Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 3955

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

406

и контролировать действия чиновников колониальной администра-

ции. В городах формировались муниципальные советы и суды. Над-

зор за действиями колониальных властей осуществляли специально 

созданные для этой цели Торговая палата (1503 г.) и Совет по делам 

Индий (1524 г.).

В португальской Бразилии система управления была несколько 

иной. Территория колонии делилась на капитанства, дарованные 

в основном представителям знати. В своих владениях они обладали 

по сути неограниченной властью и только формально признавали 

верховенство генерал-губернатора, назначавшегося королем Пор-

тугалии.

Владычество Испании и Португалии принесло неисчислимые 

бедствия коренным народам Америки. По образному выражению 

одного из  первых гуманистов Нового Света Торбио де Бенавен-

те (Мотолиниа)

1

, туземцев Господь покарал, как когда-то египтян, 

«десятью страшными казнями»: оспой, кровопролитными войнами, 

голодом, жестокими надзирателями, чрезмерными налогами, покло-

нением золотому тельцу, подневольными строительными работами, 

рабством, непосильной работой на золотых приисках, постоянными 

раздорами. 

Описание многих «страшных казней» звучали как яростное об-

личение завоевателей Новой Земли: «Конкистадоры наши поселили 

в усадьбах и принадлежавших к ним селеньях своих слуг и негров, дабы 

они собирали дань и ведали сельскими работами. Оные слуги и негры 

поселились и поныне живут в селеньях, и, хотя в большинстве своем 

они испанские крестьяне, на сей земле они стали господами и помы-

кают исконными хозяевами здешнего края, как если бы те были их 

рабами; впрочем, мне не хотелось бы обличать их дурные нравы, и о 

своих чувствах я умолчу, скажу лишь, что они понуждают служить им 

и бояться их, словно они тут всевластные исконные господа, и ничего 

иного они не делают, только и знают, что требовать, и, сколько бы им 

ни давали, никогда не бывают довольны и везде, где находятся, при-

чиняют смуту и порчу… они суть трутни, пожирающие мед, который 

приносят бедные пчелы, сиречь индейцы, и сколько бы те несчастные 

ни отдавали, наглецам все мало… Обращались с ними как со скотом 

1

  Он был одним из первых монахов-францисканцев, прибывших в Мексику с апо-

стольской миссией в 1523 г.


background image

Глава шестая. Латиноамериканское право

407

и ценили меньше, чем скотину… В иные годы испанцы так спешили 

обзаводиться рабами, что сгоняли их в Мехико целыми толпами, вроде 

овечьих отар, дабы клеймить своим тавром»

1

.

В течение нескольких десятилетий после открытия Америки ее 

коренное население было практически полностью уничтожено на Ка-

рибских островах

2

. Огромными были потери и в других испанских 

колониях. 

Обращаясь к этой теме, Бартоломе де Лас Касас писал: «Извест-

но, что христиане своей тиранией и несправедливостью умертвили 

более 12 миллионов душ индейцев – мужчин, женщин и детей. Я же 

наверное знаю, хотя меня пытались обмануть, что их было более 

15 миллионов человек! Убивали христиане двумя способами: не-

справедливой, кровавой, жестокой и тиранической войной и об-

ращением в рабство, в какое никогда прежде не бывали обращены 

ни люди, ни животные. Эти два способа адской тирании разрушили 

эти земли и уничтожили людей, которым не было числа. Причи-

ной и единственной целью убийств и разрушений было обогащение 

христиан золотом. Ради этого они готовы были на любой произвол 

на этих землях, ибо земли были богаты, а жители скромны и терпели-

вы. Их легко было завоевать, и христиане это сделали, не имея к ним 

ни жалости, ни уважения. И то, что я говорю, я знаю, ибо видел все 

собственными глазами»

3

.

По убеждению де Лас Касаса, эти злодеяния были глубоко чужды 

христианству, поскольку оно отвергает не только рабство, но и любые 

иные формы порабощения. Христианская религия, как пишет он, 

«принимает в свое лоно одинаково всех людей и никого не лишает 

свободы и собственности, не превращает людей в рабов под предло-

гом, что они по своему естественному происхождению являются либо 

свободными, либо рабами»

4

.

Де Лас Касас неустанно боролся за облегчение участи индейцев. 

Во многом благодаря его усилиям испанский король принял в 1542 г. 

1

  Торбио де Беневенте (Мотолиниа). История индейцев Новой Испании // http://

www. vostlit.info Texts/rus8/Motolinia/text.phtml.

2

  Подробнее см.: Фостер У. Очерк политической истории Америки. М., 1953. С. 51.

3

  Лас Касас Б. де. Кратчайшее сообщение о разрушении Индий // http://www. vostlit.

info/Texts/rus13/Las_Kasas/kratk_soobsc.phtml?id=794. 

Де Лас Касас был священником-доминиканцем. Трактат написан в 1544 г.

4

  Цит. по: История всемирной литературы. Т. 3. М., 1985. С. 410.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

408

Новые законы об Индиях – первые законы о гуманном обращении 

с коренным населением.

В соответствии с этими законами судебным коллегиям (audencia

поручалось проявлять особую заботу о добром обращении с индейцами 

и их защите. С этой целью судебные коллегии должны были рассле-

довать факты дурного обращения с индейцами со стороны не толь-

ко частных лиц, но и губернаторов. Впредь запрещалось обращать 

индейцев в рабов. Те же, кто были в рабстве, могли по суду вернуть 

себе свободу. Более того, чтобы исключить дальнейшее обращение 

индейцев в рабство, Новые законы предоставили им статус вассалов 

самого короля Испании

1

.

Но должного эффекта эти меры не принесли, поскольку в силе ос-

тались прежние формы подневольного труда индейцев. Одной из основ-

ных была энкомьенда (от испанского слова encomienda, что означало 

«попечение», «защита»). В соответствии с этой системой, введенной 

в испанских колониях в 1503 г., индейцы передавались под управление 

энкомендеро (поручителей) и были обязаны платить налоги и вы-

полнять разные повинности. Эта разновидность крепостного права 

действовала до ее отмены в ХVIII в.

С принятием Новых законов 1542 г. рабство не было ликвиди-

ровано. Изменился его основной объект. Им стали негры-рабы, 

которых перевозили в колонии из Африки во все возраставшем 

количестве.

Новые законы 1542 г. занимают особое место в становлении ла-

тиноамериканского права, поскольку они впервые допустили па-

раллельное существование двух правовых подсистем – испанского 

и аборигенного права. Этот принцип был воплощен в следующих 

нормах: «Судебные коллегии (audencia) не должны допускать, что-

бы споры между индейцами либо с их участием рассматривались 

в обычном порядке судопроизводства либо им обманным образом 

отказывали в правосудии, как это происходит по злой воле некоторых 

адвокатов и судебных чиновников; но такие дела должны рассмат-

риваться в суммарном производстве с уважением к их привычным 

порядкам и обычаям, если только они не являются явно несправед-

ливыми; и указанные судебные коллегии (audencia) должны следить 

1

  New Laws of the Indies. 1542 // Modern History Sourcebook (http://www.fordham.edu/ 

halsall/mod/1542newlawsindies.html.)


background image

Глава шестая. Латиноамериканское право

409

за тем, чтобы это требование соблюдалось и другими, нижестоящими 

судьями»

1

.

В развитии латиноамериканского права начиная с XVII в. все бóльшую 

роль начинают играть местные торговые обычаи. Этому способствовал 

ряд последовательно проведенных реформ, направленных на развитие 

в колониях сельского хозяйства, торговли и ремесел. 

Но, естественно, ведущая роль сохранялась за правом метрополии. 

Чтобы укрепить ее, испанское правительство осуществило в 1680 г. 

официальную систематизацию законодательства для своих американ-

ских колоний (Recopilacion de Leyes de los Reynos de Indias)

2

Новый этап в истории латиноамериканского права наступил в эпо-

ху великих революций конца XVIII в., положивших начало широкой 

волне национально-освободительных движений.

Первой свободу обрела Эспаньола (Гаити). Еще в 1791 г. во фран-

цузской части острова началось восстание рабов под предводительст-

вом Туссена-Лувертюра. Вскоре оно перекинулось на испанскую часть 

острова. Повстанцы захватили весь остров и 1 января 1804 г. объявили 

его независимость

3

Переломным в истории испанских колоний стал 1808 г., когда на-

полеоновские войска вступили на территорию Испании. В колониях 

начались волнения. В 1810 г. в Мехико, столице вице-королевства 

Новая Испания, была образована революционная хунта. В том же 

году революционные хунты были образованы в Венесуэле, Новой 

Гранаде (Колумбии), Рио-де-ла-Плата (Перу), Чили. Но восставшие 

потерпели поражение, и к 1815 г. Испания практически полностью 

восстановила свои колониальные владения в Америке

4

. Впрочем, 

ненадолго.

Уже в следующем 1816 г. начался новый этап освободительного дви-

жения. Независимость обрели Аргентина (1816 г.), Чили (1818 г.),  

1

  New Laws of the Indies. 1542.

2

  Подробнее см.: Гражданское и семейное право развивающихся стран: Учебное по-

собие / Под ред. В.К. Пучинского и В.В. Безбаха. М.: Изд-во РУДН, 1989. С. 46–49.

3

  Суверенитет Испании над восточной частью острова был восстановлен в 1809 г. 

Но в 1821 г. Испания окончательно ее утратила.

4

  Независимость, в частности, сохранил Парагвай, отколовшийся в 1811 г. от Ар-

гентины. Через несколько лет власть в стране узурпировал Х. Родригес – первый ла-

тиноамериканский диктатор. Он правил без малого 30 лет. Примерно столько же лет 

власть сохраняли его преемники.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

410

Колумбия (1819 г.), Мексика (1821 г.), Венесуэла (1821 г.), Перу (1821 г.), 

Эквадор (1822 г.)

1

.

В 1825 г. независимость получило Верхнее Перу, которое повстанцы 

в честь своего вождя С. Боливара назвали Боливией. 

С. Боливар мечтал о создании единого государства, которое могло 

бы объединить все бывшие колонии Испании. Но в отсутствие ус-

тойчивых экономических связей между бывшими колониями и ввиду 

начавшейся ожесточенной борьбы за власть осуществить эту мечту 

было невозможно. 

В этом отношении показательна судьба Центральной Америки. 

В 1821 г. власть в вице-королевстве Новой Испании захватил генерал 

Августин де Итурбиде, который объявил себя императором и короно-

вался под именем Августина I.

Но такое развитие событий раскололо бывшее вице-королевство. 

Южные провинции объявили о своей независимости и некоторое 

время спустя (1 июля 1823 г.) образовали федерацию – Соединенные 

Провинции Центральной Америки

2

, в состав которой вошли Гвате-

мала, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа и Коста-Рика. В 1824 г. была 

принята Конституция. Одной из основных ее целей было сохранение 

единства нации. Но достичь этого вновь не удалось. В 1838 г. из состава 

федерации вышел Гондурас. А в феврале 1841 г. она распалась окон-

чательно: о выходе из союза объявил Сальвадор, последний субъект 

федерации. 

В результате освободительных войн Испания лишилась всех своих 

колоний, за исключением Кубы и Пуэрто-Рико. Но и эти терри-

тории в конце XIX в. были утрачены. В 1898 г. в результате скоро-

течной испано-американской войны Куба и Пуэрто-Рико перешли 

под юрисдикцию Соединенных Штатов. В 1902 г. США признают 

независимость Кубы. Пуэрто-Рико до сих пор остается под правле-

нием США.

Менее драматично сложилась судьба колониальных владений Пор-

тугалии. В 1807 г. в Бразилии обосновался король Португалии, бежав-

1

  На первом этапе Венесуэла, Колумбия и Эквадор образовали Великую Колум-

бийскую Республику, которую возглавил Симон Боливар, «освободитель Южной Аме-

рики». Но она просуществовала недолго. В 1830 г. из ее состава вышла Венесуэла, а в 

1832 г. Эквадор. 

2

  В 1824 г. федерация была переименована в Федеративную Республику Централь-

ной Америки.