Файл: Галяшина Е.И. Основы судебного речеведения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2020

Просмотров: 2081

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


внутренними процессами в тракте, например тепловыми шумами.

Шум взвешенный — шум, измеренный в диапазоне звуковых частот прибором с селективной (неравномерной) амплитудно- частотной характеристикой.

Шум оцифровки — шум квантования (quantization noise). Функция-разность между исходным аналоговым сигналом и его аппроксимирующей функцией, построенной по результа­там оцифровки. То есть шум, появляющийся при квантовании в результате округления амплитуды сигнала до ближайшего уровня.

Шумопонижение — улучшение качества звуко или видеозапи­си путем снижения шумов и помех.

Эквалайзер (EQ, equalizer — выравниватель, корректор) — ус­тройство или программа, позволяющая проводить коррекцию частот сигнала, т. е. независимо регулировать коэффициенты усиления различных участков частотного диапазона сигналов. Эквалайзеры подразделяются на графические и параметричес­кие.

Эффект-процессор — аппаратный модуль или специализиро­ванная программа, построенная на использовании сигнального процессора (см. DSP) и предназначенная для наложения на сигнал различных звуковых эффектов.

Эхо (echo) — отраженная с задержкой во времени волна.

AAC (Advanced Audio Coding) — технология кодирования (сжа­тия) звуковых сигналов.

A-weighting — частотный фильтр, накладываемый при усред­нении сигнала (обычно методом RMS), при котором в качестве весовой функции берется функция слышимости среднего чело­веческого уха. Эта функция учитывает, что наиболее слышимы частоты 1—10 кГц. Поэтому функция близка к 0 дБ на этом уча­стке и спадает по краям звукового диапазона.

AC-3 (Acoustic Coding 3) — система акустической компрессии звука.

AEC (Acoustic Echo Cancellation) — подавление акустического эха. Возможность микрофона (в том числе в составе телефона). Реализуется процессором эхоподавления (echo cancellation processor), который распознает эхо и вычитает его из сигнала. Обычно применяется адаптивный подавитель, который обуча­ется распознаванию. Обучение производится довольно быстро,


примерно за 50 мс, и этот интервал называется временем кон­вергенции (convergence time).

AEC/EBU — формат двухканального студийного цифрового интерфейса, также известный как AES3. Рекомендован в 1992 г. для передачи аудиосигналов. Используется балансная линия передачи, разъем XLR.

ADPCM (Adaptive Differential Pulse Code Modulation) — адап­тивная разностная импульсно-кодовая модуляция. Способ ци­фрового кодирования и сжатия аналогового сигнала, когда от­счеты записываются не в абсолютной форме, а в виде относительных изменений амплитуды сигнала (запись прира­щения значений амплитуды). Запоминается (округленная) раз­ность между текущим значением и значением, предсказанным на основе экстраполяции. Для квантования используется обыч­но 4 бита. Указанная операция позволяет уменьшить общий размер оцифрованного сигнала, однако не позволяет точно представить сигналы с быстро меняющейся амплитудой. Ши­роко применяется для сжатия речи, обычно для PCM файла.

ANSI (American National Standards Institute) — Американский национальный институт стандартов, разрабатывает промыш­ленные стандарты.

Anti-skin/Anti-shock — система противоударной защиты («анти- шок») от сбоев воспроизведения CD и MD, использующая в том числе электронный буфер памяти (до 20 Мб). Обычно указыва­ется время, в течение которого данные поступают из буфера (до 100 сек).

API (Application Programming Interface) — прикладной про­граммный интерфейс. Набор подпрограмм или функций, по­средством вызова которых программа или приложение прика­зывает операционной системе выполнить определенную работу.

ASIO (Audio Stream Input Output) — система ввода и вывода ау­диопотока. Технология (интерфейс) быстрого обмена между памятью компьютера и цифровым звуковым устройством, раз­работанная фирмой Steinberg. Используется для оптимизации аппаратных средств при использовании музыкального про­граммного обеспечения.

ATRAC (Adaptive Transform Acoustic Coding) — алгоритм, пред­ложенный фирмой Sony для адаптированного кодирования при записи звука в сжатой форме на мини-диск.


201


189




ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Attenuation — ослабление сигнала при приеме или записи слишком сильных сигналов.

Bi-amping (Bi-amplify) — схема подключения АС, при которой ее каждая полоса (или динамик) управляется отдельным кана­лом усилителя; то есть для пары двухполосных акустических си­стем требуются два стереофонических усилителя и два ком­плекта проводов для каждой акустической системы.

Bias — высокочастотный сигнал, используемый в аналоговой магнитной звукозаписи для повышения точности записи аудиосигнала, генерируется bias-осцилятором.

Bi-wiring — схема подключения АС, в которой каждая ее по­лоса подключается отдельным кабелем к одному усилителю. Нужно иметь АС с двумя комплектами входов и разделяющим кроссовером.

BNC (Bayonet Neil-Concelman, bayonet — штык; Neil и Concelman — фамилии разработчиков) — байонетный (т. е. фик­сирующийся небольшим поворотом) металлический разъем для коаксиальных кабелей.

BPM (Beats per Minute) — количество ударов в минуту. Рас­пространенный и удобный способ измерения темпа.

CCIR (Commission Consultativ International de Radiodiffusion) — международная комиссия по стандартизации для радиовеща­ния и телевидения.

CD (Compact Disc) — компакт диск.

CD-DA (CD Digital Audio, он же Audio CD) — стандарт на фор­мат цифрового аудио на CD. PCM звук имеет параметры 16 бит и 44,1 кГц. Стандарт относится к 1980 г. и разработан компани­ями Sony и Philips.

Codec (Compression/Decompression algorithm) — аппаратный модуль или программный блок, предназначенный для кодиро­вания/декодирования (или компрессии/декомпрессии) дан­ных.

Cross-talk cancelation (перекрестное подавление) — техноло­гия, при которой звук, приходящий, например, с левого канала, слышен только левым ухом. Легко реализуется на наушниках, но сложно на колонках.

DAC (Digital to Analog Converter) — ЦАП, цифро-аналоговый преобразователь.

DAT (Digital Audio Tape) — система цифровой магнитной за­писи звука на магнитную ленту.


202


DIN-5 разъем — круглый 5-контактный разъем. Использует­ся, например, для MIDI-аппаратуры и AT-клавиатуры. miniDIN — разъем, используемый для PS/2-клавиатуры.

Dithering — искусственное подмешивание к звуковому сигна­лу псевдослучайного белого шума, в результате чего шум кван­тования рассеивается по спектру сигнала.

Dolby Digital (DD) — стандарт записи звука для систем домаш­него кинотеатра, технология цифрового кодирования звука, разработанная фирмой Dolby Laboratories. Является дальней­шей разработкой системы Dolby Surround Pro Logic и включает в себя 6 каналов для записи звука. Многоканальный звук запи­сывается цифровым способом.

Dolby HX Pro — система динамической регулировки тока под- магничивания при магнитной звукозаписи, обеспечивающая лучшую запись высоких частот.

Dolby NR System — система шумопонижения (Noise Reducing) Долби (компадерный шумоподавитель). Имеет модификации B, C и S, которые обеспечивают увеличение отношения сиг­нал/шум на 10, 15 и более 20 дБ соответственно.

DSP (Digital Signal Processor) — цифровой сигнальный про­цессор. Специализированный процессор, предназначенный для высокоскоростной обработки сигналов (аудио, видео, ком­муникационных).

DTS (Digital Theatre Sound) — формат звука, использующийся при записи кинофильмов и создающий новые звуковые эффек­ты (шестиканальный звук).

DVD (Digital Versatile Disc) — цифровой многофункциональ­ный диск.

DVD-ROM — формат данных, базирующийся на стандарте DVD, использует UDF-формат файла и вмещает до 4,7 Гб дан­ных на каждом диске.

Dubbing — перезапись с одного аппарата на другой звуковых (Audio Dubbing) или видео (Video Dubbing) файлов.

Duration — длительность звучания ноты в MIDI.

Dynamic Range — динамический диапазон.

EBU (European Broadcasting Union) — Европейский союз ве­щания; занимается всеми вопросами радиовещания в Европе, включая стандартизацию.

EIA (Electronic Industries Association) — Электронная промыш­ленная ассоциация США, разрабатывает стандарты на элек­


189




ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


тронную аппаратуру.

ECC (Error Correction Code) — код коррекции ошибок.

FAQ (Frequently Asked Questions) — список часто задаваемых вопросов по какой-то определенной теме. Составляется либо отдельным человеком, либо группой людей, как правило, спе­циалистами в данной области. Русский вариант — ЧаВо (Часто задаваемые Вопросы и ответы на них).

Freeware — способ распространения программного обеспече­ния, при котором любой пользователь может свободно скопи­ровать и использовать программу.

Frequency Range — диапазон пропускания частот.

Full duplex — полный дуплекс.

G9 — 9-контактный DIN-разъем.

HDR-2 — двухигольчатый разъем цифрового выхода на кор­пусе CD-ROM.

HDCD (High Definition Compatible Digital) — формат CD аудио (от компании Pacific Microsonic) более высокой разрядности (от 20 бит), чем у CD-DA. Используется формат CD-DA и служеб­ные сектора для записи инструкций по обработке данных в зву­ковых секторах. Должен применяться специальный аппарат­ный плейер. При недостаточной мощности процессора плейер не успевает иногда правильно обрабатывать аудиопоток.

HF-Modulator — ВЧ-модулятор.

HF-Signal — ВЧ-сигнал.

Hi-End — аудио или видеоаппаратура высшего класса.

Hi-Fi (High Fidelity) — высокое качество. В аудио и видеотех­нике понятие, относимое к качеству записи и воспроизведения звука, верхний класс аппаратуры бытового уровня.

IA-SIG (Interactive Audio Special Interest Group — группа по спе­циальным областями интерактивного аудио) открытая органи­зация ведущих производителей компьютерного и, вообще, ин­терактивного аудио.

IEC (International Electrotechnical Commission) — Международ­ная электротехническая комиссия. Организация, разрабатыва­ющая рекомендации в области записи и воспроизведения ин­формации.

IEE-1394 (он же Firewire) — интерфейс, обеспечивающий вы­сокоскоростной обмен между различными устройствами ком­пьютера.

ISO (International Standards Organization) — международная


некоммерческая организация, разрабатывающая и распростра­няющая научные и технологические стандарты. Работает под эгидой ООН.

Jack — коаксиальный разъем или просто разъем.

LED (Light Emitting Diode) — светодиод.

Loudness — тонкомпенсация; фиксированный или регулируе­мый подъем низких и высоких частот при низких уровнях гром­кости для компенсации падения чувствительности слуха чело­века на этих частотах при пониженной громкости.

MIDI (Musical Instrument Digital Interface) — спецификация, включающая стандарт на программную и аппаратную части. Предназначен для организации локальной сети электронных инструментов.

Mini DIN разъем — круглый 6-контактный разъем. Использу­ется, например, в PS/2-клавиатурах и PS/2-мышах. Тоньше, чем DIN-разъем.

MASH (Multi Stage Noise Shaping) — способ кодирования циф­рового звукового сигнала с преобразованием спектра шума дис­кретизации. Разработан фирмой Matsushita.

MD (Minidisc) — «минидиск», система магнитооптической записи звука.

Mixer — микшер, смеситель, микшерный пульт.

MP3 (MPEG-1 Layer 3) — способ компрессии звуковой ин­формации и отличающийся высокой степенью сжатия. Осно­ван на исключении из звука «лишней» (избыточной) информа­ции, не различимой человеческим ухом.

MPC — стандарт на 4-контактный коннектор. Плоская ште­керная пластинка вставляется в гнездо. На ней есть защелка. Вставляться должна так, чтобы красный провод шел на правый канал, белый — на левый. Используется, например, для внут­ренних аналоговых и цифровых разъемов звуковых карт.

MPEG (Moving Pictures Expert Group — группа экспертов в об­ласти движущихся изображений) — набор стандартов на коди­рование и компрессию аудио и видеоинформации в цифровом виде.

MPX (Multiplex) — обозначение фильтра, подавляющего на входе магнитофона частоту пилот-тона (19 кГц) при записи с тюнера стереопередач о системе с пилот-тоном.

Noise Filter — фильтр подавления помех.

Obstruction — обструкция.


204


189




ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Off-Line — режим работы «офлайн», автономный, независи­мый, «вне линии».

On-Line — режим работы «онлайн», в реальном времени.

PCM (Pulse Code Modulation) — импульсно-кодовая модуля­ция (ИКМ). Наиболее простой и общий метод сигналов и ис­пользует запись абсолютных значений амплитуд. Минусом яв­ляются большие шумы оцифровки для малых значений сигнала.

Pitch (высота тона) — высота тона ноты.

Pitch shift — сдвиг тона на несколько октав.

Pitch shifter — устройство, предназначенное для сдвига высо­ты тона.

RealAudio, RealVideo — формат, разработанный и используе­мый при передаче аудио и видеоинформации в реальном време­ни.

RCA (Radio Corporation of America) — двухконтактный коакси­альный разъем, использующийся для передачи аудио и ви­деосигналов. Центральный контакт (около 3 мм диаметром) длиннее внешнего (около 9 мм диаметром). Разновидность RCA, когда внешний контакт имеет вырезы, называют тюльпа­ном. Если 2 RCA разъема используются для передачи стереозву­ка, то белого цвета передает левый канал, а красный — правый.

RDS (Radio Data System) — система передачи данных одно­временно со звуковым сигналом, по кодам которой радиопри­емное устройство, имеющее соответствующий декодер, может управляться (например, отображение воспроизводимой про­граммы, прием «бегущей строки» на дисплее).

RMF (Rich Music Format) — формат музыкальных файлов для интерактивных приложений. Файл имеет расширение RMF и содержит информацию 3 типов: сжатые сэмплы, управление проигрышем, как в MIDI, инструкции по интерактивности (не имеет аналогов). Формат межплатформенный. Может содер­жать и MIDI файлы.

Sample rate — частота дискретизации.

S/N (Signal/Noise) — отношение сигнал/шум.

SPDIF (Sony/Philips DigitalInterFace) — цифровой интерфейс, разработанный фирмами Сони и Филипс для бытовой аппара­туры. Является упрощенным вариантом интерфейса AES/EBU. Этот формат позволяет без потерь качества передавать цифро­вые аудиосигналы по коаксиальным или специальным оптиче­ским кабелям. Использует небалансное соединение.


SRC (Sampling Rate Converter) — конвертор частоты оцифров­ки. Составная часть многих аудиоконтроллеров. Обычно вы­ходной порт SPDIF допускает передачу только файлов, оциф­рованных на 48 кГц. SRC «готовит" для него такие потоки. Также необходимость в SRC появляется, когда внутренние тракты контроллера работают только на частоте 48 кГц. Неко­торые SRC производят передискретизацию с подмешиванием псевдо-шумов (теряя при этом в динамическом диапазоне).

Stereo mini-phone jack (кратко мини-джек) — гнездо для ште­керного разъема stereo mini-phone plug.

Stereo mini-phone plugштекерный стерео/аудиоразъем диа­метром 1/8 дюйма (3,5 мм). Штырь разделен изолирующими прокладками на 3 части. Ближний к основанию контакт — об­щий (земля), средний — левый канал, дальний — правый канал.

Stereo phone jack — гнездо штекерного разъема stereo phone plug.

Stereo phone plugштекерный стерео/аудиоразъем диамет­ром 1/4 дюйма. По устройству аналогичен stereo mini-phone plug. Характерен для качественных наушников, микрофонов и другой аппаратуры. Для устройств класса Hi-Fi выполняется позолоченным.

Subwoofer — акустическая система, предназначенная для вос­произведения низких (до 200 Гц) частот. В системе домашнего кинотеатра воспроизводит шумовые эффекты.

Surround sound — окружающий звук.

Timbre (тембр) — MIDI голос.

TTL (Transistor-Transistor Logic) — один из двух типов цифро­вых логических устройств (наряду с CMOS).

Unbalanced outputнесимметричный (несбалансированный) выход.

USB-колонки — акустические колонки с USB интерфейсом и встроенным ЦАП. Позволяют проигрывать звуковые файлы без звуковой карты и, теоретически, уменьшать наводки.

Variable bitrate — переменная скорость передачи битов.

Volume — громкость, объем.

VST — формат подключаемых модулей, разработанный ком­панией Steinberg.

WAV (сокращение от Waveform) — метаформат звуковых фай­лов для ОС Windows, закодированных посредством Waveform методов. Примененный метод записывается в заголовке файла,


206


189




ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


вместе со своими параметрами (частота, разрядность). Именно поэтому WAV является не форматом, а метаформатом, так как допускает использование любого кодека. Применяется с пер­вых версий ОС Windows.

Waveform (форма волны, сигнала) - класс методов кодирова­ния аналогового сигнала, в которых не используются никакие дополнительные сведения о характере сигнала. Поэтому отли­чаются простотой реализации и универсальностью. К этому классу относятся PCM, DPCM, ADPCM.

Wave shape (форма волны) - форма волны элементарного сигнал, воспроизводимого генератором. Самые известные фор­мы волн: sawtooth (пилообразная), pulse (пульсирующая), square (квадратная), triangle (треугольная), sine (синусоидальная), noise/random (шум/случайная).

WMA (Windows Media Audio) - технология кодирования (сжатия) звука для компьютерных программ.

Woofer - большой динамик в акустической системе, предназ­наченный для воспроизведения низких частот.

Wow and Flutter - детонация (воспроизводимого) звука, обус­ловленная медленными (Wow) и быстрыми (Flutter) колебания­ми скорости в аппаратах записи и воспроизведения.

XLR - обозначение трехконтактного разъема, обычно ис­пользуемого в профессиональной видеоаппаратуре. Часто на­зывают разъемом Canon.

XRCD (Extended Resolution CD) - формат аудио на CD от компании JVC, аналогичный HDCD.

Приложение 2

Глоссарий по лингвистической обработке речи

Акустическая составляющая звука (от греч. akustikos слухо­вой) - воспринимаемые на слух физические параметры звуко­вой волны. Акустически звук речи представляет собой колеба­тельные движения, передаваемые воздушной средой. Физические параметры звуковой волны могут быть измерены. Они коррелируют с воспринимаемыми на слух свойствами зву­ка. Он может быть высоким и низким (тон, высота голоса), сильным и слабым (громкость, сила звука), высокого тембра и низкого и т. д.


Акустические параметры (от греч. akustikos - слуховой) - фи­зические свойства звуковой волны, относящиеся к слуховому восприятию, например, акустическая сторона звуков речи.

Акустический (от греч. akustikos слуховой) - относящийся к слуховому восприятию.

Аллофон (от греч. alios - иной, другой и phone звук) - звук, ко­торый в потоке речи изменил какие-то свои характеристики под влиянием окружающих звуков.

Аллюзия — намек на известный исторический, легендарный или бытовой факт, который создает обобщенный подтекст, от­сылка в тексте к другим событиям, как правило, известным всем носителям из опыта — из так называемых фоновых знаний.

Анафорические связи в тексте — отношения между частями тек­ста (между словами, высказываниями), при которых в смысл од­ного слова, высказывания входит отсылка к другому слову, вы­сказыванию (экспертиза 13).

Анафорическое употребление местоимений — употребление мес­тоимений (например, он, она, оно, они, этот и др.), смысл кото­рых понятен только в определенном контексте.

Артикуляторный фокус звука - основное место образования звука в артикуляторном тракте (место наибольшей напряженно­сти в артикуляторном тракте при производстве звука). Является одной из характеристик согласных звуков как звуков достаточно компактных по артикуляторным движениям.

Артикуляционные характеристики (признаки) звука - характерис­тики, обусловленные работой органов речи. Для русских глас­ных - это подъем, ряд, лабиализация, для согласных - глухость и звонкость, место и способ образования, твердость и мягкость.

Артикуляция (от лат. articulatio, articulare членораздельно выго­варивать) - движение органов речи. Каждый звук речи имеет свои артикуляционные характеристики и поэтому отличается от других звуков. Речь - непрерывная смена артикуляций. Одна ре­чевая поза сменяется другой, а это достигается перемещениями языка спереди назад, сверху вниз, движениями губ и т. п.

Аутентификация - процедура проверки правильности введен­ной пользователем регистрационной информации (например, для входа в систему).

Аутентичность — тождество одного (текста) другому.

Аффриката (от лат. Affricata притертая) - согласные звуки, которые имеют сложную, неоднородную во времени, артикуля-


208


189