Файл: Медушевский А.Н. - История русской социологии.(1993).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 2822
Скачиваний: 14
«Выставленное нами требование «возрождения естественного права»,— писал Петражицкий,— конечно, не значит, что мы должны исходить из тех посылок, из которых исходили представители есте- ственно-правовых учений, и применять их приемы мышления, а тем более придерживаться высказанных ими конкретных воззрений и требований» . Речь шла о другом — об интерпретации положений естественного права в контексте психологической теории права. Исходной посылкой для этого становилось представление о том, что «разные положения так называемого естественного права... представляют не что иное, как отражения и выражения интуитивно-правовых процессов в психике авторов». Согласно такой логике, нормы естественного права
-
концентрированное выражение нравственного убеждения, представлений о справедливости .
Такой взгляд на естественное право, сложившийся у Петражицкого, существенно отличался от его традиционного понимания как учения, основанного на фундаментальных принципах развития природы и общества и соответствующих им разумных (а потому и естественных) воззрениях. Интерпретируя право как сугубо психологическое учение, Петражицкий и естественное право наполнял соответствующим содержанием. Его роль виделась ему в выработке и укреплении определенных нравственных норм, подавлении мотивов к негативным с этой точки зрения действиям, воспитании народной психики соответственно требованиям нравственности и справедливости. В этом смысле учение Петражицкого о естественном праве многим обязано Руссо и тому пониманию справедливости, которое господствовало во Франции в канун революции. При этом сам Петражицкий не склонен был интерпретировать свое учение в более радикальном направлении и оставался достаточно умеренным в своих взглядах, проводя политическую программу кадетов. Этого нельзя сказать о его последователях и сторонниках, многие из которых (как, например, Рейснер) использовали его учение для обоснования революционного преодоления старого («буржуазного») права и замены его новым («социалистическим»). Тот факт, что теория возрождения естественного права была воспринята большинством юристов рассматриваемого периода безотносительно к их политическим позициям и пристрастиям, явившись предметом как либерального, так и радикального истолкования, свидетельствует о том, что в обществе несомненно ощущалась объективная потребность в создании идеального права, нравственного идеала, на который можно было бы равняться в борьбе с существующими правовыми порядками. Именно в этом ключе можно понять широту распространения данной теории, корни которой обнаруживались в глубоком прошлом.
Критикуя точку зрения о том, что философские основы теории естественного права были созданы классической немецкой философией, Петражицкий прослеживает историю этой доктрины, указывая при этом на возможность наполнения ее самым разнообразным политическим содержанием. «Проблема состоит в том,— писал Петражицкий, критически анализируя взгляды Иеринга,— чтобы найти существенные и общие свойства правовых явлений как таковых, как существующих, данных явлений самих по себе, независимо от того, что вызывает к жизни эти явления, что им предшествует, в частности, независимо от того, что думают и желают те, которые способствуют созданию тех или иных правовых явлений» . Ключевой концепцией, которая выступает при таком подходе к истории мысли, является идея общей воли, дающая согласно воззрению Петражицкого, возможность психологической интерпретации права и нравственности. «Эта теория,— писал он,— постоянный спутник юриспруденции с древнейших времен по сей день. И это явление психологически вполне понятно. Эта теория годна для самых разнообразных функций»23. В прошлом данная теория выполняла важные политические функции. В области политики права она имела два смысла, выступая в двух совершенно противоположных значениях. Так, у Гоббса это формула и обоснование радикального абсолютизма государственной власти, у
Руссо — формула радикального либерализма. В «Общественном договоре» Руссо это революционная формула, у Савиньи и Пухты — обоснование консерватизма.
Для Петражицкого естественное право есть результат не столько сознательных усилий человеческого разума, сколько практической интуитивно-правовой юриспруденции. В этом состоит одна из причин того, что Петражицкий не мог принять учение Р. Иеринга о цели в праве, хотя во многом соглашался с ним в трактовке правовых явлений. Если мы обратимся к настоящим, современным социальным учреждениям, считал он, то станет очевидно, что важнейшие из них произошли не путем сознательного и целевого создания их людьми, а путем бессознательного зарождения и роста в силу бессознательной общественной и культурной жизни. Примерами таких постепенно сложившихся институтов могут служить институт частной собственности, моногамный брак, нормы уголовного права и предшествующие им формы. В основе их возникновения — не сознательное устремление общества к созданию определенных организационных структур, а стихийное развитие социальных и правовых отношений, выработка инстинктивного влечения к известным формам жизнедеятельности. Приспособление это происходит путем накопления массы опыта, инстинктивного отвращения к одним поступкам или общественным явлениям, ведущим за собой вредные последствия (ложь, кража, обман), и кристаллизации уважения и симпатии к другим явлениям, ведущим в массе случаев к благим результатам (уважение к исполнению заключенного договора, признание чужой собственности, подчинение авторитету старейшин и т. д.). Отсюда вера в необходимость определенного рода поведения и соответствующих правил общежития, скрепляемая обыкновенно санкцией религии, с одной стороны; вера в запрещенность и безбожность другого рода поведения, возмущение и озлобленная реакция против соответствующих поступков, с другой стороны. Не сознательный расчет относительно будущего отдельных умных людей, а коллективный, массовый опыт, воздействие уже совершившихся фактов в течение многих поколений на массовые чувства и инстинкты порождают, таким образом, предписания и запрещения общежития.
В качестве примера такого пути формирования правовых норм может выступать римское право. Петражицкий являлся одним из крупнейших знатоков римского права в России конца XIX—начала XX в. Еще в молодом возрасте он перевел и издал на русском языке книгу известного романиста Барона — «Система римского гражданского права», а затем посвятил ряд исследований влиянию римского права на последующее, в частности, современное ему гражданское право. Отметим, что сам интерес Петражицкого к проблемам содиологической и философской интерпретации римского права не является уникальным. В России интерес к римскому праву возник сразу после проведения судебных реформ и в ходе пересмотра гражданского законодательства, когда эта проблема приобрела практическое значение. Вклад Петражицкого состоит главным образом в том, что он дал объяснение римского права с позиций теории возрождения естественного права и разработанной им психологической теории права. Его интересовал поэтому прежде всего вопрос о возникновении римского права и его соответствии практическим запросам как в древности, так и в новое время. Вопреки многочисленным предшествующим комментаторам римского права, видевшим в нем продукт сознательной деятельности ряда крупнейших юристов и последующих комментаторов, Петражицкий высказывает как раз противоположную идею о том, что римские юристы вовсе не осуществляли сознательную политику, основанную на понимании и предвидении общественного значения создаваемых ими норм. Римское право понимается им как «выражение бессознательной, инстинктивной народной мудрости, как естественного продукта массового опыта» .
Очевидно, что здесь Петражицкий гораздо ближе подходит к воззрениям исторической школы права Савиньи и Пухты, исходившей как раз из представления о праве как выражении народного духа. Однако следует отметить, что для Петражицкого, как и для многих других сторонников возрождения естественного права, характерен был не столько возврат к какому-либо одному течению предшествующего времени, сколько попытка их синтеза на основе теории естественного права. Это направление, начало которому положил Иеринг, видело свою задачу в восстановлении естественного права как нравственного идеала, который, однако, сформировался исторически и приобрел столь широкое распространение и устойчивость именно потому, что отвечал фундаментальным потребностям общества, обобщал наилучшим образом длительную практику его функционирования. «Поскольку же к этой функции примешивалось и более индивидуализированное творчество юриспруденции, как таковой, как особого класса народа, обладающего особыми воззрениями и техническими познаниями, то и здесь творческое значение следует приписать не столько пониманию функции и цели тех абстракций, которые называются институтами права, сколько классовому юридическому опыту, составляющему отражение больших масс конкретных, уже совершившихся species facte и их решений» .
Рассмотрение общей теории права Петражицкого позволяет увидеть, какое значение придавал он нравственному прогрессу человечества, связывая с ним и изменение самого права. «Развитие права, как барометра этического состояния народа, обнаруживает, впрочем, отдельные колебания; подчас заметны кратковременные движения назад или более или менее продолжительные промежутки застоя; при современном общении народов легко возможны не мотивированные достаточно этическою культурою народа скачки вперед путем заимствования. В случае диссонанса этической культуры народа и права неминуемо появляются такие или иные болезненные явления» . Таким образом, естественное право есть следствие исторического развития права и в то же время оптимальный инструмент регулирования социальных отношений путем постоянного соотнесения их с нравственным идеалом человечества.
На этой основе Петражицкий попытался создать особую юридическую дисциплину — политику права, которая должна была обосновывать рациональное регулирование социально-правовых отношений в обществе. Будучи психическим явлением, право, в свою очередь, оказывается фактором, обусловливающим новые психические явления. В этом создании новых психических импульсов и состоит, по мнению Петражицкого, истинное назначение права как инструмента социального регулирования. Он различает несколько основных способов воздействия права на общество: непосредственное психическое воздействие, состоящее в возбуждении или устранении тех или иных мотивов поведения индивидов; опосредованное воздействие на общество, порождающее определенное состояние социальной психологии, настроений, наконец, этики народонаселения. Различаются два результата, к которым может привести воздействие права на общество: оно может вызвать деморализацию общества или, наоборот, способствовать его нравственному прогрессу. Достижение второй цели и преследует политика права, предложенная Петражицким, смысл которой состоит в том, чтобы стихийное и ненаучное воздействие права на общество сделать направленным и научным, стимулируя нравственный прогресс человечества. В качестве метода воздействия рекомендуются ненасильственные (т. е. чисто моральные) санкции. Во всяком случае политика права, говорит Петражицкий, должна иметь в виду, что уголовные угрозы являются весьма примитивным приемом психического воздействия, рассчитанным на грубые черты человеческого характера, и что задачи и идеал правовой политики состоят в переведении психологического правового концерта на более высокие струны человеческой души. В этом существо прогресса права; к этому направлена и тенденция исторического развития.
Политика права разрабатывалась Петражицким в трех направлениях. Прежде всего она состоит в систематизации, унификации и рационализации самого законодательства, превращении его в эффективный инструмент социального развития. С этой целью ученый неоднократно обращался к проблеме кодификации права в странах Европы и в России. Отметим, что вопрос о кодификации права активно обсуждался в конце XIX в. в ряде стран, прежде всего в Германии, где он был связан с решением практической задачи — созданием общегерманского гражданского кодекса. Сходная проблема встала в Италии после ее объединения. В России гражданское уложение также *стало предметом дискуссий в связи с развитием гражданского общества в пореформенный период. Петражицкий, значительное время проведший в Германии и издавший там ряд своих трудов, весьма активно комментировал кодификацию права там, рассматривая ее как возможный образец для подражания и пример осуществления политики права. «Современная наука гражданского права,— справедливо отмечает Петражицкий,— развивается главным образом под предводительством и влиянием немецкой юриспруденции, которая в свою очередь опирается на продукт деятельности римской юриспруденции, на Corpus juris. Естественно поэтому, что и новые лозунги, программы и направления в области цивилистики и даже отчасти науки права вообще в новое время создавались выдающимися германскими романистами (Савиньи, Иеринг). Впредь центром тяжести и фундаментом германской цивилистической юриспруденции сделается новое гражданское уложение» 7. Однако не следует думать, что Петражицкий оценивал кодификацию в Германии однозначно положительно. Более тою, он подвергал ее значительной критике, исходя прежде всего из представлений о задачах новой науки и практики — политики права. Основной недостаток кодификации нового и новейшего времени Петражиций усматривал в ее подражательном (по отношению к римскому праву) характере, который не позволяет на деле проводить рациональную реорганизацию социальных и экономических отношений. «Главнейшая и весьма преобладающая масса юридического материала, заключающегося в новых гражданских уложениях, представляет продукт подражания, копирования и компилирования; но без изучения цивильно-политического значения оригинала. Основным оригиналом для копирования является римское право. Так было в начале появления новых кодификаций, когда для составления компиляций не было еще других пособий в виде сделанных уже раньше компиляций (гражданских кодексов), но то же повторяется и в новейшее время» . Таким образом, критике подвергается не естественное право вообще и не римское право в частности, а его использование в современной кодификации. Не случайно, иронизирует Петражицкий, обсуждаемый проект германского уложения получил название «маленький Виндшейд» по имени известного автора учебника римского права. По мнению Петражицкого, романистическая наука не исследовала римского права так, чтобы приготовить почву для сознательного и критического отношения законодателя к римским нормам, понять, что с точки зрения цивильной политики является рациональным, а что нет, в каком направлении должны проводиться необходимые изменения.
В области регулирования социальных отношений политика права способна также дать весьма много. Постоянно направляя мышление и поведение людей в определенное русло, стимулируя появление одних мотивов и сдерживая другие, разумная политика права способна цивилизовать общество и сделать его более нравственным. Это