ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2020
Просмотров: 2081
Скачиваний: 22
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
внутренними
процессами в тракте, например тепловыми
шумами.
Шум
взвешенный
— шум, измеренный в диапазоне звуковых
частот прибором с селективной
(неравномерной) амплитудно- частотной
характеристикой.
Шум
оцифровки
— шум квантования (quantization
noise). Функция-разность
между исходным аналоговым сигналом и
его аппроксимирующей функцией,
построенной по результатам оцифровки.
То есть шум, появляющийся при квантовании
в результате округления амплитуды
сигнала до ближайшего уровня.
Шумопонижение
— улучшение качества звуко или
видеозаписи путем снижения шумов и
помех.
Эквалайзер
(EQ, equalizer —
выравниватель, корректор) — устройство
или программа, позволяющая проводить
коррекцию частот сигнала, т. е. независимо
регулировать коэффициенты усиления
различных участков частотного диапазона
сигналов. Эквалайзеры подразделяются
на графические и параметрические.
Эффект-процессор
— аппаратный модуль или специализированная
программа, построенная на использовании
сигнального процессора (см. DSP)
и предназначенная для
наложения на сигнал различных звуковых
эффектов.
Эхо
(echo)
— отраженная с задержкой
во времени волна.
AAC
(Advanced Audio Coding)
— технология кодирования
(сжатия) звуковых сигналов.
A-weighting
— частотный фильтр,
накладываемый при усреднении сигнала
(обычно методом RMS), при
котором в качестве весовой функции
берется функция слышимости среднего
человеческого уха. Эта функция
учитывает, что наиболее слышимы частоты
1—10 кГц. Поэтому функция близка к 0 дБ
на этом участке и спадает по краям
звукового диапазона.
AC-3
(Acoustic Coding 3)
— система акустической компрессии
звука.
AEC
(Acoustic Echo Cancellation)
— подавление акустического
эха. Возможность микрофона (в том числе
в составе телефона). Реализуется
процессором эхоподавления (echo
cancellation processor), который
распознает эхо и вычитает его из сигнала.
Обычно применяется адаптивный подавитель,
который обучается распознаванию.
Обучение производится довольно быстро,
примерно
за 50 мс, и этот интервал называется
временем конвергенции (convergence
time).
AEC/EBU
— формат двухканального
студийного цифрового интерфейса, также
известный как AES3.
Рекомендован в 1992 г. для
передачи аудиосигналов. Используется
балансная линия передачи, разъем XLR.
ADPCM
(Adaptive Differential Pulse Code Modulation)
— адаптивная разностная
импульсно-кодовая модуляция. Способ
цифрового кодирования и сжатия
аналогового сигнала, когда отсчеты
записываются не в абсолютной форме, а
в виде относительных изменений амплитуды
сигнала (запись приращения значений
амплитуды). Запоминается (округленная)
разность между текущим значением и
значением, предсказанным на основе
экстраполяции. Для квантования
используется обычно 4 бита. Указанная
операция позволяет уменьшить общий
размер оцифрованного сигнала, однако
не позволяет точно представить сигналы
с быстро меняющейся амплитудой. Широко
применяется для сжатия речи, обычно
для PCM файла.
ANSI
(American National Standards Institute)
— Американский национальный
институт стандартов, разрабатывает
промышленные стандарты.
Anti-skin/Anti-shock
— система противоударной
защиты («анти- шок») от сбоев воспроизведения
CD и MD,
использующая в том числе
электронный буфер памяти (до 20 Мб).
Обычно указывается время, в течение
которого данные поступают из буфера
(до 100 сек).
API
(Application Programming Interface)
— прикладной программный
интерфейс. Набор подпрограмм или
функций, посредством вызова которых
программа или приложение приказывает
операционной системе выполнить
определенную работу.
ASIO
(Audio Stream Input Output)
— система ввода и вывода
аудиопотока. Технология (интерфейс)
быстрого обмена между памятью компьютера
и цифровым звуковым устройством,
разработанная фирмой Steinberg.
Используется для
оптимизации аппаратных средств при
использовании музыкального программного
обеспечения.
ATRAC
(Adaptive Transform Acoustic Coding)
— алгоритм, предложенный
фирмой Sony для
адаптированного кодирования при записи
звука в сжатой форме на мини-диск.
201
189
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
Attenuation
— ослабление сигнала
при приеме или записи слишком сильных
сигналов.
Bi-amping
(Bi-amplify)
— схема подключения АС,
при которой ее каждая полоса (или
динамик) управляется отдельным каналом
усилителя; то есть для пары двухполосных
акустических систем требуются два
стереофонических усилителя и два
комплекта проводов для каждой
акустической системы.
Bias
— высокочастотный сигнал,
используемый в аналоговой магнитной
звукозаписи для повышения точности
записи аудиосигнала, генерируется
bias-осцилятором.
Bi-wiring
— схема подключения АС,
в которой каждая ее полоса подключается
отдельным кабелем к одному усилителю.
Нужно иметь АС с двумя комплектами
входов и разделяющим кроссовером.
BNC
(Bayonet Neil-Concelman, bayonet
— штык;
Neil
и Concelman
— фамилии разработчиков)
— байонетный (т. е. фиксирующийся
небольшим поворотом) металлический
разъем для коаксиальных кабелей.
BPM
(Beats per Minute)
— количество ударов в
минуту. Распространенный и удобный
способ измерения темпа.
CCIR
(Commission Consultativ International de Radiodiffusion)
— международная комиссия
по стандартизации для радиовещания
и телевидения.
CD
(Compact
Disc) —
компакт диск.
CD-DA
(CD
Digital Audio, он
же Audio
CD) —
стандарт на формат цифрового аудио
на CD. PCM звук
имеет параметры 16 бит и 44,1 кГц. Стандарт
относится к 1980 г. и разработан компаниями
Sony и Philips.
Codec
(Compression/Decompression algorithm)
— аппаратный модуль или
программный блок, предназначенный для
кодирования/декодирования (или
компрессии/декомпрессии) данных.
Cross-talk
cancelation
(перекрестное подавление)
— технология, при которой звук,
приходящий, например, с левого канала,
слышен только левым ухом. Легко
реализуется на наушниках, но сложно на
колонках.
DAC
(Digital to Analog Converter)
— ЦАП, цифро-аналоговый
преобразователь.
DAT
(Digital Audio Tape)
— система цифровой
магнитной записи звука на магнитную
ленту.
202
DIN-5
разъем
— круглый 5-контактный разъем.
Используется, например, для
MIDI-аппаратуры
и AT-клавиатуры.
miniDIN —
разъем, используемый для PS/2-клавиатуры.
Dithering
— искусственное
подмешивание к звуковому сигналу
псевдослучайного белого шума, в
результате чего шум квантования
рассеивается по спектру сигнала.
Dolby
Digital (DD) —
стандарт записи звука для систем
домашнего кинотеатра, технология
цифрового кодирования звука, разработанная
фирмой Dolby Laboratories. Является
дальнейшей разработкой системы
Dolby Surround Pro Logic и
включает в себя 6 каналов для записи
звука. Многоканальный звук записывается
цифровым способом.
Dolby
HX Pro —
система динамической регулировки тока
под- магничивания при магнитной
звукозаписи, обеспечивающая лучшую
запись высоких частот.
Dolby
NR System —
система шумопонижения
(Noise
Reducing) Долби
(компадерный шумоподавитель). Имеет
модификации B, C и
S, которые
обеспечивают увеличение отношения
сигнал/шум на 10, 15 и более 20 дБ
соответственно.
DSP
(Digital Signal Processor)
— цифровой сигнальный
процессор. Специализированный
процессор, предназначенный для
высокоскоростной обработки сигналов
(аудио, видео, коммуникационных).
DTS
(Digital Theatre Sound)
— формат звука,
использующийся при записи кинофильмов
и создающий новые звуковые эффекты
(шестиканальный звук).
DVD
(Digital Versatile Disc)
— цифровой многофункциональный
диск.
DVD-ROM
— формат данных,
базирующийся на стандарте DVD,
использует UDF-формат
файла и вмещает до 4,7 Гб данных на
каждом диске.
Dubbing
— перезапись с одного
аппарата на другой звуковых (Audio
Dubbing) или
видео
(Video
Dubbing) файлов.
Duration
— длительность звучания
ноты в MIDI.
Dynamic
Range —
динамический диапазон.
EBU
(European Broadcasting Union)
— Европейский союз
вещания; занимается всеми вопросами
радиовещания в Европе, включая
стандартизацию.
EIA
(Electronic Industries Association)
— Электронная промышленная
ассоциация США, разрабатывает стандарты
на элек
189
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
тронную
аппаратуру.
ECC
(Error Correction Code)
— код коррекции ошибок.
FAQ
(Frequently Asked Questions)
— список часто задаваемых
вопросов по какой-то определенной теме.
Составляется либо отдельным человеком,
либо группой людей, как правило,
специалистами в данной области.
Русский вариант — ЧаВо (Часто задаваемые
Вопросы и ответы на них).
Freeware
— способ распространения
программного обеспечения, при котором
любой пользователь может свободно
скопировать и использовать программу.
Frequency
Range —
диапазон пропускания частот.
Full
duplex —
полный дуплекс.
G9
— 9-контактный DIN-разъем.
HDR-2
— двухигольчатый разъем
цифрового выхода на корпусе CD-ROM.
HDCD
(High Definition Compatible Digital)
— формат CD
аудио (от компании Pacific
Microsonic) более высокой
разрядности (от 20 бит), чем у CD-DA.
Используется формат
CD-DA и
служебные сектора для записи
инструкций по обработке данных в
звуковых секторах. Должен применяться
специальный аппаратный плейер. При
недостаточной мощности процессора
плейер не успевает иногда правильно
обрабатывать аудиопоток.
HF-Modulator
— ВЧ-модулятор.
HF-Signal
— ВЧ-сигнал.
Hi-End
— аудио или видеоаппаратура
высшего класса.
Hi-Fi
(High Fidelity) —
высокое качество. В аудио и видеотехнике
понятие, относимое к качеству записи
и воспроизведения звука, верхний класс
аппаратуры бытового уровня.
IA-SIG
(Interactive Audio Special Interest Group
— группа по специальным
областями интерактивного аудио) открытая
организация ведущих производителей
компьютерного и, вообще, интерактивного
аудио.
IEC
(International Electrotechnical Commission)
— Международная
электротехническая комиссия. Организация,
разрабатывающая рекомендации в
области записи и воспроизведения
информации.
IEE-1394
(он же
Firewire)
— интерфейс, обеспечивающий
высокоскоростной обмен между
различными устройствами компьютера.
ISO
(International Standards Organization)
—
международная
некоммерческая
организация, разрабатывающая и
распространяющая научные и
технологические стандарты. Работает
под эгидой ООН.
Jack
— коаксиальный разъем
или просто разъем.
LED
(Light Emitting Diode)
—
светодиод.
Loudness
— тонкомпенсация;
фиксированный или регулируемый
подъем низких и высоких частот при
низких уровнях громкости для
компенсации падения чувствительности
слуха человека на этих частотах при
пониженной громкости.
MIDI
(Musical Instrument Digital Interface)
— спецификация, включающая
стандарт на программную и аппаратную
части. Предназначен для организации
локальной сети электронных инструментов.
Mini
DIN разъем
— круглый 6-контактный разъем.
Используется, например, в PS/2-клавиатурах
и PS/2-мышах.
Тоньше, чем DIN-разъем.
MASH
(Multi Stage Noise Shaping)
— способ кодирования
цифрового звукового сигнала с
преобразованием спектра шума
дискретизации. Разработан фирмой
Matsushita.
MD
(Minidisc) —
«минидиск», система магнитооптической
записи звука.
Mixer
— микшер, смеситель,
микшерный пульт.
MP3
(MPEG-1 Layer 3)
— способ компрессии звуковой информации
и отличающийся высокой степенью сжатия.
Основан на исключении из звука
«лишней» (избыточной) информации,
не различимой человеческим ухом.
MPC
— стандарт на 4-контактный
коннектор. Плоская штекерная пластинка
вставляется в гнездо. На ней есть
защелка. Вставляться должна так, чтобы
красный провод шел на правый канал,
белый — на левый. Используется, например,
для внутренних аналоговых и цифровых
разъемов звуковых карт.
MPEG
(Moving Pictures Expert Group
— группа экспертов в
области движущихся изображений) —
набор стандартов на кодирование и
компрессию аудио и видеоинформации в
цифровом виде.
MPX
(Multiplex) —
обозначение фильтра, подавляющего на
входе магнитофона частоту пилот-тона
(19 кГц) при записи с тюнера стереопередач
о системе с пилот-тоном.
Noise
Filter —
фильтр подавления помех.
Obstruction
— обструкция.
204
189
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
Off-Line
— режим работы «офлайн»,
автономный, независимый, «вне линии».
On-Line
— режим работы «онлайн»,
в реальном времени.
PCM
(Pulse Code Modulation)
— импульсно-кодовая
модуляция (ИКМ). Наиболее простой и
общий метод сигналов и использует
запись абсолютных значений амплитуд.
Минусом являются большие шумы
оцифровки для малых значений сигнала.
Pitch
(высота тона) — высота
тона ноты.
Pitch
shift —
сдвиг тона на несколько октав.
Pitch
shifter —
устройство, предназначенное для сдвига
высоты тона.
RealAudio,
RealVideo —
формат, разработанный и используемый
при передаче аудио и видеоинформации
в реальном времени.
RCA
(Radio Corporation of America)
— двухконтактный
коаксиальный разъем, использующийся
для передачи аудио и видеосигналов.
Центральный контакт (около 3 мм диаметром)
длиннее внешнего (около 9 мм диаметром).
Разновидность RCA, когда
внешний контакт имеет вырезы, называют
тюльпаном. Если 2 RCA
разъема используются
для передачи стереозвука, то белого
цвета передает левый канал, а красный
— правый.
RDS
(Radio Data System)
— система передачи данных
одновременно со звуковым сигналом,
по кодам которой радиоприемное
устройство, имеющее соответствующий
декодер, может управляться (например,
отображение воспроизводимой программы,
прием «бегущей строки» на дисплее).
RMF
(Rich Music Format)
— формат музыкальных
файлов для интерактивных приложений.
Файл имеет расширение RMF
и содержит информацию 3
типов: сжатые сэмплы, управление
проигрышем, как в MIDI,
инструкции по интерактивности
(не имеет аналогов). Формат межплатформенный.
Может содержать и MIDI
файлы.
Sample
rate —
частота дискретизации.
S/N
(Signal/Noise) —
отношение сигнал/шум.
SPDIF
(Sony/Philips DigitalInterFace)
— цифровой интерфейс,
разработанный фирмами Сони и Филипс
для бытовой аппаратуры. Является
упрощенным вариантом интерфейса
AES/EBU. Этот
формат позволяет без потерь качества
передавать цифровые аудиосигналы
по коаксиальным или специальным
оптическим кабелям. Использует
небалансное соединение.
SRC
(Sampling Rate Converter)
— конвертор частоты
оцифровки. Составная часть многих
аудиоконтроллеров. Обычно выходной
порт SPDIF допускает
передачу только файлов, оцифрованных
на 48 кГц. SRC «готовит"
для него такие потоки. Также необходимость
в SRC появляется,
когда внутренние тракты контроллера
работают только на частоте 48 кГц.
Некоторые SRC производят
передискретизацию с подмешиванием
псевдо-шумов (теряя при этом в динамическом
диапазоне).
Stereo
mini-phone jack
(кратко мини-джек) —
гнездо для штекерного разъема stereo
mini-phone plug.
Stereo
mini-phone plug —
штекерный стерео/аудиоразъем
диаметром 1/8 дюйма (3,5 мм). Штырь
разделен изолирующими прокладками на
3 части. Ближний к основанию контакт —
общий (земля), средний — левый канал,
дальний — правый канал.
Stereo
phone jack —
гнездо штекерного разъема stereo
phone plug.
Stereo
phone plug —
штекерный стерео/аудиоразъем
диаметром 1/4 дюйма. По устройству
аналогичен stereo mini-phone
plug. Характерен для
качественных наушников, микрофонов и
другой аппаратуры. Для устройств класса
Hi-Fi выполняется
позолоченным.
Subwoofer
— акустическая система,
предназначенная для воспроизведения
низких (до 200 Гц) частот. В системе
домашнего кинотеатра воспроизводит
шумовые эффекты.
Surround
sound —
окружающий звук.
Timbre
(тембр) — MIDI
голос.
TTL
(Transistor-Transistor Logic) — один
из двух типов цифровых логических
устройств (наряду с CMOS).
Unbalanced
output —
несимметричный
(несбалансированный) выход.
USB-колонки
— акустические колонки с USB
интерфейсом и встроенным
ЦАП. Позволяют проигрывать звуковые
файлы без звуковой карты и, теоретически,
уменьшать наводки.
Variable
bitrate —
переменная скорость передачи битов.
Volume
— громкость, объем.
VST
— формат подключаемых
модулей, разработанный компанией
Steinberg.
WAV
(сокращение от Waveform)
— метаформат звуковых
файлов для ОС Windows,
закодированных посредством
Waveform методов.
Примененный метод записывается в
заголовке файла,
206
189
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
вместе
со своими параметрами (частота,
разрядность). Именно поэтому WAV
является не форматом, а
метаформатом, так как допускает
использование любого кодека. Применяется
с первых версий ОС Windows.
Waveform
(форма волны, сигнала) -
класс методов кодирования аналогового
сигнала, в которых не используются
никакие дополнительные сведения о
характере сигнала. Поэтому отличаются
простотой реализации и универсальностью.
К этому классу относятся PCM,
DPCM, ADPCM.
Wave
shape (форма
волны) - форма волны элементарного
сигнал, воспроизводимого генератором.
Самые известные формы волн: sawtooth
(пилообразная), pulse
(пульсирующая), square
(квадратная), triangle
(треугольная), sine
(синусоидальная),
noise/random (шум/случайная).
WMA
(Windows Media Audio) - технология
кодирования (сжатия) звука для компьютерных
программ.
Woofer
- большой динамик в
акустической системе, предназначенный
для воспроизведения низких частот.
Wow
and Flutter -
детонация (воспроизводимого) звука,
обусловленная медленными (Wow)
и быстрыми (Flutter)
колебаниями скорости
в аппаратах записи и воспроизведения.
XLR
- обозначение трехконтактного
разъема, обычно используемого в
профессиональной видеоаппаратуре.
Часто называют разъемом Canon.
XRCD
(Extended Resolution CD) - формат
аудио на CD от
компании JVC, аналогичный
HDCD.
Глоссарий
по лингвистической обработке речи
Акустическая
составляющая звука
(от греч.
akustikos
—
слуховой) - воспринимаемые на слух
физические параметры звуковой волны.
Акустически звук речи представляет
собой колебательные движения,
передаваемые воздушной средой. Физические
параметры звуковой волны могут быть
измерены. Они коррелируют с воспринимаемыми
на слух свойствами звука. Он может
быть высоким и низким (тон, высота
голоса), сильным и слабым (громкость,
сила звука), высокого тембра и низкого
и т. д.
Акустические
параметры
(от греч.
akustikos
- слуховой) - физические
свойства звуковой волны, относящиеся
к слуховому восприятию, например,
акустическая сторона звуков речи.
Акустический
(от греч.
akustikos
—
слуховой) - относящийся к слуховому
восприятию.
Аллофон
(от греч.
alios
- иной, другой и phone
звук) - звук, который
в потоке речи изменил какие-то свои
характеристики под влиянием окружающих
звуков.
Аллюзия
— намек на известный исторический,
легендарный или бытовой факт, который
создает обобщенный подтекст, отсылка
в тексте к другим событиям, как правило,
известным всем носителям из опыта —
из так называемых фоновых знаний.
Анафорические
связи в тексте
— отношения между частями текста
(между словами, высказываниями), при
которых в смысл одного слова,
высказывания входит отсылка к другому
слову, высказыванию (экспертиза 13).
Анафорическое
употребление местоимений
— употребление местоимений (например,
он, она, оно, они, этот и др.), смысл
которых понятен только в определенном
контексте.
Артикуляторный
фокус звука
- основное место образования звука в
артикуляторном тракте (место наибольшей
напряженности в артикуляторном
тракте при производстве звука). Является
одной из характеристик согласных звуков
как звуков достаточно компактных по
артикуляторным движениям.
Артикуляционные
характеристики (признаки) звука
- характеристики, обусловленные
работой органов речи. Для русских
гласных - это подъем, ряд, лабиализация,
для согласных - глухость и звонкость,
место и способ образования, твердость
и мягкость.
Артикуляция
(от лат.
articulatio,
articulare
членораздельно
выговаривать) - движение органов
речи. Каждый звук речи имеет свои
артикуляционные характеристики и
поэтому отличается от других звуков.
Речь - непрерывная смена артикуляций.
Одна речевая поза сменяется другой,
а это достигается перемещениями языка
спереди назад, сверху вниз, движениями
губ и т. п.
Аутентификация
- процедура проверки правильности
введенной пользователем регистрационной
информации (например, для входа в
систему).
Аутентичность
— тождество одного (текста) другому.
Аффриката
(от лат.
Affricata
—
притертая) - согласные звуки, которые
имеют сложную, неоднородную во времени,
артикуля-
208
189