Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 4001

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

286

делать и чего избегать, и каждый правитель решает, какие указания он 

должен давать своим подданным о том, что делать и чего избегать»

1

.

Свобода ограничивается только одним – любовью к правде, бла-

годаря которой человек удерживается от греха

2

.

Таким был путь, начертанный в Нагорной проповеди Христа. В ней 

Фома Аквинский видел «полное описание того, какой должна быть 

жизнь христиан»

3

.

Новый закон не остается неизменным. Он подвергается постоян-

ным переменам «в зависимости от разных мест, времен и лиц, а также 

от того, насколько человек полон благодатью Святого Духа»

4

Последний вид законов – законы, созданные людьми.

В отличие от Божественного закона, учрежденного, чтобы направ-

лять человека к Богу, «человеческий закон направлен в основном 

к тому, чтобы направлять людей навстречу друг к другу»

5

Первое его предназначение – достижение «всеобщего счастья»

6

.

Обосновывая эту мысль, Фома Аквинский утверждал: «Намерение 

каждого законодателя направлено сперва и прежде всего к общему благу»

7

«Все, что служит цели, должно соответствовать этой цели. Целью закона 

является общее благо… Следовательно, человеческие законы должны 

соответствовать общему благу. Общее благо включает многое. Поэтому 

закон должен учитывать многое, в том числе многих людей, многие об-

стоятельства и времена. Потому что государство, как сообщество, состоит 

из многих людей, его благо может быть достигнуто многими действиями; 

и оно устанавливается не на короткое время, а на все время»

8

В более краткой формулировке эту мысль Фома Аквинский передал 

так: «цель человеческого закона – быть полезным для человека»

9

.

Вторая цель закона – утверждение справедливости. «Закон направ-

ляет действия людей согласно порядку правильного»

10

, в основе кото-

1

  Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть вторая. Книга первая. Вопрос 108. Раздел 1.

2

  Там же. Вопрос 107. Раздел 1.

3

  Там же. Вопрос 108. Раздел 1.

4

  Там же. Вопрос 106. Раздел 4.

5

  Там же. Вопрос 99. Раздел 3.

6

  Там же. Вопрос 90. Раздел 2.

7

  Там же. Вопрос 100. Раздел 8.

8

  Там же. Вопрос 96. Раздел 1.

9

  Там же. Вопрос 95. Раздел 3.

10

  Там же. Вопрос 91. Раздел 5.


background image

Глава третья. Романо-германское право

287

рого лежит справедливость. Точно так же и «справедливость состоит 

в том, чтобы делать правильное»

1

. Поэтому, как убеждал Фома Аквин-

ский, «сила закона зависит от того, насколько он справедлив»

2

Человеческие законы могут быть справедливыми и несправедли-

выми. «Если они справедливы, они обретают силу в сознании бла-

годаря естественному закону, от которого они исходят». Справедли-

вые законы – это те законы, которые «прежде всего соответствуют 

цели, а именно общему благу; которые приняты надлежащим лицом, 

не превышающим законодательные полномочия; которые соблюдают 

требование о возложении на подданных бремени, соразмерного и со-

ответствующего общему благу»

3

.

С другой стороны, законы могут быть несправедливыми, «если они 

противоречат общему благу… если они не соответствуют цели, что 

происходит, когда правитель дает своим подданным обременительные 

законы, ведущие не к общему благу, а главным образом к удовлетво-

рению его собственной алчности либо тщеславия; если автор закона 

создает закон, который выходит за пределы его власти; если на обще-

ство налагается бремя неравным образом, хотя, возможно, и с целью 

общего блага». Такие акты «являются скорее актами насилия, а не за-

конами»

4

 – делает вывод Фома Аквинский.

Третья цель закона – «вести своих подданных к надлежащей доб-

родетели»; а поскольку добродетель – это «то, что делает подданных 

хорошими, то из этого следует, что надлежащее действие закона заклю-

чается в том, чтобы делать тех, кому он дан, хорошими либо в целом, 

либо в каком-то отдельном отношении»

5

. Указанная цель не может 

быть осуществлена законом сразу, а только постепенно

6

Четвертая цель закона – борьба со злом, что обеспечивает «пре-

ходящее спокойствие государства». Этой цели закон добивается, на-

правляя внешние поступки людей и устраняя то зло, которое может 

воспрепятствовать мирному существованию государства

7

.

1

  Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть вторая. Книга первая. Вопрос 96. Раздел 2.

2

  Там же. Вопрос 95. Раздел 2.

3

  Там же. Вопрос 96. Раздел 4.

4

  Там же.

5

  Там же. Вопрос 92. Раздел 1. 

6

  См. там же. Вопрос 96. Раздел 2.

7

  Там же. Вопрос 97. Раздел 1.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

288

Фома Аквинский сознавал, что «человеческие законы создаются 

для сообществ людей, которые в большинстве своем несовершенны. 

Поэтому человеческие законы должны запрещать не все зло, а только 

наиболее тяжкие его проявления, прежде всего те, «без запрета которых 

человеческое сообщество не может поддерживаться; так человеческий 

закон запрещает убийства, кражи и другие проявления зла»

1

.

Другая причина, по которой законы оставляли безнаказанными 

многие прегрешения, была вызвана стремлением не лишать необ-

ходимых благ тех людей, которые были лишены совершенства, и не 

обрекать их на еще бóльшие страдания

2

.

Наконец, следующее соображение заключается в том, что «муд-

рый законодатель всегда мирится с меньшими нарушениями, чтобы 

не допустить бóльшие».

Фома Аквинский часто подчеркивал необходимость овладения ис-

кусством законотворчества.

Прежде всего необходимо было четко усвоить границы его примене-

ния. «Человек не может предписывать законы неразумным существам, 

в какой бы власти они у него ни находились. Но он может давать зако-

ны разумным существам, подчиненным ему, настолько, насколько его 

законы своими повелениями или указаниями начертаны в сознании 

людей как правила, содержащие принципы действия»

3

.

Далее, чтобы закон обрел обязывающую силу, он должен быть при-

менен к тем людям, которые должны ему подчиняться

4

При этом законы не должны издаваться по тем вопросам, по кото-

рым человек не может судить. Так, он не может судить о внутренних 

побуждениях, которые скрыты. Поэтому объектом закона становятся 

только «внешние действия, которые совершаются»

5

.

Поскольку закон – «это искусство направления либо регулирования 

жизни человека», в нем, «как и в любом искусстве, должно существо-

вать четкое разделение предписаний; в противном случае закон станет 

бесполезным по причине недоразумений»

6

.

1

  Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть вторая. Книга первая. Вопрос 96. Раздел 2.

2

  См. там же. Вопрос 78. Раздел 1.

3

  Там же. Вопрос 92. Раздел 5.

4

  См. там же. Вопрос 90. Раздел 4.

5

  Там же. Вопрос 91. Раздел 4.

6

  Там же. Вопрос 104. Раздел 4.


background image

Глава третья. Романо-германское право

289

Первое разделение правовых норм определено тем, что они про-

возглашают два вида прав: естественные и позитивные

1

Второе разделение обусловлено различиями в функциях людей, 

«которые выполняют работу присущими им средствами для общего 

блага». Так, священники молятся Богу за людей, правители правят 

народом, солдаты сражаются за безопасность народа. Соответственно 

принимаются специальные законы, регулирующие особую деятель-

ность этих людей

2

.

Далее, закон содержит разные предписания для тех, кто соблюдает, 

и тех, кто нарушает его. «Каждый закон применяется к двум видам 

людей. Он применяется к людям жестокосердным и гордым, которых 

закон сдерживает и приручает; и он применяется к добрым людям, 

которым наставления закона помогают исполнять то, что они должны 

исполнять»

3

. В соответствии с этим «каждый закон убеждает людей 

исполнять его предписания посредством наказаний либо наград»

4

Следующее деление правовых норм обусловлено существованием 

трех видов действий людей. «Некоторые действия являются по своей 

природе хорошими, это действия добродетели; и в отношении таких 

действий закон является предписанием либо указанием… Некоторые 

действия по своей природе злые, это действия зла, и в отношении 

таких действий закон запрещает. Некоторые действия по своей при-

роде являются нейтральными, и в отношении таких действий закон 

разрешает»

5

Во всех своих проявлениях закон должен в равной мере «учить 

и совершенствовать людей», склонных как к добру, так и к злу

6

.

Вторая форма развития права – это обычай. Подчеркивая его зна-

чение, Фома Аквинский отмечал, что он «имеет силу закона, отменяет 

закон и является толкователем закона»

7

Между законом и обычаями существуют сложные отношения. 

«Иногда, – писал схоласт, – можно действовать, минуя требования 

1

  См.: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть вторая. Книга вторая. Вопрос 60. 

Раздел 5.

2

  См. там же. Книга первая. Вопрос 95. Раздел 4.

3

  Там же. Вопрос 98. Раздел 6.

4

  Там же. Вопрос 99. Раздел 5. 

5

  Там же. Вопрос 92. Раздел 2.

6

  Там же. Вопрос 101. Раздел 3.

7

  Там же. Вопрос 97. Раздел 3.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

290

закона, в частности, тогда, когда закон безуспешен; в этом случае 

такое поведение не будет злом. Когда же такие случаи многократно 

увеличиваются по причине некоего изменения в человеке, тогда 

обычай показывает, что закон уже больше не является полезным… 

Однако если остается причина, в силу которой закон полезен, тогда 

не обычай должен преодолеть закон, а закон должен преодолеть 

обычай, если только единственной причиной кажущейся бесполез-

ности закона не является то, что он невозможен согласно обычаям 

страны… А обычай целого народа нелегко устранить»

1

В решении этих коллизий многое зависит от состояния народа. 

«Если он свободен и способен создавать свои собственные законы, 

согласие народа в целом, выраженное в виде обычая, намного более 

способствует исполнению закона, чем власть правителя, имеющего 

право принимать законы только как представитель народа. Если же на-

род не имеет права свободно создавать свои собственные законы либо 

упразднять законы, принятые высшей властью, то при таком народе 

преобладающий обычай приобретает силу закона только тогда, когда 

его терпят те, кому принадлежит право создавать законы для такого 

народа; самим фактом, что они его терпят, создается впечатление, что 

они одобряют то, что введено обычаем»

2

.

Столь же тщательно Фома Аквинский исследовал природу право-

судия. 

Правосудие, как и закон, должно направлять людей к общему благу. 

Это его основная цель. Поэтому «правосудие в его широком понимании 

называется «правосудием, основанным на законе», так как человек через 

него вступает в гармонию с законом, направляющим все проявления 

добродетелей к общему благу»

3

Следующая цель – стремление к справедливости. Еще со вре-

мен Ветхого Завета судьи назначались, чтобы «решать спорные 

вопросы о справедливости»

4

. Да и само слово «судья» (judex) про-

исходит от того, что человек, которого так называют, утверждает 

правильное (jus dicens); таким образом, правильное является объ-

ектом правосудия. «Соответственно, изначально слова «судебное 

1

  Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть вторая. Книга первая.

2

  Там же.

3

  Там же. Книга вторая. Вопрос 58. Раздел 5.

4

  Там же. Книга первая. Вопрос 105. Раздел 1.