Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 4002
Скачиваний: 3
Глава третья. Романо-германское право
281
а не для удовлетворения своей ненависти к врагам; если осуществляют
помилование не для того, чтобы оставить неправду безнаказанной,
а в надежде на исправление; если суровые приговоры смягчаются
милосердием и благотворительностью; если обстановка и образ их
жизни тем скромнее, чем более они могли бы быть роскошными;
если они желают больше господствовать над дурными наклонностя-
ми, чем над какими бы то ни было народами, и делают все это не из
желания какой-либо пустой славы, а из любви к вечному счастью;
если не пренебрегают приносить Богу за грехи свои жертву смирения,
сожаления и молитвы
1
.
С еще большей страстью он призывал простых людей вести пра-
ведную жизнь и избавляться от своих пороков.
«Мы грешим, – отмечал Августин, – по двум причинам: либо не зная,
что нужно делать, либо зная, не делаем то, что должны сделать»
2
.
Главной причиной грехопадения человека было забвение ценно-
стей христианства. Сердца христиан зачерствели. Они стали камен-
ными потому, что в них не было доброй воли
3
. Они стали низменными
потому, что их обуяла гордыня
4
.
Дорога к спасению была в смиренном благочестии. «Вот дорога,
по которой возвращаются» к Богу, Который очищает нас от злых на-
выков и разрешает нас от «цепей, которые мы сами надели на себя»
5
.
Но, главное, человек должен был хранить верность христианским
ценностям веры, надежды, любви
6
.
Тогда и земной град мог стать «образом Града Божьего»
7
.
Многие идеи Блаженного Августина развил Фома Аквинский
(1225–1274), великий теолог Средневековья, первый из 33 учителей
католической церкви
8
.
1
Блаженный Августин. О Граде Божием. С. 263–264.
2
Блаженный Августин. Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви. Гла-
ва XXII // http://filosof.historic.ru/books/item/foo/soo/z0000114/index.shtml.
3
См.: Блаженный Августин. О благодати и свободной воле. Глава 29 // http://www.
newadvent.org.fathers/1510htm.
4
См.: Блаженный Августин. О Граде Божием. С. 683.
5
Блаженный Августин. Исповедь. С. 64.
6
См.: Блаженный Августин. Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви.
Глава XXX.
7
Блаженный Августин. О Граде Божием. С. 708.
8
Подробный очерк об учении Фомы Аквинского см.: Лафитский В.И. Воскресение
права. Часть первая: Дни созидания. Часть вторая: В мире распятого Христа. С. 230–271.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
282
В его эпоху общество было больно многими болезнями, порож-
денными греховной жизнью людей. И он искал в законах – вечных,
естественных, Божественных и человеческих – то средство, которое
могло исцелить его.
Вечный закон, утверждал Фома Аквинский, невозможно познать.
Это дано «только тем благословенным, кто может видеть Бога в Его
Сущности». Но вместе с тем каждое разумное существо знает о нем
по его отражению и воспринимает его как неизменную истину
1
.
К естественному закону Фома Аквинский относил то, к чему чело-
век склонен по природе
2
.
Первым проявлением естественного закона стало стремление чело-
века к самосохранению. Второе его проявление – стремление к продол-
жению рода. Третье – стремление к благу, в том числе через познание
Бога и жизнь в человеческом обществе
3
.
В своем развитии естественные законы постоянно наполняются
новым содержанием, не меняя своих начал
4
и включая все моральные
предписания
5
и все акты добродетели
6
.
Цель естественных законов – позволить людям стать «разумными
существами, способными к ответной любви, связанными совместны-
ми трудами на жизненном поприще, неразлучными в благополучии
и болезни, сохраняющими верность дружбе при любых поворотах
судьбы»
7
.
Фома Аквинский был убежден, что каждый человек способен к доб-
родетели. Главное было научить его делать добро осознанно, целеуст-
ремленно, из твердых и непоколебимых принципов
8
, руководствуясь
прежде всего своей совестью.
Опора вечных и естественных законов – разум человека. Но он не-
совершенен. Поэтому человеку был дан Божественный закон. Он при-
1
См.: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть вторая. Книга первая. Вопрос 93. Раз-
дел 2. Первая часть «Суммы теологии» приводится в переводе С.И. Еремеева и А.А. Юди-
на, а вторая и третья части даются в переводе автора по тексту, приведенному на сайте:
www.gutenberg.org.
2
См. там же. Вопрос 93. Раздел 4.
3
См. там же. Вопрос 94. Раздел 2.
4
См. там же. Вопрос 94. Раздел 5.
5
См. там же. Вопрос 100. Раздел 1.
6
См. там же. Вопрос 94. Раздел 3.
7
См. там же. Часть первая. Вопрос 20. Раздел 2.
8
См. там же. Часть вторая. Книга первая. Вопрос 100. Раздел 9.
Глава третья. Романо-германское право
283
ходит на помощь не только в тех вопросах, где разума недостаточено,
но и в тех вопросах, где человеческий разум может воспрепятствовать
Божественной воле
1
.
Первый Божественный закон был ниспослан через Моисея, чтобы
направлять жизнь человека в его отношениях с сообществом людей
2
.
Благодаря этому закону задолго до появления царей, правителей,
судей человек «точно знал, что он должен делать и чего он должен
избегать»
3
.
Как и любой закон, Божественный закон побуждает человека со-
блюдать его веления. И никто не может быть освобожден от следования
ему, «если на то не будет воли Бога либо того человека, которому Он
может дать для этой цели такое право»
4
.
Этот Закон, как писал Фома Аквинский, исполнен мудрости, ибо
«невозможно, чтобы Бог желал что-либо, что не было одобрено Его
мудростью». Вместе с тем это закон справедливости, поскольку воля
Бога справедлива и правосудна. Она «дает каждой вещи то, что отно-
сится к ее природе и условиям бытия»
5
.
Более того, по убеждению Фомы Аквинского, все предписания
Божественного закона определяются одной целью – справедливостью,
поскольку «любая совместная жизнь людей основана на справедли-
вости»
6
.
Справедливости противостоит несправедливость. Это «особое зло
по отношению к такому особому объекту, как общее благо, которое
оно презирает; вместе с тем это общее зло, имеющее собственные
цели, поскольку презрение к общему благу может вести ко всем ви-
дам зла»
7
.
В обществе, основанном на справедливости, не могло быть «раб-
ской подчиненности», при которой «подчиняющий использует субъект
подчинения исключительно ради собственной выгоды». В справед-
ливом же обществе действует иная, экономическая или гражданская,
1
См.: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть вторая. Книга первая. Вопрос 99.
Раздел 2.
2
См. там же. Вопрос 100. Раздел 5.
3
См. там же. Вопрос 91. Раздел 4.
4
См. там же. Вопрос 97. Раздел 4.
5
См. там же. Часть первая. Вопрос 21. Раздел 1.
6
См. там же. Часть вторая. Книга первая. Вопрос 100. Раздел 2.
7
См. там же. Книга вторая. Вопрос 59. Раздел 1.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
284
подчиненность, при «которой подчиняющий использует субъект под-
чинения ради их общей выгоды и блага»
1
.
Требование справедливости обусловливало существование в об-
ществе частной собственности. По мнению Фомы Аквинского, она
необходима в силу многих причин. Прежде всего в силу того, «что
каждый человек более бережно заботится о том, что принадлежит ему
одному, а не всем вместе, а также потому, что он будет лениться и ос-
тавлять другим делать то, что касается общих дел сообщества, как это
происходит в тех случаях, когда много слуг. Во-вторых, потому что дела
людей организуются более правильно, если каждый человек проявляет
заботу о своих делах; если такой заботы нет, возникают недоразумения,
вызванные тем, что каждый должен следить за какими-то предметами,
не имея к ним интереса. В-третьих, поскольку безопасность государ-
ства обеспечивается в большей степени тогда, когда человек доволен
тем, что он имеет… Споры возникают чаще там, где предметы собст-
венности не разделены»
2
.
Собственность была одним из самым действенных средств обеспечения
благосостояния общества. Общество «тем более совершенно, чем более
оно может обеспечить себя жизненно необходимым»
3
. Поэтому Фома Ак-
винский призывал воспользоваться теми средствами Ветхого Завета, кото-
рые были направлены на сохранение и приумножение собственности
4
.
Вместе с тем Фома Аквинский убеждал, что необходимо установить
пределы ее накоплению. «Должна, – доказывал он, – соблюдаться
умеренность при распределении общих благ»
5
. Иначе будет разрушено
такое начало общества, как справедливость.
Раскрывая все новые и новые грани справедливости, Фома Аквин-
ский указывал, что справедливость требует своевременной и полной
оплаты за труд. Прежде всего это касается тех «рабочих, которые пред-
лагают свой труд внаем, будучи бедными людьми, зарабатывающими
кусок хлеба на день… иначе у них не будет еды»
6
.
1
См.: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть первая. Вопрос 92. Раздел 2.
2
См. там же. Часть вторая. Книга вторая. Вопрос 66. Раздел 2.
3
Фома Аквинский. О правлении государей. Книга первая. Глава 1. Здесь и далее –
перевод Н.Б. Срединской.
4
См.: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть вторая. Книга первая. Вопрос 105.
Раздел 2.
5
Там же. Книга вторая. Вопрос 61. Раздел 1.
6
Там же. Книга первая. Вопрос 105. Раздел 2.
Глава третья. Романо-германское право
285
Справедливость запрещает ростовщичество, потому что «брать про-
центы за деньги, данные в долг… означает продажу того, чего нет,
и ведет к неравенству, противоречащему справедливости»
1
.
Справедливость не позволяет продавать товар по цене выше справед-
ливой цены, «поскольку это обман ближнего, причиняющий ему вред»
2
.
Наконец, справедливость предписывает, чтобы адвокаты, врачи
брали за свой труд «умеренную плату, должным образом учитывая
положение лиц, характер дел, затраты труда и обычаи страны»
3
.
Фома Аквинский понимал, что средства обеспечения справедливо-
сти Ветхого закона не были универсальными. «Обязательство соблю-
дать справедливость действительно является единым. Но определения
того, что является справедливым и несправедливым согласно челове-
ческим либо Божественным институтам, различаются в зависимости
от того, в каком состоянии находится человечество»
4
.
С пришествием Христа прежний Ветхий закон был заменен Новым
законом, но не потому, что Ветхий закон не был хорошим
5
, а потому
что изменился сам человек
6
.
Многое, отмечал Фома Аквинский, отличает Новый закон от Вет-
хого закона. В отличие от Ветхого закона он не высечен в камне, а «на-
чертан в сердцах»
7
. Поэтому его называют законом любви
8
.
Его называют также законом веры, поскольку он исходит от той
благодати, которая вложена в души верующих
9
.
Вместе с тем это закон подлинный, потому что подлинное обна-
руживается во Христе
10
.
И наконец, Новый закон – это закон свободы. В отличие от Ветхого
закона, который регламентировал «в примитивной форме» многие вопро-
сы повседневной жизни, Новый закон оставил все на усмотрение челове-
ка. «Каждый, – писал Фома Аквинский, – волен решать, что он должен
1
Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть вторая. Книга первая. Вопрос 78. Раздел 1.
2
Там же. Вопрос 77. Раздел 1.
3
Там же. Книга вторая. Вопрос 71. Раздел 4.
4
Там же. Книга первая. Вопрос 104. Раздел 3.
5
См. там же. Вопрос 98. Раздел 1.
6
См. там же. Вопрос 91. Раздел 5.
7
Там же. Вопрос 105. Раздел 1.
8
См. там же. Вопрос 107. Раздел 1.
9
См. там же.
10
См. там же. Раздел 2.