ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2020

Просмотров: 915

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Понятие и сущность участия прокурора в рассмотрении

гражданских и арбитражных дел судами


Прокурор, согласно требованиям процессуального законодательства, вправе участвовать в конституционном, уголовном, гражданском, арбитражном судопроизводствах, в том числе при рассмотрении судами дел о привлечении лиц к административной ответственности.

Основываясь на положении п. 3 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами.

Действующее законодательство выделяет четыре формы участия прокурора в судопроизводстве:

  1. инициирование возбуждения (рассмотрения) дела судом;

  2. вступление в процесс, начатый по инициативе иных лиц;

  3. обращение в суд о пересмотре судебных актов (в апелляционную, кассационную, надзорную инстанции);

  4. обращение в суд о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов ввиду вновь открывшихся обстоятельств.

Деятельность прокурора по участию в рассмотрении гражданских дел судами общей юрисдикции регулируют:

п. 3 ст. 1, ст.ст. 35, 37, 39 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»;

особая группа правовых норм, регламентирующих прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в части права на обращение в суд (п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

нормы общих положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предусмотренные ст. 9 («Участие в правотворческой деятельности», ст. 10 («Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений»);

ст. 45 ГПК РФ и иными нормами гражданского процессуального закона;

постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкорстан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан» от 18 июля 2003 г. № 13-П;

постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации» от 11 апреля 2000 г. № 6-П.

Правовое регулирование участия прокурора в суде при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности имеет следующие особенности. Полномочия прокурора по делам об административных правонарушениях определяются ст.ст. 24.6, 25.11, 29.7, 30.8, 30.10, 30.12 КоАП РФ. ГПК РФ не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и порядок рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях. Этот порядок с 1 июля 2002 г. устанавливает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Такое понимание подтверждено и постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» от 20 января 2003 г. № 2.


Деятельность прокурора по участию в рассмотрении гражданских дел арбитражными судами регулируют:

п. 3 ст. 1, ст. 35, 37, 39 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»;

особая группа правовых норм, регламентирующих прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в части права на обращение в суд (п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

нормы общих положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предусмотренные ст. 9 («Участие в правотворческой деятельности»), ст. 10 («Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений» Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

ст. 52 АПК РФ («Участие в деле прокурора»);

ч. 2 ст. 198 АПК РФ («Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными»);

ст.ст. 202, 207 АПК РФ (гл. 25 АПК РФ «Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности»), ст.ст. 24.6, 25.11, 29.7, 30.8, 30.10, 30.12 КоАП РФ. Арбитражный процессуальный кодекс РФ содержит в разделе III «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений» главу 25 «Рассмотрение дел об административных правонарушениях», поэтому правоприменение строится на сочетании норм АПК РФ и КоАП РФ с преимуществом норм АПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 202 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 25 АПК РФ и федеральным законом об административных правонарушениях;

иные нормы арбитражного процессуального закона.


Задачи, предмет, особенности организации участия

прокурора в суде, полномочия прокурора


Задачами участия прокурора в гражданском, арбитражном судопроизводствах являются:

обеспечение и укрепление законности;

защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина Российской Федерации;

защита общественных интересов (интересов неограниченного круга лиц);

защита государственных интересов;

обеспечение законности, обоснованности и правильности судебного акта;

предупреждение правонарушений.

Предметом участия прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел является:

правильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела;

доказанность судом обстоятельств, имеющих значение для дела;

соответствие выводов суда обстоятельствам дела;

соблюдение и правильное применение судом норм материального права или норм процессуального права.


Внешние пределы деятельности органов прокуратуры в гражданском и арбитражном судопроизводстве определяются согласно установленным законом основаниям для обращения прокуратуры в суд и процессуальным полномочиям прокурора.

Законность деятельности суда не составляет предмет прокурорского надзора.

Внутренние пределы деятельности прокурора в суде определяются тем, что стадия инициирования возбуждения (рассмотрения) дела судом в значительной мере реализуется во взаимодействии с прокурорами, осуществляющими надзор в иных сферах деятельности прокуратуры. Так, в предмет надзорной деятельности прокурора, участвующего в суде, не входят вопросы соблюдения законности при исполнении судебных актов. Исполнение требований законодательства при исполнении судебных актов составляет предметы прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов и прокурорского надзора за соблюдением законодательства пенитенциарной системой.

Общие полномочия прокурора в рассмотрении дел судами. В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

Прокуроры, участвующие в деле, обладают следующими общими полномочиями:

обращаться в суд согласно процессуальному законодательству;

вступать в процесс, начатый по инициативе иных лиц, согласно процессуальному законодательству;

знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, знать о принятых по данному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа, пользоваться иными процессуальными правами;

ходатайствовать перед судом об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации в случае, если при рассмотрении дела в любой инстанции прокурор придет к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, с запросом о проверке конституционности данного закона;


обжаловать судебные акты по основаниям, в порядке и форме, предусмотренным соответствующим процессуальным законодательством.

При вступлении прокурора в процесс, начатый по инициативе иных лиц, прокурор дает заключение.

Пределы полномочий прокурора, участвующего в суде:

не вправе заключать мировое соглашение;

не несет обязанности по уплате судебных расходов;

вправе отказаться от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица. В этом случае рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц;

не вправе истребовать у суда материалы гражданского и арбитражного дела.


Организация участия прокурора в гражданском

и арбитражном судопроизводстве


Согласно приказу Генерального прокурора Российской Федерации «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» от 7 мая 2008 г. № 84 организация и осуществление участия прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел осуществляется как специализированными, так и территориальными органами прокуратуры различных уровней. Обращение в суд, как следует из главы 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», присуще при осуществлении всех видов прокурорско-надзорной деятельности. Однако участие прокурора в суде осуществляется определенными прокурорами согласно распределению функциональных обязанностей. Так, в прокуратурах субъектов РФ создаются специализированные структурные подразделения по обеспечению участия прокуроров в судах общей юрисдикции, в арбитражных судах, в состав которых входят прокуроры, участвующие на различных стадиях судопроизводства. В зависимости от штатной численности это могут быть как смешанные структурные подразделения по участию прокуроров в гражданском и арбитражном суде, так и самостоятельные структурные подразделения.

Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел имеет организационные проблемы и особенности, связанные с установленной системой и структурой судов и с системой и структурой органов прокуратуры, в части реализации предметно-зонального принципа деятельности органов прокуратуры.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации1.


Действующее законодательство выделяет территориальные и специализированные суды, имеющие различные структуры, часто не совпадающие с установленной системой и структурой органов прокуратуры.

Так, структура судов общей юрисдикции построена согласно административному устройству России, что в целом совпадает со структурой территориальных органов прокуратур при трехзвенной структуре органов прокуратуры. Уровню прокуратуры района соответствуют судебные участки мировых судей, районные суды. На уровне прокуратуры субъекта Российской Федерации действуют суды субъекта РФ (верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов). На уровне Генеральной прокуратуры Российской Федерации — Верховный Суд Российской Федерации. Все названные судебные инстанции обладают правом рассмотрения дела по первой инстанции (ст.ст. 23, 26, 27 ГПК РФ), кроме того в районных судах рассматриваются дела в порядке апелляционного производства относительно актов мировых судей (гл. 39 ГПК РФ), в судах субъекта РФ, Верховном Суде Российской Федерации образованы кассационные, надзорные инстанции, рассматривающие законность судебных актов согласно, соответственно, ст.ст. 337, 377 ГПК РФ.

Система и структура арбитражных судов имеет существенные отличия от судов общей юрисдикции. В своей основе она построена согласно системе судебных инстанций, но за каждым арбитражным судом, за исключением апелляционных арбитражных судов, определены дела, подлежащие рассмотрению им по первой инстанции. Создаются арбитражные суды не в соответствии с административно-территориальным устройством Российской Федерации, а по округам, определенным Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ, при этом состав судебных округов может быть изменен федеральным законом; арбитражные суды субъектов Российской Федерации создаются федеральным законом.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах1.

При разрешении вопроса о возможности обращения в суд прокурору необходимо учитывать правила подведомственности и подсудности. Приведенные особенности правового регулирования требуют взаимодействия прокуроров.

Взаимодействие означает, что прокуроры, надзирающие в иных прокурорско-надзорных сферах, представляют проекты обращения в суд и материалы прокурорам, участвующим в суде. Окончательное решение об обращении в суд и обеспечении участия прокурора в суде принимается прокурором (заместителем прокурора) соответствующей прокуратуры. Взаимодействие территориальных и специализированных прокуратур осуществляется при невозможности, обусловленной местом нахождения, участия прокуроров спецпрокуратуры в суде. В этом случае обращение в суд направляется прокурором (заместителем прокурора) спецпрокуратуры, а в соответствующую территориальную прокуратуру направляется письмо о возможности обеспечения участия в рассмотрении этого дела в суде.