Файл: Галяшина Е.И. Основы судебного речеведения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2020

Просмотров: 2082

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) — частотная зави­симость амплитуды синусоидально изменяющейся величины на выходе устройства от амплитуды возбуждения на входе.

Аналоговое устройство — устройство, в котором информация представляется в виде непрерывно изменяющихся в некотором диапазоне физических величин (например, электрический ток).

Аналоговый сигнал — сигнал, описываемый только непрерыв­ными функциями.

Аналого-цифровое преобразование — представление аналогово­го звукового или видеосигнала в цифровом виде или в виде ко­довых импульсов.

Архивирование — сжатие одного или более файлов с целью экономии памяти и размещение сжатых данных в одном архив­ном файле.

Аттенюатор — устройство или программа для плавного или дискретного ослабления уровня проходящего через него сигнала.

АЦП (ADC) — аналогово-цифровой преобразователь. Уст­ройство, предназначенное для автоматического преобразова­ния аналогового сигнала в цифровой сигнал.

Бинауральный эффект — способность человека определять на­правление на источник звука.

Битрейт (bitrate битовая скорость) — количество бит, отве­денное для хранения единицы звукозаписи, интенсивность по­тока бит при проигрывании мультимедийного файла. Обычно измеряется в килобитах в секунду — Kbps или Kb/s.

Буфер (buffer) — в общем случае — «смягчитель». Электрон­ная схема или устройство, помещенное между двумя другими устройствами для согласования различий в их рабочих характе­ристиках.

Взвешенная характеристика — особая форма амплитудно-час­тотной характеристики измерительного прибора, применяемая для более реалистичного измерения субъективных эффектов, чем измерение прибором с плоской (невзвешенной) характери­стикой.

Высокочастотное подмагничивание — наиболее часто встречае­мый способ линеаризации кривой намагничивания носителя магнитной записи.

Гармоника — простейшая периодическая функция, характе­ризующая гармоническое колебание, которая является состав­


ляющей сложного колебания, с частотой, кратной основной ча­стоте (первой гармонике).

Гарнитура — комплекс из наушников и микрофона на дужке около рта, удобен для голосового диалога через компьютерную сеть.

Громкость звука — характеристика слухового ощущения звука; сложным образом зависит от звукового давления, частоты и формы звуковых колебаний.

Громкоговоритель — электроакустический преобразователь, преобразующий с помощью подвижного диффузора электриче­ский ток или напряжение звуковых частот в звуковые колеба­ния воздуха.

Движок, слайдер — регулятор, отвечающий за значение како­го-либо определенного параметра, например, громкость.

Двоичный код — в цифровой технике способ представления данных в виде комбинации двух знаков, которые можно обо­значить как 0 и 1. Знаки или единицы называют битами.

Декодер (decoder) — устройство или программа для преобра­зования закодированных данных в их первоначальный вид.

Декодирование — операция обратная кодированию. Пред­ставляет собой преобразование сигнала из одной формы в дру­гую. Результат декодирования может отличаться от оригинала, если кодирование было необратимым.

Демодуляция — процесс, обратный модуляции. Состоит в вы­делении низкочастотного модулирующего сигнала из модули­рованных высокочастотных колебаний. Последние могут быть модулированы по амплитуде, фазе или частоте.

Детонация звука — нарушение тональности звука в аппаратуре записи и воспроизведения вследствие нестабильности относи­тельной скорости носителя информации. При медленных изме­нениях скорости возникает плавание звука, а при быстрых — вибрация звука.

Децибел (дБ) — десятая часть Бела, относительная логариф­мическая единица измерения и сравнения различных величин. Величина амплитуды сигнала в децибелах X (dB) = 20 Log(X/U), где U — линейная единица измерения. В общем случае лога­рифмическая шкала удобна, когда линейное значение лежит в большом диапазоне. В этом случае производится сжатие диапа­зона. Для звуковых сигналов логарифмическая шкала естест­венна в силу особенностей слухового восприятия.


190


189




ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Децифровка - процесс, обратный оцифровке, т. е. преобразо­вание сигнала из цифровой формы в аналоговую. В данном слу­чае этот термин более точный, чем декодирование.

Джиттер (jitter) - временная нестабильность тактовых импульсов, синхронизирующих работу отдельных элементов цифровой аудиосистемы, дрожание фазы сигнала при синхрон­ной передаче, т. е. рассогласование фронтов бит и синхросигна­лов. Измеряется в пикосекундах. Может вызываться нестабиль­ностью задающих генераторов, а также передачей данных и синхросигналов по одному каналу (за счет проникновения дан­ных в синхронизирующий сигнал и обратно). Джиттер ухудшает качество цифровой фонограммы.

Дизеринг (dithering - дрожание) - компромиссный способ обработки звука для уменьшения искажения при оцифровке тихих сигналов (для фонограмм с большим разбросом гром- костей). Для этого в сигнал подмешивается высокочастотные колебания небольшой амплитуды. В результате амплитуда ти­хих сигналов возрастает, и они воспринимаются полнее. При этом увеличивается высокочастотный шума, который для слуха не так заметен. Высокочастотный шум может добав­ляться и в аналоговый сигнал (при записи), и в цифровой (при обработке звука в аудиоконтроллере или при обработке звуковых файлов с помощью специальных музыкальных ре­дакторов).

Динамический диапазон (аппаратуры звукопередачи) - разни­ца между минимальным и максимальным уровнями передавае­мого сигнала. Минимальный уровень сигнала ограничивается уровнем шума аппаратуры и носителя информации (зависит от характера и условий измерения шума). Максимальный уровень обычно ограничивается нелинейными искажениями (при пре­вышении определенного уровня резко возрастают).

Дифракция (иногда обструкция) - огибание звуком (или дру­гой волной) препятствия. Звук, приходящий, например, из-за ко­лонны, будет звучать несколько по-другому, чем в ее отсутствии.

Долби (Dolby) - система шумопонижения. Названа в честь английского инженера, создателя ряда таких систем. Существу­ют системы: Dolby-A, Dolby-B, Dolby-C, Dolby HX Pro и др.

Драйвер (driver) - управляющая мини программа, обеспечи­вающая совместную работу прикладных программ с отдельным (периферийным) устройством.


Дуплекс - двусторонняя связь между двумя устройствами, при которой в каждом из них прием и передача сообщений мо­гут вестись одновременно.

Звуковая плата (звуковая карта) - электронная плата, позво­ляющая вводить (выводить) звуковые сигналы в (из) компью- тер(а).

Звуковое давление - дополнительное давление, возникающее в среде (воздухе) при прохождении через нее звуковых волн.

Звуковой диапазон - диапазон 20-20 000 Гц - тот, который способен услышать человек.

Звукоизоляция - уменьшение воздействия звука благодаря установке отражающей (поглощающей) стенки между источни­ком звука и местом воздействия.

Звукопоглощение - потеря звуковой энергии при падении звуковых волн и их распространении в материальной среде.

Импульсно-кодовая модуляция (ИКМ) - способ импульсной модуляции, при котором информация передается различной группировкой импульсов одинаковой формы.

Интермодуляционные искажения - одна из форм нелинейных искажений, возникающих при передаче аналогового сигнала по каналу с нелинейной передаточной характеристикой. Коэффи­циент интермодуляционных искажений выражает появление в выходном сигнале искажений, связанных с взаимодействием двух входных гармоник. Коэффициент измеряется в процентах.

Интерполяция - отыскание промежуточных значений вели­чины по некоторым известным ее значениям, восстановление сигнала между отсчетами.

Интерфейс - совокупность правил взаимодействия уст­ройств и программ между собой или с пользователем и средств, реализующих это взаимодействие.

Интерференция - явление усиления колебаний в одних точках пространства и ослабление колебаний в других точках в резуль­тате наложения двух или нескольких волн, приходящих в эти точки. Интерференция возможна, если волны когерентны, то есть разность фаз волн постоянна во времени.

Искажения звука - характеризуется различием между ориги­нальным звуком и звуком, воспроизводимым аппаратом записи.

Канальность кодека - число выходных каналов декодера ко­дека. В настоящее время используются кодеки канальности 2, 4, 6, 8.


192


189




ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Канал (channel, data link) — путь, по которому осуществляется передача сигнала (данных) из одного устройства в другое.

Канальность звукового адаптера — число выходных аналоговых каналов. Возможные значения: 2, 4, 6, 7.

Каналы аудиоконтроллера — цифровые аудиоканалы для обме­на с памятью.

Квантование — операция в процессе аналого-цифрового пре­образования, в которой истинные значения дискретных отсче­тов сигналов заменяются ближайшими к их величине разре­шенными (квантованными) значениями.

Коаксиальный кабель — наименование кабеля с одножильным или многожильным центральным проводом, покрытый пласт­массовым диэлектриком и окруженный плетеным проводящим (медным) экраном, играющим роль земли. Снаружи кабель за­щищен пластмассовой оболочкой.

Кодер/Декодер (coder/encoder) — программа для кодирова­ния/раскодирования файла из одного звукового формата в дру­гой, например, из формата WAV в формат MP3.

Кодирование — преобразование сигналов из одной формы в другую, более удобную для дальнейшей обработки (хранения, передачи и др.). Различают обратимое кодирование (без потерь) и необратимое (с потерями) по отношению к восстановлению исходной формы.

Компадер (Компрессор) — устройство или программа, пред­назначенная для сжатия (компрессии) динамического диапазо­на сигнала. Часто это необходимо для избежания перегрузки звукового тракта.

Компандерные методы кодирования — (акроним от compact­ing/expanding, т. е. сужающие/расширяющие). Методы кодиро­вания, имеющие более высокую точность для малых амплитуд по сравнению с методом PCM. Для малых амплитуд использу­ется более мелкая сетка.

Коэффициент звукопоглощения материала — отношение погло­щенной энергии к падающей энергии звука. Характеристика способности материала поглощать звуковые волны, измеряется от 0 до 1 (иногда измеряется в процентах — от 0 до 100%). При нулевом коэффициенте звукопоглощения вся звуковая энергия отражена поверхностью материала. 1 — означает, что вся звуко­вая энергия поглощена материалом.

Кроссовер — электронная цепь, служащая для разделения


сигнала в АС на различные частотные полосы (разделение сиг­нала на полосу высоких, средних и низких частот для трехпо­лосной акустической системы).

Линейные элементы — элементы, которые не изменяют форму синусоидального сигнала. Линейные элементы образуют ли­нейные электрические цепи.

Монозвук — звук, представляемый одним каналом. При вы­воде на одну колонку моно звук можно назвать точечным (0D) (если точку отождествить с акустической колонкой).

Микшер (mixer — смеситель) — устройство или программа, предназначенная для сведения (микширования) нескольких входных каналов в один выходной, а также для регулировки уровней сигналов в каналах и на входах/выходах. В программ­ном микшере всю работу производит процессор компьютера, в аппаратном — аудиоконтроллер.

Модуляция — изменение по заданному закону во времени ве­личин, характеризующих какой-либо регулярный физический процесс.

Нелинейные искажения — искажения, проявляющиеся как возникновение в передаваемом сигнале частотных составляю­щих, которых не было в оригинальном сигнале. Это обусловле­но нелинейностью передаточной характеристики звеньев кана­ла записи-воспроизведения. В качестве меры нелинейных искажений принимают коэффициент гармоник (выражается в процентах), который представляет собой процентное отношение геометрической суммы амплитуд высокочастотных гармоничес­ких составляющих сигнала, возникающих из-за нелинейности, к амплитуде первой гармоники. В аудиозаписи в качестве меры не­линейных искажений принимают коэффициент третьей гармо­ники, называемый коэффициентом нелинейных искажений.

Нойз шейпинг (Noise shaping) — буквальный перевод — изме­нение формы шума. Метод виртуального уменьшения шума оцифрованной фонограммы. Шум оцифровки обрабатывается таким образом, что его мощность не изменяется, но спектр из­меняется от равномерного до обратного по отношению к кри­вой чувствительности слуха, т. е. становится меньше в области чувствительности (1—5 кГц) и больше вне этой области. Реали­зуется в звуковых редакторах типа CoolEdit.

Оверсэмплинг (oversampling) — передискретизация с более вы­сокой частотой.


194


189




ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Окклюзии (occlusions — препятствия) — звуки, проходящие через проницаемые препятствия. Примером является звук, проходящий к слушателю через стену.

Окружающий звук (Surround Sound) — звук, приходящий по многим горизонтальным направлениям (2D звук). Реализует­ся обычно акустическими колонками, окружающими слуша­теля.

Октава — единица частотного интервала, интервал между двумя частотами акустического или электрического сигнала, отношение которых равно 2:1. Октава равна интервалу между двумя частотами f1 и f2, логарифм отношения которых равен единице (log(f2/f1) = 1), что соответствует различию частот f1 и f2 в два раза.

Октавная полоса — диапазон частот, при котором наивысшая частота вдвое больше самой низкой частоты.

Октавный спектр — уровень звука, определяемый и отобра­жаемый в полосах шириной в октаву. Рекомендуемые сред­ние частоты октав: 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц.

Опорная частота — нормированная частота сигнала, с кото­рым сравнивается другой сигнал.

Отношение сигнал/шум (S/N) — показывает (в дБ), насколько полезный сигнал превышает шум (помеху).

Отсчет — численное значение амплитуды сигнала в опреде­ленный момент времени.

Панорамирование (panning) звукового канала (ов) — управле­ние уровнем сигнала в каналах для создания эффекта позицио­нирования. Это простейшее позиционирование, без какого-ли­бо преобразования фазы и частоты сигнала. Примером является создание эффекта проходящего поезда.

Пассивная акустическая система — акустическая система, ди­намики которой получают энергию для своей работы от выход­ного каскада звукового или телевизионного усилителя.

Пассивный фильтр — фильтр из пассивных линейных элемен­тов — индуктивностей, емкостей, резисторов и не имеющий до­полнительного питания своих элементов.

Передискретизация — способ ослабления шума квантования, основанный на оцифровке сигнала с повышенной частотой дискретизации.

Пересэмплирование — преобразование цифрового звука с из­


менением и частоты, и разрядности.

Плагин (plug-in) — встраиваемый модуль. Программа, рас­ширяющая возможности какого-нибудь программного пакета. Обычно встраивается в тело пакета и вызывается непосредст­венно из программы, для которой предназначен. Применитель­но к обработке музыкальных сигналов плагин — это небольшая программа, работающая совместно с основной программой и служащая для решения частных задач по обработке звука, на­пример, для реализации звуковых эффектов. В основном поль­зуются плагины стандартов DirectX и VST. Существуют пакеты программ с собственным форматом плагинов.

Полный дуплекс (full duplex) — способность устройства одно­временно принимать / передавать сигналы (в частном случае за­писывать и читать). Все современные аудиокодеки являются полнодуплексными.

Полосовой фильтр — устройство или программа, пропускаю­щие или не пропускающие сигнал в установленной частотной полосе и удаляющие остальные сигналы, частота которых выше определенной FB, но ниже определенной F^ Может интерпре­тироваться как совокупность ФНЧ и ФВЧ.

Порог слышимости — минимальный эффективный уровень звукового давления звукового сигнала, возбуждающий слуховое ощущение в заданных условиях прослушивания, то есть мини­мальная интенсивность звука, с которой слуховой аппарат че­ловека начинает воспринимать звуковой сигнал.

Психоакустика — наука о влиянии звука на психику человека.

Психоакустические методы сжатия PCM файлов — используют несовершенство слуха, выбрасывая «несущественные» для слу­ха данные. Позволяют значительно (в 10 и более раз) сжимать PCM файлы с приемлемым качеством.

Разделение стереоканалов — характеризует (в дБ) величину пе­рекрестной помехи как отношение сигнала в контролируемом канале к проникающему сигналу соседнего канала.

Реверберация (Reverberation) — «послезвучание» или «эхо», постепенное замирание звука в помещении после прекращения действия источника звука. В цифровой звукозаписи — эффект, основанный на многократном наложении задержанного на до­ли секунд сигнала. При использовании алгоритмов ревербера­ции можно хорошо эмулировать свойства реальных помеще­ний — концертных залов, холлов и т. п.


197 189






ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Режекторный фильтр - устройство или программа, удаляю­щие звуковой сигнал только в установленной частотной полосе и пропускающие остальное.

Розовый шум (pink noise, Rosa-Rauschen) - шум, который об­ладает постоянной энергией в октавной полосе, т. е. каждая ок- тавная полоса содержит количество звуковой энергии обратно пропорциональное частоте.

Сигнал - носитель информации в виде изменяющейся физи­ческой величины, используемый для передачи данных.

Сигнал звуковой - звук в аналоговой или цифровой форме.

Симметричный - способ передачи электрического сигнала с использованием двух проводов, по одному из которых сигнал передается в противофазе.

Собственная резонансная частота - число колебаний в секунду механо-акустической системы, характеристика виброакустиче­ских свойств механической или акустической (воздушный объ­ем) конструкции; частота, при которой амплитуда колебаний резко и многократно возрастает.

Собственная частота (allowedfreguency) - частота собственного колебания данной колебательной системы.

Способность к звукоизоляции - акустическая характеристика материала или конструкции, определяемая как отношение зву­ковой энергии, падающей на структуру, к прошедшей через нее (структуру); измеряется в децибелах (R = M^W^/W^).

Стереозвук - звук, выводимый по двум аудиоканалам на две колонки или стереонаушники. Каждый канал выводится на свою колонку. Дает возможность слушателю с некоторым при­ближением воссоздать пространственную картину звучания ис­точников оригинального звука.

Тембр - звуковая окраска голоса. Так как периодическую функцию можно разложить на гармонику той же частоты и до­полнительный ряд гармоник высшего порядка (обертонов), то тембр определяется набором обертонов.

Третьоктавный спектр - спектр сигнала, в котором уровень звука определяется и отображается в полосах шириной в треть октавы. При этом ширина полосы, как и ширина полосы октав- ного спектра, отнесенная к средней частоте, постоянна.

Тыловые колонки - акустические колонки, располагаемые позади слушателя (обычно симметрично).

Фаза (для синусоидального сигнала) - аргумент, то есть то,


что стоит под знаком синуса. Разность фаз двух сигналов - раз­ность аргументов. Понятие фазы наиболее строго может быть введено только для синусоидальных сигналов.

Фантомное питание - маломощное питание, необходимое для работы конденсаторных микрофонов.

Фильтр - устройство или программа, обладающие зависимо­стью каких-либо физических параметров от частоты, причем эта зависимость может быть обнаружена через внешние прояв­ления. Фильтр электрический - устройство, осуществляющее фильтрацию сигнала, то есть выделения (или подавления) сиг­нала в заданной полосе частот. По конструкции фильтры могут быть пассивные - не требующие источников дополнительного питания, активные - требующие источников питания, цифро­вые - основанные на цифровой технике.

Фильтр нижних частот (ФНЧ) - фильтр, который пропускает синусоидальные сигналы до определенной частоты, а затем на­чинает пропускать их с ослаблением, называемым вносимым фильтром затуханием. Фильтр верхних частот (ФВЧ) выполня­ет ту же работу, только наоборот.

Фильтрация - преобразование сигнала, в результате которого происходит усиление или ослабление отдельных частотных об­ластей.

Фонограмма (греч. дословно - звукозапись) - сигналограм- ма, полученная в результате звукозаписи.

Фронтальные колонки - акустические колонки, располагае­мые впереди слушателя (обычно симметрично).

ЦАП (DAC) - цифро-аналоговый преобразователь, предназ­начен для автоматического преобразования цифрового сигнала в аналоговый.

Частота дискретизации - при аналогово-цифровом преобразо­вании сигналов частота, равная числу отсчетов в секунду.

Частотная модуляция (ЧМ) - вид модуляции, при которой ча­стоту несущего высокочастотного колебания изменяют по за­кону передаваемого модулирующего сигнала.

Частотные искажения - искажения, возникающие в результа­те неодинаковой передачи по каналу связи амплитуд различных частотных составляющих водного сигнала. Частотные искажения также называют амплитудными или линейными искажениями.

Шум - шумовой сигнал, появляющийся на выходе усили­теля при отсутствии входного сигнала. Обуславливаются


199 189