Файл: Медушевский А.Н. - История русской социологии.(1993).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 2838

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с общей философской направленностью понятен подход Ключевского к историографии его времени. В своих характеристиках Ф. Гизо, Ж. Мишле, И. Тэна, других западных историков он выра­жает приверженность к изучению общества, его структур, типологии социальных процессов, интерес к социальной психологии и личностям в истории. Постепенно складывается тот общий методологический под­ход к историческому процессу, который получил название историко­социологического. Наиболее полно он изложен во вступительной лекции известного «Курса русской истории», где положен в основу



смотрения. ,

В соответствии с господствующими в науке того времени представ­лениями позитивистской социологии исторический процесс определя­ется ученым вполне материалистически как процесс развития человеческого общества во времени, т. е. «ход, условия и успехи че­ловеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах» . Такое определение могло быть дано Гизо или Г. Бок- лем, но Ключевский рассматривает его по-своему. В подходе к изу­чению исторического процесса проглядывает известное противопоставление социальной статики (результатов исторического развития) и социальной динамики (движения исторического процесса). В соответствии с этим выделяются две научные дисциплины, имеющие разные задачи. Это история культуры или цивилизации, призванная определить степень, результат исторического развития человеческого общества, и историческая социология, в задачу которой входит объяс­нение самого процесса исторического развития. Предметом историче­ской социологии становится поэтому «историческое изучение строения общества, организации людских союзов, развития и отправления их отдельных органов,— словом, изучение свойств и действия сил, созида­ющих и направляющих людское общежитие»28.

Исходя из такого выделения двух основных подходов к изучению общества, Ключевский противопоставляет и их задачи: историю общую и местную. Первая стремится понять определенный круг явлений как стадию развития всего человеческого общества, которую в той или иной степени проходят все народы на протяжении своего развития. Вторая, напротив, сосредоточивает свое внимание на историческом процессе определенного народа, взятом в ограниченных гео­графических и хронологических рамках. Тем самым достигается цель более глубокого проникновения в структуру общества, определения скрытых пружин его развития. В этом смысле, подчеркивает Клю­чевский, «изучение местной истории дает готовый и наиболее обильный материал для исторической социологии». Здесь перед нами встает важная проблема соотношения общего и особенного в историче­ской концепции Ключевского. Ее решение позволит нам определить общее направление его размышлений об историческом процессе, а вме­сте с тем покажет специфику его взглядов. Проанализируем с этой целью отношение Ключевского к сравнительно-историческому методу, типологии социальных процессов и явлений, а также к характеру обра­зования понятий в исторической науке.


К тому времени, когда Ключевский выступил по этим вопросам, наука его времени опиралась на вполне оформившуюся традицию в их разработке и решении. В исторической науке, прежде всего запад­ной, четко обозначилось несколько основных направлений в их изу­чении. Прежде всего можно выделить сравнительную историю права и] социальных институтов. Это направление, представленное трудами I айси, Гнейста, Мэна, Ковалевского, сделало очень много для понимания общих черт развития государства и права разных стран.

  1. ругим направлением стал переход от чисто правовых исследований к социологии. Сформированные О. Контом и Д. С. Миллем основы эрой науки получили свое дальнейшее развитие главным образом в Трудах представителей немецкой школы работах В. Дильтея, Риккерта и, наконец, М. Вебера, по существу создавших современный социологический метод. Исходя из представления об истории как на­уке, изучающей индивидуальные, неповторимые явления, они видели перспективный путь в построении обобщающих конструкций, моделей изучаемых явлений, получивших название идеальных типов. Этот ме­тод был положен и в основание сравнительно-исторических исследо­ваний, задача которых состояла теперь в анализе экономических процессов, общественных структур и политических институтов различных стран с тем, чтобы интегрировать их затем в рамках единой социологической теории. Следует подчеркнуть, что, будучи ориентирован на объяснение общественных отношений и структур, этот метод в то же время являлся историческим по характеру своих обобщений и обработки материала, на который он опирался. К этому следует добавить складывание в самостоятельное научное направление социально-психологического метода, который оказал свое влияние (в лице Г. Тарда и В. Вундта) как на право, так и на историческую науку рассматриваемого периода.

Определенной закономерностью рассматриваемого этапа развития исторической науки явилось появление исследований, интегрирующих как традиционно-правовые, так и социологические и конкретно­исторические методы изучения. Примером такого типа исследований могут служить труды Н. Фюстель-де-Куланжа, ряда других историков. В России историком такого типа является В. О. Ключевский. «Конеч­но,— говорит он,— для всестороннего познания предмета желательно совмещение обеих точек зрения в историческом изучении. Но целый ряд соображений побуждает историка при изучении местной истории быть по преимуществу социологом»29. В то же время подход Клю­чевского к поставленным наукой его времени проблемам имеет специфический характер. Во-первых, Ключевский в большей степени, чем другие ученые его времени, был историком-прагматиком, исходил из риккертианской идеи об уникальности и неповторимости историче­ского факта. Исходя из этого, он, во-вторых, довольно скептически относился к сравнительно-историческому методу, хотя сам часто поль­зовался им в своих работах. Наконец, в-третьих, вопрос о типологии решался им крайне своеобразно. Ключевский широко пользовался этим методом, однако его типология, ставящая перед собой цель обобщения конкретно-исторического материала, далеко не всегда отвечала этой задаче. Очень часто выведение социологического понятия, «идеального типа» подменялось у Ключевского каким-либо художественным обра|- зом, метафорой, афоризмом. «Идеализация,— гласит афоризм Клк>- чевского,— один из способов эстетического и нравственного познания. Телескоп в астрономии: иные вещи надобно страшно преувеличить, чтобы вернее разглядеть» .


Отсюда происходит и та, непонятная на первый взгляд для ученого! настойчивость, с которой Ключевский занимался литературной отдел* кой своих сочинений, постоянно шлифовал фразы, искал емкие обра­зы. С этой точки зрения, кстати говоря, становится более понятной идея Ключевского о художнике как своеобразном посреднике между источником и историком. Идея эта, на наш взгляд, спорная, позволяет, во всяком случае, лучше понять метод Ключевского, характер его обобщений. «Пушкин,— говорил он, например,— не мемуарист и не историк, но для историка большая находка, когда между собой и ме­муаристом он встречает художника» . Познавательный смысл «обра­за» как средства построения идеального типа явления или процесса проявляется прежде всего в конструировании модели, схемы, логиче­ской формулы. Подобные схемы, по мысли Ключевского, «сводят изве­стные однородные явления в формулу, которая указывает внутреннюю связь этих явлений, отделяя в них необходимое от случайного, т. е. устраняя явления, установленные только достаточной причиной, и оставляя явления необходимые. Историческая схема или формула, вы­ражающая известный процесс, необходима, чтобы понять смысл этого процесса, найти его причины и указать его последствия. Факт, не приведенный в схему, есть смутное представление, из которого нельзя сделать научного употребления» .

Известный специальный курс Ключевского «Терминология русской истории», обычно толкуемый как источниковедческое исследование, на самом деле представляет собой своеобразную попытку применить та­кой инструмент познания прошлого, как использование понятий, взя­тых непосредственно из источника. Ключевский анализирует этимологию терминов исторических документов, которые рассматрива­ются при этом как готовые первичные понятия, обобщения первого уровня, из которых затем методом индукции историк создает обоб­щения более высокого порядка. В связи с этим Ключевский может рассматриваться как один из предшественников современных се­мантических направлений в исторической науке. Все эти особенности познавательного метода Ключевского всего отчетливее проявляются в тех местах его сочинений, где он стремится дать логическую формулу исторического процесса.

Особенности мышления Ключевского, его познавательного метода находили наиболее яркое выражение в устных выступлениях и лекциях историка, придавали им особую конкретность и выразитель­ность. Если, например, предшественник Ключевского по кафедре истории Московского университета С. М. Соловьев ставил в центр ёнимания логическую схему исторического процесса, развитие которой

  1. составляло главный предмет курса, требовало полной мобилизации Змственных сил (он даже читал с закрытыми глазами), то Клю- 1евский, наоборот, ставил в центр курса образность восприятия, стремился взглянуть на прошлое в его конкретном выражении, причем ) слушателей создавалось впечатление, что лектор сам побывал в той :>похе, о которой рассказывал. Как считали ученики Ключевского


А. А. Кизеветтер, М. М. Богословский и др.), «тайну его синтетиче­ского мастерства надо искать в его ярком художественном таланте, в силе его воображения и чувства»33.

Не учитывая этих особенностей метода Ключевского, трудно понять специфику применения им сравнительного метода. В известном и, вероятно, наиболее концептуальном труде «История сословий в России» ученый дает следующее обоснование сравнительного метода: «Изучая эти сословия, встречаем отношения и формы, которые дают много материала для приложения сравнительного исторического изу­чения. Истинное назначение этого метода состоит не в том, чтобы искать сходства в различных явлениях, а в том, чтобы находить различия в сходных явлениях»34. Высказав такую парадоксальную идею, которую, вероятно, не поддержали бы ни Соловьев, ни Чичерин, Ключевский использует его как метод исследования приблизительно по следующей схеме: сопоставляя сословный строй России и Западной Европы, он приходит к заключению о том, что в отличие от Запада, где «более сложные общественные формации достигались более бы­стрым и простым путем», в России, напротив, «более простые обще­ственные формации создавались процессом более продолжительным и сложным. У нас общественный процесс всегда сложнее, но общест­венные формы проще и сословные очертания менее резки». Как видим, сравнение получается скорее описательное, чем аналитическое. В результате возникает вывод-метафора, которая дает завершенный ху­дожественный образ. «Наше общество,— говорит Ключевский,— ка­жется, шло путем, напоминающим наши проселочные дороги: чтобы ими пройти незначительное расстояние между двумя пунктами, на­добно благодаря извилинам пути сделать столько шагов, сколько при более прямой дороге потребовалось бы, чтобы пройти расстояние вдвое большее»35.

В отличие от многих современных ему историков-юристов, Клю­чевский при проведении сравнительного анализа не считал возможным опираться лишь на одну правовую норму, но видел необходимость в установлении ее соотношения с действительностью, причем понимал эту действительность достаточно широко. В отличие от ведущих пред­ставителей государственной школы первого поколения Соловьева, Чичерина, Кавелина и даже Градовского, Ключевский в большей сте­пени стремился вскрыть реальное социальное содержание правовых понятий и институтов.

Для рассмотрения социологического метода Ключевского необ ходимо обратиться к ряду как общих, так и конкретных трудо i историка, где в той или иной степени сделана попытка обосновать к использовать данный метод. В этом отношении характерна прежде все го диссертация Ключевского «Боярская дума древней Руси. Опьг истории правительственного учреждения в связи с историей общества» Во введении к этому сочинению (опубликованному в ряде первые: изданий книги) Ключевским сформулированы основные идеи метода] его своего рода кредо, а также обозначено разграничение с предше­ствующей государственно-правовой традицией историографии. Рас­сматривая предшествующий этап развития исторической науки, Ключевский, имея в виду главным образом Чичерина, Кавелина, других историков права, отмечает достигнутые ими успехи в изучении русского права, особенно некоторых явлений государственного права, некоторых учреждений. В то же время в их трудах, считает он, «картина древнего русского управления освещена с одной только сто­роны с той, которую можно назвать технической». Недостаток дан­ного подхода он усматривает в преувеличении значения форм правления, их реформ, в результате чего «мы расположены в каждой административно-судебной перемене видеть признак преобразования, обновления всего общества». Отдавая должное такому взгляду на обще­ство «сквозь сеть правивших им учреждений», Ключевский отмечает, что его главным преимуществом была попытка понять связь общества и государства: «Механизм правительственных учреждений вместе с главным управителем машины были любимыми темами изысканий в области нашей политической истории: понятия и нравы, характер, до­машняя обстановка и даже генеалогия этого управителя подвергались тщательному разбору; машина, которой он правил, описывалась и в вертикальном и в горизонтальном разрезе; изображались и ее действия, особенно неправильные»36.


Но преимущества такого подхода со временем исчерпали себя. Не считая саму формулу Чичерина Соловьева неверной или спорной, Ключевский в то же время видит свою задачу в ее переосмыслении на основе нового метода, верификации фактическим материалом. По его мнению, с одной стороны, необходимо установить социальную природу рассматриваемого явления «как и из каких элементов скла­дывается этот порядок», с другой выявить специфику политических институтов «откуда взялись они, как состроились и почему так долго держались, даже умели переживать тяжелые кризисы, способные, по- видимому, сокрушить более их искусные правительственные ме­ханизмы?». Если ранее среди историков-юристов распространено было представление о том, что «народ мягкий воск, из которого с помощью законодательства, известной системы учреждений можно сложить какую угодно форму общежития», то Ключевский видит смысл своего исследования «не столько в технике построения той или дЬугой администрации, сколько в том, что можно назвать социальным с кггавом управления» . Поскольку в истории общества и государства, развивает свою мысль Ключевский, «остаются в тени общественные к пассы и интересы, которые за ним скрывались и через них дейст- в эвали» , на первый план выдвигается классовый подход к ним. Клю- евский одним из первых в академической науке своего времени поставил вопрос о том, «какие классы общества принимали в нем (уп­равлении.— А. М.) деятельное участие, создавались им как его непос­редственное орудие или даже создавали его и действовали через него, как через свое орудие» . На первое место при этом выступал, есте­ственно, правящий класс, наиболее связанный исторически и ге­нетически с государственной властью. Поэтому «перемены в составе руководящего класса», «смена господствовавших в нем интересов» ста­новились предметом анализа в связи с историей политических институ­тов и учреждений.

Рассмотрение концепции класса и классового подхода у Ключев­ского позволяет сделать ряд наблюдений. В этом отношении следует констатировать определенное влияние на Ключевского марксизма и обстоятельств общественной борьбы эпохи. Рассматривая эволюцию мировоззрения Ключевского, П. Н. Милюков подчеркивал, что в исторической мысли той эпохи «уже поставлен был вопрос об отно­шении политических форм к наполнявшему их социальному ма­териалу. А изучение социальной структуры общества уже считалось невозможным без изучения экономических отношений. «Эко­номический материализм» еще представлялся скорее как общая тен­денция изучения, чем как готовая философско-политическая доктрина,— скорее по Сорольду Роджерсу, чем по Марксу. Но вопрос

о взаимоотношении политического и экономического фактора в ^ 40

истории был уже поднят» .