Файл: Sudoustr_i_pravookhran_organy(2).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 1753

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

126

ВАРИАНТ II

Используемые образовательные технологии — творческое зада-

ние, работа в малых группах, презентация проекта.

Содержание занятия

Аудитория делится на малые группы на 4 — 6 человек. Студентам 

каждой малой группы дается задание изучить предложенное препода-
вателем судебное решение, нарисовать схему судов общей юрисдикции 
либо арбитражных судов (в зависимости от характера решения) и отра-
зить в ней «движение» дела по звеньям судебной системы и судебным 
инстанциям.

Судебные решения подбираются таким образом, чтобы преподава-

тель имел возможность проверить знания студентов сразу по нескольким 
вопросам темы: например, три-четыре решения по делам, рассмотрен-
ным судами общей юрисдикции (по разным категориям дел — уголов-
ным, гражданским, административным), и одно-два решения по делам, 
рассмотренным арбитражными судами. 

Для выполнения задания распределяются роли между студентами 

внутри каждой малой группы:

—  один студент («художник») непосредственно при обсуждении 

группой задания не участвует, а самостоятельно готовит на доске схему 
соответствующей подсистемы судов с тем, чтобы в последующем в ней 
было показано движение дела по звеньям и инстанциям;

—  один студент («ведущий») — руководит обсуждением зада-

ния, фиксирует предложения и аргументы участников группы, прини-
мает решение о варианте выполнения задания, отмечает стрелками 
на подготовленной «художником» схеме движение дела по звеньям и 
инстанциям, готовится к докладу группы и сообщает в общей аудито-
рии вариант разрешения казуса. В ходе обсуждения ведущий не впра-
ве предлагать свои собственные суждения, а может лишь задавать 
вопросы другим студентам из своей малой группы для уточнения по-
зиции либо иные вопросы, направленные на проверку правильности 
решения;

—  остальные студенты группы («советники») предлагают реше-

ние задания, формулируют аргументацию и правовое обоснование ре-
шения.

В каждой группе может быть выделен один или два студента («кор-

респонденты»), которым поручается подготовить дополнительные во-
просы для «ведущих» из других малых групп. Эти вопросы задаются при 
выступлениях «ведущих» в общей аудитории.

На выполнение задания отводится от 10 до 15 минут в зависимости 

от его сложности. 


background image

127

5.3.3.  Модельные задания по темам:  «Организация
 

  выявления и расследования преступлений»,

 

  «Прокуратура Российской Федерации»,

 

  «Адвокатура в Российской Федерации», «Нотариат»

ВАРИАНТ I

Используемые образовательные технологии — творческое зада-

ние, работа в малых группах, презентация.

Предварительное задание студентам

Студентам предлагается в режиме домашнего задания найти:
—  (либо) в любой справочно-правовой системе («ГАРАНТ», «Кон-

сультантПлюс», «Кодекс» и др.) пример из судебной практики (выдержку 
из решения, приговора, определения или постановления суда), касаю-
щийся выполнения/невыполнения/ненадлежащего выполнения одним 
из вышеуказанных правоохранительных органов (или его представите-
лем) своих полномочий;

—  (либо) в любой справочно-правовой системе («ГАРАНТ», 

«КонсультантПлюс», «Кодекс» и др.) ведомственный акт (приказ Ге-
нерального прокурора РФ, Министерства юстиции РФ, решение ФАП 
и т.д.), касающийся организации деятельности либо реализации ка-
кого-либо полномочия одного из вышеуказанных правоохранитель-
ных органов. 

Студентам поручается четко выделить полномочие (и его наруше-

ние)/структуру и кратко раскрыть его/ее содержание применительно к 
найденному решению, а также подготовить письменную и устную пре-
зентацию своего материала.

Содержание занятия

В ходе занятия заслушиваются презентации студентов по постав-

ленному перед ними предварительному заданию. На каждую презента-
цию отводится до 3 минут. По результатам презентации студенту могут 
быть заданы вопросы. Те студенты, которые не успели выступить со сво-
ими презентациями, сдают их тексты преподавателю для последующей 
проверки.

Возможно также распределение студентов на малые группы, с тем 

чтобы они делали такие презентации в малых группах, а по итогам такого 
обсуждения ведущие делают доклад о содержании обсуждавшихся при-
меров из практики перед всей аудиторией.

ВАРИАНТ II

Используемая образовательная технология — направляемая дис-

куссия с участием всей группы.


background image

128

Содержание занятия

В ходе занятия преподаватель ставит на обсуждение какой-либо 

спорный вопрос для инициирования полемики. Для более продуктив-
ной работы, демонстрации значимости обсуждения преподаватель 
может прибегнуть к журнальным, газетным статьям, интервью, в ко-
торых затрагивается поставленный перед группой вопрос. К примеру, 
Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ создан След-
ственный комитет Российской Федерации — самостоятельный и не-
зависимый от прокуратуры РФ федеральный государственный орган. 
Между тем, по замыслу Концепции судебной реформы 1991 г., след-
ствие должно было быть реформировано иначе — путем создания еди-
ного следственного аппарата. Реализация этого плана предполагает 
упразднение следственных функций у МВД, ФСБ, ФСКН и прокурату-
ры. В чем, по мнению группы, положительная и отрицательная сторона 
этих реформ? Какой из названных вариантов, по мнению студентов, 
более привлекателен?

На обсуждение могут быть поставлены вопросы, не имеющие одно-

значного ответа. К примеру: возможно ли приобретения лицом статуса 
адвоката после того, как статус адвоката прекращен по порочащему 
основанию? Допустимо ли устанавливать в законодательстве запрет, 
который блокировал бы таким лицам возможность приобретать статус 
адвоката повторно?

Для более интенсивного обсуждения преподаватель может реко-

мендовать студентам провести сравнение с законодательством о стату-
се судей при прекращении у лица статуса судьи по порочащему основа-
нию и с законодательством о прокуратуре в случае увольнения прокуро-
ра по порочащему основанию.

5.4.  Модельные задания для контроля
 

самостоятельной работы студента по отдельным

 разделам 

дисциплины

1.

  Изучить и обобщить решения Конституционного Суда Россий-

ской Федерации за определенный год (или несколько лет). Установить: 
конституционность каких правовых норм, регулирующих организацию и 
деятельность судов и правоохранительных органов, вызывала сомнение 
у заявителей; какую позицию выразил Конституционный Суд РФ по этим 
вопросам.

При изучении каждой темы данное задание должно быть конкрети-

зировано: следует указать закон (законы), конституционность которого 
(которых) проверялась Конституционным Судом РФ.


background image

129

Студенты (индивидуально или в составе малых группы) изучают су-

дебную практику, готовят письменное обобщение и анализ

.

2.

  Проанализировать правовые позиции Европейского суда по 

правам человека.

При изучении каждой темы данное задание должно быть конкрети-

зировано применительно к вопросам темы. 

Пример задания на анализ правовой позиции Европейского суда 

по правам человека.

Подготовьте обобщение практики Европейского суда по прин-

ципу открытого разбирательства дел во всех судах (гласности судеб-
ного разбирательства). Рекомендуется изучить следующие реше-
ния Европейского суда по правам человека: «Ахсен против ФРГ» от 
08.12.1983г.; «Мозер против Австрии» от 21.09.2006; «Претто и другие 
против Италии» от 08.12.1983 г.; Хумматов против Азербайджана» от 
29.11.2007г.; «Волков против России» от 04.12.2007 г.; «Белашев про-
тив России» от 08.12.2008 г.

Студенты (индивидуально или по группам из 2

3 человек) изучают 

судебную практику Европейского суда, готовят письменное обобщение 
и анализ.

3. 

Кроме того, для контроля самостоятельной работы студента 

могут быть использованы модельные задания, приведенные в разделе 
3.4 настоящей программы для подготовки к практическим занятиям по 
отдельным разделам дисциплины.


background image

130

6.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
 УЧЕБНОЙ 

ДИСЦИПЛИНЫ

п

/

п

Наименование

раздела

 (

темы

)

учебной

 

дисциплины

Коды

формируемых

компетенций

Планируемый

 

результат

 

обучения

(

знания

умения

владение

 

компетенциями

)

1

Предмет

 

и

 

система

 

курса

  «

Судоустрой

-

ство

 

и

 

правоохрани

-

тельные

 

органы

»

ОК

-1,

ОК

-6,

ПК

-2,

ПК

-3,

ПК

-4,

ПК

-5,

ПК

-6,

ПК

-11,

ПК

-12

Знать

понятие

 

и

 

задачи

 

курса

  «

Судоустрой

-

ство

 

и

 

правоохранительные

 

органы

»; 

основ

-

ные

 

нормативные

 

правовые

 

акты

регулиру

-

ющие

 

организацию

 

и

 

деятельности

 

судов

органов

 

судейского

 

сообщества

Судебного

 

департамента

 

при

 

Верховном

 

Суде

 

РФ

ор

-

ганов

осуществляющих

 

предварительное

 

следствие

дознание

 

и

 

оперативно

-

розыскную

 

деятельность

прокуратуры

 

РФ

адвокатуры

 

и

 

нотариата

 

в

 

РФ

последовательность

 

изучения

 

вопросов

 

в

 

курсе

  «

Судоустройство

 

и

 

право

-

охранительные

 

органы

»; 

соотношение

 

курса

 

«

Судоустройство

 

и

 

правоохранительные

 

орга

-

ны

» 

с

 

другими

 

отраслями

 

науки

 

и

 

учебными

 

дисциплинами

: «

Теория

 

государства

 

и

 

права

», 

«

История

 

государства

 

и

 

права

 

России

», «

Кон

-

ституционное

 

право

 

РФ

», «

Административ

-

ное

 

право

 

РФ

», «

Гражданское

 

процессуальное

 

право

», «

Арбитражный

 

процесс

», «

Уголов

-

но

-

процессуальное

 

право

», «

Прокурорский

 

надзор

», «

Адвокатура

», «

Нотариат

»; 

значение

 

решений

 

Конституционного

 

Суда

 

РФ

Плену

-

ма

 

Верховного

 

Суда

 

РФ

 

и

 

Европейского

 

суда

 

по

 

правам

 

человека

 

для

 

правильного

 

разреше

-

ния

 

вопросов

 

судоустройства

 

и

 

деятельности

 

правоохранительных

 

органов

.

Уметь

:

 

назвать

 

круг

 

органов

 

и

 

организаций

изучаемых

 

дисциплиной

  «

Судоустройство

 

и

 

правоохранительные

 

органы

» (

раскрыть

 

пред

-

мет

 

курса

 

по

 

объему

); 

перечислить

 

вопросы

относящиеся

 

к

 

судам

 

и

 

правоохранительным

 

органам

изучаемые

 

в

 

курсе

 «

Судоустройство

 

и

 

правоохранительные

 

органы

» (

раскрыть

 

предмет

 

курса

 

по

 

содержанию

); 

привести

 

при

-

меры

 

общепризнанных

 

принципов

 

междуна

-

родного

 

права

общепризнанных

 

норм

 

между

-

народного

 

права

 

и

 

международных

 

договоров

 

РФ

содержащих

 

положения

 

об

 

организации

 

и

 

деятельности

 

судов

 

и

 

правоохранительных

 

органов

назвать

 

нормы

 

Конституции

 

РФ

ре

-

гулирующие

 

вопросы

 

организации

 

и

 

деятель

-

ности

 

судов

 

и

 

правоохранительных

 

органов