Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 4002

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава третья. Романо-германское право

281

а не для удовлетворения своей ненависти к врагам; если осуществляют 

помилование не для того, чтобы оставить неправду безнаказанной, 

а в надежде на исправление; если суровые приговоры смягчаются 

милосердием и благотворительностью; если обстановка и образ их 

жизни тем скромнее, чем более они могли бы быть роскошными; 

если они желают больше господствовать над дурными наклонностя-

ми, чем над какими бы то ни было народами, и делают все это не из 

желания какой-либо пустой славы, а из любви к вечному счастью; 

если не пренебрегают приносить Богу за грехи свои жертву смирения, 

сожаления и молитвы

1

.

С еще большей страстью он призывал простых людей вести пра-

ведную жизнь и избавляться от своих пороков.

«Мы грешим, – отмечал Августин, – по двум причинам: либо не зная, 

что нужно делать, либо зная, не делаем то, что должны сделать»

2

.

Главной причиной грехопадения человека было забвение ценно-

стей христианства. Сердца христиан зачерствели. Они стали камен-

ными потому, что в них не было доброй воли

3

. Они стали низменными 

потому, что их обуяла гордыня

4

.

Дорога к спасению была в смиренном благочестии. «Вот дорога, 

по которой возвращаются» к Богу, Который очищает нас от злых на-

выков и разрешает нас от «цепей, которые мы сами надели на себя»

5

.

Но, главное, человек должен был хранить верность христианским 

ценностям веры, надежды, любви

6

Тогда и земной град мог стать «образом Града Божьего»

7

.

Многие идеи Блаженного Августина развил Фома Аквинский 

(1225–1274), великий теолог Средневековья, первый из 33 учителей 

католической церкви

8

1

  Блаженный Августин. О Граде Божием. С. 263–264.

2

  Блаженный Августин. Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви. Гла-

ва XXII // http://filosof.historic.ru/books/item/foo/soo/z0000114/index.shtml.

3

  См.: Блаженный Августин. О благодати и свободной воле. Глава 29 // http://www.

newadvent.org.fathers/1510htm.

4

  См.: Блаженный Августин. О Граде Божием. С. 683.

5

  Блаженный Августин. Исповедь. С. 64.

6

  См.: Блаженный Августин. Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви. 

Глава XXX.

7

  Блаженный Августин. О Граде Божием. С. 708.

8

  Подробный очерк об учении Фомы Аквинского см.: Лафитский В.И. Воскресение 

права. Часть первая: Дни созидания. Часть вторая: В мире распятого Христа. С. 230–271.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

282

В его эпоху общество было больно многими болезнями, порож-

денными греховной жизнью людей. И он искал в законах – вечных, 

естественных, Божественных и человеческих – то средство, которое 

могло исцелить его.

Вечный закон, утверждал Фома Аквинский, невозможно познать. 

Это дано «только тем благословенным, кто может видеть Бога в Его 

Сущности». Но вместе с тем каждое разумное существо знает о нем 

по его отражению и воспринимает его как неизменную истину

1

К естественному закону Фома Аквинский относил то, к чему чело-

век склонен по природе

2

.  

Первым проявлением естественного закона стало стремление чело-

века к самосохранению. Второе его проявление – стремление к продол-

жению рода. Третье – стремление к благу, в том числе через познание 

Бога и жизнь в человеческом обществе

3

.

В своем развитии естественные законы постоянно наполняются 

новым содержанием, не меняя своих начал

4

 и включая все моральные 

предписания

5

 и все акты добродетели

6

Цель естественных законов – позволить людям стать «разумными 

существами, способными к ответной любви, связанными совместны-

ми трудами на жизненном поприще, неразлучными в благополучии 

и болезни, сохраняющими верность дружбе при любых поворотах 

судьбы»

7

.

Фома Аквинский был убежден, что каждый человек способен к доб-

родетели. Главное было научить его делать добро осознанно, целеуст-

ремленно, из твердых и непоколебимых принципов

8

, руководствуясь 

прежде всего своей совестью. 

Опора вечных и естественных законов – разум человека. Но он не-

совершенен. Поэтому человеку был дан Божественный закон. Он при-

1

  См.: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть вторая. Книга первая. Вопрос 93. Раз-

дел 2. Первая часть «Суммы теологии» приводится в переводе С.И. Еремеева и А.А. Юди-

на, а вторая и третья части даются в переводе автора по тексту, приведенному на сайте: 

www.gutenberg.org.

2

  См. там же. Вопрос 93. Раздел 4.

3

  См. там же. Вопрос 94. Раздел 2.

4

  См. там же. Вопрос 94. Раздел 5.

5

  См. там же. Вопрос 100. Раздел 1.

6

  См. там же. Вопрос 94. Раздел 3.

7

  См. там же. Часть первая. Вопрос 20. Раздел 2.

8

  См. там же. Часть вторая. Книга первая. Вопрос 100. Раздел 9.


background image

Глава третья. Романо-германское право

283

ходит на помощь не только в тех вопросах, где разума недостаточено, 

но и в тех вопросах, где человеческий разум может воспрепятствовать 

Божественной воле

1

.

Первый Божественный закон был ниспослан через Моисея, чтобы 

направлять жизнь человека в его отношениях с сообществом людей

2

Благодаря этому закону задолго до появления царей, правителей, 

судей человек «точно знал, что он должен делать и чего он должен 

избегать»

3

.

Как и любой закон, Божественный закон побуждает человека со-

блюдать его веления. И никто не может быть освобожден от следования 

ему, «если на то не будет воли Бога либо того человека, которому Он 

может дать для этой цели такое право»

4

.

Этот Закон, как писал Фома Аквинский, исполнен мудрости, ибо 

«невозможно, чтобы Бог желал что-либо, что не было одобрено Его 

мудростью». Вместе с тем это закон справедливости, поскольку воля 

Бога справедлива и правосудна. Она «дает каждой вещи то, что отно-

сится к ее природе и условиям бытия»

5

.

Более того, по убеждению Фомы Аквинского, все предписания 

Божественного закона определяются одной целью – справедливостью, 

поскольку «любая совместная жизнь людей основана на справедли-

вости»

6

Справедливости противостоит несправедливость. Это «особое зло 

по отношению к такому особому объекту, как общее благо, которое 

оно презирает; вместе с тем это общее зло, имеющее собственные 

цели, поскольку презрение к общему благу может вести ко всем ви-

дам зла»

7

.

В обществе, основанном на справедливости, не могло быть «раб-

ской подчиненности», при которой «подчиняющий использует субъект 

подчинения исключительно ради собственной выгоды». В справед-

ливом же обществе действует иная, экономическая или гражданская, 

1

  См.: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть вторая. Книга первая. Вопрос 99. 

Раздел 2.

2

  См. там же. Вопрос 100. Раздел 5.

3

  См. там же. Вопрос 91. Раздел 4.

4

  См. там же. Вопрос 97. Раздел 4.

5

  См. там же. Часть первая. Вопрос 21. Раздел 1.

6

  См. там же. Часть вторая. Книга первая. Вопрос 100. Раздел 2.

7

  См. там же. Книга вторая. Вопрос 59. Раздел 1.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

284

подчиненность, при «которой подчиняющий использует субъект под-

чинения ради их общей выгоды и блага»

1

.

Требование справедливости обусловливало существование в об-

ществе частной собственности. По мнению Фомы Аквинского, она 

необходима в силу многих причин. Прежде всего в силу того, «что 

каждый человек более бережно заботится о том, что принадлежит ему 

одному, а не всем вместе, а также потому, что он будет лениться и ос-

тавлять другим делать то, что касается общих дел сообщества, как это 

происходит в тех случаях, когда много слуг. Во-вторых, потому что дела 

людей организуются более правильно, если каждый человек проявляет 

заботу о своих делах; если такой заботы нет, возникают недоразумения, 

вызванные тем, что каждый должен следить за какими-то предметами, 

не имея к ним интереса. В-третьих, поскольку безопасность государ-

ства обеспечивается в большей степени тогда, когда человек доволен 

тем, что он имеет… Споры возникают чаще там, где предметы собст-

венности не разделены»

2

.

Собственность была одним из самым действенных средств обеспечения 

благосостояния общества. Общество «тем более совершенно, чем более  

оно может обеспечить себя жизненно необходимым»

3

. Поэтому Фома Ак-

винский призывал воспользоваться теми средствами Ветхого Завета, кото-

рые были направлены на сохранение и приумножение собственности

4

.

Вместе с тем Фома Аквинский убеждал, что необходимо установить 

пределы ее накоплению. «Должна, – доказывал он, – соблюдаться 

умеренность при распределении общих благ»

5

. Иначе будет разрушено 

такое начало общества, как справедливость.

Раскрывая все новые и новые грани справедливости, Фома Аквин-

ский указывал, что справедливость требует своевременной и полной 

оплаты за труд. Прежде всего это касается тех «рабочих, которые пред-

лагают свой труд внаем, будучи бедными людьми, зарабатывающими 

кусок хлеба на день… иначе у них не будет еды»

6

1

  См.: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть первая. Вопрос 92. Раздел 2.

2

  См. там же. Часть вторая. Книга вторая. Вопрос 66. Раздел 2.

3

  Фома Аквинский. О правлении государей. Книга первая. Глава 1. Здесь и далее – 

перевод Н.Б. Срединской.

4

  См.: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть вторая. Книга первая. Вопрос 105. 

Раздел 2.

5

  Там же. Книга вторая. Вопрос 61. Раздел 1.

6

  Там же. Книга первая. Вопрос 105. Раздел 2.


background image

Глава третья. Романо-германское право

285

Справедливость запрещает ростовщичество, потому что «брать про-

центы за деньги, данные в долг… означает продажу того, чего нет, 

и ведет к неравенству, противоречащему справедливости»

1

Справедливость не позволяет продавать товар по цене выше справед-

ливой цены, «поскольку это обман ближнего, причиняющий ему вред»

2

.

Наконец, справедливость предписывает, чтобы адвокаты, врачи 

брали за свой труд «умеренную плату, должным образом учитывая 

положение лиц, характер дел, затраты труда и обычаи страны»

3

.

Фома Аквинский понимал, что средства обеспечения справедливо-

сти Ветхого закона не были универсальными. «Обязательство соблю-

дать справедливость действительно является единым. Но определения 

того, что является справедливым и несправедливым согласно челове-

ческим либо Божественным институтам, различаются в зависимости 

от того, в каком состоянии находится человечество»

4

.

С пришествием Христа прежний Ветхий закон был заменен Новым 

законом, но не потому, что Ветхий закон не был хорошим

5

, а потому 

что изменился сам человек

6

Многое, отмечал Фома Аквинский, отличает Новый закон от Вет-

хого закона. В отличие от Ветхого закона он не высечен в камне, а «на-

чертан в сердцах»

7

. Поэтому его называют законом любви

8

Его называют также законом веры, поскольку он исходит от той 

благодати, которая вложена в души верующих

9

.

Вместе с тем это закон подлинный, потому что подлинное обна-

руживается во Христе

10

.

И наконец, Новый закон – это закон свободы. В отличие от Ветхого 

закона, который регламентировал «в примитивной форме» многие вопро-

сы повседневной жизни, Новый закон оставил все на усмотрение челове-

ка. «Каждый, – писал Фома Аквинский, – волен решать, что он должен 

1

  Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть вторая. Книга первая. Вопрос 78. Раздел 1.

2

  Там же. Вопрос 77. Раздел 1.

3

  Там же. Книга вторая. Вопрос 71. Раздел 4.

4

  Там же. Книга первая. Вопрос 104. Раздел 3.

5

  См. там же. Вопрос 98. Раздел 1.

6

  См. там же. Вопрос 91. Раздел 5.

7

  Там же. Вопрос 105. Раздел 1.

8

  См. там же. Вопрос 107. Раздел 1.

9

  См. там же.

10

  См. там же. Раздел 2.