Файл: Метелев С.Е. - Современный терроризм и методы антитеррористической деятельности. Монография - 2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2674

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ГЛАВА 1. Терроризм: природа, мотивации, факторы возникновения и развития

1.1. Понятие и истоки терроризма

1.2. Концептуальные аспекты анализа терроризма

1.3. Классификация проявления терроризма

1.4. Факторы, обусловливающие возникновение и развитие терроризма

ГЛАВА 2. Терроризм в России

2.1. История терроризма и его современные особенности

2.2. Молодежный экстремизм и терроризм

2.3. Террористическая деятельность в Чеченской Республике

2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России

Глава 3. Международный терроризм и антитерроризм

3.1. Международный терроризм, его виды и формы

3.2. Международный терроризм: современные тенденции формирования

3.3. Терроризм как форма проявления агрессии

3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом

ГЛАВА 4. Финансово-экономические и правовые методы борьбы с терроризмом в России

4.1. Выбор стратегии и методы борьбы с терроризмом

4.2. Борьба с финансированием терроризма

4.3. Правовое регулирование борьбы с терроризмом

ГЛАВА 5. Защита людей и объектов от террористических акций

5.1. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом

5.2. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников

5.3. Противодействие похищениям людей

5.4. Охрана и защита территорий, зданий и помещений

5.5. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников

Библиографический список

Сходные методы и международной террористической группы, название которой на слуху у всех после атак, организованных смертниками «Аль-Кайлы» на Нью-Йорк и Вашингтон. Ее лидер - Усама бен Ладен не просто создал смертоносную организацию, на счету которой гибель нескольких тысяч человек. Объявив себя шейхом, он претендует на абсолютную правоту и религиозную обоснованность террористических акций, объявляя всех мусульманских лидеров, не поддерживающих его предателями истинной веры. Реально неучтенной продолжает оставаться опасность со стороны тоталитарных сект, особенно экстремистски настроенных, среди которых немало действующих на территории России. Прежде всего, это такие организации как «Ананда Марта» и «Аум Синрикё» [2.184]. «Ананда Марта» («путь блаженства») - псевдоиндуистская тоталитарная секта, которую с равным успехом можно назвать и международной террористической организацией. Численность секты по данным 2000 г. составляет около 250 тысяч человек. Это закрытая тайная opганизация, устроенная по военному образцу, которая имеет жесткую и сложную иерархическую структуру. Руководство секты планирует установить в мире «власть просветленных», первым шагом к чему должен был стать приход к власти в Индии созданной Саркаром политической партии PROUT (политическая деятельность «Ананда Марга» не стала успешной, в том числе по причине террористических методов, которые она использовала в борьбе с оппонентами). В 1978 г. ФБР обвинило секту в организации взрыва отеля «Хилтон» в Сиднее, в результате которого погибло 3 человека. Также на ее счету террористические акции в Англии, Индии. Малайзии и Скандинавии. Секта готовила покушения на папу Иоанна Павла II и Индиру Ганди. Организация имела лагеря для подготовки террористов в США и Индии. В России «A.M.» действует наиболее активно на Дальнем Востоке, где она поддерживается японским филиалом секты, и в Алтайском крае.

Еще одна «восточная организация», получившая всемирную известность - тоталитарная секта «Аум синрикё» [2.184]. Внимания заслуживает следующие тревожные факты. Несмотря на то, что причастность организации к зариновой атаке в токийской метро в марте 1995 года (от которой пострадали более 5 тысяч человек) была доказана практически сразу, лишь 19 октября 1999 г. японский парламент принял закон о запрете деятельности секты. Но, благодаря используемой сектантами конспирации и мошной финансовой поддержке, которую оказывают организации «Аум Синрикё» друг другу по всему миру (капитал секты и ее лидера в свое время составлял более миллиарда долларов), деятельность секты прекратить полностью не удалось, в том числе и на территории России. 23 января 2002 г. Приморский краевой суд вынес приговор четырем российским членам «Аум Синрикё», готовившим террористические акции в Японии перед и во время встречи Большой восьмерки на Окинаве с целью освобождения Асахары. Глава этой террористической группы (нлл приговорен к восьмилетнему заключению, в то время как даже его адвокаты рассчитывали, как сообщалось в программе «Человек и закон», на срок не менее 23 лет. Подобные факты в комментариях не нуждаются.


Таким образом, в настоящее время важным является для российского государства решения вопросов молодежного экстремизма и сектантства, имеющих тесные связи с терроризмом, в том числе и международным, борьба с которым объявляется сегодня приоритетным вопросом сотрудничества государств в сфере безопасности.

2.3. Террористическая деятельность в Чеченской Республике


В 1990-е годы в России сложилась уникальная ситуация: на части территории Федерации, в Чечне обосновались вооруженные банды, образовав криминальный анклав. При этом финансирование Чечни имело ярко выраженные черты бандитско-террористической деятельности. К настоящему времени освещен вопрос об источниках доходов чеченских «борцов за независимость» в 1992-1999 гг., когда «Чечня превратилась в криминальный «заповедник», живущий на основе воровства, контрабанды, незаконной торговли оружием и наркотиками» [2.85]. Еще при Д.Дудаеве из Чечни ежегодно нелегально вывозилось нефтепродуктов на 2-3 млн.долл. С августа 1996 г. по Чечне прoшла «дикая» приватизация: отдельные «приватизаторы» и вооруженные группы самовольно и бесплатно захватывали нефтяные скважины, промышленные предприятия и т.д. Возникшие частные предприятия, основанные на воровстве сырья, стали основой экономики Чечни. После первой Чеченской войны, нефтедобыча вообще постепенно вышла из-под контроля государства и к 1999 г. полностью перешла в руки "теневиков", связанных с полусамостоятелньми полевыми командирами. Во время второй чеченской войны пришлось демонтировать более 3 тыс. нелегальных нефтезаводов.

Еще до первой чеченской войны в республике сложилась система крупных, хищений бюджетных средств, проходящих через российские и чеченские банки [2.95]. В 1995-1996 гг. новым источником доходов стало разворовывание средств, выделяемых из бюджета на восстановление Чечни. Из-за отсутствия финансовой отчетности о расходовании этих средств точно не известна даже их величина (ее оценивают в интервале от 1,5 до 5,5 млрд. долл.), не говоря уже об их использовании. Сверхдоходы от разворовывания бюджетных средств получали главным образом государственные, административные и связанные с ними коммерческие структуры Чечни и России. Полевые командиры с 1996 г. наладили изготовление фальшивой валюты (за 1997-1999 гг. в Чечне было выпущено около 10 млрд. долл.). В Чечне обосновывались около 100 организованных преступных группировок. Они грабили проходящие через республику поезда (лишь за 1993-1994 гг. на Грозненском отделении Северо-Кавказской железной дороги было разграблено около 1700 вагонов) и похищали людей, а также занимались рэкетом и финансовыми махинациями по всей России. Так, в 1999 г. Федеральная служба налоговой полиции выявила около 2 тыс. российских фирм и коммерческих банков, которые либо платили "дань" чеченскому криминалитету, либо проводили в его пользу незаконные банковские операции.


Чеченская республика в 1992-1999 гг. была "свободной криминальной зоной", выпавшей из-под контроля правительства России и специализировавшейся на криминальных промыслах, создающих угрозу национальной экономической безопасности. Чеченская модель финансирования терроризма демонстрирует наивысший уровень развития данного института [2.95]. Она уникальна, поскольку ни одна страна современного мира, кроме России 1990-х гг. не допускала длительного существования на своей территории откровенно криминально-деструктурного государственного образования. Единственная близкая аналогия - автономная зона в Колумбии, официально предоставленная правительством для повстанческой организации FARC в 1998 г. на период мирных переговоров и отмененная в 2002 г. Более отдаленной аналогией может быть Палестинская автономия 2000-х гг., имеющая официальный административный статус, но продолжающая оставаться для Израиля "рассадником терроризма". Наконец, возможны отдаленные параллели с ситуаций в Абхазии и Южной Осетии - "серых зонах" Грузии [2.145].

В начале 2000-х гг. существенно изменилась ситуация с финансированием чеченского терроризма (см. [2.101, с. 649-650; 2.146]). Хотя в самой Чечне боевики берут поборы с местных жителей (по утверждению СМИ. в каждом селе есть казначей террористов), но в разоренном регионе нельзя найти крупные финансовые ресурсы. Поэтому чеченский терроризм финансово зависит от российской чеченской диаспоры (прежде всего, от чеченского криминала) и от зарубежных спонсоров (табл. 2.7). Оценки общей величины ежегодного бюджета чеченских террористов варьируются на порядок - от 30 млн.1 до 300 млн. долл. Что касается размеров отдельных статей доходов, то Л. Фитуни, обобщив информацию из открытых источников, пришел к выводу, что общая величина доходов террористов составляла в начале 2000-х гг. 95-110 млн. долл., из них большая часть (примерно 50 млн.) была получена от исламистских экстремистских и террористических организаций, включая Аль-Каиду. Спецификой финансирования чеченского терроризма являются высокие поступления от чеченского криминалитета. Миграция чеченцев из беднеющей Чечни в другие регионы России в 1990-е гг. привела во многих регионах России к росту чеченской мафии, поддерживающей тесные контакты с чеченскими террористами (часто по принципу "сообщающихся сосудов"). По некоторым оценкам, ежегодный доход чеченских организованных преступных группировок в России начала 2000-х гг. составлял примерно 13,6 млрд. долл. (из них треть – от контроля за торговлей нефтью) [2.66, 2.95, 2.127].

Поступление средств чеченским террористам от зарубежных спонсоров облегчается тем, что даже в развитых странах Запада нет единой позиции по поводу того, следует ли считать чеченских сепаратистов террористами или "борцами за независимость". По соображениям геоэкономического соперничества, "исламской солидарности" или "политической корректности" во многих странах разрешен вполне легальный сбор средств для чеченских («позиционных политических организаций (часто вод ширмой гуманитарной помощи Чечне).


Таблица 2.7

Структура доходов чеченских террористических группировок в начале 2000-х гг. (по оценке Л.Л. Фитуни, в %)

Источники доходов

Доля в совокупных доходах

Внутренние сборы в Чечне

6

Поступления от внешних спонсоров – исламских государств дальнего зарубежья

7-8

Поступления от внешних спонсоров – неправительственных и благотворительных организаций

9

Поступления от криминальных структур Северного Кавказа

8-16

Поступления от подконтрольных чеченскому криминалитету фирм в других регионах России

15

Поступления от исламистских экстремистских и террористических организаций

45-51


Хотелось бы остановиться также на правовой оценке действий лиц, находившихся у власти в Чеченской Республике, с точки зрения, международного права. Режим Д. Дудаева и А. Масхадова, долгое время находившихся у власти в Чеченской Республике, не только грубо попирал конституционное право Российской Федерации, ставя под угрозу неделимость и территориальную целостность российского государства, но и являлся преступным, с точки зрения международного права.

Одним из наиболее опасных международных преступлений является агрессия. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Определение агрессии" от 14 декабря 1974 года под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо иным способом, несовместимым с Уставом ООН. Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН является prima facie свидетельством акта агрессии, В качестве акта агрессии квалифицируются:

- вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия территории другого государства или ее части с применением силы;

-действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

-засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

Руководство Чечни в полной мере было осведомлено о готовящейся террористической акции на территории Дагестана, подпадающей под международное определение агрессии, но фактически означающей агрессию одного субъекта Российской Федерации по отношению к другому субъекту. Так, например, сотрудники силовых структур Чечни (шариатской гвардии, погранично-таможенной службы, вооруженных сил) осуществляли деятельность по разведывательному, материально-техническому и иному обеспечению группировки террористических формирований ваххабитов. Официальные подразделения силовых структур Чечни непосредственно участвовали в боевых действиях. Тем самым, можно говорить не только о преступном попустительстве, но и о прямом участии руководства Чечни в организации и осуществлении агрессии.


Другим видом международных преступлений является геноцид Согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. геноцид, независимо от того, совершается он в мирное или военное время, является преступлением, нарушающим международное право. Под геноцидом (статья 2 Конвенции) понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: -убийство членов этой группы; -причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; -предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее. По конвенции наказуемы как сам геноцид, так и заговор с целью совершения геноцида, прямое публичное подстрекательство к совершению геноцида и соучастие в геноциде. Лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы судом того государства, на территории которого было совершено это деяние или международным уголовным судом. В отношении выдачи геноцид не рассматривается как политическое преступление.

Правящий режим Чечни проводил политику геноцида в отношении мирного населения республики. В результате проводимого руководством республики курса ее вынуждены были покинуть более 250 тыс. граждан. Свыше 800 тыс. жителей Чечни лишились работы, возможности получать пенсии и социальные пособия, реализовывать свои политические права и свободы. Установлены многочисленные факты показательных расстрелов боевиками местных жителей за "содействие федеральным силам".

Территория Чечни стала криминальной зоной по промышленному производству наркотиков. Выявлено четыре завода по производству героина: в пос. Шали - контролировал М. Удугов, в пос. Калинина на окраине г. Грозный и территории бывшего санатория "Энергетик" Шалинского района - Ш. Басаев, в пионерском лагере "Зорька" - Хаттаб. Кроме того, Чечня превратилась в транзитный канал транспортировки наркотиков из Туркменистана, Ирана, Пакистана, Турции, Афганистана в Прибалтику, Северную Ирландию, Великобританию, Испанию, Грецию. Помимо переработки ввозимых наркотических веществ, криминальными структурами Чечни налажено выращивание и производство наркотического сырья на своей территории, прежде всего, опиумного мака и индийской конопли. Наиболее значимые посадки наркосодержащих растений расположены в Но-жай-Юртовском и Веденском районах. Для переработки выращенного сырья введены в строй минизаводы в населенных пунктах Ачхой-Мартан, Саржень-Юрт, Зама-Юрт. Оборудование для организации промышленного производства наркотиков завезено из-за границы в сентябре 1997 года через Абхазию.

Также в Чечне широкое распространение получило изготовление фальшивых долларов США и их поставка на территорию России. Участились попытки реализации таких долларов через учреждения финансово-банковской системы. Недавно только в Приморском крае из незаконного оборота было изъято свыше 1 млн. фальшивых долларов. Получены данные о том, что в 1998 году в Магаданскую область из Чечни завезено около 1 млн. поддельных долларов. Имеются факты, доказывающие, что полевые командиры расплачиваются с иностранными наемниками в своих отрядах фальшивыми долларами США из расчета около 1 фальшивого доллара за каждые настоящие 28 центов. Согласно Женевской конвенции о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г., преступлением являются: все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков, сбыт поддельных денежных знаков, действия, направленные к сбыту, к ввозу в страну или к получению для себя поддельных денежных знаков, если их поддельный характер был известен. В конвенции устанавливается обязательное информирование соответствующих зарубежных государств о новых выпусках, изъятии и аннулировании "местных" денежных знаков, об обнаружении подделок иностранной валюты с подробным их описанием, сведения о розысках, арестах и осуждениях "международных" фальшивомонетчиков.