Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 4004

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава первая. Основы христианской традиции права

161

ковь не вмешивалась в дела государства. В свою очередь государство 

не вмешивалось в дела религии и церкви. Государство обрело свободу, 

которую ранее сковывали языческие религии. И «никакая иная власть, 

кроме власти нравственного закона, ее более не стесняла»

1

Но наряду с этим пространственные пределы государственной вла-

сти стали более узкими. Государство уступило церкви регулирование 

многих областей – брачно-семейных и наследственных отношений, 

воспитания и образования, духовной жизни и нравственности.

Акты, принятые церковью, формировали свод канонического права. 

Следует отметить, что он никогда не был единым, поскольку христи-

анская церковь изначально была раздроблена на множество течений 

и школ. Они нередко соперничали между собой. Так, в IV в. борьба 

за право стать духовным центром христианства развернулась между 

Римской, Константинопольской, Иерусалимской, Александрийской 

и Антиохийской церквями. С IX в. определяющим становится раскол 

между римской католической и православной церквями. Окончательно 

он оформился в 1054 г., когда римский папа и константинопольский 

патриарх предали анафеме друг друга. 

Одной из причин раскола стало расхождение в понимании места 

и роли церкви в государстве и обществе. В условиях распада централизо-

ванных государств католическая церковь пыталась утвердить за собой 

положение не только независимой, но и верховной власти. Таким было 

первое разделение властей в эпоху Средневековья. 

О тех процессах, которые происходили в то время, Г. Берман го-

ворит так: «Церковь вознамерилась переделать и саму себя, и окру-

жавший мир посредством права. Церковь сделалась юридическим 

лицом, видимой корпоративной общностью, не зависящей ни от 

имперских, ни от королевских, феодальных или городских властей. 

Были сформулированы автономные своды права, сначала в рамках 

церковной сферы власти, а затем и в рамках разных областей свет-

ской сферы, – отчасти чтобы сохранить связность каждой власти, 

отчасти чтобы произвести реформу каждой из них, а отчасти чтобы 

уравновесить их все»

2

. Так начиналась, по словам Г. Бермана, папская 

революция XI в., которая перевернула Западный мир, утвердив в нем 

новые начала права. 

1

  Фюстель де Куланж Н.Д. Указ. соч. С. 456.

2

   Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. С. 91.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

162

Для православной церкви, развивавшейся под сенью мощной, 

не утратившей сил Византийской империи, такое развитие событий 

было невозможным.

Следующий большой раскол произошел в XVI–XVII вв., когда 

от католической религии отделились протестантские церкви. Это была 

вторая великая религиозная революция, сформировавшая новые кон-

туры раздробленной Западной Европы. 

Единство христианства постоянно нарушалось и за счет множества 

ересей, появлявшихся на протяжении многих веков.

И тем не менее христианство всегда оказывало мощное воздействие 

на светское законодательство христианского мира. 

Так, еще в ноябре 451 г. византийский император Маркиан издал 

совместно с римским императором Валентинианом совместную Кон-

ституцию, согласно которой все акты, изданные в нарушение церков-

ных канонов, признавались недействующими. Это требование было 

смягчено в Конституции, принятой в октябре 530 г. В ней содержалась 

норма о том, что «божественные каноны имеют силу не меньшую, чем 

законы». В более развернутом виде это положение было закреплено 

в 545 г. в 131-й новелле Юстиниана: «Предписываем, чтобы священ-

ные церковные каноны, изданные или подтвержденные четырьмя 

святыми соборами, а именно – Никейским, Константинопольским, 

Эфесским и Халкидонским, имели ранг законов; ибо догматы четырех 

вышеназванных соборов мы признаем наподобие святых писаний, а их 

каноны храним, как законы».

Христианство смягчало многие нормы Кодекса Юстиниана. Под дей-

ствием его идей были внесены нормы о предоставлении бывшим рабам 

всех прав римского гражданства, об отмене уголовных наказаний в виде 

обращения в рабство, о запрещении жестокого обращения с детьми, 

предоставлении имущественных прав женщинам

1

Значительным было влияние христианства и на варварские прав-

ды, иные законодательные акты, которые появились после распада 

Римской империи. 

Так, в Аахенском капитулярии Карла Великого 802 г. содержались 

следующие примечательные строки:

«Светлейший и христианнейший государь император Карл избрал 

из своих вельмож разумнейших и мудрейших мужей, как архиеписко-

1

  См.: Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии в IV–VIII вв. М., 1976. С. 114–120.


background image

Глава первая. Основы христианской традиции права

163

пов, так и прочих епископов, а заодно и почтенных аббатов, и бла-

гочестивых светских лиц, и направил их во все свое королевство, 

и через них предоставил всем последующим жить согласно правому 

закону. Если же что где в законе установлено иначе, нежели по праву 

и справедливости, то он повелел тщательнейшим образом исследо-

вать и доводить до его сведения, ибо он желает сам, с соизволения 

Божьего, исправить это. И никто да не дерзает, по умыслу своему или 

по лукавству, нарушать, как это многие часто делают, писаный закон 

или (чинить) самому себе правосудие, и да не притесняет ни церквей 

Божьих, ни бедных, ни вдов, ни сирот, и никаких вообще христиан; 

но да живут все вместе, согласно предписанию Божьему, праведно 

и правосудно, и… да пользуются светские лица и миряне правильно, 

без лукавого обмана, своими законами, да живут все в совершенном 

взаимном благоволении и мире, и да проводят те (государевы) послан-

цы тщательное следствие везде, где только какой-либо человек заявил 

бы, что он претерпел несправедливость от другого; и запретил своим 

верующим вражду, тем паче – человекоубийства...»

1

Отметим в этой связи, что империю Карла Великого современники 

называли Христианской империей

2

.

Самый древний памятник славянского права, дошедший до наших 

дней, – болгарский Закон судный людям. Он был издан вскоре после 

принятия христианства в 865 г. Одно из основных его требований – 

«достойно о Божьей правде говорить». Прежде всего это требование 

касалось судопроизводства: «Во всяком споре обвинения и заявления 

князю и судьям следует не слушать без свидетелей (послухов) многих, 

но говорить спорящим – и обвинителям и заявителям, – если не пред-

ставите свидетелей, как и закон Божий велит, принять ту же казнь 

ожидайте, какую готовили другим… По всем этим (делам) подобает 

во всяком споре князю и судьям со всяческим вниманием и терпением 

производить расследование и не осуждать без свидетелей, но требовать 

свидетелей правдивых, богобоязненных, уважаемых и не имеющих 

никакой вражды, ни лукавства, ни ненависти, ни тяжбы, ни спора, 

но свидетельствующих из страха перед Богом и ради его правды»

3

1

  Аахенский капитулярий Карла Великого. Перевод В.М. Корецкого.

2

  Berman H. Law and Revolution. Vol. II: The Impact of the Protestant Reformations on 

the Western Legal Traditions. Harvard, 2003. P. 32.

3

   Закон судный людям. Здесь и далее – перевод Е.А. Тихомировой.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

164

Книга Суда 

(Doom Book – первый английский свод законов ко-

роля Альфреда (конец IX в.)) содержала изложение десяти заповедей 

(Декалога) Моисея и некоторых других норм Ветхого Завета, перевод 

Нагорной проповеди Христа и пересказ отдельных деяний Апостолов. 

Многие ее положения были навеяны заповедями Библии. Так, в этом 

своде законов было следующее наставление судьям: «Суди очень ровно: 

не приговаривай одного приговора богатому, а другого бедному и не 

приговаривай одного твоему другу, другого твоему недругу»

1

.

Еще более полно христианские заповеди были отражены в Законах 

Кнута

, завоевавшего Англию в 1017 г. «Первое, чего я желаю, – пове-

левал новый король, – это чтобы вводились хорошие законы и усерд-

но уничтожалось всякое беззаконие, и чтобы всякая несправедли-

вость выкорчевывалась и искоренялась, как только возможно, в этой 

стране. И пусть установится правда Божья, и пусть отныне каждый, 

бедный и богатый, будет под защитой народного права, и да судят их 

по справедливости… И мы предписываем, чтобы по ничтожному делу 

не присуждали христианина к смерти, но устанавливали лучше мягкие 

наказания ко благу народа, дабы не погибало из-за ничтожного дела 

Божье создание и то добро, что он приобрел дорогою ценою… И мы 

предписываем, чтобы принялись заботливо очищать страну во всех 

концах и оставили всяческие преступные деяния; и если будут пой-

маны ведьмы или волхвы, убийцы или блудницы, то пусть их усердно 

изгоняют из этой страны или совершенно уничтожают в ее пределах, 

разве только они отстанут (от своих дел) и пожелают наисурово ис-

купить их... Необходимо также хорошенько заняться улучшением 

мира и улучшением денег: улучшением мира, как это приятнее всего 

домохозяину и неприятнее всего ворам, и улучшением денег так, чтобы 

одна и та же монета имела хождение по всей стране без всякой порчи, 

и никто не мог бы отказывать (в приеме ее)»

2

.

Новый этап в истории христианского права наступил во времена 

римского папы Григория VII, который стал идейным вдохновителем 

Папской революции, заложившей фундамент нового правопорядка 

Западной Европы. О том, какими эти основания были, можно судить 

по следующему призыву Григория VII. «Кто не знает, – писал он, – что 

1

  Sourcebook Medieval The Anglo-Saxon Dooms, 560–975 // http:/ www.fordham.edu/

halsall /source/560-975dooms.htm.

2

  Законы Кнута. Перевод В.М. Корецкого.


background image

Глава первая. Основы христианской традиции права

165

короли и князья ведут свое происхождение от людей, не знавших Гос-

пода, которые возвысились над своими собратьями благодаря гордости, 

грабежу, предательству, убийству, короче, благодаря всевозможным 

преступлениям, подстрекаемые Дьяволом, князем мира сего, людей, 

ослепленных жадностью и невыносимых в своей наглости?.. Короли 

и князья земли, соблазненные пустой славой, предпочитают свои 

собственные интересы вещам духовным, в то время как благочестивые 

понтифики, презирая тщеславие, ставят вещи Господние выше вещей 

телесных… Первые, чрезмерно предавшиеся мирским делам, мало 

думают о духовных вещах, вторые же, жадно размышляя о небесных 

предметах, презирают вещи от мира сего»

1

.

Подводя итоги Папской революции, Г. Берман отмечал, что после 

Григория VII церковь приняла многие отличительные черты госу-

дарства в его современном понимании. Церковь стала независимой, 

иерархически построенной публичной властью. Ее глава, папа, имел 

право издавать законы собственной властью либо с помощью созы-

ваемых им церковных соборов

2

. О том, как эта право осуществлялось, 

можно судить по папским Диктатам 1075 г., в которых существо-

вавший политический и правовой порядок был объявлен отменен-

ным. Папа объявлял себя «единственным судьей всех» и утверждал 

за собой право «создавать новые законы в соответствии с нуждами 

времени»

3

.

На волне Папской революции, как отмечает Г. Берман, «возникли 

новая система канонического права и новые светские правовые систе-

мы, а с ними и класс профессиональных адвокатов и судей, иерархия 

судов, юридические школы, юридические трактаты и концепция права 

как автономного, интегрированного, развивающегося свода принци-

пов и процедур. Западная традиция права формировалась в контексте 

тотальной революции, целью которой было установление «правильного 

порядка вещей» или «правильного порядка мира»»

4

.

Акты пап Григория VII, Александра III, Иннокентия III, Григория 

IX, Латеранских соборов, труды великих католических богословов 

Грациана и других были положены в основу нескольких компиляций 

1

  Цит по: Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. С. 115.

2

  Там же. С. 118.

3

  Цит. по: Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. С. 110.

4

  Там же. С. 122.