Файл: Перельман Я. И. - Занимательная физика. Книга 1 - 1983.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 1578

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

случаю

 

стереоскопического

 

слияния

 

белой

 

поверхности

 

с

 

черной

); 

случаи

 

же

 

неравного

 

распределения

 

отраженного

 

света

 

между

 

глазами

 

наблюдателя

  (

т

е

случаи

когда

 

в

 

один

 

глаз

 

попадает

 

больше

чем

 

в

 

другой

при

 

рассматривании

 

блестящих

 

полированных

 

по

-

верхностей

очевидно

неизбежны

Читатель

 

видит

таким

 

образом

что

 

стереоскопический

 

блеск

 

представляет

 

доказа

-

тельство

 

в

 

пользу

 

мысли

что

 

опыт

 

играет

 

первенствующую

 

роль

 

в

 

акте

 

телесного

 

слияния

 

образов

Борьба

 

полей

 

зрения

 

тотчас

 

уступает

 

место

 

прочному

 

представлению

как

 

только

 

зрительному

 

аппарату

воспитанному

 

опытом

дается

 

возможность

 

отнести

 

различия

 

их

 

к

 

какому

-

нибудь

 

знакомому

 

случаю

 

действительного

 

видения

». 

Итак

причина

 

того

что

 

мы

 

видим

 

блеск

 (

по

 

крайней

 

мере

 

одна

 

из

 

причин

), 

состоит

 

в

 

неодинаковой

 

яркости

 

изображений

получаемых

 

правым

 

и

 

левым

 

глазом

Без

 

стереоскопа

 

эта

 

причина

 

едва

 

ли

 

могла

 

бы

 

нам

 

открыться

Зрение

 

при

 

быстром

 

движении

 

Раньше

 

мы

 

говорили

что

 

различные

 

изображения

 

одного

 

и

 

того

 

же

 

предме

-

та

сливаясь

 

в

 

нашем

 

глазу

 

при

 

быстром

 

чередовании

создают

 

зрительное

 

впе

-

чатление

 

рельефности

Возникает

 

вопрос

будет

 

ли

 

это

 

только

 

тогда

когда

 

подвижные

 

изображения

 

воспринимаются

 

неподвижным

 

глазом

или

 

то

 

же

 

будет

 

наблюдаться

 

и

 

в

 

равно

-

сильном

 

случае

когда

 

неподвижные

 

изображения

 

воспринимаются

 

быстро

 

пе

-

ремещающимся

 

глазом

Оказывается

как

 

и

 

следовало

 

ожидать

что

 

стереоскопический

 

эффект

 

полу

-

чается

 

и

 

в

 

таком

 

случав

Вероятно

многим

 

читателям

 

случалось

 

замечать

что

 

кинематографические

 

картины

снятые

 

с

 

быстро

 

движущегося

 

поезда

обнару

-

живают

 

необыкновенную

 

рельефность

не

 

уступающую

 

той

какая

 

достигается

 

в

 

стереоскопе

Мы

 

и

 

непосредственно

 

можем

 

убедиться

 

в

 

этом

 

при

 

внимательном

 

отношении

 

к

 

тем

 

зрительным

 

впечатлениям

которые

 

воспринимаем

 

при

 

быст

-

рой

 

езде

 

в

 

вагоне

 

или

 

в

 

автомобиле

ландшафты

так

 

наблюдаемые

отличаются

 

стереоскопичностью

отчетливым

 

отделением

 

переднего

 

плана

 

от

 

заднего

Ощу

-

щение

 

глубины

 

заметно

 

возрастает

простирается

 

вдаль

 

больше

 

тех

 450 

м

кото

-

рые

 

являются

 

пределом

 

стереоскопического

 

зрения

 

для

 

неподвижного

 

глаза

Не

 

в

 

этом

 

ли

 

кроется

 

причина

 

приятного

 

впечатления

которое

 

производит

 

на

 

нас

 

ландшафт

рассматриваемый

 

из

 

окна

 

быстро

 

мчащегося

 

вагона

Даль

 

уходит

 

назад

и

 

мы

 

отчетливо

 

различаем

 

огромность

 

расстилающейся

 

кругом

 

картины

 

природы

Когда

 

на

 

быстро

 

движущемся

 

автомобиле

 

мы

 

проезжаем

 

через

 

лес

то

 

– 

по

 

той

 

же

 

причине

 – 

каждое

 

дерево

ветка

листок

 

воспринимаются

 

нами

 

от

-

четливо

 

отграниченными

 

в

 

пространстве

заметно

 

отделяясь

 

друг

 

от

 

друга

а

 

не

 

сливаясь

 

в

 

одно

 

целое

как

 

для

 

наблюдателя

 

неподвижного

А

 

при

 

быстрой

 

езде

 

по

 

горному

 

шоссе

 

весь

 

рельеф

 

почвы

 

воспринимается

 

непосредственно

 

глазом

горы

 

и

 

долины

 

ощущаются

 

с

 

осязательной

 

пластично

-

стью

Все

 

это

 

доступно

 

и

 

одноглазым

 

людям

для

 

которых

 

описываемые

 

ощущения

 

являются

 

совершенно

 

новыми

неизведанными

Мы

 

уже

 

отмечали

что

 

для

 

рель

-

ефного

 

видения

 

вовсе

 

не

 

необходимо

как

 

обычно

 

думают

одновременное

 

вос

-

приятие

 

разных

 

картин

 

непременно

 

двумя

 

глазами

стереоскопическое

 

зрение

 

134 


background image

 

135

                                                                 

осуществляется

 

и

 

одним

 

глазом

если

 

разные

 

картины

 

сливаются

 

при

 

достаточно

 

быстром

 

чередовании

*)

Нет

 

ничего

 

легче

как

 

проверить

 

сказанное

для

 

этого

 

потребуется

 

лишь

 

не

-

много

 

внимания

 

к

 

тому

что

 

мы

 

воспринимаем

сидя

 

в

 

вагоне

 

поезда

 

или

 

в

 

авто

-

бусе

При

 

этом

 

вы

 

заметите

быть

 

может

и

 

другое

 

поразительное

 

явление

о

 

ко

-

тором

 

писал

 

еще

 

Дове

 

в

 

первой

 

половине

 XIX 

века

 (

поистине

ново

 

то

что

 

хо

-

рошо

 

забыто

!): 

мелькающие

 

мимо

 

окна

 

близкие

 

предметы

 

кажутся

 

уменьшенны

-

ми

Факт

 

этот

 

объясняется

 

причиной

имеющей

 

мало

 

общего

 

со

 

стереоскопиче

-

ским

 

зрением

а

 

именно

 

тем

что

видя

 

столь

 

быстро

 

движущиеся

 

предметы

мы

 

ошибочно

 

заключаем

 

об

 

их

 

близости

если

 

же

 

предмет

 

ближе

 

к

 

нам

, – 

как

 

бы

 

бессознательно

 

рассуждаем

 

мы

, – 

то

 

он

 

должен

 

быть

 

в

 

натуре

 

мельче

 

обычного

чтобы

 

казаться

 

такой

 

же

 

величины

как

 

всегда

Это

 

объяснение

 

принадлежит

 

Гельмгольцу

Сквозь

 

цветные

 

очки

 

Если

 

вы

 

станете

 

смотреть

 

через

 

красное

 

стекло

 

на

 

надпись

сделанную

 

крас

-

ным

 

по

 

белому

то

 

увидите

 

ровный

 

красный

 

фон

, – 

и

 

только

Никаких

 

следов

 

надписи

 

вы

 

не

 

заметите

так

 

как

 

красные

 

буквы

 

сливаются

 

с

 

красным

 

же

 

фоном

Глядя

 

через

 

то

 

же

 

стекло

 

на

 

надпись

сделанную

 

голубым

 

по

 

белому

вы

 

отчетли

-

во

 

увидите

 

черные

 

буквы

 

на

 

красном

 

фоне

Почему

 

черные

 – 

легко

 

понять

крас

-

ное

 

стекло

 

не

 

пропускает

 

голубых

 

лучей

 (

оттого

 

оно

 

и

 

красное

что

 

пропускает

 

только

 

красные

 

лучи

); 

следовательно

на

 

месте

 

голубых

 

букв

 

вы

 

должны

 

увидеть

 

отсутствие

 

света

т

е

черные

 

буквы

На

 

этом

 

свойстве

 

цветных

 

стекол

 

основано

 

действие

 

так

 

называемых

 

анаг

-

лифов

 – 

картин

напечатанных

 

особым

 

образом

 

и

 

дающих

 

тот

 

же

 

эффект

что

 

и

 

стереоскопические

 

фотографии

В

 

анаглифах

 

оба

 

изображения

соответствую

-

щие

 

правому

 

и

 

левому

 

глазу

печатаются

 

одно

 

на

 

другом

но

 

разными

 

красками

голубой

 

и

 

красной

Чтобы

 

увидеть

 

вместо

 

двух

 

цветных

 

одно

 

черное

но

 

рельефное

 

изображение

достаточно

 

смотреть

 

на

 

них

 

через

 

цветные

 

очки

Правый

 

глаз

 

через

 

красное

 

стекло

 

видит

 

только

 

голубой

 

отпечаток

т

е

именно

 

тот

который

 

отвечает

 

пра

-

вому

 

глазу

 (

причем

 

он

 

представляется

 

глазу

 

не

 

цветным

а

 

черным

). 

Левый

 

глаз

 

через

 

голубое

 

стекло

 

видит

 

только

 

соответствующий

 

ему

 

красный

 

отпечаток

Каждый

 

глаз

 

видит

 

лишь

 

одно

 

изображение

 – 

именно

 

то

которое

 

ему

 

соответст

-

вует

Мы

 

имеем

 

здесь

 

те

 

же

 

условия

что

 

и

 

в

 

стереоскопе

и

следовательно

ре

-

зультат

 

должен

 

быть

 

тот

 

же

получается

 

впечатление

 

рельефа

«

Чудеса

 

теней

» 

На

 

рассмотренном

 

сейчас

 

принципе

 

основан

 

и

 

эффект

 

тех

 «

чудес

 

теней

», 

ко

-

торые

 

показывались

 

иногда

 

в

 

кино

«

Чудеса

 

теней

» 

состоят

 

в

 

том

что

 

отбрасываемые

 

на

 

экран

 

тени

 

движущихся

 

фигур

 

представляются

 

зрителям

  (

вооруженным

 

двухцветными

 

очками

в

 

виде

 

объемных

 

образов

выпукло

 

выступающих

 

впереди

 

экрана

Иллюзия

 

достигается

 

здесь

 

использованием

 

эффекта

 

двухцветной

 

стереоскопии

Предмет

тень

 

кото

-

 

*)

 

Этим

 

объясняется

 

заметная

 

стереоскопичность

 

кинематографических

 

картин

если

 

они

 

засняты

 

с

 

поезда

огибающего

 

кривую

причем

 

снимаемые

 

предметы

 

лежали

 

в

 

направлении

 

радиуса

 

кривой

«

Железнодорожный

 

эффект

», 

который

 

мы

 

здесь

 

имеем

 

в

 

виду

хорошо

 

известен

 

кинооператорам

.

 


background image

136 

рого

 

желательно

 

показать

помещается

 

между

 

экраном

 

и

 

двумя

 

поставленными

 

рядом

 

источниками

 

света

 – 

красным

 

и

 

зеленым

На

 

экране

 

получаются

 

две

 

ок

-

рашенные

 

тени

 – 

красная

 

и

 

зеленая

частично

 

покрывающие

 

друг

 

друга

Зрители

 

смотрят

 

на

 

эти

 

тени

 

не

 

непосредственно

а

 

сквозь

 

очки

 

с

 

плоскими

 

стеклами

 – 

красным

 

и

 

зеленым

Сейчас

 

было

 

объяснено

что

 

при

 

таких

 

условиях

 

порождается

 

иллюзия

 

объ

-

емного

 

образа

выступающего

 

впереди

 

экранной

 

плоскости

Иллюзии

достигае

-

мые

  «

чудесами

 

теней

», 

чрезвычайно

 

забавны

порой

 

кажется

что

 

брошенный

 

предмет

 

летит

 

прямо

 

в

 

зрителя

какой

-

нибудь

 

исполинский

 

паук

 

шагает

 

по

 

воз

-

духу

 

в

 

публику

заставляя

 

некоторых

 

невольно

 

вскрикивать

 

и

 

отворачиваться

Аппаратура

 

здесь

 

крайне

 

проста

она

 

понятна

 

из

 

рис

. 133 

где

 

Зл

 

и

 

Кр

 

означают

 

зеленую

 

и

 

красную

 

лампы

 (

слева

P

 

и

 

Q

 – 

предметы

помещенные

 

между

 

лампа

-

ми

 

и

 

экраном

p

 

и

 

q

 

со

 

значками

 

Зл

 

и

 

Кр

 – 

окрашенные

 

тени

 

эти

предметов

 

на

 

экране

P

1

 

и

 

Q

1

 – 

места

в

 

которых

 

видит

 

эти

 

предметы

 

зритель

смотрящий

 

через

 

окрашенные

 

стекла

 – 

зеленое

 (

Зл

и

 

красное

 (

Кр

). 

Когда

 

бутафорский

 «

паук

» 

за

 

экраном

 

переносится

 

из

 

Q

 

в

 

P

зрителю

 

кажется

 

что

 

он

 

перебегает

 

из

 

Q

1

 

в

 

P

1

Вообще

приближение

 

предмета

 

за

 

экраном

 

к

 

источнику

 

света

обусловливая

 

увеличение

 

тени

 

на

 

экране

создает

 

иллюзию

 

надвигания

 

предмета

 

от

 

экрана

 

на

 

зрителя

Все

что

 

зрителям

 

кажется

 

летящим

 

на

 

них

 

с

 

экрана

движется

 

на

 

самом

 

деле

 

в

 

обратном

 

направлении

 – 

от

 

экрана

 

назад

 

к

 

источнику

 

света

Неожиданные

 

превращения

 

окраски

 

Здесь

 

уместно

 

рассказать

 

о

 

серии

 

опытов

очень

 

нравившихся

 

посетителям

 

«

Павильона

 

занимательной

 

науки

» 

в

 

Ленинградском

 

ЦПКО

 

на

 

Кировских

 

остро

-

вах

Один

 

из

 

уголков

 

помещения

 

обставлен

как

 

гостиная

Вы

 

видите

 

мебель

 

в

 

темно

-

оранжевых

 

чехлах

стол

покрытый

 

зеленой

 

скатертью

на

 

нем

 – 

графин

 

с

 

клюквенным

 

морсом

 

и

 

цветы

полка

 

уставлена

 

книгами

 

с

 

цветными

 

надписями

 

на

 

корешках

Сначала

 

все

 

это

 

показывается

 

при

 

обычном

 

белом

 

электрическом

 

освещении

Затем

 – 

поворотом

 

выключателя

 – 

белое

 

освещение

 

заменяется

 

крас

-

ным

Это

 

порождает

 

в

 

гостиной

 

неожиданную

 

перемену

мебель

 

становится

 

ро

-

зовой

зеленая

 

скатерть

 

превращается

 

в

 

темно

-

лиловую

морс

 

делается

 

бесцвет

-

ным

как

 

вода

цветы

 

меняют

 

окраску

 

и

 

кажутся

 

совершенно

 

другими

часть

 

надписей

 

на

 

книжных

 

корешках

 

бесследно

 

исчезает

... 

Рис

. 133. 

Секрет

 «

чудес

 

теней

». 


background image

При

 

новом

 

повороте

 

выключателя

 

уголок

 

заливается

 

зеленым

 

светом

 – 

и

 

об

-

лик

 

гостиной

 

опять

 

неузнаваемо

 

изменяется

Все

 

эти

 

занимательные

 

метаморфозы

 

хорошо

 

иллюстрируют

 

ньютоново

 

уче

-

ние

 

об

 

окраске

 

тел

Сущность

 

учения

 

в

 

том

что

 

поверхность

 

тела

 

имеет

 

всегда

 

цвет

 

не

 

тех

 

лучей

которые

 

она

 

поглощает

а

 

тех

которые

 

она

 

рассеивает

т

е

отбрасывает

 

в

 

глаз

 

наблюдателя

Знаменитый

 

соотечественник

 

Ньютона

анг

-

лийский

 

физик

 

Тиндаль

 

сформулировал

 

это

 

положение

 

так

«

Когда

 

мы

 

освещаем

 

предметы

 

белым

 

светом

то

 

красный

 

цвет

 

образуется

 

от

 

погло

-

щения

 

зеленых

 

лучей

а

 

зеленый

 – 

от

 

поглощения

 

красных

между

 

тем

 

как

 

остальные

 

цвета

 

в

 

обоих

 

случаях

 

проявляются

Значит

тела

 

приобретают

 

свой

 

цвет

 

отрицательным

 

спосо

-

бом

окраска

 – 

следствие

 

не

 

прибавления

а

 

исключения

». 

Зеленая

 

скатерть

следовательно

оттого

 

зеленого

 

цвета

 

при

 

белом

 

освеще

-

нии

что

 

она

 

способна

 

рассеивать

 

преимущественно

 

лучи

 

зеленые

 

и

 

примыкаю

-

щие

 

к

 

ним

 

в

 

спектре

прочие

 

лучи

 

она

 

рассеивает

 

в

 

незначительном

 

количестве

большую

 

же

 

их

 

часть

 

поглощает

Если

 

направить

 

на

 

такую

 

скатерть

 

смесь

 

крас

-

ных

 

лучей

 

с

 

фиолетовыми

то

 

скатерть

 

будет

 

рассеивать

 

почти

 

одни

 

только

 

фио

-

летовые

поглощая

 

большую

 

часть

 

красных

Глаз

 

получит

 

впечатление

 

темно

-

лиловой

 

окраски

Примерно

 

такова

 

же

 

причина

 

и

 

всех

 

прочих

 

цветовых

 

метаморфоз

 

в

 

уголке

 

гостиной

Загадочным

 

представляйся

 

лишь

 

обесцвечивание

 

морса

почему

 

крас

-

ная

 

жидкость

 

при

 

красном

 

же

 

освещении

 

кажется

 

бесцветной

Разгадка

 

в

 

том

что

 

графин

 

с

 

морсом

 

стоит

 

на

 

белой

 

салфетке

разостланной

 

на

 

зеленой

 

скатерти

Если

 

снять

 

графин

 

с

 

салфетки

сразу

 

обнаруживается

что

 

в

 

красных

 

лучах

 

жид

-

кость

 

в

 

графине

 

не

 

бесцветная

а

 

красная

Бесцветной

 

кажется

 

она

 

только

 

рядом

 

с

 

салфеткой

которая

 

в

 

красном

 

освещении

 

делается

 

красной

но

 

которую

 

мы

 

по

 

привычке

 

и

 

по

 

контрасту

 

с

 

темной

 

цветной

 

скатертью

 

продолжаем

 

считать

 

белой

А

 

так

 

как

 

цвет

 

жидкости

 

в

 

графине

 

одинаков

 

с

 

цветом

 

мнимо

 

белой

 

сал

-

фетки

то

 

мы

 

невольно

 

приписываем

 

и

 

морсу

 

белый

 

цвет

он

 

становится

 

в

 

наших

 

глазах

 

уже

 

не

 

морсом

а

 

бесцветной

 

водой

Опыты

подобные

 

описанным

можно

 

проделать

 

и

 

в

 

упрощенной

 

обстановке

достаточно

раздобыв

 

цветные

 

стекла

рассматривать

 

сквозь

 

них

 

окружающие

 

предметы

*)

Высота

 

книги

 

Предложите

 

гостю

 

указать

 

пальцем

 

на

 

стене

какой

 

высоты

 

достигнет

 

книга

которую

 

он

 

держит

 

в

 

руках

если

 

поместить

 

ее

 

стоя

 

на

 

полу

Когда

 

он

 

сделает

 

это

 

поставьте

 

в

 

самом

 

деле

 

книгу

 

на

 

пол

окажется

что

 

высота

 

ее

 

чуть

 

не

 

вдвое

 

ниже

 

указанной

Особенно

 

хорошо

 

удается

 

опыт

если

 

спрошенный

 

сам

 

не

 

нагибается

 

для

 

указания

 

высоты

а

 

лишь

 

на

 

словах

 

объясняет

 

вам

в

 

каком

 

месте

 

стены

 

надо

 

сделать

 

пометку

Разумеется

опыт

 

можно

 

проделывать

 

не

 

только

 

с

 

книгой

 

но

 

и

 

с

 

лампой

шляпой

 

и

 

другими

 

предметами

которые

 

мы

 

обычно

 

привыкли

 

видеть

 

близ

 

уровня

 

наших

 

глаз

Причина

 

ошибки

 

кроется

 

в

 

том

что

 

все

 

предметы

 «

сокращаются

», 

когда

 

мы

 

смотрим

 

вдоль

 

них

 

137

                                                                  

*)

 

Подобные

 

эффекты

 

описаны

 

в

 

моей

 

книге

 «

Знаете

 

ли

 

вы

 

физику

?». 


background image

138 

Размеры

 

башенных

 

часов

 

Ту

 

ошибку

которую

 

сделал

 

ваш

 

гость

 

при

 

оценке

 

высоты

 

книги

мы

 

делаем

 

постоянно

 

и

 

при

 

определении

 

величины

 

предметов

по

-

мещенных

 

очень

 

высоко

Особенно

 

характер

-

на

 

ошибка

которую

 

мы

 

совершаем

 

при

 

опре

-

делении

 

размеров

 

башенных

 

часов

Мы

 

зна

-

ем

конечно

что

 

такие

 

часы

 

очень

 

велики

, – 

и

 

все

 

же

 

представление

 

наше

 

об

 

их

 

величине

 

значительно

 

уступает

 

действительности

Прилагаемый

 

рис

. 134 

изображает

 

циферблат

 

знаменитых

 

часов

 

Вестминстерского

 

аббатст

-

ва

 

в

 

Лондоне

перенесенный

 

на

 

мостовую

 

улицы

Люди

 

кажутся

 

букашками

 

по

 

сравнению

 

с

 

ним

И

взглянув

 

на

 

рисующуюся

 

вдали

 

часо

-

вую

 

башню

вы

 

отказываетесь

 

верить

что

 

виднеющиеся

 

на

 

башне

 

отверстия

 

равны

 

этим

 

часам

 

по

 

размерам

Белое

 

и

 

черное

 

Взгляните

 

издали

 

на

 

рис

. 135 

и

 

скажите

сколько

 

черных

 

кружков

 

могло

 

бы

 

поместиться

 

в

 

свободном

 

промежутке

 

между

 

нижним

 

кружком

 

и

 

одним

 

из

 

верх

-

них

 

кружков

 – 

четыре

 

или

 

пять

Скорее

 

всего

 

вы

 

ответите

что

 

четыре

 

кружка

 

уместятся

 

свободно

но

 

для

 

пятого

пожалуй

места

 

уже

 

не

 

останется

Когда

 

же

 

вам

 

скажут

что

 

в

 

промежутке

 

помещается

 

ровно

 

три

 

кружка

не

 

более

, – 

вы

 

не

 

поверите

Возьмите

 

же

 

бумажку

циркуль

 

или

 

линейку

 

и

 

убеди

-

тесь

что

 

вы

 

неправы

Эта

 

странная

 

иллюзия

в

 

силу

 

которой

 

черные

 

участки

 

кажутся

 

нашему

 

глазу

 

меньше

нежели

 

белые

 

такой

 

же

 

величины

носит

 

название

 

«

иррадиации

». 

Она

 

зависит

 

от

 

несовершенства

 

нашего

 

глаза

который

 

как

 

оптический

 

аппарат

 

не

 

вполне

 

отвечает

 

строгим

 

требованиям

 

оптики

Его

 

преломляющие

 

среды

 

не

 

дают

 

на

 

сетчатке

 

тех

 

резких

 

контуров

которые

 

получаются

 

на

 

матовом

 

стекле

 

хорошо

 

наставленного

 

фотографического

 

аппарата

вследствие

 

так

 

называемой

 

сферической

 

аберрации

 

каждый

 

светлый

 

контур

 

окружается

 

светлой

 

каймой

которая

 

увеличивает

 

его

 

размеры

 

на

 

сетчатой

 

оболочке

 

глаза

7)

В

 

итоге

 

светлые

 

участки

 

всегда

 

кажутся

 

нам

 

больше

чем

 

равные

 

им

 

черные

В

 

своем

  «

Учении

 

о

 

цветах

» 

великий

 

поэт

 

Гёте

который

 

был

 

зорким

 

наблюдателем

 

природы

  (

хотя

 

и

 

не

 

всегда

 

достаточно

 

осмотрительным

 

физиком

-

теоретиком

), 

пишет

 

об

 

этом

 

явлении

 

так

«

Темный

 

предмет

 

кажется

 

меньше

 

светлого

 

той

 

же

 

величины

Если

 

рассматривать

 

одновременно

 

белый

 

круг

 

на

 

черном

 

фоне

 

и

 

черный

 

круг

 

того

 

же

 

диаметра

 

на

 

белом

 

фоне

Рис

. 134. 

Размеры

 

башенных

 

часов

 

Вестмин

-

стерского

 

аббатства

Рис

. 135. 

Пустой

 

проме

-

жуток

 

между

 

нижним

 

кружком

 

и

 

каждым

 

из

 

верхних

 

кажется

 

больше

жели

 

расстояние

 

меж

наружными

 

краями

 

верхних

 

кружков

В

 

действительности

 

же

 

расстояния

 

равны

не

ду