Файл: Полный текст лекций по культурологии 1 курс-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 893

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Культурология Освальда Шпенглера (1880-1936).



Освальд Шпенглер (1880-1936) - основатель современной культурологии.

Вначале был скромным учителем математики и истории. Прославился в 1918 году, выпустив свою знаменитую книгу «Закат Европы».

Неверный русский перевод искажает мысль Шпенглера. Немецкий оригинал - Untergang des Abendlandes – гибель западного мира (включая США, но исключая Балканы и Россию, т.е. юг и восток Европы). В 1935 году в знак протеста против нацистской интерпретации творчества Ницше о.Шпенглер разрывает отношения с архивом Ницше с июля – сестре Н.Э. Ферстер-Ницше ).

Хотя Шпенглер – наследник Ницше, иррационалист, философ жизни (главное понятие – жизнь), их учения различны: у Ницше – в центре сверхчеловек, у Шпенглера – государство. Философия Шпенглера – это политический консерватизм

Культура возникает из устремления к космичности. Шпенглер – критик гуманизма. Для последнего культура – это совокупность словесно сформулированных идей. У Шпенглера присутствует недоверие к высказанному слову. Ему ближе “культура молчания” – Древний Египет.

Культура – это живой саморазвивающийся и умирающий организм. Мировоззрение Шпенглера, как и романтиков, Ницше – органическое, чуждое механицизму.

Шпенглер выделяет 8 исторических типов культур - организмов: египетская, индийская, вавилонская, майя, аполлоновская (греко-римская), магическая (византийско-арабская), фаустовская (западно-европейская) и приходящая ей на смену русская.

Жизненный срок (цикл) культур - организмов – примерно 1000 лет. Умирая, культура вырождается в цивилизацию – противоположность культуре. Культура связана со временем, творческой жизнью. Цивилизация связана с пространством, интеллектом, масс. Обществом. Переход от культуры к цивилизации – переход от творческих деяний к бесплодной механической работе. В XIX веке творчество вырождается в спорт. Шпенглер критиковал авангардное искусство. Сфера приложения сил современного цивилизованного человека – техника, политика, экономика, но не философия, искусства.

Критика евроцентризма, панлогизма, историзма, линейной направленности времени.

Культура – это внутреннее единство форм, мышления, стиля, отличающее эпоху и создающее ее как целостность, заключается в формах экономической, политической, религиозной и художественной жизни.

Анализ стилистического единства форм генеральной фазы развития культурного организма:

  • мифосимволическая

  • ранняя культура

  • метафизико-религиозная высокая культура.

  • поздняя окостеневшая культура, переходящая в цивилизацию.



Фаустовский тип культуры.

«Легенда о Фаусте» возникла в XVI веке и принадлежит жанру «демонологической литературы», популярной в эпоху ренессанса. В отличие от средневековых легенд, в ней видны черты европейской культуры Нового времени (индивидуализм, стремление выйти за пределы Богом установленные человеку).


Фауст идет на договор с дьяволом ради обладания знанием, с помощью которого можно изменить мир и жизнь людей. Черты новоевропейской культуры видны у Джордано Бруно, Лютера, Кальвина, испанских конкистадоров (Кортес), политиков (Чезаре Борджиа) и конечно ученых и философов.

Главный принцип людей этой культуры – победа любой ценой. Знание должно служить достижению практических результатов. Рационализм - в теории и на практике, но и мятеж, бунт, революция.

Фауст – мятежник, революционер, мятежник против Богом установленных порядков бытия. Но Фауст – еще и маг (для XVI века понятия магии и науки неразделимы). В народной легенде XVI века Фауста ждет страшный конец – черт живьем пожирает грешника. У Иоганна Вольфганга Гете ( 1749-1832) – автора самой знаменитой версии легенды о Фаусте - конец иной.

Фауст хочет постигнуть “вселенной внутреннюю связь” и одновременно предаться практической деятельности, жить в полный разворот умственных и физических сил, т.е. сразу быть и теоретиком и практиком – деятелем. Путь Фауста – это путь действенного познания. Разочарованный в созерцательности схоластической премудрости Фауст обращается к магии. Мефистофель соблазняет Фауста возможностью развернуть живую всеобъемлющую деятельность. Фауст выставляет условия договора:

“Едва я миг отдельный возвеличу

Вскричав: мгновение повремени

Все кончено и я твоя добыча

И мне спасенья нет из западни».

Если Фауст изменит стремлению к бесконечному совершенствованию. Даже свою любовь к Маргарите Фауст приносит в жертву этому стремлению.

Мефистофель у Гете – это воплощение нигилизма.

«Я дух, всегда привыкший отрицать…

Творенье не годится никуда».

С Фаустом его роднит отрицание Божественного творения. У Фауста нигилизм сочетается со строительством “нового мира” с помощью науки, а точнее с помощью Мефистофеля. Новый мир – это европейская капиталистическая буржуазная цивилизация Нового времени XVII - XX веков. Мефистофель помогает Фаусту разрушить средневековое сословное общество и иерархическую культуру и построить общество и культуру, основанные на власти денег.

Фауст признается:

“Мои желанья – власть, собственность, преобладанье.

Мое стремленье – дело, труд.»

Вот такой буржуа и протестант (почти по М. Веберу). Фауст – это человек, одержимый познанием. Он - герой просвещенного Века Разума и современного века. Оправдывается всякая деятельность. Если человек стремится, то он и оправдан. (Почти протестантизм).



А.С.Позов о фаустовском типе культуре.



По А.С.Позову две главные черты Фауста самонаслаждение и самоутверждение роднят его с Люцифером, с его гордыней беспримерной.

Гуманистическая вера в человека заменят веру в Бога. Бог становится человеком, а человек – богом. Фауст выражает своими словами основные тенденции гуманизма. “Я хочу насладиться внутри себя всем тем, что составляет жребий человека”.


Мы помним, что Фауста раздражает колокольный звон, раздражает сама христианская (а значит церковная) культура, ведь христианства нет без церкви. Отметим антицерковность гуманистической фаустовской культуры.

Жизнь для Фауста – это желания, воления, стремления. “Я лишь желая, желанья совершал и вновь желал и так я пробежал всю жизнь”. Но кто исполняет все желания? Мефистофель – лучший советник, источник силы, знания и власти. Мудрость Фауста – земная, стремления Фауста – земные - знания, власть, богатства. Фауст строит земной рай, насаждает города, плотины. Конечная цель его деятельности – извращение божественного бытия и творения. Фауст – улучшитель мира (Verbesser).

К. Маркс говорил: “философы и ученые пытались объяснить мир, а его надо изменить, точнее переделать”. Маркс: “Если для успеха нашего дела (построения социализма) придется обратится за помощью к черту, то мы это сделаем, и не только к черту, но и к бабушке черта”. Т.е. марксизм – это еще одно воплощение фаустовской культуры – фаустизм теоретический и практический. Как сказал И.Шафаревич: «капитализм и социализм – это лишь два пути к одному обрыву»( в терминологии Шпенглера – две стороны единой фаустовской индустриальной научно-технической цивилизации).

И наконец итог произведения Гете: триумф возносящегося на небеса, оправданного Фауста. По сути Фауст спасается против собственной воли. Спасение и искупление Фауста – это спасение с помощью дьявола. Оправданием Фауста служит только лишь постоянство стремлений. Куда и к чему? Ответ западника Тургенева: “к утверждению и самореализации своего я”. Эгоцентризм выступает как фактор спасения.

По мысли А.С.Позова «лжемессианство» и «человекобожие» выступают метафизическим стержнем фаустовской культуры.





Библиография:

  1. Шпенглер О. «Закат Европы». Т. 1; М.: 1993г. Т.2; М.: 1998г.

  2. Шпенглер О. «Закат Европы». Т.2; (Фрагменты. Перевод и примечания С.С.Аверинцева). // Самосознание европейской культуры ХХ века. М.: 1991г.; стр. 11-15, 23-68.

  3. «Освальд Шпенглер и «Закат Европы». Сб. статей Н. Бердяева, Ф. Степуна, С. Франка. М.: 1922г.

  4. Аверинцев С.С. «Морфология культуры О. Шпенглера». // Вопросы литературы 1968, № 1.

  5. Легенда о Докторе Фаусте. М.!978. серия «Лит. памятники».

  6. Давыдов Ю.Н. «Освальд Шпенглер и судьбы романтического миросозерцания». // Проблемы романтизма. М.: 1971г. Вып. 2; стр. 229-303

  7. Клингер Ф.М. «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад». М.-Л.: 1961г.

  8. Гете И.В. Фауст. (Любое издание).

  9. Позов А.С. Метафизика Пушкина. М.1998.

  10. Пушкин А.С. Сцена из Фауста (любое издание).




  1. Критика культурологической концепции З. Фрейда как антихристианского взгляда на человека и культуру. Психоанализ как альтернатива христианству. З. Фрейд как идеолог «сексуальной революции» и «молодежной культуры». «Принцип наслаждения» и православный идеал целомудрия. Гуманитарное знание как теоретическое оправдание падшего человечества. Человек-потребитель и «общество потребления». «Иерархия потребностей» А. Маслоу и христианская иерархия ценностей.


Литература: Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М. 1991; Додельцев Р.Ф. Концепция культуры З.Фрейда. М.1989.

Критика культурологической концепции З.Фрейда.

З.Фрейд (1856 – 1939) – австрийский врач, философ, основатель психоанализа. На мировоззрение Фрейда повлияли естественнонаучный материализм и эволюционизм, атеизм и талмудическая традиция в иудаизме.

В основе фрейдисткого учения о культуре и человеке лежит убеждение в антагонизме природного агрессивного и сексуального начала в человеке и культуры. Причиной антагонизма является сама культура с её идеалами, нормами, требованиями.

Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного, как сублимация сексуальной энергии.

Прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины. Фрейд крайне отрицательно относится к религии, особенно к христианству, называя его “коллективным неврозом”.

Основные работы Фрейда о культуре: “Будущее одной иллюзии”, «Человек по имени Моисей и монотеистическая религия Запада», “Неудовлетворенность культурой”.

Связь с феминизмом и сексуальной революцией.

Любой человек рассматривается в первую очередь как сексуальный объект.

Психоаналитическая теория – методологическая основа теории культуры Фрейда.

Бессознательное – совокупность психологических процессов, не представленных в сознании субъекта.

Теория сексуальности.

Теория сублимации (англ. – возвышение).

Либидо – индивидуальная психическая энергия сексуального влечения.

Бессознательное пронизано либидо и подчиняется “принципу удовольствия “. Его суть стремление к безграничному наслаждению, удовлетворению либидо.

Кризис культуры. Болезнь культуры.

Культура – это отказ от удовлетворения желаний бессознательного. Следовательно, прогресс культуры приводит к уменьшению человеческого счастья, “естественного счастья”, которое достигается через наслаждение, через реализацию “принципа удовольствия”.

Неудовлетворенность, нереализованность “принципа удовольствия” – причина неврозов и психических болезней.

Важное место в культурологии З.Фрейда занимает теория “эдипова комплекса”.

Происхождение культуры – связано с убийством сыновьями отца, который в первобытной общине обладал всеми женщинами. Отец был убит и съеден, но у сыновей возникает чувство вины и раскаяния, которое и привело к запрету(табу) на инцест и отцеубийство.

Вывод Фрейда: с момента появления “эдипова комплекса” культура превратилась в систему норм и запретов, делающих человека несчастным. Следовательно, для счастья нужно максимально облегчить удовлетворение желаний. Западное «общество потребления» и сексуальная революция второй половины XX века – это реализация фрейдисткого идеала культуры.

Об этом свидетельствует и русский философ, живущий на Западе Т. Горичева: «современная западная цивилизация основана на сексе».


Псевдонаучная гипотеза Фрейда: «человек – это сексуальное животное», обретает реальность.

Но претензии Фрейда выходят далеко за рамки науки. Для З.Фрейда его детище психоанализ не просто научная теория - это альтернативная религия со своими жрецами, ритуалами и догматами, религия, соответствующая современному «обществу потребления», и его герою – человеку – потребителю («homo sexualus»). Психоаналитик должен занять место священника.. Именно на приеме у психоаналитика происходит процесс вытряхивания грязного белья, вытягивания из пациента всех его потаённых сексуальных фантазий. Но сексуальная озабоченность одряхлевшего западного Дон-Жуана принципиально несовместима с высокими духовными идеалами русской культуры – целомудрием, аскетизмом, запретом на публичное обсуждение интимной сферы человеческого бытия. Идеал русской православной культуры – это не романтический Дон-Жуан и не напичканные наркотиками молодежные рок – идолы, и вообще не герой одиночка и индивидуалист, а малая Церковь – семья – соборное единство душ в совместном духовном делании.

Теории типа Фрейда и Маслоу - основа западного воспитания. Теория управления Карнеги.

Приложение: иерархия западных ценностей Маслоу.

Маслоу Абрахам (1908-1970) – человек социо - биологическое существо.

  1. физические (пища, секс)

  2. в безопасности

  3. в любви и привязанности

  4. в признании и оценки

  5. в самоактуализации

естественные черты творческого (высшего) человека - непринужденность в поведении, деловая направленность, демократичность в отношениях, рационализм, избирательность, независимость.



Две концепции духовной жизни: христианская и фрейдисткая.



С точки зрения христианской традиции духовный мир имеет свои законы. Нарушение этих законов ведет к болезни и катастрофе, разрушению и разложению духа. С точки зрения З.Фрейда, духовная жизнь – отражение естественной природной жизни, биологической и физической, как и у Дарвина.

Христианское и вообще культурное сознание налагает запрет на греховные влечения. Выход по Фрейду: надо снять запрет, удовлетворить влечение. Таким образом, лечение невротизма имеет цель превратить человека из существа духовного в существо естественное - здоровое «сексуальное животное». Психоанализ – это методика освобождения человека от духа, превращения его в животное.

В христианстве огромное значение имеют страх Божий, чувство вины, чувство греха. Это - законы духовной жизни, признаки свободы. Чувство вины и ответственности – это не признак душевного заболевания (как у Фрейда), а признак полнокровной духовной жизни.

Желание врача (по Фрейду) избавить пациента от мук больной совести приводит к ампутации совести.

Христианство через церковные таинства и молитвенную связь с Богом призвано восстанавливать духовное здоровье через боль и страдание. Полный душевный комфорт, отсутствие страданий, по учению старцев, является признаком того, что Бог отвернулся от человека.