Файл: Метелев С.Е. - Современный терроризм и методы антитеррористической деятельности. Монография - 2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2669

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ГЛАВА 1. Терроризм: природа, мотивации, факторы возникновения и развития

1.1. Понятие и истоки терроризма

1.2. Концептуальные аспекты анализа терроризма

1.3. Классификация проявления терроризма

1.4. Факторы, обусловливающие возникновение и развитие терроризма

ГЛАВА 2. Терроризм в России

2.1. История терроризма и его современные особенности

2.2. Молодежный экстремизм и терроризм

2.3. Террористическая деятельность в Чеченской Республике

2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России

Глава 3. Международный терроризм и антитерроризм

3.1. Международный терроризм, его виды и формы

3.2. Международный терроризм: современные тенденции формирования

3.3. Терроризм как форма проявления агрессии

3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом

ГЛАВА 4. Финансово-экономические и правовые методы борьбы с терроризмом в России

4.1. Выбор стратегии и методы борьбы с терроризмом

4.2. Борьба с финансированием терроризма

4.3. Правовое регулирование борьбы с терроризмом

ГЛАВА 5. Защита людей и объектов от террористических акций

5.1. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом

5.2. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников

5.3. Противодействие похищениям людей

5.4. Охрана и защита территорий, зданий и помещений

5.5. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников

Библиографический список

Хотя национальное законодательство России придает большое значение борьбе с финансированием терроризма, но однако, в Федеральных законах «О борьбе с терроризмом» (1998 г.) и «О противодействии терроризму» (2006 г.) борьба с финансированием терроризма не детализирована [2.95]. В первом из упомянутых законов в понятие террористической деятельности включалось «финансирование заведомо террористической организации или террористической группы» (ст. 3) без уточнения, что считать «заведомо». Во втором - в трактовке финансирования терроризма сделан даже шаг назад: здесь при определении терроризма говорится: «террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя: а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта...». Определение, что именно считать финансированием теракта, отсутствует. Из неясных соображений сужено понимание финансирования терроризма: из понятия террористической деятельности исключена ситуация, когда спонсор финансирует не конкретный теракт, а террористическую организацию как таковую.

Обобщая анализ финансирования терроризма, можно сформулировать следующие практические рекомендации для России [2.95]. Во-первых, для эффективной борьбы необходимо отслеживать хотя бы в общих чертах структуру притока финансовых ресурсов, поступающих террористам, чтобы концентрировать удары, прежде всего по самым главным потокам усиливая по возможности и более мелкие «ручейки». Во-вторых, для сокращения притока финансов из зарубежных стран необходимо активно популяризировать в западных СМИ информацию о чеченском терроризме как элементе международного исламского терроризма, ломая имидж чеченских сепаратистов как «борцов за независимость» и добиваясь внесения их организаций в международные списки террористических организаций, чье финансирование строго запрещено. В-третьих, для сокращения притока финансов из стран Востока следует вести работу с чеченской диаспорой и с мусульманскими государствами, добиваясь создания легальных, прозрачных для контроля каналов сбора пожертвований на нужды чеченского населения и мусульман России. В-четвертых, в долгосрочной перспективе важнейшим методом борьбы с финансированием терроризма должна стать борьба с теневой экономикой как питательной средой финансирования терроризма. В-пятых, ввиду приоритетной важности борьбы с финансированием терроризма в системе антитеррористических мероприятий целесообразно внести в Федеральный закон «О противодействии терроризму» специальный раздел, посвященный борьбе с финансированием терроризма, либо даже принять специальный Федеральный закон «О борьбе с финансированием терроризма», введя в него расширенную трактовку этого понятия (финансирование не только конкретного теракта, но и организации, признанной террористической). Финансирование терроризма представляет собой тип финансовых преступлений с разрушительными эффектами, которые скрываются за, казалось бы, безобидными финансовыми трансакциями и обладают способностью, в конечном счете, дестабилизировать общество. Террористы часто осуществляют свою неправомерную деятельность через свои сети посредством и при содействии скрытых структур финансовой поддержки. Важно устранить изъяны легальной финансовой системы, которые используются для отмывания преступных доходов и поддержки террористической деятельности.


Возможно принимать во внимание, что вопрос финансирования терроризма будет играть значительную роль в международных отношениях ближайшего времени. Во-первых, вследствие того, что финансирование терроризма - самое уязвимое его место, и, следовательно, борьба с финансированием терроризма - это один из немногих способов противодействия ему на практике. Во-вторых, в свете современной ситуации в западной экономике возможно использование борьбы с финансированием терроризма в качестве внеэкономического инструмента контроля над международной финансовой системой. И в настоящее время просматриваются попытки использования борьбы с финансированием терроризма в политических целях руководством США, что не может не вызывать озабоченности.

4.3. Правовое регулирование борьбы с терроризмом


Увеличение в Российской Федерации числа преступлений, имеющих террористическую направленность, обусловило необходимость совершенствования механизма правовой защиты личности и общества от террористического насилия в стране. Как отмечалось в заявлении участников Московской конференции министров стран "восьмерки" о противодействии терроризму 20 октября 1999 г., "терроризм представляет угрозу миру и стабильности всех го­сударств, безопасности и благосостоянию их граждан. Всем государствам следу­ет предпринять необходимые шаги для защиты своих граждан от террористи­ческих нападений. Всем государствам следует использовать законодательные и практические средства в рамках международных стандартов в области прав человека и норм международного права для предотвращения террористиче­ских актов и наказания лиц, виновных в их совершении. Всем государствам следует предотвратить и пресекать на своей терри­тории действия по подготовке и финансированию террористических актов. Террористам нигде не должно предоставляться убежище. Нашей главной за­дачей является укрепление практического сотрудничества как одного из наи­более эффективных средств противодействия терроризму во всех его формах".

В настоящий момент в РФ сложилась система нормативных актов, регулирующих вопросы борьбы с терроризмом. Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция РФ, Федеральные законы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти. К основополагающим законам по борьбе с терроризмом можно отнести Конституцию РФ, ФЗ «О борьбе с терроризмом», ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», ФЗ «Об оружии», ФЗ «О безопасности», ФЗ «Об обороне», Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и ряд других законов.


Федеральный закон №130-ФЗ от 25.07.1998 г. «О борьбе с терроризмом» (действует в ред. от 07.03.2005) впервые в истории нашей страны законодательно закрепил систему мер противодействия этой угрозе. Он определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности определяющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

Закон определяет основные понятия:

  • Терроризм:

- насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляе­мые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов;

  • посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политиче­ской деятельности, либо из мести за такую деятельность;

  • нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользую­щихся международной защитой, если это деяние совершено в целях прово­кации войны или осложнения международных отношений;

  • террористическая деятельность деятельность, включающая в себя:

- организацию, планирование, подготовку и реализацию террористиче­ской акции;

- подстрекательство к террористической акции, насилию над физиче­скими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;

- организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совер­шения террористической акции, а равно участие в такой акции;

- вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

- финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им;

  • международная террористическая деятельность - террористическая деятельность, осуществляемая:

  • террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства, или наносящая ущерб интересам более чем одного государства;

  • гражданами одного государства в отношении граждан другого госу­дарства или на территории другого государства;

  • в случае, когда как террорист, так и жертва терроризма являются граж­данами одного и того же государства или разных государств, но преступле­ние совершено за пределами территорий этих государств;


  • террористическая акция:

- непосредственное совершение преступления террористического харак­тера в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывча­тых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ;

- уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов;

- посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп на­селения; захвата заложников, похищения человека;

  • создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имущест­ву неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катаст­роф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасно­сти; распространения угроз в любой форме и любыми средствами;

  • иные действия, создающие опасность гибели людей, причинения зна­чительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

  • преступления террористического характера:

- преступления, предусмотренные статьями 205-208, 277 и 360 УК РФ;

- другие преступления, предусмотренные УК РФ, если они совершены в террористических целях. Ответст­венность за совершение таких преступлений наступает в соответствии с УК РФ.

  • Террорист - лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме;

  • террористическая группа - группа лиц, объединившаяся в целях осуществления террористической деятельности;

  • террористическая организация - организация, созданная в целях осуществления террористической дея­тельности или признающая возможность использования в своей деятельно­сти терроризма. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую дея­тельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной органи­зации;

  • заложник - физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понужде­ния государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо дей­ствие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица;

  • борьба с терроризмом - деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности;

  • контртеррористическая операция - специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции;

  • зона проведения контртеррористической операции - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.


В ст. 5 ФЗ «О борьбе с терроризмом» определены и основные цели борьбы с терроризмом: 1) защита личности, общества и государства от терроризма; 2) предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и минимизации ее последствий; 3) выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Борьба с терроризмом должна строиться на следующих принципах

законность;

приоритет мер предупреждения терроризма;

неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;

комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;

минимальные уступки террористу;

единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций.

За осуществление террористической деятельности и несоблюдение норм законодательства о борьбе с терроризмом предусмотрена уголовная, административная и имущественная (гражданско-правовая) ответственность. Юридической ответственности подлежат не только лица, непосредственно осуществляющие террористическую деятельность, но и те, кто способствует осуществлению террористической деятельности (путем финансирования, легализации доходов), а также лица, которые в результате неисполнения требований закона способствуют совершению террористических актов (журналист, раскрывший местоположение сотрудников правоохранительных сил, работник банка, не сообщивший об операциях, направленных на финансирование терроризма и т.д.).

Нормативным актом, устанавливающим уголовную ответственность за терроризм является Уголовный кодекс РФ. В ФЗ «О борьбе с терроризмом» определен круг составов преступлений, носящих террористическую направленность. К ним отнесены составы, предусмотренные ст. 205-208, 277, 360 УК РФ. Составы преступлений, предусмотренных ст. 205-208 УК РФ находятся в главе 24 «Преступления против общественной безопасности»

Статья 205 УК РФ «Терроризм». Терроризм предполагает наличие специальной цели устрашения населения и оказание воздействия на органы власти путем применения крайних мер насилия либо угрозы применения таких мер для достижения нужных преступникам результатов (дезорганизация работы органов власти, получение уступок со стороны власти и т.д.). Под иными действиями, кроме взрывов и поджогов, следует понимать любые действия, способные повлечь, указанные в ч.1 данной статьи, и последствия. В частности, к ним могут относиться: разрушение системы энергоснабжения и жизнеобеспечения населенных пунктов и предприятий, заражение местности радиоактивными или отравляющими веществами, распространение эпидемий и эпизоотий, устройство аварий, затоплений местности и т.д.