Файл: Медушевский А.Н. - История русской социологии.(1993).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 2834

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. века и проникнутым их мировоззрением деятелям великой рево­люции»12.

По мнению Ковалевского, сравнительное изучение учреждений породило в Спенсере уверенность в необходимости медленного их усо­вершенствования в соответствии со степенью их подготовленности. Спенсеру, говорит Ковалевский, имея в виду и свои собственные пред­ставления на этот счет, было ясно, что можно быть сторонником рес­публиканских порядков для передовых стран Европы и в то же время выступать за конституционную монархию для государств с отсталым общественно-политическим строем. Представляет несомненный инте­рес оценка судеб учения Спенсера, во многом объясняющая позицию Ковалевского. «Возрождение метафизики,— говорит он,— которое Англия переживает в наши дни наравне с континентом Европы, не обещает того, чтобы в близком будущем можно было ждать спра­ведливой оценки «синтетической философии» Спенсера, который при всем своем антагонизме к Конту, явился прямым продолжателем позитивизма». «Такая ситуация явно не представляется ученому разумной перспективой развития науки. С чем же связывает он реаль­ные возможности, перспективы ее развития? Ответ на этот вопрос звучит так: «Несомненно, что в наши дни Гартман, Ницше и многие другие писатели по философии пользуются большим признанием. Спенсер сравнительно забыт. Но интерес, с каким молодое поколение встречает философские системы Авенариуса, Маха и Освальда, поз­воляет надеяться, что слава Спенсера не померкла навсегда и что в истории развития научной философии и социологии, в особенности ге­нетической, он займет в будущем видное место вслед за Контом и ранее современных руководителей позитивного или научного учения»13.

В сходном ключе интерпретирует Ковалевский влияние Маркса на выработку своих взглядов. Известно, что Маркс, весьма скептически относившийся к позитивизму, в то же время ценил научный вклад Ковалевского в разработку проблем истории поземельной общины. Сам Ковалевский, говоря о своих встречах с Марксом и Энгельсом, вполне четко определяет суть своих идейных расхождений с ними. Он исходит при этом из того, что Маркс начинал как гегельянец, а Энгельс как шеллингианец. «Не знаю,— подчеркивает он в связи с этим,— удалось ли Марксу обратить Энгельса в гегельянство, но что сам Маркс оста­вался до конца не допускающим компромисса последователем геге­левской философии, в этом я не раз имел возможность убедиться из собственных его заявлений. Помню, как однажды он объявил мне, что есть только два способа мышления логическое по диалектическому методу Гегеля и нелогическое. Он, впрочем, признавал за собой за­слугу человека, поставившего в основании треугольника то, что Ге­гелем было поставлено в его вершине, и, говоря это, он разумел, что экономические влияния признаны были им руководящими и основ­ными даже для философских и научных теорий»14. Приведенный отры­вок дает ценное свидетельство ученого для понимания его собственных взглядов. В какой мере Маркс оказал влияние на взгляды Ковалев­ского, если вообще такое влияние имело место и было достаточно сильным? При ответе на этот вопрос важно учитывать, что Кова­левский ко времени встречи с Марксом уже имел довольно опреде­ленные убеждения. Они могли лишь измениться в ту или иную сторону под влиянием Маркса, определить в какой-то мере направление иссле­довательских интересов. По свидетельству П. Г. Виноградова, знавше­го Ковалевского в эти годы, «Ковалевский стоял слишком близко к Марксу, чтобы не заметить своекорыстные элементы в преобладании помещичьего класса, но его прежде всего интересовали исторические условия, при которых сложился и сыграл свою великую политическую роль этот класс»1 . Сам Ковалевский, как и многие его современники, отмечал сильное влияние Маркса, называл его даже своим учителем и говорил, что благодаря его советам предпринял сравнительное изу­чение общины. Вместе с тем он никогда не считал себя марксистом и не принимал сам метод Маркса, считая его наследием метафизиче­ской философии прошлого. В результате влияние Маркса, имевшее спорадический характер, не привело к изменению общих философских воззрений ученого и не поколебало его убежденности в эффективности позитивизма.


В связи с рассмотрением социологических взглядов Ковалевского на общество, сформировавшихся под влиянием эволюционных теорий Спенсера, Дарвина и в какой-то степени Маркса, необходимо решить вопрос о влиянии на его концепцию социального дарвинизма. Как известно, Спенсер являлся одним из его видных представителей, а Маркс, высоко ценивший Дарвина, заявлял, что стремился применить к обществу его метод, состоящий в открытии определяющих законо­мерностей социального развития. Ковалевский, отвергая крайности биологической школы в социологии, не остался, однако, чужд влияния эволюционизма. Об этом свидетельствует, например, такой его специальный труд, как «Дарвинизм в социологии». Со времени выхода в свет первых социологических трудов Спенсера, пишет Ковалевский, и до новейшею времени, когда некоторые направления в социологии стали выдвигать на первый план не столько борьбу, сколько идею общественной солидарности, «социология являлась прямым придатком к биологии, а социологические законы одним видоизменением тех, которыми Дарвин объяснял развитие видов животного и растительного царства». Согласно данной точке зрения старая социология уступает место новой, в том смысле, что старая занималась главным образом борьбой, новая же сотрудничеством, находящим выражение в про­цессах дифференциации и интеграции общественных функций. Из это­го явствует, что Ковалевский отнюдь не считал дарвинизм совершенно неприемлемым для социологии. Единственное, против чего он высту­пал,— упрощенная трактовка дарвинизма, свойственная так называ­емой органической теории, отождествлявшей, по существу, законы природы и общества. «Дарвин,— заявляет он,— неповинен в том зло­употреблении, какое сделано было из верной в общем теории борьбы за существование в применении к социологии». Интересна в этой связи попытка Ковалевского сблизить Маркса и Дарвина как двух мыслите­лей, открывших однотипные закономерности развития природы и общества: «Классовая борьба,— говорит он,— значение которой для ус­тановления более справедливых общественных порядков так подчер­кнуто Марксом,— не иное что, как проявление той самой борьбы за существование, последствием которой, согласно Дарвину, является образование более сложных и совершенных видов. Но, в отличие от Дарвина, Маркс предвидит конец борьбы и соперничества с исчезно­вением классов в не допускающем их существования уравненном ком­мунистическом обществе. В этом отношении так называемый научный социализм возобновляет традицию утопий, из которых республика Платона является не только древнейшим, но, быть может, и совер­шеннейшим образцом»16. Что касается самого Ковалевского, то он отстаивал идею солидарного общества, исходя при этом из того, что разумность человека может и должна преодолеть деструктивные тен­денции.


Подводя итоги идейного развития своей эпохи, Ковалевский среди крупнейших мыслителей и социологов XIX столетия называет Сен- Симона, Конта, Спенсера и Маркса. Выстроив этот ряд мыслителей, Ковалевский вполне определенно выделяет из них Конта как осно­вателя позитивного метода. Для него Конт продолжает оставаться отцом социологии, а многие из вновь высказываемых идей общест­воведения оказываются в конечном счете развитием его мыслей. Сравнивая Конта с Дарвином, Ньютоном и Лавуазье, Ковалевский подчеркивает, что основные положения социологии уже установлены им и нуждаются поэтому лишь в дальнейшем развитии.

Анализ источников идейного формирования Ковалевского необ­ходим для понимания его собственно социологической теории. Они прослеживаются уже в определении социологии как науки. «Что такое социология? спрашивает Ковалевский.— Родоначальник ее, Конт, считал социологию наукой о порядке и прогрессе человеческих обществ»17. Это определение социологии, данноеонтом, Ковалевский вполне принимает, но несколько модифицирует его. По его мнению, следует говорить не столько о порядке и прогрессе, сколько об организации и эволюции человеческих обществ как предмете тех двух частей социологии, которые известны под названием «статики» и «динамики». Как отметил П. И. Милюков, специально обративший внимание на эту сторону дела в своей работе о Ковалевском, здесь, в этом понимании социологии, сделаны уступки отнюдь не субъ­ективной русской школе социологии. Напротив, субъективные термины Конта заменены объективными. Строго следуя Конту, Ковалевский признает в социологии науку, а не искусство, свод законов бытия, а не свод правил поведения . Действительно, социология для Кова­левского наука, имеющая своей целью установление законов и тен­денций общественного развития. «Социолог,— считал ученый,— устанавливает одни верховые столбы, указывает общую тенденцию, приводя каждый раз свои выводы в соответствие с другими, столь же общими»1 . Исходя из этого, Ковалевский решающее значение в развитии социологии придавал исследованию сходных и типичных черт в истории различных стран и народов.

Особенности социологического метода Ковалевского стали предме­том изучения для современников ученого. Отражая некоторую специфику метода, подхода, исследовательской манеры, они были в то же время выражением общей тенденции развития общественных наук того времени. Особенно интересно в этом отношении обращение к свидетельству о Ковалевском такого видного социолога и историка, как Н. И. Кареев. Говоря, что Ковалевский считал себя скорее историком, чем юристом, Кареев связывает эту позицию с общей социологической теорией ученого. Являясь верным последователем Конта, Ковалевский, отмечал Кареев, исходил из того положения, что социология, как теоретическая наука, должна изучать общественные явления в их конценсусе т. е. общей совокупности и взаимо­действии. Если более специальные общественные науки изучают обще­ство лишь с какой-либо одной стороны, например, с точки зрения развития хозяйства, права, государства, то социологическая точка зрения, напротив, заключается в стремлении к синтезу экономики, юриспруденции и политики.


По мнению Кареева, в своих работах по истории права Кова­левский примыкал не к германской исторической школе, основанной Савиньи, а к той традиции, родоначальником которой был Монтескье как один из предшественников социологии. При этом обращается внимание на особенности подхода Ковалевского к построению социологии, которые подтверждают последовательно позитивистскую сущность его взглядов. «Ковалевского,— пишет Кареев,— не влекло к разработке общих теорий путем гипотетических построений, дедукций, аналогий и т. д., играющих такую роль в социологической литературе. Он строил социологию не сверху, исходя от какой-либо философии, а снизу, опираясь на фактический материал, доставляемый историей, да, кроме истории, еще этнографией и тем, что можно назвать социально-культурной палеонтологией, изучением доисторического быта и самых ранних, даже прямо зачаточных форм обществен­ности»20. С этими особенностями социологического метода Ковалев­ского связано было образование понятийного аппарата, широкое применение сравнительного метода. Считая, что социологическое пос­троение должно вестись на историческом материале, Ковалевский до­вольно определенно делил историков по методам их работы на ученых социологического типа и историков-эмпириков. «Необходимо,— писал он в этой связи,— разделение труда между местными исследователями, ставящими своей задачей возможно полную картину точно отмеже­ванного ими края и так называемым всеобщим историком, или, вер­нее, социологом* задача которого установить только вехи на необъятном поле, по которому едва намечены расходящиеся между со­бою пути... Без обмена услуг между социологами и детальными иссле­дователями немыслим, на мой взгляд, поступательный ход общественной науки. Первые намечают важнейшие течения общест­венной жизни той или иной эпохи, вторые дают недостающую кон­кретизацию их мыслям, утверждая или опровергая последние» .

Рассмотрим более подробно содержание социологической теории Ковалевского. В центре ее находится учение о солидарности. Все историческое движение человечества, согласно данной точке зрения, может быть объяснено как постоянный рост солидарности. В соот­ветствии с этим критерием строит Ковалевский свою концепцию прог­ресса. «Заодно с Контом,— пишет он,— мы полагаем, что без идеи прогресса не может быть и социологии, самый же прогресс, как мы не раз доказывали, сводится к расширению сферы солидарности, как внутри политически обособившихся национальных групп, так и между этими группами, обнимаемыми общим понятием человечества» . Каким образом начала солидарности прокладывают себе путь в истории общества? При ответе на этот вопрос Ковалевский опирается на известную теорию Дюркгейма и Зим мел я о социальной диффе­ренциации как важнейшем факторе развития. Согласно данной теории, разъяснял Ковалевский, в первобытных обществах, не знающих раз­деления труда, группы людей составлены из единиц, однородных и связанных между собою весьма тесными связями, в то время как сами группы противостоят друг другу. В дальнейшем прогресс обществен­ности сказывается в том, что узкий круг переходит в более широкий, включающий в себя несколько ранее обособленных общественных единиц. Этот процесс происходит параллельно с другим когда пер­


воначальная однородная группа все более дифференцируется под влиянием разделения труда. Общественная солидарность получает не­

создающее все большую

вую основу распределение

зависимость между членами общества .

Понимая, таким образом, прогресс как объективное развитие обще­ства, подчиненное определенным законам, и видя существо и прояв­ление этих законов в росте солидарности, ученый раскрывает, исходя из этого, свое понимание хода исторического процесса. Зарождение солидарности Ковалевский связывает с биологической эволюцией че­ловеческого рода, его органическим поступательным развитием. Здесь определенно прослеживается уже отмечавшееся влияние Дарвина, Спенсера, а также Мальтуса, вообще идей социал-дарвинизма, несом­ненное воздействие успехов биологии рассматриваемого времени. Со­гласно данному взгляду, борьба за существование приводила к объединению индивидов в группы, а этих последних в более круп­ные и прочные образования племена и группы племен, а затем и государство. Подобные образования являются, по Ковалевскому, осо­бого рода «замиренной средой», из которой удалены элементы борьбы: место борьбы занимает в них солидарность или сознание общности преследуемых целей и взаимной зависимости членов группы друг от друга24.

Образование единого политического целого государства не прекращает, однако, развития начал солидарности. Под влиянием таких факторов, как мировые религии и развитие международного тор­гового обмена, солидарность объединяет уже ряд государств, а в пер­спективе ведет к всемирному единению народов. Таким образом, в истории человечества выделяется ряд основных периодов в соот­ветствии со степенью развития солидарности, а также ее осознания

  • родовое единство, патриотизм и космополитизм. Как отмечает один из современных исследователей творчества ученого, «понятие обще­ственной солидарности, по Ковалевскому, внутренне целесообразно. Точное представление об этом понятии требует уяснения закона «за­траты наименьшего количества энергии», действие которого распро­страняется Ковалевским в равной мере на общество и на природу; осуществление этого закона направлено на достижение наибольших результатов... Но именно в концепции общественной солидарности ярко проявляется противоречивость теоретических позиций Ковалев­ского. С одной стороны, эта концепция явно исключает борьбу противоположностей, с другой сам же Ковалевский, полемизируя с Гумпловичем, признает, что в каждом государстве, независимо от его национального состава, происходит борьба классов, налагающая яркую печать на весь политический строй» .

Отметим, что, с нашей точки зрения, эта в целом верная харак­теристика учения о солидарности акцентирует внимание на недостат­ках, не раскрывая в то же время его несомненных достоинств.