ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1831
Скачиваний: 4
При этом определенная координации усилий стран-членов БРИКС в этой области уже началась. В сентябре 2011 г. в китайском городе Даляне состоялась первая встреча на министерском уровне по вопросам координации усилий стран БРИКС по развитию сотрудничества в области науки, технологий и инноваций. На встрече были определены 11 приоритетных сфер сотрудничества по данному направлению, причем первым пунктом был указан обмен информацией по научно-техническим исследованиям и передача технологий541.
Кроме того, Контактной группой БРИКС по торгово-экономическим вопросам с февраля 2012 г. осуществляется подготовка доклада на тему «Разработка институциональных основ и направлений торгово-экономического сотрудничества», в который, по предложению российской стороны, включен пункт о создании совместных проектных платформ БРИКС, что, как считается, позволит объединить передовые технологии, технологические знания и капиталовложения для запуска крупных инновационных, высокотехнологических проектов в интересах стран БРИКС542.
ГЛАВА IV. Имидж БРИКС: взгляд из Европы
и Африки
1. БРИКС в Африке в контексте интересов ЕС
Политико-экономические отношения в треугольнике ЕС — Африка — БРИКС сейчас становятся предметом активного изучения. Эта тема чрезвычайно обширна и многогранна, поэтому в рамках данной работы возможно остановиться лишь на нескольких ее аспектах. Основные вопросы заключаются в следующем. Какова реакция ЕС на все взрастающую активность стран БРИКС на Африканском континенте? Есть ли альтернатива соперничеству между ЕС и БРИКС в Африке, и если «да», то каково поле возможного взаимодействия? Как Африка оценивает свое место и роль в контексте взаимодействия БРИКС и ЕС?
Что касается БРИКС, то пока внутри самих стран-участниц существуют противоречивые мнения по поводу возможности превращения БРИКС из площадки совместного обсуждения проблем и согласования позиций в полноформатный механизм согласованных действий и в полноценного и влиятельного актора, участника международной жизни.
Как отмечает российский эксперт Виктория Панова, подходы стран БРИКС роднит то, что они не приемлют вмешательства во внутренние дела и покушения на собственный суверенитет. Страны БРИКС, по выражению некоторых экспертов, это – своего рода «ястребы суверенитета». Соответственно они выступают против политики интервенционизма под флагом экономической и финансовой либерализации. Страны Африки и БРИКС зачастую придерживаются сходных взглядов по проблемам, обсуждаемым ООН, что помогает им в выработке общей линии. Пример – близость взглядов стран БРИКС и ряда африканских стран по ливийской и сирийской проблемам. Общее мировоззрение стран-участниц БРИКС, их акцент на повышение роли развивающихся стран – и есть те основные преимущества, которые они могут обратить на пользу Африканского континента.
Казалось бы, по сравнению с ЕС, многие страны которого имеют давнюю историю тесных взаимоотношений с Африкой, и который как организация также широко сотрудничает с Африкой с момента своего возникновения в середине 20 века, у БРИКС не столь сильные позиции и не столь блестящие перспективы в Африке.
Однако реальность меняется динамично, и на некоторых стратегических направлениях странам БРИКС удалось многого достичь за последнее десятилетие и они, по крайней мере, стали реальными конкурентами ЕС.
ЕС вынужден признать, что экспансия государств БРИКС в Африке чревата опасностями для его позиций на этом континенте, роль которого в мировой экономике и политике возрастает достаточно быстрыми темпами.
В 2012 г. ЕС подготовил важный документ под названием «ЕС и страны БРИКС»543, в котором подробно анализировались взаимоотношения каждой из стран «пятерки» с ЕС, сравнивались статистические показатели стран БРИКС и ЕС-27 в таких областях, как демография, экономика, образование и наука, здравоохранение, торговля, энергетика, экология. В предисловии прямо указывалось, что ЕС не признает БРИКС как единое сообщество, однако с каждой из этих стран имеет договоренности о стратегическом партнерстве и тесно общается в двустороннем формате544. У ЕС стало также появляться понимание БРИКС как влиятельной сетевой структуры.
Вместе с тем, глобальная экономическая взаимозависимость значительно возросла за последние десятилетия. Рост мировой экономики в значительной мере произошел за счет экономического подъема восходящих стран с рыночной экономикой. Финансовый кризис 2008 г. лишь временно замедлил этот рост. В то же время, отмечают европейские эксперты, структуры экономик четырех стран БРИК различны: Бразилия специализируется на сельском хозяйстве, Россия поставляет сырьевые материалы, Индия предоставляет услуги, а Китай занимается производством. Их объединяющие черты – это «высокие темпы экономического роста, определенная экономическая отсталость и большой размер»545. Авторы исследования отмечают, что понятие БРИКС хорошо отражает сдвиг экономической мощи от развитых государств, особенно стран Западной Европы и Японии, к «возвышающимся странам» с растущей рыночной экономикой, и кризис лишь ускорил и усилил эту трансформацию546.
Следует подчеркнуть, что между ЕС и странами БРИКС уже сформировались разветвленные и достаточно глубокие отношения сотрудничества.
Важнейшим партнером для ЕС является Китай, отношения с которым были установлены в 1975 г. и регулируются Соглашением о торговле и сотрудничестве. ЕС – крупнейший торговый партнер Китая, в то время как для ЕС Китай – крупнейший источник импорта и второй по величине торговый партнер547. Стремясь отразить глубину и масштаб своего стратегического партнерства, ЕС и Китай решили в 2010 г. поднять на качественно новый уровень свои двусторонние отношения в сфере внешней политики, по вопросам безопасности и глобальных вызовов, таких, как изменения климата, оздоровление мировой экономики и т.д. Проводятся ежегодные саммиты и регулярные встречи по вопросам политики, торговли и экономики, включая свыше 50 секторальных диалогов и соглашений, варьирующихся от защиты окружающей среды до промышленной политики, образования или культуры.
Первый саммит ЕС – Бразилия состоялся в июле 2007 г. в Лиссабоне. Ключевые темы нового партнерства включают продвижение идей многосторонности, борьбу с изменениями климата, устойчивую энергетику, борьбу с бедностью, интеграционный процесс в рамках МЕРКОСУР и поощрение стабильности и процветания в Латинской Америке. Бразилия – важнейший рынок для ЕС в Латинской Америке548.
Развивающееся сотрудничество ЕС с Россией осуществляется в рамках четырех так называемых «общих пространств» – экономики и окружающей среды; свободы, безопасности и справедливости; внешней безопасности; научных исследований и образования, включая культурные аспекты. В 2005 г. на Московском саммите Россия – ЕС были подписаны соответствующие «дорожные карты» по каждому пространству549. ЕС и Россия заключили Соглашение о партнерстве и сотрудничестве в 1994 г. Переговоры о заключении нового соглашения, которое должно расширить и заменить существующее, создав всеобъемлющую основу для развития отношений ЕС и РФ, начались в 2008 г.550
Партнерство ЕС и Республики Индия началось на заре 60-х гг. XX в. Совместное политическое заявление/декларация 1993 г. и Соглашение о сотрудничестве от 1994 г., заложившие современную правовую базу взаимодействия, положили начало широкому политическому диалогу, который развивается благодаря ежегодным саммитам, регулярным встречам на уровне министров и экспертов. В 2004 г. Индия стала одним из «стратегических партнеров» ЕС. В 2005 г. был принят Двусторонний план действий, помогающий реализовать потенциал сотрудничества в ключевых для Индии и ЕС отраслях551.
ЕС заключил соглашение о сотрудничестве в сфере торговли и развития с ЮАР в 1999 г. Договор о стратегическом партнерстве был заключен в 2007 г.
Все эти партнерства неравнозначны по практическому наполнению.
В целом, понятие «стратегического партнерства» во внешнеполитической стратегии ЕС было и остается аморфным. Изменившаяся по сравнению с началом 2000-х гг. геополитическая ситуация последних лет поставила перед ЕС задачу пересмотра своего отношения к стратегическим партнерствам и наполнения их новым практическим содержанием. В 2010 г. Европейский Совет поручил Верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон провести «инвентаризацию» имеющихся соглашений о стратегическом партнерстве и обновить их. В 2010 г. эта ревизия была проведена в отношениях с Россией и Китаем, в 2011 г. – в отношениях с Индией, Бразилией, ЮАР, но качественных подвижек не произошло, в том числе в связи с озабоченностью Европы собственными внутренними проблемами, кризисом в Ливии и др.
Однако, если в начале 2000-х гг. Россия, Китай, Индия приветствовали эти стратегические партнерства и видели в них признание Европой своей геополитической значимости, своей роли как противовеса гегемонистской политике США, а ЕС стремился включить их в свою структуру «эффективной многосторонности», то на данном этапе страны БРИКС все чаще отказывают ЕС в роли главного «игрока» или «партнера» по широкому кругу проблем552. Так, страны группы BASIC (Бразилия, ЮАР, Индия, Китай) совместно с США пошли в обход ЕС на Копенгагенском саммите по проблемам изменения климата в 2009 г., в результате чего было принято Копенгагенское соглашение. По сути, участники саммита приняли решение поддержать соглашение, достигнутое США, Бразилией, Индией, Китаем и ЮАР. Это фактически был политический документ, не являвшийся юридически обязательным. Соглашение стало началом процесса создания договора по управлению выбросами парниковых газов (ПГ). В нем ставилась цель ограничить повышение температуры на планете двумя градусами, для чего все страны-участницы соглашения должны были к январю 2010 г. предоставить национальные планы по сокращению выбросов ПГ. Следует отметить, что большинство из 193 стран, подписавших климатическую конвенцию ООН, – страны, входящие в Альянс малых островных государств, наименее развитые страны и Африканская группа – уже предупреждали, что 1,5 градуса – это абсолютный предел и что два градуса будут означать трудности, массовые миграции и даже смерть для многих людей553.
Соглашение предполагало, что развитые страны будут оказывать развивающимся странам помощь на борьбу с вредными эмиссиями в размере 30 млрд долл. в течение трех предстоящих лет и 100 млн долларов ежегодно к 2020 году554. Страны ЕС, как и ряд развивающихся стран, не вполне одобрили результаты саммита, считая, что практическое содержание соглашения не отвечало интересам большинства, но было наилучшим из реально возможных вариантов. Германия выразила сожаление по поводу того, что саммиту не удалось достичь никаких юридически обязывающих ограничений на выбросы в атмосферу.
В 2010 г., шесть из девяти стратегических партнеров ЕС проголосовали против повышения статуса ЕС при ГА ООН (в итоге решение было отложено, и лишь в 2011 г. ЕС получил новый статус). В частности, Китай, Индия, Россия и ЮАР проголосовали за то, чтобы решение по резолюции было отложено, Бразилия воздержалась, ряд африканских стран, не являясь стратегическими партнерами ЕС, также голосовали против немедленного принятия данной резолюции555. На сеульском саммите «большой двадцатки» 2010 г. страны БРИКС заблокировали предложение МВФ (за которым стояли страны «большой семерки» и ЕС) по контролю трансграничного движения капиталов.
Вместе с тем, возросшее влияние стран БРИКС на ЕС нужно рассматривать в контексте более масштабного сдвига в международном балансе политических и экономических сил.
В плане обновления своей концепции стратегического партнерства у ЕС есть несколько направлений556.
1. Углубить сотрудничество с ключевыми странами (такими, например, как Россия и Китай) на стратегическом и политическом уровне;
2. Развивать отношения со странами ИБСА, так как их взгляды и ценности лучше коррелируют с идеологическими установками ЕС;
3. Охватить стратегическим партнерством ряд держав среднего ранга, таких, как Индонезия, Турция, Нигерия, Аргентина, Египет, Пакистан, Южная Корея, перетягивая их на позиции региональных «сдерживателей» мощи стран БРИКС;
4. Развивать стратегическое партнерство со странами, готовыми соглашаться с европейскими взглядами, привлекать их к защите европейских интересов по проблемам глобального управления на международных форумах.
Что касается отношений ЕС с африканскими странами, следует кратко очертить эволюцию отношений ЕС с континентом, чтобы понять ситуацию, сложившуюся в настоящее время.
История взаимоотношений европейских стран с Африкой весьма длительна, прочность этих связей обусловлена колониальным прошлым. При неоднократно выражавшемся желании некоторых представителей африканских элит «порвать с Европой» со времен обретения независимости, это на практике оказалось невозможным, и нужно было искать новые способы сосуществования. Для большинства стран Африки южнее Сахары ЕС остается важнейшим торговым партнером, на него приходится около 85% сельскохозяйственного экспорта этих стран и около 75% общего объема торговли557. Согласно прогнозу британского ученого Я. Тэйлора, ЕС останется важнейшим международным партнером африканских стран южнее Сахары как минимум в краткосрочной и среднесрочной перспективе558. Вместе с тем, следует отметить, что по проблемам Африки и развивающихся стран в целом члены ЕС не могут или не хотят выступать единым фронтом.