Файл: Самолет Су-27СК. Руководство по летной эксплуатации. (Книга 2) - 2004.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 3883

Скачиваний: 171

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Управление и контроль за работой ПНК осуществляется с помощью пультов, приборов ПНП и КПП, индикаторов на лобовом стекле ИЛС и прямой видимости (ИПВ) и универсального сигнального табло – УСТ.

На правом борту кабины расположены:

  • пульт управления БЦВМ и РСБН;

  • пульт управления АРК-22 и ИК-ВК-80;

  • пульт-задатчик барометрического давления и режимов наведения




Пульт управления БЦВМ и РСБН.


  1. На пульте управления БЦВМ и РСБН обеспечивается следующая индикация:

  • сигнал ППМ высвечивается при полете по маршруту с запрограммированными ППМ, а номер ППМ, на который производится полет, высвечивается на левом цифровом индикаторе;

  • сигнал АЭР высвечивается при полете на запрограммированный аэродром как на ППМ (без снижения), при этом сигнал ППМ гаснет, а на левом цифровом индикаторе высвечивается цифра 1, если полет выполняется на основной аэродром, или цифра 2 (3), если полет выполняется на запасной аэродром. При переходе аппаратуры в режим ВОЗВРАТ одновременно с сигналом АЭР и номером аэродрома будут высвечиваться сигналы ВОЗВР и КОМБИН;

  • сигнал ЧК высвечивается при вводе в РСБН вручную номеров частотных каналов навигационных и посадочных радиомаяков при отказе БЦВМ и при полете на незапрограммированный аэродром посадки, а также номеров ЧК радиомаяков режима МСН. При высвечивании сигнала ЧК все другие сигналы на табло гаснут. Номера ЧК при установке переключателя режимов в положение ПРОГРАМ вводятся в РСБН автоматически, а в положениях НАВИГ, ПОС, ВСТР, ИЗМ-РЕТР, РЕТР, ИЗМ – вводятся только вручную;

  • сигнал УПРАВЛ и одновременно с ним высвечиваемый один из трех сигналов: МАРШР, КОМБИН, ПУТЕВ сигнализируют о режиме управления полетом по маршруту;

  • сигнал УДх30° высвечивается, когда задается другое направление захода на вновь обнаруженную или запрограммированную цель относительно направления полета, на котором произведено включение режима повторного захода;

  • сигнал РМ высвечивается при работе аппаратуры РСБН с навигационным радиомаяком, при этом порядковый номер радиомаяка высвечивается на правом цифровом индикаторе;

  • сигнал КОР. РМ высвечивается при осуществлении коррекции счисленных в автономном режиме координат места самолета по данным РСБН;

  • сигнал ЗОНА высвечивается при подходе к очередному ППМ (цели) в путевом и маршрутном режимах управления на дальности 20 км, а гаснет на ЛУР при маршрутном способе управления и при пролете ППМ (цели) на дальности 2 км при путевом режиме, когда на ПНП будут выданы дальность и заданный курс на последующий ППМ (аэродром).


При комбинированном способе управления сигнал ЗОНА выдается дважды. Первый раз на участке, где полет выполняется в путевом режиме на дальности 10 км до точки 3 разворота (точки касания окружности с центром, удаленным от ППМ (цели) по линии заданного пути на расстояние 20 км, и по линии, перпендикулярной ЛЗП, на расстояние радиуса разворота самолета), и гаснет после прохода точки 3 разворота (точки касания окружности).



Второй раз сигнал ЗОНА выдается при полете на ЛЗП в маршрутном режиме на дальности 20 км до ППМ (цели) и гаснет после прохода НТ, когда на ПНП будут выданы дальность и заданный курс на последующий ППМ (аэродром);

  • цифровое табло № ЧК высвечивается при работе аппаратуры РСБН с навигационными и посадочными радиомаяками, а также в режиме МСН, если номера частотных каналов этих радиомаяков введены в РСБН с помощью пульта вручную.



  1. Назначение кнопок наборного поля:

  • кнопка ППМ предназначена для ручной смены промежуточных пунктов маршрута. Для полета на внеочередной ППМ необходимо в любой точке маршрута нажать кнопку ППМ, при этом на табло будет высвечиваться сигнал ППМ в проблесковом режиме, сигнализируя о необходимости завершения смены ППМ. После этого нажать кнопку с цифрой, соответствующей номеру ППМ, на который необходимо выполнить полет. При этом на левом цифровом индикаторе появится введенная цифра, а сигнал ППМ перейдет в режим постоянного свечения. Последующая смена ППМ (если не будет необходимости в изменении маршрута полета вручную) будет производиться автоматически. Полет на оперативные НТ (ППМ-7, ППМ-8) возможен только при ручной установке этих НТ;

  • кнопка АЭР предназначена для ручного выбора аэродрома, на который необходимо произвести полет. При нажатии в любой точке маршрута кнопки АЭР и соответствующей цифры (1, 2 или 3) полет на выбранный аэродром будет выполняться как на ППМ (без снижения).

Для полета на аэродром с посадкой необходимо при полете на основной аэродром нажать одну кнопку ВОЗВР, а для полета на запасные запрограммированные аэродромы необходимо последовательно нажать кнопки АЭР, номер запасного аэродрома (2 или 3) и ВОЗВР. При полете на аэродром как на ППМ, гаснет сигнал ППМ и начинает высвечиваться сигнал АЭР, а на левом цифровом индикаторе – номер аэродрома. При полете на аэродром с посадкой, кроме сигнала АЭР и номера аэродрома, высвечиваются сигналы ВОЗВР и КОМБИН.

При нажатии кнопки АЭР сигнал АЭР начинает высвечиваться в проблесковом режиме, а при нажатии кнопки с номером аэродрома сигнал АЭР переходит в режим постоянного свечения. Кнопка АЭР также используется при выставке ИК-ВК и коррекции курса по оси ВПП по информации от СУВ;

  • кнопки РМ и РМ РУЧ предназначены для ручного выбора запрограммированных РМ, с помощью которых осуществляется коррекция счисленных координат самолета по данным РСБН. Для ручного выбора РМ необходимо нажать кнопку РМ РУЧ, при этом загорается сигнализатор кнопки, затем нажать кнопку РМ, при этом на сигнальном табло сигнал РМ будет высвечиваться в проблесковом режиме, сигнализируя о необходимости завершения смены РМ. После этого нажать кнопку с цифрой выбранного РМ. При этом на правом цифровом индикаторе появится цифра выбранного РМ, а сигнал РМ перейдет в режим постоянного свечения. Для перехода на автоматический режим смены РМ необходимо вторично нажать кнопку РМ РУЧ, при этом сигнализатор кнопки гаснет;

  • кнопка УД предназначена для ввода угла доворота относительно направления полета, на котором включен режим повторного захода на цель.


Для ввода угла доворота нужно нажать кнопку УД, при этом гаснет сигнал РМ и правый цифровой индикатор, если они светились, а сигнал УДх30° начинает высвечиваться в проблесковом режиме. Затем нажать кнопку с цифрой, соответствующей углу доворота, деленному на 30° (УД вводится кратным 30°, например, для ввода УД=60° нажать кнопку с цифрой 2), при этом сигнал УДх30° переходит в режим постоянного свечения, а на правом цифровом индикаторе высвечивается цифра, соответствующая цифре нажатой кнопки;

  • кнопка УПР и кнопки с буквами М, К и П предназначены для выбора режима управления самолетом по заданному маршруту вручную. Для смены режима необходимо вначале нажать кнопку УПР, при этом сигнал УПРАВЛ начинает высвечиваться в проблесковом режиме. Затем нажать кнопку режима управления полетом М, К или П. При нажатии одной из этих кнопок на сигнальном табло будет высвечиваться один из сигналов МАРШР, КОМБИН, ПУТЕВ, а сигнал УПРАВЛ переходит в режим постоянного свечения.

После включения питания ПНК автоматически устанавливается путевой способ управления. Маршрутный и комбинированный способы управления устанавливаются вручную. Исключением является автоматическая выставка комбинированного способа при полете в режиме ВОЗВРАТ на аэродром посадки и при выполнении повторного захода на цель и аэродром посадки;

  • кнопка ВОЗВР предназначена для включения режима возврата при изменении запрограммированного маршрутного полета с возвращением на аэродром вылета или запасный запрограммированный аэродром.

При автоматическом включении (после прохода ППМ6) режима возврат на АЭР1 или при ручном его включении нажатием кнопки ВОЗВР, на табло сигнал ППМ гаснет, а АЭР, ВОЗВР и КОМБИН начинают высвечиваться, на левом цифровом индикаторе высвечивается 1, что свидетельствует о возврате на аэродром вылета.

При возвращении на запасный аэродром последовательно нажать кнопки АЭР, номер запасного аэродрома и ВОЗВР. В этом случае гаснет сигнал ППМ и начинают высвечиваться сигналы АЭР, ВОЗВР и КОМБИН, а на левом цифровом индикаторе – номер запасного аэродрома;

  • цифры от 0 до 9 кнопок наборного поля предназначены для цифрового набора № ЧК маяков, № запасных аэродромов, ППМ, УД и № РМ;

  • кнопка КОНТР РСБН предназначена для проверки работоспособности РСБН встроенным контролем в режимах НАВИГАЦИЯ, ПОСАДКА и МСН;

  • кнопка ЗНАК предназначена для включения режима опознавания самолета на экране ИКО радиолокационной станции наземного РМ;

  • кнопки ПЗ ЛЕВ и ПЗ ПРАВ предназначены для включения режима повторного захода на запрограммированный аэродром посадки или на вновь обнаруженную цель, с левым или правым разворотом. Повторный заход на вновь обнаруженную цель задается в момент пролета над целью нажатием кнопки ПЗ ЛЕВ (ПЗ ПРАВ). При нажатии кнопки должен загореться сигнализатор, информирующий о включении режима повторного захода, а на левом цифровом индикаторе высвечивается цифра 9.


Повторный заход на запрограммированный аэродром посадки задается нажатием кнопки ПЗ ЛЕВ (ПРАВ) на удалении от центра ВПП менее 20 км и после пролета его на удалении не более 8 км.

Выполнение повторного захода на вновь обнаруженную цель начинается через 10 сек после нажатия кнопки. Если в течение этих 10 сек летчик не задает направления захода, то заход будет выполняться перпендикулярно направлению полета в момент нажатия кнопки.

Чтобы выполнить заход на вновь обнаруженную цель под некоторым углом относительно направления полета, когда включен режим ПЗ, например, под углом 60°, необходимо нажать кнопки ПЗ ЛЕВ (ПЗ ПРАВ), УД и кнопку с цифрой 2.

При включении режима повторного захода заданный путевой угол Ψзпу отрабатывается в точку третьего разворота. При достижении точки третьего разворота при повторном заходе на цель Ψзпу отрабатывается для полета на цель, а при выполнении повторного захода на посадку Ψзпу = Ψвпп. На всех этапах полета в режиме ПЗ Ψзад отслеживает Ψзпу так, чтобы Ψзад был равен Ψзпу.

Повторный заход на вновь обнаруженную цель отменяется либо нажатием кнопки СБРОС, либо автоматически после пролета цели, если кнопка НТ РУЧ не нажата. При этом полет будет продолжаться на очередной ППМ и в том же режиме, что и до задания ПЗ. Отмена повторного захода на аэродром посадки производится только нажатием кнопки СБРОС, при этом полет будет выполняться по направлению ВПП (по курсу захода на посадку). При отмене режима повторного захода на кнопке ПЗ ЛЕВ (ПЗ ПРАВ) гаснет сигнализатор;

  • кнопка СБРОС предназначена для отмены режима повторного захода и возврата к предыдущему режиму управления, а также для подготовки схемы к вводу вручную ЧК радиомаяков в случае отказа БЦВМ и при полете на незапрограммированные радиомаяки (аэродромы);

  • кнопка Ψ+180° предназначена для изменения направления взлета или захода на аэродром посадки на направление, обратное запрограммированному;

  • кнопка НТ РУЧ предназначена для отмены автоматического управления полетом по заданной программе и выполнения режима визуальной коррекции. При нажатой кнопке НТ РУЧ (сигнализатор кнопки горит) обеспечивается выполнение визуальной коррекции и пролет ППМ (цели) по заданному направлению до тех пор, пока не будет вторично нажата эта кнопка. При вторичном нажатии сигнализатор кнопки гаснет и произойдет автоматическая смена ППМ. Полет будет выполняться на очередной ППМ и в том же режиме, который был до первого нажатия кнопки НТ РУЧ. При нажатой кнопке НТ РУЧ можно производить переключение ППМ вручную, для чего нажать кнопку ППМ и кнопку с № ППМ, на который необходимо выполнить полет. В случае сбоя индикации набранного параметра НТ операция по набору требуемого параметра повторяется.

Галетный переключатель режимов управления ПРОГРАМ, НАВИГ, ПОС, ВСТР,ИЗМ-РЕТР,РЕТР,ИЗМ на ПУ БЦВМ и РСБН предназначен для выбора режима управления аппаратурой РСБН и БЦВМ. При установке переключателя в положение ПРОГРАМ управление РСБН (выбор маяков, смена частотных каналов) при полёте по маршруту и выполнении посадки, а также смена ППМ производится автоматически от БЦВМ.


Перевод переключателя из положения ПРОГРАМ в любое другое означает переход к ручному управлению РСБН, при этом происходит блокирование режима РАДИОКОРРЕКЦИЯ.

При определении азимута и дальности относительно навигационного радиомаяка:

  • перевести переключатель режимов в положение НАВИГ;

  • установить переключатель УПР ЦВМ-ВВОД ЧК в положение ВВОД ЧК;

  • нажать кнопку СБРОС и набрать ЧК, соответствующий номеру РМ на ПУ БЦВМ-РСБН.

После определения азимута и дальности переключатель УПР ЦВМ-ВВОД ЧК установить в положение УПР ЦВМ, переключатель режимов перевести в положение ПРОГРАМ.

При отсутствии радиокоррекции и нахождении в зоне действия запрограммированного радиомаяка, для расширения порога использования информации от РСБН до дальности 250 км, необходимо на пульте БЦВМ-РСБН нажать кнопку РМ РУЧ и кратковременно кнопку ВИЗУАЛ КОРРЕКЦИЯ на приборной доске. После списания накопленной ошибки при счислении координат, на световом табло пульта загорится КОР РМ, отжать кнопку РМ РУЧ, порог использования информации сузится до 40 км.

В положении ПОС РСБН работает с посадочными радиомаяками, а при установке переключателя в любое из четырёх положений ВСТР, ИЗМ-РЕТР, РЕТР, ИЗМ аппаратура РСБН работает в режиме МСН. В положении РЕТР аппаратура работает в качестве привода, а в положении ИЗМ измеряется дальность и его положение (сторону) относительно взаимодействующего самолёта.

Задача встречи двух самолётов решается при установке переключателя режимов в положение ИЗМ-РЕТР на обоих самолётах, при этом аппаратура МСН обеспечивает взаимное определение дальности между самолётами и положение (сторону) другого самолёта относительно продольной оси.

При установке переключателя режимов в положение ВСТР аппаратура МСН решает задачу встречи двух самолётов (аналогично положению ИЗМ-РЕТР) в случае, когда на другом самолёте установлена аппаратура МСН типа ВСТРЕЧА в составе РСБН-6С и РСБН-7С.

Параметры МСН индицируются на ПНП. Дальность на счётчике дальности. Отклонение от нулевого пеленга определяется по вертикальной планке положения.

При автоматическом управлении РСБН на цифровом табло № ЧК не высвечивается, при установке переключателя в любое другое положение, кроме ПРОГРАМ, на табло высвечивается № ЧК маяка, с которым в данный момент работает РСБН.

Переключатель МАЯК НЕНАПР-НАПР предназначен для переключения РСБН на работу с ненаправленными или направленными навигационными радиомаяками.

Переключатель УПР ЦВМ-ВВОД ЧК предназначен для управления частотными каналами РСБН от БЦВМ (положение УПР ЦВМ) и обеспечения ручного ввода № ЧК (положение ВВОД ЧК).


  1. На пульте управления АРК-22 и ИК-ВК размещены:

  • переключатель КАНАЛЫ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, ППН для перестройки радиокомпаса на частотные каналы ПРС восьми аэродромов, частоты которых введены в АРК перед полётом. Каждое положение переключателя соответствует паре приводных радиостанций (ДПРМ и БПРМ).