Файл: Медушевский А.Н. - История русской социологии.(1993).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 2829
Скачиваний: 14
в жизнь. При этом некоторые из них, например Петражицкий, Маклаков и др., находили весьма трудным, если вообще возможным, совмещать политическую борьбу с защитой права, осознавая, что в революционные эпохи правовые соображения, как правило, уступают место гибкой политической тактике.
Разрешение указанной дилеммы виделось русским конституционалистам в создании общественно значимых идеалов справедливого общественного устройства, а средством их достижения они считали соединение морали и политики. Развивая эту мысль, один из ведущих теоретиков русского конституционализма П. Б. Струве писал: «Проблема либерализма, как она выяснилась для нас, не исчерпывается вовсе вопросом об организации власти; таким образом, она шире и глубже проблемы демократии; демократия в значительной мере является лишь методом или средством для решения проблемы либерализма»45. Исходя из этого, он делал вывод, что «идея абсолютного права... составляет существенное и вечное содержание либерализма». Комментируя эти взгляды, Р. Пайпс подчеркивает, что, хотя либерализм в России как социальное движение потерпел поражение, важность .проповедуемых им идей гражданской свободы и представительного правления заслуживает высокой оценки с точки зрения «их действительного исторического значения» .
Стремление примирить идеал и действительность, добиться разрешения социальных конфликтов мирным путем привело к созданию концепции правового государства, ставшего одновременно важнейшим программным требованием кадетской партии. По своей юридической природе данный тип государственности рассматривался ими прежде всего как антитеза абсолютным монархиям старого порядка, а потому был синонимом государства конституционного. «Правовым государством,— писал В. М. Гессен,— мы называем государство, которое в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций ограничено и связано положительным правом, стоит под правом, а не вне и над ним. Необходимым предположением правового государства является начало обособления властей. Осуществление этого началось, возможно, не иначе, как в условиях представительной формы правления. Поэтому только конституционное государство может быть государством правовым...»47
В соответствии с этими общими принципами, известными в наше время как новое мышление, русский конституционализм строил свою программу.
СОЦИОЛОГИЯ СРЕДИ ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Глава 4
ПОИСК МЕТОДА СОЦИОЛОГИИ.
М. М. КОВАЛЕВСКИЙ
g 1. Формирование социологической концепции М. М. Ковалевского. Содержание социологической теории: учение о солидарности, прогрессе, теории факторов, стадиях экономического роста. 8 2. Сравнительно-исторический метод. Его применение к изучению исторического процесса. 8 3. Общность и своеобразие западных и русских политических институтов
8 1. Анализ общесоциологической концепции предусматривает прежде всего раскрытие ее философской природы, установление тех идей, которые послужили отправной точкой развития мировоззрения мыслителя. Он далее предполагает установление вклада ученого в научную разработку поставленных ранее проблем, а также раскрытие эволюции его взглядов с течением времени. Такой анализ призван дать ответ на вопрос о месте мыслителя в развитии науки и показать, следовательно, чем его творчество ценно для современников и потомства, каково значение отстаиваемых им идей для науки нашего времени. Обратимся к изучению с этих позиций теоретической основы социологической концепции М. М. Ковалевского. Двумя основными источниками мировоззрения ученого стали позитивистская философия О. Конта и достижения сравнительно-исторического метода в юриспруденции. Рассмотрим каждый из них особо.
Обращение к научному творчеству М. М. Ковалевского убеждает в том, что философские основы его мировоззрения оставались практически неизменными на всем протяжении его исследовательской деятельности. Они сформировались под влиянием позитивизма, и сущность их составляло отрицание метафизических представлений предшествующего этапа философии. Известно, однако, что, будучи очень распространенным течением философской мысли, позитивизм включал и включает учения различной идейной направленности от тяготеющих к крайнему субъективизму до вполне материалистических, ставящих своей задачей объяснение мира как объективной реальности и стремящихся к установлению законов его развития. В этом отношении позитивизм означал несомненный шаг вперед в развитии философии и послужил основой поступательного движения как естественных, так и общественных наук, обращая внимание исследователей на отыскание реальных причин тех или иных процессов и явлений, управляющих ими законов, а также на анализ самого процесса познания фактов действительности. Именно в таком его понимании позитивизм был свойственен М. М. Ковалевскому и нашел отражение в его творчестве вообще и при разработке вопросов социологии в частности. «Во всех своих работах,— отмечал известный французский социолог Рене Вормс,— Ковалевский подходил к изучению явления с точки зрения исторической и имея в виду его дальнейшую эволюцию. Его заботило выяснить самым тщательным образом формы и фазы такого развития. Обнаруживая философский ум, сформировавшийся в школе позитивной философии О. Конта, он, при реальном складе ума, был в то же время проникнут идеализмом. В глазах Запада — европейского и американского Максим Максимович (Ковалевский) своею личностью представлял как бы символ русской науки в области социальных знаний; с другой стороны, в России его признавали в этой области за человека, который знал и представлял лучшим образом западноевропейскую мысль. Таким образом, он был как бы соединительным звеном между двумя мирами — Западом и Востоком»1.
Сходным образом оценивает существо воззрений ученого и его русский биограф. «По своему мировоззрению,— отмечает он,— Ковалевский — прежде всего последовательный позитивист, чуждый увлечениям тонкостями гносеологического анализа, часто приводящим исследователя на самую вершину той грани, за которой — метафизика. С последовательно позитивистскими взглядами тесно связана и другая особенность трудов Ковалевского: ко всем вопросам, которыми ему приходится заниматься,— права, политики, социологии,— он предпочитает подходить не как теоретик, а как историк. И, конечно, Ковалевский — историк прежде всего, но историк с очень определенным направлением, историк-социолог» .
Наряду со свидетельствами современников и друзей Ковалевского, как западных, так и русских, для характеристики его философских воззрений и истории их формирования мы располагаем и автобиографическими рассказами ученого. Они тем более ценны, что в его многочисленных специальных трудах, включая работы по социологии и праву, собственно проблемы метода или не рассматриваются вовсе, или затрагиваются лишь вскользь, что лишний раз свидетельствует как об антипатии Ковалевского к «чистой философии», которую он считал метафизикой, так и о принципиальном отношении к доктрине позитивизма, одной из важнейших максим которой как раз и является отказ от «вненаучных» построений и гипотез, не опирающихся на факты или не вытекающих непосредственно из их изучения. С точки зрения позитивистских симпатий Ковалевского весьма интересно его подчеркнуто уважительное отношение к фактическому материалу, стремление не выходить за его пределы и вообще избегать какой-либо дедукции. «Мы,— говорил он однажды студентам,— не последуем за тем представителем одной из указанных теорий (Гегелем.— АЛ/.), который, когда ему говорили, что положения его доктрины противоречат фактам, отвечал: тем хуже для фактов. Такое отношение к фактам реальной действительности не может считаться допустимым. Если против нашей теории могут быть приведены те или иные факты и эти факты не могут быть устранены ссылкой на то, что они возникли в случайных условиях, и этими условиями объясняются, то мы необходимо должны пересмотреть наши выводы, которые бы отвечали этим фактам. Факты для нас обязательны, и рассуждать несогласно с фактами мы не можем, желая оставаться на научной почве» .
По признанию ряда хорошо знавших его людей, Ковалевский неоднократно отстаивал эту мысль. Он относился к германской правовой и социологической науке несколько скептически именно потому, что в ней всего сильнее выступали эти не нравившиеся ему черты. Вероятно, это скептическое отношение к немецкому идеализму, столь характерное для ученого, появилось впервые еще в его студенческие годы. В своих воспоминаниях «Моя жизнь» Ковалевский рассказывал об этом следующим образом: «Я поглотил несколько томов Лорана — «Этюды по истории человечества», я прочел «Средние века» Галлама, «Истории цивилизации Европы и Франции» Гизо и «Историю цивилизации Англии» Бокля. Все эти книги заставили работать мою научную фантазию, но не в направлении к изучению догмы права»4. Нетрудно заметить, что среди перечисленных книг совершенно нет трудов по философии и праву в собственном смысле слова. Вопреки обычному в то время интересу к философским системам Канта, Шеллинга или Гегеля или учениям германских юристов исторической школы права, совершившим переворот в юриспруденции, мы находим обобщающие труды по истории, причем с явно выраженной социологической направленностью. Достаточно сказать, например, что Гизо является создателем концепции феодализма, которая во многом сохранила свое значение до нашего времени, Бокль — одним из основоположников социологического и сравнительно-исторического метода в истории, а Галлам — автором классического труда по истории английских политических учреждений или того строя, который в правовой литературе того времени получил название «английской конституции» средних веков, ставшей, как известно, предметом ряда трудов Ковалевского.
Освоение столь значительного фактического материала требовало его систематизации и делало необходимыми поиски единой объясняющей концепции. Отметим, что еще в более раннее время, благодаря хорошо поставленному классическому образованию, Ковалевский получил довольно полное представление об основных этапах развития философской мысли с древности до нового времени, размышлял над сочинениями Вольтера, Руссо и Монтескье, Священным Писанием, памятниками литературы, истории и права. В студенческие годы внимание Ковалевского привлекали современные ему политические учения — Прудона и Маркса. «Я,— рассказывает он об этом времени,— сблизился с несколькими товарищами, также искавшими не столько науки, сколько, как они говорили, выработки самостоятельного миросозерцания, стал показываться в их кружках, читать рефераты и участвовать в вызываемых ими прениях — одним словом, зажил жизнью несколько забегающего вперед студента, более озабоченного общим самообразованием, чем изучением специальности» . Такова была та интеллектуальная атмосфера, в которой впервые возник интерес ученого к позитивизму. «Здесь,— говорит Ковалевский,— впервые я услышал имена Конта и Джона Стюарта Милля, и когда в ближайшем году доцент по гражданскому праву Цытович снабдил меня отдельными томами Конта, посвященными социологии, я набросился на них с жадностью, так как знал наперед, что найду в них ответ на всего более волновавший меня вопрос о поступательном ходе развития человечества» .
В дальнейшем эти интересы не только не ослабевают, но продолжают развиваться, обогащаясь различными новыми идейными влияниями, главным образом западного происхождения. Для их изучения мы также располагаем рядом автобиографических свидетельств, прежде всего статьей «Мое научное и литературное скитальчество», где Ковалевский ставит своей задачей открыто признать те многочисленные влияния, которым он подвергался в своей жизни. Говоря о работе за границей по окончании университета, ученый подробно рассказывает историю своих идейных исканий, приведших к знакомству со многими видными мыслителями того времени. Характерна при этом общая направленность этих исканий, лежащих целиком в русле позитивной науки О. Конта. Так, избрав своей специализацией историю политических учреждений Англии, молодой ученый отправляется в Берлин слушать лекции ведущего специалиста в этой области
-
Р. Гнейста и ряда других германских ученых. Однако скоро он уже стал испытывать критическое отношение к ним. Сам Ковалевский объясняет это известной политической заданностью и формальным характером преподавания права в Германии.
Представляется, однако, что причины неудовлетворенности Ковалевского лекциями Гнейста лежали гораздо глубже и состояли в самом понимании науки права и его задач. Уже ранее, в период учебы в университете, Ковалевский не без влияния своего учителя — профессора Каченовского, читавшего государственное право европейских держав, начинает, по его собственному выражению, тяготиться чистой юриспруденцией, изучающей исключительно догму права. Как в свое время Маркс, Ковалевский начинает все больше переходить от права к социологии, от изучения юридических норм к стоящим за ними реальным социальным отношениям.
Переход от права к социологии был общей тенденцией развития общественных наук в рассматриваемый период. На Западе он нашел выражение в отказе от метафизического взгляда на право, свойственного школе естественного права и замене ее исторической школой Савиньи и Пухты в юриспруденции. Развитие этой тенденции вело к пониманию права как исторически возникшего, развивавшегося с течением времени института, выражающего определенные культурные и социальные отношения. Данный взгляд, получивший окончательное завершение в концепции борьбы за право Иеринга, стал общим достоянием науки того времени7. В России адептами социологической интерпретации права стали С. А. Муромцев, Н. М. Коркунов и М. М. Ковалевский. В своей полемике с юристами старой школы, особенно Б. Н. Чичериным, они доказывали необходимость историзма в подходе к праву, широкого применения сравнительного метода и критического отношения к историческим источникам. Именно с этих позиций критиковал старый подход С. А. Муромцев , сходной была и точка зрения Ковалевского. Не случайно он впоследствии очень резко критиковал Гнейста за формально-юридический подход к английским учреждениям, за рассмотрение их в отрыве от социальной жизни в целом . Подход самого Ковалевского уже в начале его научной деятельности оказался гораздо шире: «...не довольствуясь одним описанием политических форм, их генезиса, развития и вырождения,— вспоминал ученый,— я старался найти всему этому основы в изменении социального строя. В этом сказывался скорее последователь кантовской философии и ученик Карла Маркса, нежели внимательный слушатель весьма ученых, правда, но несколько отрывочных и не приведенных в строгую эволюционную систему лекций берлинского историка»10.
Большое влияние оказало на взгляды Ковалевского знакомство с идеями другого крупнейшего ученого, одного из основателей позитивизма — Герберта Спенсера. Будучи после Конта ведущим социологом позитивистского направления, Спенсер оказал огромное влияние на общественную мысль своего времени и не мог не заинтересовать Ковалевского, тем более что во время их встречи в Англии разговор зашел о влиянии идей Спенсера в России: «...мысль его сводилась к тому, что в обществе, в котором слишком много элементов для развития критической мысли, метафизика должна быть всесильна; трудно ожидать от него ровного, объективного отношения к фактам действительности»11. Эта мысль, сначала показавшаяся Ковалевскому слишком спорной и резкой, вполне соответствовала, однако, его собственным взглядам — неприятию «метафизики» и признанию ценности позитивного метода. Ковалевский высоко оценивал вклад Спенсера в развитие науки, доказывая, например, что идея эволюции, которую Спенсер проводил ранее Дарвина, была центральной в его учении. Выражая отчасти свою собственную концепцию, Ковалевский в статье «Две жизни», посвященной сравнению Спенсера и Маркса, писал о первом из мыслителей: «Продолжительное занятие генетической социологией, историей постепенного и медленного роста нравов и учреждений, заставило Спенсера подозрительно относиться ко всяким быстрым переменам во внутреннем укладе общества. В этом отношении его точка зрения резко расходится с той, которая, под влиянием классического образования, привита была французским мыслителям