Файл: Методичка по истории.doc

Добавлен: 31.01.2019

Просмотров: 1418

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Назовите причины поражения Красной армии в начальный период войны.

4. Какие факторы способствовали коренному перелому в ходе военных действий?

5. Дайте характеристику деятельности тыла в годы войны.

6. Каким образом складывались отношения СССР и союзников на протяжении Второй мировой войны?

7. Назовите итоги войны.


Литература


Основная:

1. Дворниченко, А. Ю. Русская история с древнейших времен до наших дней / А. Ю. Дворниченко, Е. В. Ильин, Ю. В. Кривошеев, Ю.В.Тот. – 7-е изд. – СПб. : Лань, 2006. – 448 с.

2. История России с древнейших времен до наших дней. – М. : ТК «Велби», ЗАО «КноРус», 2008. – 544 с.

Дополнительная:

1. Васильев, А. Ф. Был ли в 1941 г. Советский Союз готов к войне? / А. Ф. Васильев // Вопросы истории. – 2005. – № 1.

2. Деревянко, А. П. История России : учеб. пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – 2-е изд, перераб. и доп. – М. : Проспект, 2005. – 560 с.

3. История государственного управления России : учебник / Отв. ред. В. Г. Игнатов. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 608 с.

4. Медведев, Ж. А. План «Барбаросса» / Ж. А. медведев, Р. А. Медведев // Вопросы истории. – 2002. – № 6.

5. Поляков, Ю. А. Великая победа 1945 г. и как ею распоряжались / Ю. А. Поляков // Отечественная история. – 2007. – № 3.

6. Скворцова, Е. М. История Отечества : учебник для вузов / Е. М. Скворцова, А. Н. Маркова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 854 с.

7. Случ, С. З. Сталин и Гитлер, 1933–1941: расчеты и просчеты Кремля / С. З. Случ // Отечественная история. – 2005. – № 1.


Семинарское занятие № 15


Тема: СССР во второй половине XX в.


1. СССР в 1953–1964 гг. Десятилетие Н. С. Хрущева:

а) борьба за власть после смерти Сталина;

б) ХХ съезд партии. Попытка демократизации общественно-политической жизни;

в) преобразования в экономике и социальной сфере;

г) внешняя политика в эпоху Н. С. Хрущева.

2. Эпоха застоя. Л. И. Брежнев:

а) смена политического курса, принятие Конституции 1977 г.;

б) экономическое и социальное развитие;

в) СССР в системе международных отношений.


Дополнительные сообщения


1. Доклады по персоналиям (Н. С. Хрущев, Л. И.Брежнев).


Методические указания к семинару


После смерти Сталина начинается давно назревший процесс постепенного ослабления тоталитарного сталинского режима. В эпоху Н. С. Хрущева происходила либерализация всей системы управления, не случайно этот период истории нашего государства назван «оттепелью». Однако процесс политической демократизации не был завершен, так как продолжала свое существование командно-административная система. Реформы социально-экономической сферы были направлены на дальнейшую децентрализацию управления, однако носили непродуманный и противоречивый характер.

Период середины 60 – середины 80-х гг. в исторической литературе получил название «застой». Происходит нарастание негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявились в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.



Контрольные вопросы


1. Дайте характеристику внутрипартийной борьбы после смерти Сталина.

2. Какие меры принимались руководством страны для либерализации и демократизации общественно-политической жизни?

3. Какое значение имел ХХ съезд КПСС в истории нашей страны?

4. Какие негативные тенденции проявились в экономической и политической жизни государства в период застоя?

5. Дайте характеристику внешнеполитическому курсу страны в годы правления Н. С. Хрущева и Л. И. Брежнева.



Литература


Основная:

1. Дворниченко, А. Ю. Русская история с древнейших времен до наших дней / А. Ю. Дворниченко, Е. В. Ильин, Ю. В. Кривошеев, Ю.В.Тот. – 7-е изд. – СПб. : Лань, 2006. – 448 с.

2. История России с древнейших времен до наших дней. – М. : ТК «Велби», ЗАО «КноРус», 2008. – 544 с.

Дополнительная:

1. Деревянко, А. П. История России : учеб. пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – 2-е изд, перераб. и доп. – М. : Проспект, 2005. – 560 с.

2. История государственного управления России : учебник / Отв. ред. В. Г. Игнатов. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 608 с.

3. Коваленко, С. Г. Реформы управления народным хозяйством СССР середины 1950-х – 1970-х годов / С. Г. Коваленко // Вопросы истории. – 2008. – № 6.

4. Мазур, Л. Н. Политика реконструкции российской древни (конец 1950-х–1980-е гг.) / Л. Н. Мазур //Отечественная история. – 2005. – № 3.

5. Скворцова, Е. М. История Отечества : учебник для вузов / Е. М. Скворцова, А. Н. Маркова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 854 с.

6. Томилин, В. Н. Кампания по освоению целинных и залежных земель в 1954–1959 гг. / В. Н. Томилин // Вопросы истории. – 2009. – № 9.

7. Шестаков, В. А. Политика Н.С. Хрущева в аграрной сфере: преемственность и новации/ В. А. Шестаков // Отечественная история. – 2006. – № 6.


Семинарское занятие № 16


Тема: Перестройка в СССР (1985–1991)


1. Предпосылки и причины перестройки.

2. Изменения в общественно-политической жизни государства:

а) политика гласности;

б) политическая реформа;

в) складывание многопартийной системы.

3. Экономические реформы.

4. Внешнеполитическая деятельность правительства.

5. Кризис перестройки и распад СССР.




Дополнительные сообщения


1. Доклады по персоналиям (М. С. Горбачев, Б. Н. Ельцин).


Методические указания к семинару


В 1985–1991 гг. М. С. Горбачевым была предпринята попытка широкомасштабной и комплексной трансформации советской системы государственного социализма, охватившая все сферы отношений: внутриполитическую, внешнеполитическую, социально-экономическую и культурную. Субъективной предпосылкой, оказавшейся решающей для осуществления этого кардинального переворота был приход в большую политику нового поколения руководителей: М. С. Горбачева, Э. А. Шеварнадзе, А. Н. Яковлева.

Стремление Горбачева сохранить основы прежней политической системы и руководящую роль КПСС были обречены на поражение. Либеральные реформы в рамках тоталитарного государства вели к его разрушению. Перестройка переросла в антикоммунистическую революцию, разрушившую Советский Союз.



Контрольные вопросы


1. Назовите предпосылки и причины перестройки.

2. Какие изменения произошли в общественно-политической жизни страны?

3. В чем сущность экономических реформ М. С. Горбачева?

4. Дайте характеристику концепции нового политического мышления.

5. Какие положительные изменения произошли во внешнеполитическом курсе страны.

6. Назовите причины распада СССР.


Литература


Основная:

1. Дворниченко, А. Ю. Русская история с древнейших времен до наших дней / А. Ю. Дворниченко, Е. В. Ильин, Ю. В. Кривошеев, Ю.В.Тот. – 7-е изд. – СПб. : Лань, 2006. – 448 с.

2. История России с древнейших времен до наших дней. – М. : ТК «Велби», ЗАО «КноРус», 2008. – 544 с.



Дополнительная:

1. Деревянко, А. П. История России : учеб. пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – 2-е изд, перераб. и доп. – М. : Проспект, 2005. – 560 с.

2. История государственного управления России : учебник / Отв. ред. В. Г. Игнатов. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 608 с.

3. История России в новейшее время. 1985–2009 гг. : учебник / А. Б. Безбродов, Н. В. Елисеева. – М. : Проспект, 2010. – 448 с.

4. Медведев, Р. А. Почему распался Советский Союз / Р. А. Медведев // Отечественная история. – 2003. – № 4, № 5.

5. Скворцова, Е. М. История Отечества : учебник для вузов / Е. М. Скворцова, А. Н. Маркова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 854 с.



РАЗДЕЛ VI

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 1991–2009 гг.


Цели:

1. Рассмотрение проблемы изменения политического и социально-экономического строя России в 1990- х гг.

2. Формирование умения анализировать современные общественно-политические и экономические процессы.


Семинарское занятие № 17


Тема: Изменение политического

и социально-экономического строя России


1. Формирование территории Российской Федерации:

а) взаимоотношения с субъектами;

б) чеченский кризис.

2. Эволюция российской государственности.

3. Социально-экономические реформы.

4. Внешняя политика России на современном этапе.


Методические указания к семинару


После распада союза на политической карте мира появилось новое государство – Российская Федерация. На протяжении последних двух десятилетий в нашей стране происходят сложные процессы преобразований. Потребность преодолеть технико-экономическую отсталость от ведущих стран Запада, толкает на дальнейшие преобразования в различных сферах жизни общества.


Контрольные вопросы


1. Какие трудности возникли во взаимоотношениях федерального центра с субъектами?

2. Дайте характеристику политической системы РФ.

3. Какие изменения произошли в экономической жизни общества?

4. Какие основные направления внешней политики в 1990–2000-х гг. вы можете назвать?


Литература


Основная:

1. Дворниченко, А. Ю. Русская история с древнейших времен до наших дней / А. Ю. Дворниченко, Е. В. Ильин, Ю. В. Кривошеев, Ю.В.Тот. – 7-е изд. – СПб. : Лань, 2006. – 448 с.

2. История России с древнейших времен до наших дней. – М. : ТК «Велби», ЗАО «КноРус», 2008. – 544 с.


Дополнительная:

1. Деревянко, А. П. История России : учеб. пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – 2-е изд, перераб. и доп. – М. : Проспект, 2005. – 560 с.

2. История государственного управления России : учебник / Отв. ред. В. Г. Игнатов. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 608 с.

3. История России в новейшее время. 1985–2009 гг. : учебник / А. Б. Безбродов, Н. В. Елисеева. – М. : Проспект, 2010. – 448 с.

4. Скворцова, Е. М. История Отечества : учебник для вузов / Е. М. Скворцова, А. Н. Маркова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 854 с.

5. Шейнис, В. Л. Конституция 1993 г. и российская политическая система / В. Л. Шейнис // Отечественная история. – 2008. – № 6.










ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 3

Раздел I. Сущность, формы и функции исторического знания 4

Занятие 1. Сущность, формы и функции исторического знания 4

Раздел II. От Древней Руси к образованию единого централизованного государства 5

Занятие 2. Эволюция Древнерусской государственности 6

Занятие 3. Русь в эпоху феодальной раздробленности 8

Занятие 4. Формирование русского централизованного государства 9

Занятие 5. Эпоха Ивана Грозного 11

Раздел III. Россия в XVIIXVIII вв. 13

Занятие 6. Россия в XVII в. Формирование абсолютной монархии 13

Занятие 7. Россия в эпоху петровских реформ 15

Занятие 8. Политическое и социально-экономическое развитие России в XVIII в. 17

Раздел IV. Становление индустриального общества в России

(XIX – начало XX в.) 19

Занятие 9. Социально-экономическое и политическое развитие России в первой половине XIX в. 19

Занятие 10. Россия в эпоху великих реформ 21

Занятие 11. Альтернативы российским реформам сверху. Первая русская революция 1905–1907 гг. 22

Раздел V. Советская Россия 1917–1991 гг. 24

Занятие 12. Революция 1917 г и гражданская война в России 24

Занятие 13. Формирование и сущность советского строя 26

Занятие 14. СССР в годы Великой Отечественной войны 28

Занятие 15. СССР во второй половине ХХ в. 29

Занятие 16. Перестройка в СССР (1985–1991) 31

Раздел VI. Российская Федерация 1991–2009 33

Занятие 17. Изменение политического и социально-экономического строя России 33















Учебное издание






ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ


Методические указания
к семинарским занятиям







Составитель

Папина Ольга Витальевна








Печатается в авторской редакции

Корректор Н. А. Решетникова


Подп. в печать 10.11.2010. Формат 60×84/16. Бумага тип. № 1

Усл. печ. л. 2,09. Уч.-изд. л. 1,8. Тираж 200 экз. Заказ С 74


Редакционно-издательский отдел Хакасского технического института –

филиала ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»

655017, Абакан, ул. Щетинкина, 27


Отпечатано в полиграфической лаборатории ХТИ – филиала СФУ

655017, Абакан, ул. Щетинкина, 27