Файл: Метелев С.Е. - Современный терроризм и методы антитеррористической деятельности. Монография - 2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2799

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ГЛАВА 1. Терроризм: природа, мотивации, факторы возникновения и развития

1.1. Понятие и истоки терроризма

1.2. Концептуальные аспекты анализа терроризма

1.3. Классификация проявления терроризма

1.4. Факторы, обусловливающие возникновение и развитие терроризма

ГЛАВА 2. Терроризм в России

2.1. История терроризма и его современные особенности

2.2. Молодежный экстремизм и терроризм

2.3. Террористическая деятельность в Чеченской Республике

2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России

Глава 3. Международный терроризм и антитерроризм

3.1. Международный терроризм, его виды и формы

3.2. Международный терроризм: современные тенденции формирования

3.3. Терроризм как форма проявления агрессии

3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом

ГЛАВА 4. Финансово-экономические и правовые методы борьбы с терроризмом в России

4.1. Выбор стратегии и методы борьбы с терроризмом

4.2. Борьба с финансированием терроризма

4.3. Правовое регулирование борьбы с терроризмом

ГЛАВА 5. Защита людей и объектов от террористических акций

5.1. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом

5.2. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников

5.3. Противодействие похищениям людей

5.4. Охрана и защита территорий, зданий и помещений

5.5. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников

Библиографический список

Существуют до настоящего времени отдельные несогласованности в Федеральном законе «О борьбе с терроризмом» [1.1.1.] и в иных нормах по вопросу управления силами и средствами, привлекаемыми к проведению контртеррористической операции. Член экспертного комитета Государственной думы федерального совета РФ по безопасности В.Е.Петрищев на «круглом столе», организованном и проведенном Отделением философии, социологии, психологии и права Российской академии наук и Центром конфликтологии Института социологии РАН в 2001 году, высказал следующие соображения об условиях воспроизводства терроризма как общественно опасного явления, имеющего конфликтологическую природу и выражающего серьезное социальное противоречие [2.16П]. По результатам социологических опросов, которые нами проводились дважды среди подразделений, занимающихся антитеррористической работой – в 1993 и 1998 гг. можно выделить ряд факторных блоков, способствующих воспроизводству террора в российском обществе.

Прежде всего – это социальный блок, в особенности его материальная составляющая. Сюда относятся общее обнищание небольшой группки собственников за счет этих масс, передел собственности, которая еще вчера принадлежала всему народу, а сегодня – нескольким олигархам и высшему чиновничеству. Далее, это классовые процессы, когда происходят столкновения между формально законными владельцами каких-то предприятий и их коллективами (Красноярский край, Выборг и др.), за право владения ими и организации производства. Это и упадок духовности, нравственности, распространение пропаганды насилия, культа сильной личности.

Следующий блок связан с Чечней, где создан уникальный феномен преступного государства, ставшего подлинным рассадником террористических банд, всячески поддерживаемых из-за кордона. Надо ли подчеркивать, что борьба с ними требует целой системы мер – и военных, и политических, и экономических, и информационных, и нравственных.

Еще один узел факторов, нагнетающих террористическую атмосферу – громадные масштабы незаконного оборота оружия в стране. Не являясь прямым детерминантом возникновения и распространения деятельности террористов, эти факторы, безусловно, расширяют ее возможности, способствует росту криминала в целом как общего неблагоприятного фона, провоцирующего усиление собственно террористической активности.

Содействует террористическим ориентациям, утверждению соответствующих организаций и идеологическая деятельность извне, направленная на идейное разложение населения, вытравливание из общественного сознания ценностей патриотизма, интернационализма, преданности своему государству.

Говоря о роли средств массовой информации, Н.Д.Литвинов утверждает, что они вносят вклад в развитие антигосударственного терроризма. Средства массовой информации по степени влияния на сознание значительных масс населения нередко называют «информационным оружием»…Средства массовой информации демократической России формируют и внедряют в общественное сознание исключительно или преимущественно негативный образ страны, где они действуют, негативное отношение к государству в целом, его народам, политике… А отсюда логично вытекало и обоснование возможности и необходимости террора. Средства массовой информации распространяют экстремистские идеи среди широких слоев населения [2.161].


Наряду с популяризацией экстремистских идей одновременно проводится дискредитация государственно-образующих идей и самого государства как объекта антигосударственного террора. Несомненно, средства массовой информации моделируют поведение значительных слоев населения, особенности – несовершеннолетних и молодежи. Основная опасность заключается в бесконтрольном распространении той информации, которая обладает мотивацией и способна моделировать поведение человека в определенных условиях; формировать в нем определенные качества и социальные ценности и др.

Систематическое восприятие телеинформации, перенасыщенной сценами насилия и жестокости, формирует негативное изменение в психике молодежных масс. Средства массовой информации бесконтрольно способствуют разрушению духовно-нравственной сферы и норм бытового сознания, развития национализма, формируют те морально-нравственные ценности, достижение которых возможно лишь криминальным путем. Террористические акции на территории нашей страны отличаются гибкостью и неординарностью тактики террористов, введением наблюдения и контрнаблюдения, наличием в террористических организациях групп лиц, ранее судимых, пользующихся авторитетом в преступной среде и во многих случаях знакомых с примами и методами оперативно-розыскной и процессуальной деятельности.

Основными целями террористических акций являются: желание посеять страх среди населения; выражение протеста против политики правительства; вымогательство; нанесение экономического ущерба государству или частным фирмам; проведение скрытых террористических актов против своих соперников или правоохранительных органов. В ХХ веке терроризм взят на вооружение целыми государствами. Государственный терроризм принял такие размеры, что Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию «О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах»2

При существующих разногласиях большинство исследователей сходятся во мнении относительно тех условий развития общественных отношений, которые способствуют возникновению терроризма в России. При этом обычно выделяют следующие основные признаки:

- рассогласование всех ветвей власти, вызванное появлением новой структуры отношений к собственности, теневых лидеров, обладающих реальной властью и расширяющих сферу своего влияния;

- усиление влияния негативных проявлений, криминирующих общественные отношения, при которых закон перестает обеспечивать необходимый уровень социальной защиты значительной части населения;

- изменение понятий о порядке и справедливости, возрождение принципов поведения, в рамках которых насилие становится «законным» средством достижения политических или иных целей;


- обращение к духовному наследию политических, религиозных и других организаций экстремистского толка, в которых культ силы и оружия является обязательным элементом быта и образа жизни;

- осознание национальной, религиозной общностью людей своего положения как притесняемых, лишенных прав и свобод, ощущение необходимости защиты любыми средствами;

- рост вербальной агрессии анонимных угроз в отношении «чужих» (представителей власти, коммерческих структур, лиц другой национальности и т.п.);

- создание образа врага, который становится объединяющим началом для лиц, склонных к экстремистским действиям;

- появление среди широких слоев населения, включающих и демократически настроенную часть общества, благожелательного отношения к необходимости смены власти, введения авторитарных форм правления, способных обеспечить законность и порядок.

Террористические акты на территории нашей страны отличаются:

- гибкостью и неординарностью тактики террористов;

- введением наблюдения и контрнаблюдения;

- наличием в террористических организациях групп лиц, ранее судимых, пользующихся авторитетом в преступной среде и во многих случаях знакомых с приемами и методами оперативно-розыскной и процессуальной деятельности.

Противодействие терроризму связано в России с борьбой с организованной преступностью. Организованная преступность многогранна и терроризм – всего лишь одна из наиболее крайних, кровавых и безжалостных форм ее проявления. Иные устремления и противоправные действия организованных преступных групп и сообществ не менее опасны, хотя зачастую не так внешне заметны.

Использование террористических методов становится повседневным способом решения территориальных споров, а самое главное – давления на органы государственной власти (взрывы у зданий ФСБ в Москве и Махачкале). Заметна и активизация криминалитета, пытающегося проникнуть во властные структуры. Все шире объединенные преступные группировки и их лидеры практикуют организацию покушений на представителей власти.


Глава 3. Международный терроризм и антитерроризм


3.1. Международный терроризм, его виды и формы


Терроризм сегодня стал опаснейшим глобальным явлением, дестабилизирующим безопасность многих стран и целых регионов, препятствующим нормальному развитию международных отношений. Растет уровень финансовых возможностей и технической оснащенности террористических группировок. В условиях нарастающей глобализации, стирающей границы между государствами для движения финансовых и информационных потоков, для миграции населения, все более проявляется транснациональный характер деятельности террористов. Во многом такая ситуация объясняется тем, что мировое сообщество после окончания «холодной войны» так и не смогло пока выработать надежных механизмов совместного противодействия терроризму. В современных условиях отпор терроризму немыслим без претворения в жизнь принципа международного сотрудничества в борьбе с этим явлением и, прежде всего, обеспечения неотвратимости ответственности за содеянное. Эпицентр террористической активности в течение ряда лет смещается от стран Латинской Америки к Японии, ФРГ, Турции, Испании, Италии, США, Англии.

Ключевым фактором, способствующим выработке эффективных механизмов противодействия международному терроризму, является определение данного понятия, которое было бы адекватно реалиям и признавалось мировым сообществом. Данная проблема относится к числу тех, решение которых в настоящее время имеет исключительные практичные значение. Это в достаточной мере осознается международной общественностью, политическими деятелями, учеными, сотрудниками специальных служб и правоохранительных органов государств с весьма различным политическим и социально-экономическим устройством.

К настоящему времени не существует общепринятого понятия международного терроризма, хотя учеными-террологами, правительственными и неправительственными организациями было предложено более ста двадцати вариантов определений. При этом сложились различные подходы к его интерпретации. Так, А.Н. Трайнин - первый советский исследователь сущности, характера и места международных преступлений среди иных международных правонарушении,- не конкретизировал данное понятие, а ссылался на Конвенцию о предупреждении и пресечении терроризма 1937 года [2.190, с. 20]. Д.Б Левин характеризовал международный терроризм как «убийства дипломатических представителей и вообще политических деятелей иностранных государств в целях усиления международной напряженности и раздувания политических и военных конфликтов» [2.97, с.83]. И.И. Карпец считал, что «терроризм - это международная либо внутригосударственная, но имеющая международный (т.е. охватывающая два или более государств) характер организационная и иная деятельность, направленная на создание специальных организаций и групп для совершения убийств и покушения на убийство, нанесения тяжких телесных повреждений, применения и захвата людей в качестве заложников с целью получения выкупа, насильственного лишения человека свободы, сопряженного с надругательством над личностью, применением пыток, шантажа и т.д.; терроризм может сопровождаться разрушением и ограблением зданий, жилых помещений иных объектов» [2.73,с.64]. Н.Б. Крылов и Ю.А. Решетов указывают на то, что международный терроризм имеет несколько форм, и обращают внимание на те акты, которые совершаются лицами (группой), не находящимися в официальной связи с какими-либо государствами [2.91, с. 79-80].


Е.Г. Ляхов отмечает, что акт международного терроризма объективно направлен против определенных общечеловеческих ценностей, охраняемых уже не только национальным, но и международным правом [2.104, с.28]. Н.С. Беглова полагает, что международный терроризм - это не какой-то особый вид терроризма, а продолжение внутреннего терроризма, выход его за пределы границ того или иного государства [2.10, с.40]. В «Трактате по международному уголовному праву», вышедшем в 1973 году в США под общей редакцией профессоров М. Бассиони и В. Нанди, указывается на то, что терроризм является международным преступлением, которое угрожает человеческому спокойствию и безопасности, оскорбляет всеобщую совесть и наносит ущерб человеческому достоинству [2.260, Р.493]. Специалист из ЮАР Дж. Дугарда считает, что «международный терроризм - это насильственные акты, имеющие целью вызвать политические изменения, которые подрывают международные отношения и которые международное сообщество рассматривает как несовместимые с желаемыми нормами поведения [2.226]. В 1980-е годы появляется все больше характеристик международного терроризма как особого вида тайных военных действий [2.227, Р.27]. Вместе с тем отдельные ученые говорят о необходимости рассматривать терроризм как «конфликты малой интенсивности», так как расширяется сотрудничество между террористическими группами разных стран и координация преступных действий, приносящих значительный политический, социальный и экономический урон мировому сообществу [2.245, Р. 63,74].

ЦРУ США рассматривает международный терроризм как терроризм, осуществляемый при поддержке со стороны иностранного правительства или организации и/или направленный против иностранных граждан, организаций или правительства. Террористическую деятельность проводят группы, ставящие задачу ниспровергнуть определенный государственный строй, исправить национальную или групповую несправедливость или подорвать международный порядок как конечную цель своей деятельности [2.248]. В официальном документе конгресса США «Акте о борьбе с международным терроризмом» 1977 года, указывается, что международный терроризм включает любой противоправный акт, в результате которого наступила смерть, причинен физический ущерб любому лицу или насильственное лишение свободы любого лица, либо его результатом явилось насильственное разрушение собственности, или покушение или реальная угроза совершения любого такого акта; и все это в тех случаях, если акт, угроза или попытка такового происходит или имеет последствия вне территории государства, где преступник имеет гражданство; или вне пределов территории государства, против которого акт направлен; или на территории государства, против которого акт направлен, но предполагаемый преступник знает или должен знать, что лицо, против которого акт направлен, является иностранцем (для государства места совершения преступления), или на территории любого государства, когда совершение акта было поддержано из-за рубежа, независимо от гражданства предполагаемого преступника. Акт международного терроризма нацелен на причинение ущерба или угрозы интересам или направлен на получение уступок со стороны государства или международной организации; и он не является таковым, если совершается в ходе военных или приравненных к военным операциям, направленным главным образом против вооруженных сил или военных целей государства или регулярных вооруженных групп» [2.104, с.20-21].