Файл: Метелев С.Е. - Современный терроризм и методы антитеррористической деятельности. Монография - 2008.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2794
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Терроризм: природа, мотивации, факторы возникновения и развития
1.1. Понятие и истоки терроризма
1.2. Концептуальные аспекты анализа терроризма
1.3. Классификация проявления терроризма
1.4. Факторы, обусловливающие возникновение и развитие терроризма
2.1. История терроризма и его современные особенности
2.2. Молодежный экстремизм и терроризм
2.3. Террористическая деятельность в Чеченской Республике
2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России
Глава 3. Международный терроризм и антитерроризм
3.1. Международный терроризм, его виды и формы
3.2. Международный терроризм: современные тенденции формирования
3.3. Терроризм как форма проявления агрессии
3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом
ГЛАВА 4. Финансово-экономические и правовые методы борьбы с терроризмом в России
4.1. Выбор стратегии и методы борьбы с терроризмом
4.2. Борьба с финансированием терроризма
4.3. Правовое регулирование борьбы с терроризмом
ГЛАВА 5. Защита людей и объектов от террористических акций
5.1. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом
5.2. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников
5.3. Противодействие похищениям людей
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом. Сообщение граждан правоохранительным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также минимизации ее последствий, является гражданским долгом каждого.
Выполнение мероприятий по предотвращению совершения террористических актов организовано и на территории Омской области. Указом Губернатора от 5 февраля 2003 г. № 27 утверждено Положение об областной антитеррористической комиссии и утвержден состав комиссии [1.5.4.]. Постановлением Мэра города Омска от 13 февраля 2003 года № 42-п утверждено Положение о городской антитеррористической комиссии и определен ее состав. Областная и городская антитеррористические комиссии являются координационными органами, осуществляющими проведение на территории Омской области и города Омска государственной политики в области борьбы с терроризмом, осуществление мероприятий по повышению эффективности работы антитеррористических органов, сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма, участие в разработке правовых, политических и организационных мер по обеспечению исполнения законодательства о борьбе с терроризмом.
Непосредственно деятельность по предотвращению, выявлению и пресечению террористической деятельности и ликвидацию последствий террористических актов осуществляют Управления ФСБ, МВД, МО, МЧС по Омской области, областные и городские исполнительные органы. При получении информации об угрозе террористического или диверсионного акта, установлен следующий порядок действий должностных лиц ГО и РСЧС, дежурно-диспетчерских служб.
О факте возникновения чрезвычайной ситуации на территории Омской области, связанной с обнаружением взрывоопасного предмета (ВОП), оповещаются оперативные дежурные территориальных управлений (отделов) ГОЧС, территориальные управления (отделы) ГУВД области, военные комиссариаты городов и районов области, отделы Управления ФСБ России по г. Омску и Омской области, соответствующих муниципальных образований Омской области, которые докладывают о возникновении ЧС в порядке, установленном нормативными актами.
Общее руководство организацией ликвидации ЧС, связанных с ВОП на территории муниципальных образований осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям соответствующего муниципального образования, при которой создается штаб, включающий представителей группы разминирования, а также представителей сил и средств территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Непосредственное руководство ликвидации ЧС осуществляет председатель комиссии по ЧС. Руководителю ликвидации ЧС подчинены все территориальные силы и средства предупреждения ЧС. Руководитель в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, законодательством Омской области.
Главное управление ГОЧС Омской области при получении информации об обнаружении ВОП: оповещает Военный комиссариат Омской области, Управление ФСБ России по г. Омску и Омской области, начальника военного гарнизона, прокуратуру Омской области; осуществляет координацию работ и контроль за действием групп разминирования и сил Омской областной ТП РСЧС; организует взаимодействие с группами разминирования Омского военного гарнизона, Управлением ФСБ по г. Омску и Омской области и другими специализированными ведомственными организациями при наличии соответствующих договоров.
Управления (отделы) ГОЧС городов, районов: под руководством КЧС организуют выполнение первоочередных мероприятий по предотвращения взрыва (возгорания) ВОП, эвакуации людей из опасной зоны; принимают меры по обезвреживанию ВОП.
Территориальные органы УВД Омской области при получении информации об обнаружении ВОП, а также при угрозе взрыва: оповещают территориальные управления (отделы) ГОЧС Омской области, территориальные органы Управления ФСБ России по г. Омску и Омской области, а также городского (районного) прокурора; принимают меры к оцеплению места обнаружения ВОП и его охране, эвакуации граждан из зоны возможного поражения и охране общественного порядка в районе ЧС; направляют к месту обнаружения ВОП дежурную следственную оперативную группу; организуют оперативно-розыскные мероприятия, осуществляют регулировку движения в районе ЧС, оповещают население о действиях в условиях ЧС, сопровождают граждан за пределы зоны поражения, сопровождает силы и средства, участвующие в ликвидации ЧС, а также оказывают содействие группам разминирования для быстрейшего прибытия к месту ЧС; вызывают к месту обнаружения ВОП соответствующие территориальные подразделения Управления государственной противопожарной службы МЧС области; территориальные подразделения ППС МЧС Омской области организуют дежурство пожарного расчета в районе ликвидации ЧС, а также извлечение пострадавших и вывод населения из зоны пожара.
Управление ФСБ России по г.Омску и Омской области по линии оперативных дежурных: при получении первичной информации об угрозе взрыва оповещает Главное управление ГОЧС Омской области, ГУВД области и прокуратуру; при получении проверенной информации об обнаружении самодельного взрывного устройства (СВУ), а также в случае, когда факт обнаружения СВУ свидетельствует о подготовке к совершению конкретного террористического акта, высылает к месту ЧС оперативно-следственную группу, следователь которой руководит осмотром места происшествия и обезвреживания СВУ. О происходящем информируется соответствующий городской (районный) прокурор.
Военные комиссариаты городов и районов Омской области: при получении информации от граждан, антитеррористических органов Главного управления ГОЧС Омской области, ГУВД области, Управления ФСБ России об обнаружении взрывоопасного предмета (ВОП) подают заявки на их обезвреживание в Военный комиссариат Омской области по установленной форме, а при угрозе жизни людей – срочной телеграммой, а также производят идентификацию ВОП и принимают меры к выделению группы разминирования; по прибытию группы разминирования, сопровождают ее к месту обнаружения; после окончания работ по изъятию (уничтожению) ВОП совместно с руководителем группы разминирования, представителем органа местного самоуправления составляют акт об изъятии (уничтожении) ВОП.
Главное управление здравоохранения Омской области обеспечивает дежурство бригад скорой медицинской помощи в районе ликвидации ЧС, связанной с обнаружением и ликвидацией ВОП.
Органы местного самоуправления: принимают решение о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организуют их проведение; обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; содействуют устойчивому функционированию организации при ЧС; осуществляют другие полномочия, предусмотренные законодательством.
Органы государственной власти Омской области, органы местного самоуправления и организации, независимо от форм собственности, обязаны оказывать всестороннее содействие и помощь группам разминирования, следующим в район ЧС и проводящим работы по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Безопасность населения при проведении работ по ликвидации ЧС, связанных с нейтрализацией ВОП обеспечивается: системой оповещения населения о возникшей чрезвычайной ситуации с предупреждением о возможных последствиях и указанием опасных и закрытых, для движения, зон; своевременной эвакуацией населения из опасных зон; оцепление опасных участков местности при проведении конкретных действий по разминированию и изъятию (уничтожению) ВОП.
Дежурно-диспетчерские службы работают в соответствии с разработанными и утвержденными инструкциями.
Конкретные меры обеспечения безопасности населения определяются руководителем операции, исходя из ее характера, масштабов и условий проведения.
Формирование угрозы терроризма в Омской области обусловлено рядом особенностей: это, прежде всего, приграничное положение области (протяженность границы с Республикой Казахстан составляет более одной тысячи километров); наличие на территории области 155 химически опасных объектов, в том числе 4-х первой степени, 7- второй степени. На этих объектах производится и используется в производстве 6100 тонн аварийно-химически опасных веществ (АХОВ), в том числе 1860, 4 т. аммиака, 6600 т. хлора, 763,8 т. соляной кислоты и др. Кроме этого, в области функционируют 20 взрывоопасных и 45 пожароопасных предприятий. По железной дороге по территории области перевозятся до 20 наименований АХОВ. По территории области проходят четыре магистральных нефтепровода общей протяженностью 872 км. Серьезную опасность возникновения ЧС представляют объекты газового хозяйства, особенно газопроводы, общая протяженность которых 920 км.
Для решения задач в области населения и территорий от ЧС членами антитеррористических штабов и комиссий являются руководители органов управления по делам ГОЧС всех уровней. Координирующая роль в вопросах предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных террористическими актами на особо опасных объектах экономики принадлежит главам администраций и рабочим органам - органам управления ГОЧС всех уровней.
С целью обеспечения безопасности технологических процессов, в том числе при попытке совершения террористических актов и умышленных действий, направленных на создание аварийных ситуаций Госкомэкологии разработана система контроля указанных объектов комиссиями, в состав которых входят специалисты Главного управления по делам ГОЧС. Комиссия проводит проверки согласно разработанным планам, утвержденным представителем областной КЧС.
В соответствии с возложенными на территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, задачами по предупреждению террористических актов и ликвидации их последствий, во всех подразделениях органов исполнительной власти, в органах управления ГОЧС области уточнены планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС, согласованы вопросы взаимодействия со всеми силовыми органами.
Взаимодействие организовано по вопросам: взаимного обмена информацией о складывающейся обстановке, оповещения населения об угрозе ЧС или ее возникновения, согласования порядка, сроков и мест аварийно-спасательных и других необходимых работ, сигналов Управления и оповещения, разработка планов совместных действий по предупреждению ЧС и по ликвидации их последствий, совместного выполнения задач и мероприятий по всестороннему обеспечению работ в зоне ЧС, оказанию взаимной помощи при осложнении обстановки.
Решением начальника Главного управления ГОЧС области уточнен состав сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС, явившихся последствием террористической деятельности. Уточнены задачи защиты населения способом эвакуации. Планами эвакуации населения определены места временного размещения населения, пункты сбора и посадки, определен транспорт для вывоза пострадавшего населения. Размещение эваконаселения планируется осуществлять в гостиницах, санаториях и общественных учреждениях. Расчет возможного размещения эвакуируемого населения в городе Омске планируется из необходимости временного размещения в девяти гостиницах и санаториях города жителей одного многоэтажного крупнопанельного дома в зимнее время (до 1000 человек). При большом количестве эваконаселения предусмотрено размещение населения в санаториях, профилакториях Чернолученской зоны отдыха.
Реальность планов эвакуации населения была подтверждена при ликвидации ЧС, происшедшей в 1999г. в г. Омске (утечка и взрыв бытового газа в жилом пяти этажном доме по ул. 2-ая Барнаульская, 11 27 ноября 1999г.), когда была проведена эвакуация и организовано первоочередное жизнеобеспечение 113 жителей. В декабре 1999г. начальниками управлений и отделов по делам ГОЧС в территориальных и участковых избирательных комиссиях районов области и административных округов г.Омска были проведены тактико-специальные занятия по действиям при совершении террористических актов (взрывы, поджоги, возможное химическое заражение или захват заложников).
С сентября 1999г. нештатной пресс-группой Главного управления по делам ГОЧС области выпущен в эфир 21 выпуск информационно-аналитической программы “Щит”, в которой освещается оперативная деятельность Главного управления и поисково-спасательной службы области. Одним из разделов этой программы является рубрика “Школа выживания” в которой населению в доступной форме разъясняются действия в различных ЧС, связанных с террористическими актами. Органами управления ГОЧС области, совместно с управлениями внутренних дел разработаны и изданы массовыми тиражами памятки по действиям населения при обнаружении подозрительных предметов в жилых домах, общественных зданиях и на транспорте, а также при возникновении ЧС, характерных при террористических актах. Кроме перечисленных мероприятий, органы управления по делам ГОЧС Омской области, спасательная служба и отдельные формирования получили практический опыт ликвидации ЧС, сопоставимый с последствиями при проведении террористических актов. Это ликвидация последствий при обрушении жилых домов вследствие взрыва бытового газа.
В ходе ликвидации последствий обрушения жилых зданий были выполнены следующие основные виды аварийно-спасательных и другие неотложные работы: разведка зоны ЧС (состояние здания, территории, маршрутов выдвижения сил и средств, определение границ, зоны ЧС); ввод сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в зону ЧС; оказание медицинской помощи пострадавшим; поисково-спасательные работы; эвакуация пострадавших и материальных ценностей; организация управления и связи; обеспечение общественного порядка; проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров в зоне ЧС; разработка завалов, расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах; укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений на путях движения и в местах работ.
Таким образом, органы управления и силы РСЧС получили определенный практический опыт ликвидации последствий возможных террористических актов и организации взаимодействия со службами и ведомствами различных министерств дислоцированных на территории области.
5.2. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников
Приёмы охраны людей и объектов от возможных террористических акций носят по преимуществу организационный и технический характер и достаточно эффективны, если проводить их планомерно, целенаправленно и с использованием всех подходящих средств современной науки и техники. Реализация мер безопасности, направленных на предупреждение террористических действий, предполагает предварительное определение опасных (в смысле возможного нападения) мест, объектов, времени суток, а также подверженных посягательствам лиц (политических деятелей, рядовых граждан и т.д.). В нашей стране террористические акты совершались, как известно, не только в культурном центре на Дубровке в Москве, но и на рынках, вокзалах, на городских площадях, то есть в местах большого скопления людей. То же наблюдается и в Израиле, где террористы взрывают себя в автобусах, на рынках и многолюдных улицах больших городов. Отсюда вытекает необходимость решения нескольких задач: заблаговременного определения круга потенциальных объектов терроризма; организации их охраны; наличия отлаженной системы информирования, как населения, так и служб борьбы с терроризмом, во-первых, во избежание паники и новых жертв, во-вторых, для немедленного задержания преступников [2. 93].