ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2020
Просмотров: 1789
Скачиваний: 1
126
ВАРИАНТ II
Используемые образовательные технологии — творческое зада-
ние, работа в малых группах, презентация проекта.
Содержание занятия
Аудитория делится на малые группы на 4 — 6 человек. Студентам
каждой малой группы дается задание изучить предложенное препода-
вателем судебное решение, нарисовать схему судов общей юрисдикции
либо арбитражных судов (в зависимости от характера решения) и отра-
зить в ней «движение» дела по звеньям судебной системы и судебным
инстанциям.
Судебные решения подбираются таким образом, чтобы преподава-
тель имел возможность проверить знания студентов сразу по нескольким
вопросам темы: например, три-четыре решения по делам, рассмотрен-
ным судами общей юрисдикции (по разным категориям дел — уголов-
ным, гражданским, административным), и одно-два решения по делам,
рассмотренным арбитражными судами.
Для выполнения задания распределяются роли между студентами
внутри каждой малой группы:
— один студент («художник») непосредственно при обсуждении
группой задания не участвует, а самостоятельно готовит на доске схему
соответствующей подсистемы судов с тем, чтобы в последующем в ней
было показано движение дела по звеньям и инстанциям;
— один студент («ведущий») — руководит обсуждением зада-
ния, фиксирует предложения и аргументы участников группы, прини-
мает решение о варианте выполнения задания, отмечает стрелками
на подготовленной «художником» схеме движение дела по звеньям и
инстанциям, готовится к докладу группы и сообщает в общей аудито-
рии вариант разрешения казуса. В ходе обсуждения ведущий не впра-
ве предлагать свои собственные суждения, а может лишь задавать
вопросы другим студентам из своей малой группы для уточнения по-
зиции либо иные вопросы, направленные на проверку правильности
решения;
— остальные студенты группы («советники») предлагают реше-
ние задания, формулируют аргументацию и правовое обоснование ре-
шения.
В каждой группе может быть выделен один или два студента («кор-
респонденты»), которым поручается подготовить дополнительные во-
просы для «ведущих» из других малых групп. Эти вопросы задаются при
выступлениях «ведущих» в общей аудитории.
На выполнение задания отводится от 10 до 15 минут в зависимости
от его сложности.
127
5.3.3. Модельные задания по темам: «Организация
выявления и расследования преступлений»,
«Прокуратура Российской Федерации»,
«Адвокатура в Российской Федерации», «Нотариат»
ВАРИАНТ I
Используемые образовательные технологии — творческое зада-
ние, работа в малых группах, презентация.
Предварительное задание студентам
Студентам предлагается в режиме домашнего задания найти:
— (либо) в любой справочно-правовой системе («ГАРАНТ», «Кон-
сультантПлюс», «Кодекс» и др.) пример из судебной практики (выдержку
из решения, приговора, определения или постановления суда), касаю-
щийся выполнения/невыполнения/ненадлежащего выполнения одним
из вышеуказанных правоохранительных органов (или его представите-
лем) своих полномочий;
— (либо) в любой справочно-правовой системе («ГАРАНТ»,
«КонсультантПлюс», «Кодекс» и др.) ведомственный акт (приказ Ге-
нерального прокурора РФ, Министерства юстиции РФ, решение ФАП
и т.д.), касающийся организации деятельности либо реализации ка-
кого-либо полномочия одного из вышеуказанных правоохранитель-
ных органов.
Студентам поручается четко выделить полномочие (и его наруше-
ние)/структуру и кратко раскрыть его/ее содержание применительно к
найденному решению, а также подготовить письменную и устную пре-
зентацию своего материала.
Содержание занятия
В ходе занятия заслушиваются презентации студентов по постав-
ленному перед ними предварительному заданию. На каждую презента-
цию отводится до 3 минут. По результатам презентации студенту могут
быть заданы вопросы. Те студенты, которые не успели выступить со сво-
ими презентациями, сдают их тексты преподавателю для последующей
проверки.
Возможно также распределение студентов на малые группы, с тем
чтобы они делали такие презентации в малых группах, а по итогам такого
обсуждения ведущие делают доклад о содержании обсуждавшихся при-
меров из практики перед всей аудиторией.
ВАРИАНТ II
Используемая образовательная технология — направляемая дис-
куссия с участием всей группы.
128
Содержание занятия
В ходе занятия преподаватель ставит на обсуждение какой-либо
спорный вопрос для инициирования полемики. Для более продуктив-
ной работы, демонстрации значимости обсуждения преподаватель
может прибегнуть к журнальным, газетным статьям, интервью, в ко-
торых затрагивается поставленный перед группой вопрос. К примеру,
Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ создан След-
ственный комитет Российской Федерации — самостоятельный и не-
зависимый от прокуратуры РФ федеральный государственный орган.
Между тем, по замыслу Концепции судебной реформы 1991 г., след-
ствие должно было быть реформировано иначе — путем создания еди-
ного следственного аппарата. Реализация этого плана предполагает
упразднение следственных функций у МВД, ФСБ, ФСКН и прокурату-
ры. В чем, по мнению группы, положительная и отрицательная сторона
этих реформ? Какой из названных вариантов, по мнению студентов,
более привлекателен?
На обсуждение могут быть поставлены вопросы, не имеющие одно-
значного ответа. К примеру: возможно ли приобретения лицом статуса
адвоката после того, как статус адвоката прекращен по порочащему
основанию? Допустимо ли устанавливать в законодательстве запрет,
который блокировал бы таким лицам возможность приобретать статус
адвоката повторно?
Для более интенсивного обсуждения преподаватель может реко-
мендовать студентам провести сравнение с законодательством о стату-
се судей при прекращении у лица статуса судьи по порочащему основа-
нию и с законодательством о прокуратуре в случае увольнения прокуро-
ра по порочащему основанию.
5.4. Модельные задания для контроля
самостоятельной работы студента по отдельным
разделам
дисциплины
1.
Изучить и обобщить решения Конституционного Суда Россий-
ской Федерации за определенный год (или несколько лет). Установить:
конституционность каких правовых норм, регулирующих организацию и
деятельность судов и правоохранительных органов, вызывала сомнение
у заявителей; какую позицию выразил Конституционный Суд РФ по этим
вопросам.
При изучении каждой темы данное задание должно быть конкрети-
зировано: следует указать закон (законы), конституционность которого
(которых) проверялась Конституционным Судом РФ.
129
Студенты (индивидуально или в составе малых группы) изучают су-
дебную практику, готовят письменное обобщение и анализ
.
2.
Проанализировать правовые позиции Европейского суда по
правам человека.
При изучении каждой темы данное задание должно быть конкрети-
зировано применительно к вопросам темы.
Пример задания на анализ правовой позиции Европейского суда
по правам человека.
Подготовьте обобщение практики Европейского суда по прин-
ципу открытого разбирательства дел во всех судах (гласности судеб-
ного разбирательства). Рекомендуется изучить следующие реше-
ния Европейского суда по правам человека: «Ахсен против ФРГ» от
08.12.1983г.; «Мозер против Австрии» от 21.09.2006; «Претто и другие
против Италии» от 08.12.1983 г.; Хумматов против Азербайджана» от
29.11.2007г.; «Волков против России» от 04.12.2007 г.; «Белашев про-
тив России» от 08.12.2008 г.
Студенты (индивидуально или по группам из 2
—
3 человек) изучают
судебную практику Европейского суда, готовят письменное обобщение
и анализ.
3.
Кроме того, для контроля самостоятельной работы студента
могут быть использованы модельные задания, приведенные в разделе
3.4 настоящей программы для подготовки к практическим занятиям по
отдельным разделам дисциплины.
130
6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
№
п
/
п
Наименование
раздела
(
темы
)
учебной
дисциплины
Коды
формируемых
компетенций
Планируемый
результат
обучения
(
знания
,
умения
,
владение
компетенциями
)
1
Предмет
и
система
курса
«
Судоустрой
-
ство
и
правоохрани
-
тельные
органы
»
ОК
-1,
ОК
-6,
ПК
-2,
ПК
-3,
ПК
-4,
ПК
-5,
ПК
-6,
ПК
-11,
ПК
-12
Знать
:
понятие
и
задачи
курса
«
Судоустрой
-
ство
и
правоохранительные
органы
»;
основ
-
ные
нормативные
правовые
акты
,
регулиру
-
ющие
организацию
и
деятельности
судов
,
органов
судейского
сообщества
,
Судебного
департамента
при
Верховном
Суде
РФ
,
ор
-
ганов
,
осуществляющих
предварительное
следствие
,
дознание
и
оперативно
-
розыскную
деятельность
,
прокуратуры
РФ
,
адвокатуры
и
нотариата
в
РФ
;
последовательность
изучения
вопросов
в
курсе
«
Судоустройство
и
право
-
охранительные
органы
»;
соотношение
курса
«
Судоустройство
и
правоохранительные
орга
-
ны
»
с
другими
отраслями
науки
и
учебными
дисциплинами
: «
Теория
государства
и
права
»,
«
История
государства
и
права
России
», «
Кон
-
ституционное
право
РФ
», «
Административ
-
ное
право
РФ
», «
Гражданское
процессуальное
право
», «
Арбитражный
процесс
», «
Уголов
-
но
-
процессуальное
право
», «
Прокурорский
надзор
», «
Адвокатура
», «
Нотариат
»;
значение
решений
Конституционного
Суда
РФ
,
Плену
-
ма
Верховного
Суда
РФ
и
Европейского
суда
по
правам
человека
для
правильного
разреше
-
ния
вопросов
судоустройства
и
деятельности
правоохранительных
органов
.
Уметь
:
назвать
круг
органов
и
организаций
,
изучаемых
дисциплиной
«
Судоустройство
и
правоохранительные
органы
» (
раскрыть
пред
-
мет
курса
по
объему
);
перечислить
вопросы
,
относящиеся
к
судам
и
правоохранительным
органам
,
изучаемые
в
курсе
«
Судоустройство
и
правоохранительные
органы
» (
раскрыть
предмет
курса
по
содержанию
);
привести
при
-
меры
общепризнанных
принципов
междуна
-
родного
права
,
общепризнанных
норм
между
-
народного
права
и
международных
договоров
РФ
,
содержащих
положения
об
организации
и
деятельности
судов
и
правоохранительных
органов
;
назвать
нормы
Конституции
РФ
,
ре
-
гулирующие
вопросы
организации
и
деятель
-
ности
судов
и
правоохранительных
органов