Файл: BRIKS_i_Afrika_-_partnerstvo_i_vzaimodeystvie.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1833

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В культурно-цивилизационном плане влияние Китая на Афри­ку не столь значительно и пока что уступает не только Западу, но и Индии. Как отмечают в этой связи ревниво следящие за успеха­ми китайцев в Африке индийские эксперты пока что Институты Конфуция проигрывают на Черном континенте индийской «фа­брике грез» – Болливуду516.


Россия. Новый этап в отношениях России и африканских стран, начав­шийся примерно в середине 2000-х годов, ознаменовался стрем­лением России «вернуться» в Африку и восстановить, насколько это возможно, утерянные когда-то позиции. Двумя вехами этого этапа можно считать состоявшиеся визиты российских президен­тов – В.В.Путина и Д.А.Медведева в африканские страны – в 2006 г. в ЮАР и Марокко и в 2009 г. в Египет, Нигерию, Нами­бию и Анголу.

Эти визиты, а также визит президента ЮАР Дж.Зумы в Моск­ву в 2010 г. не только способствовали общей активизации россий­ско-африканских отношений, но и привели к подписанию нескольких важных документов, имеющих прямое отношение к развитию технологического сотрудничества. В 2006 г. между Россией и ЮАР были подписаны соглашения о взаимной охране прав интеллектуальной собственности, используемой и получен­ной в ходе военно-технического сотрудничества и соглашение в области исследования и использования космического про­странства в мирных целях517. Соглашение по мирному освоению космоса уже выполняется двумя странами на практическом уров­не. С 2008 г. реализуется проект по дистанционному зондирова­нию Земли, наметились возможности плодотворного сотрудниче­ства двух стран в области строительства Большого радиотелеско­па, в тендере на право сооружения которого участвует ЮАР 518.

Рамочные соглашения, достигнутые в ходе визита в ЮАР пре­зидента России В.В.Путина в 2006 г., были конкретизированы во время последующего визита в ЮАР в марте 2007 г. Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова, в ходе ко­торого был подписан меморандум о взаимопонимании между двумя странами. Согласно документу, в ЮАР и африканских странах южнее Сахары будет создана система оказания услуг населению с использованием российских технологий в области телемедицины519.

Кроме того, ЮАР заинтересована в России как стране, обладаю­щей современными разработками в сфере ядерных технологий. Страны подписали протокол о создании координационного коми­тета по развитию сотрудничества в области ядерной энергетики. По заявлению главы Федерального агентства по атомной энергии Сергея Кириенко, Россия заинтересована в участии и реализации обширной программы развития ядерной энергетики ЮАР, кото­рая оценивается примерно в 120 млрд долл. США и предусматри­вает строительство до 2030 г. около 20 энергоблоков520.

Однако на пути сотрудничества России и ЮАР в ядерной об­ласти имеются серьезные преграды, не последней из которых можно считать высокую конкуренцию за право стать основным партнером ЮАР в развитии ядерной энергетики. Когда в начале 2008 г. правительство ЮАР объявило тендер на строительство новой АЭС, в него попали только французская компания «Арева» и американская «Вестингуз», а российская «Атомстройэкспорт», несмотря на предварительную договоренность, из числа претен­дентов была южноафриканской стороной исключена без объясне­ния причин521.


В ноябре 2008 г. российская корпорация «Росатом» вновь вы­ступила с инициативой участия в программе использования ядер­ной энергии в мирных целях, в том числе в строительстве атом­ных станций.

Помимо ЮАР, переговоры по участию «Росатома» в тендере на строительство атомных станций в Африке были проведены с прежним правительство Египта522. Однако после прихода к власти в Египте новых политических сил развитие ядерной энергетики в этой стране и участие в ней российских компаний становятся все менее определенными.

В целом, сотрудничество в области ядерной энергетики и свя­занная с ним разработка урановых месторождений в Африке, в частности в Ботсване, Намибии, Нигерии, ЮАР, является одним из наиболее перспективных направлений сотрудничества России и африканских стран в сфере технологического сотрудничества и освоения новейших технологий523. В то же время после аварии на японской АЭС «Фукусима» в марте 2011 г. отношение к ядерной энергетике в мире меняется, и уже приходят известия о возможном сокращении южноафриканской ядерной программы и переходе на возобновляемые источники энергии. В этой связи большее значение могут приобрести другие перспективные направления российско-африканского, в частности российско-южноафриканского технологического сотрудничества.

Некоторые возможности в этом направлении видны уже сего­дня. Схожая экономическая структура ЮАР и России (обе страны богаты полезными ископаемыми) дает возможность осуще­ствлять взаимовыгодные инвестиционные проекты. В то время, как Россия является мировым лидером в области разработки ми­неральных и энергетических ресурсов, ЮАР известна своими ин­новационными горными технологиями и разработками шахтного оборудования. В частности, ЮАР является пионером и мировым лидером исследований по поиску новых источников энергии, в том числе в получении нефти из угля (компания Sasol) и нефти из газа (компания PetroSA)524, а также может предложить уникаль­ные технологии и оборудование для извлечения полезных иско­паемых из самых глубоких в мире скважин525.

Помимо ЮАР, отношения с которой наиболее плодотворны, перспективы для сотрудничества в области развития новейших технологий есть у российско-нигерийских и российско-анголь­ских отношений. Так, по итогам визита президента Д.М. Медве­дева в Анголу в 2009 г., кроме договоров в области совместного освоения нефтегазовых богатств этой страны, было подписано соглашение о создании с российской помощью ангольской нацио­нальной системы космической связи и вещания «АНГОСАТ»526.

Космические планы есть и у другой крупной африканской дер­жавы – Нигерии. Еще в 2003 г. первый нигерийский спутник – NigeriaSat-1, построенный c английской помощью, был запущен с космодрома Плесецк с целью мониторинга чрезвычайных ситуа­ций527. Однако в дальнейшем нигерийские спутники в 2007 и 2011 г. запускались с китайской и с украинской помощью. При этом до 2015 г. Нигерия планирует запустить еще несколько спутников в целях проведения разведки месторождений полезных ископае­мых, обеспечения связи, предсказания погоды и т.д.528 В том же 2015 г. страна собирается запустить в космос военный спутник и своего космонавта, для чего провела переговоры с Россией и Ки­таем. В дальнейшем Нигерия планирует самостоятельно созда­вать собственные спутники529.


Возможно, эти планы сегодня звучат чересчур оптимистично, но африканцы настроены весьма серьезно. И хотя сегодня только у трех африканских стран – ЮАР, Алжира и Нигерии есть свои космические спутники, эта ситуация может достаточно быстро измениться. Призывы к созданию общеафриканского космиче­ского агентства звучат регулярно. К этому не раз призывал прези­дент Уганды Йовери Мусевени. О необходимости разработки собственной космической стратегии Африки недавно заявил пре­зидент Судана Омар аль-Башир. Правительство ЮАР весной 2012 г. объявило о создании в стране собственного космического агентства SANSA530. Факты свидетельствуют о росте интереса африканских стран к развитию космических технологий, что дает очевидный шанс российской космической отрасли для усиления своего присутствия на африканском континенте.

Определенный интерес к Африке проявляют также российские телекоммуникационные компании – Altimo, АФК «Система», «Мегафон», Российский концерн «Ситроникс»531, Однако, на­сколько можно судить, до реального сотрудничества в этой обла­сти дело пока не дошло. Напротив, быстрыми темпами расширя­ется сотрудничество в сфере программного обеспечения (компа­нии «Прогноз», Parallels).

Важным аспектом двустороннего сотрудничества продолжает оставаться помощь России странам Африки в развитии человече­ского потенциала и подготовке кадров. В настоящее время в рос­сийских вузах обучаются свыше 8 тыс. африканцев, из которых примерно 50% – за счет средств российского бюджета532.

Активизация российско-африканских отношений за последние 5–7 лет дает определенные основания для оптимизма. Тем не ме­нее, пока что конкретные результаты усилий последних лет види­мы в основном в сфере разработки африканских сырьевых ресур­сов или строительства объектов инфраструктуры, где и так доста­точно конкурентов. Сотрудничество в освоении новых техноло­гий (за возможным исключением ядерной энергетики) до настоя­щего времени находится преимущественно на стадии намерений и проектов. Изменение данной ситуации, вероятно, требует не только политической воли по их продвижению в Африку и более скоординированной политики российских экономических ве­домств, но и комплексного подхода, связанного, в том числе, с готовностью выделения африканским партнерам «легких» креди­тов, качественного сервисного обслуживания и работы с обще­ственным мнением африканских стран. Однако и в этом случае прорыв российских компаний на высокотехнологичные рынки африканских стран потребует времени.

Как отмечают многие эксперты, «российская экономика сама по себе энерго- и ресурсоемка, и пока эта ситуация не изменится в России, не следует ожидать от российских инвесторов внедре­ния технологий нелинейного развития за границей»533.

В этой связи представляется логичным сосредоточиться на тех отраслях и направлениях, где уже есть заделы реального сотруд­ничества и Россия имеет конкурентные преимущества перед своими партнерами по БРИКС. В первую очередь это энергетиче­ский сектор, космическая отрасль, производство вооружений и в какой-то мере сфера высшего, прежде всего, технического об­разования.



ЮАР. Положение ЮАР в БРИКС двойственное. С одной стороны эта страна является «окном» или «мостом» в Африку, практически плацдармом, через который другие участники группировки рас­считывают расширить свое присутствие на континенте. С другой стороны, ЮАР рассматривает Африку как зону своих жизненных интересов и едва ли готова довольствоваться ролью «младшего партнера» и проводника интересов других участников БРИКС.

За время, прошедшее с окончательного демонтажа системы апартеида, ЮАР существенно усилила свои позиции на конти­ненте, превратившись в одного из главных политических и эконо­мических игроков, а также инвесторов в Африке. ЮАР не только стояла у истоков практически всех крупных инициатив последних 15–20 лет, направленных на развитие континента (со­здание Африканского союза, программа НЕПАД, концепция «Африканского ренессанса» и других), но и определила приори­тетом своей международной деятельности интересы Африки.

Особенно активно и настойчиво ЮАР стремится действовать на Юге Африки, где во многом благодаря ее усилиям Сообщество по развитию Юга Африки (САДК) является в настоящее время наиболее успешной африканской региональной организацией. В рамках САДК осуществляется программа действий, предполагаю­щая реализацию нескольких сотен проектов экономического и социального характера, на реализацию которых потребуется бо­лее 10 млрд. долларов США, большая часть которых выделяются международными донорами – ЕС, США и другими. В числе этих проектов – создание 12 зон территориального развития, включая так называемые «коридоры развития» Мапуту и Бейры (железно­дорожные и автомагистрали, ЛЭП и другие коммуникации, свя­зывающие ЮАР и Зимбабве с крупнейшими портами Мозамбика), в целях обеспечения выхода внутриконтиненталь­ных стран Африки к океану534. С 2008 г. между странами-членами САДК действует режим свободной торговли, а к 2018 г. предпо­лагается формирование финансового, валютного и торгово-эко­номического пространства Сообщества535.

Помимо своего «домашнего» региона компании ЮАР внесли немалый вклад в развитие других африканских стран Африки, в том числе в сфере освоения и внедрения новейших технологий. Так, южноафриканские фирмы МТН и ВОДАКОМ в значитель­ной степени способствовали развитию телекоммуникационных сетей в таких африканских государствах, как Танзания, Демокра­тическая республика Конго, Уганда, Руанда, Камерун и Нигерия. Работающая в Нигерии компания МТН сумела увеличить количе­ство своих абонентов в этой стране за два года (с 2001 по 2003 гг.) с 327 тысяч до более одного миллиона. Другой пример – компании ЮАР обеспечивают более половины всех государств Африки банковскими услугами536.

При этом, выступая в отношении остальных государств Афри­ки в качестве одного из крупнейших инвесторов и доноров, Юж­ная Африка сама нуждается в значительных инвестициях для реа­лизации принятых программ экономического и социального раз­вития. На эти цели за следующие 20 лет по некоторым оценкам правительство Южной Африки планирует потратить более 100 млрд. долларов США537. Выступая накануне саммита БРИКС в Дели в марте 2012 г. перед группой бизнесменов из стран БРИКС, президент ЮАР Дж. Зума сказал: «Я приглашаю вас как представителей деловых кругов стран БРИКС сотрудничать с нами в изучении возможностей развития инфраструктуры… Мы убеждены, что можем обсудить новые формы взаимовыгодного сотрудничества со странами БРИКС по данному вопросу»538.


Еще ранее на саммите БРИКС, проходившем на китайском острове Хайнань в апреле 2011 г., министр иностранных дел ЮАР Майте Нкоана-Машабане, отмечая позитивные моменты присоединения ЮАР к БРИК и преобразования данной группы в БРИКС, говорила, что помощь государств БРИКС программе НЕ­ПАД улучшит развитие сельского хозяйства, информационных технологий и строительство инфраструктуры в Африке, а про­грамма развития «зеленой» энергетики принесет пользу предприя­тиям и народу ЮАР539.

Большинство экспертов отмечает, что вовлечение ЮАР в БРИКС должно принести ощутимую пользу южноафриканскому бизнесу. Многие компании ЮАР имеют отделения в других стра­нах Африки, географические условия, нравы и обычаи в которых значительно схожи между собой, причем компании ЮАР имеют различные преимущества в этих соседних с ней странах – напри­мер, быстрое овладение информацией, низкая себестоимость сде­лок и т.д. Если четыре другие страны БРИКС будут инвестиро­вать и вести торговлю с этими странами через ЮАР, то их при­быль и соответственно прибыль южноафриканских компаний бу­дут значительно увеличиваться. Кроме того, отмечается вероят­ное повышение значимости Йоханнесбургской фондовой биржи, которая может послужить важной платформой для взаимодей­ствия южноафриканских компаний и компаний других стран БРИКС. По некоторым оценкам, до 90 процентов инвестиций в странах Юга Африки, т.е. наиболее близких ЮАР государствах, входящих в САДК, осуществляются на этой бирже, которая име­ет все шансы еще больше укрепить свои позиции540.

Очевидно, что экономическое сотрудничество между страна­ми БРИКС и африканскими государствами носит взаимовыгод­ный характер. У каждой из стран-членов БРИКС есть своя соб­ственная история технологического сотрудничества со странами Африки, свои успехи и достижения. В настоящее время едва ли можно предполагать полное объединение усилий стран-членов БРИКС на африканском направлении, где некоторые из участни­ков группы, прежде всего Китай и Индия, являются скорее конку­рентами за доступ к природным ресурсам Африки, а разработка этих ресурсов является основным интересом всех стран-участниц объединения. В то же время у каждой из стран-членов БРИКС есть свои особые, уникальные преимущества: у Китая – строи­тельство объектов инфраструктуры, у Индии – информационные технологии и сектор услуг, у Бразилии – экотехнологии, у России – сохраняющиеся достижения в энергетической и космической сферах, у ЮАР – развитые финансовый и транспортный сектор, а также географическая близость и знание африканских реалий.

В свою очередь, перед Африкой стоят задачи индустриализа­ции, модернизации и преодоления технологической, информаци­онной пропасти, отделяющей ее от более развитых сегодня регио­нов мира. В этих условиях передача технологий африканцам и помощь в их освоении обещает стать предметом особого внима­ния в программах сотрудничества партнеров.