Файл: Медушевский А.Н. - История русской социологии.(1993).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 2731

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По свидетельству М. М. Богословского, уже в годы юности Клю­чевского всего охотнее его мысль направлялась на изучение истории общественных классов, что было связано с решением великой социаль­ной проблемы освобождением крестьян. «Если бы,— заключает он,— нужно было определить главную, господствующую склонность Ключевского как историка, я бы назвал его историком общественных классов»41. Будучи сторонником плюралистических доктрин, теории факторов, Ключевский и в понимании классов не являлся монистом. В этом принципиальное отличие его воззрений от марксизма, хотя пос­ледний безусловно оказал на него свое влияние (Ключевский был зна­ком с сочинениями Маркса, а также, вероятно, другими работами авторов-марксистов). В этом смысле можно сказать, что Ключевский в определенном отношении был предшественником некоторых совре­менных социологических течений немарксистского характера, например теорий социальной стратификации, социальной мобильности и других, основы которых закладывались как раз в то время, когда его творчество находилось в зените (в это время работали Э. Дюр- кгейм, Г. Зиммель, М. Вебер). В «Истории сословий в России» эти вопросы раскрываются в исторической перспективе.

Рассмотрим то новое, что удалось сделать Ключевскому в этой области по сравнению с предшественниками. Интерес представляе| прежде всего сама постановка вопроса о соотношении понятий «класс^ и «сословие». Сословие, отмечает Ключевский, есть термин государ* ственного права, обозначающий ряд политических учреждений. «Со­словиями мы называем классы, на которые делится общество по правам и обязанностям. Права дает либо утверждает, а обязанности возлагает государственная верховная власть, выражающая свою волю в законе; итак, сословное деление существенно юридическое, устанавливается законом в отличие от других общественных делений, устанавливаемых экономическими, умственными и нравственными условиями, не говоря о физических» .

Итак, классы и сословия оказываются практически тождествен­ными понятиями. Классом признается всякое деление общества; причем критерии его выделения чрезвычайно разнообразны ими служат образование, экономическое, политическое положение и т. д. вплоть до различий нравственных, умственных и физических ус­ловий. В свою очередь, под сословием понимается любой из этих клас­сов в том случае, если он получает юридическое закрепление, когда его права и обязанности фиксируются в законодательстве. Это отличие сословия находит свое наиболее четкое выражение в специфическом праве или привилегии, которая есть не что иное, как «всякое преиму­щество, даваемое законом целому классу общества в постоянное обла­дание», причем права эти подразделяются на политические и гражданские. Исходя из того, что основанием сословного деления пов­сюду является неравенство перед законом, Ключевский следующим образом оценивает историческое место этого явления. Констатируется тот факт, что сословное деление эпоха в истории Европы и, сле­довательно, развитие сословий имеет общие законы, причем Клю­чевский придает ему решающее значение. Он формулирует тезис о том, что «политическое общежитие начинается сословным расчле­нением общества и продолжается постепенным уравнением сословий».


Большой интерес представляет объяснения Ключевским возникно­вения сословий, которое осуществлялось, согласно его концепции, двумя путями. «Иногда источником его бывало экономическое деление общества в момент образования государства. Тогда общество делилось на классы сообразно с разделением народного труда: классы различались между собой родом труда или родом капитала, которым работал каждый класс, и сравнительное значение каждого общест­венного класса определялось ценой, которую имел тот или другой род труда, тот или другой капитал в народном хозяйстве известного времени или места». В то же время возможен был и другой, обратный

Порядок явлений: «общество подчинялось вооруженной силе, вторг­нувшейся со стороны или образовавшейся в нем самом, которая захватывала распоряжение народным трудом. Такой силой бывало йли чуждое пришлое племя, или особый класс, сложившийся в самом обществе для его защиты от внешних врагов и потом завоевавший защищаемое общество».

Таким образом, в своей концепции образования классов-сословий Ключевский отрицал единство этого процесса, принимая объяснения как Маркса, так и Дюринга, что, в свою очередь, затрудняло единый взгляд на исторический процесс. В самом деле, сформулировав два основных принципа образования сословий, Ключевский противопо­ставляет их друг другу и утверждает, что в каждой из обозначенных ситуаций общество следовало в своем дальнейшем развитии совершен­но различными путями. В первом случае, полагает Ключевский, гос­подствующий капитал страны, овладев народным трудом, создавал из владельцев этого капитала власть «капитал становился источником власти», а «экономические классы превращались в политические сос­ловия». При таких условиях экономические отношения и методы уп­равления (поиски лучшего устройства хозяйства, рынков сбыта, рабочей силы) играли более значительную роль, чем политические, чисто административные средства (хартии и учреждения). Вопросы го­сударства и права оставались поэтому на втором плане, а юридические отношения не получали достаточной разработки. Во втором случае, наоборот, вооруженная сила насильственно вторгалась в уже сложившийся экономический порядок и первым делом стремилась ук­репить свое положение в нем. Захватив в свои руки господствующий капитал, эта сила «спешила создать известный государственный поря­док, с помощью которого она, став его движущей пружиной, могла бы распоряжаться народным трудом». Вот почему, разъясняет Клю­чевский, все заботы этой силы были обращены на устройство госу­дарства, выработку системы законодательства, на приспособленную к этой цели организацию сословий, соответствующее устройство правительственных учреждений. Благодаря тому, что главные явления жизни данного типа общества составляла борьба различных социаль­ных сил, вопросы организации права и государства приобретали здесь особое значение, а это, в свою очередь, вело по специфическому пути развития.


В итоге Ключевский приходит к идее о том, что сословия вообще имеют двойственное происхождение экономическое расслоение капиталистов и рабочих или просто право силы. Само стремление видеть за чисто юридическими отношениями экономический фактор, социальное неравенство, расстановку политических и классовых сил было новым шагом в развитии русской исторической мысли рассматриваемого периода. Устанавливалась, в частности, связь этих объективных факторов с формой организации сословного строя, раскрывалась тенденция эволюции сословных отношений. «Чем резче сословное неравенство,— подчеркивает Ключевский,— тем прощё сословное деление, и наоборот: чем слабее сословное неравенство; тем сложнее, т. е. дробнее, сословное деление» . Подчеркнем также такие положения Ключевского, как тезис об исторически преходящем характере сословного строя, о влиянии его на организацию политического порядка давлении сословных интересов на верхов­ную власть.

Размышляя о процессе исторического развития, Ключевский не разделял того цельного монистического взгляда на мир и историю, который был присущ Соловьеву и Чичерину с их гегелевским мышлением. Исторический процесс предстает у него как довольно произвольная комбинация «исторических сочетаний и положений, когда-то и для чего-то сложившихся в той или другой стране, нигде более не повторимых и не предвидимых» . Это не означает, однако, что ученый не имел объясняющей схемы, теории исторического процесса. Он видел ее в теории факторов, выделяя среди них в качестве определяющих политические, социальные и эко­номические. Социологическое изучение истории понималось им как выявление многообразных процессов взаимодействия и сочетания этих факторов в различных конкретно-исторических условиях. «Эти сочетания,— подчеркивает Ключевский,— основной предмет исторической социологии».

Отказ от вечных принципов и неизменных форм, столь свойственных школе естественного права, стал, как мы видели, насущной потребностью историко-правовых исследований. Данная тенденция, нашедшая свое выражение в трудах позднего Кавелина, а затем Муромцева, Коркунова, сказалась и в исторической науке, прежде всего у Ключевского. Исторические исследования приобрели другой смысл. Была поставлена задача путем конкретного анализа основных факторов человеческого общежития, их соотношения в определенном месте и времени установить специфику исторического развития, а раскрытие общих законов отодвигалось в более далекую перспективу социологии. «Из науки о том, как строилось человече­ское общежитие, может со временем и это будет торжеством исторической науки выработаться и общая социологическая часть ее наука об общих законах строения человеческих обществ, приложимых независимо от преходящих местных условий» .


Видя свою задачу в конкретном изучении комбинации трех видов факторов русского исторического процесса политических, социаль­ных и экономических, Ключевский основное внимание обращал на человека, общество, природу. В соответствии с этим им дается периодизация русского исторического процесса, раскрывается специфика составляющих его периодов. В периодизации этой прослеживается в качестве руководящего принципа выявление специфики сочетания политических, социальных и экономических факторов на разных этапах истории; причем каждый период определяется триадой признаков: Русь с VIII до XIII в. была «днепровской, городовой, торговой»; с XIII до середины XV в.— «верхневолжской, удельно-княжеской, вольноземледельческой»; с середины XV до второго десятилетия XVII в.— «великой московской, царско-боярской, военно-земледельческой»; наконец, с начала XVII до середины XIX в.— «всероссийской, императорско-дворянской, с крепостным хозяйством, земледельческим и фабрично-заводским». Как видим, в основе выделения каждого из периодов лежит триада признаков, причем показано, как их соотношение делает этот период специфическим по отношению к предшествующему и последующему.

Рассмотрим более детально созданную Ключевским историко­социологическую концепцию русского исторического процесса, ее оригинальность. Следует подчеркнуть, что, вопреки утверждению ряда авторов, концепция Ключевского есть в принципе развитие концепции государственной школы с тем существенным дополнением, что она включает элементы анализа экономического быта и стремится по воз­можности дополнить правовое объяснение социологическим. Характер­ные черты мировоззрения Ключевского, как традиционные, так и новые, прослеживаются в интерпретации им сословного и государст­венного строя России.

Прежде всего обращает на себя внимание пристальный интерес историка к роли географического фактора в историческом развитии. Заимствовав этот подход у С. М. Соловьева, Ключевский даже не­сколько усилил его, отчасти положив в основу периодизации. Выде­ляемые им этапы исторического развития страны представлены в его схеме как этапы колонизации. Отсюда известный тезис о том, что «история России это история страны, которая колонизуется». При интерпретации Ключевским роли географического фактора отметим, что в его концепции он получил более тесную взаимосвязь с условиями экономического быта, хозяйственного развития страны. В литературе справедливо подчеркивалась специфическая трактовка Ключевским роли рек в процессе колонизации страны. Историк исходил из того, что в силу ряда особенностей своего развития древнерусская цивилизация имела устойчивую тенденцию к распространению вширь, колонизации новых территорий. Поскольку процесс этот шел в основ­ном по рекам, то и заселение новых земель, образование городов гео­графически связано с крупными речными системами. Значение рек видел Ключевский и в развитии экономических связей на территории страны: в отличие от ряда своих предшественников (например,


Д. И. Иловайского) он считал, что в основе экономики Киевской Руси было не земледелие, а торговля и скотоводство. В связи с таким взгля­дом Ключевский предлагал определенную модификацию известной родовой теории. Признавая основные положения данной теории в принципе, историк ищет основу классово-сословного деления не в переходе от частного быта к публичному (как, скажем, Б. Н. Чичерин), а в развитии самостоятельной роли юродов, торговли, тор­гового капитала (что впоследствии так широко использовал М. Н. Покровский), в возникновении городской купеческой олигархии. В этом процессе он видел предпосылки для следующего этапа социаль­ного развития появления князя с дружиной с последующим формированием государственности.

Для понимания концепции Ключевского, ее сходства и отличия от предшествующей и последующей историографии рассмотрим осо­бенно характерную для его творчества интерпретацию сословного строя XVI—XVII вв., т. е. времени становления и развития русской госу­дарственности. В основу ученый фактически кладет теорию государ­ственной школы о закрепощении сословий государством. Основанием классово-сословного деления данного периода, по его мнению, служило деление классов по роду государственных повинностей, разверстыва­емых по имущественному состоянию лиц. В соответствии с этим каж­дый класс отличался от другого двумя признаками политическим и экономическим. Политическим признаком служила известная социальная повинность, падавшая на этот класс, экономическим имущественное состояние лиц этого класса. По этим двум признакам историк считал возможным различать отдельные мелкие разряды на­селения друг от друга и затем сводить их в более крупные социальные классы, устанавливать определенный порядок в их классификации. Процесс классообразования интерпретируется им как процесс образо­вания сословий, а этот последний, в свою очередь, сводится к обра­зованию отдельных служилых чинов государством. В этом отношении характерно определение самого понятия «чин»: по определению историка, «чином в Московском государстве назывался общественный слой, который нес свою специальную государственную повинность, со­ответствовавшую его экономическому состоянию»4 . Все такие чины Ключевский в строгом соответствии с материалом источников разделил на три основные группы: чины служилые, тяглые и нетяглые. Далее давалась более дробная группировка каждой из них, которая, в свою очередь, была основана на служилой функции каждого из чинов. Природу такого деления Ключевский в соответствии с традициями го­сударственной школы видит в сознательном или бессознательном стремлении верховной власти к достижению максимального соот­ветствия между служилой функцией и экономическим положением каждого класса-сословия или чина, к закреплению за ними их функций.