ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 875
Скачиваний: 3
6
3)
ВЛАДЕТЬ
:
- методологической и категориальной базой для проведения компаратив-
ных исследований в рамках отраслевых юридических дисциплин;
- навыками сравнения и оценки нормативных основ правовых систем ино-
странных государств;
- доктринальными источниками по юридической компаративистике на
русском и иностранных языках;
- опытом предыдущих поколений компаративистов для формирования це-
лостного знания о месте российской правовой системы на юридической
карте мира.
Общекультурные компетенции:
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанно-
сти, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- способность использования полученных знаний на практике и в ор-
ганизации исследовательских работ (ОК-5);
Профессиональные компетенции:
- способность квалифицированно применять нормативные правовые
акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать
нормы материального и процессуального права в профессиональной дея-
тельности (ПК-2);
- способность квалифицированно толковать нормативные правовые
акты (ПК-7);
- способность воспринимать, анализировать и реализовывать управ-
ленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
- способность квалифицированно проводить научные исследования в
области права(ПК-11).
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО
Данная учебная дисциплина относится к базовой (общепрофессио-
нальной) части цикла ОП. Она имеет непосредственную взаимосвязь с от-
раслевыми курсами по зарубежному праву (гражданское, уголовное, тор-
говое, конституционное право иностранных государств и т.д.), оказывая на
них методологическое воздействие. Также, следует отметить, что данная
учебная дисциплина имеет прямые и обратные связи с различными специ-
альными курсами по международному частному и публичному праву.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы,
108 часов. Формой аттестации выступает экзамен (трудоемкость экзамена
составляет: 36 часов для очной и очно-заочной форм обучения, 9 часов для
заочной формы обучения).
7
3.1. Тематические планы
Тематический план для очной формы обучения
№
п/п
Раздел (тема)
учебной дисциплины
Виды учебной деятельно-
сти и трудоемкость в ча-
сах
Образователь
ные технологии
Формы те-
кущего кон-
троля
Лек-
ции
Практ.
занятия
СРС
1
История формирова-
ния и развития сравни-
тельного правоведения
-
2
8
Работа в малых
группах, кейс-
задания, круглые
столы
Научная
дискуссия,
эссе
2
Сравнительное право-
ведение как наука и
учебная дисциплина
-
2
8
Контрольно-
обучающие иг-
ры, кейс-
задания, круглые
столы
Научная дис-
куссия, кон-
трольная ра-
бота, эссе
3
Методология сравни-
тельно-правовых ис-
следований
-
8
Дебаты, практи-
ка публичного
выступления,
кейс-задания
Научная дис-
куссия, опрос
4
Объекты и уровни
проведения сравни-
тельно-правовых ис-
следований
2
8
Практика пуб-
личного выступ-
ления, кейс-
задания
Научная
дискуссия,
контрольная
работа
5
Юридическая карта
мира
-
2
8
Контроль
но-обучающие
игры, дебаты,
практика пуб-
личного выступ-
ления.
Научная
дискуссия,
опрос
6
Нормативные характе-
ристики основных
правовых сообществ:
современное состоя-
ние
2
2
8
Лекция-
презентация,
дебаты, практика
публичного вы-
ступления, кейс-
задания
Контрольная
работа, опрос
7
Российская правовая
система на современ-
ной юридической кар-
те мира
2
10
Лекция-презента
ция, дебаты,
контрольно обу-
чающие игры
Контрольная
работа, эссе
ВСЕГО
4
12
58
108
Тематический план для очно-заочной формы обучения
№
п/п
Раздел (тема)
учебной дисциплины
Виды учебной деятельно-
сти и трудоемкость в ча-
сах
Образователь
ные технологии
Формы те-
кущего кон-
троля
Лек-
ции
Практ.
заня-
тия
СРС
1
История формирова-
ния и развития сравни-
тельного правоведения
-
-
8
Работа в малых
группах, кейс-
задания, круглые
столы
Научная
дискуссия,
эссе
8
2
Сравнительное право-
ведение как наука и
учебная дисциплина
-
-
8
Контрольно-
обучающие иг-
ры, кейс-
задания, круглые
столы
Научная дис-
куссия, кон-
трольная ра-
бота, эссе
3
Методология сравни-
тельно-правовых ис-
следований
-
2
8
Дебаты, практи-
ка публичного
выступления,
кейс-задания
Научная дис-
куссия, опрос
4
Объекты и уровни
проведения сравни-
тельно-правовых ис-
следований
2
8
Практика пуб-
личного выступ-
ления, кейс-
задания
Научная
дискуссия,
контрольная
работа
5
Юридическая карта
мира
-
2
8
Контроль
но-обучающие
игры, дебаты,
практика пуб-
личного выступ-
ления.
Научная
д дискуссия,
опрос
6
Нормативные характе-
ристики основных
правовых сообществ:
современное состоя-
ние
2
2
8
Лекция-презента
ция, дебаты,
практика пуб-
личного выступ-
ления, кейс-
задания
Контрольная
работа, опрос
7
Российская правовая
система на современ-
ной юридической кар-
те мира
2
12
Лекция-
презентация,
дебаты,
контрольно обу-
чающие игры
Контрольная
работа, эссе
ВСЕГО
2
10
60
108
Тематический план для заочной формы обучения
№
п/п
Раздел (тема)
учебной дисциплины
Виды учебной деятель-
ности и трудоемкость в
часах
Образователь
ные технологии
Формы теку-
щего кон-
троля
Лек-
ции
Практ.
заня-
тия
СРС
1
История формирова-
ния и развития сравни-
тельного правоведения
-
-
18
Работа в малых
группах, кейс-
задания, круглые
столы
Научная
дискуссия, эссе
2
Сравнительное право-
ведение как наука и
учебная дисциплина
-
-
10
Контроль
но-обучающие
игры, кейс-
задания, круглые
столы
Научная дис-
куссия, кон-
трольная рабо-
та, эссе
3
Методология сравни-
тельно-правовых ис-
следований
-
2
10
Дебаты, практи-
ка публичного
выступления,
кейс-задания
Научная дис-
куссия, опрос
4
Объекты и уровни
проведения сравни-
-
2
10
Практика пуб-
личного выступ-
Научная
дискуссия,
9
тельно-правовых ис-
следований
ления, кейс-
задания
контрольная
работа
5
Юридическая карта
мира
-
10
Контроль
но-обучающие
игры, дебаты,
практика пуб-
личного выступ-
ления.
Научная
д дискуссия,
опрос
6
Нормативные характе-
ристики основных
правовых сообществ:
современное состоя-
ние
2
2
12
Лекция-
презентация,
дебаты, практика
публичного вы-
ступления, кейс-
задания
Контрольная
работа, опрос
7
Российская правовая
система на современ-
ной юридической кар-
те мира
2
15
Лекция-презента
ция, дебаты,
контрольно обу-
чающие игры
Контрольная
работа, эссе
ВСЕГО
2
8
89
108
Данная учебная дисциплина входит в учебный план третьего семест-
ра. Формой аттестации выступает экзамен.
3.2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (программа курса)
Тема 1. История формирования и развития сравнительного правове-
дения
Эволюция идей сравнительного правоведения. Младенческая и инсти-
туциональная эпохи в развитии сравнительного правоведения. Периодиза-
ция истории сравнительного правоведения.
Формирование идей сравнительного правоведения в Х1Х – начале ХХ
вв.
Интенсификация развития сравнительного правоведения после Второй
мировой войны. Основные тенденции развития юридической компарати-
вистики в ХХ1 веке.
Тема 2. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина
Природа сравнительного правоведения. Немецкая и французская школы
сравнительного правоведения.
Функции сравнительного правоведения.
Юридическая компаративистика в системе юридических наук в России
и за рубежом.
Сравнительное правоведение как учебная дисциплина. Модели препо-
давания сравнительного правоведения в России и в зарубежных юридиче-
ских школах.
Тема 3. Методология сравнительно-правовых исследований
10
Понятие методологии сравнительно-правовых исследований. Струк-
тура проведения компаративных исследований.
Видовая оценка методов сравнительного правоведения.
Концептуальные подходы и основные принципы компаративно-правовых
исследований.
Диалектика, метафизика и синергетика как инструментарии сравни-
тельного правоведения.
Тема 4. Объекты и уровни проведения сравнительно-правовых иссле-
дований
Уровни компаративно-правовой оценки правового феномена: исто-
рия и современность.
Правовые сообщества как объекты сравнительно-правовых исследо-
ваний.
Цивилизации как объекты сравнительно-правовых исследований.
Правовая система как центральная категория сравнительного право-
ведения. Понятие, структура и виды правовых систем.
Тема 5. Юридическая карта мира
Основные этапы в формировании юридической карты мира.
Выделение комплексных и монистических модулей для классифи-
кации правовых сообществ прошлого и настоящего.
Развитие юридической географии в условиях глобализации. Сближе-
ние национальных правовых систем.
Тема 6. Нормативные характеристики основных правовых сообществ:
современное состояние
Основные характеристики романо-германского права. Эволюция
частного и публичного права в странах романо-германского юридического
мира (на примере Германии и Франции).
Основные этапы в эволюции английской правовой системы. Common
law и Lаw of Equity как структурные единицы английской правовой систе-
мы.
Правовые массивы исламского правового сообщества: «право лично-
го статуса» и «право властных норм». Особенности международного ис-
ламского права.
Дихотомия в нормативном элементе традиционных правовых си-
стем:
Тема 7. Российская правовая система на юридической карте мира
Общая характеристика социалистического этапа функционирования
российской правовой системы.
Проблема идентификации российской правовой системы на современ-
ном этапе развития.