Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 3999

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава первая. Основы христианской традиции права

151

Свой выбор Он объяснял так: «Если пшеничное зерно, падши в землю, 

не умрет, то останется одно: а если умрет, то принесет много плода»

1

.

Он отдавал жизнь за жизнь мира

2

, чтобы «всякий, верующий в Него, 

не погиб, но имел жизнь вечную»

3

.

На одной из последних встреч «Иисус взял хлеб и, благословив, 

преломил его и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть 

Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее 

все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая 

во оставление грехов»

4

Значение этих слов, положенных в основу обряда Евхаристии, 

ясно. Уходя из жизни, Он желал, чтобы Его ученики, когда ели хлеб, 

вспоминали Его, а когда пили вино, грезили о Нем.

Параграф третий. Первые христианские общины

После смерти Иисуса Его учение стремительно распространилось 

благодаря мессианской деятельности Апостолов и безвестных про-

поведников, которые во множестве рассеялись по Римской империи. 

К началу II в. христианские общины появились практически во всех 

ее городах.

В христианские общины вступали не только иудеи. Однажды это 

вызвало столкновение между Апостолом Петром и другими членами 

иерусалимской общины. Они настаивали на том, что язычники не могут 

быть посвящены в таинства учения Христа. На это Апостол Петр возра-

жал, утверждая, что и на язычников сошел Дух Святой. «Если Бог дал 

им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, – 

говорил он, – то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?»

5

Впрочем, яростные споры между сторонниками «иудейской чис-

тоты» и межэтнического единения существовали еще долгое время. 

Во время одного из них иерусалимская община решила не возлагать 

на «язычников» бремени большего, чем самое необходимое. В ча-

стности, они должны были воздерживаться от идоложертвенного, 

крови и блуда и не делать другим того, что не желают себе

6

. И только 

1

  Евангелие от Иоанна. Глава 12. Стих 24.

2

  Там же. Глава 6. Стих 51.

3

  Там же. Глава 3. Стих 16.

4

  Евангелие от Матфея. Глава 26. Стихи 26–28.

5

  Деяния святых Апостолов. Глава 11. Стихи 15–17.

6

  Там же. Глава 15. Стихи 28–29.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

152

со временем, во многом усилиями Апостола Павла, укоренились об-

щие принципы организации христианских общин: 

«Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один 

Господь у всех»

1

«Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, 

рабы или свободные, и все напоены одним Духом»

2

«Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса… Нет уже Иудея, 

ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни жен-

ского: ибо все вы одно во Христе Иисусе»

3

.

О первых христианских общинах Деяния Апостолов рассказывают 

так: «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и пре-

ломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много 

чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все 

же верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения 

и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. 

И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по до-

мам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога 

и находясь в любви у всего народа»

4

Благодаря этому свидетельству об устройстве первой христиан-

ской общины можно выделить несколько ее черт: общая собствен-

ность, распределение имущественных благ по нужде каждого, единые 

ритуалы (священнодействия) в виде общих молитв и преломления 

хлеба, руководящая роль Апостолов, которые посредством обучения 

и общения прививали своим последователям новые нормы поведения 

и отношений с окружающим миром. 

В подтверждение приведем еще одно свидетельство: «У множе-

ства же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего 

из имения своего не называл своим, но все у них было общее... Не было 

между ними нуждающегося; ибо все, которые владели землями или 

домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам 

Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду»

5

Это была община, основанная на труде и милосердии. Им Апостолы 

учили на собственном примере. Так, Апостол Павел говорил: «Ни се-

1

  Послание к римлянам святого Апостола Павла. Глава 10. Стих 12.

2

  Первое послание коринфянам святого Апостола Павла. Глава 12. Стих 13. 

3

  Послание к галатам святого Апостола Павла. Глава 3. Стихи 26–28.

4

  Деяния святых Апостолов. Глава 2. Стихи 42–47.

5

  Там же. Глава 4. Стихи 32–35.


background image

Глава первая. Основы христианской традиции права

153

ребра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал; сами знаете, что 

нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. 

Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых 

и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее 

давать, нежели принимать»»

1

Но возможно главное, что отличало христианские общины – это 

стремление пробудить в каждом дремлющие в нем силы или дары 

Святого Духа. Обращаясь к этой теме, Апостол Павел писал: «Дары 

различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один 

и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все 

во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается 

Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному 

вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному 

чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному 

разные языки, иному истолкование языков»

2

Эти дары предназначались прежде всего нищим и обездоленным. 

Их «избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, ко-

торое Он обещал любящим Его»

3

Они, «как живые камни», должны были построить из себя «дом 

духовный, священство святое». Их призвал Христос «из тьмы в чудный 

Свой свет»

4

Новая вера отличалась от других религий и культов. «Мы пропо-

ведуем, – говорил Апостол Павел, – Христа распятого, для Иудеев 

соблазн, а для Еллинов безумие»

5

.

Но именно этот образ стал краеугольным камнем нового миропо-

рядка, в котором христиане были служителями духа, потому что «буква 

убивает», и только дух животворит

6

.

Так формировалась новая общность людей – экклезия, в которой 

объединялись все последователи Христа

7

1

  Деяния святых апостолов. Глава 20. Стихи 33–35.

2

  Первое послание к коринфянам святого Апостола Павла. Глава 12. Стихи 4–10.

3

  Соборное послание святого Апостола Иакова. Глава 2. Стих 5.

4

  Первое соборное послание святого Апостола Петра. Глава 2. Стихи 5, 9.

5

  Первое послание к коринфянам святого Апостола Павла. Глава 1. Стих 23.

6

   Второе послание к коринфянам святого Апостола Павла. Глава 3. Стих 6; см. также: 

Послание к римлянам святого Апостола Павла. Глава 7. Стих 6.

7

  Подробнее см.: Зом Р. Церковный строй в первые века христианства. М., 2005. 

С. 32–45.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

154

Но не только этим привлекали Апостолы. Они учили тому, как об-

рести свободу. «Кто вникнет в закон совершенный, – призывал Апостол  

Иаков, – закон свободы, и пребудет в нем, тот будучи не слушателем забыв-

чивым, но и исполнителем дела, блажен будет в своем действовании»

1

Свобода предполагала ответственность. Поэтому Апостол Иаков 

призывал: «Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы 

по закону свободы»

2

А это, в свою очередь, предполагало ведение добродетельной жизни, 

свершение добрых дел. Как говорил Апостол Петр, «покажите в вере 

вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудитель-

ности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, 

в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь»

3

Продолжая эту тему, Апостол Иоанн сказал: «Кто не любит, тот 

не познал Бога, потому что Бог есть любовь… Если мы любим друг 

друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас»

4

Эти начала во многом предопределили организационное развитие 

христианских общин. Они приобретали все более сложный характер. 

Так, в иерусалимской общине в помощь двенадцати Апостолам 

были избраны семь диаконов, «исполненных Святого Духа и мудро-

сти» для ведения хозяйственных дел

5

. Со временем число Апостолов 

увеличилось. Был сформирован совет пресвитеров – старейших членов 

общины. Вместе с Апостолами они принимали «определения» по раз-

ным вопросам организации иерусалимской общины

6

. Появились новые 

должности, в частности «мужей начальствующих между братиями»

7

.

Как сказано в одном из посланий Апостола Павла, Господь «поста-

вил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных 

пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, 

для созидания тела Христова»

8

Формировались даже собственные суды для разрешения споров 

между членами общин. Эта практика утвердилась настолько прочно, 

1

  Соборное послание святого Апостола Иакова. Глава 1. Стих 25.

2

  Там же. Глава 2. Стих 12.

3

  Второе соборное послание святого Апостола Петра. Глава 1. Стихи 5–7.

4

  Первое соборное послание святого Апостола Иоанна. Глава 4. Стихи 8, 12.

5

  Деяния святых Апостолов. Глава 6. Стихи 1–3. 

6

  Там же. Глава 16. Стих 4.

7

  Там же. Глава 15. Стих 22.

8

  Послание к ефесянам святого Апостола Павла. Глава 4. Стихи 11–12.


background image

Глава первая. Основы христианской традиции права

155

что когда Апостол Павел узнал, что христиане Коринфа передают 

свои споры в светские суды, он разразился не свойственной для него 

яростной тирадой: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться 

у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить 

мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить 

маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем 

ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, постав-

ляете своими судьями ничего не значущих в церкви. К стыду вашему 

говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог 

бы рассудить между братьями своими?»

1

Следует заметить, что в христианской общине не было той строгой 

иерархической соподчиненности, которая была присуща существо-

вавшим тогда государственным и церковным властям. Она строилась 

на совершенно других началах. Так, Апостол Павел подчеркивал не-

обходимость свободы слова: «Надлежит быть и разномыслиям между 

вами, дабы открылись между вами искусные»

2

. Именно эти начала 

страстно умолял сохранить Апостол Петр: «Пастырей ваших умоляю 

я… пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужден-

но, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия. 

И не господствуя над наследием Божием, но подавая пример стаду… 

Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг 

другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым проти-

вится, а смиренным дает благодать»

3

.

Апостолам не был присущ приказной тон. Они стремились объяс-

нять, убеждать либо умолять своих последователей следовать заповедям 

Христа. 

«Умоляю вас, братия, – обращался к римлянам Апостол Павел, – 

милосердием Божием, представьте тела ваши в жертву живую, свя-

тую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего…»

4

Вместе с тем он постоянно призывал задумываться над смыслом 

его слов: «Я говорю вам, как рассудительным; сами рассудите о том, 

что говорю»

5

. По сути, это было общение равных. 

1

  Первое послание к коринфянам святого Апостола Павла. Глава 6. Стихи 1–5.

2

  Там же. Глава 11. Стих 19.

3

  Первое соборное послание святого Апостола Петра. Глава 5. Стихи 1–5.

4

   Послание к римлянам святого Апостола Павла. Глава 12. Стих 1.

5

  Первое послание к коринфянам святого Апостола Павла. Глава 10. Стих 15.