Файл: Резник Н.И. (ред.) - Методика и организация деятельности командиров воинских частей, войсковых психологов по изучению психологических особенностей пополнения - 2007.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1819
Скачиваний: 43
СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Деятельность командира воинской части.
2.2 Деятельность заместителя командира воинской части по воспитательной работе
3.1. Деятельность командира роты по изучению пополнения
3.2 Деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе по изучению пополнения
Приказ Министра обороны Российской Федерации № 79 от 28 февраля 2005 г. «О совершенствовании системы воспитательной работы в
Вооруженных Силах Российской Федерации»
п. 10. Планирование и учет индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими осуществляется в рабочих тетрадях соответствующих командиров (начальников). Индивидуально-воспитательную работу планируют и проводят:
с солдатами (матросами) – командиры взводов, заместители командиров рот по воспитательной работе;
с сержантами (старшинами) – командиры рот, заместители командиров рот по воспитательной работе;
с командирами взводов – командиры батальонов с их органами военного управления;
с командирами рот – командиры полков с их органами военного управления;
с командирами батальонов – командиры соединений с их органами военного управления;
с командирами полков – командующие объединений с их органами военного управления;
с командирами соединений – командующие войсками военных округов (флотов) с их органами военного управления.
Директива Министра обороны Российской Федерации № Д-18 от 31 июля 1996 г. «О мерах по предотвращению самоубийств в Вооруженных Силах Российской Федерации»
1. В целях предотвращения самоубийств в Вооруженных Силах Российской Федерации требую:
обеспечить составление на каждого военнослужащего по завершении обучения в военно-учебных заведениях, в учебных соединениях, в учебных соединениях (учебных частях), школах и на курсах, при переводе из одной воинской части в другую заключения, в котором должны быть указаны индивидуальные психологические качества военнослужащего. Заключение подписывать командиру воинской части (начальнику штаба), военному психологу, врачу воинской части, специалисту по ППО, заверять печатью воинской части и хранить вместе с учетно-послужной карточкой военнослужащего, а копию – в медицинской службе воинской части;
организовать при призыве на военную службу, поступлении в ВУЗ выработку заключений о профессиональной пригодности призывника (кандидата для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, не являющихся военнослужащими) с учетом сведений об индивидуально-психологических качествах и способностях, общеобразовательной и профессиональной подготовленности граждан;
ввести в систему проведение военными психологами постоянного изучения и анализа психологического состояния военнослужащих;
3. при проведении начальной военной подготовки вновь прибывшего пополнения обеспечить всесторонний учет уровня профессиональной и физической подготовки, психологических качеств, состояния здоровья каждого военнослужащего, руководствуясь при этом рекомендациями специалистов медицинской службы и военных психологов.
Руководство по психологической работе в
Вооруженных Силах Российской Федерации
(указания статс-секретаря – заместителя Министра обороны
Российской Федерации от 30 марта 2006 г. исх. № 172/2/60 си)
53. Социально-психологическое изучение и психологическое обследование военнослужащих пополнения, прибывающих на комплектование соединений и воинских частей включает первичное, углубленное и последующее изучение.
54. Первичное изучение вновь прибывающего пополнения проводится на пунктах приема должностными лицами, психологом части и направлено на общее знакомство с военнослужащими, оценку его психофизического здоровья, выявление свойств и качеств личности, определяющих процесс адаптации к условиям военной службы, нервно-психическую устойчивость.
По итогам первичного изучения военнослужащих определяются лица, подлежащие углубленному психологическому изучению, а также нуждающиеся в консультации медицинских специалистов.
55. Углубленное изучение проводится специалистами психологической работы и направлено на целостное изучение личности военнослужащего и выявление конкретных индивидуально-психологических особенностей, являющихся причиной кризисных состояний на личностном и групповом уровнях, а также выработку предложений по их коррекции.
Изучению подлежат: военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости, испытывающие трудности в адаптации к условиям части (подразделения), отстающие в боевой подготовке, имеющие нарушения воинской дисциплины, а также военнослужащие, самостоятельно обратившиеся за психологической помощью.
Лица, нуждающиеся в углубленном психологическом обследовании, изучаются с помощью психологических методик, конкретный набор которых определяется уровнем профессиональной подготовленности специалиста психологической работы.
56. Последующее изучение личного состава осуществляется в процессе повседневной жизнедеятельности командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе, специалистами психологической работы и направлено на изучение отдельных качеств личности военнослужащих в интересах решения стоящих задач.
В некоторых случаях последующее изучение личного состава может носить характер углубленного изучения в интересах обеспечения их психофизической надежности.
57. Изучение личного состава в интересах обеспечения их психофизической надежности (далее именуется – диагностика по показателям надежности) может проводиться прошедшими специальную подготовку специалистами психологической работы в следующих случаях:
при призыве, отборе и подборе кандидатов на военную службу;
при назначении и перемещении по службе;
при анализе проблем психофизического здоровья личного состава;
при допуске к отдельным* видам деятельности и сведениям, составляющих государственную тайну;
при проведении психологических экспертиз и служебных расследований.
Приложение № 2
ВАРИАНТ
П Р И К А З
командира войсковой части 15561
№ 00000
15 октября 2006г. г. Москва
“Об организации приема и изучения пополнения
призыва осень 2006 года”.
В период с 31 октября по 13 ноября 2006 года в соответствии с полученным распоряжением командира дивизии в полк поступит личный состав весеннего призыва в количестве 150 человек.
В целях своевременного введения их в боевой строй подразделений, а также изучения и распределения молодых солдат по подразделениям с учетом уровня их подготовки
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Для организации изучения и доподготовки личного состава из прибывающего пополнения сформировать одну роту в составе 5-ти взводов.
Размещение данного подразделения осуществить в казарме 3-го батальона на 2-ом этаже.
2. Должностными лицами подразделения назначить:
командиром роты - начальника штаба 3-го батальона майора Роева А.В.;
заместителем командира по воспитательной работе - заместителя командира 3-го батальона по воспитательной работе капитана Чернова А.А.;
заместителем командира роты по вооружению - командира 8-ой роты капитана Григорьева А.В.
командиров взводов - старшего лейтенанта Андреева Г.Ф., старшего лейтенанта Степанова А.В., лейтенанта Петрова Ю.И.; старшего лейтенанта Волкова У.Р.; лейтенанта Гусарова В.А.
старшиной роты - старшего прапорщика Игнатьева З.К.
3. Начальнику штаба полка совместно с командиром роты подготовить расписание занятий с учетом выделения времени на углубленное медицинское обследование, проведение социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования в утренние часы.
Подготовить план-график психологического тестирования пополнения с расчетом выделения на тестирование 30-ти человек до 2-х часов. Расписание и план-график для утверждения представить мне 26 октября.
Должностных лиц, назначенных на должности в формируемое подразделение пополнения, освободить от выполнения служебных обязанностей и несения нарядов на период работы с пополнением, а входящих в нештатную группу профессионального психологического отбора с 22 октября по 20 ноября с.г.
4. Заместителю командира полка по воспитательной работе организовать проведение мероприятий воспитательной работы с пополнением в соответствии с требованиями нормативных документов.
5. Заместителю командира полка по вооружению подобрать в качестве инструкторов наиболее подготовленных офицеров и прапорщиков, способных в короткие сроки организовать доподготовку пополнения.
Для занятий выделить необходимое количество техники, решить вопросы с организацией учебных мест, выделения танко- и автодрома, уточнить маршруты движения.
6. Заместителю командира полка по тылу обеспечить пополнение положенным имуществом, поставить личный состав на котловое довольствие.
7. Начальнику медицинской службы подготовить медицинский пункт полка к работе, согласовать с начальником медицинской службы дивизии вопросы выделения врачей для углубленного медицинского обследования.
8. Начальнику нештатного подразделения группы профессионального психологического отбора организовать методическую подготовку и инструктирование представителей, направляемых в военные комиссариаты, пункт приема и распределения пополнения. Обеспечить проведение социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования пополнения.
Итоги изучения и обследований пополнения, предложения по его рациональному распределению по профилям подготовки, подразделениям и воинским должностям доложить 20 ноября.
9. Организовать и провести инструктивно-методические занятия с офицерами и прапорщиками, привлекаемыми к приему и изучению пополнения:
заместителю командира полка – по организации службы войск;
заместителю командира по воспитательной работы – по вопросам организации воспитательной работы и изучения пополнения.
10. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя командира полка подполковника Спиридонова С.С.
КОМАНДИР ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 15561
полковник С.Макаров
НАЧАЛЬНИК ШТАБА ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 15561
подполковник А.Кузнецов
Приложение № 3
ВАРИАНТ
«УТВЕРЖДАЮ»
КОМАНДИР ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 15561
полковник С. Макаров
“22“ октября 2006 г.
П л а н
проведения инструктивно-методического занятия
с офицерами и прапорщиками в/ч 15561 по организации
изучения прибывающего пополнения
Тема: ”Содержание работы должностных лиц воинской части по изучению индивидуально-психологических качеств пополнения”.
Дата проведения: 26 октября 2006г.
Время проведения: 10.00-14.00.
Место проведения: читальный зал библиотеки.
N п/п |
Содержание мероприятий |
Время проведения |
Место проведения |
Кто проводит |
|
I. Вступительная часть. |
|||||
1 |
Доведение до участников плана занятия и порядка работы. |
10.00-10.10 |
читальный зал |
командир
|
|
II .Основная часть. |
|||||
2 |
Лекция: “Психологические особенности юношеского возраста и основные формы их проявлений”. |
10.10-11.00 |
читальный зал |
преподаватель педагогического института |
|
3 |
Доведение требований нормативных документов к организации и содержанию изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих пополнения. |
11.10-11.40 |
читальный зал |
Начальник штаба |
|
4 |
Инструктивный доклад: “Характеристика основных методов изучения индивидуально-психологических особенностей пополнения”. |
11.40-12.10 |
читальный зал |
психолог |
|
5 |
Практическое занятие: “ Понятие о нервно-психической неустойчивости и выявление ее у военнослужащих” |
12.20-13.50 |
читальный зал |
психолог |
|
III. Заключительная часть |
|||||
6 |
Подведение итогов занятия. |
13.00-14.00 |
|
командир части |
ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДИРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
подполковник В.Иванов
Приложение № 4
НЕКОТОРЫЕ Требования к проведению
индивидуального собеседования с военнослужащими
В первые дни пребывания военнослужащего, с ним проводится индивидуальная беседа с целью общего знакомства и выявления признаков нервно-психической неустойчивости.
Для того чтобы беседа была эффективной, необходимо при ее проведении соблюдать определенные правила:
1. Беседа проводится в отдельной комнате, без посторонних, с соблюдением максимального такта и внимательного отношения к обследуемому, который должен быть уверен, что сообщенные им сведения не будут разглашены и будут использованы только в его интересах.
2. До начала беседы необходимо ознакомиться с документами, характеризующими обследуемого, и выявить те моменты, которые требуют особого внимания или уточнения.
3. Беседа должна носить неформальный характер. Внешний вид проводящего беседу, мимика, жесты, тон задаваемых вопросов - все должно вызывать доверие обследуемого.
4. Вопросы интимного характера должны ставиться в косвенной форме.
5. Не рекомендуется в ходе беседы давать какие-либо оценки обследуемому, сообщать ему свое мнение по поводу ответов на поставленные вопросы.
6. Не рекомендуется настаивать на ответе, если военнослужащий не желает отвечать на поставленный вопрос.
ПЛАН - СХЕМА
индивидуальной беседы с военнослужащими
по выявлению у них признаков нервно-психической неустойчивости.
В ходе индивидуальной беседы с прибывающими военнослужащими рекомендуется обращать внимание на признаки нервно-психической неустойчивости, которые можно зафиксировать в сообщениях собеседника и в особенностях его поведения в ходе разговора (перечень признаков НПН смотри в план-схеме беседы).
В завершении беседы целесообразно высказать пожелания, дать полезные советы, которые помогут ускорить адаптацию обследуемого к условиям военной службы. Следует помнить, что в результате беседы важно не только почерпнуть нужную информацию о военнослужащем, но и оказать на него положительное психолого-педагогическое воздействие.
Выявленные факты желательно отражать в план-схеме учета признаков НПН сразу после беседы, при обязательном отсутствии собеседника, а также посторонних лиц.
Данная информация предназначена для служебного пользования, является конфиденциальной и разглашению среди личного состава не подлежит.
№ |
Перечень признаков нервно-психической неустойчивости и условий, способствующих |
№ военнослужащего по списку |
||||||||
|
ее развитию |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
.. |
|
Воспитывался без родителей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умер один из родителей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Родители в разводе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Близкие родственники или родители страдают (страдали) психическими заболеваниями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Родители или близкие родственники имели судимость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Неприязненное отношение к родителям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Плохие взаимоотношения в семье |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чрезмерно строгое воспитание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чересчур мягкое ("тепличное") воспитание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Безнадзорность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Побеги из дома |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отец (мать) злоупотреблял(а) спиртными напитками |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отец (мать) лечился (ась) от алкоголизма |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тяжелые жилищно-бытовые условия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Очень низкая успеваемость в школе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Значительные нарушения дисциплины в школе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Замкнутость, боязнь выступлений перед аудиторией |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Значительные и частые конфликты с товарищами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нарушения производственной дисциплины (опоздания, прогулы ...) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Значительные и частые конфликты с товарищами по работе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Низкая работоспособность, быстрое наступление усталости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Систематическое употребление алкоголя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Признаки алкоголизма |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раннее начало употребления алкоголя (в 13-15 лет) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раннее начало курения( в 13 - 15 лет) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Употребление наркотиков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Многочисленные конфликты в семье, школе, на производстве и в других коллективах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Повышенная раздражительность вспыльчивость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Агрессивность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чрезмерные депрессивные реакции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эгоистическая направленность интересов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Концентрация интересов на сфере отдыха и развлечений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Антисоциальная направленность личности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сверхценные идеи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отсутствие определенных целей в жизни, определяемое низким общим развитием |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отрицательное отношение к военной службе и требованиям воинской дисциплины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Необщительность, замкнутость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стеснительность, робость, застенчивость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чрезмерная общительность, депрессивные реакции в одиночестве |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отчуждение от коллектива по причине общего развития |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Постоянное желание быть в центре внимания окружающих |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подозрительность, злобность, мнительность по отношению к товарищам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ощущение несправедливого отношения со стороны окружающих, обидчивость мстительность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чрезмерно выраженные явления адаптационного периода |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Многочисленные жалобы на состояние здоровья |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Имелись тяжелые травмы головы с потерей сознания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Повышенная утомляемость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расстройства сна (длительное засыпание, поверхностный сон, частые пробуждения ночью, устрашающие сновидения) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ощущение усталости и вялости по утрам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сонливость днем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нетерпеливость, непоседливость, суетливость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздражительность, вспыльчивость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Головные боли |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Головокружения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обмороки, потеря сознания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Судорожные припадки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перенесенные инфекции нервной системы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Преобладание беспричинно плохого настроения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Преобладание беспричинно приподнятого настроения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Беспричинные периодические перемены настроения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Плаксивость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Частые ощущения "комка" в горле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Трудности сосредоточения внимания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Плохая память |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Навязчивости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страхи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Частые сомнения в правильности выполненных действий (закрыл ли дверь, выключил ли свет ...) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Снохождение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Энурез (ночное недержание мочи); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раннее начало половой жизни |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Беспорядочные и многочисленные половые связи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Повышенный интерес к сексуальным вопросам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чрезмерная фиксация внимания на вопросе о верности подруги |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сведения о половых извращениях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отсутствие элементарных знаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Непонимание сущности явлений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Малый запас слов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примитивность суждений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Очень низкая успеваемость в школе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развязанное поведение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Враждебное отношение к проводящему беседу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Замкнутость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нерешительность, робость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Усталый, угнетенный вид у испытуемого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нетерпеливость, суетливость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заикание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тик, дрожание, судорожное подергивание мышц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Недостатки артикуляции (косноязычие, шепелявость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Неловкость, угловатость движений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общее количество фактов фиксации ("+") |
|
|
|
|
|
|
|
|
|