Файл: Перельман Я. И. - Занимательная физика. Книга 1 - 1983.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 1556
Скачиваний: 12
49
«
Главная
сила
–
в
шарах
»
О
другом
русском
изобретателе
вечного
двигателя
,
пермяке
-
крестьянине
Лаврентии
Голдыреве
(
умершем
в
1884
г
.),
повествует
писатель
Н
.
Е
.
Петропав
-
ловский
:
в
рассказе
«Perpetuum mobile»
он
выводит
его
под
именем
Пыхтина
.
Изобретение
этого
самоучки
описано
беллетристом
,
лично
знавшим
Голдырева
,
довольно
подробно
:
«
Перед
ними
стояла
странная
машина
больших
размеров
,
с
первого
взгляда
похожая
на
тот
станок
,
в
котором
подковывают
лошадей
;
виднелись
плохо
отесанные
деревянные
столбы
,
перекладины
и
целая
система
колес
,
маховых
и
зубчатых
;
все
это
было
неуклюже
,
не
остругано
,
безобразно
.
В
самом
низу
,
под
машиной
,
лежали
какие
-
то
чугунные
шары
;
целая
куча
этих
шаров
лежала
и
в
стороне
.
–
Это
она
и
есть
? –
спросил
управляющий
.
–
Она
-
с
...
–
Какое
чудовище
!..
Ты
бы
хоть
немного
обтесал
ее
.
–
Да
,
она
,
точно
...
не
отесана
малость
.
–
Что
же
,
вертится
она
? –
спросил
управляющий
.
–
Как
же
,
вертится
...
–
Да
у
тебя
есть
лошадь
,
чтобы
вертеть
-
то
ее
?
–
Зачем
же
лошадь
?
Она
сама
, –
отвечал
Пыхтин
и
принялся
показывать
устройство
чудища
.
Главную
роль
играли
те
чугунные
шары
,
которые
сложены
были
тут
же
в
кучу
.
–
Главная
сила
в
этих
вот
шарах
...
Вот
глядите
:
наперво
шар
буцнется
на
этот
чер
-
пак
...
отсюда
свистнет
,
подобно
молнии
,
вон
этому
желобу
,
а
там
его
подденет
тот
черпак
,
и
он
перелетит
,
как
сумасшедший
,
на
то
колесо
и
опять
даст
ему
хорошего
толчка
, –
кого
то
есть
толчка
,
от
которого
он
зажужжит
даже
...
А
пока
этот
шар
летит
,
там
уже
свое
дело
делает
другой
...
Там
уж
он
опять
летит
и
—
буц
вот
сюда
.
Тут
уж
он
опять
по
желобу
ле
-
тит
...
бросится
на
тот
черпак
,
перескочит
на
то
колесо
и
опять
р
-
раз
!
Так
и
далее
.
Вот
она
в
чем
штука
-
то
...
Вот
я
пущу
ее
...
Пыхтин
торопливо
метался
по
сараю
,
собирая
разбросанные
шары
.
Наконец
,
свалив
их
в
одну
кучу
подле
себя
,
он
взял
один
из
них
в
руку
и
с
размаху
бухнул
его
на
ближай
-
ший
черпак
коле
потом
быстро
другой
,
за
ним
третий
...
В
сарае
поднялось
что
-
то
невооб
-
разимое
:
шары
лязгали
о
железные
черпаки
,
дерево
колес
скрипело
,
столбы
стонали
.
Ад
-
ский
свист
,
жужжание
,
скрежет
наполнили
полутемное
место
...»
Машина
,
конечно
,
вращалась
только
до
тех
пор
,
пока
изобретатель
продол
-
жал
подбрасывать
все
новые
и
новые
шары
:
сила
их
удара
и
вес
являлись
един
-
ственным
источником
работы
мнимого
вечного
двигателя
.
Изобретатель
неволь
-
но
сказал
правду
,
когда
утверждал
,
что
«
главная
сила
в
этих
вот
шарах
».
Нет
сомнения
,
что
после
того
,
как
был
бы
брошен
в
машину
последний
шар
из
кучи
,
неуклюжее
изобретение
прекратило
бы
свое
шумное
движение
.
Изобретатель
и
сам
впоследствии
разочаровался
в
своем
детище
,
когда
,
вы
-
ставив
его
в
Екатеринбурге
(
ныне
Свердловск
),
ознакомился
на
той
же
выставке
с
настоящими
промышленными
машинами
.
Спрошенный
о
придуманной
им
«
самодвижущейся
машине
»,
оп
уныло
ответил
:
–
Ну
ее
к
шуту
!
Прикажите
уж
изрубить
ее
на
дрова
...
Аккумулятор
Уфимцева
Настолько
легко
впасть
в
ошибку
,
если
о
«
вечном
»
движении
судить
только
по
внешнему
виду
,
показывал
так
называемый
аккумулятор
механической
энер
-
гии
Уфимцева
.
Курский
изобретатель
А
.
Г
.
Уфимцев
создал
новый
тип
ветроси
-
ловой
станции
с
дешевым
«
инерционным
»
аккумулятором
,
устроенным
по
типу
махового
колеса
.
В
1920
г
.
Уфимцевым
построена
была
модель
его
аккумулятора
в
виде
диска
,
вращающегося
на
вертикальной
оси
с
шариковым
подшипником
,
в
кожухе
,
из
которого
выкачан
воздух
.
Будучи
разогнан
до
20 000
оборотов
в
ми
-
нуту
,
диск
сохранял
вращение
в
течение
пятнадцати
суток
!
Глядя
на
вал
такого
диска
,
целыми
днями
вращающийся
без
притока
энергии
извне
,
невдумчивый
наблюдатель
мог
заключить
,
что
перед
ним
реальное
осуществление
вечного
движения
.
«
Чудо
,
которое
не
является
чудом
»
Безнадежная
погоня
за
вечным
двигателем
многих
людей
сделала
глубоко
несчастными
.
Я
знал
человека
,
тратившего
все
свои
заработки
и
сбережения
на
изготовление
моделей
вечного
двигателя
и
дошедшего
вследствие
этого
до
пол
-
ной
нищеты
.
Он
сделался
жертвой
своей
неосуществимой
идеи
.
Полуодетый
,
всегда
голодный
,
он
просил
у
всех
дать
ему
средства
для
постройки
«
окон
-
чательной
модели
»,
которая
уже
«
непременно
будет
двигаться
».
Грустно
было
сознавать
,
что
этот
человек
подвергался
лишениям
единственно
лишь
вследствие
плохого
знания
элементарных
основ
физики
.
Любопытно
,
что
если
поиски
вечного
двигателя
всегда
оказывались
бес
-
плодными
,
то
,
напротив
,
глубокое
понимание
его
невозможности
приводило
нередко
к
плодотворным
открытиям
Прекрасным
примером
может
служить
тот
способ
,
с
помощью
которого
Симон
Стевин
,
замечательный
голландский
ученый
конца
XVI
и
начала
XVII
века
,
открыл
закон
равновесия
сил
на
наклонной
плоскости
.
Этот
математик
и
инженер
заслуживает
гораздо
большей
извест
-
ности
,
нежели
та
,
какая
выпала
на
его
долю
,
потому
что
он
сделал
много
важных
открытий
,
которыми
мы
теперь
постоянно
пользуемся
:
изобрел
десятичные
дроби
,
ввел
в
алгебру
употребление
показателей
,
открыл
гидростати
-
ческий
закон
,
впоследствии
вновь
открытый
Паскалем
.
50
Закон
равновесия
сил
на
наклонной
плос
-
кости
он
открыл
,
не
опираясь
на
правило
параллелограмма
сил
,
единственно
лишь
с
помощью
чертежа
,
который
здесь
воспроизведен
с
виньетки
на
титуль
-
ном
листе
его
«
Математических
мемуаров
Через
трехгранную
призму
перекинута
цепь
из
14
одинаковых
шаров
.
Что
произойдет
с
этой
цепью
?
Ниж
-
няя
часть
,
свисающая
гирляндой
,
уравновешивается
сама
собой
.
Но
остальные
две
части
цепи
–
уравновешивают
ли
друг
друга
?
Иными
словами
:
правые
два
шара
уравновешиваются
ли
левыми
четырьмя
?
Конечно
,
да
, –
иначе
цепь
сама
собой
вечно
бежала
бы
,
справа
налево
,
потому
что
на
место
соскользнувших
шаров
всякий
раз
помещались
бы
другие
и
равновесие
никогда
бы
не
восстанав
-
ливалось
.
Но
так
как
мы
знаем
,
что
цепь
,
перекинутая
указанным
образом
,
вовсе
не
движется
сама
собой
,
то
,
очевидно
,
два
правых
шара
действительно
уравно
-
вешиваются
четырьмя
левыми
.
Получается
словно
чудо
:
два
шара
тянут
с
такой
же
силой
,
как
и
четыре
.
Рис
. 45.
«
Чудо
,
которое
не
является
чудом
».
Из
этого
мнимого
чуда
Стевин
вывел
важный
закон
механики
.
Он
рассуждал
так
.
Обе
цепи
–
и
длинная
и
короткая
–
весят
различно
:
одна
цепь
тяжелее
дру
-
гой
во
столько
же
раз
,
во
сколько
раз
длинная
грань
призмы
длиннее
короткой
.
Отсюда
вытекает
,
что
и
вообще
два
груза
,
связанных
шнуром
,
уравновешивают
друг
друга
на
наклонных
плоскостях
,
если
веса
их
пропорциональны
длинам
этих
плоскостей
.
В
частном
случае
,
когда
короткая
плоскость
отвесна
,
мы
получаем
извест
-
ный
закон
механики
:
чтобы
удержать
тело
на
наклонной
плоскости
,
надо
дейст
-
вовать
в
направлении
этой
плоскости
силой
,
которая
во
столько
раз
меньше
веса
тела
,
во
сколько
раз
длина
плоскости
больше
ее
высоты
.
Так
,
исходя
из
мысли
о
невозможности
вечного
двигателя
,
сделано
было
важное
открытие
в
механи
-
ке
.
51
Еще
«
вечные
двигатели
»
На
вы
видите
тяжелую
цепь
,
перекинутую
через
колеса
так
,
что
правая
ее
половина
при
всяком
положении
должна
быть
длиннее
левой
.
Следова
-
тельно
, –
рассуждал
изобретатель
, –
она
должна
пе
-
ревешивать
и
безостановочно
падать
вниз
,
приводя
в
движение
весь
механизм
.
Так
ли
это
?
Конечно
,
нет
.
Мы
сейчас
видели
,
что
тяжелая
цепь
может
уравновешиваться
легкой
,
если
силы
действуют
на
них
под
разными
углами
.
В
рассматри
-
ваемом
механизме
левая
цепь
натянута
отвесно
,
пра
-
вая
же
расположена
наклонно
,
а
потому
она
,
хотя
и
тяжелее
,
все
же
не
перетягивает
левую
.
Ожидаемого
«
вечного
»
движения
здесь
получиться
не
может
.
Пожалуй
,
остроумнее
всех
поступил
некий
изо
-
бретатель
вечного
двигателя
,
показывавший
свое
изобретение
в
шестидесятых
годах
прошлого
столе
-
тия
на
Парижской
выставке
.
Двигатель
состоял
из
большого
колеса
с
перекатывавшимися
в
нем
шара
-
ми
,
причем
изобретатель
утверждал
,
что
никому
не
удастся
задержать
движение
колеса
.
Посетители
один
за
другим
пытались
остановить
колесо
, –
но
оно
немед
-
ленно
возобновляло
вращение
,
как
только
отнимали
руки
.
Никто
не
догадывался
,
что
колесо
вращается
именно
благодаря
стараниям
посетителей
остановить
его
:
толкая
его
назад
,
они
тем
самым
заводили
пружину
искусно
скрытого
механиз
-
ма
...
Рис
. 46.
Вечный
ли
это
двига
-
тель
?
«
Вечный
двигатель
»
времен
Петра
I
Проблема
вечного
двигателя
глубоко
интересовала
гениального
«
работника
на
троне
»,
Петра
I,
относившегося
вообще
благожелательно
ко
всем
изобретате
-
лям
. «
Я
нимало
не
хулю
алхимиста
, –
сказал
однажды
Петр
, –
ищущего
превра
-
щать
металлы
в
золото
,
механика
,
старающегося
сыскать
вечное
движение
,
ма
-
тематика
,
старающегося
узнавать
долготу
места
,
для
того
,
что
,
изыскивая
чрез
-
вычайное
,
они
внезапно
изобретают
многие
побочные
полезные
вещи
.
Такого
рода
людей
должно
всячески
ободрять
,
а
не
презирать
».
Сохранилась
оживленная
переписка
,
которую
вел
в
1715-1722
г
.
г
.
Петр
I
с
А
.
И
.
Остерманом
и
Шумахером
по
поводу
приобретения
в
Германии
«
вечного
двигателя
»,
придуманного
неким
доктором
Орфиреусом
.
Изобретатель
,
просла
-
вившийся
на
всю
Германию
своим
«
самодвижущимся
колесом
»,
соглашался
продать
царю
эту
машину
лишь
за
огромную
сумму
.
Ученый
библиотекарь
Шу
-
махер
,
посланный
Петром
на
Запад
для
собирания
редкостей
,
так
доносил
царю
о
притязаниях
Орфиреуса
,
с
которым
он
вел
переговоры
о
покупке
:
«
Последняя
речь
изобретателя
была
:
на
одной
стороне
положите
100 000
ефимков
*)
,
а
на
другой
я
положу
машину
».
О
самой
же
машине
изобретатель
,
по
словам
библиотекаря
,
говорил
,
что
она
«
верна
есть
,
и
никто
же
оную
похулить
не
может
,
разве
из
злонравия
,
и
весь
свет
наполнен
злыми
людьми
,
которым
верить
весьма
невозможно
».
В
январе
1725
г
.
Петр
собирался
в
Германию
,
чтобы
лично
осмотреть
«
веч
-
ный
двигатель
»,
о
котором
так
много
говорили
,
но
смерть
помешала
царю
вы
-
полнить
его
намерение
.
Кто
же
был
этот
таинственный
доктор
Орфиреус
и
что
представляла
собой
его
«
знатная
машина
»?
Мне
удалось
разыскать
сведения
и
о
том
,
и
о
другой
.
Настоящая
фамилия
Орфиреуса
была
Беслер
.
Он
родился
в
Германии
в
1680
г
.,
изучал
богословие
,
медицину
,
живопись
,
и
,
наконец
,
занялся
изобрете
-
нием
вечного
двигателя
.
Из
многих
тысяч
таких
изобретателей
Орфиреус
–
са
-
мый
знаменитый
и
,
пожалуй
,
самый
удачливый
.
До
конца
дней
своих
(
умер
в
1745
г
.)
он
жил
в
довольстве
на
доходы
,
которые
получал
,
показывая
свою
ма
-
шину
.
На
заимствованном
из
старинной
книги
,
изображена
машина
Орфи
-
реуса
,
какой
она
была
в
1714
г
.
Вы
видите
большое
колесо
,
которое
будто
бы
не
только
вращалось
само
собой
,
но
и
поднимало
при
этом
тяжелый
груз
на
значи
-
тельную
высоту
.
Рис
. 47.
«
Самодвижущееся
колесо
»
Орфиреуса
,
едва
не
приобретенное
Петром
I.
*)
Ефимок
(Joachimstaler) –
около
рубля
.
52
53
Слава
о
чудесном
изобретении
,
которое
ученый
доктор
показывал
сначала
на
ярмарках
,
быстро
разнеслась
по
Германии
,
и
Орфиреус
вскоре
приобрел
могу
-
щественных
покровителей
.
Им
заинтересовался
польский
король
Август
II,
затем
ландграф
Гессен
-
Кассельский
.
Последний
предоставил
изобретателю
свой
замок
и
всячески
испытывал
машину
.
Так
,
в
1717
г
., 12
ноября
,
двигатель
,
находившийся
в
уединенной
комнате
,
был
приведен
в
действие
;
затем
комната
была
заперта
на
замок
,
опечатана
и
ос
-
тавлена
под
бдительным
караулом
двух
гренадеров
.
Четырнадцать
дней
никто
не
смел
даже
приближаться
к
комнате
,
где
вращалось
таинственное
колесо
.
Лишь
26
ноября
печати
были
сняты
;
ландграф
со
свитой
вошел
в
помещение
.
И
что
же
?
Колесо
все
еще
вращалось
«
с
неослабевающей
быстротой
»...
Машину
оста
-
новили
,
тщательно
осмотрели
,
затем
опять
пустили
в
ход
.
В
течение
сорока
дней
помещение
снова
оставалось
запечатанным
;
сорок
суток
караулили
у
дверей
гренадеры
.
И
когда
4
января
1718
г
.
печати
были
сняты
,
экспертная
комиссия
нашла
колесо
в
движении
!
Ландграф
и
этим
не
удовольствовался
:
сделан
был
третий
опыт
–
двигатель
был
запечатан
на
целых
два
месяца
.
И
все
-
таки
по
истечении
срока
его
нашли
движущимся
!
Изобретатель
получил
от
восхищенного
ландграфа
официальное
удостовере
-
ние
в
том
,
что
его
«
вечный
двигатель
»
делает
50
оборотов
в
минуту
,
способен
поднять
груз
весом
16
кгс
на
высоту
1,5
м
,
а
также
может
приводить
в
действие
кузнечный
мех
и
точильный
станок
.
С
этим
удостоверением
Орфиреус
и
стран
-
ствовал
по
Европе
.
Вероятно
,
он
получал
порядочный
доход
,
если
соглашался
уступить
свою
машину
Петру
I
не
менее
чем
за
100 000
рублей
.
Весть
о
столь
изумительном
изобретении
доктора
Орфиреуса
быстро
разнес
-
лась
по
Европе
,
проникнув
далеко
за
пределы
Германии
.
Дошла
она
и
до
Петра
,
сильно
заинтересовав
падкого
до
всяких
«
хитрых
махин
»
царя
.
Петр
обратил
внимание
на
колесо
Орфиреуса
еще
в
1715
г
.,
во
время
своего
пребывания
за
границей
,
и
тогда
же
поручил
А
.
И
.
Остерману
,
известному
ди
-
пломату
,
познакомиться
с
этим
изобретением
поближе
;
последний
вскоре
при
-
слал
подробный
доклад
о
двигателе
,
хотя
самой
машины
ему
не
удалось
видеть
.
Петр
собирался
даже
пригласить
Орфиреуса
,
как
выдающегося
изобретателя
,
к
себе
на
службу
и
поручил
запросить
о
нем
мнение
Христиана
Вольфа
,
известно
-
го
философа
того
времени
(
учителя
Ломоносова
).
Знаменитый
изобретатель
отовсюду
получал
лестные
предложения
.
Великие
мира
сего
осыпали
его
высокими
милостями
;
поэты
слагали
оды
и
гимны
в
честь
его
чудесного
колеса
.
Но
были
и
недоброжелатели
,
подозревавшие
здесь
искус
-
ный
обман
.
Находились
смельчаки
,
которые
открыто
обвиняли
Орфиреуса
в
плутовстве
;
предлагалась
премия
в
1000
марок
тому
,
кто
разоблачит
обман
.
В
одном
из
памфлетов
,
написанных
с
обличительной
целью
,
мы
находим
рисунок
,
воспроизведенный
здесь
Тайна
«
вечного
двигателя
»,
по
мнению
разо
-
блачителя
,
кроется
просто
в
том
,
что
спрятанный
человек
тянет
за
веревку
,
намо
-
танную
,
незаметно
для
наблюдателей
,
на
часть
оси
колеса
,
скрытую
в
стойке
.
Тонкое
плутовство
было
раскрыто
случайно
–
только
потому
,
что
ученый
доктор
поссорился
со
своей
женой
и
служанкой
,
посвященными
в
его
тайну
.
Не
случись
этого
,
мы
,
вероятно
,
до
сих
пор
оставались
бы
в
недоумении
относи
-
тельно
«
вечного
двигателя
»,
наделавшего
столько
шума
.
Оказывается
, «
вечный
двигатель
»
действительно
приводился
в
движение
спрятанными
людьми
,
неза
-