Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 4005
Скачиваний: 3
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
276
была нарушена только в 1298 г., когда король Филипп Красивый
отдал государственные печати светскому рыцарю. Обращаясь к этой
теме, французский историк М. Блок писал: «Нельзя недооценивать
тот факт, что решения сильных мира сего подчас подсказывались
и всегда выражались людьми, которые при всех своих классовых или
национальных пристрастиях принадлежали по воспитанию к обще-
ству по природе универсалистскому и основанному на духовном на-
чале. Нет сомнения, что они старались напоминать властителям,
поглощенным суетой мелких местных конфликтов, о более широких
горизонтах»
1
.
Да и сам народ был глубоко верующим. Как писал М. Блок, «кар-
тина судеб человека и Вселенной, которую рисовали себе люди Сред-
невековья, почти полностью умещалась в рамках христианской теоло-
гии и эсхатологии западного толка»
2
. В то время, как отмечал блиста-
тельный голландский философ и историк Й. Хейзинга, «жизнь была
проникнута религией до такой степени, что возникала постоянная
угроза исчезновения расстояния между земным и духовным»
3
. И хотя
религиозность народа была во многом поверхностной, христианская
вера укрепилась в нем прочно
4
.
Конечно, роль католической церкви не была однозначной. Были
и великие подвиги служения человечеству (пример тому деяния
Франциска Ассизского)
5
, и мракобесие гонений на инакомыслящих
и иноверных. Были удивительные проявления милосердия и любви
и чудовищные преступления, вызванные властолюбием, корыстью,
другими порочными страстями. Были попытки остановить либо по-
вернуть развитие общества вспять и преобразовать его на подлинных
началах христианства.
Рамки этой книги не дают возможности раскрыть все грани влия-
ния католической церкви на жизнь западноевропейских государств.
Поэтому мы остановимся только на одной теме – ее воздействии
на духовное содержание и философию права, что во многом предо-
пределило развитие романо-германской семьи права. И прежде всего
1
Блок М. Апология истории. М., 1986. С. 143.
2
Там же. С. 145.
3
Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. С. 170.
4
Там же. С. 191.
5
Лафитский В.И. Воскресение права. Часть первая: Дни созидания. Часть вторая:
В мире распятого Христа. С. 80–88.
Глава третья. Романо-германское право
277
речь идет о наследии двух великих теологов прошлого – Блаженного
Августина и Фомы Аквинского.
Блаженный Августин (354–430) создавал свои великие творения
в тяжелые годы крушения Римской империи. Варвары захватывали
один город за другим. В 410 г. пал Рим. Его разграбили готы под пред-
водительством Алариха.
Августин не сомневался, что это было наказание Божие. И, подоб-
но библейским пророкам, он пытался предупредить о новых бедах
1
,
вызванных тем, что Римская империя превратилась в «нечестивый
град и народ неверных»
2
.
В Римской империи не было истинной справедливости. А «где нет
истинной справедливости, там не может быть и права. Ибо что бывает
по праву, то непременно бывает и справедливо. А что делается неспра-
ведливо, то не может делаться и по праву. Нельзя считать и называть
правом несправедливые постановления людей»
3
.
Дополняя этот тезис, он высказал суждение, которое и сейчас,
по прошествии многих столетий, не утратило своей остроты: «Где нет
истинной справедливости, там не может быть и совокупности людей,
соединенных взаимно согласием в праве; следовательно, не может
быть и народа… а если нет народа, нет и дела народного, а есть дело
какой-нибудь толпы, недостойной имени народа. Таким образом…
отсюда несомненно следует, что где нет справедливости, там нет рес-
публики»
4
.
Наиболее постыдным было положение дел в судах. «Невинный
выходит из суда, – отмечал Августин, – не только не отмщенным,
но и осужденным, не имея сил бороться с неправдой судьи или опро-
вергнуть ложные свидетельства, а злодей, его противник, наоборот,
не только безнаказанным, но и торжествующим над ним… Обременен-
ный преступлениями окружен общественным уважением, а человека
безупречного скрывает мрак неизвестности»
5
.
1
См. «О свободной воле» (De Libero Arbitrio, 395 г.), «Симплицию» (Ad Simpli-
cianum 396 г.) и другие работы Блаженного Августина. Анализ этих произведений
см.: Saint Augustine // Stanford Encyclopedia of Philosophy (http://plato.stanford. edu/en-
tries/augustine).
2
Блаженный Августин. О Граде Божием. Минск; М., 2000. С. 1085.
3
Там же. С. 1042.
4
Там же. С. 1042–1043.
5
Там же. С. 1061.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
278
Вместе с тем на вопрос, примет ли в этом мраке общественной
жизни честный и мудрый человек должность судьи, Августин без ко-
лебаний отвечал: да, примет, поскольку «его привязывает, его влечет
к этой должности человеческое общество, изменить которому он счи-
тает преступлением»
1
.
В Риме, в других государствах того времени справедливости не было.
Поэтому Августин сравнивал их с «большими разбойничьими шай-
ками». Впрочем, и разбойничьи шайки он уподоблял государствам.
«Они также представляют собою общества людей, управляются вла-
стью начальника, связаны обоюдным соглашением и делят добычу
по добровольно установленному закону»
2
.
«Разбойничьим» государствам Августин противопоставил христи-
анскую идею всемирного Града Божия – «единственного истинного,
нерукотворного вечного города»
3
.
Идея Града Божия красной нитью проходила через многие труды
Августина. Впервые он сформулировал ее в 389–391 гг.
4
Десять лет
спустя возвышенный образ этого Града он описал так:
«Не знаю, что вернее назвать «небом небес для Господа», как не эту
обитель Твою, эти чистые умы, единые и согласные, в нерушимом мире
святых духов созерцающие сладость Твою, без единого поползновения
уйти, – этих граждан Града Твоего на небесах выше нашего неба»
5
.
Такой же град необходимо было создать на земле. Этой цели и был
посвящен самый значительный труд в жизни Августина – «О Граде
Божием».
Объясняя замысел этой книги, он писал: «Я поставил своей задачей
защитить Град Божий, славнейший как в этом течении времени, когда
странствует он между нечестивыми, «живя верою» (Аввак. II:4), так
и в той вечной жизни, которую сейчас он «ожидает в терпении» (Рим.
VIII:25), веря, что «суд возвратится к правде» (Псалом XCIII:15)»
6
.
Августин всегда подчеркивал противоположность начал града зем-
ного и Града Божьего. Если в первом правят цари земные, то во вто-
1
Блаженный Августин. О Граде Божием. С. 1016.
2
Там же. С. 165.
3
Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Блаженного Августина // Библиотека «Вехи»
(http://www.vehi.net/etrubeckoi/ avgustin).
4
О’Donnell J.J. Augustine, City of God // http://ccat. sas.upenn.edu/jod/ augustine/civ.html.
5
Блаженный Августин. Исповедь. М., 2006. С. 348.
6
Блаженный Августин. О Граде Божием. С. 3.
Глава третья. Романо-германское право
279
ром – сам Христос, его единственный «Основатель и Правитель». Этот
Град Августин называл республикой, поскольку он – «народное дело».
Только в нем царит истинная справедливость, и только там по праву
могут звучать слова Писания: «Славное возвещается о тебе, Град Бо-
жий» (Псалом LXXXVI:6)
1
. Многое отличает град земной и Град Божий.
Первый живет по плоти, другой – по духу
2
.
Созданы они разными «родами любви: земной – любовью к себе,
дошедшею до презрения к Богу; небесный – любовью к Богу, дошед-
шей до презрения к себе»
3
.
Первый из них отражает все пороки человека. Второй являет собой
«образ Града Небесного»
4
, одна часть которого странствует по земле
5
,
как «искупленный Град… собор и общество святых»
6
.
Земные царства стремятся уничтожить Град Божий. В этой борьбе
сила всегда на их стороне. Но чем чаще они применяют ее, тем сильнее
становится Град Божий. Он «достигает будущего величия путем настоя-
щего уничижения и воспитывается побуждениями страхов, муками
скорбей, тягостью подвигов, опасностью искушений, находя радость
только в надежде»
7
, в надежде обрести Царство Небесное.
По словам Августина, эта «награда ожидает святых, терпящих
здесь поношения за Град Божий, ненавистный приверженцам этого
мира. Тот Град вечен. В нем никто не рождается, потому что никто
не умирает. В нем истинное и полное счастье – не богиня, а дар Бо-
жий. Оттуда получили мы залог веры, обнадеживающий нас в то вре-
мя, пока, странствуя, мы вздыхаем о красоте его. Там не восходит
солнце над добрыми и злыми, но солнце правды сияет одним только
добрым»
8
.
Различны цели земных царств и Града Божия. Если первые стре-
мятся к собственному величию либо владычеству «в земном мире»
9
,
то Град Божий ставит своей целью спасение каждого человека,
1
Блаженный Августин. О Граде Божием. С. 89.
2
Там же. С. 659.
3
Там же. С. 703.
4
Там же. С. 708.
5
См. там же. С. 457.
6
См. там же. С. 456.
7
Там же. С. 980.
8
Там же. С. 245–246.
9
Там же. С. 716.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
280
поскольку он, «как буква в предложении, представляет собою сво-
его рода элемент государства, как бы обширно оно ни было»
1
.
Поэтому и правители Града Божия «управляют не из желания гос-
подствовать, а по обязанности заботиться, и не из гордого своего на-
чальственного положения, а из сострадающей предусмотрительно-
сти»
2
, допускающей, при необходимости, применение мер наказания
«словом, или бичом, или другим справедливым и дозволенным родом
наказания, насколько это допускает человеческое общество, ради
пользы самого укрощаемого»
3
.
Впрочем, принуждение – мера исключительная. Она не нуж-
на для тех людей, которые, «живя по Богу, страшатся и желают,
скорбят и радуются. А так как любовь их безукоризненна, то без-
укоризненны у них и все эти душевные расположения. Боятся они
вечного наказания, желают вечной жизни… боятся грешить, желают
оставаться непоколебимыми, скорбят о грехах, радуются о делах
добрых»
4
.
Град Божий, как писал Августин, открыт для всех. Он «призы-
вает граждан из всех народов и набирает странствующее общест-
во во всех языках, не придавая значения тому, что есть различного
в нравах, законах и учреждениях, которыми мир земной устанавли-
вается или поддерживается; ничего из последнего не отменяя и не
разрушая, а, напротив, сохраняя и соблюдая все, что… направляется
к одной и той же цели земного мира, если только не препятствует
религии»
5.
Воспевая Град Божий, Блаженный Августин вместе с тем призывал
к совершенствованию земного.
Он наставлял правителей: «Мы называем христианских государей
счастливыми, если они управляют справедливо, если окруженные
лестью и крайним низкопоклонством не превозносятся, но помнят,
что они – люди». Они хороши, если употребляют свою власть на рас-
пространение почитания Бога и на служение Его величию; если медлят
с наказаниями и охотно милуют; если сами эти наказания употребляют
как необходимые средства для управления и охранения государства,
1
Блаженный Августин. О Граде Божием. С. 164.
2
Там же. С. 1033.
3
Там же. С. 1035–1036.
4
Там же. С. 671.
5
Там же. С. 1038.