Файл: Sudoustr_i_pravookhran_organy(2).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 1760

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

121

38.  Постоянное судебное присутствие.
39.  Военные суды. Понятие, система, полномочия.
40.  Гарнизонный военный суд. Состав и полномочия.
41.  Окружной (флотский) военный суд. Состав, структура, полно-

мочия.

42. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации. 

Состав, порядок формирования, полномочия.

43. Верховный Суд Российской Федерации. Структура и полно-

мочия.

44. Пленум Верховного Суда Российской Федерации. Состав и 

полномочия. Разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Феде-
рации по вопросам судебной практики, их значение.

45.  Президиум Верховного Суда Российской Федерации. Состав, 

порядок формирования, полномочия.

46.  Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации. 

Состав, порядок формирования, полномочия.

47. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его 

полномочия. Заместители председателя Суда. Председатели Судебных 
коллегий.

48. Мировые судьи. Понятие, порядок назначения (избрания) и 

полномочия.

49.  Арбитражные суды. Понятие, задачи, полномочия. 
50.  Система арбитражных судов Российской Федерации. 
51.  Конституционный Суд Российской Федерации. Место в судеб-

ной системе РФ. Состав суда. Полномочия.

52. Решения Конституционного Суда Российской Федерации, их 

юридическое значение.

53. Статус судей в Российской Федерации. Общая характерис-

тика.

54. Требования, предъявляемые к кандидатам на судейские долж-

ности.

55.  Независимость и неприкосновенность судьи. Недопустимость 

вмешательства в деятельность суда, гарантии.

56.  Порядок назначения судей.
57.  Приостановление и прекращение полномочий судьи.
58.  Судейское сообщество как организационная форма обеспече-

ния независимости судей. Органы и полномочия.

59.  Дисциплинарное судебное присутствие. Место в судебной си-

стеме. Состав суда. Полномочия.

60.  Судебный департамент при Верховном Суде Российской Фе-

дерации. Система и полномочия.


background image

122

61.  Федеральная служба судебных приставов. Система органов и 

полномочия.

62.  Органы предварительного расследования, понятия и виды. 
63.  Органы предварительного следствия. Их задачи, система, пол-

номочия.

64.  Органы дознания. Их задачи, система, полномочия.
65.  Оперативно-розыскная деятельность (ОРД). Понятие, задачи, 

органы, ее осуществляющие.

66. Прокуратура Российской Федерации: понятие, задачи, функ-

ции. Законодательство, регулирующее организацию и деятельность 
прокуратуры Российской Федерации.

67.  Понятие прокурорского надзора, отличие от других видов кон-

троля и надзора, отрасли прокурорского надзора.

68. Принципы организации и деятельности прокуратуры Россий-

ской Федерации.

69. Прокурорский надзор за исполнением законов (общий над-

зор). Предмет надзора и полномочия прокурора.

70.  Акты реагирования прокурора на нарушения закона. 
71.  Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. 

Предмет надзора и полномочия прокурора.

72.  Полномочия прокурора по надзору за законностью оперативно-

розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания.

73.  Полномочия прокурора по надзору в местах лишения свободы, 

местах содержания задержанных и заключенных под стражу.

74.  Участие прокурора в рассмотрении дел судами.

75.  Система и структура органов прокуратуры (основные положе-

ния).

76.  Военная прокуратура. Понятие, задачи, система. Иные специ-

ализированные прокуратуры.

77. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Состав и 

структура.

78.  Прокуратура субъекта Российской Федерации и приравненные 

к ней прокуратуры. Их состав.

79.  Прокуратура района и приравненные к ней прокуратуры. Их сос-

тав.

80.  Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должно-

сти прокуроров и следователей.

81.  Назначение прокуроров на должность, их подотчетность. Осно-

вания освобождения прокуроров от должности.

82. Генеральный прокурор Российской Федерации, порядок его 

назначения, полномочия.


background image

123

83.  Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности.
84.  Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре в 

Российской Федерации.

85.  Права и обязанности адвоката.
86. Статус адвоката.
87. Приостановление и прекращение статуса адвоката. Основа-

ния, порядок.

88.  Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Оказа-

ние адвокатами юридической помощи бесплатно.

89.  Формы адвокатских образований.
90.  Система органов адвокатского самоуправления в Российской 

Федерации.

91.  Министерство юстиции Российской Федерации и его органы 

на местах. Функции и полномочия Минюста России.

92.  Нотариат, функции, полномочия. Система органов нотариата.

5.3.  Модельные задания для текущего контроля
 

и промежуточной аттестации

 

по итогам освоения дисциплины

Модельные задания могут быть использованы как для проверки ка-

чества теоретических знаний, степени сформированности практических 
навыков и умений студентов по соответствующим разделам дисциплины 
«Судоустройство и правоохранительные органы», так и для проведения 
рубежного контроля по дисциплинарным модулям при использовании 
балльно-рейтинговой системы измерения и оценки образовательной 
деятельности студентов.

5.3.1.  Модельное задание по теме
  

«Принципы 

правосудия»

ВАРИАНТ I

Используемые образовательные технологии — работа в малых 

группах, решение казусов.

Содержание занятия

Аудитория делится на малые группы по 4 — 6 человек. Каждой из 

малых групп дается задание (казусы), направленное на проверку теоре-
тических знаний, степени сформированности практических навыков и 
умений по теме «Принципы правосудия». Задание (казусы) подбираются 
таким образом, чтобы была возможность проверить знания и сформиро-
ванность навыков по разным принципам. 


background image

124

Для решения казуса распределяются роли внутри каждой малой группы:

—  один студент (ведущий) — слушает своих коллег, фиксирует 

их аргументацию, принимает решение о варианте разрешения того или 
иного казуса, готовится к докладу группы и сообщает в общей аудито-
рии вариант разрешения казуса. В ходе обсуждения казуса ведущий не 
вправе предлагать свои собственные аргументы, а может лишь зада-
вать вопросы другим студентам из своей малой группы для уточнения 
позиции по казусу либо иные вопросы, направленные на проверку пра-
вильности разрешения казуса;

—  два студента (или три студента, если группа состоит из 6 чело-

век) — предлагают аргументацию и правовое обоснование для разреше-
ния казуса. Эти студенты являются «советниками» ведущего;

—  один студент (или два студента, если группа состоит из 6 чело-

век) не принимают непосредственного обсуждения при разрешении ка-
зуса, а готовят дополнительные вопросы для ведущих из других малых 
групп, которые они обязаны задать при выступлении в общей аудитории. 

На разрешение одного казуса отводится от 3 до 10 минут в зависи-

мости от его сложности. После его разрешения преподаватель меняет 
роли студентов в каждой малой группе.

Хронология проведения занятия 

(рассчитана на аудиторию

30 человек, то есть не более 5 малых групп).
1.  Проверка явки студентов на семинарское занятие — 5 минут.
2.  Распределение групп, организация рабочего пространства, 

детальное и подробное разъяснение содержания задания, распределе-
ние ролей в малых группах для разрешения каждого из задания (казуса), 
разъяснение общих принципов распределения баллов за дисциплинар-
ный модуль — 15 минут.

3.  Работа в малых группах — 20 минут для разрешения всех казу-

сов (в зависимости от содержания задания преподаватель определяет 
время для разрешения каждого из казусов).

4.  Доклад «ведущих» о разрешении казуса и ответы на подготов-

ленные вопросы студентов из других малых групп — 10 минут на одну 
малую группу.

5.  Подведение итогов — 10 минут.

ВАРИАНТ II

Используемые образовательные технологии — творческое зада-

ние, презентация проекта.

Предварительное задание студентам

Студентам предлагается в режиме домашнего задания найти в 

журнале «Бюллетень Верховного Суда РФ» (либо в любой справочно-


background image

125

правовой системе — «ГАРАНТ», «КонсультантПлюс», «Кодекс» и др.) 
пример из судебной практики (выдержку из решения, приговора, опре-
деления или постановления суда), который отражает какой-либо прин-
цип (принципы) правосудия. Студентам поручается четко выделить этот 
принцип (принципы), кратко раскрыть их содержание применительно к 
найденному решению и подготовить письменную и устную презентацию 
своего материала.

Содержание занятия

В ходе занятия заслушиваются презентации студентов по постав-

ленному перед ними предварительному заданию. На каждую презента-
цию отводится — 3-5 минут. По результатам презентации студенту могут 
быть заданы вопросы. Те студенты, которые не успели выступить со сво-
ими презентациями, сдают их тексты преподавателю для последующей 
проверки.

Возможно также распределение студентов на малые группы, с тем 

чтобы они делали такие презентации в малых группах, а по итогам такого 
обсуждения ведущие делают доклад о содержании обсуждавшихся при-
меров из практики перед всей аудиторией.

5.3.2.  Модельное задание по теме
 

  «Судебная система Российской Федерации»

ВАРИАНТ I

Используемая образовательная технология — составление слож-

ной схемы с участием всех студентов группы.

Содержание занятия

Перед студентами группы ставится задание составить схему су-

дебной системы РФ. Для этого последовательно по одному человеку 
студенты приглашаются к доске. Первый студент начинает чертить схе-
му, указывая один суд (одно звено); каждый следующий студент допол-
няет схему еще одним судебным органом. Составление схемы продол-
жается до полного ее завершения. Одновременно студентам предла-
гается дать краткие устные пояснения об основных нормативных актах, 
регулирующих организацию и деятельность того суда (судов), которым 
они дополнили схему, об основных полномочиях суда, о требованиях, 
предъявляемых к кандидатам на должность судьи данного звена. 

Затем по такой же методике составляется схема судов общей юрис-

дикции с указанием их структуры и схема арбитражных судов. 

Возможно также составление схемы органов судейского сообще-

ства, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Феде-
рации и Федеральной службы судебных приставов.