Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 4111
Скачиваний: 3
Глава первая. История сравнительного правоведения
21
Великий царь Дашаратха
Справедливо правил землею…
Охраняя подданных силой закона»
1
.
И совершенно иными предстают в «Рамаяне» те государства, в ко-
торых не было царской власти. Лишенные милости богов, они были
обречены на многие несчастья.
«В стране без царя Парджанья,
Увенчанный сонмом молний,
Гремящий громом, не орошает
Небесным дождем землю.
В стране без царя земледельцы
И горсти зерна не сеют,
В стране без царя не почитают
Дети – отца, а жены – мужа…
В стране без царя нет правды.
В стране без царя люди
Не встречаются в зале собраний,
Не разбивают сады и парки,
Не возводят в радости храмы…
В стране без царя богатые
Земледельцы и скотоводы
Не спят под надежной охраной,
Оставив двери открытыми…
В стране без царя не видно
Купцов со своими товарами:
Не будучи в безопасности,
Они не ездят из дальних стран.
В стране без царя мудрецы,
Погруженные в размышление,
Не смеют без страха странствовать
И ночевать где придется.
В стране без царя никто
Не чувствует себя защищенным…
Как стадо, брошенное пастухом,
Страна, в которой нет государя»
2
.
1
Рамаяна. Книга первая. Песня 7.
2
Там же. Книга вторая. Песня 67.
Часть первая. Введение в сравнительное правоведение
22
Вторая великая поэма Индии – «Махабхарата»
1
– посвящена меж-
доусобной войне между двумя царственными родами и тем бедам,
которые она принесла. Основная идея поэмы – необходимость един-
ства государства. Поэтому она содержит подробное описание древних
законов, обычаев, искусства правления.
Заметное место в поэме занимало сравнение государств и действо-
вавшего в них права. В частности, отмечалось, что в городе Махиш-
мати женщины пользовались «полной свободой»
2
, тогда как в других
царствах они полностью подчинялись мужьям и старшим мужчинам
рода. Поэма описывала оседлые и кочевые племена, «не имеющие
определенного места жительства»
3
, государства, отвергавшие и допус-
кавшие, как в Магадхе, человеческие жертвоприношения.
Особо в поэме подчеркивалась цель единения, создания «велико-
державного государства». Правители древности ее достигали разными
средствами: упразднением налогов, защитой своих подданных, ас-
кетическими подвигами, силой, богатством. Так, Джарасандха, сын
Брихадратхи, заслужил титул великодержавного государя благодаря
таким качествам, как чувство справедливости, богатство, искусная
политика
4
.
Поэма описывала судьбы разных государств. Там, где законы испол-
нялись, они пользовались всеми благами жизни, находясь под защитой
царей, воплощавших закон
5
.
И, напротив, там, где законы нарушались, наступали неисчисли-
мые беды:
«С истреблением рода гибнут
неизменные рода законы;
если ж гибнет закон, то род весь
погружается в беззаконье.
С воцарением беззаконья
развращаются женщины рода;
когда женщины рода растлились,
наступает всех варн смешенье.
Варн смешенье приводит к аду
1
Цит. по.: Махабхарата. М.: Наука, 2006, 2007. Т. 1 (2006), Т. 2–4 (2007).
2
Махабхарата. Книга вторая. 28.
3
Там же. Книга вторая. 47.
4
Там же. Книга вторая. 14.
5
Там же. Книга первая. Глава 45.
Глава первая. История сравнительного правоведения
23
весь тот род и губителей рода,
ибо падают в ад их предки
без воды и без жертвенных клецек.
Так злодеи, рода убийцы
и виновники варн смешенья
растлевают и каст законы,
и законы вечные рода»
1
.
В «Рамаяне» и «Махабхарате» основной целью сопоставления госу-
дарств и действовавшего в них права было создание учения о правиль-
ном правлении. Эту традицию продолжили многие писатели и уче-
ные Индии. В их числе был Каутилья, советник царя Чандрагупты.
Согласно преданию, он создал «Артхашастру» – свод наставлений
по управлению государством.
Свод отразил опыт разных царств Индии. Изучая его, Каутилья
сформулировал общие положения, раскрывавшие суть правовых и по-
литических событий. Примечательны следующие строки «Артхаша-
стры»: «Дхарма, судебное разбирательство, обычай, царский указ –
на этих четырех опорах основывается решение спорного дела. Каждая
последующая из них сильнее предыдущей. При этом дхарма основана
на истине, судебное разбирательство – на свидетелях, обычай – на об-
щем мнении людей, а указ – это царское распоряжение. Собственная
дхарма царя, охраняющего подданных согласно дхарме, приводит его
на небо, а того, кто не охраняет или налагает неверное наказание,
напротив, в ад. Ведь только наказание охраняет мир этот и иной, если
наложено царем беспристрастно, в соответствии с преступлением, будь
преступником сын или враг
2
.
Первоистоки Китая
В Китае традиция сравнительного правоведения берет начало в тру-
дах Конфуция. В поисках Дао – должного пути – философ изучил
правопорядок многих древних и современных ему государств. Как
отмечал один из его учеников, «когда Учитель прибывал в какое-ни-
будь государство, он непременно хотел узнать о методах правления»
3
.
1
Бхагавадгита (входит в состав Махабхараты). Глава первая. М., 1999. Перевод
В.С. Семенцова.
2
Цит. по: Вигасин А.А., Самозванцев А.М. Артхашастра. Проблемы социальной
структуры и права. М., 1984. С. 37.
3
Лунь юй. Глава 1. 10. Здесь и далее – перевод Л.С. Переломова.
Часть первая. Введение в сравнительное правоведение
24
Но самое большое значение он придавал изучению истории государств,
утверждая, что оно дает возможность узнать их судьбу даже через сто
поколений
1
. Впрочем, он был сдержан в своих оценках, когда не хва-
тало свидетельств – текстов либо устных советов мудрецов
2
.
Конфуций выделял общее и особенное в государственном уст-
ройстве. Так, он утверждал, что правление в царствах Лу и Вэй – «это
правление братьев»
3
, подчеркивая сходство установленного в них пра-
вопорядка. Однако чаще он отмечал различия государств, в основном
по степени их отступления от Дао – истинного пути, заключавшегося
«в высветлении светлой благодати, породнении с народом и остановке
на совершенном добре»
4
.
Своим исследованиям Конфуций пытался придать практическую
направленность. Он утверждал: «Одна реформа в царстве Ци – и оно
будет как царство Лу, одна реформа в царстве Лу – и в нем воцарится
Дао-Путь»
5
.
Более того, он стремился эти реформы осуществить, даже сознавая
тщетность своих усилий. Однажды он сказал: «Если бы в Поднебес-
ной царил Дао-Путь, то я не добивался бы вместе с вами перемен»
6
.
И, продолжая, с горечью заметил: «Не служить – значит нарушить
долг… Благородный муж идет на службу, дабы выполнить свой долг,
а о том, что его Дао-Путь неосуществим, он знает заранее»
7
.
Наиболее полно сравнительно-правовые подходы представлены
в трудах «отца» китайской историографии Сыма Цяна. Свое повество-
вание об истории Китая он начал со времени правления первого импе-
ратора Хуан-ди. Оно стало отправной точкой не только исторического,
но и сравнительно-правового исследования. Сыма Цянь сравнивал
законы и порядки Поднебесной в разные периоды ее истории, а после
раскола – сопоставлял правопорядок царств и княжеств, возникших
на ее руинах.
Он подчеркивал достоинства тех реформ, которые провел Гуан
Чжун в княжестве Ци. «Указы для нижестоящих, – повторял историк
1
Лунь юй. Глава 2. 23.
2
Там же. Глава 3. 9.
3
Там же. Глава 13. 7.
4
Да сюэ. Перевод А.И. Кобзева.
5
Лунь юй. Глава 6. 24.
6
Там же. Глава 18. 6.
7
Там же. Глава 18. 7.
Глава первая. История сравнительного правоведения
25
слова Гуан Чжуна, – подобны источнику воды, они делают сердца
людей послушными. Указы должны быть ясными и немногословными,
чтобы народу легко было их выполнять. Предоставьте народу то, что
он желает, и поскорее избавьте от того, что он отвергает»
1
.
Иными были реформы Шан Яна, который впервые в истории
не только обосновал, но и осуществил идею тоталитарного госу-
дарства: «Было приказано так. Народу разделиться семьями на пя-
терки и десятки, которые должны были заботиться друг о друге,
отвечать за поступки соседей. Тот, кто не доносил о преступившем
закон, подлежал обезглавливанию. Тот, кто доносил о преступившем
закон, награждался наравне с человеком, в бою отсекшим голову
противника… Тот, кто прилагал все силы в основных занятиях –
земледелии и ратном деле, кто производил больше зерна и шелка, –
освобождался от трудовых повинностей. Всех, кто извлекал выгоды
из занятия второстепенным делом, впавших в нищету… следовало
превращать в казенных рабов… Многие циньцы, вначале заявляв-
шие о непригодности новых законов, приходили и говорили теперь
об их правильности; однако вэйский Ян (т.е. Шан Ян) говорил: «Эти
люди познали вкус смуты», – и всех их переселял в пограничные
города. Теперь уже никто из жителей не осмеливался обсуждать
новые законы»
2
.
Нередко Сыма Цянь расширял рамки исследования, описывая
обычаи иноземных государств и народов. Наиболее подробно он рас-
сказывал о гуннах (по-китайски – сюнну), которые многие столетия
тревожили северные границы Поднебесной
3
.
Сопоставляя законы «цивилизованных» царств Китая и варварских
народов, историк нередко высказывался в пользу последних. Примеча-
телен в этом отношении диалог правителя циньской династии Му-гуна
и посланника княжества жунов Ю-юя:
«Му-гун… спросил: «Срединные государства осуществляют управ-
ление на основе стихов и исторических записей, обрядов и музыки,
законов и установлений, но, несмотря на это, в них часто происходят
беспорядки. Ныне у диких жунов ничего этого нет. Как же у них стро-
ится управление? Разве не возникает трудностей?»
1
Сыма Цянь. Исторические записки. М., 1996. Т. 7. С. 35.
2
Там же. С. 88.
3
Там же. 2003. Т. 2. С. 30–31.