Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 4005

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

276

была нарушена только в 1298 г., когда король Филипп Красивый 

отдал государственные печати светскому рыцарю. Обращаясь к этой 

теме, французский историк М. Блок писал: «Нельзя недооценивать 

тот факт, что решения сильных мира сего подчас подсказывались 

и всегда выражались людьми, которые при всех своих классовых или 

национальных пристрастиях принадлежали по воспитанию к обще-

ству по природе универсалистскому и основанному на духовном на-

чале. Нет сомнения, что они старались напоминать властителям, 

поглощенным суетой мелких местных конфликтов, о более широких 

горизонтах»

1

.

Да и сам народ был глубоко верующим. Как писал М. Блок, «кар-

тина судеб человека и Вселенной, которую рисовали себе люди Сред-

невековья, почти полностью умещалась в рамках христианской теоло-

гии и эсхатологии западного толка»

2

. В то время, как отмечал блиста-

тельный голландский философ и историк Й. Хейзинга, «жизнь была 

проникнута религией до такой степени, что возникала постоянная 

угроза исчезновения расстояния между земным и духовным»

3

. И хотя 

религиозность народа была во многом поверхностной, христианская 

вера укрепилась в нем прочно

4

.

Конечно, роль католической церкви не была однозначной. Были 

и великие подвиги служения человечеству (пример тому деяния 

Франциска Ассизского)

5

, и мракобесие гонений на инакомыслящих 

и иноверных. Были удивительные проявления милосердия и любви 

и чудовищные преступления, вызванные властолюбием, корыстью, 

другими порочными страстями. Были попытки остановить либо по-

вернуть развитие общества вспять и преобразовать его на подлинных 

началах христианства.

Рамки этой книги не дают возможности раскрыть все грани влия-

ния католической церкви на жизнь западноевропейских государств. 

Поэтому мы остановимся только на одной теме – ее воздействии 

на духовное содержание и философию права, что во многом предо-

пределило развитие романо-германской семьи права. И прежде всего 

1

  Блок М. Апология истории. М., 1986. С. 143.

2

  Там же. С. 145.

3

  Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. С. 170.

4

  Там же. С. 191.

5

  Лафитский В.И. Воскресение права. Часть первая: Дни созидания. Часть вторая: 

В мире распятого Христа. С. 80–88.


background image

Глава третья. Романо-германское право

277

речь идет о наследии двух великих теологов прошлого – Блаженного 

Августина и Фомы Аквинского.

Блаженный Августин (354–430) создавал свои великие творения 

в тяжелые годы крушения Римской империи. Варвары захватывали 

один город за другим. В 410 г. пал Рим. Его разграбили готы под пред-

водительством Алариха. 

Августин не сомневался, что это было наказание Божие. И, подоб-

но библейским пророкам, он пытался предупредить о новых бедах

1

вызванных тем, что Римская империя превратилась в «нечестивый 

град и народ неверных»

2

В Римской империи не было истинной справедливости. А «где нет 

истинной справедливости, там не может быть и права. Ибо что бывает 

по праву, то непременно бывает и справедливо. А что делается неспра-

ведливо, то не может делаться и по праву. Нельзя считать и называть 

правом несправедливые постановления людей»

3

Дополняя этот тезис, он высказал суждение, которое и сейчас, 

по прошествии многих столетий, не утратило своей остроты: «Где нет 

истинной справедливости, там не может быть и совокупности людей, 

соединенных взаимно согласием в праве; следовательно, не может 

быть и народа… а если нет народа, нет и дела народного, а есть дело 

какой-нибудь толпы, недостойной имени народа. Таким образом… 

отсюда несомненно следует, что где нет справедливости, там нет рес-

публики»

4

.

Наиболее постыдным было положение дел в судах. «Невинный 

выходит из суда, – отмечал Августин, – не только не отмщенным, 

но и осужденным, не имея сил бороться с неправдой судьи или опро-

вергнуть ложные свидетельства, а злодей, его противник, наоборот, 

не только безнаказанным, но и торжествующим над ним… Обременен-

ный преступлениями окружен общественным уважением, а человека 

безупречного скрывает мрак неизвестности»

5

.

1

  См. «О свободной воле» (De Libero Arbitrio, 395 г.), «Симплицию» (Ad Simpli-

cianum 396 г.) и другие работы Блаженного Августина. Анализ этих произведений 

см.: Saint Augustine // Stanford Encyclopedia of Philosophy (http://plato.stanford. edu/en-

tries/augustine).

2

  Блаженный Августин. О Граде Божием. Минск; М., 2000. С. 1085.

3

  Там же. С. 1042.

4

  Там же. С. 1042–1043.

5

  Там же. С. 1061.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

278

Вместе с тем на вопрос, примет ли в этом мраке общественной 

жизни честный и мудрый человек должность судьи, Августин без ко-

лебаний отвечал: да, примет, поскольку «его привязывает, его влечет 

к этой должности человеческое общество, изменить которому он счи-

тает преступлением»

1

.

В Риме, в других государствах того времени справедливости не было. 

Поэтому Августин сравнивал их с «большими разбойничьими шай-

ками». Впрочем, и разбойничьи шайки он уподоблял государствам. 

«Они также представляют собою общества людей, управляются вла-

стью начальника, связаны обоюдным соглашением и делят добычу 

по добровольно установленному закону»

2

.

«Разбойничьим» государствам Августин противопоставил христи-

анскую идею всемирного Града Божия – «единственного истинного, 

нерукотворного вечного города»

3

.

Идея Града Божия красной нитью проходила через многие труды 

Августина. Впервые он сформулировал ее в 389–391 гг.

4

 Десять лет 

спустя возвышенный образ этого Града он описал так: 

«Не знаю, что вернее назвать «небом небес для Господа», как не эту 

обитель Твою, эти чистые умы, единые и согласные, в нерушимом мире 

святых духов созерцающие сладость Твою, без единого поползновения 

уйти, – этих граждан Града Твоего на небесах выше нашего неба»

5

Такой же град необходимо было создать на земле. Этой цели и был 

посвящен самый значительный труд в жизни Августина – «О Граде 

Божием». 

Объясняя замысел этой книги, он писал: «Я поставил своей задачей 

защитить Град Божий, славнейший как в этом течении времени, когда 

странствует он между нечестивыми, «живя верою» (Аввак. II:4), так 

и в той вечной жизни, которую сейчас он «ожидает в терпении» (Рим. 

VIII:25), веря, что «суд возвратится к правде» (Псалом XCIII:15)»

6

.

Августин всегда подчеркивал противоположность начал града зем-

ного и Града Божьего. Если в первом правят цари земные, то во вто-

1

  Блаженный Августин. О Граде Божием. С. 1016.

2

  Там же. С. 165.

3

  Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Блаженного Августина // Библиотека «Вехи» 

(http://www.vehi.net/etrubeckoi/ avgustin).

4

  О’Donnell J.J. Augustine, City of God // http://ccat. sas.upenn.edu/jod/ augustine/civ.html.

5

  Блаженный Августин. Исповедь. М., 2006. С. 348.

6

  Блаженный Августин. О Граде Божием. С. 3.


background image

Глава третья. Романо-германское право

279

ром – сам Христос, его единственный «Основатель и Правитель». Этот 

Град Августин называл республикой, поскольку он – «народное дело». 

Только в нем царит истинная справедливость, и только там по праву 

могут звучать слова Писания: «Славное возвещается о тебе, Град Бо-

жий» (Псалом LXXXVI:6)

1

. Многое отличает град земной и Град Божий. 

Первый живет по плоти, другой – по духу

2

.

Созданы они разными «родами любви: земной – любовью к себе, 

дошедшею до презрения к Богу; небесный – любовью к Богу, дошед-

шей до презрения к себе»

3

Первый из них отражает все пороки человека. Второй являет собой 

«образ Града Небесного»

4

, одна часть которого странствует по земле

5

как «искупленный Град… собор и общество святых»

6

Земные царства стремятся уничтожить Град Божий. В этой борьбе 

сила всегда на их стороне. Но чем чаще они применяют ее, тем сильнее 

становится Град Божий. Он «достигает будущего величия путем настоя-

щего уничижения и воспитывается побуждениями страхов, муками 

скорбей, тягостью подвигов, опасностью искушений, находя радость 

только в надежде»

7

, в надежде обрести Царство Небесное. 

По словам Августина, эта «награда ожидает святых, терпящих 

здесь поношения за Град Божий, ненавистный приверженцам этого 

мира. Тот Град вечен. В нем никто не рождается, потому что никто 

не умирает. В нем истинное и полное счастье – не богиня, а дар Бо-

жий. Оттуда получили мы залог веры, обнадеживающий нас в то вре-

мя, пока, странствуя, мы вздыхаем о красоте его. Там не восходит 

солнце над добрыми и злыми, но солнце правды сияет одним только 

добрым»

8

Различны цели земных царств и Града Божия. Если первые стре-

мятся к собственному величию либо владычеству «в земном мире»

9

то Град Божий ставит своей целью спасение каждого человека,  

1

  Блаженный Августин. О Граде Божием. С. 89. 

2

  Там же. С. 659.

3

  Там же. С. 703.

4

  Там же. С. 708.

5

  См. там же. С. 457.

6

  См. там же. С. 456.

7

  Там же. С. 980.

8

  Там же. С. 245–246.

9

  Там же. С. 716.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

280

поскольку он, «как буква в предложении, представляет собою сво-

его рода элемент государства, как бы обширно оно ни было»

1

.

Поэтому и правители Града Божия «управляют не из желания гос-

подствовать, а по обязанности заботиться, и не из гордого своего на-

чальственного положения, а из сострадающей предусмотрительно-

сти»

2

, допускающей, при необходимости, применение мер наказания 

«словом, или бичом, или другим справедливым и дозволенным родом 

наказания, насколько это допускает человеческое общество, ради 

пользы самого укрощаемого»

3

.

Впрочем, принуждение – мера исключительная. Она не нуж-

на для тех людей, которые, «живя по Богу, страшатся и желают, 

скорбят и радуются. А так как любовь их безукоризненна, то без-

укоризненны у них и все эти душевные расположения. Боятся они 

вечного наказания, желают вечной жизни… боятся грешить, желают 

оставаться непоколебимыми, скорбят о грехах, радуются о делах 

добрых»

4

.

Град Божий, как писал Августин, открыт для всех. Он «призы-

вает граждан из всех народов и набирает странствующее общест-

во во всех языках, не придавая значения тому, что есть различного 

в нравах, законах и учреждениях, которыми мир земной устанавли-

вается или поддерживается; ничего из последнего не отменяя и не 

разрушая, а, напротив, сохраняя и соблюдая все, что… направляется 

к одной и той же цели земного мира, если только не препятствует 

религии»

5.

Воспевая Град Божий, Блаженный Августин вместе с тем призывал 

к совершенствованию земного.

Он наставлял правителей: «Мы называем христианских государей 

счастливыми, если они управляют справедливо, если окруженные 

лестью и крайним низкопоклонством не превозносятся, но помнят, 

что они – люди». Они хороши, если употребляют свою власть на рас-

пространение почитания Бога и на служение Его величию; если медлят 

с наказаниями и охотно милуют; если сами эти наказания употребляют 

как необходимые средства для управления и охранения государства, 

1

  Блаженный Августин. О Граде Божием. С. 164.

2

  Там же. С. 1033.

3

  Там же. С. 1035–1036.

4

  Там же. С. 671.

5

  Там же. С. 1038.