Файл: Медушевский А.Н. - История русской социологии.(1993).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 2722

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Другим аспектом сравнительного исследования явилась история правящего класса. Историк исходил при этом из представления об общности функции русского дворянства и западного рыцарства, несших со своих владений воинскую службу. Одно из специальных монографических исследований ученого «Государевы служилые люди. Происхождение русского дворянства» (189Ю позволяет более полно представить его взгляд на правящее сословие *. В основу периодизации истории дворянства положен такой критерий, как фундаментальная линия его отношений с государственной властью. Специфическим инструментом^ государства для обеспечения военно-служилой функции стал новый социальный слой дети боярские или дворяне. Отно­шения старой знати боярства с дворянством рассматриваются как одна из центральных проблем в ходе формирования Московского го­сударства. Именно по этой линии проведено в дальнейшем сравнение социальной стратификации правящего сословия России и Германии, причем ученый усматривал большое сходство в их социальной природе.

Отметим также применение сравнительного метода к изучению го­родов и городского населения, которое историк как на Западе, так и в Московском государстве определяет как «третье сословие». Вопрос этот интересен прежде всего тем, что он выводит исследователя еще на одну очень важную проблему генезиса капитализма. Мы не зна­ем, как относился историк к оживленным спорам славянофилов и за­падников, народников и марксистов о судьбах капитализма в России, о времени его зарождения и особенностях развития. Но можно пред­положить, что он и в этом вопросе стремился отыскать общую за­кономерность, специфический вариант которой представляли русские условия. Это следует, в частности, из его сравнительно-типологических наблюдений о городском строе эпохи феодализма. Важно отметить, что, подходя к решению этого вопроса, ученый в традициях ака­демической науки берет прежде всего правовую сторону явлений, одна­ко выводы, к которым он приходит, весьма отличаются от господствующих в его время. В отличие от А. С. Лаппоанилевского,

А. А. Кизеветтера и других ученых, специально изучавших русский город и считавших его крайне слабым экономически и политически, продуктом административной деятельности государства и его фискаль­ных потребностей, а потому не сравнимым с западным, Сильванский, сопоставляя городской строй России и Запада, видит принципиальную возможность их сравнения. Он подчеркивал, в частности, что посадские люди по своим сословным правам сходны с немецкими бюр­герами и буржуа французского третьего сословия, причем те и другие имели важное в экономическом отношении право на занятие торговлей и промыслами, платя в то же время высокие подати. В сравнительной перспективе анализируются такие важные проблемы истории города, как его правовое и экономическое положение, социальный статус и занятия жителей, их состав и социальная борьба. Историк рас­сматривал прежде всего вопрос о типичности и индивидуальности того тягла посадского населения, которое несут посадские люди в России. Он склоняется к выводу о том, что такое положение свойственно не только русским, но и западным городам, где (по выражению Маурера) сословные обязанности идут рука об руку с правами.


Наряду со сравнением основных сословий крестьянства, дворян­ства и горожан, а также сословных групп феодального общества пред­метом специального внимания в рассматриваемый период все более становится сопоставление однотипных социальных институтов. Мы видели уже, что сравнительное право ставило своей задачей выявление однотипных учреждений, нормативных актов и законодательных норм, регулирующих их деятельность. В русле данной традиции лучше мо­жет быть понят подход Павлова-Сильванского к решению этой проб­лемы. Для сравнения политических институтов ученый избирает земские соборы, изучение которых стало особенно популярно в России в эпоху борьбы за народное представительство.

Отметим, что проблема земских соборов является одной из цен­тральных для понимания российской государственности. Вопрос этот рассматривается в историографии с противоположных позиций. Либе­ральные историки в период расцвета конституционных идей в России пореформенного периода и особенно конца XIX начала XX в. стремились найти историческое обоснование ограничению самодер­жавия. В этом отношении наиболее характерно внимание ко всякого рода сословным и сословно-представительным учреждениям, земским соборам, истории местных сословных учреждений. Данный взгляд по­лучил особенно четкое выражение в трудах В. И. Сергеевича,

В. Н. Латкина и Н. П. Павлова-Сильванского. Они отстаивали кон­цепцию, согласно которой земские соборы в России могут рас- сматриватсья как учреждения, по своему социальному происхождению и функциональному назначению близкие или даже аналогичные сход­ным учреждениям на Западе генеральным штатам, парламентам, кортесам и т. д. Данная постановка вопроса обусловила обращение к сравнительно-историческому методу для его решения. Обоснованный в правовой литературе Ф. В. Тарановским, этот метод был использо­ван Н. И. Кареевым и особенно Павловым-Сильванским для сравнительного изучения сословно-представительных учреждений феодального периода.

Известная идеализация сословно-представительных учреждений вызывала уже в то время стремление противопоставить сословно-пред­ставительные учреждения Запада сословной монархии России. Данный взгляд получил наиболее полное выражение в трудах Б. Н. Чичерина,

В. О. Ключевского, а также С. Ф. Платонова. Исходя из концепции формирования сословного строя в России, закрепощения и рас­крепощения сословий государством, противопоставления их в этом отношении западноевропейским, В. О. Ключевский (вслед за Б. Н. Чичериным) приходил к выводу о слабости сословно-пред­ставительных учреждений в России, а также об их существенной специфике в сравнении с однотипными представительными учреж­дениями Западной Европы. С другой стороны, Павлов-Сильванский, признавая большую специфику организации и проведения земских со­боров, их социального статуса, в то же время считал, что эти вполне верные сами по себе наблюдения заслонили от ряда исследователей общую сравнительную перспективу. Обосновывая свою позицию, уче­


ный опирался на сходство основных направлений эволюции сословного строя, выраставшего из феодального порядка как в Европе, так и в России. Переход от сословно-представительной монархии к абсо­лютизму не представлялся ему поэтому, в отличие от многих других историков, радикальным переворотом. «Сословный строй государст­ва,— писал Свдьванский,— вышел из эпохи преобразований без су­щественных перемен, а крепостное право, лежавшее в основании этого строя, только усилилось после Петра» . Именно поэтому «петровская реформа... отнюдь не имела значения коренного перелома в нашей истории». Эта мрея органического, закономерного развития русского исторического процесса, воспринятая у государственной школы, нашла в трудах Павлова-Сильванского логическое продолжение, став неотъ­емлемой частью современной исторической науки.


Часть III

СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА

Глава 7

ПОЛИТИКА, НРАВСТВЕННОСТЬ И ПРАВО.

Л. И. ПЕТРАЖИЦКИЙ. М. Я. ОСТРОГОРСКИЙ

§ 1. Выступление Л. И. Петражицкого против правового нигилизма. Интерпретация права как социально-психологичес- кого явления. Интуитивное и позитивное право. Противоречие между ними. Анализ правового поведения как особый социологический подход, g 2. М. Я. Острогорский как созда­тель социологии политических партий и учения об элите

S 1. Л. И. Петражицкий занимает особое место в истории русской и мировой правовой и социологической мысли. Получив образование в Польше, а затем в Германии, он становится одним из крупнейших (если не самым крупным) русских юристов, автором многочисленных трудов по философии, праву, социологии, главой целой научной шко­лы, а в политической деятельности членом ЦК партии кадетов. Формирование и развитие воззрений Петражицкого происходит, таким образом, в переломную эпоху кануна и разворачивания революций в России, последняя из которых вынудила его эмигрировать, отказать- ся во многом от своих воззрений, а отчасти, возможно, повлияла и на его решение покончить жизнь самоубийством. Для того чтобы понять непримиримый характер отношения Петражицкого к рево­люции, а затем и к событиям в предвоенной Польше (куда он эмигрировал), важно обратиться к характеристике существа его взгля­дов, сформировавшихся в основном под влиянием русской и герман­ской юриспруденции конца XIX— начала XX в.

Одной из центральных проблем русской юриспруденции рас­сматриваемого периода стал вопрос о соотношении права и нравст­венности, который во многом ставился самой жизнью, революционным движением. Как отмечал А. Валицкий, для русской общественной мысли, как, впрочем, для общественной мысли стран догоняющего развития, преобладающим настроением было негативное отношение к праву как инструменту классового господства и принуждения, стрем­ление уйти от него или встать над ним. В качестве альтернативы праву при этом, как правило, выдвигались нравственность, этическое осоз­


нание собственного места в жизни. Классическое выражение этот взгляд нашел у Л. Н. Толстого, который вообще отрицал право, считая необходимым действовать исключительно по совести, исходя из своих представлений о справедливости2.

В правотой мысли Б. Н. Чичерин разделял право и нравствен­ность, а В. С.\Соловьев, наоборот, стремился к их единству путем рас­смотрения права как реализованной нравственности. Право он рассматривал как гарантированный минимум морали, устанавливае­мый обществом для того, чтобы всякая вообще мораль могла суще­ствовать. Эта\ теория оказалась очень своевременной в канун революции, кофа особенно остро встал вопрос о нравственной природе права и деятельности человека вообще. Таковы были истоки теории, получившей название «возрождения естественного права», круп­нейшим представителем которой в России был Л. И. Петражицкий3.

Представление о праве Петражицкого действительно было настоль­ко широким и настолько отличалось от общепринятого, что его часто упрекали в антиправовом характере его теории. С другой стороны, он представлял поистине пан-юридическое видение мира, поскольку рас­сматривал право как, по существу, всемогущее в человеческой жизни и трактовал науку права как наиболее важную поведенческую дисциплину. В отличие от ряда своих предшественников, стремившихся подменить право нравственностью (как Толстой), Пет­ражицкий пришел к совершенно обратному выводу: он рассматривал право как социально более высокое по отношению к морали, более важное для исторического воспитания человечества. Такой взгляд был совершенно несовместим с господствовавшими в России представ­лениями.

Поэтому нет ничего удивительного, что он вызвал сильную реакцию как слева, так и справа, как со стороны юристов старой шко­лы, так и со стороны радикальных социальных мыслителей нового поколения.

В то же время нет сомнения, что взгляды Петражицкого на право и нравственность воспринимались его аудиторией и его читателями как наилучшим образом соответствующие русским условиям. Они были направлены против давно установившейся русской традиции пра­вового нигилизма, продолжавшей свое существование в среде крайне левых течений русского революционного движения и в царистских иллюзиях масс (которые могли легко быть трансформированы в некритическое принятие других форм авторитарного правления), а также направлены против правого славянофильского мифа, состоящего в том, что правовые гарантии в России не нужны благодаря наличию в ее народе различных христианских добродетелей. Петражицкий хорошо понимал, что этот «рабский дух» еще не выветрился в России, а его опасность состоит в том, что он создает психические основания для веры скорее в силу, чем в правовые гарантии, и, таким образом, может иметь своим результатом либо слепое повиновение (иак обычное состояние), либо неожиданные (спонтанные) вспышки анархического восстания. Он пророчески указывал на огромную опасность, которая таится в формировании такого социально-психологического климата в России: терпимое отношение, а в ряде случаев и сочувствие насилию, отсутствие уверенности в своем существовании и экономическая не­эффективность.