Файл: Медушевский А.Н. - История русской социологии.(1993).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 2715

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С этими общими установками философского характера связана известная народническая теория факторов, ставшая основой взгляда на общество и получившая более четкое обоснование в последующий период. Суть данной теории, вытекающей непосредственно из позитивистского метода, состоит в том, что история человечества отнюдь не является каким-то единым закономерным процессом, про­ходящим определенные объективные стадии, фазы в своем развитии и подчиненным какой-либо высшей цели. Этот взгляд Гегеля и Маркса был совершенно чужд народникам. История для них представляет со­бой вполне хаотическое действие различных сил или факторов, ни один из которых в принципе не может быть признан самым влиятель­ным, решающим. Всякое историческое событие соответственно с этим может быть интерпретировано как результат определенной комбинации всех имеющихся факторов в данную историческую эпоху, а его научное изучение предполагает выявление и анализ взаимо­действий между ними. При таком подходе к истории, свойственном историкам неокантианской направленности, на первое место выступает не поиск закономерностей исторических процессов и явлений, а анализ каузальных (причинных) взаимоотношений между ними, позволя­ющий приблизиться к пониманию истории, которая, однако, остается «вещью в себе», недоступной нашему окончательному пониманию.

Уже у Лаврова, например, мы находим вполне завершенное пред­ставление о том, что история человечества сама по себе лишена ка- кого-либо внутреннего смысла. Этот смысл приносится в нее извне, человеческим сознанием. В соответствии с этим группировка фактов истории проводится ученым, исходя из его внутреннего убеждения в их значимости, положительном или отрицательном характере. Еще бо­лее определенно теория факторов разрабатывалась Михайловским. Для понимания социальной динамики, считал он, важно проанализировать движение всех общественных элементов, а не какого-либо одного из них, как это делают марксисты. «Мы ищем,— отмечал он,— не истории войны, торговли, экономических отношений, верований, нрав­ственных, этических идеалов и т. д. Мы ищем законов, управляющих единовременным движением всех этих элементов». Важно отметить, что в рассматриваемый период эти идеи отнюдь не являлись господ­ствующими и Михайловскому принадлежит та заслуга, что он впервые сформулировал их достаточно четко в русской социологической лите­ратуре. Так, он весьма активно выступает против монизма в философии и социологии. «Если мы,— считает он,— ухватимся за один какой-нибудь социальный элемент, почему-либо бросившийся нам в глаза, и по движению этой части будем судить о развитии целого, то вся история, естественно, окрасится для нас односторонним и лож­ным светом». С этих позиций Михайловский подвергает критике различные однофакторные теории прошлого и современной ему эпохи, например, представление Боссюэ о роли христианства в истории. Он не скрывает своего скептицизма и в отношении либеральной теории, выдвигающей при объяснении истории на первый план такой фактор, как стремление человека к свободе. Отрицает он и концепцию Маркса о решающей роли экономических отношений в ходе общественной эво­люции.


Развивая взгляды Лаврова, Михайловский пришел к следующей формуле: «Общество представляет собой арену бесчисленных действий и противодействий, и в то же время все его элементы находятся в теснейшей между собою зависимости, друг друга обусловливая. Так что в этом случае нам предстоит дилемма: или полное и всестороннее уяснение, или никакого уяснения даже развития частного факта» . Разрешение данной дилеммы виделось народникам в особой теории прогресса, которая является, пожалуй, наиболее оригинальной и свое­образной частью их воззрений.

Прежде всего обращает на себя внимание тот живой интерес, ко­торый народнические мыслители проявляли к проблеме прогресса, являющейся одной из центральных во всей мировой философии. Ин­терес этот был связан, несомненно, со стремлением преодолеть ограниченность чисто позитивистского понимания общества, с одной стороны, и обосновать активную социальную позицию интеллигенции в борьбе за социальный идеал — с другой. Как известно, позитивистская философия, подходя к объяснению социальных явлений с точки зрения социальной статики и социальной динамики, в принципе не вкладывает в эти понятия каких-либо оценочных суж­дений. Более того, классический позитивизм считал своим основным достижением как раз то, что он освободил науку от различных на­слоений вненаучного, метафизического свойства, создав тем самым основу для подлинно научного образования понятий, нейтральных по отношению к ценностным ориентациям того или иного направления, школы или отдельного исследователя. Полностью принимая этот взгляд, ставший основой теории факторов в объяснении исторического процесса, народники оказывались перед проблемой невозможности обоснования какой-либо деятельности по преобразованию общества на­учным путем. Ведь позитивизм, настраивающий исследователя на изу­чение фактов сущего реальной действительности, ничего не говорит о возможности понимания должного, т. е. того разумного социального устройства, к которому следует стремиться. Более того, с точки зрения позитивизма логическим (индуктивным) путем вообще невозможно обосновать какой-либо социальный идеал. Следуя духу и букве учения О. Конта, саму эту идею следует признать бесполезной и даже вред­ной.

Столкнувшись с этим фундаментальным для их мировоззрения за­труднением, народники нашли выход из него в создании особой теории прогресса, который в их понимании был не только и не столько онто­логическим атрибутом, сколько гносеологическим понятием ориентиром для социальной практики. Данная теория, по крайней мере в том виде, как ее сформулировал первоначально Лавров, представляла собой оригинальный синтез позитивизма Конта и своего рода кате­горического императива установки на сознательное изменение действительности в лучшую сторону. Имелось в виду утвердить в обществе нравственный идеал, который неизбежно должен возобладать как единая, общая для всех истина. В соответствии с этим Лавров определял прогресс как «процесс развития в человечестве истины и справедливости, путем работы критической мысли личностей над сов­ременной культурой»1 . Можно констатировать, что такая формула прогресса во многом совпадала с его трактовкой просветителями и шко­лой утилитаристов, для которых прогресс представлял собой максимальное благо максимального числа людей. Поэтому к на­роднической теории прогресса во многом могут быть отнесены и те


упреки, которые традиционно адресовались по этому поводу утилитаристам.

Основным положением всей философии просвещения являлся, как известно, тезис о том, что человек как разумное существо, способное учиться на ошибках, по природе своей добр. Люди совершают те или иные ошибки и преступления не потому, что они злы, а исключительно под влиянием страсти, аффекта или же от неразумия, непонимания своих истинных интересов. Задача, следовательно, состоит в том, чтобы объяснить людям их истинные интересы, что заставит их действовать более рационально, а в конечном счете и более нравственно. Такова была основная идея эпохи Просвещения, которую в полной мере разделяли народники. Современному читателю не нужно объяснять, что данные принципы оказались утопическими и не подтвердились в ходе последующей истории. Нам важно, однако, подчеркнуть их место в воззрении народников и, в частности, в их теории прогресса.

Развивая концепцию прогресса Лаврова, Н. К. Михайловский попытался дать ей несколько новое обоснование. В своем наиболее крупном теоретическом труде, специально посвященном данной теме, Михайловский, отталкиваясь от учения таких мыслителей, как Спенсер и Конт, в качестве главного критерия прогресса выдвинул степень социальной интеграции. Если Г. Спенсер, рассматривавший общество с позиций социал-дарвинизма, связывал прогресс с функциональной дифференциацией в природе, обществе и мышлении, то Михайловский отстаивал прямо противоположную идею. «Прог­ресс,— писал он,— есть постепенное приближение к целостности неделимых, к возможно полному и всестороннему разделению труда между людьми. Безнравственно, несправедливо, вредно, неразумно все, что задерживает это движение. Нравственно, справедливо, разумно и полезно только то, что уменьшает разнородность общества, усиливая тем самым разнородность его членов» . Конечно, с точки зрения современной социологии, более прав в этом вопросе был, несомненно, Спенсер, а не Михайловский. Тем не менее точка зрения последнего, служившая основой активной политической борьбы, получила широкое распространение, в том числе и в социологической литературе последующего времени. Можно указать, например, на сходные идеи М. М. Ковалевского, Н. И. Кареева и ряда последу­ющих народнических публицистов. Отметим, что взгляды самого Михайловского на прогресс вовсе не были столь однозначны и неизменны, как это часто предстает из литературы по этому вопросу. В этом отношении интересно обратиться к позднему Михайловскому, взгляды которого хорошо передал В. М. Чернов в своих мемуарах. «Мне,— говорил идеолог народничества своему юному последовате­лю,— ближайший период мировой истории рисуется чреватым опасностями и грозами. Вряд ли он будет представлять собою линию общественного подъема, во что так соблазнительно верит молодость. В свое время и я отдал дань оптимизму— процесс вырождения


юз

господствующих классов казался таким быстрым, что думалось, быстро придет и великая историческая ампутация, за которой возникнет новый порядок вещей. Но пришлось убедиться в громадной косной силе исторического атавизма, налагающего свою печать на целые эпохи» .

В чем же состояла причина столь радикального изменения мировоз­зрения ведущего теоретика народничества? Прежде всего, вероятно, в ощущении утопичности народнического идеала в целом. «Я не сом­неваюсь в том,— говорил он Чернову,— что в России будет революция, но и в том, что в ней будут революции... «Толпа» имеет своих соб­ственных «героев», которых порождает и свергает по собственному капризу. Интеллигенция менее всего имеет шансы попасть в «герои» к «толпе»... И хорошо, если нынешние судороги предсмертные су­дороги «толпы», родовые корчи, за которыми последует нарождение народа. Но я очень боюсь, что все это еще только ложные роды»22. Здесь перед нами уже не наивный мечтатель, понимающий прогресс как нравственное самоусовершенствование, а человек, начинающий смутно предчувствовать последствия того рокового пути, который привел к торжеству толпы и истреблению интеллигенции.

Важным самостоятельным компонентом социологического учения народников является концепция роли интеллектуального меньшинства в развитии общества, вообще роли личности в истории. Мы видели, что вся народническая социологическая доктрина может быть во мно­гом понята как интерпретация самой интеллигенцией своей роли в процессе модернизации. Вся логика этой доктрины, с ее субъ­ективизмом и волюнтаризмом, радикализмом требований и праг­матической направленностью на достижение немедленных социальных преобразований, предполагала наличие некоего интеллектуального или организационного центра, который сосредоточивал бы управление всем ходом событий. Фактически мы имеем дело с прообразом известной теории «властвующей элиты», ставшей едва ли не наиболее крупным достижением социологической мысли на рубеже XIX—XX вв. Соглас­но данной теории, всякое общество, социальное течение или тем более конспиративная организация революционеров с точки зрения их уп­равления могут быть подразделены на два основных слоя —управля­емое большинство и управляющее меньшинство, которое концентрирует в своих руках власть, богатство и престиж по мере их приобретения. Указанная объективная тенденция, кото­рую Р. Михельс образно назвал «железным законом олигархии», осо­бенно четко проявляется в политических организациях с жесткой структурой, например партиях вождистского типа. Известно, что в истории русского освободительного движения существовала целая традиция такого рода организаций, представленная прежде всего их народническими вариантами. Самым ярким примером в этом отно­шении является, разумеется, «Народная воля», послужившая моделью последующих революционных партий сходного типа. В связи с этим целесообразно подробнее рассмотреть теоретические основы данной социальной практики, получившие развитие в трудах прежде всего на* роднических идеологов.


Значение революционной элиты виделось различным мыслителям не одинаково в соответствии с тем, какие задачи ставили они перед движением в целом. Например, П. JI. Лавров видел в ней своего рода катализатор основных социальных процессов, средство их стимулирования и ускорения, а ее задачу усматривал прежде всего в просвещении народа, в распространении в его среде здравых пред­ставлений и передовых социальных идей. Основные надежды он воз­лагал при этом на интеллигенцию, точнее, ту ее часть, которая, сознательно освободившись от буржуазных предрассудков, образа жизни и связанных с ними привилегий в обществе, жертвует собой ради народа .

Более радикальные народнические мыслители и практики, например Ткачев и Нечаев, рассуждая сходным образом, обосновывали идею создания особой конспиративной революционной организации, в задачу которой входит подготовка и осуществление переворота с целью захвата власти и проведения демократических преобразований. Критически мыслящее меньшинство, обладая ясным пониманием своих исторических задач и волей к власти, не должно считаться с настро­ениями темных и необразованных масс, но должно использовать их для осуществления социальной революции. Отсталость России и отсутствие в ней развитых буржуазных отношений, согласно данной точке зрения, являются не столько помехой, сколько преимуществом для революционеров, поскольку облегчают их задачу захват власти и последующее ее удержание за счет умелого манипулирования мас­сами 4. Эта макиавеллневская тактика, в полной мере раскрывшаяся в связи с делом Нечаева, оттолкнула от себя широкие слои русской общественности, однако не была преодолена полностью.

В этом эпохальном споре народники противопоставляли марксистам идеи своих учителей— Чернышевского, Лаврова и Михайловского о значении индивидуальной воли и нравственного самопожертвования в революционной борьбе. Еще Лавров указывал, что для революции нужна прежде всего «маленькая группа людей, сознательно стремящихся к развитию в себе человеческого до­стоинства...». Это «цвет народа, единственные представители цивилизации». Их историческая миссия состоит в том, чтобы вернуть народу моральный долг, плату за прогресс, способствуя продвижению общества вперед и распространению просвещения. Так появилось понятие «критически мыслящая личность». Личности, выработавшие в себе критическую мысль, приобретали тем самым право быть деятелями прогресса и борцами за социальный идеал. Михайловский еще более подчеркнул значение личности, сосредоточив внимание на героях и героическом в истории. Подобно Карлейлю или Ницше, он противопоставил личность толпе как средоточию стадного и неразумного начала. Именно личностям пророкам, реформаторам, вообще героям приписывал он заслугу быть носителями социального прогресса. От этого его герои явно наделены харизматическими чертами в веберовском смысле слова и представляют собой путеводные звезды в темной и мутной истории человечества.