Файл: Медушевский А.Н. - История русской социологии.(1993).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 2841

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Концепция социальной дифференциации, солидарности и договор­ных отношений как основы общественного и государственного развития определила объяснение Ковалевским эволюции государственности, ко­торую он во многом связывал с поступательным движением пред­ставительных начал. Это же обстоятельство обусловило преимущественный интерес ученого к публичному, а точнее, конституционному праву, поиску его корней в истории. Под конституционным правом при этом Ковалевский понимал «такой го­сударственный порядок, при котором к осуществлению верховной власти призываются вместе с наследственным или избираемым правителем и представители отдельных слоев населения, а то и всего народа»71. В понятие конституционного права включаются такие три элемента, как начало разделения властей, начало народоправства и, наконец, такая система представительства, при которой к законода­тельной функции верховной власти призывается не весь народ, а его представители. Обращаясь к истории представительных порядков, он считает, что «их корни надо искать в оригинальной организации феодальной системы и в присущем ей договорном характере». В этом положении ключ к пониманию конституционной доктрины Ковалев­ского и вообще его взглядов на право, которое он понимал прежде


всего как выражение договорных солидаристических начал, а их истоки усматривал в системе западноевропейского феодализма. Эти до­говорные отношения построены были, по его мнению, на обмене услуг

  • сюзерен защищает вассала, дает ему возможность поселиться на своей земле и использовать ее экономически, а, с другой стороны, вас­сал обязан сюзерену верностью и предоставлением ряда имуществен­ных услуг, денежной и натуральной ренты. Договорные отношения вассала и сюзерена, проявляющиеся как в хозяйственной, так и в во­енной областях жизни, регулировались обычаем, но они могли на­ходить свое выражение и в письменном договорном акте. Обоюдная заинтересованность в исполнении и соблюдении договорных условий способствовала возникновению определенной системы учреждений, ко­торые возникали повсюду, где существовала феодальная система за­падноевропейского типа.

Следующим шагом явилось перенесение договорных порядков отдельных феодов на целые национальные королевства, где король вы­ступал как сюзерен, а высшая аристократия и крупные землевладель­цы как его прямые вассалы. В свою очередь, парламент возникает, следуя этой логике, как учреждение, контролирующее выполнение взаимных условий феодального договора между королем, лордами и общинами. Исторически сословно-представительные собрания фактом своего возникновения были обязаны общему стремлению сословий кон­тролировать финансовую политику королевской власти. С ростом клас­совой борьбы, однако, договорные отношения между сословиями нарушаются, причем часть из них для отстаивания своих классово­сословных преимуществ вступает в союз с королевской властью. Так сословно-представительная монархия сменяется абсолютизмом. Восста­новление или установление договорных начал между обществом и го­сударством выступает как лейтмотив и цель социальной борьбы нового времени и находит свое выражение в доктринах конституционализма и парламентаризма, создании конституций в странах Европы. С этой целью интересно обратиться к специальным трудам ученого по истории развития политической мысли, где четко дается постановка его соб­ственной позиции. Так, подводя итоги развития политической мысли во второй половине XIX в., Ковалевский сделал вывод, что это развитие является эволюционным, он подчеркивал преемственность данного периода по отношению к предшествующему (английским мыслителям XVII в. и французским XVIII в.), а главным его достижением считал переход к социологии и выработку сравнитель­но-исторического метода.

Особым и очень важным самостоятельным направлением деятель­ности ученого стало изучение истории конституционных идей политических доктрин революционных мыслителей прошлого. Этой те­ме прямо посвящены такие капитальные труды, как «Происхождение современной демократии» (1895—1897); «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламен­таризму. Рост государства и его отражение в истории политических учений» (1905—1906); наконец, «История монархии и монархических доктрин» (1912). Во всех этих и ряде других, более специальных, тру­дов (статьи о политической идеологии Мильтона, Монтескье, Констана и пр.) Ковалевский дает исчерпывающий анализ длительной истории развития политической мысли от античных авторов, таких, как Аристотель и Платон, до современных ему крупных социальных мыслителей. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что наибо­лее подробно освещается ученым политическая философия английской и французской революций учения Локка, Гоббса, Мильтона, с одной стороны, и Монтескье и Руссо с другой. Характерно, что в отличие, например, от истории политических учений Б. Н. Чичерина или А. Д. Градовского, рассматривавших их в гегелевской традиции как постепенное развитие определенных общих, извечно присутствовавших принципов, Ковалевский, сознательно отвергавший данный подход, стремился, напротив, вскрыть связь этих доктрин с породившей их реальной действительностью72. Эта особенность подхода к истории политических доктрин прослеживается прежде всего на материале истории Франции революционной эпохи. «Французская революция,— считал Ковалевский,— есть, разумеется, грандиознейшая из всех рево­люций революция, коснувшаяся одновременно и сферы землевла­дения, и сферы сословных отношений, затронувшая прямо или косвенно и гражданское, и каноническое право, наложившая свою печать и на местную или центральную администрацию, задевшая со­бою интересы не одной Франции, но и соседних с нею германских держав, создавшая причины столкновения с империей и с папством. Это разрыв со всем прошлым Франции, и не одной только Франции, но и всего старого порядка, с его иерархическим расчленением обще­ства на сеньоров и вассалов, с его корпоративным устройством ремесел и торговли, с его системой совладения крестьян с помещиками и раз­делом заработков между предпринимателями и рабочими, с его отрицанием свободной конкуренции и регламентацией землевладения и труда»73. Философские принципы 1789 г., считает Ковалевский, сформулировали то, что выработал исторический опыт. Связанные, на первый взгляд, с сочинениями таких кабинетных мыслителей, как Локк, Руссо, Вольтер и Монтескье, в действительности они явились продолжением и развитием таких законодательных памятников, как Великая хартия вольностей, Декларация веротерпимости, Петиция прав, американская Декларация независимости. Тем самым под­черкивалось единство конституционных традиций нового времени.


Глава 5

социология и ИСТОРИЯ.

Н. И. КАРЕЕВ, В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ

§ 1. Н. И. Кареев о соотношении социологии с историей и философией. Специфика предмета и метода социологии. Социологическое изучение исторического процесса. Вопрос о закономерностях в социологии. § 2. В. О. Ключевский и историческая мысль его времени. История общая и местная. Образ и идеальный тип как метод исторического познания. Ме­ханизм функционирования общества и смена его политических

форм

§ 1. Становление социологии как самостоятельной науки об обществе, претендующей к тому же на роль «социальной физики» (Конт), ставило задачу определения ее места в кругу других наук, как естественных, так и гуманитарных, выработки своего особого метода, отличного от прочих, четкого определения проблематики и исследовательской программы. Все эти задачи, последовательно и успешно разрешавшиеся европейской наукой со времен основателя социологии О. Конта, стали предметом живого, а подчас страстного обсуждения в русской общественной мысли, предложившей свой оригинальный синтез достижений европейской науки об обществе. Особого внимания в этом отношении заслуживает вклад Н. И. Кареева, который наиболее полно разрабатывал в рассматриваемый период вопрос о методах социальных наук. Следует подчеркнуть, что Кареев, являвшийся далеко не самым оригинальным из русских мыслителей, наиболее всесторонне излагал и популяризировал те взгляды, которые были господствующими в европейской (прежде всего французской и германской), а затем и русской науке того времени. Во всяком случае, в трудах Кареева мы находим наиболее общее и систематическое изложение классификации всех обществен­ных наук, места социологии среди них и обоснование ее специальных методов. Остановимся подробнее на этих проблемах.

В основу классификации наук об обществе Кареев положил степень обобщения ими социальных явлений или уровень абстракции. В со­ответствии с этим он выделил три основные науки историю (и другие родственные ей дисциплины); социологию и философию истории, каждая из которых имеет свой предмет, метод и уровень обоб­щения информации.

Исходя из этого, в задачу истории входит выявление источников информации, их критическая проверка, описание индивидуальных и неповторимых явлений прошлого. История, следовательно, есть описа­тельная наука, представляющая предварительную стадию изучения общества.

Развитие данного взгляда находим в «Теории исторического знания» труде, специально посвященном проблемам гносеологии в исторической науке. «Задача истории,— пишет Кареев,— не в том, чтобы открывать какие-либо законы (на то есть социология) или да­вать практические наставления (это дело политики), а в том, чтобы изучать конкретное прошлое без какого бы то ни было поползновения предсказывать будущее, как бы изучение прошлого и ни помогало в иных случаях предвидению того, что может случиться или на­ступить» . Отвергая идею рассмотрения истории как номологической науки (т. е. изучающей законы общества), Кареев видит ее цель, во- первых, в добывании фактов, во-вторых, установлении реальных взаимосвязей между ними и, в-третьих, в первичных их обобщениях.


Отметим, что Кареев вполне разделяет наивную веру раннего позитивизма в прочность и незыблемость исторических фактов, ко­торые, подобно кирпичикам, могут служить надежной основой исторического построения. «Исторические факты,— говорит он,— это все то, что было в прошлом как ныне существующих, так и когда-то существовавших народов и о чем мы имеем верные известия» . Не случайно поэтому столь большое место в книге отводилось источнико­ведению особой дисциплине, задачей которой является анализ исторических источников с целью получения объективных и достовер­ных фактов.

«История в обычном смысле слова,— говорит Кареев,— есть наука конкретная (по Конту), индивидуализирующая (по Риккерту), иде­ографическая (по Виндельбанду) или феноменологическая, как я (т. е. Кареев.— А М.) предпочитал квалифицировать ее раньше...»3 Самая высокая степень обобщения фактического материала, которую может себе позволить историк, не выходя за рамки этой науки, есть типология явлений прошлого, которая, однако, уже есть переход от собственно истории (как науки о единичном) к социологии (как науке

об обществе вообще). Речь идет, таким образом, о своего рода иде­альных типах, создаваемых, однако, путем обобщения реальной исторической действительности. Говоря о методе типологического анализа в истории, который он сам довольно широко применял, Кареев отмечал его переходный характер. В этом последнем случае, считал он, мы делаем предметом своего изучения не отдельные конкретные общества и не общество, отвлеченно взятое, а тот или другой социологический тип, под который можно подвести известное количе­ство отдельных общественных организаций, данных нам в истории, и который вместе с тем является все-таки лишь одною из частных форм, какие принимает общество вообще4. Примерами таких типов в творчестве Кареева могут служить род, государство племя, госу­дарство-город и восточная деспотия, феодальное поместье-государство и сословная монархия, абсолютизм и т. п. явления, составляющие определенную стадию в развитии общества и встречающиеся поэтому в истории всех или многих народов.

Весьма жестко определив, таким образом, интерпретационные воз­можности истории, Кареев рассматривает ее как своего рода кладовую фактов, смысл которых становится доступным лишь в результате их социологического анализа.

«Историки и другие ученые, идеографически изучающие челове­ческие общества,— говорит он,— тем самым подготовляют для социологов, изучающих то же самое номологически, необходимый фактический материал, и это уже дело социологов находить про­явления эволюционной законообразности не только там, где она прямо бросается в глаза, но и там, где она более или менее замаскирована разными побочными явлениями или несущественными подробно­стями»5.*


Социология, противопоставляемая истории, имеет свой особый предмет и метод. В трудах Кареева, посвященных вопросам методо­логии, социологии уделяется особенно значительное внимание. В этой связи следует указать на такие капитальные труды Кареева, как его докторская диссертация «Основные вопросы философии истории», а также «Введение в изучение социологии» и особенно «Общие основы социологии».

Известно, что взгляды Кареева на социологию претерпели на всем протяжении его творчества определенную эволюцию, развиваясь в на­правлении большей конкретизации, что нашло выражение и в на­звании его основных трудов. Тем не менее общая их методологическая основа осталась неизменной и восходит к позитивизму Конта.

В самом общем виде Кареев определял социологию как науку, изу­чающую законы общества, хотя и подчеркивал, что сами эти законы отнюдь не тождественны тем, с которыми имеют дело естественные науки, а представляют собой скорее общие, более или менее опре­деленные тенденции развития социальных процессов. «Социология,— писал он,— есть общая абстрактная наука о природе и генезисе обще­ства, об основных его элементах, факторах и силах, об их взаимо­отношениях, о характере процессов, в нем совершающихся, где бы и когда бы все это ни существовало и ни происходило»6. Вслед за Контом Кареев считал социологию наукой, интегрирующей наблюдения ча­стных наук и изучающей не ту или иную конкретную категорию социальных явлений, а все эти явления в их совокупности и взаимо­действии7. «Социология,— писал Кареев,— берет общество интеграль­но, имея в виду, что государство, право и народное хозяйство, обособленно взятые для изолированного изучения, существуют только в абстракте, что реально нет государства, в котором не было бы права и хозяйства, что нет хозяйства без государства и права и что нет, наконец, и последнего без первых двух» .

Методологической основой социологии Кареев считал позитивный метод, основную заслугу которого он усматривал в преодолении ме­тафизических представлений прошлого, выработке единых принципов изучения природы и общества, определении пути, следуя по которому возможно открыть закономерности развития последнего.

Действительно, научная мысль XIX в. вплотную подошла к осоз­нанию единства природы и человеческого общества, закономерности всех процессов, т. е. постоянных и неизменных отношений, регулирующих взаимодействие единовременно существующих и пос­ледовательно сменяющих друг друга групп явлений, наконец, причинности в смене этих явлений. «Вместе с теорией знания сово­купность подобных истин,— писал Кареев,— составляет как бы теорию бытия (бытия, конечно, феноменального, т. е. существования явлений), образует своего рода общую философию мира без разделения его на материальную и духовную области и без подразделения пос­ледних на более частные категории явлений»9.