Файл: Медушевский А.Н. - История русской социологии.(1993).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 2709

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ Острогорского, основанный главным образом на английском и американском вариантах партийных систем, создал в то же время первые элементы подлинной социологии политических организаций. Можно констатировать, что его выводы перекликаются с теми, которые получил Р. Михельс при анализе другой и очень специфической партии — Социалистической партии Германии. Современная политическая социология констатирует, что анализ Острогорского или Михельса вполне применим не только к партиям, функционирующим в условиях парламентской демократии, но и к партиям тоталитарного типа. Дело в том, что подобные партии являются, при всем их свое­образии, абсолютизированной формой политической партии традиционного типа. Негативные стороны любой партийной организации приобретают здесь особенно опасный для общества ха­рактер.

Острогорский не ограничился анализом механизма политической партии и его функционирования, ведущего к генезису бюрократии. В этом смысле он пошел значительно дальше других политологов своего времени, стремясь анализировать данный феномен в его отношении к глобальной политической системе, предложить выход из кризисной ситуации. Важным положением являлось для него отрицание самого Принципа, по которому шло разделение общества на противостоящие друг другу постоянные политические партии. Он иронически называл такие партии «омнибусами», обвиняя их в претензии дать ответ на все вопросы, стоящие перед обществом. Они предстают как своего рода интегральные ассоциации, причем раскол общества на борющиеся партии ведет к тому, что в центре оказываются проблемы, являющиеся предметом разногласий между ними. При этом целая гамма других и, возможно, в большей степени поддающихся решению проблем ока­зывается отодвинутой на задний план. В ходе политической борьбы происходит нивелирование, обобщение, стирание разнообразия и бо­гатства мнений внутри каждого из противоборствующих друг другу лагерей. Острогорский подчеркивал, что в реальном обществе нет универсальных расколов и что все конфликты отнюдь не сводятся к единой формуле.

Фундаментальным недостатком политической системы парламен­тской демократии Острогорский считает отчуждение общества от уп­равления и государственной власти. Он показал, каким образом при наличии равного избирательного права основная масса населения вы­тесняется тем не менее из активной политической жизни, становится объектом манипулирования со стороны кокуса. Особенно опасными для общества в целом, считает он, являются такие последствия этой

практики, как отчуждение общества от политической жизни, разрыв между политикой и моралью, формирование конформистского соз­нания и гражданской индифферентности. Ликвидация всех этих опас­ных тенденций составляет главную цель автора «Демократии и политических партий». Большое место в этом труде составляет поэтому обоснование позитивной программы выхода из тупика партийной системы власти.


Основные положения позитивной программы Острогорского могут быть суммарно изложены в следующем виде. Прежде всего следует преодолеть распространенный стереотип восприятия общества как изначально расколотого одним основным конфликтом на две непримиримые части. Напротив, в обществе существует многообразие противоречий, конфликтов и интересов, которые перекрещиваются между собой в разнообразных сочетаниях. Поэтому следует отказаться от политических партий старого типа, противостоящих друг другу в борьбе за власть и влияние на общество, имеющих постоянную струк­туру и организацию. Опасным следствием этого противоборства он и считает отчуждение от политической жизни большей части населения и формирование кокуса. На место этих партий с жесткой бюрократиче­ской организацией должны быть, по его мнению, поставлены свобод­ные общественные ассоциации, движения, лиги и т. п., ставящие перед собой более конкретные и выполнимые задачи разного рода, причем участие в одной из них не должно исключать участие в других. Участие в таких подвижных политических образованиях должно явиться мощным стимулом для подъема общественного сознания и индивидуальной ответственности граждан, роста их моральной свобо­ды.

Очень важным в этой связи представляется Острогорскому пере­осмысление известной теории Руссо об «общей воле» или суверенитете народа как простом большинстве. Следствием практической реализации этого представления стал мистический страх индивида перед большинством голосов, невозможность противопоставления ему своего собственного индивидуального мнения. Общая воля не должна поэтому рассматриваться как нечто единое и постоянное, существу­ющее вне времени и пространства. Мнение народа, по Острогорскому, есть живое воплощение реальных, меняющихся, высказываемых по разным поводам позиций. Высвобождение сознания от этого мистифицированного образа «общей воли» чрезвычайно важная сту­пень развития политической культуры. Современным выражением это­го принципа является в определенной мере плюрализм общественных движений и индивидуальных мнений.

Существующие политические партии видят основную цель своего существования в борьбе за власть, завоевание парламентского большинства. С этой целью они идут на унификацию мнений внутри партии, установление в ней жесткой дисциплины и отсечение ина­комыслящих. Это ведет к запрограммированности поведения депутатов определенной фракции в парламенте, которые становятся не столько выразителями мнения своих избирателей, народа, сколько рупором своей партийной идеологии. Острогорский предлагает поэтому отка­заться от выдвижения депутатов по признаку принадлежности к опре­деленной партии (выборы «списком») и практиковать выдвижение их ; от различных общественных движений, более гибко выражающих раз­нообразные интересы населения.


Жесткая связь между принадлежностью к определенной партии и деятельностью в парламенте имеет, как показывает ученый, ряд не­гативных следствий. С одной стороны, практически нивелируется личная ответственность за порученную работу, с другой — потеря партией своего ведущего положения ведет к отставке тех министров, которые вполне профессионально выполняли свои обязанности. Остро­горский предлагает поэтому отказаться от принципа коллективной партийной ответственности, ведущей к отставке кабинета, и заменить его индивидуальной ответственностью министров и депутатов. Это тем более важно, считает он, потому, что личная компетентность, профессионализм, принципиальность и другие индивидуальные каче­ства играют в сфере управления огромную роль. Острогорский с боль­шой надеждой отмечает, что предрассудок о способности любого или первого встречного управлять страной начинает наконец изживаться.

Таким образом, основная магистральная идея творчества Остро­горского состояла в отыскании путей уничтожения разрыва между гражданским обществом и государством. Основным из них он считал рост политической культуры населения, его активности в создании широких объединений с определенными конкретными целями. Анализируя в основном политический механизм западной демократии, Острогорский ясно представлял себе специфику русской общественной жизни его времени. Отмечая, что Россия или даже Германия находятся на низшей или промежуточной стадии политического прогресса, в силу чего перед ними стоят другие (по сравнению с западноевропейскими странами) задачи, он в то же время и здесь видит главный путь прог­ресса в гражданском просвещении, развитии общественной жизни, пра­вовой культуры населения. «Задача, которую нужно выполнить,— говорит он,— колоссальна: надо вернуть гражданину власть над го­сударством и восстановить действительные цели этого государства; на­до уничтожить разделение между обществом и политической жизнью и аннулировать разрыв между политикой и моралью; нужно, чтобы гражданская индифферентность уступила место бодрому и бдительно­му общественному сознанию; нужно, чтобы сознание гражданина было освобождено от формализма, который его поработил, чтобы избиратели и высшие обладатели власти подчинили свою политическую деятель­ность существу дела, а не условности фраз; нужно, чтобы превосход­ство характера и ума, иначе говоря, истинное управление лидеров, вытесненное политическим машинизмом, было восстановлено в своем праве возглавлять собою управление республики; в политическом обществе необходимо восстановить авторитет так же, как и свободу, узурпированную людьми, которые торгуют общественным благом под флагом партии и именем демократии» .

Судьба основного труда М. Я. Острогорского «Демократия и политические партии» сложилась весьма своеобразно. Его книга, как и более ранние его сочинения, вышла на французском языке, мно­гократно переиздавалась за границей и хорошо известна в истории за­падной социологии. Неоднократно отмечалось, в частности, влияние его идей на современную теорию элиты. В то же время остался со­вершенно вне поля зрения тот факт, что идеи Острогорского сложились в значительной степени под влиянием русского политического опыта. Традиции русской социологии, сравнительного метода, выявления социальных корней права получили в его труде дальнейшее развитие. Можно констатировать, что выход книги Острогорского на рубеже ве­ков ознаменовал новый этап в истории русской социологии. Он состоял в рождении новой науки политической социологии.


Глава 8

РЕФОРМА И РЕВОЛЮЦИЯ В РУССКОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.

П. МИЛЮКОВ

g 1. Философские и социологические воззрения. Концепция русского исторического процесса. Место реформ и революций в нем. Теория и практика политической борьбы

Для русских социологов рассматриваемого периода характерна взаимосвязь научной, публицистической, политической деятельности. Яркое выражение нашла эта особенность в трудах П. Н. Милюкова. Его представления о русском историческом процессе складывались, особенно на раннем этапе, под влиянием идей государственной шко­лы1. В Московском университете он успел еще слушать лекции

С. М. Соловьева, а затем испытал непосредственное влияние своего учителя В. О. Ключевского. Стремление осмыслить эти концепции, противопоставить им новые подходы к истории стали заметной чертой становления молодого историка. История хозяйства, общества и го­сударственности стали предметом его рассмотрения при изучении сред­невековой истории Европы в рамках курса П. Г. Виноградова. В семинаре Виноградова Милюков встретил новых людей, среди которых были будущий лидер октябристов А. И. Гучков и историк М. Н. Пок­ровский.

Окончив университет и блестяще сдав магистерские экзамены по русской и всеобщей истории, а также политэкономии, Милюков стал готовиться к написанию диссертации. Для того чтобы остаться при университете, необходимо было выступить с публичной лекцией по своему собственному выбору. Такая лекция была подготовлена и прочитана Милюковым в 1885 г., а темой ее, что весьма знамена­тельно, стала «Юридическая школа русской историографии». Лекция получила признание и была напечатана в следующем году в журнале «Русская мысль», сыгравшем затем большую роль в журналистской и публицистической деятельности Милюкова2.

В период 1886—1892 гг. основным направлением научной деятель­ности Милюкова стала работа над диссертацией «Государственное хо­зяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого»3. Обращение Милюкова к изучению реформ Петра отнюдь не случайно. Дело в том, что они, бесспорно, составляют важнейшую переломную эпоху в русской истории вплоть до революций начала XX в., а потому становятся неизбежно ключевой проблемой всякой историографической теории. «Подобно тому, как во Франции каждый новый этап в развитии исторической мысли находит себе выражение в новом пересмотре истории Великой французской революции,— спра­ведливо писал А. А. Кизеветтер,— так и в России такую роль, как бы сказать, пробного камня для проявления того или иного историче­ского мировоззрения играло то или иное отношение историка к пониманию реформы Петра»4. Ретроспективно оценивая свою работу в «Воспоминаниях», Милюков отмечал, что она «носила двойственный характер»: «С одной стороны, это была работа, построенная на гро­моздком и обширном архивном материале, до тех пор никем не тро­нутом, и касалась истории учреждений и финансов в связи с государственной экономикой Петра Великого. Тема подсказывалась но­выми взглядами на задачи исторической науки, усвоенными нами под влиянием П. Г. Виноградова. С другой стороны, работа имела изве­стный политический оттенок, так как врывалась в самую гущу споров между западниками и славянофилами. Моя задача была объяснить значение петровской реформы. Но я отвергал старую постановку спо­ра, как он велся в поколениях 40—70-х годов. Славянофилы стояли на принципе русской самобытности, западники на принципе заимствования западной культуры. Мой тезис был, что европеизация России не есть продукт заимствования, а неизбежный результат внут­ренней эволюции, одинаковый в принципе у России с Европой, но лишь задержанный условиями среды»5. С этой точки зрения подход Милюкова оказывался своеобразным синтезом двух предшествующих взаимоисключающих позиций славянофилов и западников, означал бо­лее сложное видение реформ. «Меня потом упрекали в умалении роли Петра,— писал ученый в этой связи,— не понимая моей основной цели


  • стать при оценке реформы над упрощенным противопоставлением неподвижной самобытности и насильственной ломки» .

Несмотря на явное неудовольствие Ключевского, Милюков решил рассмотреть принципиальную проблему экономическое положение России в период царствования Петра Великого. Выбирая эко­номический подход, он действовал вполне в духе времени. По признанию самого ученого, экономический материализм оказал на не­го в то время существенное влияние. Кроме того, дыбирая в качестве темы реформы Петра, он имел возможность по-новому посмотреть на традиционные споры в русской общественной мысли, занять свою позицию.

Работа над диссертацией, требовавшая обращения к архивам, про­ходила главным образом в петербургских архивохранилищах, где Милюков провел специально два лета, и нашла отражение в мно­гочисленных выписках из источников, сохранившихся в личном фонде ученого7.

К этому времени относится знакомство Милюкова с петер­бургскими историками, которые подразделялись на две группы: к пер­вой, или «официальной», школе, к которой принадлежало большинство ученых, относились С. Ф. Платонов, Н. П. Павлов-Сильванский и А. С. Лаппо-Данилевский. Первый из названных историков оказал Милюкову содействие в публикации результатов его исследования в журнале Министерства народного просвещения. Другая, менее пред­ставительная, группа историков в лице В. И. Семевского и В. А. Мя- котина, занимавшаяся преимущественно крестьянским вопросом в России, находилась в некоторой оппозиции к академическим кругам и тяготела к народническому направлению общественной мысли. Сблизившись с Мякотиным, Милюков получил возможность лучше ориентироваться в воззрениях народников, познакомиться с их ве­дущим теоретиком Н. К. Михайловским и начать сотрудничество в известном народническом журнале «Русское богатство».

Однако, когда Милюков вернулся из Петербурга с новыми архивными находками, преисполненный энтузиазма от проделанной работы, и показал ее Ключевскому, учитель лишь выразил свой скептицизм на сей счет и посоветовал Милюкову сохранить сделанные открытия для докторской диссертации, сказав, что для получения сте­пени магистра вполне достаточно обследовать грамоты одного из се­верных монастырей. Лишь позднее, как пишет он сам, Милюков начал понимать причины такой позиции: Ключевский никогда не любил Пет­ра и его наследников и предпочитал допетровский период истории. По существу, Ключевский всегда был ближе к славянофильскому, чем к западническому, взгляду на историю России, скептически относился к европеизации.

17 мая 1892 г. состоялась публичная защита диссертации Милю­кова. Слухи о разногласиях Ключевского с его выдающимся учеником распространились в университете, и зал был полон. Студенты были настроены сочувственно к Милюкову и враждебно к Юпочевскому. Речь Милюкова, как отметили современники, была весьма умеренной по тону и представляла собой короткий обзор исследовательских ме­тодов и полученных выводов. Ключевский оценил труд Милюкова как сырой материал, нуждающийся еще в осмыслении, обработке и лите­ратурной шлифовке, и закончил свое выступление формальным одоб­рением работы и предложением дать Милюкову степень магистра. Друзья Милюкова, в частности Виноградов, надеялись на большее, полагая, что Милюков заслуживает присвоения докторской степени. Однако Ключевский выступил против данного предложения Виногра­дова, и оно было отвергнуто.