписанные в 2010 г. в ходе ви­зита президента ЮАР Дж. Зумы в Пекин соглашения об обмене технологиями в области ядерной энергетики, в соответствии с ко­торым Китай обязался предоставить Южной Африки кредитную линию в 20 млрд долл. США на эти цели511. Кроме ядерной энер­гетики, другими примерами сотрудничества двух стран в области освоения новейших технологий могут считаться инвестиции ки­тайских компаний в электронную промышленность ЮАР512.

В целом, из всех стран БРИКС для Китая наиболее характерны четкое планирование и поэтапность осуществляемых действий в его африканской политике. Именно Китаем еще в 2000 г. была предложена такая форма сотрудничества с африканским страна­ми как Форум китайско-африканского сотрудничества (FOCAC)513.

В то же время, нельзя сказать, что состояние китайско-афри­канских отношений, в том числе в сфере передачи и освоения но­вейших технологий в полной мере удовлетворяет африканцев. В частности, уже после работы форума ряд африканских коммента­торов и экспертов, приветствуя новые обещания Китая, тем не менее, выразил мнение, что простой передачи готовых техноло­гий недостаточно, утверждая, что африканские страны «не могут быть развиты извне». Африке нужно содействие в развитии соб­ственных науки, технологий и инноваций, а не только финансо­вая помощь или присылка китайских рабочих, инженеров или ме­диков514. Определенной критике со стороны африканцев подвер­гается и подготовка африканских специалистов в Китае, которая, как отмечается, не всегда проводится на необходимом качествен­ном уровне и не все подготовленные в Китае специалисты оказы­ваются достаточно профессионально компетентными515.

Не все получается у Китая и с использованием так называемой

«мягкой силы», т.е. преимущественно культурным, ценностным воздействием своей цивилизационной и экономической модели на африканское население и элиты.