Файл: Перельман Я. И. - Занимательная физика. Книга 1 - 1983.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 1576
Скачиваний: 12
Рис
. 129.
Что
ви
дн
о
не
во
ору
ж
енны
м
(
а
,
в
)
и
чт
о
ви
дн
о
с
помощью
ст
ер
еоскопа
(
б
,
г
).
129
отличающийся
от
каждого
из
двух
в
отдельности
Если
в
центре
каждого
квад
-
рата
имеется
белая
точка
,
то
и
она
,
конечно
,
окажется
в
квадрате
,
видимом
в
стереоскопе
.
Но
стоит
эху
точку
на
одном
квадрате
немного
сдвинуть
в
сторону
от
центра
,
чтобы
получился
довольно
неожиданный
эффект
:
в
стереоскоп
по
-
прежнему
будет
видна
одна
точка
,
но
не
на
самом
поле
квадрата
,
а
впереди
или
позади
него
!
Достаточно
ничтожной
разницы
в
обеих
картинах
,
чтобы
вызвать
с
помощью
стереоскопа
впечатление
глубины
.
Это
дает
простой
способ
обнаруживать
подделки
банковских
билетов
и
до
-
кументов
.
Стоит
поместить
в
стереоскоп
подозреваемый
банкнот
рядом
с
под
-
линным
,
чтобы
обнаружить
подделку
,
как
бы
искусна
она
ни
была
:
ничтожное
различие
в
одной
букве
,
в
одном
штрихе
сразу
бросится
в
глаза
,
так
как
буква
эта
или
штрих
будет
казаться
впереди
или
позади
остального
фона
*)
.
Зрение
великанов
Когда
предмет
находится
очень
далеко
от
нас
,
далее
450
м
,
то
расстояние
между
нашими
глазами
не
может
уже
влиять
на
различие
зрительных
впечатле
-
ний
.
Далекие
здания
,
отдаленные
горы
,
ландшафты
кажутся
нам
поэтому
пло
-
скими
.
По
той
же
причине
и
светила
неба
кажутся
все
на
одном
расстоянии
,
хотя
Луна
гораздо
ближе
,
чем
планеты
,
а
последние
неизмеримо
ближе
,
чем
непод
-
вижные
звезды
.
Вообще
,
для
всех
предметов
,
которые
расположены
дальше
450
м
,
мы
со
-
вершенно
утрачиваем
способность
непосредственно
воспринимать
рельеф
;
они
кажутся
правому
и
левому
глазу
одинаковыми
,
так
как
те
6
см
,
которые
отделя
-
ют
зрачки
глаз
друг
от
друга
, –
слишком
ничтожное
расстояние
по
сравнению
с
450
м
.
Понятно
,
что
и
стереоскопические
фотографии
,
полученные
при
таких
условиях
,
совершенно
тождественны
и
не
могут
давать
в
стереоскопе
иллюзии
рельефа
.
Но
делу
легко
помочь
:
нужно
сфотографировать
далекие
объекты
с
двух
то
-
чек
,
взаимное
удаление
которых
больше
,
нежели
нормальное
расстояние
между
глазами
.
Рассматривая
подобные
фотографии
в
стереоскоп
,
мы
увидим
ланд
-
шафт
таким
,
каким
видели
бы
его
,
если
бы
расстояние
между
нашими
глазами
значительно
превышало
обычное
.
В
этом
секрет
получения
стереоскопических
снимков
ландшафтов
.
Обыкновенно
их
рассматривают
через
увеличительные
призмы
(
с
выпуклыми
боками
),
так
что
подобные
рельефные
стереоснимки
не
-
130
Рис
. 130.
Стереоскопическая
зрительная
труба
.
*)
Мысль
эта
,
впервые
высказанная
в
середине
XIX
века
Дове
,
применима
не
ко
всем
денежным
знакам
.
Технические
условия
их
печатания
таковы
,
что
получающиеся
оттиски
не
дают
в
стереоскопе
впечатления
плоского
изображения
,
даже
если
оба
денежных
знака
подлинные
.
Зато
прием
Дове
вполне
редко
рисуются
нам
в
натуральную
величину
;
эффект
получается
поразитель
-
ный
.
Читатель
,
вероятно
,
догадался
,
что
мыслимо
устроить
систему
двух
зритель
-
ных
труб
,
через
которые
можно
видеть
рельеф
данного
ландшафта
прямо
в
нату
-
ре
,
а
не
на
фотографии
.
Такие
приборы
–
стереотрубы
–
действительно
сущест
-
вуют
:
две
трубы
отделены
в
них
расстоянием
большим
,
нежели
нормальное
рас
-
стояние
между
глазами
,
а
оба
изображения
попадают
в
глаза
посредством
отра
-
жательных
призм
(
Трудно
описать
ощущения
,
которые
испытываешь
,
когда
смотришь
в
подобные
инструменты
, –
до
того
они
необычайны
!
Вся
при
-
рода
преображается
.
Далекие
горы
становятся
рельефными
,
деревья
,
скалы
,
зда
-
ния
,
корабли
на
море
–
все
круглится
,
все
выпукло
,
расставлено
на
бесконечном
просторе
,
а
не
лежит
на
плоском
экране
.
Вы
непосредственно
видите
,
как
дви
-
жется
далекое
судно
,
которое
в
обыкновенные
трубы
кажется
неподвижным
.
В
таком
виде
должны
были
бы
представляться
наши
земные
ландшафты
сказоч
-
ным
великанам
.
Если
увеличение
труб
10-
кратное
,
а
расстояние
между
объективами
в
6
раз
превышает
нормальное
расстояние
между
зрачками
(
т
.
е
.
равно
6,5×6=39
см
),
то
воспринимаемое
при
этом
«
изображение
в
6×10=60
раз
«
пластичнее
»,
чем
при
рассматривании
невооруженными
глазами
.
Это
сказывается
в
том
,
что
даже
предметы
,
удаленные
на
25
км
,
обнаруживают
еще
за
-
метную
рельефность
.
Для
землемеров
,
моряков
,
артиллеристов
,
путешественников
подобные
зрительные
тру
-
бы
положительно
незаменимы
,
особенно
если
они
снабжены
шкалой
,
при
помощи
которой
можно
измерить
расстояние
(
стереоскопиче
-
ские
дальномеры
).
Призменный
бинокль
Цейса
тоже
дает
стереоэффект
,
так
как
взаимное
расстояние
его
объективов
более
,
чем
нормальное
рас
-
стояние
между
нашими
глазами
(
В
театральных
биноклях
,
наоборот
,
расстояние
между
объективами
уменьшено
–
для
ослаб
-
ления
рельефа
(
чтобы
кулисы
не
казались
расставленными
).
Рис
. 131.
Призменный
бинокль
.
Вселенная
в
стереоскопе
Если
мы
направим
стереотрубу
на
Луну
или
какое
-
нибудь
другое
небесное
тело
,
мы
никакого
рельефа
не
заметим
.
Этого
и
следовало
ожидать
,
ибо
небес
-
ные
расстояния
чересчур
велики
даже
для
стереотруб
.
Что
значат
те
30–50
см
,
которые
отделяют
друг
от
друга
объективы
прибора
,
по
сравнению
с
расстояни
-
ем
от
Земли
до
планет
?
Если
бы
возможно
было
соорудить
прибор
с
расстоянием
между
трубами
даже
в
десятки
и
сотни
километров
,
он
и
тогда
не
дал
бы
никако
-
го
эффекта
при
наблюдении
планет
,
удаленных
от
нас
на
десятки
миллионов
ки
-
лометров
.
131
пригоден
для
различения
двух
оттисков
одного
и
того
же
книжного
набора
от
оттиска
,
сделанного
с
заново
набранного
шрифта
.
Здесь
опять
приходит
на
помощь
стереоскопическая
фотография
.
Предполо
-
жим
,
мы
сфотографировали
какую
-
нибудь
планету
вчера
и
затем
вторично
сего
-
дня
;
обе
фотографии
будут
сняты
с
одного
пункта
Земли
,
но
с
разных
точек
Сол
-
нечной
системы
,
так
как
за
сутки
Земля
успела
передвинуться
по
орбите
почти
па
три
миллиона
километров
.
Снимки
,
разумеется
,
не
будут
тождественны
.
И
если
такие
снимки
вы
поместите
в
стереоскоп
,
то
увидите
уже
не
плоское
,
а
рельефное
изображение
.
Мы
можем
,
следовательно
,
пользуясь
движением
Земли
по
ее
орбите
,
полу
-
чать
снимки
небесных
тел
с
двух
весьма
отдаленных
точек
;
снимки
эти
будут
стереоскопическими
.
Представьте
себе
великана
с
такой
гигантской
головой
,
что
расстояние
между
его
глазами
измеряется
миллионами
километров
,
и
вы
пойме
-
те
,
каких
необычайных
результатов
достигают
астрономы
с
помощью
небесной
стереофотографии
.
Стереоскопом
пользуются
в
настоящее
время
,
чтобы
открывать
новые
плане
-
ты
,
а
именно
те
малые
планетки
(
астероиды
),
которые
во
множестве
кружатся
между
орбитами
Марса
и
Юпитера
.
Еще
недавно
разыскание
их
было
делом
счастливого
случая
.
Теперь
же
достаточно
стереоскопически
сравнить
две
фото
-
графии
данного
участка
неба
,
полученные
в
разное
время
;
стереоскоп
сразу
вы
-
делит
астероид
,
если
он
имеется
,
так
как
он
будет
выступать
из
общего
фона
.
Стереоскопом
улавливается
не
только
различие
в
положении
точек
,
но
и
раз
-
личие
в
их
яркости
.
Это
дает
астроному
удобный
способ
находить
так
называе
-
мые
переменные
звезды
,
периодически
меняющие
свой
блеск
.
Если
на
двух
снимках
неба
какая
-
нибудь
звезда
вышла
неодинаково
ярко
,
то
стереоскоп
сразу
же
укажет
астроному
эту
изменившую
свой
блеск
звезду
.
Зрение
тремя
глазами
Не
думайте
,
что
третий
глаз
здесь
такая
же
обмолвка
,
как
третье
ухо
в
устах
взволнованного
Ивана
Игнатьевича
из
«
Капитанской
дочки
»: «
Он
вас
в
рыло
,
а
вы
его
в
ухо
,
в
другое
,
в
третье
–
и
разойдитесь
».
У
нас
речь
в
самом
деле
пойдет
о
том
,
чтобы
видеть
тремя
глазами
.
Видеть
тремя
глазами
?
Возможно
разве
приобрести
себе
третий
глаз
?
Представьте
,
мы
будем
говорить
именно
о
таком
зрении
.
Наука
не
в
силах
дать
человеку
третий
глаз
,
но
в
ее
власти
дать
возможность
видеть
предмет
та
-
ким
,
каким
он
должен
был
бы
казаться
существу
с
тремя
глазами
.
Начнем
с
того
,
что
человеку
,
лишившемуся
одного
глаза
,
вполне
возможно
рассматривать
стереоскопические
фотографии
и
получать
от
них
то
впечатление
рельефности
,
которое
воспринимать
непосредственно
он
не
может
.
Для
этого
нужно
проектировать
на
экран
,
быстро
сменяя
один
другим
,
снимки
,
предназна
-
ченные
для
правого
и
левого
глаза
;
то
,
что
человек
двумя
глазами
рассматривает
одновременно
,
одноглазый
будет
видеть
здесь
последовательно
,
в
быстрой
сме
-
не
.
Но
результат
получится
один
и
тот
же
,
потому
что
весьма
быстро
сменяю
-
щиеся
зрительные
впечатления
так
же
сливаются
в
один
образ
,
как
и
одновре
-
менные
*)
.
132
*)
Возможно
,
что
замечаемая
иногда
удивительная
рельефность
кинематографических
картин
объ
-
ясняется
,
помимо
указанных
ранее
причин
,
еще
отчасти
и
тем
эффектом
,
о
котором
сейчас
говорится
:
если
аппарат
,
производивший
съемку
,
мерно
покачивался
при
этом
(
как
часто
бывает
вследствие
работы
механизма
,
движущего
ленту
),
то
снимки
получались
нетождественные
;
при
быстрой
же
смене
этих
снимков
на
экране
они
сливаются
в
нашем
сознании
в
рельефный
образ
.
133
Рис
. 132.
Сливаясь
при
рассматривании
в
стереоскоп
,
эти
рисунки
дают
изображение
блестящего
кристалла
на
черном
фоне
.
Но
если
так
,
то
человеку
с
двумя
глазами
возможно
одновременно
видеть
:
одним
глазом
–
две
быстро
сменяющиеся
фотографии
,
а
другим
–
еще
одну
фо
-
тографию
,
снятую
с
третьей
точки
зрения
.
Иными
словами
,
с
одного
предмета
делаются
три
снимка
,
отвечающие
трем
различным
точкам
,
как
бы
трем
глазам
.
Затем
два
из
этих
снимков
заставляют
,
быстро
чередуясь
,
действовать
на
один
глаз
наблюдателя
;
при
быстром
их
чере
-
довании
впечатления
сливаются
в
один
сложный
рельефный
образ
.
К
этому
об
-
разу
присоединяется
еще
третье
впечатление
–
от
другого
глаза
,
который
смот
-
рит
на
третий
снимок
.
При
таких
условиях
мы
хотя
и
смотрим
только
двумя
глазами
,
но
впечатле
-
ние
получаем
совершенно
такое
же
,
как
если
бы
смотрели
тремя
глазами
.
Рель
-
ефность
при
этом
достигает
высшей
степени
.
Что
такое
блеск
?
Стереофотография
,
воспроизведенная
у
нас
на
изображает
много
-
гранники
;
один
–
черным
по
белому
,
другой
–
белым
по
черному
.
Что
мы
увиде
-
ли
бы
,
если
бы
взглянули
на
эти
рисунки
в
стереоскоп
?
Трудно
предугадать
.
Послушаем
Гельмгольца
:
«
Когда
на
одной
стереоскопической
картинке
какая
-
нибудь
плоскость
изображена
белой
,
на
другой
–
черной
,
то
в
соединенном
изображении
она
кажется
блестящей
,
даже
когда
для
рисунка
взята
совершенно
матовая
бумага
.
Стереоскопические
чертежи
моделей
кристаллов
(
так
выполненные
. –
Я
.
П
.
)
производят
впечатление
,
как
будто
модель
кристал
-
лов
сделана
из
блестящего
графита
.
Еще
лучше
выходит
,
благодаря
этому
приему
,
на
сте
-
реоскопических
фотографиях
блеск
воды
,
листьев
и
т
.
п
.».
В
старой
,
но
далеко
еще
не
устаревшей
книге
нашего
великого
физиолога
Сеченова
«
Физиология
органов
чувств
.
Зрение
» (1867
г
.)
находим
прекрасное
объяснение
этого
явления
.
Вот
оно
:
«
В
опытах
искусственного
стереоскопического
слияния
различно
освещенных
или
различно
окрашенных
поверхностей
повторяются
действительные
условия
видения
бле
-
стящих
тел
.
Чем
отличается
в
самом
деле
матовая
поверхность
от
блестящей
(
полирован
-
ной
)?
Первая
отражает
свет
рассеянно
во
все
стороны
,
поэтому
кажется
глазу
всегда
оди
-
наково
освещенной
,
с
какой
бы
стороны
он
ни
смотрел
на
нее
;
полированная
же
поверх
-
ность
отражает
свет
лишь
в
определенном
направлении
;
поэтому
возможны
даже
такие
случаи
,
когда
один
глаз
человека
,-
смотрящего
на
такую
поверхность
,
получает
от
нее
много
отраженных
лучей
,
а
другой
почти
нисколько
(
эти
условия
и
соответствуют
именно