Файл: РП Сравнительное правоведение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 875

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

3) 

ВЛАДЕТЬ

-  методологической  и  категориальной  базой  для  проведения  компаратив-
ных исследований в рамках отраслевых юридических дисциплин; 
- навыками сравнения и оценки нормативных основ правовых систем ино-
странных государств; 
-  доктринальными  источниками  по  юридической  компаративистике  на 
русском и иностранных языках; 
- опытом предыдущих поколений компаративистов для формирования це-
лостного  знания  о  месте  российской  правовой  системы  на  юридической 
карте мира. 

 
Общекультурные компетенции: 

-  способность  добросовестно  исполнять  профессиональные  обязанно-

сти, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); 

-  способность  использования  полученных  знаний  на  практике  и  в  ор-

ганизации исследовательских работ (ОК-5); 

 
Профессиональные компетенции: 

-  способность  квалифицированно  применять  нормативные  правовые 

акты  в  конкретных  сферах  юридической  деятельности,  реализовывать 
нормы  материального  и  процессуального  права  в  профессиональной  дея-
тельности (ПК-2); 

-  способность  квалифицированно  толковать  нормативные  правовые 

акты (ПК-7); 

-  способность  воспринимать,  анализировать  и  реализовывать  управ-

ленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10); 

-  способность  квалифицированно  проводить  научные  исследования  в 

области права(ПК-11). 

 
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО 

Данная  учебная  дисциплина  относится  к  базовой  (общепрофессио-

нальной) части цикла ОП. Она имеет непосредственную взаимосвязь с от-
раслевыми  курсами  по  зарубежному  праву  (гражданское,  уголовное,  тор-
говое, конституционное право иностранных государств и т.д.), оказывая на 
них  методологическое  воздействие.  Также,  следует  отметить,  что  данная 
учебная дисциплина имеет прямые и обратные связи с различными специ-
альными курсами по международному частному и публичному праву.  

 

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  3  зачетные  единицы, 

108  часов.  Формой  аттестации  выступает  экзамен  (трудоемкость  экзамена 
составляет: 36 часов для очной и очно-заочной форм обучения, 9 часов для 
заочной формы обучения). 

 


background image

 

3.1. Тематические планы 

Тематический план для очной формы обучения 

 

№ 

п/п 

Раздел (тема) 

учебной дисциплины 

 

Виды учебной деятельно-

сти и трудоемкость в ча-

сах 

Образователь 

ные технологии 

 

Формы те-

кущего кон-

троля 

Лек- 
ции 

Практ. 
занятия  

СРС 

История формирова-
ния и развития сравни-
тельного правоведения 

Работа в малых 
группах, кейс-
задания, круглые 
столы 

Научная 
дискуссия, 
эссе 

Сравнительное право-
ведение как наука и 
учебная дисциплина 

Контрольно-
обучающие иг-
ры, кейс-
задания, круглые 
столы 

Научная дис-
куссия, кон-
трольная ра-
бота, эссе 

Методология сравни-
тельно-правовых ис-
следований 

Дебаты, практи-
ка публичного 
выступления, 
кейс-задания 

Научная дис-
куссия, опрос 

Объекты и уровни 
проведения сравни-
тельно-правовых ис-
следований 

 

Практика пуб-
личного выступ-
ления, кейс-
задания 

Научная 
дискуссия, 
контрольная 
работа 

Юридическая карта 
мира 

Контроль 
но-обучающие 
игры, дебаты, 
практика пуб-
личного выступ-
ления.  

   Научная 
  дискуссия, 

опрос 

Нормативные характе-
ристики основных 
правовых сообществ: 
современное состоя-
ние   

Лекция-
презентация, 
дебаты, практика 
публичного вы-
ступления, кейс-
задания 

Контрольная 
работа, опрос 

Российская правовая 
система на современ-
ной юридической кар-
те мира 

10 

Лекция-презента 
ция, дебаты,  
контрольно обу-
чающие игры 

Контрольная 
работа, эссе 

 

ВСЕГО 

12 

58 

108 

 

Тематический план для очно-заочной формы обучения 

№ 

п/п 

Раздел (тема) 

учебной дисциплины 

 

Виды учебной деятельно-

сти и трудоемкость в ча-

сах 

Образователь 

ные технологии 

 

Формы те-

кущего кон-

троля 

Лек- 
ции 

Практ. 
заня- 
тия  

СРС 

История формирова-
ния и развития сравни-
тельного правоведения 

Работа в малых 
группах, кейс-
задания, круглые 
столы 

Научная 
дискуссия, 
эссе 


background image

 

Сравнительное право-
ведение как наука и 
учебная дисциплина 

Контрольно-
обучающие иг-
ры, кейс-
задания, круглые 
столы 

Научная дис-
куссия, кон-
трольная ра-
бота, эссе 

Методология сравни-
тельно-правовых ис-
следований 

Дебаты, практи-
ка публичного 
выступления, 
кейс-задания 

Научная дис-
куссия, опрос 

Объекты и уровни 
проведения сравни-
тельно-правовых ис-
следований 

 

Практика пуб-
личного выступ-
ления, кейс-
задания 

Научная 
дискуссия, 
контрольная 
работа 

Юридическая карта 
мира 

Контроль 
но-обучающие 
игры, дебаты, 
практика пуб-
личного выступ-
ления.  

   Научная 
 д дискуссия, 

опрос 

Нормативные характе-
ристики основных 
правовых сообществ: 
современное состоя-
ние   

Лекция-презента 
ция, дебаты, 
практика пуб-
личного выступ-
ления, кейс-
задания 

Контрольная 
работа, опрос 

Российская правовая 
система на современ-
ной юридической кар-
те мира 

12 

Лекция-
презентация, 
дебаты,  
контрольно обу-
чающие игры 

Контрольная 
работа, эссе 

 

ВСЕГО 

10 

60 

108 

 

Тематический план для заочной формы обучения 

 

№ 

п/п 

Раздел (тема) 

учебной дисциплины 

 

Виды учебной деятель-

ности и трудоемкость в 

часах 

Образователь 

ные технологии 

 

Формы теку-

щего кон-

троля 

Лек- 
ции 

Практ. 
заня- 
тия  

СРС 

История формирова-
ния и развития сравни-
тельного правоведения 

18 

Работа в малых 
группах, кейс-
задания, круглые 
столы 

Научная 
дискуссия, эссе 

Сравнительное право-
ведение как наука и 
учебная дисциплина 

10 

Контроль 
но-обучающие 
игры, кейс-
задания, круглые 
столы 

Научная дис-
куссия, кон-
трольная рабо-
та, эссе 

Методология сравни-
тельно-правовых ис-
следований 

10 

Дебаты, практи-
ка публичного 
выступления, 
кейс-задания 

Научная дис-
куссия, опрос 

Объекты и уровни 
проведения сравни-

10 

Практика пуб-
личного выступ-

Научная 
дискуссия, 


background image

 

тельно-правовых ис-
следований 

ления, кейс-
задания 

контрольная 
работа 

Юридическая карта 
мира 

10 

Контроль 
но-обучающие 
игры, дебаты, 
практика пуб-
личного выступ-
ления.  

   Научная 
 д дискуссия, 

опрос 

Нормативные характе-
ристики основных 
правовых сообществ: 
современное состоя-
ние   

12 

 Лекция-
презентация, 
дебаты, практика 
публичного вы-
ступления, кейс-
задания 

Контрольная 
работа, опрос 

Российская правовая 
система на современ-
ной юридической кар-
те мира 

15 

Лекция-презента 
ция, дебаты,  
контрольно обу-
чающие игры 

Контрольная 
работа, эссе 

 

ВСЕГО 

89 

108 

 

Данная учебная дисциплина входит в учебный план третьего семест-

ра. Формой аттестации выступает экзамен. 

 

3.2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (программа курса) 

 

Тема 1. История формирования и развития сравнительного правове-

дения 

Эволюция  идей  сравнительного  правоведения.  Младенческая  и  инсти-

туциональная эпохи в развитии сравнительного правоведения. Периодиза-
ция истории сравнительного правоведения. 

 Формирование идей сравнительного правоведения в Х1Х  – начале ХХ 

вв. 

Интенсификация  развития  сравнительного  правоведения  после  Второй 

мировой  войны.  Основные  тенденции  развития  юридической  компарати-
вистики в ХХ1 веке.  
 

Тема 2. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина 

Природа сравнительного правоведения. Немецкая и французская школы 

сравнительного правоведения. 

Функции сравнительного правоведения.  
Юридическая компаративистика в системе юридических наук в России 

и за рубежом.  

Сравнительное  правоведение  как  учебная  дисциплина.  Модели  препо-

давания сравнительного правоведения в России и в зарубежных юридиче-
ских школах.  
 

Тема 3. Методология сравнительно-правовых исследований 


background image

10 

 

Понятие методологии сравнительно-правовых исследований. Струк-

тура проведения компаративных исследований.  

Видовая оценка методов сравнительного правоведения.  

Концептуальные  подходы  и  основные  принципы  компаративно-правовых 
исследований. 

Диалектика,  метафизика и синергетика как  инструментарии  сравни-

тельного правоведения. 

 

Тема 4. Объекты и уровни проведения сравнительно-правовых иссле-

дований 

Уровни   компаративно-правовой оценки правового феномена: исто-

рия и современность.  

Правовые сообщества как объекты сравнительно-правовых исследо-

ваний. 

Цивилизации как объекты сравнительно-правовых исследований. 

Правовая система как центральная категория сравнительного право-
ведения. Понятие, структура и виды правовых систем. 

 

Тема 5. Юридическая карта мира 

Основные этапы в формировании юридической карты мира. 
Выделение комплексных и монистических модулей для    классифи-

кации правовых сообществ прошлого и настоящего.  

Развитие юридической географии в условиях глобализации. Сближе-

ние национальных правовых систем.  

 

Тема 6. Нормативные характеристики основных правовых сообществ: 

современное состояние 

Основные  характеристики  романо-германского  права.  Эволюция 

частного и публичного права в странах романо-германского юридического 
мира (на примере Германии и Франции).  

Основные этапы в эволюции английской правовой системы. Common 

law и Lаw of Equity как структурные единицы английской правовой систе-
мы. 

Правовые массивы исламского правового сообщества: «право лично-

го  статуса»  и  «право  властных  норм».  Особенности  международного  ис-
ламского права. 

Дихотомия  в  нормативном  элементе  традиционных  правовых  си-
стем:  

 

Тема 7. Российская правовая система на юридической карте мира 

Общая  характеристика  социалистического  этапа  функционирования 

российской правовой системы. 

Проблема  идентификации  российской  правовой  системы  на  современ-

ном этапе развития.