Добавлен: 31.01.2019
Просмотров: 1433
Скачиваний: 4
Внутреннее и международное положение Российской империи, очевидный развал ее административной системы, взяточничество, беззаконие в органах центрального и местного управления обострили потребность в радикальной реорганизации системы власти, побудили к поискам более эффективного ее устройства. Эти процессы характеризовались столкновением консервативной, либерально-модернистской и радикально-модернистской концепций.
Контрольные вопросы
1. Дайте характеристику социально-экономического развития России в первой половине XIX в.
2. Какие преобразования произошли в системе государственного управления в эпоху Александра I?
3. Назовите причины возникновения движения декабристов?
4. Дайте характеристику деятельности, программным документам, тактике декабристов.
5. Дайте характеристику правления Николая I.
6. Раскройте основные направления внешней политики России в первой половине XIX в.
7. Развитие общественного движения в первой половине XIX в.
Литература
Основная:
1. Дворниченко, А. Ю. Русская история с древнейших времен до наших дней / А. Ю. Дворниченко, Е. В. Ильин, Ю. В. Кривошеев, Ю.В.Тот. – 7-е изд. – СПб. : Лань, 2006. – 448 с.
2. История России с древнейших времен до наших дней. – М. : ТК «Велби», ЗАО «КноРус», 2008. – 544 с.
Дополнительная:
1. Деревянко, А. П. История России : учеб. пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – 2-е изд, перераб. и доп. – М. : Проспект, 2005. – 560 с.
2. История государственного управления России : учебник / Отв. ред. В. Г. Игнатов. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 608 с.
3. История России XIX – начала XX в. / под ред. В. А. Федорова. – М., 1998. – 752 с.
4. Рахматуллин, М. А. Император Николай I глазами современников / М. А. Рахматуллин // Отечественная история. – 2004. – № 6.
5. Скворцова, Е. М. История Отечества : учебник для вузов / Е. М. Скворцова, А. Н. Маркова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 854 с.
Семинарское занятие № 10
Тема: Россия в эпоху великих реформ
1. Александр II Освободитель.
2. Отмена крепостного права и развитие сельского хозяйства в пореформенной России.
3. Преобразование в системе государственных учреждений:
а) судебная реформа;
б) земская реформа;
в) финансовая реформа;
г) военная реформа.
4. Реформы в образовании, печати.
5. Развитие промышленности в пореформенный период.
6. Правительственный курс 80–90-х годов XIX в. Александр III.
Методические указания к семинару
Ключевой фигурой XIX в. стал император Александр II. Он наиболее последовательно попытался осуществить модернизацию России. Однако масштабность предпринимаемых им перемен в условиях российской действительности с ее контрастность приводили к неизбежным просчетам. Россия, как всегда, одним рывком пыталась встать в ногу с ведущими странами мира, отставая при этом от них на несколько порядков.
«Реформы сверху» хотя и продумывались тщательно, однако при соприкосновении с российскими реалиями оказались заведомо неисполнимыми. Хотя путь к капитализму в России и был приоткрыт, однако перестройка привела к неожиданному для властей общественно-политическому эффекту. Вместо примирения и сотрудничества власть и общество вступили в состояние открытой войны. Первой ее жертвой пал сам Александр II, так и не понявший, за что его убили народовольцы. Такой оказалась для него цена реформ предпринятой по европейскому образцу демократизации страны. Поэтому Александр III и Николай II в целях самосохранения вынуждены были повернуть руль государственной машины резко вправо и так держать его даже тогда, когда это стало недопустимым, стоившим монархии жизни.
Контрольные вопросы
1. Назовите причины отмены крепостного права.
2. Дайте характеристику реформы отмены крепостного права, ее итоги и значение.
3. Какие реформы были проведены в 60–70-х гг. XIX в.? Значение реформ.
4. Дайте характеристику промышленного развития России в пореформенный период.
5. Укажите особенности правительственного курса Александра III.
Литература
Основная:
1. Дворниченко, А. Ю. Русская история с древнейших времен до наших дней / А. Ю. Дворниченко, Е. В. Ильин, Ю. В. Кривошеев, Ю.В.Тот. – 7-е изд. – СПб. : Лань, 2006. – 448 с.
2. История России с древнейших времен до наших дней. – М. : ТК «Велби», ЗАО «КноРус», 2008. – 544 с.
Дополнительная:
1. Бокарев, Ю. П. Еще раз о темпах роста промышленного производства в России в к. XIX – начале ХХ в. / Ю. П. Бокарев // Отечественная история. – 2006. – № 1.
2. Деревянко, А. П. История России : учеб. пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – 2-е изд, перераб. и доп. – М. : Проспект, 2005. – 560 с.
3. Захарова, Л. Г. Великие реформы 1860–1870-х гг.: поворотный пункт российской истории / Л. Г. Захарова // Отечественная история. – 2005. – № 4.
4. История государственного управления России : учебник / Отв. ред. В. Г. Игнатов. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 608 с.
5. История России XIX – начала XX в. / под ред. В. А. Федорова. – М., 1998. – 752 с.
6. Скворцова, Е. М. История Отечества : учебник для вузов / Е. М. Скворцова, А. Н. Маркова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 854 с.
Семинарское занятие № 11
Тема: Альтернативы российским реформам сверху.
Первая русская революция 1905–1907 гг.
1. Общественные движения во второй половине XIX в.:
а) народничество;
б) рабочее движение и распространение марксизма.
2. Русская революция 1905–1907 гг.:
а) причины и задачи революции;
б) основные события революции;
в) итоги революции.
3. Возникновение российского парламентаризма:
а) создание многопартийной системы (классификация партий, программы, тактика);
б) деятельность Государственной Думы.
Методические указания к семинару
Следствием промышленного переворота явилось создание новых классов – буржуазии и пролетариата, рождается рабочее и профсоюзное движение, возникают политические партии. В обществе формировалось понимание необходимости борьбы за политические права и свободы. Огромное влияние на политические умонастроения эпохи оказал марксизм, укрепивший свои позиции в связи с ростом рабочего движения. В начале ХХ в. в результате активной деятельности РСДРП в Россию переместился центр мирового рабочего революционного движения.
В начале ХХ в. обострился аграрный, рабочий, национальный вопросы. Самодержавие силами чиновников оказалось неспособным решить их, необходимо было привлечь к управлению не только талантливых государственных служащих старой России, но и новые силы общественных деятелей, преобразовать российскую государственность.
Контрольные вопросы
1. Дайте характеристику общественному движению в России во второй половине XIX в.
2. Назовите причины, характер и особенности первой русской революции.
3. Какие политические партии возникли в начале ХХ в.?
4. В чем заключались особенности программных документов и тактики действия политических партий?
5. Дайте характеристику деятельности Государственной Думы.
Литература
Основная:
1. Дворниченко, А. Ю. Русская история с древнейших времен до наших дней / А. Ю. Дворниченко, Е. В. Ильин, Ю. В. Кривошеев, Ю.В.Тот. – 7-е изд. – СПб. : Лань, 2006. – 448 с.
2. История России с древнейших времен до наших дней. – М. : ТК «Велби», ЗАО «КноРус», 2008. – 544 с.
Дополнительная:
1. Деревянко, А. П. История России : учеб. пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – 2-е изд, перераб. и доп. – М. : Проспект, 2005. – 560 с.
2. История государственного управления России : учебник / Отв. ред. В. Г. Игнатов. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 608 с.
3. История России XIX – начала XX в. / под ред. В. А. Федорова. – М., 1998. – 752 с.
4. Пушкарева, И. М. Возвращение к забытой теме: массовое рабочее движение в начале ХХ в. / И. М. Пушкарева // Отечественная история. – 2007. – № 2.
5. Скворцова, Е. М. История Отечества : учебник для вузов / Е. М. Скворцова, А. Н. Маркова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 854 с.
6. Туманова, А. С. Первая русская революция и провозглашение свободы союзов и собраний / А. С. Туманова // Отечественная история. – 2005. – № 5.
7. Тютюкин, С. В. Первая революция в России: взгляд через столетие / С. В. Тютюкин // Отечественная история. – 2004. – № 6.
РАЗДЕЛ V
СОВЕТСКАЯ РОССИЯ 1917–1991 гг.
Цели:
1. Изучение истории Советской России.
2. Формирование умений анализировать процессы, произошедшие в истории нашей страны.
Семинарское занятие № 12
Тема: Революция 1917 г. и гражданская война в России
1. Февральская революция 1917 г.
2. Кризисы власти (апрельский, июльский, корниловский мятеж).
3. Октябрьская революция 1917 г.
4. Гражданская война в России:
а) причины, этапы гражданской войны;
б) иностранная интервенция;
в) белое движение;
г) советское правительство в условиях гражданской войны;
д) причины победы большевиков.
Методические указания к семинару
Революционная ситуация начала 1917 г. привела к свержению самодержавия и установления двоевластия в стране. Перед политическими силами в стране открылись поистине безграничные возможности. Лидер большевиков В. И. Ленин, политический гений эпохи, обладал редкой способностью соединять разнохарактерные силы в единый поток и направлять его в нужный момент в необходимом направлении.
Отечественный либерализм, который мог быть реальным претендентом на политическую власть в стране, продемонстрировал свою полную недееспособность. Российские либералы не только не сумели воспользоваться представившимися возможностями, но почти тут же вступили в противоречие с массами по всему спектру насущных проблем. Крестьяне не получили землю, а народ не дождался мира. Поэтому приход к власти большевиков не был случайным фактом истории. Большевики сумели взять политический курс, отвечающий насущным потребностям страны и времени.
Контрольные вопросы
1. Раскройте причины, ход и значение февральской революции.
2. Какие кризисы власти произошли между февральской и октябрьской революцией?
3. Какие факторы способствовали захвату власти большевиками в октябре 1917 г.?
4. Назовите причины и этапы гражданской войны.
5. Дайте характеристику основным событиям гражданской войны.
6. Назовите причины победы большевиков.
Литература
Основная:
1. Дворниченко, А. Ю. Русская история с древнейших времен до наших дней / А. Ю. Дворниченко, Е. В. Ильин, Ю. В. Кривошеев, Ю.В.Тот. – 7-е изд. – СПб. : Лань, 2006. – 448 с.
2. История России с древнейших времен до наших дней. – М. : ТК «Велби», ЗАО «КноРус», 2008. – 544 с.
Дополнительная:
1. Герасименко, Г. А. Судьба демократической альтернативы в России 1917 г. и роль ее лидеров / Г. А. Герасименко // Вопросы истории. – 2005. – № 7.
2. Гребенкин, И. Н. Генерал Л. Г. Корнилов: штрихи к портрету / И. Н. Гребенкин // Отечественная история. – 2005. – № 4.
3. Деревянко, А. П. История России : учеб. пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – 2-е изд, перераб. и доп. – М. : Проспект, 2005. – 560 с.
4. Искандеров, А. А. Гражданская война в России: причины, сущность, последствия // А. А. Искандеров / Вопросы истории. – 2003. – № 10.
5. История государственного управления России : учебник / Отв. ред. В. Г. Игнатов. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 608 с.
6. Медушевский, А. Н. Причины крушения демократической республики в России 1917 г. / А. Н. Медушевский // Отечественная история. – 2007. – № 6.
7. Скворцова, Е. М. История Отечества : учебник для вузов / Е. М. Скворцова, А. Н. Маркова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 854 с.
8. Февральская революция 1917 г. в российской истории // Отечественная история. – 2007. – № 5.
Семинарское занятие № 13
Тема: Формирование и сущность советского строя
1. Формирование тоталитарного режима:
а) борьба с оппозиционными партиями;
б) внутрипартийные дискуссии и концентрация власти;
в) формирование тоталитарного режима;
г) политические репрессии.
2. Индустриализация страны.
3. Коллективизация сельского хозяйства.
4. Закрепление результатов социалистической реконструкции. Конституция СССР 1936 г.
5. Культурная революция.
Методические указания к семинару
Новый политический режим укрепился в стране в ходе Гражданской войны. При помощи репрессивно-политического аппарата происходило оформление однопартийной диктатуры. В ходе острой внутрипартийной борьбы утвердилась командно-административная система, получившая в дальнейшем название «тоталитаризм» или «сталинизм».
С утверждением тоталитарной системы были реализованы основные сталинские модели развития общества, формируется соответствующая политическая идеология. Укрепившийся репрессивный аппарат начинает проведение массовых репрессий, формируется «культ личности».
Контрольные вопросы
1. Каким образом происходила концентрация власти в руках Сталина?
2. Назовите признаки и основные этапы формирования тоталитарной системы в СССР.
3. Какая модель экономического развития была выбрана в конце 1920-х гг. и почему?
4. Какие положительные и отрицательные стороны процесса индустриализации и коллективизации вы можете назвать?
5. Укажите особенность культурной революции в СССР.
Литература
Основная:
1. Дворниченко, А. Ю. Русская история с древнейших времен до наших дней / А. Ю. Дворниченко, Е. В. Ильин, Ю. В. Кривошеев, Ю.В.Тот. – 7-е изд. – СПб. : Лань, 2006. – 448 с.
2. История России с древнейших времен до наших дней. – М. : ТК «Велби», ЗАО «КноРус», 2008. – 544 с.
Дополнительная:
1. Деревянко, А. П. История России : учеб. пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – 2-е изд, перераб. и доп. – М. : Проспект, 2005. – 560 с.
2. История государственного управления России : учебник / Отв. ред. В. Г. Игнатов. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 608 с.
3. Кирьянова, Е. А. Коллективизация центра России (1920–1937 гг.) / Е. А. Кирьянова // Отечественная история. – 2006. – № 5.
4. Куликова, Г. Б. Из истории формирования культа личности Сталина / Г. Б. Куликова // Отечественная история. – 2006. – № 1.
5. Курляндский, И. А. 1937 год – власть не от бога / И. А. Курляндский // Вопросы истории. – 2009. – № 10.
6. Скворцова, Е. М. История Отечества : учебник для вузов / Е. М. Скворцова, А. Н. Маркова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 854 с.
Семинарское занятие № 14
Тема: СССР в годы Великой Отечественной войны
1. Международные отношения во второй половине 1930-х гг.
2. СССР накануне войны.
3. Начальный период войны: причины поражения Красной Армии.
4. Коренной перелом в ходе военных действий.
5. Завершающий период войны.
6. Советский тыл в годы войны.
7. Отношения СССР и союзников.
8. Итоги войны.
Дополнительные сообщения
1. Великие полководцы (Г. Жуков, И. Конев, К. Рокоссовский).
2. Подвиг маленького человека…
Методические указания к семинару
Вторая мировая и Великая Отечественная война русского народа явилась самым масштабным военным конфликтом за всю историю человечества. Колоссальные потери людских и материальных ресурсов, борьба с фашисткой идеологией оказали огромное влияние на последующее развитие всего мирового сообщества.
Наибольший вклад в победу над фашисткой Германией сделал Советский Союз. Советская экономика и политическая система выдержали в эти годы беспощадный экзамен. Страна справилась с Германией и ее многочисленными союзниками практически без помощи держав антигитлеровской коалиции, подключившихся к большой войне лишь на ее исходе. Главной причиной победы стало превращение страны в общенародную, Отечественную. Показательным здесь является массовый героизм простых людей на фронте и в тылу.
Контрольные вопросы
1. Почему попытка создания системы коллективной безопасности в Европе накануне войны не увенчалась успехом?
2. Был ли готов Советский Союз к войне?