Файл: Медушевский А.Н. - История русской социологии.(1993).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 2798

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из противопоставления Европы и России исходил и Градовский. Если в Европе, считал он, феодальный строй объективно вел к формированию сословий как больших корпораций с определенными социально-экономическими интересами и выраженной самостоятель­ностью по отношению к государственной власти, то в России, где не было феодализма (в западном смысле), процесс этот шел совершенно по-другому, иначе. Исходя из роли географического фактора и ко­лонизации при объяснении процесса образования сословий, их закре­пощения, решающую роль Градовский отводит государственному принуждению тяглу. «Действительно,— считает он,— повинность, тягло создали и поддерживали у нас существование сословий; с пос­тепенным освобождением от тягла, крепости, сословное деление теряет свой смысл, и старый земский дух с неудержимой силой пробивается вперед» . Все сословия предстают как «продукт государственной де­ятельности, последствие разнообразных тягл, положенных на обще­ство».

Большой интерес в связи с этим представляет решение центральной проблемы о крепостном праве в России и закономерности его возникновения. В этом процессе Градовский различает две стороны

  • экономическую (организацию налогообложения) и социальную (организацию службы и специального служилого сословия). Размыш­ляя над судьбами крепостного права в России, ученый приходит к вы­воду о его объективно прогрессивном значении. Прикрепление крестьян к земле ограничивало начавшийся процесс их полного обез­земеливания, превращения в холопов, переход всех земель в руки служилого сословия. В длительной исторической перспективе, под­черкивал Градовский, это делало возможным освобождение крестьян с землей. Городское сословие также рассматривается как продукт де­ятельности государственной власти, направленной на обеспечение ее финансовых нужд, тягла. В этом же русле функционального подхода анализируется дворянство. Ограничение прав его собственности в рам­ках поместной системы выступает как инструмент обеспечения его военной и служилой функции.

Необходимо подчеркнуть связь исторических взглядов представите­лей государственной школы и тех вопросов, которые ставило время. Все они Кавелин, Чичерин, Соловьев, а позднее Ключевский, Гра­довский и др.— были связаны с общественной и публицистической де­ятельностью, преподаванием в университетах. Концепция закрепощения сословий государством выступала в условиях преобра­зований в качестве исторического обоснования необходимости прове­дения крестьянской реформы. В концепции государственной школы подчеркивалось, что закрепощение сословий, бывшее исторически обусловленным и необходимым в предшествующий период, затем, начиная с петровского времени и в течение XVIII в., сменяется пос­тепенным раскрепощением сословий, прежде всего дворянства. Осво­бождение крестьян должно было завершать цикл освобождения сословий, открывавший новые основы гражданственности русского общества. В преддверии реформ это положение означало призыв правительства к решительным действиям.


Глава 2

ИЗМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ СОЦИОЛОГИИ.

С. А. МУРОМЦЕВ, Н. М. КОРКУНОВ,

В. И. СЕРГЕЕВИЧ

§ 1. Переход от традиционной (метафизической) теории права к новому социологическому (позитивному) его пониманию.

О. Конт и русская правовая мысль. С. А. Муромцев о переходе от догматической юриспруденции к изучению социальных инте­ресов в праве. Развитие данного подхода Н. М. Коркуновым.

§ 2. Взгляд В. И. Сергеевича на социальную статику и социаль- ную динамику. Методы государственных наук. Теория и политика права. Общество и государство в их историческом развитии. § 3. Философский релятивизм и социология. § 4. Теория естественного права и ее переосмысление. Историческая школа права. Р. Иеринг и его идеи в России. Социологический смысл возрождения естественного права. § 5. Обращение к римскому праву, g 6. Анализ правовых идей нового времени. Ре­волюция и правовое государство

g 1. Демократические реформы 1860-х годов создали объективные предпосылки для теоретического и исторического анализа права и пра­вовых отношений в истории. Реформы, стимулируя интерес к изу­чению права и институтов, дали новый импульс развитию специального научного направления. Оно было представлено именами таких выдающихся ученых, как А. Д. Градовский, С. А. Муромцев, Н. М. Коркунов, В. И. Сергеевич, В. Н. Латкин, А. Н. Филиппов, М. Ф. Владимирский-Буданов, Б. Э. Нольде и др. Центральной фигу­рой в этом ряду является А. Д. Градовский, заложивший основы так называемой юридической школы, представляющей собой определен­ную модификацию основных положений, свойственных государствен­ной школе в целом.

В рассматриваемый период особенно ощутимой стала потребность в реформе права и его изучении. По существу, речь шла о коренном изменении самой науки юриспруденции, состоящем прежде всего в переходе ее с метафизических, абстрактно-идеалистических позиций


на научно-позитивные . Осмысление данной историографической ситу­ации находим прежде всего у Градовского, Муромцева и Коркунова. Новые явления в юриспруденции и историографии стали отражением эажной общеевропейской тенденции развития науки права в направ­лении позитивизма. Уже в начале XIX в. в Германии, наряду с фило­софской революцией, происходят важные перемены в понимании права -— смена учений о естественном праве известной исторической школой V Савиньи и Пухты, важнейшими принципами которой стали идея за- ? кономерного развития права и историзм в подходе к его изучению . Вместе с тем в объяснении генезиса права и причин его поступатель­ного развития историческая школа во многом осталась на прежних метафизических позициях, видя источник права в «народном духе», который понимался совершенно абстрактно и вне конкретной связи с исторической действительностью. В результате правовой порядок (у Пухты) получал самобытное существование, причем народно-правовое убеждение понималось как нечто данное извне, а не как убеждение конкретного народа. С этих позиций давалась интерпретация римского и современного гражданского права, делались попытки интерпретации истории права.

Новый шаг в развитии правовой мысли был сделан немецким уче­ным Р. Иерингом. Он стремился интерпретировать уже собственно реальный исторический процесс развития права, определить степень воздействия на него ряда факторов, в том числе и социально-эко­номических. Главная идея состояла при этом в интерпретации права как процесса борьбы: люди борются из-за отношений, которые нуж­даются в правовом закреплении, и из-за норм, которые защищают эти отношения. Эта доктрина означала, что в изучении и объяснении права наступил новый этап: центр тяжести исследования приходился уже не на поиск вечных и неизменных параметров развития права, а на конкретное изучение тех отношений, прежде всего социально-эко­номических, которые обусловливают развитие права в каждую данную эпоху у определенного народа.

Именно с таким новым подходом мы и сталкиваемся у государ­ственников позднего периода. Переход от абстрактных философских доктрин к позитивизму означал определенный разрыв традиции: «аб­солютному он (позитивизм) противопоставлял относительное, диалектическому развитию развитие реальное, личному социаль­ное» . Это означало появление ряда новых теорий права: оно понима­ется теперь и как социальная защита (Муромцев), и как разграничение интересов (Коркунов), и как нравственность (Петражицкий), и как порядок социальных отношений. Несмотря на различие подходов и определений, это был все же единый процесс переосмысления традиционных установок в отношении права с позиций «позитивной науки». «Мы,— писал Муромцев,— исходим из того воззрения на за­дачи правоведения, которое сложилось под влиянием позитивизма. С


точки зрения этого воззрения задача правоведения как науки состоит в том, чтобы изучать законы определенной группы социальных явлений, которые своей совокупностью образуют право. Поставленное таким образом правоведение должно стать отделом социологии; как вообще законы социологии, так и законы правоведения были бы за­конами сосуществования (статики) и преемственности (динамики5. Историй при этом отводилась роль поставщика фактов для обеих ука­занных частей социологии. В связи с этим подчеркивалась, и вполне справедливо, большая познавательная роль сравнительно-историческо­го метода, который как раз и призван выявить общие, типичные и повторяющиеся явления в жизни различных народов для установления степени закономерности их существования.

Такой подход предполагал совершенно новое отношение к традиционному правоведению, той его отрасли, которая называлась «догмой права» и имела своей задачей систематическое изложение на­чал (принципов) действующего права какой-либо страны, проведение его описания, обобщения, определения и классификации. Согласно но­вому взгляду, эта отрасль правоведения теряла свое прежнее значение и становилась лишь вспомогательным средством новой дисциплины социологии права. Догма права в лучшем случае просто систе­матизирует правовой материал (нормы), готовит его к индуктивному изложению, но на деле служит лишь практике юриспруденции и имеет описательный характер. Напротив, социология права имеет дело не с обобщением предложений, а с обобщением реальных фактов и ставит своей целью установление законов. Этот подход предполагал более внимательное отношение к самой норме права, объяснению ее реаль­ного смысла, выработке метода.

Переход от традиционной (метафизической) теории права к новому социологическому его пониманию произвел большое впечатление на современников, вызвал ожесточенные споры и отразился в целом ряде свидетельств. Чрезвычайно интересны суждения по этому вопросу Гра­довского, Муромцева, Коркунова, в частности, в переписке и других архивных документах6. Градовский видел основной недостаток старого подхода в том, что, выдвигая на первый план субъективные факторы, он не создавал основы для «изучения реальных законов истории и воз­можности предвидения». Истинно научным он считает такой подход, при котором отдельный факт «выводится из целого состояния, строя; научна только система, где каждый факт является необходимою и не­разрывною частью целого и где, наоборот, зная характер целого, мож­но предвидеть целый ряд фактов»7. По мнению Коркунова, предшествующая доктрина исходила из абсолютности права, вечности и неизменности его норм. Новый же подход противопоставил этому метафизическому представлению учение об относительности права «как особой группы явлений общественности», изменяющейся в ходе истории . По свидетельству Муромцева, прежняя история права была логическим сцеплением понятий, а не отражением взаимодействия реальных фактов: «...она мало знала о процессе прогрессивного развития человеческих обществ, применяла один и тот же масштаб к объяснению и оценке явлений различных времен и народов и придерживалась такого воззрения на происхождение права, согласно которому человечество уже в начале своего существования оказывается одаренным всеми основными правовыми идеями»9. Видное место в раз­работке нового подхода Муромцев уделяет вопросам изменения иссле­довательского метода: «Дедуктивная и индуктивная переработка вполне достоверного исторического материала дает первое основание для обобщений, обобщения проливают свет на скрытые исторические области» .


Обращение к реальному правовому материалу, в свою очередь, пос­тавило исследователей перед проблемой познаваемости социального факта и критериев достоверности этого познания. В этом контексте должна рассматриваться дискуссия о «скрытом факте», в которой активное участие приняли как юристы, так и историки. «Под скры­тыми фактами,— говорит Муромцев,— разумеются все явления истории, относительно которых исследователь, руководствуясь непос­редственным выводом из существующих данных, имеет основания де­лать предположения с меньшею или большею, но не полною определенностью»11. Иначе говоря, скрытый факт это факт, не отра­женный в источниках или отраженный в них косвенно. Для установ­ления скрытого факта, считает Муромцев, необходим внимательный анализ исторических источников, а также разработка определенных критериев оценки исторических фактов. Проводится различие между этого рода фактами и «мнимоостоверными фактами», которые ус­траняются критическим анализом свидетельств. В свою очередь, и не­достоверные факты не просто отбрасываются, но анализируются с точки зрения их реальной связи с действительностью. С целью выявить познавательную ценность исторических фактов применяется их классификация «соответственно степени их достоверности»: первую группу образуют вполне достоверные свидетельства, вторую свиде­тельства о скрытом факте, третью остальные свидетельства, относительно которых невозможно установить никакой определенной связи с явлениями, о которых они говорят. Новый подход требовал учета возможности применения сравнительно-исторического метода в правоведении. Он открывал возможности стадиального изучения пра­вовых институтов и, с другой стороны, позволял также путем аналогии судить о каком-либо неизвестном институте исходя из представления об известном.

Новый подход к исследованию права с трудом пробивал себе дорогу в университетской науке. Характерным примером этого является защита магистерской диссертации Муромцева последователя Иеринга, состоявшего с ним в переписке. Как сообщает Муромцев в письмах этого времени, он приступил к соисканию магистерской сте­пени при сочувствии молодой партии и при сильном недоброжелатель­стве других, консервативно настроенных ученых .

Одной из центральных дискуссионных проблем стало определение соотношения и предмета таких специальных дисциплин, как философия права, общая теория права, энциклопедия права, их отно­шение к истории права. Уже Кавелин, а затем Градовский и Муромцев много сделали для преодоления метафизических догм в праве. Ими была подвергнута критике гегелевская философия права, а также теории естественного права, многие ее пережитки в исторической шко­ле права. У Коркунова наряду с этими взглядами находим еще шаг вперед в этом направлении. Ставя вопрос об отношении философии к философии права и их взаимном отношении к общей теории права, он отвечает на него вполне материалистически. Философия не есть метафизическое знание, она существует лишь как обобщенное знание других дисциплин13. Следовательно, между философией вообще и философией права не существует никакого определенного разг­раничения: практически это одно и то же. «Общая теория права» ставит себе задачей извлечь общие начала права из накопленного специальными юридическими науками эмпирического материала»14. Другой наукой, имеющей право на существование при данной пос­тановке вопроса, признается всеобщая история права или сравнитель­ная история законодательств. При этом история права и общее учение о праве относятся друг к другу как конкретная наука к абстрактной. В соответствии с этим каждая наука имеет своей целью обобщение материала, но обобщение это различается по своему уровню понятия-копии, понятия-модели действительности представляют собой различные уровни обобщения и в то же время исследовательский инструмент познания.