ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2020

Просмотров: 937

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реализуя полномочия опосредованного воздействия, прокурор вправе и обязан:

1) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

2) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.

Полномочия общей и частной направленности могут быть разновидностями рассмотренных выше групп полномочий непосредственного и опосредованного воздействия. В законе прямо указываются органы, в отношении которых то или иное полномочие может быть реализовано. Так, при изложении полномочий общей направленности в законе названы как органы дознания, так и органы предварительного следствия, а полномочий частной (отдельной) направленности — только один из указанных объектов надзора (ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Классификация по признаку направленности обусловлена разной степенью властности полномочий прокурора по отношению к различным объектам надзора.

Так, по отношению к дознавателю прокурор обладает полномочиями, содержащими надзорно-контрольные элементы, которые предоставляют ему возможность:

давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ.

Указанные полномочия заключают в себе императивное требование, адресованное дознавателям, исполнять все законные указания и требования прокурора. Такое прокурорско-надзорное правоотношение существенно отличается от аналогичного, складывающегося при реализации полномочий прокурора в рамках надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, которых законодатель наделил большей процессуальной самостоятельностью.


Организация прокурорского надзора

за исполнением законов органами, осуществляющими

дознание и предварительное следствие

Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия возлагается на руководителей прокуратур всех уровней. В составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур имеются специальные структурные подразделения (управления и отделы) по надзору за законностью процессуальной деятельности органов предварительного расследования. На эти структурные подразделения и их должностных лиц возлагаются обязанности по организации эффективной надзорной работы: информационно-аналитическое обеспечение, перспективное планирование, обоснованный выбор законодательных норм, исполнение которых будет проверяться, разработка методик проведения прокурорских проверок.


В прокуратурах районов и приравненных к ним прокуратурах обязанности по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия выполняются прокурором либо его заместителем (одним из заместителей).

На практике к проведению проверок привлекаются и иные оперативные сотрудники (помощники прокурора). Вместе с тем полномочия прокурора, предусмотренные ст. 37 УПК РФ, осуществляются исключительно прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами, а также вышестоящими прокурорами. Право подписи официальных документов, отражающих результаты надзорных проверок, а также актов прокурорского реагирования имеется только у прокуроров и их заместителей. Но это не исключает возможности составления проектов таких документов подчиненными им оперативными сотрудниками.

Правовой основой организации прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия являются подзаконные нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации. К основным нормативным правовым актам, определяющим общие вопросы организации и порядок осуществления надзорно-проверочной работы, относятся приказы Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» от 5 сентября 2011 г. № 277; «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» от 2 июня 2011 г. № 162; «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» от 10 сентября 2007 г. № 137; «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» от 27 ноября 2007 г. № 189; «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации» от 17 декабря 2007 г. № 200.

Генеральный прокурор Российской Федерации в своих приказах ориентирует подчиненных ему прокуроров на создание единой системы надзора, использование в полной мере имеющихся полномочий для эффективного надзора за законностью деятельности следственных органов с целью защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства и иных лиц.

В соответствии с требованиями Генерального прокурора Российской Федерации при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия прокуроры обязаны принимать исчерпывающие меры к выявлению и устранению выявленных нарушений закона. Прокурор должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы не только выявлять допущенные органами предварительного расследования нарушения, но и средствами прокурорского надзора исключать возможность их повторения в будущем.


На основе анализа результатов таких проверок совершенствуется методика прокурорского надзора в данной сфере. Обобщения материалов надзорной практики доводятся до сведения оперативных сотрудников органов прокуратуры путем:

проведения заседаний коллегий, координационных и оперативных совещаний;

подготовки и направления на места информационных писем, содержащих методические указания по организации и совершенствованию надзорной деятельности.

Издание Генеральным прокурором Российской Федерации приказов об организации прокурорского надзора за соблюдением законов в сфере предварительного расследования направлено на достижение наиболее эффективных, способов реализации надзорной функции в условиях ее недостаточной правовой регламентации.

Эту же цель преследуют и межведомственные указания, издаваемые прокурорами субъектов Российской Федерации совместно с руководителями соответствующих ведомств, уполномоченных осуществлять предварительное расследование.


Акты и иные средства прокурорского реагирования

Для устранения выявленных нарушений законности, причин и условий, которые им способствовали, обеспечения неизбежности привлечения лиц, допустивших указанные нарушения, к соответствующим видам ответственности могут применяться предусмотренные законом акты прокурорского реагирования и иные средства прокурорского реагирования.

К актам прокурорского реагирования, применяемым как в отношении органов дознания, так и в отношении органов предварительного следствия, относятся представление и постановление.

При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью прокурором не используются полномочия, специально предусмотренные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» для предупреждения нарушений закона, которые применяются при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, например предостережение, предусмотренное ст. 251 указанного Закона.

При применении актов прокурорского реагирования следует учитывать, что руководитель следственного органа осуществляет процессуальный контроль и процессуальное руководство подчиненными следователями при расследовании преступлений, прокурор же надзирает за исполнением законов следователями и не должен ограничивать их процессуальную самостоятельность.

Для устранения нарушений закона, допущенных органами дознания, прокурор обращается не к дознавателю, а к начальнику соответствующего органа дознания, соответственно, при нарушении закона следователями прокурор обращается к руководителю следственного органа.

Представление применяется прокурором в соответствии со ст.ст. 24, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Представление является универсальным актом прокурорского реагирования и поэтому может быть применено в отношении любого вида нарушения уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия самостоятельно либо одновременно с иными актами реагирования. Представление, как правило, применяется в виде итогового акта прокурорского реагирования, обобщая несколько однотипных нарушений закона. Однако иногда представление допустимо вносить и по единичным фактам нарушения закона, если они имеют существенный характер либо вызвали общественный резонанс. При осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, представление должно быть направлено на устранение и предупреждение нарушений законов либо на побуждение органов предварительного расследования к осуществлению законной деятельности, причем указанные цели могут преследоваться как по отдельности, так и все одновременно.


Путем внесения представления прокурор самостоятельно не устраняет выявленные нарушения, а действует опосредованно, обращаясь к руководителям органов предварительного расследования с требованием использовать имеющиеся у них полномочия по осуществлению ведомственного контроля.

Постановление является важным актом прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Согласно п. 25 ст. 5 УПК РФ постановление в досудебных стадиях — это решение прокурора, вынесенное при производстве предварительного расследования. Однако согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» постановления выносятся прокурором при осуществлении надзора как в стадии предварительного расследования, так и в стадии возбуждения уголовного дела.

Постановление как акт прокурорского реагирования, так же как и представление, может быть направлено на устранение и предупреждение нарушений законов, но прежде всего постановление направлено на побуждение органов предварительного расследования к осуществлению законной деятельности, связанной:

с проведением проверки сообщения о преступлении, принятием решения о возбуждении уголовного дела;

определением направления расследования, производством следственных и процессуальных действий;

применением, изменением и отменой мер пресечения;

рассмотрением жалоб участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, нижестоящего прокурора.

При осуществлении надзора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства прокурор вправе выносить постановления различных видов, к основным из которых относятся:

постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела;

постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;

постановление об отмене незаконного или необоснованного постановления нижестоящего прокурора, а также незаконного или необоснованного постановления дознавателя;

постановление о возвращении уголовного дела следователю или дознавателю для производства дополнительного расследования;

постановление об освобождении незаконно задержанного, лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока установленного УПК РФ;

постановление об отмене постановления о приостановлении либо о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.


Любое постановление прокурора должно быть мотивированным и отвечать установленным требованиям по форме и содержанию. Форма и содержание постановлений определяется нормами УПК РФ.

Посредством вынесения постановлений прокурор имеет возможность оперативно воздействовать на деятельность органов предварительного расследования, поскольку постановления прокурора могут немедленно и непосредственно устранить нарушения закона либо предупредить возможные нарушения. В иных случаях, предусмотренных законом, постановления должны незамедлительно рассматриваться компетентным органом или должностным лицом. Таким образом, применяя постановления, прокурор действует как непосредственно, самостоятельно устраняя выявленные нарушения, так и опосредованно, обращаясь к компетенции ведомственного руководства поднадзорного органа.

Для эффективного влияния на ход расследования преступления прокурор вправе давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий. Письменные указания по своей правовой природе в большей степени характерны для средств осуществления ведомственного контроля, поскольку существенно ограничивают процессуальную самостоятельность лица, осуществляющего предварительное расследование. Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации”» от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ прокурор был лишен права самостоятельно осуществлять предварительное расследование, руководить им и давать указания органам предварительного следствия. Тем не менее законодателем было сохранено право прокурора давать письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий дознавателю.

По целям применения письменное указание совпадает с таким средством реагирования, как постановление, и направлено на побуждение органов дознания к осуществлению законной деятельности. Письменные указания прокурора всегда обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания прокурора вышестоящему прокурору, но обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ст. 41 УПК РФ).

Письменное указание прокурор дает дознавателю по конкретному уголовному делу либо материалам доследственной проверки. Оно должно содержать императивное предписание о совершении тех или иных проверочных действий по материалу доследственной проверки, следственных и процессуальных действий по уголовному делу.

Письменные указания позволяют прокурору непосредственно и оперативно воздействовать на деятельность органов дознания. В основном письменные указания применяются для активизации дознания и не являются актом, непосредственно направленным на устранение нарушений, хотя и способствуют их предупреждению.