Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 4003

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

156

Одной из постоянных забот Апостолов было укрепление новых 

общин. «Обходя их всех»

1

, они следили за тем, как были усвоены новые 

правила христианской жизни и насколько они единообразно соблю-

дались. В этих целях принимались «определения, постановленные 

Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме»

2

Христианские общины постоянно стремились укрепить связи меж-

ду собой, поддерживая друг друга в беде. Так, в голодные годы ученики 

антиохийской общины посылали «каждый по достатку своему пособие» 

христианам, жившим в Иудее

3

Апостолы часто призывали к смирению перед властью. Обращаясь 

к этой теме, Апостол Петр писал: «Будьте покорны всякому челове-

ческому начальству… как свободные, не как употребляющие свободу 

для прикрытия зла, но как рабы Божии»

4

Таким образом, в самом призыве к повиновению власти была за-

ложена идея ее неприятия. Обращаясь к этой теме, русский историк 

христианства Н.А. Заозерский отмечал, что Апостолы учили не только 

Божественному закону, но и тому, как устроить «личную жизнь соот-

ветственно этому закону, совершенно независимо от того, будет ли 

такое поведение согласоваться со сложившимся социальным укладом 

и даже с политическими законами. Да, евангельский закон безус-

ловен. Он не делает уступок или приспособлений к национальным, 

социальным и политическим условиям, но господствует над ними, 

их облагораживая, возвышая до себя. Он открыт всему человечеству, 

призываемому в Новый Завет, или союз с Богом-Отцом, в союз сы-

новства и любви…»

5

Плоды этих трудов долгое время определяли уклад христианских 

общин, о чем свидетельствуют яркие описания со страниц книг Тер-

туллиана.

В таких общинах все, как рассказывал он, были равны. Не было 

различий между мужчинами и женщинами, представителями разных 

племен: «Душа снизошла с неба не для латинян только и греков. Все 

1

  Деяния святых Апостолов. Глава 9. Стих 32.

2

  Там же. Глава 16. Стих 4.

3

  Там же. Глава 11. Стих 20.

4

  Первое соборное послание святого Апостола Петра. Глава 2. Стихи 13–16.

5

  Заозерский Н.А. О сущности церковного права // Зом Р. Церковный строй в пер-

вые века христианства. М., 2005. С. 258. 


background image

Глава первая. Основы христианской традиции права

157

народы – один человек, различно имя; одна душа, различны слова; 

один дух, различны звуки»

1

Христиане составляли единую общность благодаря познанию ре-

лигии, единству учения и союзу надежды. «Мы собираемся, – пи-

сал Тертуллиан, – чтобы читать Священное Писание, из которого, 

смотря по обстоятельствам, черпаем необходимые для нас сведения 

и наставления. Святыми словами мы воспитываем веру, укрепля-

ем надежду, утверждаем мужество, никакими распрями не мешая 

учению наставников. Тут же происходят увещевания, исправления 

и приговоры божественные (cencura divina). Ибо суд производится 

со всей строгостью исследования и с уверенностью в присутствии 

Божием, а потому-то уже служит явным предзнаменованием будуще-

го осуждения, если кто проступками заслуживает быть отлученным 

от общения в молитвах и собраниях и во всяком святом деле. Пред-

седательствуют люди честные и старейшие, приобретшие эту честь 

не деньгами, а общим одобрением, ибо на деньгах не основывается 

никакое дело Божие»

2

.

Праведный образ жизни христиане хранили и после собраний, 

возвращаясь «не в шайки убийц, не в толпы бродяг, не для совершения 

разврата, но для той же заботы о скромности и умеренности»

3

Так христиане сосуществовали с другим, греховным миром, не со-

прикасаясь с ним. «С язычниками дозволено сосуществовать, – писал 

Тертуллиан, – но не умирать в грехе… У нас одна душа, но не одно 

учение, мы совместно владеем миром, но не заблуждением»

4

Вместе с тем их многое сближало.

Они отдавали своих детей в общие школы, поскольку без этого было 

невозможно получить религиозное образование

5

.

Они не отказывались от большей части общественно значи-

мых дел. Обращаясь к неверующим, Тертуллиан писал: «Мы с вами 

и плаваем, и отправляем военную службу, и занимаемся сельским 

хозяйством, и торгуем... Я не понимаю, каким образом мы кажем-

1

  Тертуллиан. О свидетельстве души // Тертуллиан. Апология. М., 2004. С. 307.

2

  Цит. по: Зом Р. Церковный строй в первые века христианства. С. 268. Перевод 

Н.А. Заозерского.

3

  Тертуллиан. Апология. С. 279.

4

  Тертуллиан. Об идолопоклонстве // htpp://www.tertullian.org/ russian/De_idols.

5

   Там же.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

158

ся бесполезными для торговых дел, с которых и от которых мы 

живем»

1

.

Напротив, христиане всегда стремились служить общественному 

благу. «Пусть Юпитер протянет руку, – убеждал Тертуллиан, – тогда 

и он получит помощь, ибо наше милосердие иногда больше тратит 

на улицах, чем ваша религиозность в храмах»

2

.

Впрочем, христианское милосердие не допускало какого-либо со-

действия идолопоклонству. По словам Тертуллиана, «никакое ремесло, 

никакое занятие, никакая торговля, которые служат созданию идолов 

или их украшению», не могут считаться дозволенными

3

.

Христианин должен был всегда думать о том, как его слово и дело 

соотносятся с запретом на поклонение идолам.

Какое бы высокое положение ни занимал христианин, он не мог 

совершать жертвоприношений, поддерживать их весом своей власти, 

распределять обязанности по уходу за языческими храмами и обес-

печивать их денежным довольствием. Он не имел права устраивать 

зрелища за свой либо общественный счет, председательствовать 

на них либо клясться. Ему запрещено было быть судьей по уголов-

ным делам и по делам об оскорблении, выносить приговоры, рас-

поряжаться о заключении в кандалы, тюрьмы либо о применении 

пыток

4

.

Идолопоклонство, предупреждал Тертуллиан, находило себе убе-

жище не только в языческих храмах, но и в театрах и цирках. Поэтому 

христианам было запрещено посещать их

5

.

Учение, да и сам образ жизни христиан вызывали сперва недоуме-

ние, неприязнь, а потом и ненависть. Молва приписывала христианам 

одни злодеяния, обвиняла во всех общественных бедствиях. Тертулли-

ан пытался найти истоки этих нападок. И находил – в жестоких пра-

вителях, в сенаторах, погрязших в пороках, в торговцах, поглощенных 

погоней за прибылью. Они искали расположения черни

6

, этих «ангелов 

безбожия»

7

, и натравливали их на христиан. 

1

  Тертуллиан. Апология. С. 263.

2

  Там же. С. 264.

3

  Тертуллиан. Об идолопоклонстве.

4

  Там же. 

5

  Тертуллиан. Апология. С. 263.

6

  Там же. С. 295.

7

  Тертуллиан. О воскресении плоти // Тертуллиан. Апология. С. 48–49.


background image

Глава первая. Основы христианской традиции права

159

Обличая гонителей, Тертуллиан восклицал: «Ваши всегда заполня-

ют темницы, ваши издают стоны в рудниках, ваши всегда насыщают 

зверей, ваши всегда составляют стада преступников… Там нет ни од-

ного христианина; а если и есть, то потому только что христианин; 

а если он там по другой причине, то он уже не христианин... Только 

мы одни невинны»

1

.

Но, конечно, главным врагом христианства был император. Одной 

из причин его ненависти был отказ христиан называть его Богом

2

Не менее важным было то, что они проповедовали верность иной вла-

сти: «Ничто нам так не чуждо, как политическая жизнь. Мы признаем 

одно всеобщее государство – мир»

3

Этот мир и предстояло завоевать воинам Христа. 

С Христом, убеждал Тертуллиан, «каждый верующий гражданин явля-

ется солдатом»

4

. Как воин хочет войны, так и христианин хочет страдать. 

Тертуллиан пишет: «Наше сражение состоит в том, что мы вызываемся 

на суд, чтобы бороться за истину под страхом лишиться жизни»

5

Это была «битва против… учреждений предков, против авторитетов 

жрецов; против законов повелителей; против аргументации философов, 

против древности, привычки, судьбы; против примеров, пророчеств, 

чудес» – против всего, на чем держалась власть языческих богов

6

Чтобы воспитать истинных воинов Христа, требовалось много уси-

лий. И Тертуллиан не жалел сил.

«Ты, – обращался он к своим слушателям, – являешься странником 

в этом мире, гражданином Иерусалима, Небесного Града»

7

Поэтому не стоит бояться смерти: «Свет, ежедневно исчезающий, 

снова появляется; точно так же и тьма после своего исчезновения 

снова возвращается. Потухшие звезды снова испускают лучи. Времена 

там начинаются, где оканчиваются. Плоды созревают и снова растут. 

Семена только такие дают обильный рост, которые сгнили. Все сохра-

няется, погибая, и все восстанавливается через погибель. Ты, человек… 

1

  Тертуллиан. Апология. С. 265.

2

  Там же. С. 270.

3

  Там же. С. 276.

4

  Тертуллиан. De Corona. Приводится по: http://www.tertullian.org/works/de_co-

rona.htm.

5

  Тертуллиан. Апология. С. 295.

6

  Тертуллиан. К язычникам // Тертуллиан. Апология. С. 179.

7

  Тертуллиан. De Corona.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

160

господин всего того, что умирает и оживает, неужели умрешь для того, 

чтобы не восстать?»

1

В борьбе за утверждение христианства было много жертв. И тем 

не менее его никто не мог сломить. Возможно, потому, что многие 

из первых христиан вслед за Апостолом Павлом могли сказать: «Мы 

отовсюду притесняемы, но не стеснены, мы в отчаянных обстоятель-

ствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагае-

мы, но не погибаем… Мы живые непрестанно предаемся на смерть 

ради Иисуса, чтоб и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти 

нашей»

2

Эта жертвенная борьба вскоре дала свои всходы. Христианство 

стало государственной религией сперва в Армении (301 г.), потом 

в Эфиопии (325 г.), Грузии (337 г.) и, наконец, в Римской империи 

(380 г.).

Параграф четвертый. Христианство в развитии государства и права

Христианство влияло на развитие государства и права в нескольких 

направлениях. 

Прежде всего оно сдерживало благодаря заповедям единой веры, 

милосердия, смирения и любви те силы, которые разрушали христи-

анский мир и целостность государств по национальным и социальным 

линиям разлома. 

Вместе с тем оно служило мощным фактором их экономического 

роста. Оно прививало традиции добросовестного труда и братства. 

Церковные общины скрепляли людей крепкими узами. Во многом 

именно они определяли уклад экономической и социальной жизни, 

становясь первыми ячейками нового гражданского общества.

Велико значение христианства для развития экономических связей 

не только в христианском, но и другом, иноверном, мире. Как отме-

чал Фюстель де Куланж, христианство вместе с идеей Единого Бога 

принесло также понятие о единстве человеческого рода, запрещавшее 

ненависть к представителям других вероисповеданий и рас

3

.

Следует отметить, что в первые века после утверждения христи-

анства его влияние на государство в основном не было прямым. Цер-

1

  Тертуллиан. Апология. С. 293.

2

  Второе послание коринфянам святого Апостола Павла. Глава 4. Стихи 8–11.

3

  Фюстель де Куланж Н.Д. Гражданская община Древнего мира. СПб., 1906. С. 454.