Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 3948

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Часть первая. Введение в сравнительное правоведение

16

Второе основное условие спасения государства – надлежащее уст-

ройство судебной власти

1

.

Третье условие – добровольное принятие законов, поскольку 

ни один государственный строй не может долго продержаться, если 

его опорой стали постоянное насилие и произвол, подавляющие волю 

подданных

2

.

Наиболее ярко античное сравнительное правоведение предстало 

в работах Аристотеля. Он не только существенно расширил грани-

цы исследования, сопоставив государственное устройство 158 стран 

и полисов, в том числе Крита и Спарты, Афин и Коринфа, Карфагена 

и Македонии, Персии и Египта, но и решительно отверг умозритель-

ные подходы Сократа, Платона и других философов, которые пыта-

лись создать оторванные от жизни концепции идеального государства 

и права. 

Основной сравнительно-правовой труд Аристотеля, дошедший 

до наших дней, – «Политика», в которой философ рассмотрел вопросы 

экономического устройства, форм правления, общей теории полиса, 

идеального государственного устройства, причины крушения и пути 

укрепления государств.

Целью любого государства, писал философ, является достижение 

высшего блага – справедливости

3

, поскольку «понятие справедливо-

сти связано с представлением о государстве, так как право, служащее 

мерилом справедливости, является регулирующей нормой политиче-

ского общения»

4

.

Справедливость требует, продолжал Аристотель, «чтобы все рав-

ные властвовали в той же мере, в какой они подчиняются, и чтобы 

каждый поочередно то повелевал, то подчинялся. Здесь мы уже 

имеем дело с законом, ибо порядок и есть закон. Поэтому пред-

почтительнее, чтобы властвовал закон, а не кто-либо один из среды 

граждан. На том же самом основании, даже если будет признано 

лучшим, чтобы власть имели несколько человек, следует назначать 

этих последних стражами закона и его слугами…. Кто требует, что-

бы властвовал закон… требует, чтобы властвовало только божество 

1

  Платон. Книга шестая. 766d.

2

  Там же. Книга восьмая. 832с.

3

  Аристотель. Политика. М.: АСТ, 2002. С. 15. Книга третья. 7.

4

  Там же. Книга первая. 2.


background image

Глава первая. История сравнительного правоведения

17

и разум, а кто требует, чтобы властвовал человек, привносит в это 

и животное начало… Таким образом, ясно, что ищущий справед-

ливости ищет чего-то беспристрастного, а закон и есть это беспри-

страстное…»

1

Вместе с тем Аристотель предупреждал, что законы, даже самые 

идеальные, не могут сами по себе обеспечить благоденствие государ-

ства. Необходима правильная организация государственного устрой-

ства, включающая три составные части: «законосовещательный орган, 

рассматривающий дела государства», государственные чиновники 

и суды

2

.

Многое зависело от искусства правления. Примером образцового 

правителя мог служить Солон, который, сочетая «силу с правом»

3

утвердил порядок властью закона. Не менее важным было воспитание 

граждан. «Никакой пользы, – утверждал Аристотель, – не принесут 

самые полезные законы, единогласно одобренные всеми причастными 

к управлению государством, если граждане не будут приучены к госу-

дарственному порядку и в духе его воспитаны»

4

.

Идеальным же, в представлении философа, был тот государствен-

ный строй, который давал возможность каждому «благоденствовать 

и жить счастливо»

5

Новую страницу в становлении сравнительного правоведения от-

крывает Полибий. Его «Всеобщая история» была создана в период 

расцвета Римской империи, когда впервые право было включено в об-

щий контекст всемирно-исторического развития. Как писал Полибий, 

«раньше события на земле совершались как бы разрозненно, ибо ка-

ждое из них имело свое особое место, особые цели и конец. Начиная 

же с этого времени история становится как бы одним целым, события 

в Италии и Ливии переплетаются с азиатскими и эллинскими, и все 

сводится к одному концу»

6

.

1

  Аристотель. Политика. Книга третья. 11.

2

  Там же. Книга четвертая. 11.

3

  Строчка из поэмы самого Солона, в которой он описывал созданные им зако-

ны. Цит. по: Аристотель. Афинская полития // Аристотель. Сочинения. Калининград, 

2002. Глава четвертая. С. 15.

4

  Аристотель. Политика. Книга пятая. 7.

5

  Там же. Книга седьмая. 2.

6

  Полибий. Всеобщая история. Книга первая. 3. Здесь и далее – перевод Ф.Г. Ми-

щенко.


background image

Часть первая. Введение в сравнительное правоведение

18

Развивая теорию общей судьбы, Полибий доказывал, что право 

всех государств подчиняется единым законам циклического развития. 

Существующие формы «естественным» образом сменяют друг друга. 

Так, на смену первичным формам монаршей власти приходит царская 

власть, которая, в свою очередь, со временем вырождается в тиранию. 

На смену тирании приходит аристократия, а вслед за ней – олигархия. 

И наконец, утверждается демократия, чтобы через три поколения 

подвергнуться разложению. Устанавливается власть толпы, которая 

вновь рождает первичные формы монаршей власти

1

. Каждая из форм 

государственного устройства в своем развитии проходит пять стадий: 

зарождение, возрастание, расцвет, изменение, завершение

2

. Действие 

законов цикличного развития от рождения к смерти может быть пре-

рвано, если в государственном устройстве будут сочетаться преиму-

щества разных форм, что придаст ему равновесие

3

. Примером такого 

смешения форм был Ахейский союз, который, как отмечал Полибий, 

имел «надежнейшую опору в равенстве и милосердии»

4

.

Следующая новелла его сравнительного подхода – широкая трак-

товка права. Он убеждал, что основу государственного устройства со-

ставляют не только законы, но и нравы, обычаи, религиозные установ-

ления. Так, прочность государственного устройства Рима во многом 

объяснялась тем, что она основывалась на страхе перед богами. Народ, 

писал Полибий, исполнен легкомыслия, противозаконных стремлений. 

Удержать его может только религия

5

.

Следующий шаг в развитии сравнительного правоведения сделал 

Страбон, который впервые представил в книге «География» общую 

панораму правового пространства, в котором законы и обычаи одних 

народов нередко заимствовались другими либо совпадали с присущи-

ми им. Так, описывая обычаи одного из иберийских племен, Страбон 

отмечал, что брак у них совершался, как у греков, и что некоторые их 

обычаи имели сходство с обычаями, существовавшими в древности 

у египтян

6

1

  Полибий. Указ. соч. Книга шестая. 5–9.

2

  Там же. Книга шестая. 4

3

  Там же. 10.

4

  Там же. Книга вторая. 38.

5

  Там же. Книга шестая. 56.

6

  Страбон. География. Книга третья. Глава 3. 7. Здесь и далее – перевод Г.А. Стра-

тановского.


background image

Глава первая. История сравнительного правоведения

19

Особое место в «Географии» Страбона занимает рассказ о законо-

дательстве Древнего Крита. По словам географа, древний законодатель 

Крита исходил из той предпосылки, что свобода – это «высшее благо 

государства»: 

«Ведь только одна свобода делает блага собственностью тех, кто 

приобрел их, тогда как блага, приобретенные в рабстве, принадлежат 

правителям, а не управляемым. Те, кто обладают свободой, должны 

ее защищать. Далее, согласие возникает только там, где устранены 

раздоры, проистекающие от своекорыстия и роскоши... Если граждане 

ведут умеренную и простую жизнь, то нет у них ни зависти, ни занос-

чивости, ни ненависти по отношению к равным себе»

1

По мнению географа, правопорядку Крита были близки законы 

Индии, отличавшиеся простотой и приучавшие к их исполнению

2

.

Завершая книгу, в которой были описаны обычаи, традиции, законы 

нескольких сотен народов, Страбон отметил основное присущее им 

свойство: «Объединенные в гражданские общины, они живут по общему 

закону… Иным путем народным массам в какой-нибудь стране было бы 

невозможно делать одно и то же в согласии друг с другом (в чем именно 

и состоит гражданский союз) или вообще вести общественную жизнь. 

Закон же этот двоякий, так как исходит или от богов, или от людей. 

Древние… божественный закон считали выше и священнее»

3

.

Первоистоки Индии

Удивительно мощным потоком идеи сравнительного правове-

дения льются со страниц великих поэм Индии – «Рамаяны» и «Ма-

хабхараты».

История жизни Рамы, героя первой поэмы, начинается с описания 

правового порядка, утвердившегося в царстве его отца:

«Царь Дашаратха.

Преданный только правде,

Верный трем целям жизни,

Он правил в прекрасной Айодхье,

Как Индра в Амаравати.

В этом лучшем из городов

1

  Страбон. Указ. соч. Книга десятая. Глава 4. 16.

2

  Там же. Книга пятнадцатая. Глава 1. 53. 

3

  Там же. Книга шестнадцатая. Глава 2. 16.


background image

Часть первая. Введение в сравнительное правоведение

20

Жили добронравные люди,

Щедрые, умные, правдивые,

Довольные своею участью.

В этом лучшем из городов

Не было бедных домохозяев,

У которых недоставало имущества,

Коров, лошадей или денег…

Не было злодеев, воров, нищих,

Детей от смешанных браков.

Брахманы, победившие чувства,

Знатоки вед и искусства дарения,

Скромные в своих притязаниях,

Всегда соблюдали карму…

Кшатрии почитали брахманов,

Вайшьи были послушны кшатриям,

Шудры, зная свои обязанности,

Служили первым трем варнам»

1

.

Порядок в царстве поддерживали восемь министров:

«Удачливые, великие духом, 

Изучившие шастры, решительные,

Они всегда добивались цели

И делали то, что обещали…

Справедливые и в суде, и в дружбе,

Они, если требовал закон,

Могли наложить наказание

Даже на собственного сына.

Они исправно собирали налоги,

Укрепляли царское войско,

Не преследовали даже недругов,

Если те не шли на злодеяние.

Мужественные и деятельные,

Искусные в управлении царством,

Они были во всем покровителями

Добронравных жителей страны…

Имея таких советников,

Наделенных всеми достоинствами,

1

  Рамаяна. Книга первая. Песня 6. М., 2006.