Файл: Sudoustr_i_pravookhran_organy(2).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 1759

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

116

Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры, 

образовательные игры)

Основной целью обучающей игры является приобретение студен-

тами навыков правоприменительной деятельности в условиях, наиболее 
приближенных к их будущей практической работе. Ролевые игры позво-
ляют вовлечь в активную работу всех без исключения студентов учебной 
группы. Игровая составляющая и элементы состязания делают занятия 
увлекательными, повышают интерес к предмету, способствуют более 
тщательной подготовке студентов к занятиям.

В то же время следует учитывать, что проведение ролевых игр 

предполагает длительную тщательную подготовку и требует сравни-
тельно много времени.

Перед проведением обучающей игры преподавателю следует разъ-

яснить студентам цели предстоящей игры, сообщить, по какой фабуле она 
будет проводиться, предположительное время, которое займет игра, ос-
новные элементы сценария (последовательность действий участников), а 
также дать рекомендации по подготовке студентов к участию в игре. 

При проведении таких игр среди студентов распределяются роли 

(в зависимости от характера и сценария игры — судьи, прокуроры, ад-
вокаты и т.д.). При необходимости возможно введение дополнительных 
ролей или дублирование некоторых из ключевых ролей. В любом слу-
чае, несколько студентов должны играть роль «экспертов», задача кото-
рых — проанализировать ход обучающей игры, выявить положительные 
моменты и отметить ошибки, допущенные участниками.

По предложенной преподавателем фабуле дела студенты в зависи-

мости от исполняемой роли вырабатывают позицию, готовят необходи-
мые материалы, проекты выступлений, вопросы, реквизит.

В назначенный день проводится собственно обучающая игра. По 

окончании ролевой игры студентам предлагается принять участие в об-
суждении достоинств и недостатков каждого выступления. В заверше-
ние преподаватель подводит итоги, анализирует выступления участни-
ков и экспертов.

При изучении дисциплины «Судоустройство и правоохранительные 

органы» может быть рекомендовано проведение следующих обучающих 
игр: «Заседание квалификационной коллегии судей», «Заседание квали-
фикационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Феде-
рации», «Пресс-конференция работников суда» и др.

Работа с видео- и аудиоматериалами

 

Просмотр и последующее обсуждение видеозаписей об организа-

ции и деятельности судов и правоохранительных органов (в том числе 


background image

117

размещенных на официальных сайтах этих органов), учебных, докумен-
тальных фильмов, аудиоматериалов чрезвычайно оживляет учебный 
процесс, делает освоение дисциплины «Судоустройство и правоохрани-
тельные органы» наглядным и запоминающимся. 

На практических занятиях могут быть использованы видеоматери-

алы об организации и деятельности судов и правоохранительных орга-
нов, например, одно из интервью Председателя Верховного Суда Рос-
сийской Федерации В. М. Лебедева, размещенных на официальном сай-
те Верховного Суда РФ, отдельные учебные фильмы, подготовленные 
Телередакцией Объединенной редакции МВД России; документальный 
фильм «Три недели в государстве судей» о поездке судей Московского 
областного суда в Соединенные Штаты Америки и их знакомстве с рабо-
той Верховного суда штата Вермонт и др.

При проведении практических занятий по усмотрению препода-

вателя могут быть использованы и иные образовательные технологии: 
«Ученик в роли учителя», «Каждый учит каждого», «Мозаика (ажурная 
пила)», «Метод Сократа», ПОПС-формула, «Один — вдвоем — все вме-
сте», «Карусель», «Дерево решений», «Лестницы и змейки», мозговой 
штурм, дебаты, симпозиум и др.

Внеаудиторные методы обучения

Успешному усвоению основ организации и деятельности судов и 

правоохранительных органов будет способствовать посещение музеев 
(например, Музея истории Верховного Суда Российской Федерации, 
музея Московского городского суда, музея ФСБ РФ, Центрального му-
зея МВД РФ, Центрального музея Внутренних войск МВД России и т.д.), 
выставок (например, посвященных юбилею того или иного судебного 
органа и др.), мероприятий, проводимых различными государственны-
ми органами и общественными организациями.

Из внеаудиторных форм обучения следует особо отметить большие 

возможности научного студенческого кружка и юридической клиники.


background image

118

5. 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО

 

КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ

 

АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ

 

ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО4МЕТОДИЧЕСКОЕ

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 СТУДЕНТОВ

5.1.  Темы курсовых работ

1.  Конституционные основы судебной власти.
2.  Судебная власть и конституционная защита прав личности.
3.  Статус судей в РФ, соотношение со статусом присяжных и ар-

битражных заседателей.

4.  Судейский корпус: понятие, состав, единство статуса судей.
5.  Понятие и признаки судебной системы РФ.
6.  Арбитражные суды РФ, их система, задачи, полномочия.
7.  Суды общей юрисдикции: понятие, система, структура, полно-

мочия.

8.  Понятие судопроизводства как средства (формы) осуществле-

ния судебной власти.

9.  Понятие правосудия как содержания судебной власти. Его при-

знаки.

10.  Соотношение конституционного контроля и правосудия.
11. Суд как орган судебной власти (средства осуществления су-

дебной власти).

12.  Значение Конституции РФ для развития принципов право судия.
13.  Принципы правосудия: понятие, признаки, значение.
14.  Законность — основополагающий принцип правосудия.
15.  Основные гарантии независимости судей в РФ.
16. Судейское сообщество как организационная форма обеспе-

чения независимости судей (понятие, органы, порядок образования и 
полномочия).

17.  Федеральная служба судебных приставов (полномочия, струк-

тура и организация деятельности, виды и статус судебных приставов).

18.  Судебный департамент при Верховном Суде РФ (задачи, функ-

ции, полномочия, структура и организация деятельности).

19.  Правовые основы организации и деятельности прокурату ры РФ.
20.  Следственный комитет РФ: понятие, цели и функции.
21.  Статус прокурорских работников.
22.  Органы по выявлению и расследованию преступлений: систе-

ма, структура, основные функции.


background image

119

23.  Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.
24.  Основные направления деятельности прокуратуры (общая ха-

рактеристика).

25.  Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора как одного 

из направлений деятельности прокуратуры.

26.  Правоохранительная функция прокуратуры.
27.  Адвокатская деятельность и адвокатура: соотношение понятий 

и правовые основы.

28. Принципы организации и деятельности адвокатуры: понятие, 

характеристика.

29.  Адвокат и его статус.
30.  Формы адвокатских образований.
31.  Организационное строение адвокатуры.
32.  Понятие, функции и полномочия нотариата.
33.  Роль нотариата в обеспечении защиты прав и законных интере-

сов граждан и организаций.

5.2. Контрольные 

вопросы

1.  Предмет и система курса «Правоохранительные органы». Со-

отношение курса «Правоохранительные органы» с другими учебными 
дисциплинами.

2.  Законодательство о судоустройстве и правоохранительных ор-

ганах.

3.  Конституция Российской Федерации о судебной власти.
4.  Соотношение судебной власти с другими ветвями государ-

ственной власти.

5.  Формы реализации (функции) судебной власти.
6.  Суд как орган судебной власти.
7.  Понятие правосудия и его признаки, отличие от других форм 

государственной деятельности.

8.  Соотношение понятий «судебная власть», «правосудие», «судо-

производство».

9.  Понятие, значение и система принципов правосудия.
10.  Законность как принцип правосудия.
11.  Охрана прав и свобод человека и гражданина при осуществле-

нии правосудия.

12.  Осуществление правосудия только судом.
13. Независимость судей и подчинение их только Конституции 

Российской Федерации и федеральному закону.

14.  Участие граждан в отправлении правосудия.


background image

120

15.  Равенство всех перед законом и судом.
16.  Право на судебную защиту.
17.  Обеспечение доступа к правосудию.
18.  Право на получение квалифицированной юридической помощи 

при осуществлении правосудия.

19.  Состязательность и равноправие сторон.
20. Презумпция невиновности.
21.  Открытое разбирательство дел во всех судах (гласность в дея-

тельности судов).

22.  Язык судопроизводства и делопроизводства в судах.
23.  Судебная система Российской Федерации, ее структура и при-

знаки.

24.  Федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации, 

их соотношение.

25.  Система судов общей юрисдикции (общая характеристика).
26. Понятие судебных инстанций. Соотношение понятий «звено 

судебной системы» и «судебные инстанции».

27.  Понятие первой инстанции. Суды первой инстанции.
28. Понятие апелляционной инстанции. Суды апелляционной ин-

станции.

29.  Понятие кассационной инстанции. Суды кассационной инстанции.

30.  Понятие надзорной инстанции. Суд надзорной инстанции.
31.  Составы суда при рассмотрении дел в первой, апелляционной, 

кассационной и надзорной инстанциях.

32.  Районный суд. Понятие и полномочия.
33. Состав районного суда. Председатель районного суда, его 

права и обязанности.

34.  Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд горо-

да федерального значения, суд автономной области, суд автономного 
округа: состав, структура, полномочия.

35.  Президиум Верховного суда республики, краевого (областно-

го) суда, суда города федерального значения, суда автономной обла-
сти, суда автономного округа: порядок его образования и работы, пол-
номочия.

36.  Председатель Верховного суда республики, краевого (област-

ного) суда, суда города федерального значения, суда автономной обла-
сти, суда автономного округа, его полномочия.

37. Судебные коллегии Верховного суда республики, краевого 

(областного) суда, суда города федерального значения, суда автоном-
ной области, суда автономного округа: порядок их образования, полно-
мочия.