Файл: Медушевский А.Н. - История русской социологии.(1993).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 2817

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большую роль играет в концепции Острогорского сравнение партии современного типа с машиной. Представляя собой сложный механизм, предназначенный для трансформации рассредоточенной политической энергии выборов в организованную парламентскую работу, партия мо­жет функционировать лишь при условии постоянства состава и профессионализма политиков. Однако парадокс состоит в том, что чем более четко, бесперебойно и гладко функционирует данная машина, тем более явно дают себя знать признаки дисфункции, негативные явления. Прежде всего это эффект унификации мышления, прев­ращения его в более стереотипное, когда в обращение идут обобщенные категории, в которых растворяются конкретное содержание, индивиду­альные черты. Логика партийной борьбы ведет к упрощению, схе­матизации общественного мнения, поглощая или маскируя разнообразие, нивелируя различные мнения в рамках общей партийной идеологии. В результате машина порождает политический конформизм в той мере, в какой партийная ортодоксия выступает ус­ловием бесперебойного функционирования машины.

Хорошо показан Острогорским процесс этого превращения традиционной партии в консолидированную организацию, не имею­щую никакой другой цели, кроме собственного роста. Лидеры сами оказываются пленниками организации, которую они создали, они превращаются в рупор партийной машины или, по терминологии Острогорского, в ее фонограф. «Кокус, группировавший вокруг себя всех передовых и горячих членов партии,— писал Острогорский,— скоро становился фракционной крепостью для группы, полной сектан­тского духа, и кокус был тем более нетерпим и притязателен, что народная форма его организации давала ему повод выдавать себя за единственного и законного представителя либеральной партии. Этот Дух кокуса не замедлил сказаться в осуществлении им своей первой задачи: в назначении кандидатов для парламентских выборов» .

Анализ Острогорского, основанный на английском и американском политическом опыте, создал в то же время основу для формирования социологии организаций. На конкретном материале в самом начале XX в. ему удалось сформулировать ряд положений, нашедших впос­ледствии полное и неоднократное подтверждение в политической практике современности, нарисовать образ партийной машины. «Жизнь партии,— писал он,— была сведена к хорошо разыгранным представлениям. Никакой гибкости, эластичности в движениях, по всей линии строгая игра, причем все заранее срепетировано, исклю­чаются всякие проявления самопроизвольности. Распространение идеи, конфликты мнений, демонстрации политического чувства, возбужда­емого ими у публики, даже взрывы негодования и гнева все является предметом производства, как на какой-нибудь Манчестерской фабрике или на Бирмингемском заводе»36.


Самостоятельной проблемой в труде Острогорского является ме­ханизм власти. Констатировав наступление эпохи партийной демок­ратии и указав на опасность, которая таится в рационализации и бюрократизации всякой партии, Острогорский большое внимание уде­лял анализу ее административной организации, прежде всего ее ядра

  • кокуса. Само это слово, прочно вошедшее в западный политический лексикон, имеет неопределенное происхождение. По мнению одних, термин происходит из языка индейцев Северной Америки и означает у них нечто вроде «совета». Согласно другой гипотезе, оно происходит от измененного английского слова «митинг» или «клуб». Есть и другие толкования. Однако в политическом языке значение данного термина достаточно определенно.

Возникнув первоначально как специализированный орган, обес­печивающий связь парламентских партий с массами избирателей, ко- кус со временем стал институтом, ведающим мобилизацией масс в поддержку той или иной программы, координацией всей партийной работы в массах, подбором и назначением функционеров на руково­дящие должности в местном и центральном аппарате, наконец, осу­ществлением пропаганды партийной идеологии. С самого начала своего существования кокус заявил о себе (например, в либеральной партии Англии) как о грозной силе, которая для укрепления своей власти и престижа не считается с традициями и может устранять даже весьма уважаемых политических деятелей. Примером может служить описан­ная Острогорским борьба кокуса с известным либеральным деятелем

В. Е. Форстером. С большой проницательностью раскрывает Остро­горский специфику власти кокуса, делающую его совершенно непо­хожим на других носителей власти. Суть этой специфики состоит в том, что в отличие от традиционных носителей власти, кокус (по край­ней мере, в развитом своем виде) не только не стремится афишировать свое влияние в обществе и партии, но, напротив, тщательно ка­муфлирует его. Сам характер власти кокуса состоит в манипулировании материальными ресурсами, кадрами, информацией, не поддается точному определению и может быть раскрыт лишь путем тщательного анализа инфраструктуры партийно-административной машины.

Кокус представляет собой механизм, позволяющий небольшому числу людей контролировать и направлять поведение масс. Как го­ворит Острогорский, достаточно горсточки людей, чтобы создать мо­гучую организацию, охватывающую тысячи избирателей. Данную тенденцию можно проследить уже на уровне квартала, где местный партийный комитет во главе с секретарем осуществляет функции про­ведения партийной политики. Эти функционеры занимаются реализацией партийных установок. Острогорский убедительно пока­зывает, что сила партийной организации значительно меньше зависит от числа ее членов, чем от числа работников. Кокус оказывается тем неформальным центром, который на деле определяет исход мно­гочисленных собраний, дебатов, выборных кампаний. «Ввиду того, что он включает всех коноводов местных секций, влияние которых испы­тывают на себе делегаты «сотен», он фатально увлекает за собой все собрание, впрочем, чересчур многочисленное, чтоб поискать своего собственного пути» . Ученый совершенно точно поэтому констатирует появление при наличии кокуса на арене политической жизни фор­мальной силы, противополагающей себя силам реальным, живым. Со­здавая иллюзию реальности, условные силы воздействуют на сознание и волю людей. За ними, пишет он, соглашаются признать самосто­ятельное существование, их учитывают, с ними считаются, сообразуют свое поведение. Они подобны пущенным в оборот на финансовом рын­ке бумагам без реальной стоимости, которые осуществляют все функции средства обмена, по крайней мере до того момента, когда выяснится их несостоятельность. Кокус руководит организацией различных политических кампаний в обществе, прессе и парламенте, позволяющих повернуть общественное мнение сразу в направлении, диаметрально противоположном предшествующему. Это свидетельство могущества кокуса демонстрируется ученым на примере многочислен­ных избирательных кампаний, приводивших к власти попеременно либералов и консерваторов. Особенно показательным было влияние ко­куса при обсуждении внутрипартийных дел. Весьма характерен в этом отношении пример борьбы кокуса с независимо державшимся депу­татом парламента Дж. Коуэном, который стремился сохранить особую позицию в борьбе двух могущественных партий Гладстона и Дизра­эли, позволяя себе солидаризироваться то с либералами, то с консер­ваторами. Обосновывая такую позицию, депутат говорил: «Кокусу нужны политические машины. Я не машина, а человек». Подводя итоги этого столкновения, Острогорский отмечает, что оно закончилось победой кокуса и отстранением свободомыслящего парламентария. Ко­кус победил.


Анализируя подобные ситуации, Острогорский видит за ними одну из кардинальных проблем демократии. Она состоит, по его мнению, в том психологическом воздействии, которое мнение большинства ока­зывает на поведение отдельной личности. Авторитет понятия партии только усиливает и развивает эту тенденцию. «Ритуальный культ, ко­торым это условное понятие окружает «большинство», «партию», придает квазиконкретную форму тому неопределенному могуществу множества, которое потрясает воображение индивидуума и овладевает его волей. Оно устанавливает внешний критерий его политического поведения... Все взоры устремлены на него, чтобы следить за тем, идет ли он в указанном направлении: ну как же ему не идти по указанному пути? Партийная жизнь, следовательно, представляет собой лишь длительную школу рабского подчинения» .

Прослеживая далее анатомию политических партий, ученый обра­щает внимание на то, что с образованием кокуса процесс концент­рации власти и бюрократизации не останавливается, но идет значительно дальше. Появляется своего рода кокус в кокусе. «Обыч­но,— говорит он,— исполнительный комитет и сам чересчур мно­гочислен, чтобы действовать. Поэтому в его среде образуется «интимный кружок», который концентрирует всю власть. В кокусе есть два лица, которые являются столпами храма: генеральный секретарь и президент ассоциации» . Особенно важной оказывается роль сек­ретаря: он направляет секретарей кварталов, контролирует их деятель­ность, организует демонстрации, собрания и митинги, получает информацию и дает инструкции, регулирует повседневную работу партийных комитетов. В отличие от секретаря, президент является скорее декоративной фигурой, осуществляющей представительство.

Инструментом влияния кокуса на избирателей и средством их мобилизации является регистрация избирателей, представляющая со­бой весьма запутанную с юридической точки зрения процедуру, откры­вающую простор для манипуляций. Это, далее, митинги, доклады, распространение партийной литературы. В условиях парламентской де­мократии кокус контролирует поведение депутата на всем протяжении его деятельности, от подготовки и проведения избирательной кампании до участия в деятельности парламента. Депутат должен доказать свою ортодоксальность и преданность интересам партии, что фактически означает отказ от собственного мнения. Средствами давления на де­путата являются финансирование его избирательной кампании, организационная помощь, наконец, прямой нажим со стороны партийных лидеров в случае неповиновения или проведения не­зависимой политики. В результате член парламента от какой-либо партии, по словам Острогорского, видит, как он все более и более из представителя превращается в простого делегата, агента для пору­чений.


Механизм воздействия на депутатскую деятельность в парламенте стал предметом специального рассмотрения ученого. Он обратил внимание на тот факт, что в составе любой партийной элиты выде­ляется лицо, имеющее специфическую роль, так называемый «кнут». Эти лица представляли собой подлинных режиссеров парламентской комедии, обосновывая проведение воли вождей в партийной организации. Кнуты назначаются лидерами, работают в тени и неизве­стны широкой публике. Посвященные лидерами во все тайные планы намеченной деятельности, они обеспечивают ее выполнение и неот­ступно следят за исполнителями главных ролей, чтобы каждый был на своем месте и своевременно выполнял выпавшую ему роль. В круг обязанностей кнута входит также наблюдение за настроениями умов и информирование об этом лидеров для принятия соответствующих мер. Роль подобных доверенных лиц весьма велика, через них рег­ламентируются многие стороны политической жизни, вплоть до санкционированных аплодисментов на митингах. В результате лидеры оказываются в плену иллюзий, созданных в соответствии с их же ука­заниями. «Им уже слышатся не аплодисменты клакеров, но биение сердец, которые свободно, непосредственно вибрируют в унисон с их сердцами»,— иронизирует Острогорский.

Кокус создает для лидеров определенную харизму, организует, пользуясь выражением Острогорского, «партийную религию», окружа­ет власть ореолом священности. Он устанавливает обязанность для «ве­рующих партии следовать за директивами большинства со всеми их колебаниями, под страхом осуждения за моральное нарушение» . Эти новые отношения авторитета и зависимости, которые формируются ко­ку сом, устанавливаются по всей иерархии, начиная от квартальных организаций и до парламента. В каждом месте избиратели должны были признать в кокусе единственного носителя их политической власти, должны были следовать его указаниям на выборах, могли го­лосовать только за кандидата, одобренного кокусом. Таким образом, в партии уничтожалось свободное соревнование кандидатов, оно за­менялось единственными ортодоксальными кандидатурами со штампом кокуса. Кандидаты, если они хотели быть избранными, не должны были более обращаться непосредственно к избирателям со своими политическими идеями, если таковые не были одобрены партийной организацией. Будучи избранными в парламент, они и там не были хозяевами своей политической совести. Избиратели, кандидаты, де­путаты оказались в полной зависимости от новой власти. Партийные вожди и кабинеты той партии, которая находится у власти, являются, по выражению ученого, фонографами кокуса и, следовательно, не мо­гут иметь независимой позиции. Но, с другой стороны, они избавлены от личной ответственности за осуществляемую политику. Если партия находится у власти, то дискуссия в парламенте представляет собой формальность, поскольку все заранее решено в кокусе. Одобренный им билль может уже считаться прошедшим через парламент.


Неизбежным следствием такого положения являются замкнутость и бюрократизация, централизация, ведущая к унификации. Внутри партии, для обеспечения своей власти, кокус стремится вовремя отсекать всякую оппозицию генеральной линии, трактуя ее как ересь.

Изгоняя отколовшихся, замечает Острогорский, их каждый раз выдавали за высохшую ветку, которую необходимо отрезать, чтобы дерево продолжало расти, но всякий раз эту операцию приходилось начинать сначала. Неизбежная эволюция в направлении бюрок­ратизации и централизации выступает, таким образом, в качестве общей закономерной тенденции. Он подчеркивает также, что эта тенденция подрывает организацию в моральном отношении. Стрем­ление любыми средствами добиться успеха у избирательных урн выдвигает на первый план вопросы организации партии, сохранения ее целостности во что бы то ни стало и, в свою очередь, оказывает разрушающее действие. «Та сила, которую на момент вдохнул кокус в партии,— констатирует ученый,— не спасла систему, а только напрягла ее, натянула пружину, сколько могла. И если кокус до сих пор является ее поддержкой, то постольку, поскольку веревка поддерживает повешенного»41.

Процесс образования кокуса прослеживается на материале как Англии, так и Соединенных Штатов. В США, в частности, на примере двух основных партий республиканской и демократической. Так, у республиканцев он возник довольно рано, практически с образованием самой партии. Интересно, что Острогорский связывает процесс уско­рения консолидации власти с развитием средств сообщения и инфор­мации. В этом он является предшественником многих системных подходов в политологии, развиваемых в настоящее время структур­но-функциональным направлением. Он подчеркивал, что, опираясь на необычайное развитие железнодорожной и телеграфной сети, усилившаяся централизация крепче связала между собою различные части организации и укрепила связь партии с ее членами. Неизбежным следствием этого, однако, явилось то, что жизнь организации больше, чем когда-либо, была лишена непосредственности и искренности. В политической практике Соединенных Штатов кокус как неограничен­ная власть маленькой группы дельцов играл особенно большую роль и сам этот термин стал применяться в демократической системе организации партий, вошел в политический язык эпохи. Но уже тогда он стал вытесняться другим, не менее выразительным термином «машина», получившим широкое распространение. В США, в отличие от Великобритании, большое распространение в политической жизни получила коррупция всякого рода как средство регулирования отно­шений внутри элиты. Острогорский подробно останавливается на примерах этой коррупции, раскрытие которой явилось причиной политических скандалов. Среди них фигурируют подтасовка выборов, подкуп избирателей, разграбление государственной казны, подкуп прессы и т. д. Особенно интересно описание неформальных каналов влияния тех или иных групп, как-то: лоббизм, инфильтрация своих людей в центральные и местные органы власти, боссизм. Останавлива­ется он и на таком явлении, как перераспределение должностей среди деятелей победившей партии, трактуя его как вознаграждение сто­ронникам и активным помощникам партии по мере их вклада в под­держку ее избирательной кампании.