Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 3943
Скачиваний: 3
Предисловие. Образы права
щенные писания, памятники литературного и народного творчества.
Ведь именно они определяют духовную суть, отличительные черты
и в конечном счете судьбы основных правовых систем современного
мира.
Структурно книга построена следующим образом. Первый том
посвящен вопросам истории, теории и методологии сравнительного
правоведения, а также тем правовым системам, которые относятся
к христианской традиции права: славянскому, романо-германскому,
общему (англосаксонскому), скандинавскому и латиноамериканскому
праву. Во втором томе будут рассмотрены иудейская, исламская, ин-
дуистская буддийская, конфуцианская, синтоистская и традиционные
системы права. Помимо этого предметом анализа станут правовые
системы бездуховной традиции права, присущей тоталитарным и тех-
нократическим обществам.
Судьба мне подарила счастье общения со многими ведущими ком-
паративистами ХХ в.: Августом Алексеевичем Мишиным и Владими-
ром Александровичем Тумановым, Иосифом Давидовичем Левиным
и Юрием Александровичем Тихомировым, Феликсом Михайловичем
Решетниковым и Борисом Александровичем Страшуном, Акмалем
Холматовичем Саидовым, Гарольдом Берманом, Джоном Хазардом,
Альбертом Блаустайном, Кристофером Осакве, Уильямом Дейлом,
Виктором Кнаппом и Ульрихом Карпеном. Без их поддержки и со-
ветов эта книга вряд ли когда-нибудь увидела бы свет.
12
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВВЕДЕНИЕ
В СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
Часть первая. Введение в сравнительное правоведение
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ
СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ
Глава первая.
И
сторИя
сравнИтельного
правоведенИя
Параграф первый. Истоки сравнительного правоведения
Сравнительное правоведение имеет столь же давнюю историю, как
художественная литература, историческая, географическая и философ-
ская науки. Оно рождалось вместе с ними, углубляя познание права,
выявляя его достоинства и недостатки, раскрывая общее и особенное
в его развитии.
Первоистоки эллинского мира
Первые сравнительно-правовые подходы появились еще в поэмах
Гомера. Так, описывая странствия Одиссея, поэт отмечал, что его герой
«многих людей города посетил и обычаи видел»
1
. Некоторые из них, в ча-
стности поселения ахейских племен
2
, Трою, Крит, он описывал подробно,
сопоставляя и обращая внимание на то, как их традиции переплетались
между собой. В этом отношении примечательно описание Крита:
«Остров есть Крит посреди виноцветного моря, прекрасный,
Тучный, отвсюду объятый водами, людьми изобильный;
Там девяносто они городов населяют великих.
Разные слышатся там языки: там находишь ахеян
С первоплеменной породой воинственных критян; киконы
Там обитают, дорийцы кудрявые, племя пеласгов,
В городе Кноссе живущих…»
3
Совершенно иной предстает жизнь отсталых племен, населявших
отдаленные острова Средиземного моря:
«Там беззаботно они, под защитой бессмертных имея
Все, ни руками не сеют, ни плугом не пашут; земля там
1
Гомер. Одиссея. Песнь 1. Строка 3. Здесь и далее – перевод В.А. Жуковского.
2
Подробнее см.: Ковлер А.И. Антропология права. М., 2002. С. 277–282.
3
Гомер. Указ. соч. Песнь 19. Строки 172–178.
Глава первая. История сравнительного правоведения
13
Тучная щедро сама без паханья и сева дает им
Рожь, и пшено, и ячмень, и роскошных кистей винограда
Полные лозы…
Нет между ними ни сходбищ народных, ни общих советов;
В темных пещерах они иль на горных вершинах высоких
Вольно живут; над женой и детьми безотчетно там каждый
Властвует, зная себя одного, о других не заботясь»
1
.
Более отчетливо линия сравнительного правоведения прослежи-
вается в «Истории» Геродота – в разделах, посвященных описанию
и сравнению законов и нравов разных народов – греков, персов, егип-
тян, лидийцев, скифов, массагетов, индийцев и др. В частности, «отец
истории» указывал, что лидийцы имели такие же обычаи, как и греки
2
,
что персы были склонны к заимствованию чужеземных порядков
3
и что, напротив, египтяне и скифы не воспринимали обычаи других
народов
4
. Он рассказывал о том, как «при хороших законах Египет
достиг великого процветания»
5
и как возрастало могущество Афин
с утверждением равноправия граждан
6
.
Сравнивая законы и обычаи разных народов, Геродот выделял
не только их особенности, но и то общее, что их объединяло. Так,
рассказывая об обычаях спартанцев, он подчеркивал их сходство
с обычаями египтян. Как и в Египте, при вступлении на престол цари
Спарты объявляли прощение всех долгов перед царской властью и об-
щинами. В обоих государствах ремесло передавалось по наследству:
«…сын флейтиста становился флейтистом, сын повара – поваром,
а глашатая – глашатаем»
7
.
Геродот выделял разные формы правления, отмечая достоинства
и недостатки демократии, олигархии и монархии. Так, в уста Дария,
будущего царя Персии, он вложил слова, которые, несомненно, от-
ражали его собственные представления о наилучшей форме правле-
ния: «Если мы возьмем из трех предложенных нам на выбор форм
правления каждую в ее самом совершенном виде, т.е. совершенную
1
Гомер. Указ. соч. Песнь 9. Строки 108–115.
2
Геродот. История. Книга первая. 94. Здесь и далее – перевод Г.А. Стратановского.
3
Геродот. Указ. соч. Книга первая. 135.
4
Там же. Книга вторая. 91; Книга четвертая. 76.
5
Там же. Книга вторая. 124.
6
Там же. Книга пятая. 78.
7
Там же. Книга шестая. 59–60.
Часть первая. Введение в сравнительное правоведение
14
демократию, совершенную олигархию и совершенную монархию,
то последняя, по-моему, заслуживает гораздо большего предпочтения.
Ведь нет, кажется, ничего прекраснее правления одного наилучшего
властелина. Он безупречно управляет народом, исходя из наилучших
побуждений, и при такой власти лучше всего могут сохраняться в тай-
не решения, направленные против врагов. Напротив, в олигархии,
если даже немногие лучшие и стараются приносить пользу обществу,
то обычно между отдельными людьми возникают ожесточенные рас-
при. Ведь каждый желает первенствовать и проводить в жизнь свои
замыслы. Так у них начинается яростная борьба между собой, отчего
проистекают смуты, а от смут – кровопролития. От кровопролитий
же дело доходит до единовластия, из чего совершенно ясно, что этот
последний образ правления – наилучший. При демократии опять-та-
ки пороки неизбежны, а лишь только низость и подлость проникают
в общественные дела, то это не приводит к вражде между подлыми
людьми, а, напротив, между ними возникают крепкие дружественные
связи. Ведь эти вредители общества обычно действуют заодно, уст-
раивая заговоры. Так идет дело, пока какой-нибудь народный вождь
не покончит с ними. За это такого человека народ уважает, а затем этот
прославленный вождь быстро становится единодержавным власти-
телем. Отсюда еще раз видно, что единовластие – наилучший образ
правления»
1
.
Традиция сопоставления законов и обычаев разных народов была
продолжена многими историками древности.
Так, Фукидид сравнивал обычаи персов и фракийцев
2
, а также
нравы разных греческих полисов. Вместе с тем в его «Истории» ак-
цент смещен в плоскость исторической перспективы развития по-
литических и правовых институтов. Например, сравнивая Платеи
и Фивы в период греко-персидских войн, Фукидид отмечал: «Об-
ратите все же внимание на то, при сколь различных политических
обстоятельствах… так поступали… Ведь тогда у нас (в Фивах. – В.Л.)
не было ни равноправной олигархии, ни демократии. Наш тогдаш-
ний государственный строй являл собой полную противоположность
законности и правовому порядку и ближе всего был к тираническому
произволу. Власть находилась в руках самовластной кучки людей.
1
Геродот. Указ. соч. Книга третья. 80–82.
2
Фукидид. История / Под ред. Я.М. Боровского. М., 1993. Книга вторая. 97.
Глава первая. История сравнительного правоведения
15
Правители, надеясь… еще больше укрепить свое личное господство,
держали народ в подчинении насилием и призвали мидийского царя
в страну»
1
.
Впервые сравнительное право предстало как предмет обособлен-
ного исследования в книге Платона «Законы». Отправной точкой
для великого философа стали законы Крита, которые, согласно преда-
нию, Минос получил непосредственно от Зевса и которые, по мнению
Платона, были правильными, поскольку они делали счастливыми тех,
кто ими пользуется, предоставляя им все блага
2
.
Цель своего исследования Платон сформулировал предельно ясно –
выявить, что «в законах правильно по природе и что ошибочно»
3
. Ре-
шая эту задачу, философ сопоставлял законы Крита, Персии, Египта,
древнегреческих полисов и земель – Афин, Спарты, Фив, Мессены,
Аргоса и др.
Судьбы этих государств свидетельствовали о недопустимости тех
законов, которые устанавливали «могущественные и несмешанные
власти», поскольку «государство должно быть свободным, разумным
и дружественным самому себе; законодатель должен давать законы,
имея в виду именно это»
4
.
Если эти требования нарушались, государство превращалось «в
сожительство граждан, где одна их часть владычествует, а другая раб-
ски повинуется»
5
.
Чтобы не допустить такого правового развития, правители должны
были стать «служителями закона». Доказывая эту мысль, философ
писал: «Не ради нового словца назвал я сейчас правителей служи-
телями законов, я действительно убежден, что спасение государства
зависит от этого больше, чем от чего-то иного. В противном случае
государство гибнет. Я вижу близкую гибель государства, где закон
не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где за-
кон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю
спасение государства и все блага, какие только могут даровать госу-
дарствам боги»
6
.
1
Фукидид. Указ. соч. Книга третья. 62.
2
Платон. Законы. Книга первая. 631b. Здесь и далее – перевод А.Н. Егунова.
3
Платон. Указ. соч. Книга первая. 627d.
4
Там же. Книга третья. 693b.
5
Платон. Указ. соч. Книга четвертая. 713.
6
Там же. Книга четвертая. 715с.