Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 4003
Скачиваний: 3
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
156
Одной из постоянных забот Апостолов было укрепление новых
общин. «Обходя их всех»
1
, они следили за тем, как были усвоены новые
правила христианской жизни и насколько они единообразно соблю-
дались. В этих целях принимались «определения, постановленные
Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме»
2
.
Христианские общины постоянно стремились укрепить связи меж-
ду собой, поддерживая друг друга в беде. Так, в голодные годы ученики
антиохийской общины посылали «каждый по достатку своему пособие»
христианам, жившим в Иудее
3
.
Апостолы часто призывали к смирению перед властью. Обращаясь
к этой теме, Апостол Петр писал: «Будьте покорны всякому челове-
ческому начальству… как свободные, не как употребляющие свободу
для прикрытия зла, но как рабы Божии»
4
.
Таким образом, в самом призыве к повиновению власти была за-
ложена идея ее неприятия. Обращаясь к этой теме, русский историк
христианства Н.А. Заозерский отмечал, что Апостолы учили не только
Божественному закону, но и тому, как устроить «личную жизнь соот-
ветственно этому закону, совершенно независимо от того, будет ли
такое поведение согласоваться со сложившимся социальным укладом
и даже с политическими законами. Да, евангельский закон безус-
ловен. Он не делает уступок или приспособлений к национальным,
социальным и политическим условиям, но господствует над ними,
их облагораживая, возвышая до себя. Он открыт всему человечеству,
призываемому в Новый Завет, или союз с Богом-Отцом, в союз сы-
новства и любви…»
5
Плоды этих трудов долгое время определяли уклад христианских
общин, о чем свидетельствуют яркие описания со страниц книг Тер-
туллиана.
В таких общинах все, как рассказывал он, были равны. Не было
различий между мужчинами и женщинами, представителями разных
племен: «Душа снизошла с неба не для латинян только и греков. Все
1
Деяния святых Апостолов. Глава 9. Стих 32.
2
Там же. Глава 16. Стих 4.
3
Там же. Глава 11. Стих 20.
4
Первое соборное послание святого Апостола Петра. Глава 2. Стихи 13–16.
5
Заозерский Н.А. О сущности церковного права // Зом Р. Церковный строй в пер-
вые века христианства. М., 2005. С. 258.
Глава первая. Основы христианской традиции права
157
народы – один человек, различно имя; одна душа, различны слова;
один дух, различны звуки»
1
.
Христиане составляли единую общность благодаря познанию ре-
лигии, единству учения и союзу надежды. «Мы собираемся, – пи-
сал Тертуллиан, – чтобы читать Священное Писание, из которого,
смотря по обстоятельствам, черпаем необходимые для нас сведения
и наставления. Святыми словами мы воспитываем веру, укрепля-
ем надежду, утверждаем мужество, никакими распрями не мешая
учению наставников. Тут же происходят увещевания, исправления
и приговоры божественные (cencura divina). Ибо суд производится
со всей строгостью исследования и с уверенностью в присутствии
Божием, а потому-то уже служит явным предзнаменованием будуще-
го осуждения, если кто проступками заслуживает быть отлученным
от общения в молитвах и собраниях и во всяком святом деле. Пред-
седательствуют люди честные и старейшие, приобретшие эту честь
не деньгами, а общим одобрением, ибо на деньгах не основывается
никакое дело Божие»
2
.
Праведный образ жизни христиане хранили и после собраний,
возвращаясь «не в шайки убийц, не в толпы бродяг, не для совершения
разврата, но для той же заботы о скромности и умеренности»
3
.
Так христиане сосуществовали с другим, греховным миром, не со-
прикасаясь с ним. «С язычниками дозволено сосуществовать, – писал
Тертуллиан, – но не умирать в грехе… У нас одна душа, но не одно
учение, мы совместно владеем миром, но не заблуждением»
4
.
Вместе с тем их многое сближало.
Они отдавали своих детей в общие школы, поскольку без этого было
невозможно получить религиозное образование
5
.
Они не отказывались от большей части общественно значи-
мых дел. Обращаясь к неверующим, Тертуллиан писал: «Мы с вами
и плаваем, и отправляем военную службу, и занимаемся сельским
хозяйством, и торгуем... Я не понимаю, каким образом мы кажем-
1
Тертуллиан. О свидетельстве души // Тертуллиан. Апология. М., 2004. С. 307.
2
Цит. по: Зом Р. Церковный строй в первые века христианства. С. 268. Перевод
Н.А. Заозерского.
3
Тертуллиан. Апология. С. 279.
4
Тертуллиан. Об идолопоклонстве // htpp://www.tertullian.org/ russian/De_idols.
5
Там же.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
158
ся бесполезными для торговых дел, с которых и от которых мы
живем»
1
.
Напротив, христиане всегда стремились служить общественному
благу. «Пусть Юпитер протянет руку, – убеждал Тертуллиан, – тогда
и он получит помощь, ибо наше милосердие иногда больше тратит
на улицах, чем ваша религиозность в храмах»
2
.
Впрочем, христианское милосердие не допускало какого-либо со-
действия идолопоклонству. По словам Тертуллиана, «никакое ремесло,
никакое занятие, никакая торговля, которые служат созданию идолов
или их украшению», не могут считаться дозволенными
3
.
Христианин должен был всегда думать о том, как его слово и дело
соотносятся с запретом на поклонение идолам.
Какое бы высокое положение ни занимал христианин, он не мог
совершать жертвоприношений, поддерживать их весом своей власти,
распределять обязанности по уходу за языческими храмами и обес-
печивать их денежным довольствием. Он не имел права устраивать
зрелища за свой либо общественный счет, председательствовать
на них либо клясться. Ему запрещено было быть судьей по уголов-
ным делам и по делам об оскорблении, выносить приговоры, рас-
поряжаться о заключении в кандалы, тюрьмы либо о применении
пыток
4
.
Идолопоклонство, предупреждал Тертуллиан, находило себе убе-
жище не только в языческих храмах, но и в театрах и цирках. Поэтому
христианам было запрещено посещать их
5
.
Учение, да и сам образ жизни христиан вызывали сперва недоуме-
ние, неприязнь, а потом и ненависть. Молва приписывала христианам
одни злодеяния, обвиняла во всех общественных бедствиях. Тертулли-
ан пытался найти истоки этих нападок. И находил – в жестоких пра-
вителях, в сенаторах, погрязших в пороках, в торговцах, поглощенных
погоней за прибылью. Они искали расположения черни
6
, этих «ангелов
безбожия»
7
, и натравливали их на христиан.
1
Тертуллиан. Апология. С. 263.
2
Там же. С. 264.
3
Тертуллиан. Об идолопоклонстве.
4
Там же.
5
Тертуллиан. Апология. С. 263.
6
Там же. С. 295.
7
Тертуллиан. О воскресении плоти // Тертуллиан. Апология. С. 48–49.
Глава первая. Основы христианской традиции права
159
Обличая гонителей, Тертуллиан восклицал: «Ваши всегда заполня-
ют темницы, ваши издают стоны в рудниках, ваши всегда насыщают
зверей, ваши всегда составляют стада преступников… Там нет ни од-
ного христианина; а если и есть, то потому только что христианин;
а если он там по другой причине, то он уже не христианин... Только
мы одни невинны»
1
.
Но, конечно, главным врагом христианства был император. Одной
из причин его ненависти был отказ христиан называть его Богом
2
.
Не менее важным было то, что они проповедовали верность иной вла-
сти: «Ничто нам так не чуждо, как политическая жизнь. Мы признаем
одно всеобщее государство – мир»
3
.
Этот мир и предстояло завоевать воинам Христа.
С Христом, убеждал Тертуллиан, «каждый верующий гражданин явля-
ется солдатом»
4
. Как воин хочет войны, так и христианин хочет страдать.
Тертуллиан пишет: «Наше сражение состоит в том, что мы вызываемся
на суд, чтобы бороться за истину под страхом лишиться жизни»
5
.
Это была «битва против… учреждений предков, против авторитетов
жрецов; против законов повелителей; против аргументации философов,
против древности, привычки, судьбы; против примеров, пророчеств,
чудес» – против всего, на чем держалась власть языческих богов
6
.
Чтобы воспитать истинных воинов Христа, требовалось много уси-
лий. И Тертуллиан не жалел сил.
«Ты, – обращался он к своим слушателям, – являешься странником
в этом мире, гражданином Иерусалима, Небесного Града»
7
.
Поэтому не стоит бояться смерти: «Свет, ежедневно исчезающий,
снова появляется; точно так же и тьма после своего исчезновения
снова возвращается. Потухшие звезды снова испускают лучи. Времена
там начинаются, где оканчиваются. Плоды созревают и снова растут.
Семена только такие дают обильный рост, которые сгнили. Все сохра-
няется, погибая, и все восстанавливается через погибель. Ты, человек…
1
Тертуллиан. Апология. С. 265.
2
Там же. С. 270.
3
Там же. С. 276.
4
Тертуллиан. De Corona. Приводится по: http://www.tertullian.org/works/de_co-
rona.htm.
5
Тертуллиан. Апология. С. 295.
6
Тертуллиан. К язычникам // Тертуллиан. Апология. С. 179.
7
Тертуллиан. De Corona.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
160
господин всего того, что умирает и оживает, неужели умрешь для того,
чтобы не восстать?»
1
В борьбе за утверждение христианства было много жертв. И тем
не менее его никто не мог сломить. Возможно, потому, что многие
из первых христиан вслед за Апостолом Павлом могли сказать: «Мы
отовсюду притесняемы, но не стеснены, мы в отчаянных обстоятель-
ствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагае-
мы, но не погибаем… Мы живые непрестанно предаемся на смерть
ради Иисуса, чтоб и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти
нашей»
2
.
Эта жертвенная борьба вскоре дала свои всходы. Христианство
стало государственной религией сперва в Армении (301 г.), потом
в Эфиопии (325 г.), Грузии (337 г.) и, наконец, в Римской империи
(380 г.).
Параграф четвертый. Христианство в развитии государства и права
Христианство влияло на развитие государства и права в нескольких
направлениях.
Прежде всего оно сдерживало благодаря заповедям единой веры,
милосердия, смирения и любви те силы, которые разрушали христи-
анский мир и целостность государств по национальным и социальным
линиям разлома.
Вместе с тем оно служило мощным фактором их экономического
роста. Оно прививало традиции добросовестного труда и братства.
Церковные общины скрепляли людей крепкими узами. Во многом
именно они определяли уклад экономической и социальной жизни,
становясь первыми ячейками нового гражданского общества.
Велико значение христианства для развития экономических связей
не только в христианском, но и другом, иноверном, мире. Как отме-
чал Фюстель де Куланж, христианство вместе с идеей Единого Бога
принесло также понятие о единстве человеческого рода, запрещавшее
ненависть к представителям других вероисповеданий и рас
3
.
Следует отметить, что в первые века после утверждения христи-
анства его влияние на государство в основном не было прямым. Цер-
1
Тертуллиан. Апология. С. 293.
2
Второе послание коринфянам святого Апостола Павла. Глава 4. Стихи 8–11.
3
Фюстель де Куланж Н.Д. Гражданская община Древнего мира. СПб., 1906. С. 454.