Файл: Перельман Я. И. - Занимательная физика. Книга 1 - 1983.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 1556

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

49

«

Главная

 

сила

 – 

в

 

шарах

» 

О

 

другом

 

русском

 

изобретателе

 

вечного

 

двигателя

пермяке

-

крестьянине

 

Лаврентии

 

Голдыреве

 (

умершем

 

в

 1884 

г

.), 

повествует

 

писатель

 

Н

Е

Петропав

-

ловский

в

 

рассказе

 «Perpetuum mobile» 

он

 

выводит

 

его

 

под

 

именем

 

Пыхтина

Изобретение

 

этого

 

самоучки

 

описано

 

беллетристом

лично

 

знавшим

 

Голдырева

довольно

 

подробно

«

Перед

 

ними

 

стояла

 

странная

 

машина

 

больших

 

размеров

с

 

первого

 

взгляда

 

похожая

 

на

 

тот

 

станок

в

 

котором

 

подковывают

 

лошадей

виднелись

 

плохо

 

отесанные

 

деревянные

 

столбы

перекладины

 

и

 

целая

 

система

 

колес

маховых

 

и

 

зубчатых

все

 

это

 

было

 

неуклюже

не

 

остругано

безобразно

В

 

самом

 

низу

под

 

машиной

лежали

 

какие

-

то

 

чугунные

 

шары

целая

 

куча

 

этих

 

шаров

 

лежала

 

и

 

в

 

стороне

– 

Это

 

она

 

и

 

есть

? – 

спросил

 

управляющий

– 

Она

-

с

... 

– 

Какое

 

чудовище

!.. 

Ты

 

бы

 

хоть

 

немного

 

обтесал

 

ее

– 

Да

она

точно

... 

не

 

отесана

 

малость

– 

Что

 

же

вертится

 

она

? – 

спросил

 

управляющий

– 

Как

 

же

вертится

... 

– 

Да

 

у

 

тебя

 

есть

 

лошадь

чтобы

 

вертеть

-

то

 

ее

– 

Зачем

 

же

 

лошадь

Она

 

сама

, – 

отвечал

 

Пыхтин

 

и

 

принялся

 

показывать

 

устройство

 

чудища

Главную

 

роль

 

играли

 

те

 

чугунные

 

шары

которые

 

сложены

 

были

 

тут

 

же

 

в

 

кучу

– 

Главная

 

сила

 

в

 

этих

 

вот

 

шарах

... 

Вот

 

глядите

наперво

 

шар

 

буцнется

 

на

 

этот

 

чер

-

пак

... 

отсюда

 

свистнет

подобно

 

молнии

вон

 

этому

 

желобу

а

 

там

 

его

 

подденет

 

тот

 

черпак

и

 

он

 

перелетит

как

 

сумасшедший

на

 

то

 

колесо

 

и

 

опять

 

даст

 

ему

 

хорошего

 

толчка

, – 

кого

 

то

 

есть

 

толчка

от

 

которого

 

он

 

зажужжит

 

даже

... 

А

 

пока

 

этот

 

шар

 

летит

там

 

уже

 

свое

 

дело

 

делает

 

другой

... 

Там

 

уж

 

он

 

опять

 

летит

 

и

 — 

буц

 

вот

 

сюда

Тут

 

уж

 

он

 

опять

 

по

 

желобу

 

ле

-

тит

... 

бросится

 

на

 

тот

 

черпак

перескочит

 

на

 

то

 

колесо

 

и

 

опять

 

р

-

раз

Так

 

и

 

далее

Вот

 

она

 

в

 

чем

 

штука

-

то

... 

Вот

 

я

 

пущу

 

ее

... 

Пыхтин

 

торопливо

 

метался

 

по

 

сараю

собирая

 

разбросанные

 

шары

Наконец

свалив

 

их

 

в

 

одну

 

кучу

 

подле

 

себя

он

 

взял

 

один

 

из

 

них

 

в

 

руку

 

и

 

с

 

размаху

 

бухнул

 

его

 

на

 

ближай

-

ший

 

черпак

 

коле

 

потом

 

быстро

 

другой

за

 

ним

 

третий

... 

В

 

сарае

 

поднялось

 

что

-

то

 

невооб

-

разимое

шары

 

лязгали

 

о

 

железные

 

черпаки

дерево

 

колес

 

скрипело

столбы

 

стонали

Ад

-

ский

 

свист

жужжание

скрежет

 

наполнили

 

полутемное

 

место

...» 

Машина

конечно

вращалась

 

только

 

до

 

тех

 

пор

пока

 

изобретатель

 

продол

-

жал

 

подбрасывать

 

все

 

новые

 

и

 

новые

 

шары

сила

 

их

 

удара

 

и

 

вес

 

являлись

 

един

-

ственным

 

источником

 

работы

 

мнимого

 

вечного

 

двигателя

Изобретатель

 

неволь

-

но

 

сказал

 

правду

когда

 

утверждал

что

  «

главная

 

сила

 

в

 

этих

 

вот

 

шарах

». 

Нет

 

сомнения

что

 

после

 

того

как

 

был

 

бы

 

брошен

 

в

 

машину

 

последний

 

шар

 

из

 

кучи

неуклюжее

 

изобретение

 

прекратило

 

бы

 

свое

 

шумное

 

движение

Изобретатель

 

и

 

сам

 

впоследствии

 

разочаровался

 

в

 

своем

 

детище

когда

вы

-

ставив

 

его

 

в

 

Екатеринбурге

 (

ныне

 

Свердловск

), 

ознакомился

 

на

 

той

 

же

 

выставке

 

с

 

настоящими

 

промышленными

 

машинами

Спрошенный

 

о

 

придуманной

 

им

 

«

самодвижущейся

 

машине

», 

оп

 

уныло

 

ответил

– 

Ну

 

ее

 

к

 

шуту

Прикажите

 

уж

 

изрубить

 

ее

 

на

 

дрова

... 

Аккумулятор

 

Уфимцева

 

Настолько

 

легко

 

впасть

 

в

 

ошибку

если

 

о

 «

вечном

» 

движении

 

судить

 

только

 

по

 

внешнему

 

виду

показывал

 

так

 

называемый

 

аккумулятор

 

механической

 

энер

-

гии

 

Уфимцева

Курский

 

изобретатель

 

А

Г

Уфимцев

 

создал

 

новый

 

тип

 

ветроси

-


background image

ловой

 

станции

 

с

 

дешевым

 «

инерционным

» 

аккумулятором

устроенным

 

по

 

типу

 

махового

 

колеса

В

 1920 

г

Уфимцевым

 

построена

 

была

 

модель

 

его

 

аккумулятора

 

в

 

виде

 

диска

вращающегося

 

на

 

вертикальной

 

оси

 

с

 

шариковым

 

подшипником

в

 

кожухе

из

 

которого

 

выкачан

 

воздух

Будучи

 

разогнан

 

до

 20 000 

оборотов

 

в

 

ми

-

нуту

диск

 

сохранял

 

вращение

 

в

 

течение

 

пятнадцати

 

суток

Глядя

 

на

 

вал

 

такого

 

диска

целыми

 

днями

 

вращающийся

 

без

 

притока

 

энергии

 

извне

невдумчивый

 

наблюдатель

 

мог

 

заключить

что

 

перед

 

ним

 

реальное

 

осуществление

 

вечного

 

движения

«

Чудо

которое

 

не

 

является

 

чудом

» 

Безнадежная

 

погоня

 

за

 

вечным

 

двигателем

 

многих

 

людей

 

сделала

 

глубоко

 

несчастными

Я

 

знал

 

человека

тратившего

 

все

 

свои

 

заработки

 

и

 

сбережения

 

на

 

изготовление

 

моделей

 

вечного

 

двигателя

 

и

 

дошедшего

 

вследствие

 

этого

 

до

 

пол

-

ной

 

нищеты

Он

 

сделался

 

жертвой

 

своей

 

неосуществимой

 

идеи

Полуодетый

всегда

 

голодный

он

 

просил

 

у

 

всех

 

дать

 

ему

 

средства

 

для

 

постройки

  «

окон

-

чательной

 

модели

», 

которая

 

уже

  «

непременно

 

будет

 

двигаться

». 

Грустно

 

было

 

сознавать

что

 

этот

 

человек

 

подвергался

 

лишениям

 

единственно

 

лишь

 

вследствие

 

плохого

 

знания

 

элементарных

 

основ

 

физики

Любопытно

что

 

если

 

поиски

 

вечного

 

двигателя

 

всегда

 

оказывались

 

бес

-

плодными

то

напротив

глубокое

 

понимание

 

его

 

невозможности

 

приводило

 

нередко

 

к

 

плодотворным

 

открытиям

6)

Прекрасным

 

примером

 

может

 

служить

 

тот

 

способ

с

 

помощью

 

которого

 

Симон

 

Стевин

замечательный

 

голландский

 

ученый

 

конца

 XVI 

и

 

начала

 XVII 

века

открыл

 

закон

 

равновесия

 

сил

 

на

 

наклонной

 

плоскости

Этот

 

математик

 

и

 

инженер

 

заслуживает

 

гораздо

 

большей

 

извест

-

ности

нежели

 

та

какая

 

выпала

 

на

 

его

 

долю

потому

 

что

 

он

 

сделал

 

много

 

важных

 

открытий

которыми

 

мы

 

теперь

 

постоянно

 

пользуемся

изобрел

 

десятичные

 

дроби

ввел

 

в

 

алгебру

 

употребление

 

показателей

открыл

 

гидростати

-

ческий

 

закон

впоследствии

 

вновь

 

открытый

 

Паскалем

50 

Закон

 

равновесия

 

сил

 

на

 

наклонной

 

плос

-

кости

 

он

 

открыл

не

 

опираясь

 

на

 

правило

 

параллелограмма

 

сил

единственно

 

лишь

 

с

 

помощью

 

чертежа

который

 

здесь

 

воспроизведен

 

с

 

виньетки

 

на

 

титуль

-

ном

 

листе

 

его

 «

Математических

 

мемуаров

» (

рис

. 45). 

Через

 

трехгранную

 

призму

 

перекинута

 

цепь

 

из

 14 

одинаковых

 

шаров

Что

 

произойдет

 

с

 

этой

 

цепью

Ниж

-

няя

 

часть

свисающая

 

гирляндой

уравновешивается

 

сама

 

собой

Но

 

остальные

 

две

 

части

 

цепи

 – 

уравновешивают

 

ли

 

друг

 

друга

Иными

 

словами

правые

 

два

 

шара

 

уравновешиваются

 

ли

 

левыми

 

четырьмя

Конечно

да

, – 

иначе

 

цепь

 

сама

 

собой

 

вечно

 

бежала

 

бы

справа

 

налево

потому

 

что

 

на

 

место

 

соскользнувших

 

шаров

 

всякий

 

раз

 

помещались

 

бы

 

другие

 

и

 

равновесие

 

никогда

 

бы

 

не

 

восстанав

-

ливалось

Но

 

так

 

как

 

мы

 

знаем

что

 

цепь

перекинутая

 

указанным

 

образом

вовсе

 

не

 

движется

 

сама

 

собой

то

очевидно

два

 

правых

 

шара

 

действительно

 

уравно

-

вешиваются

 

четырьмя

 

левыми

Получается

 

словно

 

чудо

два

 

шара

 

тянут

 

с

 

такой

 

же

 

силой

как

 

и

 

четыре

Рис

. 45. 

«

Чудо

которое

 

не

 

является

 

чудом

».

 


background image

Из

 

этого

 

мнимого

 

чуда

 

Стевин

 

вывел

 

важный

 

закон

 

механики

Он

 

рассуждал

 

так

Обе

 

цепи

 – 

и

 

длинная

 

и

 

короткая

 – 

весят

 

различно

одна

 

цепь

 

тяжелее

 

дру

-

гой

 

во

 

столько

 

же

 

раз

во

 

сколько

 

раз

 

длинная

 

грань

 

призмы

 

длиннее

 

короткой

Отсюда

 

вытекает

что

 

и

 

вообще

 

два

 

груза

связанных

 

шнуром

уравновешивают

 

друг

 

друга

 

на

 

наклонных

 

плоскостях

если

 

веса

 

их

 

пропорциональны

 

длинам

 

этих

 

плоскостей

В

 

частном

 

случае

когда

 

короткая

 

плоскость

 

отвесна

мы

 

получаем

 

извест

-

ный

 

закон

 

механики

чтобы

 

удержать

 

тело

 

на

 

наклонной

 

плоскости

надо

 

дейст

-

вовать

 

в

 

направлении

 

этой

 

плоскости

 

силой

которая

 

во

 

столько

 

раз

 

меньше

 

веса

 

тела

во

 

сколько

 

раз

 

длина

 

плоскости

 

больше

 

ее

 

высоты

Так

исходя

 

из

 

мысли

 

о

 

невозможности

 

вечного

 

двигателя

сделано

 

было

 

важное

 

открытие

 

в

 

механи

-

ке

 

51

Еще

 «

вечные

 

двигатели

» 

На

 

рис

. 46 

вы

 

видите

 

тяжелую

 

цепь

перекинутую

 

через

 

колеса

 

так

что

 

правая

 

ее

 

половина

 

при

 

всяком

 

положении

 

должна

 

быть

 

длиннее

 

левой

Следова

-

тельно

, – 

рассуждал

 

изобретатель

, – 

она

 

должна

 

пе

-

ревешивать

 

и

 

безостановочно

 

падать

 

вниз

приводя

 

в

 

движение

 

весь

 

механизм

Так

 

ли

 

это

Конечно

нет

Мы

 

сейчас

 

видели

что

 

тяжелая

 

цепь

 

может

 

уравновешиваться

 

легкой

если

 

силы

 

действуют

 

на

 

них

 

под

 

разными

 

углами

В

 

рассматри

-

ваемом

 

механизме

 

левая

 

цепь

 

натянута

 

отвесно

пра

-

вая

 

же

 

расположена

 

наклонно

а

 

потому

 

она

хотя

 

и

 

тяжелее

все

 

же

 

не

 

перетягивает

 

левую

Ожидаемого

 

«

вечного

» 

движения

 

здесь

 

получиться

 

не

 

может

Пожалуй

остроумнее

 

всех

 

поступил

 

некий

 

изо

-

бретатель

 

вечного

 

двигателя

показывавший

 

свое

 

изобретение

 

в

 

шестидесятых

 

годах

 

прошлого

 

столе

-

тия

 

на

 

Парижской

 

выставке

Двигатель

 

состоял

 

из

 

большого

 

колеса

 

с

 

перекатывавшимися

 

в

 

нем

 

шара

-

ми

причем

 

изобретатель

 

утверждал

что

 

никому

 

не

 

удастся

 

задержать

 

движение

 

колеса

Посетители

 

один

 

за

 

другим

 

пытались

 

остановить

 

колесо

, – 

но

 

оно

 

немед

-

ленно

 

возобновляло

 

вращение

как

 

только

 

отнимали

 

руки

Никто

 

не

 

догадывался

что

 

колесо

 

вращается

 

именно

 

благодаря

 

стараниям

 

посетителей

 

остановить

 

его

толкая

 

его

 

назад

они

 

тем

 

самым

 

заводили

 

пружину

 

искусно

 

скрытого

 

механиз

-

ма

... 

Рис

. 46. 

Вечный

 

ли

 

это

 

двига

-

тель

«

Вечный

 

двигатель

» 

времен

 

Петра

 I 

Проблема

 

вечного

 

двигателя

 

глубоко

 

интересовала

 

гениального

  «

работника

 

на

 

троне

», 

Петра

 I, 

относившегося

 

вообще

 

благожелательно

 

ко

 

всем

 

изобретате

-

лям

. «

Я

 

нимало

 

не

 

хулю

 

алхимиста

, – 

сказал

 

однажды

 

Петр

, – 

ищущего

 

превра

-

щать

 

металлы

 

в

 

золото

механика

старающегося

 

сыскать

 

вечное

 

движение

ма

-

тематика

старающегося

 

узнавать

 

долготу

 

места

для

 

того

что

изыскивая

 

чрез

-


background image

вычайное

они

 

внезапно

 

изобретают

 

многие

 

побочные

 

полезные

 

вещи

Такого

 

рода

 

людей

 

должно

 

всячески

 

ободрять

а

 

не

 

презирать

». 

Сохранилась

 

оживленная

 

переписка

которую

 

вел

 

в

 1715-1722 

г

.

г

Петр

 I 

с

 

А

И

Остерманом

 

и

 

Шумахером

 

по

 

поводу

 

приобретения

 

в

 

Германии

  «

вечного

 

двигателя

», 

придуманного

 

неким

 

доктором

 

Орфиреусом

Изобретатель

просла

-

вившийся

 

на

 

всю

 

Германию

 

своим

  «

самодвижущимся

 

колесом

», 

соглашался

 

продать

 

царю

 

эту

 

машину

 

лишь

 

за

 

огромную

 

сумму

Ученый

 

библиотекарь

 

Шу

-

махер

посланный

 

Петром

 

на

 

Запад

 

для

 

собирания

 

редкостей

так

 

доносил

 

царю

 

о

 

притязаниях

 

Орфиреуса

с

 

которым

 

он

 

вел

 

переговоры

 

о

 

покупке

«

Последняя

 

речь

 

изобретателя

 

была

на

 

одной

 

стороне

 

положите

 100 000 

ефимков

*)

а

 

на

 

другой

 

я

 

положу

 

машину

». 

О

 

самой

 

же

 

машине

 

изобретатель

по

 

словам

 

библиотекаря

говорил

что

 

она

 

«

верна

 

есть

и

 

никто

 

же

 

оную

 

похулить

 

не

 

может

разве

 

из

 

злонравия

и

 

весь

 

свет

 

наполнен

 

злыми

 

людьми

которым

 

верить

 

весьма

 

невозможно

». 

В

 

январе

 1725 

г

Петр

 

собирался

 

в

 

Германию

чтобы

 

лично

 

осмотреть

 «

веч

-

ный

 

двигатель

», 

о

 

котором

 

так

 

много

 

говорили

но

 

смерть

 

помешала

 

царю

 

вы

-

полнить

 

его

 

намерение

Кто

 

же

 

был

 

этот

 

таинственный

 

доктор

 

Орфиреус

 

и

 

что

 

представляла

 

собой

 

его

 «

знатная

 

машина

»? 

Мне

 

удалось

 

разыскать

 

сведения

 

и

 

о

 

том

и

 

о

 

другой

Настоящая

 

фамилия

 

Орфиреуса

 

была

 

Беслер

Он

 

родился

 

в

 

Германии

 

в

 

1680 

г

., 

изучал

 

богословие

медицину

живопись

и

наконец

занялся

 

изобрете

-

нием

 

вечного

 

двигателя

Из

 

многих

 

тысяч

 

таких

 

изобретателей

 

Орфиреус

 – 

са

-

мый

 

знаменитый

 

и

пожалуй

самый

 

удачливый

До

 

конца

 

дней

 

своих

  (

умер

 

в

 

1745 

г

.) 

он

 

жил

 

в

 

довольстве

 

на

 

доходы

которые

 

получал

показывая

 

свою

 

ма

-

шину

На

 

рис

. 47, 

заимствованном

 

из

 

старинной

 

книги

изображена

 

машина

 

Орфи

-

реуса

какой

 

она

 

была

 

в

 1714 

г

Вы

 

видите

 

большое

 

колесо

которое

 

будто

 

бы

 

не

 

только

 

вращалось

 

само

 

собой

но

 

и

 

поднимало

 

при

 

этом

 

тяжелый

 

груз

 

на

 

значи

-

тельную

 

высоту

Рис

. 47. 

«

Самодвижущееся

 

колесо

» 

Орфиреуса

едва

 

не

 

приобретенное

 

Петром

 I.

                                                                  

*)

 

Ефимок

 (Joachimstaler) – 

около

 

рубля

52 


background image

 

53

Слава

 

о

 

чудесном

 

изобретении

которое

 

ученый

 

доктор

 

показывал

 

сначала

 

на

 

ярмарках

быстро

 

разнеслась

 

по

 

Германии

и

 

Орфиреус

 

вскоре

 

приобрел

 

могу

-

щественных

 

покровителей

Им

 

заинтересовался

 

польский

 

король

 

Август

 II, 

затем

 

ландграф

 

Гессен

-

Кассельский

Последний

 

предоставил

 

изобретателю

 

свой

 

замок

 

и

 

всячески

 

испытывал

 

машину

Так

в

 1717 

г

., 12 

ноября

двигатель

находившийся

 

в

 

уединенной

 

комнате

был

 

приведен

 

в

 

действие

затем

 

комната

 

была

 

заперта

 

на

 

замок

опечатана

 

и

 

ос

-

тавлена

 

под

 

бдительным

 

караулом

 

двух

 

гренадеров

Четырнадцать

 

дней

 

никто

 

не

 

смел

 

даже

 

приближаться

 

к

 

комнате

где

 

вращалось

 

таинственное

 

колесо

Лишь

 

26 

ноября

 

печати

 

были

 

сняты

ландграф

 

со

 

свитой

 

вошел

 

в

 

помещение

И

 

что

 

же

Колесо

 

все

 

еще

 

вращалось

 «

с

 

неослабевающей

 

быстротой

»... 

Машину

 

оста

-

новили

тщательно

 

осмотрели

затем

 

опять

 

пустили

 

в

 

ход

В

 

течение

 

сорока

 

дней

 

помещение

 

снова

 

оставалось

 

запечатанным

сорок

 

суток

 

караулили

 

у

 

дверей

 

гренадеры

И

 

когда

 4 

января

 1718 

г

печати

 

были

 

сняты

экспертная

 

комиссия

 

нашла

 

колесо

 

в

 

движении

Ландграф

 

и

 

этим

 

не

 

удовольствовался

сделан

 

был

 

третий

 

опыт

 – 

двигатель

 

был

 

запечатан

 

на

 

целых

 

два

 

месяца

И

 

все

-

таки

 

по

 

истечении

 

срока

 

его

 

нашли

 

движущимся

Изобретатель

 

получил

 

от

 

восхищенного

 

ландграфа

 

официальное

 

удостовере

-

ние

 

в

 

том

что

 

его

  «

вечный

 

двигатель

» 

делает

 50 

оборотов

 

в

 

минуту

способен

 

поднять

 

груз

 

весом

 16 

кгс

 

на

 

высоту

 1,5 

м

а

 

также

 

может

 

приводить

 

в

 

действие

 

кузнечный

 

мех

 

и

 

точильный

 

станок

С

 

этим

 

удостоверением

 

Орфиреус

 

и

 

стран

-

ствовал

 

по

 

Европе

Вероятно

он

 

получал

 

порядочный

 

доход

если

 

соглашался

 

уступить

 

свою

 

машину

 

Петру

 I 

не

 

менее

 

чем

 

за

 100 000 

рублей

Весть

 

о

 

столь

 

изумительном

 

изобретении

 

доктора

 

Орфиреуса

 

быстро

 

разнес

-

лась

 

по

 

Европе

проникнув

 

далеко

 

за

 

пределы

 

Германии

Дошла

 

она

 

и

 

до

 

Петра

сильно

 

заинтересовав

 

падкого

 

до

 

всяких

 «

хитрых

 

махин

» 

царя

Петр

 

обратил

 

внимание

 

на

 

колесо

 

Орфиреуса

 

еще

 

в

 1715 

г

., 

во

 

время

 

своего

 

пребывания

 

за

 

границей

и

 

тогда

 

же

 

поручил

 

А

И

Остерману

известному

 

ди

-

пломату

познакомиться

 

с

 

этим

 

изобретением

 

поближе

последний

 

вскоре

 

при

-

слал

 

подробный

 

доклад

 

о

 

двигателе

хотя

 

самой

 

машины

 

ему

 

не

 

удалось

 

видеть

Петр

 

собирался

 

даже

 

пригласить

 

Орфиреуса

как

 

выдающегося

 

изобретателя

к

 

себе

 

на

 

службу

 

и

 

поручил

 

запросить

 

о

 

нем

 

мнение

 

Христиана

 

Вольфа

известно

-

го

 

философа

 

того

 

времени

 (

учителя

 

Ломоносова

). 

Знаменитый

 

изобретатель

 

отовсюду

 

получал

 

лестные

 

предложения

Великие

 

мира

 

сего

 

осыпали

 

его

 

высокими

 

милостями

поэты

 

слагали

 

оды

 

и

 

гимны

 

в

 

честь

 

его

 

чудесного

 

колеса

Но

 

были

 

и

 

недоброжелатели

подозревавшие

 

здесь

 

искус

-

ный

 

обман

Находились

 

смельчаки

которые

 

открыто

 

обвиняли

 

Орфиреуса

 

в

 

плутовстве

предлагалась

 

премия

 

в

 1000 

марок

 

тому

кто

 

разоблачит

 

обман

В

 

одном

 

из

 

памфлетов

написанных

 

с

 

обличительной

 

целью

мы

 

находим

 

рисунок

воспроизведенный

 

здесь

 (

рис

. 48). 

Тайна

 «

вечного

 

двигателя

», 

по

 

мнению

 

разо

-

блачителя

кроется

 

просто

 

в

 

том

что

 

спрятанный

 

человек

 

тянет

 

за

 

веревку

намо

-

танную

незаметно

 

для

 

наблюдателей

на

 

часть

 

оси

 

колеса

скрытую

 

в

 

стойке

Тонкое

 

плутовство

 

было

 

раскрыто

 

случайно

 – 

только

 

потому

что

 

ученый

 

доктор

 

поссорился

 

со

 

своей

 

женой

 

и

 

служанкой

посвященными

 

в

 

его

 

тайну

Не

 

случись

 

этого

мы

вероятно

до

 

сих

 

пор

 

оставались

 

бы

 

в

 

недоумении

 

относи

-

тельно

  «

вечного

 

двигателя

», 

наделавшего

 

столько

 

шума

Оказывается

, «

вечный

 

двигатель

» 

действительно

 

приводился

 

в

 

движение

 

спрятанными

 

людьми

неза

-