ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2020
Просмотров: 1759
Скачиваний: 1
116
Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры,
образовательные игры)
Основной целью обучающей игры является приобретение студен-
тами навыков правоприменительной деятельности в условиях, наиболее
приближенных к их будущей практической работе. Ролевые игры позво-
ляют вовлечь в активную работу всех без исключения студентов учебной
группы. Игровая составляющая и элементы состязания делают занятия
увлекательными, повышают интерес к предмету, способствуют более
тщательной подготовке студентов к занятиям.
В то же время следует учитывать, что проведение ролевых игр
предполагает длительную тщательную подготовку и требует сравни-
тельно много времени.
Перед проведением обучающей игры преподавателю следует разъ-
яснить студентам цели предстоящей игры, сообщить, по какой фабуле она
будет проводиться, предположительное время, которое займет игра, ос-
новные элементы сценария (последовательность действий участников), а
также дать рекомендации по подготовке студентов к участию в игре.
При проведении таких игр среди студентов распределяются роли
(в зависимости от характера и сценария игры — судьи, прокуроры, ад-
вокаты и т.д.). При необходимости возможно введение дополнительных
ролей или дублирование некоторых из ключевых ролей. В любом слу-
чае, несколько студентов должны играть роль «экспертов», задача кото-
рых — проанализировать ход обучающей игры, выявить положительные
моменты и отметить ошибки, допущенные участниками.
По предложенной преподавателем фабуле дела студенты в зависи-
мости от исполняемой роли вырабатывают позицию, готовят необходи-
мые материалы, проекты выступлений, вопросы, реквизит.
В назначенный день проводится собственно обучающая игра. По
окончании ролевой игры студентам предлагается принять участие в об-
суждении достоинств и недостатков каждого выступления. В заверше-
ние преподаватель подводит итоги, анализирует выступления участни-
ков и экспертов.
При изучении дисциплины «Судоустройство и правоохранительные
органы» может быть рекомендовано проведение следующих обучающих
игр: «Заседание квалификационной коллегии судей», «Заседание квали-
фикационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Феде-
рации», «Пресс-конференция работников суда» и др.
Работа с видео- и аудиоматериалами
Просмотр и последующее обсуждение видеозаписей об организа-
ции и деятельности судов и правоохранительных органов (в том числе
117
размещенных на официальных сайтах этих органов), учебных, докумен-
тальных фильмов, аудиоматериалов чрезвычайно оживляет учебный
процесс, делает освоение дисциплины «Судоустройство и правоохрани-
тельные органы» наглядным и запоминающимся.
На практических занятиях могут быть использованы видеоматери-
алы об организации и деятельности судов и правоохранительных орга-
нов, например, одно из интервью Председателя Верховного Суда Рос-
сийской Федерации В. М. Лебедева, размещенных на официальном сай-
те Верховного Суда РФ, отдельные учебные фильмы, подготовленные
Телередакцией Объединенной редакции МВД России; документальный
фильм «Три недели в государстве судей» о поездке судей Московского
областного суда в Соединенные Штаты Америки и их знакомстве с рабо-
той Верховного суда штата Вермонт и др.
При проведении практических занятий по усмотрению препода-
вателя могут быть использованы и иные образовательные технологии:
«Ученик в роли учителя», «Каждый учит каждого», «Мозаика (ажурная
пила)», «Метод Сократа», ПОПС-формула, «Один — вдвоем — все вме-
сте», «Карусель», «Дерево решений», «Лестницы и змейки», мозговой
штурм, дебаты, симпозиум и др.
Внеаудиторные методы обучения
Успешному усвоению основ организации и деятельности судов и
правоохранительных органов будет способствовать посещение музеев
(например, Музея истории Верховного Суда Российской Федерации,
музея Московского городского суда, музея ФСБ РФ, Центрального му-
зея МВД РФ, Центрального музея Внутренних войск МВД России и т.д.),
выставок (например, посвященных юбилею того или иного судебного
органа и др.), мероприятий, проводимых различными государственны-
ми органами и общественными организациями.
Из внеаудиторных форм обучения следует особо отметить большие
возможности научного студенческого кружка и юридической клиники.
118
5.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО
КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО4МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ
5.1. Темы курсовых работ
1. Конституционные основы судебной власти.
2. Судебная власть и конституционная защита прав личности.
3. Статус судей в РФ, соотношение со статусом присяжных и ар-
битражных заседателей.
4. Судейский корпус: понятие, состав, единство статуса судей.
5. Понятие и признаки судебной системы РФ.
6. Арбитражные суды РФ, их система, задачи, полномочия.
7. Суды общей юрисдикции: понятие, система, структура, полно-
мочия.
8. Понятие судопроизводства как средства (формы) осуществле-
ния судебной власти.
9. Понятие правосудия как содержания судебной власти. Его при-
знаки.
10. Соотношение конституционного контроля и правосудия.
11. Суд как орган судебной власти (средства осуществления су-
дебной власти).
12. Значение Конституции РФ для развития принципов право судия.
13. Принципы правосудия: понятие, признаки, значение.
14. Законность — основополагающий принцип правосудия.
15. Основные гарантии независимости судей в РФ.
16. Судейское сообщество как организационная форма обеспе-
чения независимости судей (понятие, органы, порядок образования и
полномочия).
17. Федеральная служба судебных приставов (полномочия, струк-
тура и организация деятельности, виды и статус судебных приставов).
18. Судебный департамент при Верховном Суде РФ (задачи, функ-
ции, полномочия, структура и организация деятельности).
19. Правовые основы организации и деятельности прокурату ры РФ.
20. Следственный комитет РФ: понятие, цели и функции.
21. Статус прокурорских работников.
22. Органы по выявлению и расследованию преступлений: систе-
ма, структура, основные функции.
119
23. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.
24. Основные направления деятельности прокуратуры (общая ха-
рактеристика).
25. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора как одного
из направлений деятельности прокуратуры.
26. Правоохранительная функция прокуратуры.
27. Адвокатская деятельность и адвокатура: соотношение понятий
и правовые основы.
28. Принципы организации и деятельности адвокатуры: понятие,
характеристика.
29. Адвокат и его статус.
30. Формы адвокатских образований.
31. Организационное строение адвокатуры.
32. Понятие, функции и полномочия нотариата.
33. Роль нотариата в обеспечении защиты прав и законных интере-
сов граждан и организаций.
5.2. Контрольные
вопросы
1. Предмет и система курса «Правоохранительные органы». Со-
отношение курса «Правоохранительные органы» с другими учебными
дисциплинами.
2. Законодательство о судоустройстве и правоохранительных ор-
ганах.
3. Конституция Российской Федерации о судебной власти.
4. Соотношение судебной власти с другими ветвями государ-
ственной власти.
5. Формы реализации (функции) судебной власти.
6. Суд как орган судебной власти.
7. Понятие правосудия и его признаки, отличие от других форм
государственной деятельности.
8. Соотношение понятий «судебная власть», «правосудие», «судо-
производство».
9. Понятие, значение и система принципов правосудия.
10. Законность как принцип правосудия.
11. Охрана прав и свобод человека и гражданина при осуществле-
нии правосудия.
12. Осуществление правосудия только судом.
13. Независимость судей и подчинение их только Конституции
Российской Федерации и федеральному закону.
14. Участие граждан в отправлении правосудия.
120
15. Равенство всех перед законом и судом.
16. Право на судебную защиту.
17. Обеспечение доступа к правосудию.
18. Право на получение квалифицированной юридической помощи
при осуществлении правосудия.
19. Состязательность и равноправие сторон.
20. Презумпция невиновности.
21. Открытое разбирательство дел во всех судах (гласность в дея-
тельности судов).
22. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах.
23. Судебная система Российской Федерации, ее структура и при-
знаки.
24. Федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации,
их соотношение.
25. Система судов общей юрисдикции (общая характеристика).
26. Понятие судебных инстанций. Соотношение понятий «звено
судебной системы» и «судебные инстанции».
27. Понятие первой инстанции. Суды первой инстанции.
28. Понятие апелляционной инстанции. Суды апелляционной ин-
станции.
29. Понятие кассационной инстанции. Суды кассационной инстанции.
30. Понятие надзорной инстанции. Суд надзорной инстанции.
31. Составы суда при рассмотрении дел в первой, апелляционной,
кассационной и надзорной инстанциях.
32. Районный суд. Понятие и полномочия.
33. Состав районного суда. Председатель районного суда, его
права и обязанности.
34. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд горо-
да федерального значения, суд автономной области, суд автономного
округа: состав, структура, полномочия.
35. Президиум Верховного суда республики, краевого (областно-
го) суда, суда города федерального значения, суда автономной обла-
сти, суда автономного округа: порядок его образования и работы, пол-
номочия.
36. Председатель Верховного суда республики, краевого (област-
ного) суда, суда города федерального значения, суда автономной обла-
сти, суда автономного округа, его полномочия.
37. Судебные коллегии Верховного суда республики, краевого
(областного) суда, суда города федерального значения, суда автоном-
ной области, суда автономного округа: порядок их образования, полно-
мочия.