Добавлен: 31.01.2019
Просмотров: 1432
Скачиваний: 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ХАКАССКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ –
ФИЛИАЛ ФГАОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Методические указания
к семинарским занятиям
Абакан
2010
УДК 94(470)
П17
Рецензент
С. А. Угдыжеков, канд. ист. наук, доц. каф. «Гуманитарные дисциплины» ХТИ – филиала СФУ
П17 Отечественная история : метод. указания к семинарским занятиям / сост. О. В. Папина ; Сиб. федер. ун-т, ХТИ – филиал СФУ. – Абакан : РИО ХТИ – филиала СФУ, 2010. – 36 с.
Предназначены для студентов специальностей 140211.65 «Электроснабжение», 279102.65 «Промышленное и гражданское строительство», 270115.65 «Экспертиза и управление недвижимостью», 190600.65 «Автомобили и автомобильное хозяйство», 150204.65 «Машины и технология литейного производства», 151001.65 «Технология машиностроения», 080801.65 «Прикладная информатика (в экономике)», 080802.65 «Экономика и управление на предприятии», 270205.65 «Автомобильные дороги и аэродромы» и направлений подготовки бакалавров 080500.62 «Менеджмент», 080100.62 «Экономика», 080800.62 «Прикладная информатика», 140200.62 «Электроэнергетика» очной и заочной форм обучения.
УДК 94(470)
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета ХТИ – филиала СФУ
© ХТИ – филиал СФУ, 2010
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Отечественная история» составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом специальностей негуманитарного профиля.
Современная система высшего образования направлена на формирование всесторонне развитой личности, что предполагает самостоятельность мышления, способность к саморазвитию и самореализации, развитие познавательных способностей. Компетентность современного специалиста обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми рыночной экономикой: необходимостью проявлять предприимчивость, инициативу, конкурентоспособность; умением гибко реагировать на конъюнктуру рынка, быстро выдвигать всевозможные решения и выбирать из них самое рациональное. В основу обучения специалистов в современном образовании заложен принцип самообучения и саморазвития. Реализация данного принципа всецело зависит от организации обучающимися самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Подготовка к семинарским занятиям является одной из форм самостоятельной работы студентов. Семинары проводятся с целью систематизации, конкретизации, углубления и контроля знаний, полученных студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с литературой. Работа на семинарах формирует у студентов ряд умений и навыков: самостоятельной работы с научной и справочной литературой, периодикой, развитие культуры речи, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, слушать других, правильно и конкретно формулировать и задавать вопросы.
Методические указания рассчитаны на 34 часа (17 семинаров). Для специальностей, учебным планом которых для семинаров отведено 17 часов (9 семинаров), выбор тем осуществляется преподавателем.
РАЗДЕЛ I
СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Цели:
1. Освоение методов, изучение понятия и классификации источников по отечественной истории.
2. Формирование знаний по эволюции, основным проблемам и направлениям отечественной историографии.
3. Рассмотрение методологии и практики исторической науки.
Семинарское занятие № 1
Тема: Сущность, формы и функции исторического знания
1. Источники и методы изучения истории России.
2. Историография Отечественной истории:
а) изучение истории России до революции 1917 г.;
б) советская историческая наука;
в) современное состояние исторической науки: проблемы и перспективы.
3. Методология и практика отечественной истории.
Методические рекомендации к семинару
Подготовка к семинарскому занятию предполагает освоение методов исторической науки: общенаучных, исторических и специальных. Изучение понятия и классификации исторических источников.
При анализе эволюции отечественной исторической науки следует обратить внимание на то, что в изучении отечественной истории можно выделить три периода: становление и развитие дореволюционной исторической науки: В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский; особенности советской исторической науки (приверженность принципам марксизма-ленинизма, формирование и развитие научных школ, проблематики отечественной истории); историческая наука на современном этапе: проблемы и перспективы развития.
Раскрытие вопроса о методологии и практике исторической науки предполагает анализ основных методологических принципов истории, методологических подходов (формационного, цивилизационного, теории модернизации).
Контрольные вопросы
1. Назовите основные методы изучения истории.
2. Раскройте понятие и классификацию исторических источников.
3. В чем особенности развития отечественной исторической науки?
4. Дайте характеристику современного состояния исторической науки в нашей стране.
5. Какие основные методологические принципы отечественной исторической науки вы можете привести?
Литература
Основная:
1. Дворниченко, А. Ю. Русская история с древнейших времен до наших дней / А. Ю. Дворниченко, Е. В. Ильин, Ю. В. Кривошеев, Ю.В.Тот. – 7-е изд. – СПб. : Лань, 2006. – 448 с.
2. История России с древнейших времен до наших дней. – М. : ТК «Велби», ЗАО «КноРус», 2008. – 544 с.
Дополнительная:
1. Деревянко, А. П. История России : учеб. пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – 2-е изд, перераб. и доп. – М. : Проспект, 2005. – 560 с.
2. Карпов, С. П. Историческая наука на современном этапе: состояние и перспективы развития / С. П. Карпов // Новая и новейшая история. – 2009. – № 5.
3. Проскурова, Н. А. Концепции цивилизации и модернизации в отечественной историографии / Н. А. Проскурова // Вопросы истории. – 2005. – № 3.
4. Скворцова, Е. М. История Отечества : учебник для вузов / Е. М. Скворцова, А. Н. Маркова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 854 с.
5. Стефанович, П. С. «История российская» В. Н. Татищева: споры продолжаются / П. С. Стефанович // Отечественная история. – 2007. – № 3.
РАЗДЕЛ II
ОТ
ДРЕВНЕЙ РУСИ К ОБРАЗОВАНИЮ
ЕДИНОГО
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
Цели:
1. Изучение особенностей становления и развития Древнерусской государственности, Руси в период феодальной раздробленности, становления русского централизованного государства.
2. Рассмотрение ключевых проблем отечественной историографии данного исторического периода.
Семинарское занятие № 2
Тема: Эволюция Древнерусской государственности
1. Восточные славяне в VI–IX вв.: общественно-политическое и экономическое развитие.
2. Причины и этапы формирования Древнерусского государства. Норманнская теория, антинорманизм.
3. Политическое устройство Киевской Руси.
4. Социально-экономическое развитие Древнерусского государства.
5. Принятие христианства на Руси: причины, ход, значение.
Дополнительные сообщения
1. Доклады по персоналиям (Олег Вещий, Княгиня Ольга, Владимир Красное солнышко, Ярослав Мудрый).
2. Русская Правда – первый свод законов.
Методические указания к семинару
Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. На него влияет множество факторов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. Вопрос о происхождении государственности на Руси освещался в различные периоды истории с учетом политических и династических факторов.
Киевская Русь в IX–XII вв. являлась одним из крупнейших государств европейского Средневековья. Русь сложилась и заняла «срединное» геополитическое положение в системе сопредельных цивилизаций: между католической Европой, арабским мусульманским Востоком, восточнохристианской Византийской империей, иудейским Хазарским каганатом, кочевниками-язычниками. Таким образом, в ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований.
Контрольные вопросы
1. Дайте характеристику общественно-политического и экономического строя восточных славян в VI–IX вв.
2. Назовите предпосылки, причины и особенности формирования Древнерусского государства.
3. Раскройте основные положения норманнской теории и ее критику антинорманнистами.
4. В чем особенности политического устройства Киевской Руси?
5. Дайте характеристику социально-экономического развития Киевской Руси.
6. Укажите причины принятия христианства Русью, осветите ход и значение христианизации Древнерусского государства.
Литература
Основная:
1. Дворниченко, А. Ю. Русская история с древнейших времен до наших дней / А. Ю. Дворниченко, Е. В. Ильин, Ю. В. Кривошеев, Ю.В.Тот. – 7-е изд. – СПб. : Лань, 2006. – 448 с.
2. История России с древнейших времен до наших дней. – М. : ТК «Велби», ЗАО «КноРус», 2008. – 544 с.
Дополнительная:
1. Арцибашева, Т. Н. Славяне – русы – варяги – кто они? / Т. Н. Арцибашева // Вопросы истории. – 2004. – № 1.
2. Богданов, А. П. Княгиня Ольга / А. П. Богданов // Вопросы истории. – 2005. – № 2.
3. Горский, А. А. К спорам по «варяжскому вопросу» / А. А. Горский // Российская история. – 2009. – № 4.
4. Деревянко, А. П. История России : учеб. пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – 2-е изд, перераб. и доп. – М. : Проспект, 2005. – 560 с.
5. История государственного управления России : учебник / Отв. ред. В. Г. Игнатов. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 608 с.
6. Кучкин, В. А. Формирование и развитие государственной территории восточных славян в IX-XIII вв. / В. А. Кучкин // Отечественная история. – 2003. – № 3.
7. Поляков, А. Н. Древнерусская цивилизация: вехи развития / А. Н. Поляков // Вопросы истории. – 2008. – № 9.
8. Рыжов, К. В. Еще раз о смысле и значении понятия «Русь» и «Русская земля» в летописях XII–XIII вв. / К. В. Рыжов // Вопросы истории. – 2001. – № 7.
9. Скворцова, Е. М. История Отечества : учебник для вузов / Е. М. Скворцова, А. Н. Маркова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 854 с.
10. Фомин, В. В. Ломоносов и Миллер: уроки полемики / В. В. Фомин // Вопросы истории. – 2005. – № 8.
11. Фомин, В. В. Народ и власть в эпоху формирования государственности у восточных славян / В. В. Фомин // Отечественная история. – 2008. – № 2.
Семинарское занятие № 3
Тема: Русь в эпоху феодальной раздробленности
1. Причины раздробленности.
2. Образование новых государственных центров:
а) Владимиро-Суздальское княжество;
б) Галицко-Волынское княжество;
в) Новгородская боярская республика.
3. Монголо-татарское нашествие.
4. Отражение агрессии шведских и немецких феодалов.
Дополнительные сообщения
1. Доклады по персоналиям (Александр Невский, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо).
2. Легендарные сражения (Невская битва, Ледовое побоище).
Методические указания к семинару
Согласно общепринятой точке зрения с середины XI–XII вв. Древнерусское государство вступило в новый этап своей истории – эпоху политической и феодальной раздробленности. Политическая система Руси приобретает полицентричный характер при сохранении символического значения Киева, обладание которым было формальным признаком «старейшинства» среди русских князей. Сочетание социально-экономических, географо-этнологических и духовных факторов определяет усиление дифференциации в административно-судебном устройстве, культуре, экономическом развитии отдельных земель.
В то же время в массовом и элитарном сознании сохранялись представления о Руси как едином территориальном и духовном целом, память о ее былом могуществе, что находило выражение в деятельности съездов князей, сходстве правовых систем, сохранении православия и единой для всей Руси церковной организации.
Западная Европа относительно безболезненно пережила эпоху феодальной раздробленности ввиду отсутствия сильной внешней агрессии. Для Руси в преддверии монголо-татарского нашествия падение обороноспособности оказалось роковым.
Контрольные вопросы
1. Назовите причины и хронологические рамки феодальной раздробленности.
2. Дайте характеристику основных политических центров Руси периода раздробленности.
3. Монголо-татарское нашествие на Русь: характер влияния на жизнь русского общества и последствия ига.
4. Отражение агрессии с запада: борьба с Тевтонским и Ливонским орденом.
Литература
Основная:
1. Дворниченко, А. Ю. Русская история с древнейших времен до наших дней / А. Ю. Дворниченко, Е. В. Ильин, Ю. В. Кривошеев, Ю.В.Тот. – 7-е изд. – СПб. : Лань, 2006. – 448 с.
2. История России с древнейших времен до наших дней. – М. : ТК «Велби», ЗАО «КноРус», 2008. – 544 с.
Дополнительная:
1. Валеев, Р. М. Торговля и товарно-денежные отношения Золотой Орды / Р. М. Валеев // Вопросы истории. – 2009. – № 4.
2. Вернадский, Г. В. Монголы и Русь / Г. В. Вернадский. – Тверь, М., 2004. – 480 с.
3. Деревянко, А. П. История России : учеб. пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – 2-е изд, перераб. и доп. – М. : Проспект, 2005. – 560 с.
4. История государственного управления России : учебник / Отв. ред. В. Г. Игнатов. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 608 с.
5. Скворцова, Е. М. История Отечества : учебник для вузов / Е. М. Скворцова, А. Н. Маркова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 854 с.
6. Хан, Н. А. Ярлык в традиции политической культуры Восточной Европы в XIV в. / Н. А. Хан // Вопросы истории. – 2004. – № 6.
Семинарское занятие № 4
Тема: Формирование русского централизованного государства
1. Причины и особенности образования русского централизованного государства.
2. Этапы политической централизации:
а) конец XIII – первая половина XIV в. усиление Московского княжества;
б) вторая половина XIV – начало XV в. – успешное развитие процесса объединения;
в) вторая четверть XV в. – феодальная война;
г) вторая половина XV – начало XVI в. образование единого централизованного государства.
3. Причины и условия возвышения Москвы. Теория пассионарности Л. Н. Гумилева.
4. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Правление Ивана III и Василия III.
Дополнительные сообщения
1. Доклады по персоналиям (Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III).
2. Легендарные сражения (Куликовская битва).
Методические указания к семинару
Процесс образования русского централизованного государства начался во второй половине XIII в. и завершился в начале XVI столетия. Местом развития великороссов и единой русской государственности становится Северо-Восточная Русь, представлявшая собой конгломерат самостоятельных княжеств с сильными центробежными тенденциями.
В это время была ликвидирована политическая независимость ряда важнейших русских княжеств и феодальных республик. К Москве были присоединены суздальско-нижегородские, ростовские, ярославские, тверские, новгородские земли, что означало образование единой государственной территории и начало перестройки политической системы, завершившейся установлением самодержавия в России.